Бизнес план о предоставление муниципальной
На какие конкретно меры поддержки государства может рассчитывать человек, открывший свой бизнес?
Субсидии от центра занятости
Если вы только планируете открыть свой бизнес, то первое, о чем вам нужно знать, — о существовании специальной программы Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела.
Сумма предоставляется в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Ранее она составляла 58 800 руб. (из расчета, что размер пособия по безработице был 4900 руб.). Однако с 1 января 2019 года максимальный размер пособия вырастет с 4900 руб. до 8000 руб., поэтому и размер субсидии может увеличиться. Также предусмотрена единовременная финансовая помощь на подготовку документов: оплату госпошлины, совершение нотариальных действий при госрегистрации, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов, услуги правового характера, консультации. Так, например, в Московской области финансовая помощь на подготовку документов составляет 7500 руб.
Субсидия от центра занятости доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но чтобы ее получить, им необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие. Стоит также учесть, что субсидии дают не всем, поскольку их ограниченное количество, и выдаются они в начале финансового года (нужно постараться попасть в нужный период). Об этих и других тонкостях рассказывает Василий Пучков, заместитель директора регионального центра поддержки олимпиадного движения.
Грантовая поддержка
Такую меру господдержки обычно оказывают региональные власти. Грант предоставляется начинающему предпринимателю в форме субсидии единовременно, на безвозвратной и безвозмездной основах. Максимальная сумма, как правило, составляет 600 000 руб. Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Поэтому все детали лучше узнавать на местах. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор. В числе критериев отбора — сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др.
В 2019 году на особую поддержку государства по-прежнему могут рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать 3 млн руб. Такую сумму, например, получают начинающие фермеры-животноводы в Подмосковье, если они специализируются на разведении крупного рогатого скота, а по 1,5 млн руб. предоставляется фермерским хозяйствам, работающим по другим направлениям. В фермерском хозяйстве, получившем такой грант, должно быть создано не менее одного рабочего места на каждый 1 млн руб. гранта.
В Татарстане на 2019 год сумма грантовой поддержки по программе «Начинающий фермер» будет выше — она составит до 5 млн руб. вместо прежних 3 млн. Так что условия и суммы стоит уточнять в каждом конкретном случае.
Кроме того, существуют гранты в размере до 30 млн руб. на развитие семейных животноводческих ферм.
В Санкт-Петербурге с 2015 года реализуется программа «Поддержка социального предпринимательства», в рамках которой возмещению подлежат затраты, связанные с уплатой арендных платежей и приобретением оборудования: аренда зданий, нежилых помещений, аренда оборудования и приобретение оборудования.
Помимо этого в Санкт-Петербурге разработаны программа поддержки предпринимателей, создающих детские центры; программа поддержки предпринимателей, занимающихся ремесленничеством, и другие программы.
Чтобы узнать подробности получения грантов и субсидий, заходите на официальные государственные сайты, которые предоставляют информацию о мерах поддержки бизнеса. Так, например, на сайте Министерства экономики Республики Татарстан подробно расписаны все направления государственной поддержки. По Подмосковью такую информацию дает сайт Центра Развития Предпринимательства Московской Области. На сайте «Малый бизнес Кубани» приводится подробный список субсидий для предпринимателей, работающих на юге России.
Будет проще, если вы воспользуетесь поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах» на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Просто укажите в поиске регион — и вас автоматически перенесет на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.
На сайте Министерства экономического развития РФ можно воспользоваться списком уполномоченных органов по поддержке малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации.
Федеральные программы поддержки бизнеса
Такой вид поддержки бизнеса можно разделить на программы от:
- Минэкономразвития России
Его область интересов распространяется на реализацию программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки субъектам МСП в регионах (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития).
Средства распределяются на конкурсной основе между регионами и выделяются на мероприятия, предусмотренные региональными программами, но при условии, что расходы софинансируются регионами.
Программа Минэкономразвития предполагает прямые и непрямые меры поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто занимается производством товаров, разрабатывает и внедряет инновационную продукцию, специализируется на народно-художественных промыслах, осуществляет ремесленную деятельность, продвигает сельский и экотуризм, развивает социальное предпринимательство.
- Корпорации МСП
Эта организация занимается решением различного спектра задач, в числе которых оказывает финансовую, имущественную, юридическую, инфраструктурную, методологическую поддержку; организовывает различные виды сопровождения инвестпроектов и др.
- АО «МСП Банк»
Занимается государственной программой финансовой поддержки предпринимательства, предоставляя МСП прямые гарантии для получения банковских кредитов и помогая воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточности залогового обеспечения.
Организация выступает в роли гаранта исполнения субъектами МСП своих кредитных обязательств, разделяя с банками риски, которые могут возникать в результате ухудшения финансового состояния заемщика. Гарантийные продукты доступны субъектам МСП, желающим получить кредиты в банках-партнерах МСП Банка.
- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Эта организация отвечает за развитие и поддержку малых предприятий в научно-технической сфере и непосредственно оказывает финансовую помощь целевым проектам. Особенно известна программа «Умник», ориентированная на поддержку талантливых молодых инноваторов. Но также есть программа для стартапов «Старт», разные предложения по поддержке предприятий «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация».
- Минсельхоз России
Для агропромышленного комплекса предусмотрены различные меры государственной поддержки в 2019 году. Так, с 1 января 2017 года товаропроизводители, организации и ИП, осуществляющие производство, переработку и реализацию соответствующей продукции, могут обратиться в уполномоченный Минсельхозом России банк за краткосрочным или инвестиционным кредитом по ставке не более 5 %.
Также предусмотрены субсидии производителям сельскохозяйственной техники, субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и др.
Откройте счет в Контур.Банке и пользуйтесь встроенной бухгалтерией и отчетностью. Корпоративная карта и электронная подпись — бесплатно. До 5 % на остаток.
Узнать больше
Региональные программы поддержки
Чтобы узнать о программах поддержки субъектов РФ, воспользуйтесь специальным поисковым фильтром.
Подробнее о программах поддержки и условиях, на основании которых можно претендовать на помощь государства в развитии бизнеса, можно узнать на региональных порталах малого и среднего предпринимательства. Например, рязанский портал дает подробную информацию и по видам, и по формам, и по инфраструктуре поддержки.
Субсидии на возмещение процентов по кредиту
Бизнес может рассчитывать на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие деятельности, в том числе на обновление основных средств (за исключением кредитов, полученных для приобретения легковых транспортных средств).
Условия получения субсидии нужно уточнять в регионах. Например, в Москве они следующие:
- организация соответствует критериям субъекта МСП;
- организация или ИП зарегистрированы и осуществляют деятельность на территории Москвы, а продолжительность регистрации составляет не менее 6 месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии;
- срок просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам на день подачи заявки не превышает одного месяца;
- отсутствуют незавершенные договоры на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на день подачи заявки;
- отсутствуют нарушения договорных обязательств, обеспеченных за счет средств бюджета города Москвы;
- имеется кредитный договор с кредитной организацией, включенной в перечень кредитных организаций, отобранных в установленном порядке акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», и заключившей с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы соглашение о сотрудничестве, либо получило одобрение кредитной организации на выдачу кредита.
В 2019 году государство выделит банкам 7,2 млрд руб. на льготные займы для предпринимателей, таким образом увеличив субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях в 11 раз. Это предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2019 год и последующие 2020–2021 годы. Общая сумма расходов на ближайшие 6 лет составит 190,9 млрд руб.
Предложение заключается в том, чтобы выдавать малому и среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по ставке 6,5 %. Оно будет распространяться на такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, туристическая деятельность, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов, отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники.
Согласно правилам, разницу с рыночными ставками (3,1 % по кредитному договору для среднего бизнеса и 3,5 % — для малого бизнеса) банкам возмещает бюджет. В 2019 году, благодаря нововведениям, льготное кредитование будет осуществляться более чем на 200 млрд руб.
Поддержка малого бизнеса: изменения в 2019 году
Летом 2018 года президент подписал Федеральный закон от 03.07.2018 № 185-ФЗ, который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.
Также незадолго до 2019 года было представлено Постановление Правительства от 10.10.2018 № 1212. Документ вносит изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке.
Согласно документу, максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд руб. до 400 млн руб. Но максимальный размер суммарного объема кредитов, которые могут быть выданы одному заемщику, по-прежнему составляет 1 млрд руб. Изменения внесены для того, чтобы банки могли предоставлять кредиты большему количеству субъектов МСП.
Кроме того, важно упомянуть Распоряжение Правительства от 26.11.2018 № 2586-р, в котором говорится о проекте федерального закона, вносящем изменения в ст. 25 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот законопроект подготовлен для реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.
Когда законопроект будет принят, то гарантийная поддержка, оказываемая АО «Корпорация МСП» субъектам МСП, будет расширена. Это коснется компаний, работающих в высокотехнологичных отраслях, стартапов, сельскохозяйственных кооперативов, быстрорастущих инновационных компаний и субъектов МСП, реализующих проекты на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов и в моногородах.
Читайте также:
15 бесплатных сервисов для предпринимателей
Льготы для малого бизнеса: на что можно рассчитывать
Подпишитесь на наш канал в Telegram @konturjournal, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса.
Приложение N 3
к Порядку
проведения конкурсного отбора принципалов
в целях предоставления муниципальных
гарантий муниципального образования
город Муравленко
Порядок
проведения оценки бизнес-планов юридических лиц в целях предоставления муниципальных гарантий
1. Настоящий Порядок проведения оценки бизнес-планов юридических лиц в целях предоставления муниципальной гарантии (далее — Порядок) определяет процедуру осуществления оценки бизнес-планов юридических лиц, претендующих на получение муниципальной гарантии.
2. Результатом оценки бизнес-плана (проекта) является заключение управления экономики и прогнозирования о рассмотрении бизнес-плана.
В заключении отражается информация о значениях показателей социально-экономической эффективности бизнес-плана, соответствие целей бизнес-плана основным целям социально-экономического развития муниципального образования, обоснованности планируемых по итогам реализации бизнес-плана результатов.
3. Оценке подлежат бизнес-планы, соответствующие следующим требованиям:
3.1. Бизнес-план должен содержать паспорт бизнес-плана и пояснительную записку;
3.2. Бизнес-план не должен содержать данных, которые противоречат друг другу и арифметических ошибок.
3.3. Информация, приведенная в бизнес-плане, должна быть обоснованной. Все числовые данные и ключевые предположения должны сопровождаться ссылками на источники информации с указанием даты, по состоянию на которую приведена информация.
4. Оценка бизнес-плана на предмет его социальной и экономической эффективности основывается на расчете следующих показателей.
4.1. Количество планируемых к созданию рабочих мест по итогам реализации проекта:
где Чр — количество планируемых к созданию рабочих мест по итогам реализации проекта, чел.;
Ч1 — фактическая среднесписочная численность работников до реализации проекта, чел.;
Ч0 — планируемая среднесписочная численность работников по реализации бизнес-проекта.
4.2. Отношение среднемесячной заработной платы работников по итогам реализации проекта к минимальной заработной плате работников в Ямало-Ненецком автономном округе:
,
где Зп — планируемая среднемесячная заработная плата работников по итогам реализации проекта, рублей.
МРОТ — минимальная заработная плата в Ямало-Ненецком автономном округе, установленная соглашением между исполнительными органами государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, Ямало-Ненецким территориальным объединением организацией профсоюзов и объединением работодателей Ямало-Ненецкого автономного округа, рублей.
4.3. Бюджетная эффективность проекта. Бюджетная эффективность определяется как отношение объема налогов, планируемых к уплате в бюджет муниципального образования за период реализации проекта, к заявленной сумме муниципальной гарантии:
,
где Бэ — бюджетная эффективность проекта;
Н — налоги и страховые взносы, отчисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, руб.;
Мг — сумма заявленной муниципальной гарантии, руб.
4.4. Чистый дисконтированный доход
где CF чистый доход за период, руб.;
r — ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на 01 число месяца, в котором подана заявка о предоставлении муниципальной гарантии муниципального образования;
n — число периодов t, лет.
4.5. Дисконтированный период окупаемости инвестиций в проект:
при котором
Где Ток — период окупаемости инвестиций, лет;
Io — длительность инвестиционной фазы (время запуска проекта: подготовка проекта, строительство, прочие работы), лет
I — сумма первоначальных инвестиций, рублей.
4.6. Рентабельность проекта.
где — сумма инвестиций (затраты) за период t, рублей.
5. Результаты расчетов показателей социальной и экономической эффективности оцениваются в соответствии с критериями, представленными в таблице 3
N | Наименование показателя | Хорошее значение | Удовлетворительное значение | Неудовлетворительное значение |
1 | Количество планируемых к созданию рабочих мест | > 10 | от 1 до 10 | |
2 | Отношение среднемесячной заработной платы работников по итогам реализации проекта к минимальной заработной плате работников Ямало-Ненецком автономном округе | более 4 | от 2 до 4 | менее 2 |
3 | Бюджетная эффективность проекта | > 1 | 1 | < 1 |
4 | Чистый дисконтированный доход за период (действия муниципальной гарантии) реализации проекта | более суммы первоначальных инвестиций | равен сумме первоначальных инвестиций | менее суммы первоначальных инвестиций |
5 | Дисконтированный период окупаемости инвестиций в проект | менее срока действия муниципальной гарантии | равен сроку действия муниципальной гарантии | более срока действия муниципальной гарантии |
6 | Рентабельность проекта | более 1,15 | от 1,07 до 1,15 | менее 1,07 |
6. Проект признается социально и экономически эффективным при хорошем и удовлетворительном значении показателей не менее чем по четырем позициям.
Наименование статей | Код строки | Горизонтальный анализ | Вертикальный анализ | |||||||||
на 01 января предшествующего предыдущему году обращения | на 01 января года предыдущего году обращения | в % к величине на 01 января предшествующего предыдущему году обращения | на 01 января текущего года | в % к величине на 01 января предыдущего году обращения | изменение за предыдущий год | на 01 января предыдущего года | на 01 января текущего года | изменение | в % к величине на начало года | в % к изменению итога баланса | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||
тыс. руб. | тыс. руб. | % | тыс. руб. | % | тыс. руб | % | % | % | % | % | ||
I. Внеоборотные активы | ||||||||||||
1.1 Основные средства | 1150 | |||||||||||
1.2 Доходные вложения в материальные ценности | 1160 | |||||||||||
1.3 Финансовые вложения | 1170 | |||||||||||
Итого по разделу I | 1100 | |||||||||||
II. Оборотные активы | ||||||||||||
2.1. Запасы | 1210 | |||||||||||
2.2 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 1220 | |||||||||||
2.3. Дебиторская задолженность | 1230 | |||||||||||
2.4. Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) | 1240 | |||||||||||
2.5. Денежные средства и денежные эквиваленты | 1250 | |||||||||||
2.6. Прочие оборотные активы | 1260 | |||||||||||
Итого по разделу II | ||||||||||||
Медленно реализуемые активы | 1210+1220+1230+1260 | |||||||||||
Наиболее ликвидные активы | 1240+1250 | |||||||||||
Величина финансово-эксплуатационных потребностей | 1210+1230-1520 | |||||||||||
Стоимость имущества всего | 1100+1200 | |||||||||||
III. Капитал и резервы | ||||||||||||
3.1. Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) | 1310 | |||||||||||
3.2. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 1370 | |||||||||||
Итого по разделу III | ||||||||||||
IV. Долгосрочные обязательства | 1400 | |||||||||||
V. Краткосрочные обязательства | ||||||||||||
5.1. Заемные средства | 1510 | |||||||||||
5.2. Кредиторская задолженность | 1520 | |||||||||||
Итого по разделу V | ||||||||||||
Всего заемных средств | 1400+1500 | |||||||||||
Баланс | 1600 или 1700 | |||||||||||
Рабочий капитал | 1200-1500 | |||||||||||
Величина собственных средств в обороте | 1300-1100 |
Наименование показателя | Способ расчета | Расчет показателей | Нормальное ограничение | Примечание |
Коэффициент абсолютной ликвидности К1 | Характеризует способность к моментальному погашению долговых обязательств | |||
Промежуточный коэффициент покрытия К2 | Характеризует способность оперативно высвободить из хоз. оборота ден. средства для погашения долговых обязательств | |||
Коэффициент текущей ликвидности К3 | Характеризует общую обеспеченность оборотными средствами (все активы, в т.ч. материальные) | |||
Коэффициент соотношения заёмных и собственных средств К4 | Показывает величину заёмных средств, вложенных в активы, на каждый рубль собственных средств | |||
Рентабельность продукции (продаж) К5 | Оптимальное 0,15 Тревожное < 0 | Показывает отношение прибыли к выручке |