Бизнес план по автономным учреждениям

Бизнес план по автономным учреждениям thumbnail

То, что продуманный бизнес-план — залог успешной деятельности коммер­ческой организации, не вызывает сомнений. Однако эффективность техно­логии бизнес-планирования в бюджетном или автономном учреждении для многих не столь очевидна. Чтобы развеять сомнения в необходимости бизнес-плана для учреждения, расскажем о преимуществах этого инстру­мента финансового менеджмента.

Основой бизнес-планирования является понимание того, что деятельность организации должна со­ответствовать потребностям и ожиданиям оплачивающих ее потре­бителей (покупателей).

Так, медицинское учреждение, желающее получать финансовое обеспечение в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), должно планировать оказание услуг, входящих в территори­альную программу ОМС. Если предполагается заключить договор с организацией на оказание ее сотрудникам ряда медицинских ус­луг, необходимо учитывать требования и ожидания руководителей этой организации, при этом номенклатура планируемых платных услуг должна соответствовать потребностям населения.

Образовательное бюджетное учреждение, обосновывая заявку для получения бюджетных средств на обучение по определенным направлениям и специальностям, должно учитывать потребность го­сударства в подготовке данных специалистов. Если же речь идет о планировании набора на платное обучение, необходимо понимать готовность населения платить за него.

Создаем бизнес-план шаг за шагом

Процесс разработки бизнес-плана «с нуля» достаточно сложен и требует прямого участия руководителей учреждения и подразделе­ний, которые будут участвовать в его реализации. При невыполне­нии этого условия трудно уловить те незаметные «мелочи», которые в дальнейшем могут серьезно повлиять на результат.

Шаг 1: проведение SWOT-анализа. В бизнес-плане необходимо четко определить цели, которых учреждение должно достичь на раз­ных этапах реализации плана. Эти цели должны быть достижимыми и реалистичными, учитывать положение учреждения по сравнению с конкурентами. Поэтому сначала нужно выявить сильные и слабые стороны учреждения или подразделения, а также возможности и ограничения, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется анализом текущего положения (SWOT-анализом).

Шаг 2: построение перспективы. На основе данных, полученных из SWOT-анализа, необходимо описать состояние, к которому учреж­дение хотело бы прийти, иными словами, построить перспективу. Уже в процессе анализа может возникнуть множество идей, полез­ных для разработки перспективы. Она должна описывать, какие ус­луги и каким потребителям предполагается оказывать в будущем, какое место учреждение будет занимать на рынке этих услуг.

Шаг 3: постановка целей и задач. Исходя из перспективы, т. е. представления о том, чего учреждение должно добиться, например, за пять лет, разрабатываются промежуточные стадии и ставятся про­межуточные цели, которые войдут в бизнес-план и создадут основу для продвижения вперед. —

Шаг 4: разработка маркетинговой стратегии. Необходимо описать планируемое развитие деятельности учреждения и состав потреби­телей результатов этой деятельности. При этом учитываются спрос и нужды существующих или, если это планируется, новых потреби­телей. Приближение к нуждам потребителей и их ожиданиям со­ставляет важную часть бизнес-плана.

Шаг 5: оценка ресурсов. Избранная маркетинговая стратегия, по­ставленные цели и задачи позволяют перейти к предварительной оценке ресурсов, необходимых для выполнения бизнес-плана.

Источник

Н. Б. Окушко, Сибирский фонд развития менеджмента социальной сферы и страхования

Источник: журнал «Финансовый справочник бюджетной организации» №10/2012

То, что продуманный бизнес-план — залог успешной деятельности коммерческой организации, не вызывает сомнений. Однако эффективность технологии бизнес-планирования в бюджетном или автономном учреждении для многих не столь очевидна. Чтобы развеять сомнения в необходимости бизнес-плана для учреждения, расскажем о преимуществах этого инструмента финансового менеджмента.

Основой бизнес-планирования является понимание того, что деятельность организации должна соответствовать потребностям и ожиданиям оплачивающих ее потребителей (покупателей).

Так, медицинское учреждение, желающее получать финансовое обеспечение в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), должно планировать оказание услуг, входящих в территориальную программу ОМС. Если предполагается заключить договор с организацией на оказание ее сотрудникам ряда медицинских услуг, необходимо учитывать требования и ожидания руководителей этой организации, при этом номенклатура планируемых платных услуг должна соответствовать потребностям населения.

Образовательное бюджетное учреждение, обосновывая заявку для получения бюджетных средств на обучение по определенным направлениям и специальностям, должно учитывать потребность государства в подготовке данных специалистов. Если же речь идет о планировании набора на платное обучение, необходимо понимать готовность населения платить за него.

Создаем бизнес-план шаг за шагом

Процесс разработки бизнес-плана «с нуля» достаточно сложен и требует прямого участия руководителей учреждения и подразделений, которые будут участвовать в его реализации. При невыполнении этого условия трудно уловить те незаметные «мелочи», которые в дальнейшем могут серьезно повлиять на результат.

Шаг 1: проведение SWOT -анализа. В бизнес-плане необходимо четко определить цели, которых учреждение должно достичь на разных этапах реализации плана. Эти цели должны быть достижимыми и реалистичными, учитывать положение учреждения по сравнению с конкурентами. Поэтому сначала нужно выявить сильные и слабые стороны учреждения или подразделения, а также возможности и ограничения, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется анализом текущего положения (SWOT -анализом).

Шаг 2: построение перспективы. На основе данных, полученных из SWOT -анализа, необходимо описать состояние, к которому учреждение хотело бы прийти, иными словами, построить перспективу. Уже в процессе анализа может возникнуть множество идей, полезных для разработки перспективы. Она должна описывать, какие услуги и каким потребителям предполагается оказывать в будущем, какое место учреждение будет занимать на рынке этих услуг.

Шаг 3: постановка целей и задач. Исходя из перспективы, т. е. представления о том, чего учреждение должно добиться, например, за пять лет, разрабатываются промежуточные стадии и ставятся промежуточные цели, которые войдут в бизнес-план и создадут основу для продвижения вперед.

Шаг 4: разработка маркетинговой стратегии. Необходимо описать планируемое развитие деятельности учреждения и состав потребителей результатов этой деятельности. При этом учитываются спрос и нужды существующих или, если это планируется, новых потребителей. Приближение к нуждам потребителей и их ожиданиям составляет важную часть бизнес-плана.

Шаг 5: оценка ресурсов. Избранная маркетинговая стратегия, поставленные цели и задачи позволяют перейти к предварительной оценке ресурсов, необходимых для выполнения бизнес-плана.

Источник

То, что продуманный бизнес-план — залог успешной деятельности коммерческой организации, не вызывает сомнений. Однако эффективность технологии бизнес-планирования в бюджетном или автономном учреждении для многих не столь очевидна. Чтобы развеять сомнения в необходимости бизнес-плана для учреждения, расскажем о преимуществах этого инструмента финансового менеджмента.

Основой бизнес-планирования является понимание того, что деятельность организации должна соответствовать потребностям и ожиданиям оплачивающих ее потребителей (покупателей).

Так, медицинское учреждение, желающее получать финансовое обеспечение в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), должно планировать оказание услуг, входящих в территориальную программу ОМС. Если предполагается заключить договор с организацией на оказание ее сотрудникам ряда медицинских услуг, необходимо учитывать требования и ожидания руководителей этой организации, при этом номенклатура планируемых платных услуг должна соответствовать потребностям населения.

Образовательное бюджетное учреждение, обосновывая заявку для получения бюджетных средств на обучение по определенным направлениям и специальностям, должно учитывать потребность государства в подготовке данных специалистов. Если же речь идет о планировании набора на платное обучение, необходимо понимать готовность населения платить за него.

Создаем бизнес-план шаг за шагом

Процесс разработки бизнес-плана «с нуля» достаточно сложен и требует прямого участия руководителей учреждения и подразделений, которые будут участвовать в его реализации. При невыполнении этого условия трудно уловить те незаметные «мелочи», которые в дальнейшем могут серьезно повлиять на результат.

Шаг 1: проведение SWOT-анализа. В бизнес-плане необходимо четко определить цели, которых учреждение должно достичь на разных этапах реализации плана. Эти цели должны быть достижимыми и реалистичными, учитывать положение учреждения по сравнению с конкурентами. Поэтому сначала нужно выявить сильные и слабые стороны учреждения или подразделения, а также возможности и ограничения, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется анализом текущего положения (SWOT-анализом).

Шаг 2: построение перспективы. На основе данных, полученных из SWOT-анализа, необходимо описать состояние, к которому учреждение хотело бы прийти, иными словами, построить перспективу. Уже в процессе анализа может возникнуть множество идей, полезных для разработки перспективы. Она должна описывать, какие услуги и каким потребителям предполагается оказывать в будущем, какое место учреждение будет занимать на рынке этих услуг.

Шаг 3: постановка целей и задач. Исходя из перспективы, т. е. представления о том, чего учреждение должно добиться, например, за пять лет, разрабатываются промежуточные стадии и ставятся промежуточные цели, которые войдут в бизнес-план и создадут основу для продвижения вперед. —

Шаг 4: разработка маркетинговой стратегии. Необходимо описать планируемое развитие деятельности учреждения и состав потребителей результатов этой деятельности. При этом учитываются спрос и нужды существующих или, если это планируется, новых потребителей. Приближение к нуждам потребителей и их ожиданиям составляет важную часть бизнес-плана.

Шаг 5: оценка ресурсов. Избранная маркетинговая стратегия, поставленные цели и задачи позволяют перейти к предварительной оценке ресурсов, необходимых для выполнения бизнес-плана.

Н.Б. Окушко, Сибирский фонд развития менеджмента социальной сферы и страхования

Источник

Однако эффективность технологии бизнес-планирования в бюджетном или автономном учреждении для многих не столь очевидна. Чтобы развеять сомнения в необходимости бизнес-плана для учреждения, расскажем о преимуществах этого инструмента финансового менеджмента.

Основой бизнес-планирования является понимание того, что деятельность организации должна соответствовать потребностям и ожиданиям оплачивающих ее потребителей (покупателей).

Так, медицинское учреждение, желающее получать финансовое обеспечение в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), должно планировать оказание услуг, входящих в территориальную программу ОМС. Если предполагается заключить договор с организацией на оказание ее сотрудникам ряда медицинских услуг, необходимо учитывать требования и ожидания руководителей этой организации, при этом номенклатура планируемых платных услуг должна соответствовать потребностям населения.

Образовательное бюджетное учреждение, обосновывая заявку для получения бюджетных средств на обучение по определенным направлениям и специальностям, должно учитывать потребность государства в подготовке данных специалистов. Если же речь идет о планировании набора на платное обучение, необходимо понимать готовность населения платить за него.

Создаем бизнес-план шаг за шагом

Процесс разработки бизнес-плана «с нуля» достаточно сложен и требует прямого участия руководителей учреждения и подразделений, которые будут участвовать в его реализации. При невыполнении этого условия трудно уловить те незаметные «мелочи», которые в дальнейшем могут серьезно повлиять на результат.

Шаг 1: проведение SWOT -анализа. В бизнес-плане необходимо четко определить цели, которых учреждение должно достичь на разных этапах реализации плана. Эти цели должны быть достижимыми и реалистичными, учитывать положение учреждения по сравнению с конкурентами. Поэтому сначала нужно выявить сильные и слабые стороны учреждения или подразделения, а также возможности и ограничения, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется анализом текущего положения (SWOT -анализом).

Шаг 2: построение перспективы. На основе данных, полученных из SWOT -анализа, необходимо описать состояние, к которому учреждение хотело бы прийти, иными словами, построить перспективу. Уже в процессе анализа может возникнуть множество идей, полезных для разработки перспективы. Она должна описывать, какие услуги и каким потребителям предполагается оказывать в будущем, какое место учреждение будет занимать на рынке этих услуг.

Шаг 3: постановка целей и задач. Исходя из перспективы, т. е. представления о том, чего учреждение должно добиться, например, за пять лет, разрабатываются промежуточные стадии и ставятся промежуточные цели, которые войдут в бизнес-план и создадут основу для продвижения вперед.

Шаг 4: разработка маркетинговой стратегии. Необходимо описать планируемое развитие деятельности учреждения и состав потребителей результатов этой деятельности. При этом учитываются спрос и нужды существующих или, если это планируется, новых потребителей. Приближение к нуждам потребителей и их ожиданиям составляет важную часть бизнес-плана.

Шаг 5: оценка ресурсов. Избранная маркетинговая стратегия, поставленные цели и задачи позволяют перейти к предварительной оценке ресурсов, необходимых для выполнения бизнес-плана.

Источник

Однако эффективность техно­логии бизнес-планирования в бюджетном или автономном учреждении для многих не столь очевидна. Чтобы развеять сомнения в необходимости бизнес-плана для учреждения, расскажем о преимуществах этого инстру­мента финансового менеджмента.

Основой бизнес-планирования является понимание того, что деятельность организации должна со­ответствовать потребностям и ожиданиям оплачивающих ее потре­бителей (покупателей).

Так, медицинское учреждение, желающее получать финансовое обеспечение в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), должно планировать оказание услуг, входящих в территори­альную программу ОМС. Если предполагается заключить договор с организацией на оказание ее сотрудникам ряда медицинских ус­луг, необходимо учитывать требования и ожидания руководителей этой организации, при этом номенклатура планируемых платных услуг должна соответствовать потребностям населения.

Образовательное бюджетное учреждение, обосновывая заявку для получения бюджетных средств на обучение по определенным направлениям и специальностям, должно учитывать потребность го­сударства в подготовке данных специалистов. Если же речь идет о планировании набора на платное обучение, необходимо понимать готовность населения платить за него.

Создаем бизнес-план шаг за шагом

Процесс разработки бизнес-плана «с нуля» достаточно сложен и требует прямого участия руководителей учреждения и подразделе­ний, которые будут участвовать в его реализации. При невыполне­нии этого условия трудно уловить те незаметные «мелочи», которые в дальнейшем могут серьезно повлиять на результат.

Шаг 1: проведение SWOT-анализа. В бизнес-плане необходимо четко определить цели, которых учреждение должно достичь на раз­ных этапах реализации плана. Эти цели должны быть достижимыми и реалистичными, учитывать положение учреждения по сравнению с конкурентами. Поэтому сначала нужно выявить сильные и слабые стороны учреждения или подразделения, а также возможности и ограничения, которые могут возникнуть в будущем. Этот процесс называется анализом текущего положения (SWOT-анализом).

Шаг 2: построение перспективы. На основе данных, полученных из SWOT-анализа, необходимо описать состояние, к которому учреж­дение хотело бы прийти, иными словами, построить перспективу. Уже в процессе анализа может возникнуть множество идей, полез­ных для разработки перспективы. Она должна описывать, какие ус­луги и каким потребителям предполагается оказывать в будущем, какое место учреждение будет занимать на рынке этих услуг.

Шаг 3: постановка целей и задач. Исходя из перспективы, т. е. представления о том, чего учреждение должно добиться, например, за пять лет, разрабатываются промежуточные стадии и ставятся про­межуточные цели, которые войдут в бизнес-план и создадут основу для продвижения вперед. —

Шаг 4: разработка маркетинговой стратегии. Необходимо описать планируемое развитие деятельности учреждения и состав потреби­телей результатов этой деятельности. При этом учитываются спрос и нужды существующих или, если это планируется, новых потреби­телей. Приближение к нуждам потребителей и их ожиданиям со­ставляет важную часть бизнес-плана.

Шаг 5: оценка ресурсов. Избранная маркетинговая стратегия, по­ставленные цели и задачи позволяют перейти к предварительной оценке ресурсов, необходимых для выполнения бизнес-плана.

Источник

«Ðóêîâîäèòåëü àâòîíîìíîãî ó÷ðåæäåíèÿ», 2013, N 5

Çàëîã ýôôåêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè êîììåð÷åñêîé îðãàíèçàöèè — ãðàìîòíî ñîñòàâëåííûé áèçíåñ-ïëàí. Äàííûé ôàêò íå âûçûâàåò ñîìíåíèé. Îäíàêî íåîáõîäèìîñòü ïðèìåíåíèÿ òåõíîëîãèè áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèÿ â àâòîíîìíîì ó÷ðåæäåíèè äëÿ ìíîãèõ íå ñòîëü î÷åâèäíà. Ðàññìîòðèì ïðåèìóùåñòâà è îñîáåííîñòè ýòîãî èíñòðóìåíòà ôèíàíñîâîãî ìåíåäæìåíòà.

Îñîáåííîñòè áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèÿ â ÀÓ

Бизнес план по автономным учреждениям

Îñíîâîé áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ ïîíèìàíèå òîãî, ÷òî äåÿòåëüíîñòü îðãàíèçàöèè äîëæíà ñîîòâåòñòâîâàòü ïîòðåáíîñòÿì è îæèäàíèÿì ïîêóïàòåëåé.

Íàïðèìåð, ìåäèöèíñêîå ó÷ðåæäåíèå, æåëàþùåå ïîëó÷àòü ôèíàíñèðîâàíèå â ðàìêàõ îáÿçàòåëüíîãî ìåäèöèíñêîãî ñòðàõîâàíèÿ (ÎÌÑ), äîëæíî ïëàíèðîâàòü îêàçàíèå ìåäèöèíñêèõ óñëóã, âõîäÿùèõ â òåððèòîðèàëüíóþ ïðîãðàììó ÎÌÑ. Åñëè ïðåäïîëàãàåòñÿ çàêëþ÷èòü äîãîâîð ñ êëèåíòîì-îðãàíèçàöèåé íà îêàçàíèå åå ñîòðóäíèêàì ðÿäà ìåäèöèíñêèõ óñëóã, íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü òðåáîâàíèÿ è îæèäàíèÿ ðóêîâîäèòåëåé äàííîé îðãàíèçàöèè. Íîìåíêëàòóðà ïëàíèðóåìûõ ïëàòíûõ óñëóã äîëæíà ñîîòâåòñòâîâàòü ïîòðåáíîñòÿì íàñåëåíèÿ.

Îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå, îáîñíîâûâàÿ áóäóùèå îáúåìû áþäæåòíûõ ñðåäñòâ, âûäåëÿåìûõ íà îáó÷åíèå ïî îïðåäåëåííûì íàïðàâëåíèÿì è ñïåöèàëüíîñòÿì, äîëæíî ó÷èòûâàòü ïîòðåáíîñòü ãîñóäàðñòâà â ïîäãîòîâêå äàííûõ ñïåöèàëèñòîâ. Åñëè æå ðå÷ü èäåò î ïëàíèðîâàíèè íàáîðà íà ïëàòíîå îáó÷åíèå, íóæíî çíàòü ñòåïåíü ãîòîâíîñòè íàñåëåíèÿ ïëàòèòü çà íåãî. Ðàçâèòèå ïðîöåññîâ ìîäåðíèçàöèè ñôåðû îáðàçîâàíèÿ óñèëèâàåò èíòåðåñ ðóêîâîäñòâà ó÷åáíûõ çàâåäåíèé ê çàðàáàòûâàíèþ (äîïîëíèòåëüíî ê áþäæåòíûì àññèãíîâàíèÿì) ôèíàíñîâûõ ñðåäñòâ.

Çàäà÷è è ôóíêöèè áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèÿ â ÀÓ

 ñîâðåìåííîé ýêîíîìè÷åñêîé ñèòóàöèè ïðàêòè÷åñêè íåâîçìîæíî äîáèòüñÿ ïîëîæèòåëüíûõ ðåçóëüòàòîâ íà ðûíêå ìåäèöèíñêèõ, îáðàçîâàòåëüíûõ èëè èíûõ ñîöèàëüíûõ óñëóã, íå ïëàíèðóÿ ñâîè äåéñòâèÿ è íå ïðîãíîçèðóÿ ïîñëåäñòâèÿ.  ñóùåñòâóþùèõ óñëîâèÿõ áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå ïîçâîëÿåò ðåøèòü ðÿä çàäà÷:

  1. îïðåäåëèòü êîíêðåòíûå íàïðàâëåíèÿ ïðèíîñÿùåé äîõîä äåÿòåëüíîñòè (ïëàòíûå óñëóãè è äð.);
  2. îöåíèòü êîíêóðåíòîñïîñîáíîñòü òîâàðîâ è óñëóã, êîòîðûå áóäåò ïðåäëàãàòü ó÷ðåæäåíèå;
  3. îöåíèòü ñîîòâåòñòâèå ðàáîòíèêîâ ó÷ðåæäåíèÿ ïîñòàâëåííûì öåëÿì, îáîñíîâàòü ìåòîäû ìàòåðèàëüíîãî è ñîöèàëüíîãî ñòèìóëèðîâàíèÿ èõ òðóäà;
  4. îïðåäåëèòü ñîñòàâ ìàðêåòèíãîâûõ ìåðîïðèÿòèé ïî èçó÷åíèþ ðûíêà óñëóã, èõ ðåêëàìå, öåíîîáðàçîâàíèþ, êàíàëàì ðåàëèçàöèè;
  5. ïðåäóñìîòðåòü âîçìîæíûå ðèñêè;
  6. íàéòè âîçìîæíîñòè ñîòðóäíè÷åñòâà è êîîïåðàöèè ñ äðóãèìè ó÷ðåæäåíèÿìè, áàíêîâñêèìè îðãàíèçàöèÿìè è äð.

Ñîçäàíèå áèçíåñ-ïëàíà ïðåäïîëàãàåò ðàçðàáîòêó öåëåé è çàäà÷, êîòîðûå ñòàâÿòñÿ ïåðåä ó÷ðåæäåíèåì íà áëèæàéøóþ è äàëüíåéøóþ ïåðñïåêòèâó, îöåíêó òåêóùåãî ñîñòîÿíèÿ îêàçûâàåìûõ óñëóã, àíàëèç ðûíêà è ñáîð èíôîðìàöèè î ïîòåíöèàëüíûõ ïîòðåáèòåëÿõ.  íåì äàåòñÿ îïèñàíèå ôèíàíñîâûõ ðåñóðñîâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ äîñòèæåíèÿ ïîñòàâëåííûõ öåëåé â óñëîâèÿõ êîíêóðåíöèè.

Áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèå èìååò ðÿä âàæíûõ ôóíêöèé ïðè ðàçðàáîòêå ïðîãðàììû ïðèíîñÿùåé äîõîä äåÿòåëüíîñòè ó÷ðåæäåíèÿ.

Âî-ïåðâûõ, ýòîò èíñòðóìåíò ìîæåò áûòü èñïîëüçîâàí äëÿ ñîçäàíèÿ êîíöåïöèè ïðåäîñòàâëåíèÿ óñëóã (òî åñòü ðàññìîòðåíèÿ óñëóã ñ ðàçíûõ ñòîðîí — ìàðêåòèíãà, ôèíàíñîâ, êîíêóðåíòîñïîñîáíîñòè).

Âî-âòîðûõ, ñ åãî ïîìîùüþ ìîæíî îöåíèòü ôàêòè÷åñêèå ðåçóëüòàòû äåÿòåëüíîñòè ó÷ðåæäåíèÿ çà îïðåäåëåííûé ïåðèîä.

Â-òðåòüèõ, ñòåïåíü èííîâàöèîííîñòè, êà÷åñòâà, ïðèâëåêàòåëüíîñòè îêàçûâàåìûõ óñëóã, ðàññìàòðèâàåìûõ â áèçíåñ-ïëàíå, — ýòî ïðàêòè÷åñêè åäèíñòâåííîå îáîñíîâàíèå äëÿ ïðèâëå÷åíèÿ êàê âíèìàíèÿ ïîòðåáèòåëåé, òàê è äîïîëíèòåëüíîãî ôèíàíñèðîâàíèÿ.

Îñíîâíûå ýòàïû ðàçðàáîòêè áèçíåñ-ïëàíà

Ðàçðàáîòàòü ãðàìîòíûé áèçíåñ-ïëàí äîñòàòî÷íî ñëîæíî. Ýòî òðåáóåò ïðÿìîãî ó÷àñòèÿ ðóêîâîäèòåëåé ó÷ðåæäåíèÿ è ïîäðàçäåëåíèé, êîòîðûå áóäóò çàäåéñòâîâàíû â åãî ðåàëèçàöèè.

Ýòàï 1. Àíàëèç òåêóùåãî ïîëîæåíèÿ îðãàíèçàöèè (SWOT-àíàëèç) <1>. Íåîáõîäèìî ÷åòêî îïðåäåëèòü öåëè, êîòîðûõ ó÷ðåæäåíèå ñîáèðàåòñÿ äîñòè÷ü íà ðàçíûõ ýòàïàõ ðåàëèçàöèè ïëàíà. Ýòè öåëè äîëæíû áûòü äîñòèæèìûìè è ðåàëèñòè÷íûìè, ó÷èòûâàòü ïîëîæåíèå ó÷ðåæäåíèÿ ïî ñðàâíåíèþ ñ êîíêóðåíòàìè. Ïîýòîìó ñíà÷àëà íóæíî âûÿâèòü ñèëüíûå è ñëàáûå ñòîðîíû ó÷ðåæäåíèÿ èëè åãî ïîäðàçäåëåíèÿ, à òàêæå âîçìîæíîñòè è óãðîçû, êîòîðûå ìîãóò âîçíèêíóòü â áóäóùåì. Íàïðèìåð, â áèçíåñ-ïëàíå, îïèñûâàþùåì âíåäðåíèå íîâîé ïëàòíîé óñëóãè â äåòñêîì ñàäó, ìîãóò áûòü óêàçàíû íàëè÷èå íåîáõîäèìîé ìàòåðèàëüíî-òåõíè÷åñêîé áàçû è ñïåöèàëèñòîâ (ïðåèìóùåñòâî), ðàñïîëîæåíèå ïîáëèçîñòè åùå äâóõ äîøêîëüíûõ ó÷ðåæäåíèé è îòñóòñòâèå îïûòà ïðåäîñòàâëåíèÿ ïîäîáíîé óñëóãè (ñëàáûå ñòîðîíû). Âîçìîæíîñòü — ïîñëåäóþùèé îõâàò ïëàòíîé óñëóãîé äåòåé, êîòîðûå íå õîäÿò â äàííûé äåòñàä. Óãðîçîé ìîæåò ñòàòü íåâîñòðåáîâàííîñòü óñëóãè ñîáñòâåííûìè âîñïèòàííèêàìè ó÷ðåæäåíèÿ èç-çà åå âûñîêîé ñòîèìîñòè.

<1> SWOT-àíàëèç — ìåòîä ñòðàòåãè÷åñêîãî ïëàíèðîâàíèÿ, èñïîëüçóåìûé äëÿ îöåíêè ôàêòîðîâ è ÿâëåíèé, âëèÿþùèõ íà ïðîåêò èëè îðãàíèçàöèþ. Âñå ôàêòîðû äåëÿòñÿ íà ÷åòûðå êàòåãîðèè: Strengths (ñèëüíûå ñòîðîíû), Weaknesses (ñëàáûå ñòîðîíû), Opportunities (âîçìîæíîñòè) è Threats (óãðîçû). Ìåòîä âêëþ÷àåò îïðåäåëåíèå öåëè ïðîåêòà è âûÿâëåíèå âíóòðåííèõ è âíåøíèõ ôàêòîðîâ, ñïîñîáñòâóþùèõ åå äîñòèæåíèþ èëè îñëîæíÿþùèõ åãî.

Ýòàï 2. Ïëàíèðîâàíèå è ïîñòðîåíèå ïåðñïåêòèâû äàëüíåéøåé äåÿòåëüíîñòè. Íà îñíîâå äàííûõ, ïîëó÷åííûõ ïóòåì SWOT-àíàëèçà, íåîáõîäèìî îïèñàòü ñîñòîÿíèå, ê êîòîðîìó ó÷ðåæäåíèå õîòåëî áû ïðèéòè, òî åñòü ñïëàíèðîâàòü ïåðñïåêòèâó äàëüíåéøåé äåÿòåëüíîñòè.  ïðîöåññå àíàëèçà ìîæåò âîçíèêíóòü ìíîæåñòâî èäåé, ïîëåçíûõ äëÿ ðàçðàáîòêè ïåðñïåêòèâû. Îíà äîëæíà ïîêàçûâàòü, êàêèå óñëóãè è êàêèì ïîòðåáèòåëÿì ïðåäïîëàãàåòñÿ îêàçàòü â áóäóùåì, êàêîå ìåñòî ó÷ðåæäåíèå çàéìåò íà ðûíêå ýòèõ óñëóã. Íàïðèìåð, ñîçäàíèå äîïîëíèòåëüíîé ïëàòíîé óñëóãè â îáùåîáðàçîâàòåëüíîì ó÷ðåæäåíèè â âèäå ñâîåîáðàçíîé áèçíåñ-øêîëû äîëæíî îáåñïå÷èòü ïîäãîòîâêó ñòàðøåêëàññíèêîâ ê ïîñòóïëåíèþ â âóç è ïîìî÷ü èì â âûáîðå ïðîôåññèè. Äàííàÿ óñëóãà ìîæåò ðàññìàòðèâàòüñÿ êàê ñîöèàëüíàÿ ïðîãðàììà íà÷àëüíîé ïðîôåññèîíàëüíîé ïîäãîòîâêè è òðóäîóñòðîéñòâà ñòàðøåêëàññíèêîâ.

Ýòàï 3. Ïîñòàíîâêà öåëåé è çàäà÷. Èñõîäÿ èç ïåðñïåêòèâû äàëüíåéøåé äåÿòåëüíîñòè ó÷ðåæäåíèÿ ðàçðàáàòûâàþòñÿ ïðîìåæóòî÷íûå ñòàäèè è ñòàâÿòñÿ ïðîìåæóòî÷íûå öåëè, êîòîðûå âîéäóò â áèçíåñ-ïëàí è ñîçäàäóò îñíîâó äëÿ ïðîäâèæåíèÿ âïåðåä. Òàê, îñíîâíîé çàäà÷åé «áèçíåñ-øêîëû» â îáùåîáðàçîâàòåëüíîì ó÷ðåæäåíèè ÿâëÿþòñÿ ðàííÿÿ ïðîôäèàãíîñòèêà è ïðîôîðèåíòàöèÿ ó÷åíèêîâ. Îäíàêî ââåäåííàÿ äîïîëíèòåëüíàÿ óñëóãà òàêæå ïîìîæåò ôîðìèðîâàíèþ â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ ïñèõîëîãè÷åñêè ñîâìåñòèìûõ áèçíåñ-êîìàíä, êîòîðûå ìîãóò ðàçðàáàòûâàòü ñîáñòâåííûå ïðîåêòû è ó÷àñòâîâàòü â ðàçëè÷íûõ êîíêóðñàõ. Êðîìå òîãî, îðãàíèçàöèÿ ïàðàëëåëüíîãî ïðîöåññà îáó÷åíèÿ ñòàðøåêëàññíèêîâ ïî ýêîíîìè÷åñêèì ïðîãðàììàì ïîçâîëèò òåì èç íèõ, êòî óñïåøíî çàêîí÷èë ïîëíûé êóðñ, ïîëó÷èòü çíàíèÿ è íàâûêè, äîñòàòî÷íûå äëÿ âõîæäåíèÿ â ñôåðó ìàëîãî áèçíåñà.

Ýòàï 4. Ðàçðàáîòêà ìàðêåòèíãîâîé ñòðàòåãèè. Çäåñü îïèñûâàþòñÿ ïëàíèðóåìîå ðàçâèòèå äåÿòåëüíîñòè ó÷ðåæäåíèÿ è ñîñòàâ ïîòðåáèòåëåé åå ðåçóëüòàòîâ. Ïðè ýòîì ó÷èòûâàþòñÿ ñïðîñ è íóæäû ñóùåñòâóþùèõ èëè (åñëè ýòî ïëàíèðóåòñÿ) íîâûõ ïîòðåáèòåëåé. Ïðèáëèæåíèå ê íóæäàì ïîòðåáèòåëåé è èõ îæèäàíèÿì — âàæíûé àñïåêò áèçíåñ-ïëàíà. Äëÿ ðàçðàáîòêè ìàðêåòèíãîâîé ñòðàòåãèè öåëåñîîáðàçíî ïðîâåñòè ìàðêåòèíãîâîå èññëåäîâàíèå. Íàïðèìåð, ïðè âíåäðåíèè íîâîé ïëàòíîé óñëóãè â îáùåîáðàçîâàòåëüíîì ó÷ðåæäåíèè òàêîå èññëåäîâàíèå ìîæåò âêëþ÷àòü àíàëèç ïîòðåáíîñòåé ó÷àùèõñÿ, èõ ðîäèòåëåé, íàñåëåíèÿ ìèêðîðàéîíà â öåëîì, à òàêæå ïðåäëîæåíèÿ àíàëîãè÷íûõ óñëóã ïîòåíöèàëüíûìè êîíêóðåíòàìè. Èíòåðåñû è ïðåäïî÷òåíèÿ ó÷àùèõñÿ è èõ ðîäèòåëåé ìîæíî óçíàòü íà ðîäèòåëüñêèõ ñîáðàíèÿõ â êëàññàõ, îáùåøêîëüíûõ ñîáðàíèÿõ, áåñåäàõ ñ ÷ëåíàìè ðîäèòåëüñêèõ êîìèòåòîâ, ïîïå÷èòåëüñêèõ, óïðàâëÿþùèõ è íàáëþäàòåëüíûõ ñîâåòîâ, à òàêæå äðóãèìè ìåòîäàìè, êîòîðûå äîñòóïíû àäìèíèñòðàöèè ó÷ðåæäåíèÿ. Èç ñîáðàííûõ ìíåíèé è çàÿâîê ïîòðåáèòåëåé îòáèðàþòñÿ íàèáîëåå èíòåðåñíûå è âûïîëíèìûå — èñõîäÿ èç âîçìîæíîñòåé ïåäàãîãè÷åñêîãî êîëëåêòèâà, ôèíàíñîâûõ è îðãàíèçàöèîííûõ âîçìîæíîñòåé.

Ýòàï 5. Îöåíêà ðåñóðñîâ. Âûáðàííàÿ ìàðêåòèíãîâàÿ ñòðàòåãèÿ, ïîñòàâëåííûå öåëè è çàäà÷è ïîçâîëÿþò ïåðåéòè ê ïðåäâàðèòåëüíîé îöåíêå ðåñóðñîâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ âûïîëíåíèÿ áèçíåñ-ïëàíà. Íàïðèìåð, â ïðîöåññå îöåíêè ôèíàíñîâûõ ðåñóðñîâ ïðè âíåäðåíèè íîâîé ïëàòíîé óñëóãè â îáùåîáðàçîâàòåëüíîì ó÷ðåæäåíèè ïðîâîäèòñÿ àíàëèç åãî ýêîíîìè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ, îáîñíîâûâàåòñÿ ðåàëüíîñòü äîñòèæåíèÿ åãî öåëåé â áóäóùåì. Îöåíêà ôèíàíñîâûõ ðåñóðñîâ (ôèíàíñîâûé ïëàí) — îñíîâíîé ðàçäåë áèçíåñ-ïëàíà. Ôèíàíñîâûé ïëàí ðàññ÷èòûâàåòñÿ íà îñíîâå ïðîãíîçîâ îáúåìà ðåàëèçàöèè ïëàòíûõ îáðàçîâàòåëüíûõ óñëóã è âêëþ÷àåò äâà îñíîâíûõ äîêóìåíòà:

  1. îò÷åò î äîõîäàõ è ðàñõîäàõ (ñ åãî ïîìîùüþ ðåêîìåíäóåòñÿ ïðîàíàëèçèðîâàòü ñàìîîêóïàåìîñòü äîïîëíèòåëüíûõ óñëóã, îñóùåñòâëÿåìûõ îáùåîáðàçîâàòåëüíûì ó÷ðåæäåíèåì). Åñëè ñïðîñ íà ïëàòíóþ îáðàçîâàòåëüíóþ óñëóãó ìåíüøå ðàñ÷åòíîé âåëè÷èíû, âíåäðåíèå ýòîé óñëóãè, îïðåäåëåííîé áèçíåñ-ïëàíîì, íå áóäåò ñàìîîêóïàåìûì;
  2. îò÷åò î äâèæåíèè äåíåæíûõ ñðåäñòâ — äîêóìåíò, ïîçâîëÿþùèé îöåíèòü, ñêîëüêî íóæíî âëîæèòü ñðåäñòâ â îðãàíèçàöèþ ïëàòíûõ äîïîëíèòåëüíûõ îáðàçîâàòåëüíûõ óñëóã â ðàçáèâêå ïî âðåìåíè.

Ñòðóêòóðà áèçíåñ-ïëàíà

Òåïåðü ðàññìîòðèì ïðèìåðíóþ ñòðóêòóðó áèçíåñ-ïëàíà. Â íåå âõîäÿò ñåìü îñíîâíûõ ðàçäåëîâ.

I. Ðåçþìå ïðîåêòà.

  1. Êðàòêàÿ õàðàêòåðèñòèêà àâòîíîìíîãî ó÷ðåæäåíèÿ.
  2. Ñóòü ïðåäëàãàåìîãî ïðîåêòà: åãî öåëè è ïîòåíöèàëüíàÿ ýôôåêòèâíîñòü.

II. Ïðåäëàãàåìûå óñëóãè.

  1. Îïèñàíèå ïðåäëàãàåìûõ óñëóã è èõ ïðåäíàçíà÷åíèå.
  2. Ïîòåíöèàëüíûå ïîòðåáèòåëè óñëóã.
  3. Âûãîäû, ïîëó÷àåìûå ïîòðåáèòåëÿìè óñëóã.
  4. Ïðîãíîçíàÿ îöåíêà ñïðîñà íà óñëóãè.
  5. Âîçìîæíàÿ öåíà ïðåäëàãàåìîé óñëóãè.
  6. Îñíîâíûå êîíêóðåíòû.
  7. Öåíîâàÿ ïîëèòèêà êîíêóðåíòîâ.

III. Ïëàí ìàðêåòèíãà.

  1. Ïðåäëàãàåìàÿ ñèñòåìà ïðîäâèæåíèÿ óñëóã, ðåêëàìà.
  2. Ñåãìåíòàöèÿ ðûíêà.
  3. Ñòðóêòóðà öåíû.
  4. Âîçìîæíûå äîïîëíèòåëüíûå ëüãîòû ïîòðåáèòåëÿì óñëóã.
  5. Îöåíêà ìåñòîðàñïîëîæåíèÿ ó÷ðåæäåíèÿ.

IV. Ïðîèçâîäñòâåííàÿ ïðîãðàììà.

  1. Ìåñòî îñóùåñòâëåíèÿ óñëóãè.
  2. Àíàëèç öåëåñîîáðàçíîñòè êîîïåðàöèè ñ äðóãèì ó÷ðåæäåíèåì.
  3. Ìåòîäû è ñòàíäàðòû êîíòðîëÿ êà÷åñòâà óñëóã.
  4. Âîçìîæíîñòè èñïîëüçîâàíèÿ èííîâàöèîííûõ òåõíîëîãèé è èõ îïèñàíèå.
  5. Ïðåäïîëàãàåìûå èçäåðæêè ïðè ïðåäîñòàâëåíèè óñëóã è èõ âîçìîæíàÿ äèíàìèêà.

V. Îðãàíèçàöèîííûé ïëàí.

  1. Îðãàíèçàöèîííàÿ ñõåìà óïðàâëåíèÿ.
  2. Ñîñòàâ èìåþùèõñÿ ñïåöèàëèñòîâ (èõ êâàëèôèêàöèÿ, ôóíêöèîíàëüíûå îáÿçàííîñòè, îïûò ðàáîòû, ïðàâà è ïîëíîìî÷èÿ, äîñòîèíñòâà è íåäîñòàòêè).
  3. Ïðåäïîëàãàåìûé óðîâåíü è ôîðìû îïëàòû òðóäà, âêëþ÷àÿ äîïîëíèòåëüíûå ìàòåðèàëüíûå è ñîöèàëüíûå ñòèìóëû.
  4. Êàäðîâàÿ ïîëèòèêà (ïðèíöèïû íàéìà: òðóäîâûå äîãîâîðû, ãðàæäàíñêî-ïðàâîâûå äîãîâîðû, íàëè÷èå è äëèòåëüíîñòü èñïûòàòåëüíîãî ñðîêà è ïð.).

VI. Îöåíêà ðèñêîâ. Ïåðå÷åíü âîçìîæíûõ ðèñêîâ è àíàëèç èõ ïîñëåäñòâèé:

  1. Íåãàòèâíîå îòíîøåíèå ìåñòíûõ âëàñòåé.
  2. Çíà÷èòåëüíîå ÷èñëî êîíêóðåíòîâ, îêàçûâàþùèõ àíàëîãè÷íûå óñëóãè.
  3. Íåóñòîé÷èâîñòü ñïðîñà íà óñëóãè.
  4. Íèçêàÿ ïëàòåæåñïîñîáíîñòü ïîòðåáèòåëåé.
  5. Òðóäíîñòè ñ íàáîðîì êâàëèôèöèðîâàííûõ ñïåöèàëèñòîâ.

VII. Ôèíàíñîâûé ïëàí.

  1. Îáúåì ïåðâîíà÷àëüíûõ çàòðàò, íåîáõîäèìûõ äëÿ îðãàíèçàöèè äîïîëíèòåëüíûõ óñëóã.
  2. Èñòî÷íèêè ôèíàíñèðîâàíèÿ.
  3. Óñëîâèÿ ïðèâëå÷åíèÿ ôèíàíñîâûõ ñðåäñòâ.
  4. Íàëîãîâûå ïîñëåäñòâèÿ ïðåäîñòàâëåíèÿ óñëóã (ïåðå÷åíü âèäîâ íàëîãîâ, ñòàâêè íàëîãîâ, ñðîêè èõ óïëàòû, èìåþùèåñÿ ëüãîòû).

Çàêëþ÷åíèå

Ãðàìîòíî ðàçðàáîòàííûé áèçíåñ-ïëàí ïîìîæåò àâòîíîìíîìó ó÷ðåæäåíèþ çàâîåâàòü íîâûå ïîçèöèè íà ðûíêå, îñîçíàòü ïåðñïåêòèâû ñâîåãî ðàçâèòèÿ, ñôîðìèðîâàòü êîíöåïöèþ îêàçàíèÿ íîâûõ óñëóã è âûáðàòü ðàöèîíàëüíûå ñïîñîáû èõ ðåàëèçàöèè. Êîíêðåòíàÿ ïðîãðàììà ðàçâèòèÿ òîãî èëè èíîãî ó÷ðåæäåíèÿ íå îáÿçàòåëüíî áóäåò âêëþ÷àòü âñå èç ðàññìîòðåííûõ âûøå ðàçäåëîâ áèçíåñ-ïëàíà, êðîìå òîãî, ìîæåò âàðüèðîâàòüñÿ ãëóáèíà äåòàëèçàöèè ðàçäåëîâ.  êîíå÷íîì ñ÷åòå âñå çàâèñèò îò öåëåé ñîçäàíèÿ áèçíåñ-ïëàíà ýòîãî äîêóìåíòà è êðóãà ëèö, íà êîòîðûõ ðàññ÷èòàí ýòîò äîêóìåíò.

Í.À.Çàãëóìèíà

Ê. ý. í.,

äîöåíò

êàôåäðû ìåíåäæìåíòà è ìàðêåòèíãà

ÍÍÃÀÑÓ

Источник

Adblock
detector