Бизнес план образовательного учреждения это
1. Краткий инвестиционный меморандум
Цель коммерческо-хозяйственной деятельности:
- удовлетворение социальных потребностей в образовании детей в ДОУ — развития основных психических процессов (внимание, мышление, память, воображение), используя, прежде всего, новые информационные технологии;
- получение дохода, используемого для благосостояния членов коллектива ДОУ и развития учебно-методической базы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- обучение специалистов в области новых информационных технологий в образовании;
- организация компьютерного класса;
- составление программы развития внимания, памяти, мышления и воображения, используя специальное программное обеспечение;
- проведение рекламной кампании в СМИ и с родителями детьми.
Структура предполагаемых услуг такова:
- получение начальных навыков работы за ЭВМ;
- доступ к ресурсам Интернет;
- работа с развивающими и обучающими программными продуктами («Интеллект-плюс», «Умный ребенок» и др.);
- игровой досуг;
- работа с программным комплексом (Windows, офисный пакет программ, PhotoShop и др.) по повышению уровня компьютерных знаний (для самых одаренных детей).
Принципиально новым является то, что в данном проекте наблюдается внедрение новых информационных технологий в образовании в ДОУ, что является исключением, т.к. сделана попытка совместить современные технологии с детским мировоззрением и разумом.
Сумма первоначальных инвестиций — 2 028 000 рублей;
Точка безубыточности — на 3 месяц;
Срок окупаемости — 21 месяц;
Средняя ежемесячная прибыль — 103 369 рублей.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
В последнее время рост промышленности в стране составил примерно 5%, что является хорошим показателем. При таком развитии большое значение играет автоматизация технологического процесса, т.е. внедрение информационных технологий на предприятие. Для решения данной задачи необходим грамотный персонал, обладающими знаниями в данной области. Таким образом, возникает потребность в квалифицированных трудовых ресурсах. Данную потребность можно удовлетворить либо привлечением сторонних специалистов, на что необходимы значительные финансовые ресурсы, либо обучением собственных кадров уже стадии дошкольного периода, что является более дешевой альтернативой.
Таким образом, необходимость данного проекта очевидна, к тому организация компьютерного класса позволит создать более благоприятный общий социальный фон в районе.
ДОУ представляет собой учреждение образования, владельцем которого является муниципалитет.
В течение последних лет специалисты отдела внедрения новых технологий провели исследование и разработали целый ряд уникальных информационных услуг, который отвечает наиболее актуальным запросам населения в данном районе.
Таким образом, предметов бизнеса является образовательные услуги.
Учредителем и организатором данного проекта является администрация ДОУ в лице подразделения по внедрению новых технологий.
Структура предполагаемых услуг такова:
- получение начальных навыков работы за ЭВМ;
- доступ к ресурсам Интернет;
- работа с развивающими и обучающими программными продуктами («Интеллект-плюс», «Умный ребенок» и др.);
- игровой досуг;
- работа с программным комплексом (Windows, офисный пакет программ, PhotoShop и др.) по повышению уровня компьютерных знаний (для самых одаренных детей).
Принципиально новым является то, в данном проекте наблюдается внедрение новых информационных технологий в образовании в ДОУ, что является исключением, т.к. сделана попытка совместить современные технологии с детским мировоззрением и разумом. Таким образом, на рынке имеется некоторое свободное пространство, которое с успехом может заполнить данный проект.
Вторым положительным аргументом является то, что в классе присутствуют опытные воспитатели и психолог, т.е. дети находятся под жестким контролем.
Особое внимание необходимо уделить безопасности занятий. Перед каждым уроком или досуговым занятием детям читается инструкция по правильному поведению и работе в классе. Для того чтобы данный процесс имел наибольшую эффективность, правила читаются в виде игры, т.е. воспитатель показывает все своими руками.
В виду того, что ДОУ в данном районе одно, то можно утверждать, что предлагаемые услуги в образовании будут оставаться востребованными, по крайне мере, до появления второго такого учреждения.
Предполагается, что основными клиентами компьютерного класса будут являться дети данного ДОУ, а также привлеченные средства маркетинга дети из других ДОУ.
Таким образом, ДОУ в основном обслуживает население одного района, но планирует за счет стратегии маркетинга расширить свою деятельность до общегородского уровня, и намеревается развивать новые направления бизнеса в сфере предоставления информационных услуг.
План маркетинга включает комплекс действий, включая товарную, ценовую, сбытовую и сервисную политику и стратегию.
Товарная политика предполагает обеспечение широкого ассортимента различных информационных и образовательных услуг, описанных выше.
Товарная стратегия ДОУ предусматривает:
- учет требований родителей и детей к качеству предлагаемых услуг;
- различные формы и методы проведения занятий;
- постоянное улучшение качества образования, за счет повышения квалификации персонала.
Ценовая политика по услугам увязана с общими целями коммерческо-хозяйственной деятельности и включает формирование кратко- и долгосрочных целей на базе издержек образования и спроса на услуги, а также цен конкурентов.
Ценовая стратегия должна базироваться на товарной политике и предполагает:
- использование механизма гибких цен в зависимости от выбранного часового объема занятий;
- хорошее качество образования при ценах, ниже чем у конкурентов;
- разработку системы льгот и скидок.
В основе стратегии ценообразования лежит метод средних затрат, который предусматривает установление рыночной цены исходя из издержек образования и прогнозируемом уровне прибыли, сопоставимым со средней учетной ставкой.
Сбытовая политика ДОУ ориентирована на формирование и стимулирование спроса на услуги.
Сбытовая стратегия заключается в:
- создании и регулировании коммерческих связей;
- рекламной деятельности в различных формах;
- участии в семинарах по вопросам внедрения новых информационных технологий в образование.
Сервисная политика предприятия предполагает оказание психологической помощи ребенку.
Т.к. данный проект рассчитан на детей в возрасте 4-6 лет, то можно утверждать, что основную ответственность при принятии решения о пользовании образовательными услугами несут родители детей. И именно родители будут контролировать спрос на предлагаемые услуги, при условии, что дети будут положительно относиться к идеи программы образования. Но данное условие не имеет большого значения, т.к. в представленном проекте все занятия построены с учетом всех пожеланий детей и рекомендаций специалистов. Поэтому сегментацию рынка проведем по возрастному и половому признакам родителей.
При проведении маркетинговых исследований было опрошено 50 полных семей, т.е. 50% женщин и 50% мужчин.
Таким образом, можно сделать вывод, что как женщины, так и мужчины предпочитают занятия со своими детьми раз в неделю и более всем остальным вариантам. Некоторые мужчины желают занятия для детей в количестве не 1 раза в две недели или даже месяца, что совсем не характерно для женщин. Примерно подлились голоса в ответе «никогда». Т.е. можно отметить, что в целом для женщин характерна позиция либо заниматься, либо не заниматься совсем. Мужчины же в этом вопросе более сдержаны и предлагают оставить выбор за детьми.
Таким образом, можно сделать вывод, что при сегментации по половому признаку, и учитывая то, что наиболее значимой является первая категория, большее влияние на график занятий оказывают женщины, т.е. мамы, что является достаточно предсказуемым фактором.
4. Организационная структура
Организационно-правовая форма — ООО.
Общее руководство проектом будет осуществлять администрация ДОУ. Непосредственно проектом будет руководить подразделение внедрения новых технологий в лице его начальника. Все консультационные, технические и иные вопросы, связанные с проектом, будет разрешать персонал вышеназванного отдела, имеющий для этого все необходимые интеллектуальные и методические ресурсы, а также патенты на уникальные программные продукты. Система управления представлена в таблице.
Постоянные расходы | Оклад | Количество сотрудников | Сумма | Средняя з/п в месяц на сотрудника |
Директор | 25 000 | 1 | 25 000 | 45 403 |
Администратор | 20 000 | 2 | 40 000 | 26 801 |
Преподаватель | 13 000 | 6 | 78 000 | 35 670 |
Страховые взносы | 42 900 | |||
Итого ФОТ | 185 900 |
Данный штат отвечает всем кадровым потребностям проекта, другие работники будут наниматься по мере необходимости. Система оплаты труда предусматривает политику вознаграждения в виде единовременных оплат из прибыли.
Для открытия компьютерного класса в ДОУ необходимо, прежде всего, приобрести требуемое оборудование и мебель. Затраты, структурированные по статьям, представлены в таблице.
Наименование | Количество | Цена за 1 шт. | Обшая сумма |
Авторская методика развивающих занятий | 3 | 50 000 | 150 000 |
Интерактивная доска | 6 | 62 000 | 372 000 |
Набор развивающих игрушек | 2 | 35 000 | 70 000 |
Методические материалы, комплект | 1 | 40 000 | 40 000 |
Компьютер | 20 | 25 000 | 500 000 |
Комплект парта-стул | 30 | 12 000 | 360 000 |
Диван | 4 | 15 000 | 60 000 |
Кресла | 8 | 7 000 | 56 000 |
Оборудование ресепшена | 1 | 30 000 | 30 000 |
Итого: | 1 638 000 |
Инвестиции на открытие | |
Регистрация, включая получение всех разрешений | 10 000 |
Ремонт и вывеска | 150 000 |
Рекламная кампания | 100 000 |
Аренда на время ремонта | 120 000 |
Закупка оборудования | 1 638 000 |
Прочее | 10 000 |
Итого | 2 028 000 |
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 355 925 |
Аренда | 120 000 |
Коммунальные услуги | 10 000 |
Реклама | 30 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 10 000 |
Непредвиденные расходы | 10 000 |
Итого | 535 925 |
План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
Срок окупаемости проекта составляет примерно 15 месяцев.
Финансовая стратегия ДОУ заключается в ускорении экономического роста. Полная финансовая стабилизация достигается только тогда, когда учреждение обеспечивает стабильное снижение стоимости используемого капитала и постоянный рост своей рыночной стоимости. Эта задача требует ускорения темпов экономического развития на основе внесения определенных корректив в финансовую стратегию предприятия. Данная задача решается путем вложения в первую очередь собственных средств.
Финансовая модель образовательного учреждения
Реформирование системы образования и современные социально-экономические условия в нашей стране привели к тому, что открытие образовательных учреждений стало весьма доходным делом в силу быстрой окупаемости и большой рентабельности, что в свою очередь привлекает огромное количество предпринимателей.
Это неудивительно, т. к. спрос на образование в настоящее время очень велик, будь то высшее учебное заведение, образовательные курсы, отдельные образовательные услуги или детский центр развития. Желающие получить то или иное образование и соответствующий ему документ всегда найдутся. Таким образом, открытие собственного учебного заведения — довольно прибыльный бизнес.
Но чтобы ваш бизнес не понес убытков, необходимо составить бизнес-план образовательного учреждения, который сможет отразить все риски предприятия.
Изначально хотелось бы отметить, что приведенные здесь расчеты ориентированы на провинциальный промышленный город с численностью населения примерно 350 000 и средним доходом на душу населения 23 000 рублей в месяц. Данный бизнес-план отражает основные организационно-содержательные условия открытия негосударственного образовательного учреждения, оказывающего услуги по обучению иностранным языкам (английский, французский, немецкий).
Для того чтобы написать хороший бизнес-план, помните, что его структура должна включать следующие разделы:
- Резюме.
- Описание услуг образовательного учреждения.
- Инновационный потенциал предприятия (фирмы).
- Клиентура и рынок образовательных услуг.
- Конкуренция.
- Необходимые для начала деятельности ресурсы.
- Организационное планирование.
- Финансовый план.
- Анализ риска.
Пример написания бизнес-плана образовательного учреждения
Применительно к образовательному учреждению, оказывающему услуги в сфере обучения иностранным языкам, резюме может выглядеть следующим образом.
Замысел открытия негосударственного образовательного учреждения на базе такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, как индивидуальный предприниматель (ИП), основывается на предоставлении общеобразовательных услуг населению в сфере обучения иностранным языкам и сочетает в себе классические основы репетиторства и основные принципы менеджмента высокоорганизованных образовательных учреждений.
В перечень услуг, помимо традиционного обучения основам иностранных языков, входят дополнительные услуги, носящие информационный и организационный характер.
В рамках данного образовательного учреждения планируется реализация инновационного подхода к организации репетиторства, в результате чего наше предприятие получает качественное отличие в сравнении и аналогичными учебными заведениями. Реализация личностно-ориентированного обучения и индивидуального подхода обуславливает более эффективное обучение, в отличие от обучения иностранным языкам в государственных образовательных учреждениях.
Для начала ведения предпринимательской деятельности в такой организационно-правовой форме, как ИП, нужен незначительный капитал, в результате чего снимается необходимость услуг кредитных учреждений. Это значительно снижает риск. Благодаря востребованности предлагаемых услуг, финансовые затраты окупаются в течение краткосрочного времени (3-5 месяцев).
Фирма имеет большой потенциал благодаря внедрению в образовательный процесс основополагающих принципов классической педагогики в сочетании с инновационной педагогической деятельностью (проблемное обучение, метод проектов, рефлексивный подход в обучении) и использованием современных компьютерных программ (HiClass, Language Teacher Partner).
Для реализации процесса обучения в данном образовательном учреждении отбираются опытные, высококвалифицированные, дисциплинированные педагоги, которые в то же время являются пользователями ПК. У каждого преподавателя подразумевается наличие портфолио, отражающего основные заслуги его владельца: диплом об образовании, участие в конференциях, отзывы и характеристики.
Описание услуг образовательного учреждения
Данное учебное заведение предоставляет большой перечень услуг, касающихся обучения иностранным языкам (английскому, французскому, немецкому) до уровня свободного общения, чтения оригинальной литературы и полного понимания обращенной речи.
В перечень услуг входят:
- бесплатная консультация и диагностика исходного уровня иностранного языка;
- достоверная информация о вступительных экзаменах в высшие учебные заведения на специальности иностранных языков, а также об обучении за рубежом;
- информация о путешествиях в страны, где преимущественно изъясняются на английском, французском, немецком.
В перечень услуг по обучению входят:
- разработка индивидуальных образовательных маршрутов на основе базового уровня, отражающих всю технологичность процесса обучения (методы, средства, приемы, результат);
- реализация авторских методик обучения, разработанных квалифицированными педагогами;
- обучение в процессе различных форм и видов занятий (лекционных, практических и т. д.);
- обеспечение необходимой методической литературой как в печатном, так и в электронном вариантах;
- использование специальных лицензионных компьютерных программ, обеспечивающих эффективное обучение языку на всех его уровнях;
- во время учебного занятия, предусмотренного учебным планом или программой, консультация педагога при самостоятельном изучении материала.
К прочим предоставляемым услугам относится:
- предоставление на время занятий лингафонного кабинета и помещения для выполнения домашнего задания;
- предоставление компьютеров клиентам.
Таким образом, клиенты данного образовательного учреждения получают весь необходимый материал и доступ к оборудованию для эффективного обучения иностранным языкам.
Инновационный потенциал предприятия
Преимущества данного учреждения заключаются в предоставлении бесплатного информационного сервиса обучающимся в совокупности с личностно-ориентированном подходом, современным программным обеспечением и высоким качеством преподавания.
Клиентура и рынок
На данный момент рынок образовательных услуг четко сегментирован преимущественно на государственные учреждения, частные учреждения и частных репетиторов. При этом стоит помнить, что изменения в сфере образования, демократизация экономики значительно расширили рамки потребителей, а, соответственно, и продавцов образовательных услуг.
Разработанный бизнес-план учитывает эту особенность. В результате этого в качестве основных потребителей предоставляемых услуг видятся школьники, абитуриенты, студенты, люди, занятые международным бизнесом или часто путешествующие.
Следует отметить, что на рынке образовательных услуг, касающихся обучения иностранным языкам, данное учреждение занимает некое промежуточное (комбинационное) положение между услугами репетиторов и частных школ. Это обусловлено тем, что образовательный процесс строится на индивидуальном подходе к клиенту (обучающемуся), полным комплексом услуг и предлагаемыми формами обучения, характерными для частных образовательных учреждений.
Исследование рынка конкуренции
Рынок образовательных услуг предоставляет широкий выбор для потребителя. При этом следует отметить, что, как правило, между собой конкурируют государственные и негосударственные учреждения. Данное учебное заведение представляет собой частное образовательное учреждение. Его преимущества в сравнении с государственными учебными заведениями заключаются в следующем:
- Надежность оказываемых услуг (например, лицензирование программ и др.) наряду с вариативностью образования (клиент вправе выбрать курс обучения в соответствии с собственными потребностями). Ориентация на интересы и возможности клиента — основополагающий принцип.
- Качество оказываемых услуг обуславливается привлечением исключительно квалифицированных преподавателей (желательно с ученой степенью кандидата наук), реализацией авторских методик, технологичностью обучения и использованием мультимедийных и визуальных технических средств обучения и современных лицензионных компьютерных программ.
- Гарантии: вариативные формы оплаты (преимущественно почасовая) исключают материальный риск для клиентов.
- Исключительность. Отличительная особенность данного образовательного учреждения — построение учебного процесса на базе частного репетиторства.
- Цена, способная составить конкуренцию государственным учебным заведениям (например, 500 рублей за 2 академических часа, 700 рублей за это же время с выездом преподавателя на дом).
- Вариативность предоставляемых услуг и форм занятий в соответствии с пожеланиями клиента.
- Доставка: возможность выезда на дом.
- Консультирование: бесплатная консультация перед первым занятием, диагностика базового уровня иностранного языка и индивидуальное консультирование на учебном занятии.
- Информация: использование исключительно современной литературы, свежих периодических изданий и средств массовой информации для того, чтобы обеспечить актуальность знаний обучающихся; предоставление информации на предмет использования полученных знаний в жизни.
Необходимые для начала деятельности ресурсы (в том числе финансовые)
Для того чтобы реализовать бизнес-план, необходимо:
Материально-техническое оснащение:
- помещение (ресепшен и 4 комнаты) — аренда 40000 рублей в месяц;
- офисная мебель (30 парт, 60 стульев, оборудование для ресепшена, 3 стола, 4 компьютерных кресла) — 239000 рублей;
- оборудование для лингафонного кабинета (на 10 человек) — 160000 рублей;
- 3 магнитные доски — 15000 рублей;
- техника (принтер, проектор, 12 стационарных компьютеров) — 265000 рублей;
- расходные материалы (ручки, тетради, бумага формата А4 и пр.) — 10000 рублей в месяц.
Персонал: опытные высококвалифицированные педагоги (по одному педагогу, обучающему английскому, французскому и немецкому языку). Довольно привлекательно для клиентов предложение, когда в вашем учреждении будут оказывать услуги остепененные кадры (например, кандидаты филологических наук).
Для работы с клиентами вам потребуется администратор. Ведением документации и бухгалтерии, рекламой и организацией процесса обучения занимается сам индивидуальный предприниматель (можно нанять специального человека, но это требует определенных финансовых затрат).
Для обеспечения образовательного процесса необходимы:
- образовательные программы (существующие или авторские), план учебного процесса;
- специальные обучающие лицензионные компьютерные программы;
- методическая литература и периодические издания (газеты, журналы).
Организационное планирование
Организационно-правовой формой ведения бизнеса является индивидуальное предпринимательство, хотя можно выбрать и другие варианты (например, ООО — общество с ограниченной ответственностью). Первый вариант отличается тем, что проще ведение финансовой и бухгалтерской отчетности, при этом налоговая ставка несколько ниже.
Для открытия собственного образовательного учреждения требуется некоторая подготовка: мониторинг иных образовательных учреждений, осуществляющих обучение иностранным языкам, выбор помещения и его аренда, приобретение материально-технического оснащения, оборудование помещений, приобретение литературы (методической, периодической), подбор кадров, план работы.
После всех формальных процедур, связанных с документацией и согласованием выбранной деятельности в соответствии с нормативно-правовой базой (об этом подробнее будет рассказываться чуть ниже), проводится рекламная кампания. По мере обращения клиентов формируются группы в соответствии с начальным уровнем обучающихся и выбранным курсом обучения (например, деловой английский, французский для путешественников и т. д.), составляется график обучения групп, и учреждение начинает свою полноценную деятельность.
Оплата работы педагогов составляет по 20 % за каждого обучающегося, а заработная плата администратора фиксирована (не менее 15000 рублей).
Экономический план (финансовый)
Таким образом, учитывая финансовые затраты, получается, что:
- разовые затраты для приобретения оборудования и оснащения помещений составляют 679000 рублей;
- ежемесячные затраты на аренду помещения, заработную плату работникам, расходные материалы и приобретение литературы в среднем составляют 130000 рублей;
- финансовые затраты на рекламу в автобусах и листовки составляют минимум 15000 рублей ежемесячно.
Для того чтобы контролировать финансовое развитие негосударственного учреждения, можете использовать формулу расчета безубыточности:
Расчет безубыточности: К = СФИ/(Ц-ПИуд.), где:
- К — точка безубыточности или количество оказанных услуг;
- СФИ — совокупные фиксированные издержки;
- Ц — цена за 1 единицу оказанной услуги;
- ПИуд — удельные переменные издержки, которые рассчитываются по формуле: СФИ/К.
Примерные расчеты позволяют сделать вывод, что СФИ ежемесячно составляют 145 000 рублей. Поставив эту сумму в уравнение, получается, что К=500. Это означает, что для покрытия всех издержек необходимо обслуживать каждый месяц 500 клиентов. Получается, если учебное заведение работает 30 дней в месяц, то в день нужно обслуживать 17 клиентов.
В разработанном бизнес-плане сообщается, что ежедневно можно обслуживать 3 группы по 10 человек, соответственно, всего 30 человек. Таким образом, все финансовые затраты окупаются, и учреждение приносит прибыль. Осталось только как можно больше клиентов привлечь именно к вам.
Анализ риска.
Данный бизнес-план позволяет свести к минимуму риск банкротства из-за следующих особенностей:
- относительно небольшой стартовый капитал;
- оптимальная окупаемость вложенного капитала (за 1 год работы учреждение может окупить все затраты, как и рассчитывалось при вычислении точки безубыточности);
- мобильность бизнеса благодаря простой организационно-содержательной структуре предприятия.
Ваш бизнес-план готов.
Пошаговая инструкция открытия образовательного учреждения
Изучите рынок услуг учебных заведений в вашем городе и выберите оптимальное место для открытия вашего учреждения. Разработайте устав вашего учреждения в соответствии с нормативно-правовой базой (обязательно в первую очередь с ФЗ «Об образовании»). Составьте бизнес-план (что вы можете сделать, опираясь на приведенный выше бизнес-план).
Зарегистрируйте ваше предприятие в ФНС, указав вид деятельности «образовательные услуги», после чего закажите печать. Займитесь подготовкой помещения (аренда, закупка материально-технического оснащения, оборудование помещений) в соответствии с требованиями Роспотребнадзора (для получения заключения от санитарной и пожарной служб). Займитесь вопросом организации образовательного процесса:
- разработайте учебные программы, которые в дальнейшем должны быть утверждены Министерством образования (как правило, это делается в Департаменте образования вашей области). Также вы можете воспользоваться уже существующими программами. Помните, что вопросом подготовки образовательных программ должны заниматься опытные педагоги;
- закупите литературу (методическую, учебную), компьютерные программы.
Подберите персонал и зарегистрируйтесь в ФСС, ФОМС, ПФР. В Департаменте образования получите лицензию, позволяющую предоставлять образовательные услуги (перечень необходимых документов вы сможете получить там же). Зарегистрируйте НОУ как одну из форм организационно-правовой деятельности в УФРС.
Таким образом, ваш бизнес-план готов, и вы получили подробную инструкцию для того, что открыть собственное образовательное учреждение. Удачи вам в вашем бизнесе!