Бизнес план парк культуры и отдыха

Бизнес план парк культуры и отдыха thumbnail

Практически любой бизнес в сфере развлечений можно считать потенциально успешным, если к нему отнестись со всей серьезностью и ответственностью. Вне зависимости от целевой аудитории досуг в жизни людей всегда занимал приоритетное место. Организация бизнеса на аттракционах более простая, чем может показаться на первый взгляд. Основная ЦА – это дети и подростки. Но они всегда приходят в сопровождении взрослых, 30% из которых посещают ту или иную локацию. Бизнес-план парка развлечений строится на анализе рынка, конкуренции и спроса на услуги в конкретном населенном пункте.

Описание бизнес-проекта, актуальность и цели

Парк аттракционов представляет собой ограниченную территорию площадью от 150 и выше кв. м. (в среднем 700–1000), на которой располагаются непосредственно карусели, батуты, паровозики и другие локации для времяпрепровождения детей. В качестве места расположения выбирается парк, сквер, площадь и любое другое людное место, посещаемое горожанами.

Проект актуален для средних и крупных городов с численностью населения хотя бы от 50 000 жителей. В более мелких населенных пунктах выручка не будет покрывать затраты на оборудование, коммунальные расходы и выплаты по заработной плате, не говоря уже о выходе в плюс. Из-за невысокой плотности населения парк аттракционов попросту некому будет посещать на регулярной основе. Для таких городков подходят бизнес-идеи, основанные на гастрольном типе, когда за короткий промежуток времени посещается большое количество населенных пунктов и везде собирается максимальная касса.

Цель проекта – организация парка развлечений и выход в плюс в течение текущего сезона. Это достигается удачным месторасположением, маркетинговой кампанией по привлечению посетителей, а также доступными ценами.

Преимущества и недостатки

Парк развлечений как бизнес обладает положительными и отрицательными сторонами.

Плюсы:

  1. Актуальность – аттракционы всегда были востребованным бизнесом. С каждым годом их популярность не угасает, а новые локации от производителей выпускаются на регулярной основе.
  2. Перспективность – при достижении успеха текущего бизнеса его всегда можно расширить путем увеличения площади парка с добавлением новых видов развлечений или открытия новой точки.
  3. Целевая аудитория – от младшего дошкольного возраста до взрослых людей 35–40 лет и даже выше. Существует немало аттракционов, которые рассчитаны именно на совершеннолетнюю категорию людей.
  4. Окупаемость – учитывая высокий спрос и широкую ЦА, бизнес приносит регулярный доход, за счет чего проект окупается за первый сезон.
  5. Отсутствие дополнительных вложений – парк развлечений предусматривает инвестиции лишь на начальном этапе организации бизнеса. В последующем траты представляют минимальные значения в виде заработной платы сотрудникам и выделения средств на обслуживание оборудования.

Минусы:

  1. Необходимость в крупных инвестициях – стоимость оборудования зависит от его вида и объема. К примеру, батут, он же «кузнечик», обойдется предпринимателю в 150 000 рублей. То же касается и других небольших локаций – мини-каруселей, паровозиков. Стоимость более крупных развлечений начинается от 750 000 рублей и выше за единицу оборудования. В итоге при установке хотя бы 10 локаций необходимо вложить не менее 5 млн рублей.
  2. Поиск места – малые и средние города не могут похвастаться большим перечнем мест для отдыха горожан. Как правило, это городской сад в центре города и несколько парков в других районах. В большинстве случаев в этих местах уже работают точки с аттракционами, что усложняет задачу предпринимателю-новичку.
  3. Конкуренция – ситуация характерна для крупных городов, в которых функционирует множество отраслей этого бизнеса.
  4. Сезонность – парк аттракционов и развлечений располагается под открытым небом, что исключает его посещение в дождливую и тем более холодную погоду. Все точки работают с весны по осень, закрываясь на зимний период, а это отрицательно сказывается на прибыли.

Влияние фактора сезонности на прибыль

Как уже было сказано, бизнес на парке развлечений – это сезонный вид деятельности, рассчитанный на летний период, захватывающий немного весны и осени. Каждый год парки проводят торжественное открытие сезона 1 мая. Определенной даты закрытия не существует, поэтому все работают по погоде и своему усмотрению.

При этом торжественное открытие – это всего лишь способ привлечения посетителей, потому что практически все предприниматели запускают аттракционы раньше 1 мая, а именно в апреле, как только сошел снег и температура окружающей среды повысилась до +15 градусов.

Справка. В зависимости от региона страны и уровня выпавшего за зиму снега парки могут начинать свою деятельность и в марте, если организатор считает это нужным. Четких границ нет.

Несмотря на свою сезонность, парки аттракционов запускаются и зимой. Это касается таких периодов, как празднование Хэллоуина, Нового года, Рождества, Масленицы. Стоит заметить, что в зимний период из-за дефицита уличных мероприятий люди с удовольствием посещают аттракционы, собирая внушительную кассу.

Виды аттракционов

Существует очень много видов аттракционов, наиболее популярные из которых следующие:

  • Рельсовые – самым распространенным представителем является «Паровозик», состоящий из 3–5 вагонов на 2 места. В зависимости от возрастной категории рельсовые аттракционы предназначаются как для самых маленьких посетителей до 3–4 лет, когда конструкция передвигается по маршруту с небольшой скоростью, так и для более взрослых любителей покататься и испытать адреналин – в этом случае маршрут более извилистый, а скорость поездки то уменьшается, то увеличивается.
  • Батуты – сюда относятся индивидуальные локации, когда ребенка закрепляют эластичными ремнями на пружинной поверхности. За счет этого и собственной силы он отталкивается ногами и высоко подпрыгивает. Другая разновидность батута – надувная конструкция с горками, предназначенная для одновременного использования несколькими детьми (до 10–15 человек).
  • Карусели – стандартная локация, которая присутствует в любом парке аттракционов из-за своей высокой популярности. Дизайн и возрастные ограничения могут быть разными, но механизм работы всегда одинаков – посадка посетителей по своим местам и раскручивание по кругу с определенной скоростью.
  • Автодром, или бамперные машинки, – также является классическим видом аттракционов, которые знакомы каждому ребенку и взрослому.
  • Импакторы – аттракцион, работающий по принципу качелей, но в более экстремальных условиях. В зависимости от разновидности оборудования импакторы могут поднимать посетителей до 35 метров в высоту, переворачивая и меняя положение кабины в воздухе.
  • Качели – стандартные для детей и экстремальные для подростков и взрослых.
  • Комната страха – еще один представитель классического вида аттракционов, принцип которого основан на рельсовом оборудовании и создании жуткого дизайна помещения с пугающими элементами.
  • Тир для детей и взрослых.
  • Закрытый лабиринт.

Это лишь небольшой перечень того, что может вместить в себя один парк развлечений.

Анализ рынка и конкуренции, оценка рисков

Конкуренция в сфере развлекательного бизнеса достаточно высокая, но ее уровень определяется видом деятельности и ЦА. Парк развлечений может представлять собой как классический набор аттракционов на открытой местности, так и направленный на более узкую ЦА. Например, развлекательный комплекс в ТРЦ, где в приоритете аппараты для игр и симуляторы виртуальной реальности.

Данный бизнес-план ориентирован именно на классический формат – аттракционы и локации, размещенные на открытом пространстве. Таких точек в городах с населением до 500 000 человек можно встретить не более 4–5 единиц, что объясняется отсутствием оптимальных мест для размещения. С другой стороны, нередко можно встретить в одном периметре 2 отдельных сегмента аттракционов, работающих параллельно. В этом случае конкуренция очень высокая, но предприниматели решают проблему разноплановыми локациями и направленностью на разную ЦА.

Анализ рынка и конкуренции основывается на сборе данных об аналогичных видах бизнеса в зоне открытия проекта. Исследуемая территория – весь город, потому что бизнес масштабный и ориентирован на широкую аудиторию.

Предпринимателю потребуется собрать следующие сведения:

  • места расположения каждого конкурента;
  • площадь парка;
  • количество и вид аттракционов;
  • стоимость посещения каждой локации;
  • востребованность каждого аттракциона;
  • посещаемость проекта в различные дни недели и праздничные периоды.

На основе полученных данных определяются сильные и слабые стороны конкурентов, успешность и актуальность проектов. Формат собственного бизнеса строится только на положительном опыте конкурентов с добавлением своей уникальности (дизайн, локации, которых нет у других, и т. д.).

Риски:

  • Конкуренция – проблема решается расположением проекта вдали от конкурентов. Если сделать этого не представляется возможным, то площадку можно успешно поделить с конкурентом, используя разные виды аттракционов.
  • Отсутствие посетителей – ситуация характерна для маленьких населенных пунктов или для парков с завышенными ценами, когда предприниматели планируют вернуть вложения в короткие сроки, а по факту разоряются.
  • Некачественное оборудование – самое безобидное, что этот риск может за собой повлечь, это дорогостоящий ремонт и простой локации. По этой причине предприниматель теряет часть потенциальной прибыли. Более серьезная проблема, которая кроется за некачественным оборудованием и отсутствием регулярного обслуживания, – несчастные случаи с посетителями во время эксплуатации аттракциона. Предпринимателю может грозить даже уголовная ответственность, что зависит от степени тяжести повреждений человека.

Справка. Большинство рисков для парка аттракционов решаемы, если ответственно подходить к бизнесу. Отдельное внимание стоит уделить качеству оборудования, регулярным проверкам перед открытием парка и своевременному ремонту.

Организационные моменты

Регистрация вида деятельности, документы

Бизнес на парке развлечений не требует оформления специальных лицензий и разрешительных документов, поэтому организация проекта проходит стандартным образом.

В качестве формата предпринимательской деятельности выбирается ИП или ООО, что никак не влияет на рабочий процесс. Отличия лишь в пакете документов и налоговой отчетности. Для юридических лиц она несколько сложнее.

Документы для регистрации ИП:

  • паспорт;
  • ИНН;
  • заявление;
  • оплаченная квитанция госпошлины в размере 800 рублей.

Документы для регистрации ООО:

  • паспорт и ИНН учредителя;
  • решение об учреждении юридического лица;
  • устав общества;
  • сведения об уставном капитале – минимальное значение 10 000 рублей;
  • данные о юридическом адресе;
  • оплаченная квитанция госпошлины в размере 4 000 рублей.

Вне зависимости от статуса предпринимательской деятельности нужно:

  • открыть банковский счет;
  • заключить договор аренды земли;
  • подписать договор с коммунальной службой на вывоз мусора;
  • запросить сертификаты качества на имеющееся оборудование у поставщика.

Коды ОКВЭД:

  • 92.33 – деятельность, связанная с организацией ярмарок и парков с аттракционами;
  • 92.34.3 – иная зрелищная деятельность, не указанная в других группах;
  • 92.72 – иная деятельность, связанная с досугом и развлечениями, не указанная в других группах.

Оптимальная система налогообложения – УСН.

Выбор места расположения парка развлечений

Мест, которые подходили бы под организацию парка аттракционов под открытым небом, не так много. К ним относятся:

  • городской парк культуры и отдыха;
  • другие парки и скверы с высокой посещаемостью людей;
  • территории вблизи ТРЦ и супермаркетов;
  • городские площади и места отдыха горожан.

Облагораживание территории

Как правило, большинство городских площадок уже готовы под этот вид бизнеса, что выражается в главном – наличии твердого покрытия. Если территория не предусматривает асфальта, бетона или тротуарной плитки, то об этом нужно позаботиться арендатору.

После укладки твердого покрытия на поверхность территорию следует огородить. В качестве изгороди лучше всего использовать переносные заборчики. Также можно возвести и капитальную изгородь из прутьев, чтобы парк просматривался со стороны.

Помимо оборудования, на территории располагаются кассы, точки по продаже мороженого, сладкой ваты, напитков и фастфуда. В качестве декора используются баннеры с мультипликационными и киногероями, которые соответствуют тематике локации. Фигуры в полный рост с этими же персонажами заинтересуют публику со стороны.

Оборудование: какие аттракционы выбрать?

Перечислять все виды оборудования не стоит, потому что их слишком много. Необходимо помнить главное – для охвата большей ЦА нужно установить аттракционы, ориентированные на разную аудиторию, а территорию парка поделить на зоны:

  • детскую;
  • семейную;
  • экстремальную.

Для детей младшего возраста устанавливаются карусели, рельсовые аттракционы, лабиринты и прочее.

Для отдыха всей семьей подойдут те же рельсовые локации, но с иной скоростью движения.

Экстремальные аттракционы рассчитаны на подростков в сопровождении взрослых и остальных людей старше 18 лет.

Ценообразование

Стоимость билета на тот или иной аттракцион может отличаться в зависимости от его вида и сложности, но средняя цена варьируется в пределах 100–150 рублей с человека.

Слишком сильно занижать таксу для привлечения клиентов не рекомендуется, иначе попросту не удастся получить прибыль. Чрезмерно завышенная стоимость билетов для скорейшей окупаемости проекта также не принесет желаемого результата, потому что это только оттолкнет посетителей.

Персонал

Для парка развлечений потребуется следующее количество работников:

  • кассир – 2 человека;
  • оператор аттракциона – 1 человек на 2–3 локации в зависимости от наплыва посетителей (в выходные дни целесообразнее поставить на каждый аттракцион по отдельному работнику, чтобы не было задержек);
  • техник – 1–2 человека, в обязанности которых входит проверка оборудования и устранение технических неисправностей;
  • уборщик территории – 1–2 человека в зависимости от площади парка;
  • сторож – 2 человека;
  • бухгалтер – 1 человек;
  • администратор – 1 человек (в первое время административными делами может заниматься предприниматель).

В обязанности операторов аттракционов входит не только запуск оборудования, но и инструктаж посетителей по технике безопасности.

Реклама и работа над имиджем парка

Рекламная кампания проекта включает в себя:

  • ролики на телевидении и радио;
  • наружная реклама;
  • создание собственного сайта с перечнем аттракционов, отзывами и стоимостью билетов;
  • реклама в общественном транспорте;
  • ведение групп в социальных сетях, продвижение своих пабликов, а также покупка рекламных постов в посещаемых группах и форумах города;
  • реклама на печатных носителях – брошюры, буклеты, листовки.

Громкая связь на территории парка развлечений – отличный способ привлечения посетителей. В основном будет играть популярная музыка, но периодически можно озвучивать перечень аттракционов, наименования акций и подарков. Такой подход работает не только в день открытия, но и на протяжении всего времени функционирования проекта.

Финансовая часть бизнес-плана

Инвестиции в проект

Вложения на старте (в рублях):

  • 5 000 – оформление ИП, изготовление печати и подготовка документации (для ООО сумма вырастает до 20 000 с учетом уставного капитала в 10 000 рублей);
  • 20 000 – анализ рынка и конкуренции;
  • 5 000 000 – закупка оборудования;
  • 150 000 – монтаж и подключение оборудования;
  • 70 000 – реклама;
  • 240 000 – заключение договора аренды земельного участка с внесением авансового платежа за 2 месяца.

Итог: 5 485 000 рублей.

Текущие расходы

Затраты в первый месяц:

  • 120 000 – аренда;
  • 220 000 – заработная плата (9 сотрудников);
  • 50 000 – коммунальные платежи.

Итог: 390 000 рублей.

Доходы и расчет прибыли

Основная прибыль парка развлечений складывается из продажи билетов на аттракционы. Плюс в том, что время катания на одной локации не превышает 3–5 минут, что увеличивает пропускную способность населения до максимально рекордных значений.

Средняя выручка парка аттракционов в неделю составляет 400 000 рублей. В месяц эта сумма вырастает до 1,2–1,5 млн рублей. Это «грязный» доход, из которого нужно отнять обязательные расходы.

Из 1,5 млн вычитаются 390 000 рублей. Чистая прибыль – 1,1 млн рублей.

В таком темпе проект окупится за 5 месяцев, что и составляет рабочий сезон. Даже при более плохом раскладе, а именно при выручке в 2 раза меньше, парк развлечений вернет вложенные средства за 2 сезона.

Аттракционы всегда привлекали людей – что в прошлом, что в настоящем. Сегодня люди хотят получать больше позитивных эмоций и адреналина, а производители оборудования для парков развлечений это успешно реализуют в деле. Вложившись один раз по-крупному в этот бизнес, предприниматель будет получать прибыль регулярно без рисков и серьезных финансовых потерь.

Купить готовый бизнес план

Источник

Парки
культуры и отдыха (ПКиО) России
рассматрива­ются как многопрофильные
культурно-досуговые учреждения. В таком
их качестве они вошли в общественный
обиход в пер­вые десятилетия Советской
власти. Однако история садового
строительства уходит глубокими корнями
в века и тысячеле­тия. В России парки
начали появляться в эпоху преобразований
Петра I. К началу Октябрьской революции
едва ли не во всех крупных городах
России, начиная с Петербурга и Москвы,
были свои парки и сады, в которых
устраивались массовые гуляния,
праздновались события государственного
и местного значения. Но вскоре после
октябрьских событий деятельность парков
приобрела отчетливо выраженный
пропагандистский характер, пожалуй,
впервые за всю свою историю они были
превращены в культурно-просветительные
учреждения с достаточно жестко
регламентированными формами работы
[31, с. 200].

Н.Ф.
Максютин достаточно точно характеризует
отношение большевиков к парковому
«строительству»: «Стихия российского
бунта, комбедовская неспособность
переварить барскую культу­ру,
безответственность и потребительская
психология в отноше­нии «опчего»
привели к тому, что усадьбы и садово-парковые
ан­самбли были разграблены, частью
сожжены, заняты коммунами, сады выродились
и одичали, деревья вырубались, пруды
без ухо­да стали болотами, комбедовская
скотинка, вслед за хозяевами, безнаказанно
пасущаяся на клумбах и кустарниках с
заурядными и редкостными растениями,
довершила картину уничтожения це­лого
пласта садово-парковой культуры как
облагораживающего компонента образа
жизни» [24, с. 68].

Нишу, занимаемую
современными парками культуры и отдыха
в общей системе культурно-досуговой
деятельности, современные культурологи
представляют так:

  • они компенсируют
    городскому жителю отрыв от приро­ды,
    восстанавливают гармонию единства
    человека и природы;

парки —
средства и объект познавательной
деятельнос­ти, прежде всего

познания
растительного и животного мира,экологии
в ее натуральном

виде, и в этом
заключается их куль­турно-просветительная

образовательная
функция;

  • парки выполняют
    рекреативно-развлекательную функ­цию,
    и она сегодня доминирует в деятельности
    парков, жестко потеснив первую и вторую
    функцию, ибо является единствен­ной,
    которая обеспечивает доходы;

  • научно-исследовательской
    функцией наделены только специальные
    парки (дендрарии, зоопарки и пр.).

И
прежде, и теперь универсальные парки
(ПКиО) предла­гали посетителям
определенные услуги, взимая при этом
разум­ную плату (танцевальные веранды,
прокат лодок и катамаранов, пользование
аттракционами, прослушивание лекций и
просмотр фильмов и др.). Современный
парк культуры — это культурно-досуговое
учреждение комплексного типа, работающее
в пра­вовом поле действующих в сфере
культуры законодательных актов, прежде
всего Основ законодательства РФ о
культуре, и ведущее организационно-массовую,
культурно-развлекатель­ную и
финансово-хозяйственную деятельность,
в том числе коммерческую и предпринимательскую.
Многие парки превра­тились в крупные
предприятия отрасли, реализующие
разнооб­разные товары, имеющие в своей
структуре отделы и цеха, раз­витую
структуру источников дохода. Они
обходятся благодаря этому без
дополнительных ассигнований, не считая
бюджетных затрат на развитие материальной
базы [31, с. 201-203].

Главный источник
дохода парков культуры и отдыха —
аттракционы, дающие от 35 до 55 % всех
доходов. В прежние годы «доходным местом»
были и танцевальные площадки. Те­перь
они утрачивают свое прежнее значение,
поскольку пре­бывают порой в запущенном
состоянии, имеют неприглядный внешний
вид. Но появились пиротехнические цеха,
оформи­тельские и ремонтные мастерские,
пункты проката, фирмы по организации
досуга, туристические бюро, различные
агент­ства, активно развиваются
арендные отношения.

Не во всех случаях
удачно решаются вопросы ассортимен­тной
политики, от традиционного колеса
обозрения и комнаты смеха давно бы
следовало перейти к современным
аттракционам типа «луна-парк», открыть
детские железные дороги, современ­ные
дансинги, построить «американские
горки» или, на худой конец, «пещеры
ужасов». Оставляет желать лучшего и
спортив­ный сектор современного
парка, в особенности если он работает
круглый год. Волейбольные площадки,
теннисные корты, пунк­ты проката лодок
и катамаранов, устройство конькобежных
до­рожек и катков (с одновременным
прокатом спортинвентаря), хоккейных
коробок, велотреков — вот что может
существенно пополнить бюджет современного
парка. Важно подчеркнуть, что изучение
спроса населения неизбежно обнаружит
интерес к парковым формам досуга не
только в молодежной среде, но и в среде
старших поколений, людей третьего
возраста. Во многих парках устраиваются
танцевальные вечера под музыку духовых
оркестров, и танцплощадки при этом не
пустуют.

В серьезном
совершенствовании нуждается реклама.
В парке она должна быть особой. Обширные
площади, зани­маемые парками, позволяют
сооружать различные газосветные и
электронные табло, мобилизовать местный
радиоузел, офор­мить и использовать
декорированные машины, велосипедистов,
конные экипажи, театрализованные
рекламные сюжеты и пр.

В условиях
деятельности парков сложнее, чем в
клуб­ных учреждениях, создать совет
волонтеров, иметь постоянно действующий
общественный совет.

Но без продуманных
мероприятий паблисити парку не обой­тись,
как не обойтись ему и без паблик рилейшнз
— постоянных связей с культурной, научной
и технической общественностью, с
градостроительными организациями,
архитектурными комитета­ми, организациями
союза дизайнеров, молодежными
объединени­ями, органами, ведающими
социальной защитой, экологией, и пр.

Распределение
товаров в условиях парка культуры и
отды­ха естественно и органично
решается благодаря его развитой
внутренней структуре. Здесь каждое
структурное подразделе­ние занимается
присущими ему видами деятельности и
имеет свой ассортимент предлагаемых
потребителям товаров. Что ка­сается
каналов товародвижения, то для парка
культуры и отдыха мало подходят разъездные
формы работы. А вот посредников, партнеров,
смежников парку нужно иметь как можно
больше, поскольку на его территории
может одновременно проводиться несколько
разноплановых мероприятий, предполагающих
заин­тересованное участие самых
различных организаций.

Для более успешной
и стабильной работы парку следо­вало
бы привести в действие многие резервы,
в том числе по части использования
маркетинговых средств:

  • обеспечить
    круглогодичное функционирование
    основ­ных объектов культурно-развлекательной
    и физкультурно- спортивной деятельности,
    продлевая тем самым и жизненный цикл
    многих товаров;

  • интенсифицировать
    использование имеющейся в рас­поряжении
    парка базы, спланировать работу с учетом
    мак­симального удовлетворения спроса
    различных групп потре­бителей,
    тщательней сегментировать собственные
    рынки, целенаправленно работать на
    конкретных сегментах;

  • интенсифицировать
    киноконцертную деятельность,
    видеообслуживание во всех приемлемых
    для парка формах;

  • обучать персонал
    современенным бизнес-технологиям;

  • расширить спектр
    прокатных услуг (лыжи, коньки, сани,
    конные экипажи — зимой, роликовые коньки,
    велосипе­ды, лодки — летом), в том числе
    музыкальных инструментов, теле-, видео-,
    радиоаппаратуры и пр.;

  • плотнее и более
    предметно сотрудничать с внешней
    маркетинговой средой — театрами, клубами,
    библиотеками, музеями, спортивными
    комитетами, детскими и юношескими
    организациями и пр.;

  • всемерно развивать
    паблисити, паблик рилейшнз, со­вершенствовать
    информационно-рекламную деятельность;

  • создавать службы
    маркетинга (в парках они встреча­ются
    крайне редко!), проводить маркетинговые
    исследования, разрабатывать маркетинговые
    планы и программы;

  • настойчиво и
    предметно изучать зарубежный опыт
    парковой деятельности, творчески
    использовать его примени­тельно к
    реальным условиям российских парков;

  • совершенствовать
    качество предлагаемых населению услуг,
    сделать парк культуры и отдыха местом,
    куда потреби­телям хотелось бы прийти,
    где можно было бы с пользой для себя и
    семьи провести свободное время.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Adblock
detector