Бизнес план научно исследовательского института

Бизнес план научно исследовательского института thumbnail

Научно-исследовательского института «Новая экономика и бизнес» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова до 2020 года.

Исследовательская деятельность в вузе с университетским статусом считается главным средством повышения квалификации преподавательского состава и лучшим способом привлечения студентов к нестандартной, творческой работе по изучаемым учебным дисциплинам.

Исследовательская деятельность НИИ «Новая экономика и бизнес» рассматривается как составная часть обязанностей всех членов коллектива Университета. Главным принципом становится интеграция учебного и научного процессов в фундаментализацию образования в условиях формирования цифровой экономики в России.

Наука в НИИ «Новая экономика и бизнес» занимает особое положение, так как она решает актуальные социально-экономические задачи и проблемы, стоящие перед Университетом, обеспечивает подготовку научно-педагогических кадров, активно воздействует на повышение качества выпускаемых специалистов.

Основная цель Концепции – повышение эффективности деятельности научно-исследовательских деятельности в Университете, направленной на проведения фундаментальных и прикладных исследований и разработок, выполнения научных тем, оказания юридическим и физическим лицам платных научно-образовательных услуг на договорной основе.

Реализация Концепции рассчитана на период до 2020 года.

Научно-исследовательская деятельность осуществляется через:

выполнение НИР;

соискательство, аспирантуру;

научно-исследовательскую работу студентов.

Научно-исследовательские работы выполняются:

по федеральным, региональным и научно-техническим программам и заказам;

по хозяйственным договорам, как инициативные;

по госбюджету, как инициативные;

по заказу ректората.

Научно-исследовательская деятельность ведется в НИИ «Новая экономика и бизнес» по следующим направлениям:

  • развитие инициативных и поисковых исследований, направленных на создание опережающего научного задела в условиях формирования цифровой экономики;
  • проведение фундаментальных исследований по приоритетным направлениям повышения эффективности   региональной   политики, в том   числе   в   составе общероссийских региональных программ как самостоятельно, так и совместно;
  • формирование оптимальных проектов обеспечения макроэкономической стабильности, предсказуемости   параметров инфляции в национальной экономике;
  • анализ уровня конкуренции и состояния инвестиционного климата реального сектора отечественной экономики, разработка конкретных мер, направленных на масштабные улучшения в области модернизации и инновационного развития экономики;
  • исследование практики разработки и реализации конкретных механизмов внедрения и поддержки инновационных проектов и важнейших научных разработок, направленных на обеспечение модернизации и технологического развития национальной и региональной экономики;
  • содействие в привлечении финансовых средств региональных, федеральных и иностранных инвесторов всех форм собственности для долевого финансирования инновационных программ и проектов малых предприятий научно-технической сферы;
  • разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций в рамках государственно-частного партнерства; поддержки программ диверсификации, расширения производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения;
  • анализ зарубежных прогнозов и международных сопоставлений в интересах разработки прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу;
  • разработка прогноза долгосрочного научно-технологического развития ключевых секторов российской экономики;
  • разработка сценарий долгосрочных планов экономического развития национальной экономики по координации долгосрочного стратегического и бюджетного планирования;
  • оценка конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей по повышению надежности российских экономических прогнозов;
  • разработка новых инструментов и методов эколого-экономического регулирования в сфере природопользования и охраны окружающей среды, базирующихся на анализе и обобщении зарубежного опыта;
  • разработка государственных программ по приоритетным национальным проектам, направленным на повышение качества человеческого капитала;
  • организация научно-практических семинаров и консультирование по планированию и анализу эффективности инвестиций в инновационный бизнес, издание соответствующей литературы.

 НИИ «Новая экономика и бизнес» должен поддерживать университетский уровень в области научных исследований, следовать научным направлениям университета, для чего необходимо осуществить комплекс мер:

  • постоянно повышать имидж Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова как научно-исследовательского и инновационного центра, специализированного на приоритетных направлениях науки, техники и технологий;
  • максимально использовать научно-исследовательский потенциал Университета на выбранных приоритетных (прорывных) научных направлениях как прикладного, так и фундаментального характера;
  • повышать уровень конкурентоспособности и востребованности результатов научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава и сотрудников Университета в системе высшего экономического образования;
  • подготовить ряд собственных научно-технических проектов в области
    высоких технологий;  
  • участвовать во всех конкурсах различных фондов (в т.ч. международных) на получение грантов, медалей, дипломов и других наград; расширить спектр заявок в рамках выполнения федеральных и региональных госзаказов и целевых программ особенно учебно-научных и научно-методических;
  • постоянно обновлять в сети Интернет сайт «Наука НИИ НЭиБ», содержащий полную информацию о всех наших научных и инновационных возможностях и предложения по научно-техническому сотрудничеству;
  • поднять престиж преподавателя (высокая квалификация, максимальная остепененность, постоянное повышение квалификации как педагогической, так и научной);
  • приглашать в качестве исполнителей НИР ученых, общественных деятелей, бизнесменов, руководителей предприятий и т.п.;
  • поднять спрос на выпускников Университета;
  • постоянно проводить PR – акции, размещать публикации во всех СМИ об успехах и достижениях НИИ «Новая экономика и бизнес»;
  • развивать современную материально-техническую базу для проведения
    НИР;
  • регулярно проводить научно-практические конференции, семинары, олимпиады, участие преподавателей и научных сотрудников Университета в работе международных конференций, симпозиумов, выставок;
  • поддерживать и развивать формы сотрудничества с научно-исследовательскими и иными организациями и предприятиями в целях совместного решения научно-практических задач и внедрения научных разработок в производство;
  • расширять международное научно-техническое сотрудничество, сотрудничество с зарубежными компаниями и фирмами по проведению научных исследований, ориентированных на совместные конкурентоспособные разработки и продвижение научной продукции на мировой рынок с соблюдением прав на интеллектуальную собственность, взаимодействие с международными фондами и программами.

Директор НИИ «Новая экономика и бизнес»

РЭУ им. Г.В. Плеханова                                                                                                                    А.И. Гретченко

Источник

ФАНО вводит для своих подведомственных институтов программное управление исследованиями и разработками: теперь сразу несколько организаций смогут выполнять работы в рамках одной программы с опорой на комплексные планы научных исследований (КПНИ). Руководитель Центра научно-технологического прогнозирования Института физики прочности и материаловедения РАН Ольга Колоколова рассказала в интервью порталу «Экспир», как происходит формирование КПНИ. Оказывается, с большим вниманием к различным стратегическим документам и, в частности, к прогнозу научно-технологического развития России до 2030 года, который готовила ВШЭ.

В Томске прошел знаковый для ученых комплекс экспертных сессий ФАНО России. Его темой стало программное управление исследованиями научных учреждений, подведомственных агентству. Более 60 экспертов из 24 академических НИИ и 20 представителей ФАНО думали, как создать на базе академических организаций сетевые структуры. Задача такой кооперации — повысить эффективность фундаментальных и поисковых исследований, ускорить внедрение полученных разработок в реальный сектор экономики. Помочь в реализации задуманного должны так называемые комплексные планы научных исследований (КПНИ). Местом обсуждения новых подходов к организации научной деятельности была выбрана площадка томского Института физики прочности и материаловедения СО РАН. Институт представил на сессиях свой опыт реализации пилотного КПНИ «Перспективные материалы с многоуровневой иерархической структурой для новых технологий и надежных конструкций». Как в институте возникла идея написания КПНИ, на что важно обратить внимание тем, кто готов последовать опыту в формировании сетевого объединения единомышленников для проведения совместных исследований, рассказала «Экспиру» руководитель Центра научно-технологического прогнозирования ИФПМ СО РАН Ольга Колоколова.

— Зачем институтам двигаться по пути создания комплексных планов научных исследований?

— Подходы к программному управлению наукой сегодня меняются. Консервативный вариант «продлить тематики» не проходит. Ведется мониторинг результативности деятельности всех научных организаций, грядут скорые перемены. Надо «ловить новую волну», чтобы двигаться дальше. Слушаешь-смотришь новости — редко где вне НИИ упоминается академическая наука, как будто ее не существует. Это совершенно неправильная ситуация. Все представители НИИ, которые приехали на томский комплекс экспертных сессий, понимали: не перестроимся и не объединимся сейчас — нас или расформируют, или объединят «методом указания сверху». Времена, когда мы жили за счет ресурсов страны, проходят, придется жить за счет своих мозгов.

— А как КПНИ вышли на первый план?

— Предложение спроектировать КПНИ родилось почти год назад, в ходе встречи первого заместителя главы ФАНО России Алексея Медведева с директором нашего института членом-корреспондентом РАН Сергеем Псахье. У нас уже были наработки в организации межведомственного сетевого взаимодействия организаций. Так, например, инстиут участвовал в формировании Научно-технического совета технологических платформ «Медицина будущего» и «Легкие и надежные конструкции».  Итогом обсуждений стало решение о подготовке пилотного КПНИ «Перспективные материалы с многоуровневой иерархической структурой для новых технологий и надежных конструкций», который позднее был одобрен Сибирским отделением РАН. Защита первого КПНИ на Научно-координационном совете ФАНО состоялась 23 сентября 2015 года. Опыт реализации аналогичных научных планов/программ в составе большого консорциума исполнителей есть и за рубежом. Удачный пример такой кооперации исследователей — европейская инициатива «Горизонт 2020». Мы попробовали «русифицировать» ее, учитывая также опыт интеграционных проектов РАН. Постарались сделать так, чтобы структура комплексных планов получилась достаточно гибкой, с обязательной инициативой «снизу», но согласованной при этом с направлениями Программы фундаментальных научных исследований госакадемий (ПФНИ ГАН).

— Как долго шла работа над формированием комплексных планов?

— Примерно полгода и более 40 версий основной части документации потребовалось Научному совету нашего института на написание КПНИ. Больше всего дискуссий вызвало то, как корректно и эффективно организовать горизонтальное взаимодействие — с коллегами из академических институтов и с партнерами, и внешнее — с ФАНО и с другими ведомствами. Зато теперь в рамках КПНИ мы формируем зонтичные тематические предложения на конкурсы ФЦПИР с участием организаций-партнеров. Такая возможность появилась благодаря интеграции общих ресурсов. На сегодня среди участников нашего КПНИ 9 академических организаций. Партнеров — 23. Но списки могут быть расширены.  Вообще при необходимости КПНИ можно перерабатывать, потому что предусмотреть всё при планировании научно-исследовательских работ нереально. За рубежом НИР-прогностика выполняется максимум на 5-7 лет на основе всестороннего анализа данных (data mining) и среднесрочного прогноза (foresight). Поэтому и в наш план мы заложили элемент эволюции, потому что миссию Центра научно-технологического прогноза мы видим в том, чтобы вовремя разглядеть области предполагаемого «прорыва» и перенаправить в нужное русло имеющиеся компетенции КПНИ. Подробнее с КПНИ «Перспективные материалы с многоуровневой иерархической структурой для новых технологий и надежных конструкций» можно познакомиться на нашем сайте.

— Какие цели и задачи формирования вашего комплексного плана?

— Основная цель — обеспечить международную конкурентоспособность отечественного материаловедения в области создания материалов с иерархически организованной структурой для новых прорывных производственных технологий и надежных конструкций. А основной принцип — концентрация ресурсов, системное планирование и координация исследований организаций-участников и организаций-партнеров в рамках ПФНИ ГАН. Среди задач КПНИ: обеспечение эффективности междисциплинарных исследований на основе интеграции кадровых, материальных и интеллектуальных ресурсов по профильным направлениям ПФНИ ГАН; развитие междисциплинарного многоуровневого подхода к разработке конкурентоспособных керамических материалов и композитов; координация выполнения фундаментальных исследований мирового уровня; формирование научного задела для опережающего импортозамещения в области разработки перспективных материалов с многоуровневой структурой для новых производственных технологий и надежных конструкций; отработка механизмов вовлечения результатов научных исследований в реальный сектор российской экономики, основанных на программах полного цикла профильных российских технологических платформ. Сроки реализации задуманного — до 2020 года.

— Какой базовый принцип формирования КПНИ?

— Основа формирования и реализации комплексных планов — сетевое взаимодействие. Это кооперация научных институтов ФАНО при делегировании полномочий управления ведущему институту-координатору со стороны институтов-лидеров в определенных научных направлениях (сейчас в списке ФАНО 65 таких приоритетных направлений развития науки). Речь о так называемом «принципе 4К»: координация, кооперация, концентрация (ресурсов), конкуренция. Кооперация организаций-участников КПНИ основана на сохранении финансовой и юридической независимости НИИ, а также равноправии участников. Среди основных направлений кооперации — международное сотрудничество, взаимодействие с реальным сектором экономики, с образовательными учреждениями, межпрограммная кооперация и научно-технологическое прогнозирование внутри КПНИ. Основными органами управления КПНИ предложено сделать конференцию и руководящий комитет.

— Каков механизм финансирования КПНИ?

— Основа — госбюджет. Объем затрат на реализацию Комплексного плана определяется суммой финансирования по темам фундаментальных научных исследований и объемом привлеченных средств на прикладные исследования. Например, в нашем плане на 2016 год заложено по фундаментальным темам более 300 млн. рублей, а по привлеченному финансированию (за счет грантов и субсидий ФЦП, РНФ, РФФИ, по постановлениям Правительства РФ, а также за счет хозяйственных договоров) — более 100 млн. рублей. Суммы и источники финансирования КПНИ будут ежегодно уточняться при формировании госзаданий на соответствующий плановый период. Как предполагается, доля привлеченного финансирования будет возрастать. Также на томском Комплексе экспертных сессий обсуждалась возможность создания реальных механизмов и законодательных основ для  переноса части средств от одной тематики исследований к другой, от одного подразделения — к новому, и даже перераспределения финансов между институтами, финансируемыми порой за счет разных министерств. Очень надеемся в этом случае на оперативную поддержку со стороны подразделений ФАНО России.

— Как оформляется участие организаций в рамках КПНИ?

— При формировании комплексного плана между организациями-участниками подписывается соглашение на основании протокола их общего собрания. Документ предоставляется на утверждение в отделение РАН и на согласование в ФАНО России. Нам уже удалось пройти этот путь. Последовательность действий при инициировании КПНИ следующая:

  • формирование научного доклада; 
  • размещение его на официальных сайтах для публичного обсуждения; 
  • созыв конференции организаций — участников КПНИ; 
  • одобрение проектов КПНИ на ученых советах каждого НИИ; 
  • проведение первого очного собрания участников КПНИ; 
  • подтверждение РАН актуальности предлагаемых в КПНИ направлений исследований; 
  • экспертиза проекта КПНИ в ФАНО России; 
  • отзывы ФОИВов и бизнеса относительно актуальности заявляемых тематик; 
  • одобрение на Координационном совете ПФНИ ГАН.

— Чем могут отличаться КПНИ (кроме направления исследований и состава участников)?

— Как говорил Алексей Михайлович Медведев, предполагается, что КПНИ могут быть четырех основных типов. Первые, с низкой степенью интеграции, подойдут для реализации исследовательских программ. Вторые — для реализации программ прикладных научных исследований или, например, опытно-конструкторских работ. Третьи — инфраструктурные КПНИ (с прямым или распределенным объединением участников). Четвертые направлены на решение проблем государственного уровня. Возможно, со временем добавятся еще какие-то типы. Пока же идет обсуждение идей, предложенных нашим институтом и институтами — участниками Комплекса сессий. Важно также добиться возможности перехода КПНИ вместе с основной разрабатываемой тематикой институтов через «долину смерти НИОКР» в область коммерциализации разработок для реального сектора экономики. Не для всех «4К-принципов» и типов КПНИ сегодня имеются необходимые действующие законы, нормы и регламенты. Именно поэтому синергетический эффект заметно теряется при выходе на международный уровень. Но, как мы услышали на экспертных сессиях, ФАНО России готово взаимодействовать с другими федеральными органами исполнительной власти для подготовки необходимых нормативных документов.

— Чем важен для реализации КПНИ Центр научно-технического прогнозирования?

— В процессе сбора тематик мы столкнулись с тем, что институты активно предлагают то, чем они занимались еще в 1980–2000-х годах.  Дорожка получения грантов и субсидий в данных тематиках накатана, а двигаться в новых направлениях энергетически затратно. Например, приходит в центр исследователь и говорит, что у него есть перспективная медицинская разработка, серьезные зарубежные партнеры, и патенты имеются. Садимся разбираться. Поднимаем информацию по ЕГИСУ НИОКТР, базе патентов ФИПС, данные по контрактам и заявкам на формирование тематик этой и смежных организаций в системе поиска и анализа научно-технической информации «Экспир».  Выясняется, что предлагаемая тематика устарела не просто на несколько лет, а на целую концепцию здравоохранения! Двигайся разработчики быстрее на старте, может и смогли бы встроиться в медицинскую индустрию. А сейчас, даже если все замечательно проработано с точки зрения математического аппарата и технологий, проблема оказывается в том, что за рубежом уже перешли на предсказательную и неинвазивно-диагностическую медицину. А тут предлагаются инвазивные методы исследований и на том этапе, когда заболевание возникло… Столкнувшись с такой проблемой при формировании тематик КПНИ, мы задумались: как быть? Ведь многие могут подавать заявки по очень близким тематикам к имевшимся ранее, и обижаться, что мы их не берем. Достаточно сложно оказалось выстроить это взаимодействие. Пришлось убеждать на уровне горизонтальных связей. Аргументировали так: разработка любой технологии у нас в стране занимает в среднем 5-10 лет. Если сейчас вы начали заниматься этой темой, то только через 10-15 лет получите такой-то результат. Но, судя по прогнозам зарубежных «фабрик мысли» и по запросам крупных корпораций типа «РосТехнологии» или РВК, в это время окажется востребована совершенно другая технология. Так имеет ли смысл тратить государственные средства и наши общие силы и ресурсы на реализацию данного проекта? Не проще ли сейчас переключиться на близкую, но более перспективную в будущем тематику? Поэтому главная задача Центра прогнозирования — искать тематики, которые сегодня в тренде, то есть соответствуют различным стратегическим документам РФ,  прогнозам в научно-технологической области до 2030 года, НТИ, данным агентства Thomson Reuters и прочим форсайтам. Раз КПНИ пишем на 5 лет вперед, значит, и заглядывать надо далеко вперед.

Автор: Нина Шаталова

Источник: «Экспир»

13.05.2016

Источник

Adblock
detector