Само слово «нефть» известно человечеству так давно, что уже и не вспомнить ее изначального значения. А оно, если верить светлым умам мировой истории, развивалось через череду языков минуя греческий, турецкий, персидский и аккадский язык, и, в конце концов, обрело абсолютно закономерное выражение — вспыхивать или воспламеняться. Около 6 – 4 тыс. лет до н.э. данный продукт активно использовался в строительстве и дорожном промысле на берегах Евфрата, а в Древнем Египте местные нефтяные магнаты применяли «черное золото» для бальзамирования покойников. Но время, когда нефтяная вышка станет символом успеха, независимости и власти, наступит намного позже.

На рубеже девятнадцатого столетия некоторые «прогрессивные далековидные бизнесмены» высказали предположение, что у нефти большое будущее, но в качестве не средства освещения, а источника энергии. Начало этому историческому процессу было положено еще в семидесятых годах, когда впервые в качестве топлива для судов, ходивших на Каспийском море, были использованы «остатки», как в России называли отходы после получения керосина в процессе перегонки, т.е. мазут. Это нововведение объяснялось простой необходимостью: России приходилось импортировать уголь из Англии, что было очень дорогим удовольствием, а леса в некоторых областях империи было недостаточно. Впоследствии поезда новой Транссибирской железнодорожной магистрали стали ходить не на угле или дровах, а на нефтяном топливе. В Британии железные дороги иногда переходили с угля на мазут, чтобы уменьшить задымленность в черте города, а в особых случаях и в целях безопасности, например, при перевозке членов королевского дома. Но в целом уголь продолжал занимать на рынке преобладающие позиции, он послужил основой для бурного развития тяжелой промышленности в Северной Америке и Европе. Также он был главным топливом всех торговых и военных флотов мира.

Нефть в XIX веке.

Ситуация изменилась к концу девятнадцатого века, который был отмечен всемирным нефтяным бумом. Спрос увеличивался быстрыми темпами, предложение за ним не поспевало, и цены росли. В этот период нефтебизнес настолько прогрессирует, что уже невозможно представить более прибыльное дело. Формируются и определенные правила, которые должны быть выделены красным маркером теми, кто всерьез намерен покорить Эверест нефтедобычи. 

Императивом нефтяного бизнеса является очень простое понятие — те, кто с ним связан, всегда находятся в поиске определенного равновесия. Инвестиции в одном секторе бизнеса влекут за собой новые инвестиции в другой сектор в целях обеспечения безопасности уже инвестированных средств. Можно с легкостью привести наглядный пример: те, кто добывают нефть, должны обеспечить рынки сбыта, чтобы их нефть имела цену. Как однажды сказал основатель корпорации «Shell»Маркус Сэмюель: «Добыча нефти сама по себе почти ничего не стоит и ничего не приносит. Необходимы рынки сбыта». А тем, кто занят переработкой нефти, необходимы не только рынки сбыта, но и предложение. Фактически неиспользуемый нефтеперерабатывающий завод представляет собой лишь гору металлолома и ржавеющих труб. А вот тем, кто занимается сбытом, необходима нефть, в противном случае они будут иметь лишь убытки.

Хотя, Маркус делал свои выводы не представляя насколько все может измениться за какие-то 100 лет. На современном этапе развития этой отрасли нефть стала незаменимой не только для получения технически ценных продуктов, главным образом моторных топлив, растворителей, сырья для химической промышленности, но и активно используется как источник ценного сырья для производства синтетических каучуков и волокон, пластмасс, моющих средств, пластификаторов, красителей и др. 

Соответственно, ценность нефти не уменьшается, даже несмотря на то, что ее доля в общем потреблении энергоресурсов будет уменьшаться вследствие возрастания применения атомной и иных видов энергии, а также увеличения стоимости добычи. 

Для среднестатистического человека или бизнесмена, который не знаком с этой отраслью и привык делать выводы исключительно по художественным фильмам и картинкам в телевизоре, кажется, что нефтедобыча ограничивается нефтяной вышкой и парой тройкой человек, которые, проснувшись утром, видят струю черного вещества и радостно кричат, что теперь они богаты. И, как обычно оказывается, как только кто-то всерьез намеревается влезть в этот бизнес, все совершенно не так! 

Нефтебизнесе подробно:

Попробуем немного детальней рассказать о нефтебизнесе. Современные методы бурения почти полностью исключают возможность, так сказать, «фонтанирования», а нефтяная вышка является всего лишь частью нефтяной бурильной установки, которая в общем виде включает в себя: буровые сооружения (буровая вышка, основание вышки, мостки, стеллажи); спуско-подъемное оборудование (лебедка, кронблок, крюкоблок); силовое оборудование для привода лебедки, ротора и буровых насосов (двигатели электрические или дизельные), оборудование для вращения бурильной колонны (ротор); оборудование циркуляционной системы (емкости, буровые насосы, манифольд); оборудование для очистки бурового раствора от выбуренной породы; оборудование для приготовления бурового раствора (гидроворонки, гидромешалки, шламовые насосы); противовыбросовое оборудование (превенторы), привышечные сооружения. Даже если вы и не сразу разобрали все эти зловещие слова, по крайней мере, по их количеству можно понять, что все это не так уж просто. 

На современном этапе исполь-зуется много типов нефтяных буровых установок. Некоторые из них достигают в высоту размера двадцатиэтажного здания, другие стоят на колесах, а иные располагаются на платформах и баржах для бурения скважин в морском дне — такая установка называется нефтяной платформой.

Кстати, самая крупная платформа, добывающая и нефть, и газ, это платформа Хайберния, расположена в океаническом бассейне им. Жанны д’Арк в Атлантическом океане. Ее основание, прикрепленное к морскому дну, охватывает 111 кв.м, а сама платформа напоминает бетонный остров из фантастических фильмов с зубчатыми краями для противостояния айсбергам.

Около восьмидесяти пяти процентов нефтяных скважин в Соединенных Штатах являются результатом применения метода вращательного бурения, при котором в землю внедряется быстро вращающийся бур. Существуют различные виды буров для разнообразных типов почвы. К буру прикрепляется так называемая буровая труба, состоящая из десятиметровых секций, называемых узлами, каждая из которых весит около двухсот килограмм.

Плоский стальной поворотный круг удерживает в вертикальном положении и поворачивает трубу, проходящую сквозь него в землю. С каждым поворотом трубы бур, прикрепленный к ней, вгрызается все глубже в землю, а к ней, соответственно, наращивается узел за узлом.

В процессе бурения в трубу закачивается специальная жидкость, которая охлаждает и смазывает бур. По мере того, как скважина делается все глубже, к трубе время от времени добавляют длинную стальную трубку, называемую обсадной трубой.

Так как бур затупляется, проходя через разнообразные горные породы, его надо довольно часто заменять и для этого вытаскивать из скважины всю трубу, что является весьма трудоемкой работой. Иногда на то, чтобы заменить бур и опустить трубу обратно в скважину, уходит от четырех до шести часов.

Когда скважина достигает нужной глубины, бур с трубой вытаскивают, обсадная труба, наполненная специальным химическим составом, опускается до самого дна скважины. Для того, чтобы открыть выход для нефти, в скважину опускается специальное приспособление, напоминающее небольшую пушку, чтобы пробить в трубе отверстия. Потом в трубу закачивают воду, чтобы устранить заполняющий ее состав. В скважине повышается давление, и, наконец, нефть начинает поступать через клапаны-отверстия в открытый резервуар.

Вот в этот момент можно начинать радоваться и обливаться черной жидкостью. 

Теперь немного о затратной части данного проекта. 

Как вы уже смогли догадаться, подобное удовольствие не дешевое, но и прибыль от него не измеряется годовым жалованием работника отрасли быстрого питания. Итак, цена на не новую буровую установку отечественного, да и зарубежного производства, будет колебаться в зависимости от глубины и диаметра, но в среднем составит примерно 2 млн. американской валюты, новые же обойдутся в районе 4 – 5 млн. все той же денежной единицы. Хотя, кто их считает, эти нули! Ну и, конечно, не стоит забывать о рабочих, а это примерно 100 человек персонала, которым нужно платить зарплату. 

Конечно, после всего прочтенного может возникнуть ряд вопросов в резонности данного бизнеса. Например, сколько же нефти у нас осталось и на долго ли ее хватит? К сожалению, нельзя даже приблизительно определить дату, когда нефть на земле закончится. Можно лишь утверждать, что когда-нибудь она таки закончится. Поскольку, нефть относится к невозобновляемым ресурсам. 

На сегодня разведанные запасы составляют чуть больше 1 триллиона баррелей, которых, при сохранении современной интенсивности потребления, хватит на около

35 лет. Однако, значит ли это, что через указанный промежуток времени вся нефть на земле иссякнет? И тут можно категорически ответить — нет! С того момента, как первый нефтяник пробурил первую скважину, тысячи аналитиков предсказывали, что в самом ближайшем будущем: через одно, два, три десятилетия в промышленных масштабах нефть будет использовать невозможно — ее останется слишком мало. Но проходили десятилетия, а разведанных запасов становилось не меньше, а все больше и больше. Чем больше добывалось нефти, чем сильнее становилась зависимость от этого ресурса, тем больше вкладывалось средств в разработку новых методов поиска и разведку новых запасов «черного золота». 

А даже если нефть таки закончится, уже сейчас существует множество проектов с использованием иных ресурсов. Это может быть: газ, синтетическое топливо, электрическая энергия. Да и развитие технологий не стоит на месте. Человек уже сейчас начинает использовать восполняемые ресурсы, такие как энергия ветра, воды, солнца. 

Когда добыча нефти упадет и ее стоимость повысится до определенного уровня, начнется широкомасштабный переход на альтернативные виды энергии. И, скорее всего, такой сценарий не станет неожиданностью для государств. 

Ну, а на ближайшее время нефтяной бизнес остается одним из самых выгодных и прибыльных. Товары, произведенные на нефти, получаются в разы дешевле произведенных на энергии ветра либо солнца. Ситуация с автомашинами еще более драматична.

Переход на более дорогие ресурсы означает отставание в росте валового продукта. Тот, кто использует нефть, выигрывает в себестоимости товара. Причем, наибольшим образом выигрывают те страны, которые используют нефть наиболее интенсивно, ведь когда-нибудь ресурсы подорожают, и чем больше они успеют произвести товаров и услуг сейчас, тем большую прибыль они получат по сравнению с другими странами. 

Вывод — приобретайте буровые установки и футбольные клубы!