Бизнес план организации пассажирских перевозок

Бизнес план организации пассажирских перевозок thumbnail

1. Краткий инвестиционный меморандум

Рассматриваемая компания занимается пассажирскими перевозками на собственных микроавтобусах. Основная направленность компании — региональные междугородние перевозки. Цены на новые автомобили высоки, поэтому предполагается покупка трёх подержанных импортных микроавтобусов вместимостью 19 человек в хорошем техническом состоянии. Это позволит начать бизнес с меньшими вложениями и быстрее его окупить.

В бизнес-плане мы исходим из того, что каждый автобус будет в среднем ежедневно перевозить 10 пассажиров на расстояние 500 км. В таком случае удастся окупить первоначальные затраты менее, чем через 2 года.

Сумма первоначальных инвестиций — 4 002 500 рублей;

Ежемесячные затраты — 746 873 рублей;

Ежемесячная прибыль — 183 521 рублей;

Срок окупаемости — 23 месяца;

Точка безубыточности — 3 месяц;

Рентабельность продаж — 27%.

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Автопарк компании состоит из машин импортного производства вместимостью 19 человек. Для сокращения суммы первоначальных инвестиций и скорейшего выхода на окупаемость, предполагается купить автомобили с 3–5 летним пробегом. Чтобы минимизировать риск возникновения технических проблем, выбрать автобусы с прозрачной историей и пройти полную диагностику узлов и агрегатов в профильном автосервисе. Как правило, ресурса таких автобусов хватает на 10 лет интенсивной работы, после чего они резко теряют в цене. Бизнес-планом предусмотрена полная амортизация автопарка в течение 5 лет.

Предполагается, что маршруты поездок будут проходить между региональным центрами, так как обычно именно они генерируют наибольший пассажиропоток. Возможна диверсификация маршрутов в пользу актуальных сезонных направлений.

Стоит отметить, что владение автопарком несёт ряд дополнительных расходов: страхование автогражданской ответственности, техобслуживание, транспортный налог. Для того, чтобы минимизировать затраты на ремонт нужно заключить договор с автосервисом, который будет регулярно обслуживать автопарк. Также нужно заключить договор с фирмой, которая будет проводить медицинские осмотры водителей перед выездом.

Конкурентами в борьбе за пассажира будут выступать муниципальные автобусные перевозчики, частные перевозчики на легковых автомобилях и микроавтобусах. Также пассажир может выбрать альтернативный вида транспорта: самолет и поезд.

Большой популярностью пользуется сервис «BlaBlaCar», который позволяет водителям легковушек искать попутчиков и подвозить их за небольшую плату, тем самым экономить на топливе. В реальности он часто используется нелегальными таксистами для поиска клиентов. Цены на такую поездку ниже стоимости билета на автобус, однако такие поездки небезопасны: состояние водителей никто не проверяет перед рейсом, а транспорт может оказаться технически неисправным.

Исследование рынка пассажирских перевозок показало, что цена билета на автобус прямо пропорциональна расстоянию поездки и составляет от 1,5 до 3 рублей за километр пробега, в зависимости от конкурентной среды. Кроме цены билета за километр проезда выручка за определённый период зависит от количества пройденных за этот период автобусами километров и количества купленных на эти рейсы билетов. Произведение этих показателей и будет составлять выручку. Таким образом, для повышения дохода от перевозок нужно стремиться к повышению этих показателей.

Загрузка автобусов зависит от региона, маршрута и дня недели. Перед выходными и после них, как правило увеличивается пассажиропоток. Колебания спроса в течение года зависят от конкретного региона, для большей части России характерен спад в летний период и подъём в осенний и зимний периоды.

Главным каналом продаж в этой сфере для нового участника рынка сегодня станут агрегаторы: Рос-билет, Busfor и Туту. Для работы с агрегатором нужно заключить агентский договор. Комиссия за услуги онлайн бронирования и продажи билетов в среднем составляет 15%. Площадка берёт на себя все затраты по привлечению пассажиров и позволяет им быстро и удобно приобрести билет.

Для того, чтобы легально заниматься перевозками нужно получить лицензию на перевозку пассажиров автобусами и микроавтобусами, оборудованными для перевозок более 8 человек, которая выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Для включения автобусов в реестр лицензий Ространснадзора необходимо предоставить информацию и документы:

  • Реквизиты юридического лица или ИП;
  • номер и дата выдачи лицензии на пассажирские перевозку автобусами;
  • государственный регистрационный номер;
  • идентификационный код транспортного средства (VIN);
  • марку, модель ТС;
  • год выпуска;
  • документ, подтверждающий право владения автобусом (собственность, либо договор аренды, лизинга и т.п.);
  • дата проведения последнего технического осмотра автобуса;

Чтобы получить лицензию обязательно наличие:

  • страховых полисов ОСАГО и обязательного страхования пассажиров;
  • акта поверки тахографа;
  • договоры об обслуживании системы контроля ГЛОНАСС (либо ГЛОНАСС-GPS);
  • наличие в штате лицензиата ответственного лица имеющего квалификацию по направлениям: «Специалист, ответственный за безопасность дорожного движения», «Контролёр технического состояния»;
  • документов для водителя: водительское удостоверение, медицинская справка нового образца, трудовая книжка (с записью о месте работы);
  • документа, подтверждающего прохождение процедуры категорирования ТС в Росавтодоре;

Также перевозчик обязан включать в стоимость каждого билета страховку пассажиров.

ОСГОПП — это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Договор ОСГОПП заключается сроком не менее, чем на 1 год и в отношении всего парка ТС перевозчика. Минимальные и максимальные ставки страховых тарифов по ОСГОПП установлены Постановлением Правительства РФ и являются едиными для всех страховых компаний. Премиальные берутся из расчёта на одного пассажира и для междугородних и международных автобусных перевозок они установлены на уровне от 9,14 до 18,40 руб.

Для того, чтобы начать вести деятельность необходимо зарегистрировать ИП, форма налогообложения УСН (6%). Следует выбрать код ОКВЭД 49.39 «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки»

Наименование

Количество

Цена за 1 шт.

Обшая сумма

Ford Transit

3

1 300 000

3 900 000

Ноутбук

1

25 000

25 000

Офисный стол

1

4 000

4 000

Офисные кресла

1

3 500

3 500

Оргтехника

1

20 000

20 000

Итого:

3 952 500

6. Организационная структура

В штате сотрудников: директор и 6 водителей, по 2 на каждый автобус. Директор занимается оперативным управлением компанией, а также выполняет роль диспетчера, контролируя маршруты. Водители выполняют поездки по маршрутам, график их должен быть спланирован так, чтобы все автомобили были в работе ежедневно.

Режим труда и отдыха водителей автобуса регламентируется положениями приказа Минтранса № 15. Максимально допустимая нормальная продолжительность рабочего времени — 40 часов еженедельно. Каждый день человек может управлять автомобилем непрерывно не более 9 часов.

Постоянные расходы

Оклад

Количество сотрудников

Сумма

Средняя з/п в месяц на сотрудника

Директор

30 000

1

30 000

52 133

Водитель

20 000

6

120 000

42 133

Страховые взносы

45 000

Итого ФОТ

195 000

Полный расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.

Инвестиции на открытие

Регистрация, включая получение всех разрешений

50 000

Закупка оборудования и автомобилей

3 952 500

Итого

4 002 500

Ежемесячные затраты

ФОТ (включая отчисления)

349 928

Аренда офиса

24 000

ОСАГО

5 250

Автомобильный налог

1 500

Техническое обслуживание автомобилей

30 000

ГСМ

160 035

Комиссия агента по продаже билетов (15%)

56 160

Предрейсовый медосмотр водителей

10 000

Коммунальные услуги

5 000

Амортизация

65 000

Бухгалтерия (удаленная)

10 000

Непредвиденные расходы

30 000

Итого

746 873

План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.

  • Риск повреждения автомобилей. Страхование по КАСКО полностью покрывает затраты, но может стоить дорого, необходимо рассчитывать индивидуально. Защитить машины от преждевременного износа позволит регулярное техобслуживание в профильном сервисе.
  • Низкий спрос. Необходимо работать над повышением лояльности текущих клиентов и расширением клиентской базы, следить за имиджем компании (публичные отзывы в агрегаторе, рекомендации).
  • Слишком высокий спрос. Нужно расширять автопарк, можно брать автомобили в лизинг, кредит или привлекать водителей с собственными автомобилями.
  • Невыполнение обязательств водителем. Тщательно подбирать персонал, разработать систему мотивации персонала, чтобы работник желал сохранить рабочее место.

Финансовая модель пассажирских перевозок

Источник

Пассажирские перевозки – не новый, но всегда актуальный вид бизнеса. Процесс урбанизации – одна из главных причин востребованности этого направления. Люди ездят на работу и за город на общественном транспорте. Несмотря на наличие конкуренции среди перевозчиков, качество предоставляемых ими услуг находится на низком уровне, поэтому при грамотном подходе к организации дела конкурентов будет несложно обойти. Бизнес-план пассажирских перевозок поможет предпринимателю открыть свою транспортную компанию.

Характеристика бизнеса по перевозке пассажиров

Данный бизнес ориентирован на всех, у кого нет личного транспорта, кто пользуется услугами перевозчиков для передвижения по городу и за город.

Услугами транспортной компании пользуются люди разного пола и возраста – от школьников до пенсионеров.

Перечень услуг транспортной компании

Транспортная компания предоставляет следующие услуги:

  1. Регулярные перевозки по городу. Маршрутное такси ездит по определенному маршруту и установленному графику.
  2. Регулярные перевозки в населенные пункты, находящиеся недалеко от города, – дачи, деревни, базы отдыха и пр.
  3. Междугородние перевозки. Маршрутное такси осуществляет перевозку пассажиров из одного города в другой.
  4. Провоз туристов по историческим и заповедным местам региона. Это нерегулярные перевозки. Им характерна сезонность. Как правило, транспортная компания сотрудничает с туристическими фирмами, которые являются главными ее заказчиками – они находят туристов и сопровождают их. Задача перевозчика – доставить группу на место и забрать ее в оговоренное время.
  5. Частные перевозки. Нередко услугами транспортной компании пользуются и частные лица – например, во время празднования свадьбы, юбилея или корпоратива.

Анализ ситуации на рынке

Российский рынок транспортных перевозок развит неравномерно. Так, в Москве и области конкуренция достаточно высока ввиду интенсивности трафика в этом регионе. Однако на общероссийском рынке ситуация неоднозначна. Даже в регионах, где присутствует конкуренция, спрос на услуги обычно превышает предложение, особенно это касается загородных перевозок.

Кроме того, одна из важнейших проблем этой ниши – монополия крупных компаний. Во многих городах перевозка в черте города осуществляется всего одной или несколькими крупными компаниями.

Несмотря на это, местные рынки освоены не полностью, поэтому конкуренция незначительна.

Отдельное направление – междугородние перевозки. В некоторые города нет прямых маршрутов, что вынуждает пассажиров ездить с пересадками. Эти направления еще не освоены, поэтому у предпринимателя есть возможность занять свое место на том сегменте рынка, где полностью отсутствует конкуренция.

ВНИМАНИЕ! Наличие конкуренции не должно останавливать предпринимателя от реализации бизнес-идеи. Российский рынок транспортных перевозок развит слабо, поэтому конкурентов всегда можно обойти.

Наиболее распространенный способ обхода конкурентов включает в себя несколько этапов реализации:

  1. Анализ рынка. Исследуется местный рынок – спрос и предложение. Отдельно изучаются разные сегменты целевой аудитории (ЦА), т. е. людей, которые пользуются услугами перевозчиков. Анализ ЦА позволяет понять, какие недостатки есть у компаний, услугам которых они пользуются, что бы они хотели изменить или добавить.
  2. Практическая реализация бизнеса. Обязательно учитываются данные, полученные от ЦА. Берутся в расчет все недостатки конкурентов. Задача предпринимателя – сделать лучше, чем у конкурентов.

Возможные риски

Данному бизнесу присущи риски, среди которых важно выделить:

  1. Сложность продвижения. Купить автомобили и нанять водителей недостаточно, чтобы открыть бизнес. Нужно заранее обдумать все мелочи, грамотно составить маршруты и сделать так, чтобы цены на услуги были рыночными. Малейшая ошибка может стать причиной сложностей в продвижении, и, как следствие, рентабельность бизнеса снизится.
  2. Активизация конкурентов. Если выбрать конкурентное направление, продвигать предприятие будет сложнее. Появление нового игрока на рынке может стать причиной снижения цен на местном уровне, что также отразится на доходности проекта.
  3. Частое обслуживание автомобилей. Общественный транспорт нуждается в регулярном ремонте, он чаще ломается и требует особого ухода. Для предпринимателя это дополнительная статья расходов.
  4. Рост цен на бензин и автомобильные запчасти. Мировой рынок нефти нестабилен. Цены на бензин могут резко вырасти, как и запчасти для автомобилей. При этом повышение стоимости услуг всегда негативно воспринимается пассажирами.
  5. Изменение конъюнктуры рынка. Перевозчик зависим не только от своих клиентов, но и от городских властей, если его специализация – перевозки по городу. К примеру, уровень цен на услуги маршрутного такси регулируется не только рынком, но и местными властями. Как правило, цена за проезд в городском транспорте сильно регламентирована и не всегда зависит от перевозчика.

Организационные моменты

Регистрация бизнеса

Закон обязывает предпринимателей регистрировать свой бизнес в Федеральной налоговой службе.

Легализация бизнеса – первое, что необходимо сделать, прежде чем приступить к практической части реализации проекта.

Транспортную компанию можно зарегистрировать двумя способами:

  1. Зарегистрировать юрлицо. Подходит крупному бизнесу. К примеру, если речь идет о крупной городской службе маршрутных такси.
  2. Оформить статус индивидуального предпринимателя (ИП). Оптимальный вариант для небольшого бизнеса – например, для частного перевозчика.

Большинство отечественных перевозчиков оформляет статус ИП. Это проще, быстрее и выгодней. Кроме того, регистрировать юрлицо небольшой компании не имеет смысла.

Чтобы оформить ИП, нужно:

  1. Выбрать формат регистрации. Есть два способа – по месту жительства и через интернет. Второй вариант – наиболее удобный – не нужно стоять в очередях и заполнять документы от руки.
  2. Выбрать коды ОКВЭД. Эти коды сообщают налоговой службе о том, какой вид бизнеса регистрируется. Закон разрешает выбирать сразу несколько кодов с учетом расширения бизнеса в будущем – чтобы потом не пришлось переоформлять документы на бизнес.
  3. Написать заявление по форме Р21001. Заявление пишется в электронном формате. Инструкция оформления и шаблон есть на сайте Федеральной налоговой службы.
  4. Оплатить государственную пошлину.
  5. Отправить заявление в ФНС. К заявлению прикрепляется пакет документов.

Документы, необходимые для регистрации ИП:

  • паспорт;
  • ИНН;
  • квитанция об уплате государственной пошлины.

ВНИМАНИЕ! В заявлении обязательно нужно указать адрес электронной почты. На него ФНС отправит документы о регистрации ИП. С апреля 2018 года транспортной почтой отправка не осуществляется.

Получение лицензии на перевозку пассажиров

Зарегистрировать бизнес в ФНС недостаточно. Чтобы приобрести право на перевозку пассажиров, необходимо получить соответствующую лицензию.

Лицензирование – одна из главных мер по повышению безопасности пассажирских перевозок в России.

Наличие у перевозчика лицензии говорит о том, что он:

  • гарантирует безопасность перевозок;
  • соответствует всем установленным нормам;
  • его водители достаточно квалифицированы, чтобы перевозить пассажиров.

Все перевозчики обязаны получать лицензии в Ространснадзоре.

На каждый вид перевозок – отдельная лицензия. К примеру, перевозчик не имеет права осуществлять междугородние перевозки, если у него только городская лицензия. При этом предприниматель может оформить сразу несколько лицензий и использовать их.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «О лицензировании», для получения лицензии предприниматель должен предоставить следующие документы:

  • заявление на получение лицензии;
  • документ, подтверждающий регистрацию в налоговой;
  • квитанцию об уплате государственной пошлины;
  • документы о государственной регистрации.

Дополнительно необходимо представить копии документов на транспортные средства – копии паспортов ТС, талоны о прохождении техосмотра, а также документы водителей – их водительские права категории «Д», медицинские и трудовые книжки.

Заявление рассматривается в течение 30–45 дней.

Покупка автомобилей

Для организации бизнеса необходимо закупить автомобили для перевозки пассажиров.

Вариант приобретения транспортного средства:

  1. Купить новый автомобиль в салоне.
  2. Купить в кредит.
  3. Купить на вторичном рынке – российском или за рубежом.

ВНИМАНИЕ! Покупка автомобилей на вторичном рынке позволит предпринимателю существенно сэкономить. Бывший в использовании автомобиль стоит значительно дешевле. При этом следует помнить, что такой автомобиль может иметь дефекты, например проблемы с двигателем, ходовой или электроникой. Поэтому перед покупкой б/у автомобиля рекомендуется произвести его тщательную проверку.

Важно также учитывать, что транспортное средство должно быть:

  • комфортным для пассажиров;
  • вместительным;
  • надежным;
  • недорогим в обслуживании.

Аренда офиса и его обустройство

Месторасположение офиса важно, если речь идет о междугородних перевозках. В таком случае рекомендуется открыть офис на автостанции, с которой будут отправляться рейсовые автобусы.

Для маршрутного такси, осуществляющего перевозки в черте города, месторасположение офиса не имеет принципиально важного значения.

Общие рекомендации к выбору офиса:

  • к нему несложно добраться сотрудникам;
  • поблизости есть стоянка для автомобилей;
  • рядом расположена автомойка, заправка, сервис по ремонту и обслуживанию автомобилей.

Формирование кадрового состава

Для работы транспортного агентства необходимы следующие сотрудники:

  • водители;
  • медицинский работник;
  • автомеханик;
  • бухгалтер.

Важно подобрать квалифицированных специалистов. От их компетенции во многом зависит успех бизнеса. Водители должны иметь большой стаж работы и обладать хорошими коммуникативными навыками.

Маркетинг и реклама

Маркетинговая составляющая имеет ключевое значение в продвижении бизнеса.

Наличие на рынке конкуренции делает этот бизнес зависимым от рекламы. Запускать пассажирские перевозки без рекламы нерационально. На начальной стадии развития бизнес нуждается в мощной рекламной кампании – чтобы привлечь внимание потенциальных клиентов и по возможности переманить их у конкурентов.

Проще всего продвигать междугородние пассажирские перевозки, а также перевозки туристов. С этой ЦА проще работать, ее несложно заинтересовать, а затраты на такую рекламу обычно ниже.

Возможные варианты продвижения:

  1. Создание и раскрутка собственного сайта. На нем публикуется интересный и полезный контент, а также рекламируются услуги перевозчика.
  2. Контекстная реклама. Это наиболее целевой и эффективный источник рекламного трафика. Контекстная реклама в популярных поисковых системах приводит только заинтересованных пользователей – тех, кто ищет перевозчика.
  3. СММ-продвижение. Люди разного возраста активно используют социальные сети – для общения, работы, развлечения. Правильно настроенная реклама в соцсетях позволит привлекать большие целевые группы, а ведение бизнес-страницы компании поможет сделать случайных клиентов постоянными.
  4. Наружная реклама. Объявления на билбордах и баннерах показывают хороший результат в подобном бизнесе. Рекомендуется размещать такую рекламу возле городских вокзалов и по пути к ним.
  5. Реклама в печатных СМИ. Многие сегменты ЦА читают печатные газеты. Реклама в них поможет заинтересовать потенциальных клиентов.

Чем больше вариантов продвижения задействовано, тем эффективней будет вся рекламная кампания.

Финансовые расчёты

Вложения в бизнес на старте

Капиталовложения на старте:

  • покупка 3-х автомобилей – 2 млн рублей;
  • аренда офиса и его обустройство – 50 тыс. рублей;
  • рекламная кампания – 100 тыс. рублей;
  • оформление документов – 10 тыс. рублей.

Текущие расходы и амортизация

Ежемесячные расходы на содержание бизнеса:

  • обслуживание автомобилей – 30 тыс. рублей;
  • траты на топливо – от 300 тыс. рублей;
  • заработная плата сотрудников – 250 тыс. рублей;
  • налоги.

Доходы и ожидаемая прибыль

В среднем один автомобиль зарабатывает в день 15 тыс. рублей. Месячный доход с одного транспортного средства – 450 тыс. рублей.

Три автомобиля за месяц заработают около 1,3 млн рублей. Из этой суммы вычитаются траты на содержание бизнеса и налоги. Чистая ежемесячная прибыль – 300 тыс. рублей.

Оценка рентабельности проекта

Рентабельность проекта зависит от следующих факторов:

  • сезонность;
  • успех рекламной кампании;
  • конкуренция;
  • подход к организации бизнеса;
  • ценовая политика.

Среднее время окупаемости проекта – 1 год.

Пассажирские перевозки – всегда актуальная и востребованная услуга. Однако этому бизнесу присущи риски, главные из которых – отсутствие стабильного спроса, сезонность и конкуренция. Чтобы максимально эффективно построить бизнес, нужно учесть множество факторов. Предпринимателю не обойтись без бизнес-планирования, поэтому рекомендуется заказать бизнес-план у профессионалов.

Купить готовый бизнес план

Источник

Adblock
detector