Бизнес план нестационарного торгового объекта

Бизнес план нестационарного торгового объекта thumbnail

Нестационарная торговля – одна из важных сфер бизнеса для микробизнеса, малого и даже среднего бизнеса. Сегодня во многом нестационарная торговля приравнена к крупному ритейлу – по налогам, по требованиям, по разрешительным мероприятиям. В ближайшее время планируется внести в законы поправки, которые, возможно, значительно упростят жизнь мелкого и микроритейла.

Содержание:

1. Нестационарная торговля сегодня
2. Нестационарная торговля: рекомендации Минпромторга
3. Меняется место – сохраняется бизнес
4. Нестационарная торговля: значение для экономики, законодательные проекты, что может измениться

Нестационарная торговля сегодня

Нестационарная торговля как сфера бизнеса сегодня большей частью представлена такими торговыми объектами, как ларьки, палатки, павильоны, киоски, автофургоны, автоцистерны (продажа молока) и т. д.

К нестационарной торговле также относится и разносная торговля – это когда продавец приносит товар туда, где покупатель находится: дома, на работе, в любом другом месте (не путать с доставкой).  

Объект нестационарной торговли размещаются, главным образом, на специальных рынках. Сезонные, праздничные и другие ярмарки, то есть, временные места продаж – это тоже нестационарная торговля.

Читайте также: Эффективное управление ассортиментом магазина

Нестационарная торговля, как и любая другая контролируется и регулируется федеральным законом о государственном регулировании торговой деятельности (закон № 381 от 28.12.2009 года). В частности, в этом законе прописаны следующие нормы:

  • Нестационарные объекты на рынках (и на ярмарках тоже) размещаются, согласно схеме размещения.
  • Схему размещения объектов торговли (палатки, ларьки и т. д.) утверждают в муниципальном органе власти, например, в администрации района.
  • В этой схеме и, соответственно, по факту на рынке и на ярмарке среди общего количества объектов нестационарной торговли не меньше, чем 60% объектов должны принадлежать малому и среднему бизнесу.
  • Схема размещения объектов нестационарной торговли должна быть опубликована, в том числе, на интернет-сайте администрации соответствующего района. 
  • Если в администрации района (города) рассматривается схема размещения нестационарных торговых объектов или рассматриваются изменения, то ни изменения, ни новая схема не должны затронуть те торговые объекты, которые уже стояли на своих местах и работали. Даже если они еще не начали работать, а только еще началось их строительство или возведение.
    Читайте также: Все о нестационарной, развозной и разносной торговле
  • Если нестационарный торговый объект находится в здании (в торговом комплексе, например) или на земле, которая находится в частной собственности, то порядок и условия функционирования такого объекта определяет собственник. Естественно, в рамках действующего законодательства.  
  • Предприниматели, которые занимаются торговлей в нестационарных объектах, должны соблюдать все необходимые правила и нормы, которые касаются пожарной безопасности, соблюдения санитарных норм, ветеринарной безопасности, удобства для покупателей, должны соблюдать все нормы закона о защите прав потребителей.

Читайте также: Как повысить лояльность покупателей: факторы успеха

Нестационарная торговля: рекомендации Минпромторга

В законе о регулировании торговли описаны общие моменты, которые касаются организации любой торговли, в том числе, нестационарной. Вместе с тем, есть множество нюансов, которые касаются организации и осуществления нестационарной торговли, но которые в законе не уточнены.

Минпромторг разработал свои рекомендации и разослал их во все регионы. В них ведомство конкретизирует всю нестационарную торговую деятельность и объясняет многие моменты для того, чтобы она была организована максимально эффективно для всех – для государства, для предпринимателей, для населения, а также для того, чтобы снять барьеры, препятствующие развитию малого предпринимательства в стране.

Читайте также: Как увеличить товарооборот в розничном магазине

Ключевые моменты методических рекомендаций Минпромторга следующие:

  • Если будет строиться павильон площадью больше 100 квадратных метров или если в нем будет два и больше этажей, то нужно будет заключить договор аренды земли.
  • Если продажа осуществляется в павильонах, киосках, лотках, на елочных базарах, овощных развалах, то заключается договор на размещение или на эксплуатацию. Этот договор должен заключаться не меньше, чем на семь лет. При этом должно быть право пролонгации его неограниченное количество раз.
  • В случае смерти индивидуального предпринимателя, его права по договору могут передаваться по наследству: наследником в таком случае должен стать тоже ИП.
  • Если предприниматель занимается развозной или разносной торговлей, то его лотки или перевозные автофургоны не нужно (не обязательно) сверять со схемой размещения торговых объектов. Такие предприниматели просто уведомляют местные власти о том, чем будут заниматься. Они должны соблюдать правила дорожного движения, их автофургоны должны быть специально предназначены для такой торговли.
    Читайте также: Технологическая планировка торгового зала магазина
  • Когда формируется схема размещения торговых объектов, то нестационарные объекты не должны размещаться в непроходимых местах, где нет трафика посетителей и покупателей, например, на задворках рынка. Они должны размещаться там, где есть покупатели.
  • Если в каком-то месте города или района уже есть стационарный торговый объект – магазин, торговый комплекс – и при этом предприниматель хочет разместить там же поблизости нестационарный торговый объект, например, поставить палатку, ему не могут это запретить только потому, что там уже есть магазин.
  • Нельзя запрещать размещать палатки, ларьки, павильоны и т. д. там, где они исторически всегда располагались, и это удобно ка предпринимателю, так и покупателям, например, жителям близлежащих домов.
  • Нельзя исключить из схемы размещения нестационарных объектов торговли какие-то палатки, ларьки и т. д. по причине их якобы нецелесообразности функционирования. Целесообразность должны определять сами предприниматели, исходя из имеющегося спроса на то, чем они торгуют, то есть, исходя из рыночных факторов.  

Читайте также: Как эффективно продавать сезонные товары

Меняется место, сохраняется бизнес

Это еще один пункт, точнее, принцип, указанный в методических рекомендациях Минпромторга РФ. «Меняется место – сохраняется бизнес» – это означает, что если городские или районные власти вдруг решают развивать территорию, где расположены нестационарные торговые объекты, и эти ларьки, палатки и т. д. придется убрать (снести), то власти должны предоставить бизнесу равноценные места в городе или районе для продолжения бизнеса.

Предпринимателю о том, что ему придется перенести свой объект, должны сообщить заранее, за 1 год и больше. И должны предложить подобрать место для переноса торгового объекта. Причем, местные власти должны предложить предпринимателю альтернативные участки, из которых он сам подберет для себя подходящее место, которое должно его устраивать. Это место должно быть такое же, как и предыдущее: такой же трафик людей, такие же удобства для покупателей и т. д.

Читайте также: Как правильно оформить витрины магазина одежды

Многие эксперты в области ритейла считают, что этот принцип «Меняется место – сохраняется бизнес» должен быть отражен не только в рекомендациях, но и закреплен законодательно. И сделать это нужно как минимум по двум причинам:

  • Во-первых, это соответствует концепции развития малого и среднего предпринимательства. Бизнес, а особенно микро-бизнес, малый и средний, о развитии которого постоянно говорят, в том числе, на всех уровнях власти, должен быть защищен законодательно, в том числе, от возможных неожиданных или неожидаемых действий местных властей. Бизнес, вне зависимости от масштабов, должен быть уверен в завтрашнем дне.
  • Во-вторых, многие эксперты в области ритейла уверены, что законодательное закрепление этого принципа не допустит повторения того, что случилось в Москве совсем недавно: снос киосков в Москве 2016.

Хотя на самом деле, возможно, эти две вещи – закрепление и соблюдение указанного принципа и недавний снос киосков в Москве – отношения друг к другу не имеют, это разные вещи. Многие эксперты уверены в том, что ту ситуацию нельзя трактовать исключительно с точки зрения правоты какой-то одной стороны – московских властей или предпринимателей, чьи киоски снесли.

Читайте также: Как посчитать оборачиваемость товаров на складе и для чего это нужно

Нестационарная торговля: значение для экономики, законодательные проекты, что может измениться

Безусловно, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса, в том числе торговли через нестационарные торговые объекты, являются одним из приоритетов для государства и различных общественных и иных организаций. В настоящее время есть несколько законопроектов, которые, если будут приняты, возможно, коснутся и предпринимателей в области ритейла.

Законопроекты следующие:

  1. Мобильных торговцев могут обязать покупать специальные автомобили. Сейчас те, кто торгует с автофургонов, должны соблюдать правила дорожного движения, так как речь идет об автомобиле, и все. Теперь же, после принятия поправок, их автомобиль должен будет отвечать определенным характеристикам, в первую очередь, это должен быть именно специальный автомобиль для торговли. Возможно, будут и другие обязательные характеристики, применительно к разным видам автомобильной торговли.
  2. Сейчас договоры на размещение киосков и павильонов заключаются на те сроки, которые действуют в регионах. Предлагается, чтобы это были сроки не меньше 7 лет (пока это только рекомендуемый срок). Сейчас реально они могут быть меньше. Причем, предлагается, что в течение этих семи лет будет не только действовать договор, но и предпринимателю не будут предъявлять какие-то требования, например, изменить внешний вид киоска: какой поставил, такой и будет стоять в течение всего срока действия договора.

Эти же поправки предусматривают, что если предприниматель не нарушал этот договор либо еще какие-то установленные нормы и правила, касающиеся торговли, то он будет иметь право продлить этот договор на тот же срок без всяких условий (аукционы и пр.) автоматически, если захочет.

Читайте также: Как правильно и эффективно продвигать товар с помощью POS-материалов

По закону, в городах с численностью жителей более 1 миллиона человек сельскохозяйственные рынки, которые расположены под открытым небом, должны быть перенесены в крытые помещения – в торговые комплексы, крытые рынки и т. д. Этот перенос много раз передвигался – и на 2012 год, и на 2015, и на 2016 год. Очевидно, что торговать овощами и фруктами в крытых помещениях предпринимателям и фермерам будет дороже, чем сейчас под открытым небом. Поэтому сейчас планируют сроки этого переноса снова передвинуть – на 2020 год.

Многие специалисты и эксперты в области ритейла уверены, что, если все эти и другие законопроекты будут приняты, они не только в чем-то упростят жизнь предпринимателям, но и в целом сделают систему торговли и управления ею более прозрачной, понятной и отвечающей требованиям нормальной современной рыночной экономики.

Читайте также: Как продать неликвидный товар

Источник

Новости и аналитика

Новости

Разработанные Минпромторгом России требования к размещению нестационарных и мобильных торговых объектов необходимо существенно скорректировать

Разработанные Минпромторгом России требования к размещению нестационарных и мобильных торговых объектов необходимо существенно скорректировать
aleoks / Depositphotos.com

Уже в феврале Госдума планирует рассмотреть подготовленный министерством законопроект, предусматривающий закрепление в Федеральном законе от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ) общих требований к организации розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов и развозной торговли (далее – законопроект)1. Проектом предполагается, во-первых, уточнение терминологии в данной сфере, определение перечня видов нестационарных торговых объектов, законодательное закрепление таких понятий, как развозная торговля (розничная торговля с использованием мобильных торговых объектов), мобильный торговый объект (оборудованное для продажи товаров транспортное средство, в том числе автолавка, мототранспорт, велосипед и др.). Во-вторых, предлагается определенным образом унифицировать на федеральном уровне правила включения мест размещения нестационарных и мобильных торговых объектов – речь идет именно о длительном размещении уличных объектов – в соответствующую схему и основания исключения из нее, порядок заключения и расторжения договоров на размещение торговых объектов, предусмотреть гарантии для сохранения бизнеса при необходимости перемещения торговой точки в случае, когда место ее размещения требуется для государственных или муниципальных нужд и т. д.

Несмотря на то что и ОП РФ, и уполномоченные по защите прав предпринимателей, и представители бизнес-объединений, как показало состоявшееся вчера в палате нулевое чтение законопроекта, поддерживают идею о более четком и детальном регулировании малого торгового бизнеса (сейчас особенностям размещения нестационарных торговых объектах посвящена лишь одна статья – ст. 10 Закона № 381-ФЗ), тем более что развитие именно таких форматов торговли является очень перспективным для местных производителей и может повысить доступность – по цене и близости размещения торговых точек – качественной продукции для потребителей, ряд положений проекта, по их мнению, требует дополнительного обсуждения и доработки. К наиболее значимым можно отнести следующие.

Применяется ли ЕНВД в отношении розничной торговли с использованием нестационарных торговых объектов? Ответ – в Энциклопедии решений интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Получить доступ

Объем полномочий органов местного самоуправления. Утверждение на федеральном уровне определенных требований к размещению объектов нестационарной и мобильной торговли должно было, как отметили участники обсуждения, решить имеющуюся сейчас в ряде регионов проблему произвола со стороны органов местного самоуправления при утверждении и корректировке схемы размещения торговых объектов (далее – схема), который заключается, к примеру, в предоставлении преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам и недопуске к данному сегменту рынка других, и принятия новых схем при смене муниципальных властей, что означает, по сути, отсутствие стабильности для работающих в данном населенном пункте предпринимателей. По статистическим данным, такие случаи – причина примерно трети обращений субъектов торговой деятельности к бизнес-омбудсменам. Однако предусмотренный законопроектом объем полномочий органов местного самоуправления может не улучшить, а, напротив, усугубить ситуацию. Так, не поддерживается экспертным сообществом положение о предоставлении муниципалитетам права на установление дополнительных оснований – помимо перечня, который предполагается закрепить в Законе № 381-ФЗ, – недопущения включения в схему мест размещения торговых объектов, что позволит им принимать соответствующие решения в отношении конкретных точек без надлежащей мотивировки. Вместо этого, как полагает представитель Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Владимир Меньшиков, можно было бы указать в федеральном законе, что муниципальными актами может запрещаться или ограничиваться размещение торговых объектов на определенных территориях, например в пределах объектов культурного наследия.

Предъявляемые к торговым объектам требования. Предусмотренная законопроектом возможность утверждения конкретных требований к внешнему виду, предельным габаритам и площади нестационарных торговых объектов у экспертов вопросов не вызывает. А вот закрепление необходимости их соответствия правилам землепользования и застройки, благоустройства территории, пожарной безопасности, экологическим нормативам – без какой-либо конкретизации – и принципиальной возможности сноса в ряде случаев по правилам, установленным для самовольных построек (ст. 222 Гражданского кодекса) фактически приравнивает нестационарные торговые объекты к объектам капитального строительства, что, по мнению участников обсуждения, недопустимо.

Пока нет единой позиции экспертного сообщества по поводу обязательного определения специализации нестационарных и мобильных торговых объектов. Согласно законопроекту она должна указываться в схемах и договорах на размещение и предполагает, что товары соответствующей группы составляют в ассортименте данной торговой точки не менее 80%. Если данное требование все же будет введено, хотя оно противоречит действующему правилу о самостоятельном выборе предпринимателем универсальной или специализированной торговли (п. 4 ч. 2 ст. 8 Закона № 381-ФЗ), необходимо хотя бы снизить минимальную долю специализированного товара до 50%, полагают эксперты.

Включение в схему торговых объектов вне зависимости от формы собственности на земельные участки, на которых они расположены. В настоящее время в схемы вносятся места размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и именно на них распространяется действующее регулирование (ч. 1 ст. 10 Закона № 381-ФЗ). Если такой объект устанавливается на частном земельном участке, и порядок размещения, и условия его использования определяются самим владельцем (ч. 7 указанной статьи). В законопроекте же указано, что схема будет определять места размещения абсолютно всех нестационарных и мобильных торговых объектов, в связи с чем предусматриваются отдельные требования к устанавливаемым на частных земельных участках киоскам, павильонам и т. п. По словам директора Департамента развития внутренней торговли, систематизации цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга России Никиты Кузнецова, в отсутствие такого регулирования сложно повлиять на внешний вид и параметры таких объектов, и это негативно отражается на восприятии архитектуры населенного пункта в целом. Однако, как подчеркнул консультант юридического отдела аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области Александр Голованов, требования как минимум к внешнему виду таких объектов можно установить в правилах благоустройства территории муниципального образования (на основании п. 2 ч. 2 ст. 45.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), и муниципалитет вправе предусмотреть санкции за их несоблюдение. В принципе положение о порядке определения внешнего вида и габаритов находящихся на частных участках торговых объектов можно включить и в Закон № 381-ФЗ, но этим их регулирование должно ограничиться, так как установление более широкого перечня требований приведет к нарушению права частной собственности, уверены эксперты.

Реализация прав на размещение торговых объектов. Согласно законопроекту договор на размещение объекта будет заключаться по результатам торгов на срок от пяти до семи лет с возможностью однократного продления на такой же срок (уже без проведения торгов). По мнению представителей бизнес-объединений, такое ограничение неоправданно, продление должно быть многократным, поскольку только в этом случае предпринимателям будет выгодно вкладывать средства в реконструкцию объекта для нахождения наилучшего архитектурного решения и его переоборудование (утепление и т. п.).

Кроме того, эксперты выступают категорически против введения запрета на уступку прав по договору на размещение нестационарного или мобильного торгового объекта и на предоставление третьим лицам возможности использовать соответствующие объекты, поскольку возведенные павильоны являются частной собственностью заключившего договор лица, и оно вправе распоряжаться ею по своему усмотрению. Тем не менее для искоренения существующей практики получения права на размещение торгового объекта с целью последующей сдачи его в аренду по завышенной цене следует предусмотреть в законе конкретные случаи, когда такая переуступка возможна, подчеркнул советник Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Антон Свириденко.

Очень важная норма касается предоставления предпринимателю гарантии получения компенсационного места для размещения торгового объекта в случае, когда участок, на котором он расположен, резервируется для государственных или муниципальных нужд или в его отношении заключается договор об освоении территории и т. д. Но порядок реализации этой гарантии должным образом не определен, в связи с чем предлагается по крайней мере обязательно включать такие места в схему при ее утверждении (сейчас в законопроекте указано, что они предоставляются, только если предусмотрены схемой), причем в определенном процентном соотношении к общему количеству мест размещения.

Регулирование развозной торговли. Поскольку данный вид торговли имеет важнейшее значение для удаленных и труднодоступных местностей, его регулирование, по мнению участников обсуждения, должно быть максимально простым. Законопроектом же не просто предусматривается утверждение требований к оформлению мобильных торговых объектов, типу и категории используемых транспортных средств, но и необходимость получения свидетельства об осуществлении развозной торговли, то есть фактически разрешения на торговлю, что, надо полагать, точно не приведет к увеличению количества таких объектов. Тем не менее определенный учет ведущих такую торговлю предпринимателей необходим, в том числе для недопущения реализации некачественных или просроченных товаров, но максимально упрощенный, полагают эксперты. Один из вариантов – использование уведомительного порядка о начале осуществления деятельности.

***
Учитывая количество замечаний к законопроекту – а выше представлены лишь наиболее существенные (помимо них, обсуждения требуют терминологическая база, в частности понятие общедоступного места размещения, особенности применения предусмотренного проектом регулирования к ряду объектов общественного питания и объектов по оказанию бытовых услуг), можно с большой вероятностью предположить, что его ждет существенная переработка. Тем не менее эксперты сошлись во мнении о том, что дорабатывать проект лучше в рамках подготовки поправок ко второму чтению, поскольку при отложении рассмотрения проекта в первом чтении принятие закона снова может отодвинуться на неопределенный срок (аналогичный законопроект был разработан еще в марте 2015 года, но в ходе обсуждения его положений так и не была выработана единая позиция). А в случае оперативной корректировки проекта с учетом мнения всех заинтересованных сторон соответствующий закон, по оценке Минпромторга России, может быть принят уже в апреле текущего года.

______________________________

1 С текстом внесенного Правительством РФ законопроекта № 601732-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

Теги:
законопроекты,
инициативы,
МСБ,
поддержка предпринимательства,
торговля,
Госдума,
Минпромторг России,
ОП РФ,
Правительство РФ,
Уполномоченный по защите прав предпринимателей,
Александр Голованов,
Антон Свириденко,
Владимир Меньшиков,
Никита Кузнецов

Документы по теме:

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

Источник

Adblock
detector