Бизнес план на строительство нефтебазы

Бизнес план на строительство нефтебазы thumbnail

Текст: Сергей Орлов
Фото: Валентин Прянишников, Александр Таран
Инфографика: Михаил Симаков

Нефтебазовое хозяйство — один из ключевых элементов цепочки производства и реализации нефтепродуктов, обеспечивающий стабильность всей системы. Реализация программы развития нефтебазового хозяйства «Газпром нефти» должна обеспечить рост объемов перевалки при сокращении затрат на содержание самой системы.

Вместе с экономикой

Нефтебазы выполняют роль распределительных центров, получающих топливо с заводов и отпускающих его собственной сети АЗС, а также другим сетям и мелкооптовым покупателям. По большому счету нефтебаза — это склад. Соответственно, необходимость в таких перевалочных пунктах появилась, как только применение нефти и продуктов ее перегонки достигло промышленных масштабов.

Сначала эти масштабы позволяли использовать для хранения обычные деревянные бочки. Откуда, собственно, и появилась используемая до сих пор единица измерения объема нефти — bаrrel (англ. «бочка»). С ростом объемов производства резервуары для хранения нефти стали выкапывать прямо в земле, облицовывая стенки жирной глиной, препятствующей утечкам. Кстати, емкость таких резервуаров могла превышать 100 тыс. кубометров. Малоэффективные при хранении нефтепродуктов с высокой испаряемостью земляные амбары сменили каменные, впрочем, также не решившие проблему потерь от испарения. В начале XX века на бакинских нефтепромыслах появились первые железобетонные резервуары. Но главный шаг, определивший нынешний облик всех нефтехранилищ, был сделан еще во второй половине XIX века. Сначала в 1864 году в США был сооружен первый большой металлический резервуар, правда, прямоугольный, а в 1878 году по проекту выдающегося инженера Владимира Шухова в России построили цилиндрический резервуар из металла — прообраз нынешних хранилищ.

Что касается стратегии размещения нефтебаз, то она всегда была привязана к существующим производствам, путям транспортировки и точкам сбыта нефти и нефтепродуктов. На рубеже XIX и XX веков главной транспортной артерией России была Волга, соединяющая Каспий и бакинские нефтепромыслы с центром империи. Соответственно, и старейшие нефтебазы страны — Махачкалинская, Астраханская, Сормовская, Симоновская в Москве.

Развитие промышленности и транспорта, механизация сельского хозяйства, автомобилизация определили стремительный рост объемов добычи, переработки нефти и, соответственно, сбытовых сетей. Впрочем, если в первые десятилетия существования Страны Советов речь шла скорее о восстановлении дореволюционных объектов, постепенно укрупнявшихся, то после войны началось построение мощной системы нефтепродуктообеспечения. К началу 80-х годов прошлого века она включала в себя более 1,2 тыс. нефтебаз и около полутысячи их филиалов, порядка 10 тыс. стационарных и передвижных АЗС. Однако система эта развивалась в СССР по особым правилам — правилам плановой экономики, ее структура основывалась на принципе централизованного управления и призвана была удовлетворять потребности в первую очередь народного хозяйства, а не частных потребителей. Тем более она не вписывалась в новые рыночные условия, по которым страна стала жить за чертой 1990 года. Постепенно развивавшиеся вертикально интегрированные компании обновляли оборудование АЗС и нефтебаз, выстраивали сбытовые сети, исходя из возможности получения максимальной прибыли, дополнительных конкурентных преимуществ. Но процесс модернизации и строительства АЗС значительно отличается от реконструкции нефтебаз, через которые проходят огромные потоки нефтепродуктов, услугами которых пользуются не только сбытовые «дочки», но и независимые компании, более того, на которых нередко держится вся система нефтепродуктообеспечения целых районов. Тем более сложная задача — глобальная комплексная перестройка сети нефтебаз. Однако без этого невозможно общее развитие бизнеса. В 2013 году «Газпром нефть» первой среди нефтяных компаний начала реализацию комплексной программы модернизации и реконструкции нефтебазового хозяйства.

Реорганизация сбытовой системы «Газпром нефти»

Реорганизация системы розничных продаж началась в июне 2013 года с объединения предприятий нефтепродуктообеспечения в три кластера: центральный в Санкт-Петербурге, уральский в Екатеринбурге и сибирский в Новосибирске. Таким образом, всей российской сетью АЗС «Газпромнефть» будут управлять три предприятия: «Газпромнефть-Северозапад», «Газпромнефть-Урал» и «Газпромнефть-Новосибирск».

За мелкий опт и региональную логистику отвечает компания «Газпромнефть-Региональные продажи», зарегистрированная в Санкт-Петербурге. Компания имеет четыре филиала-кластера: центральный в Москве, уральский в Тюмени, западносибирский в Омске и восточносибирский в Кемерово. Центральный оптовый кластер начал работу в апреле 2013 года. В его состав вошли Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ивановская, Калужская, Нижегородская, Новгородская, Псковская, Тверская и Ярославская области. Уральский и сибирские кластеры начали операционную деятельность с 1 июня 2013 года.

Фото: Валентин Прянишников, Александр Таран

В рамках реорганизации сбытовой системы «Газпром нефти» созданы еще четыре компании: «Газпромнефть-Терминал»(хранение и перевалка нефтепродуктов), «Газпромнефть-Транспорт» (транспортировка топлива), «Газпромнефть-Лаборатория» (контроль качества) и «Газпромнефть-Корпоративные продажи» (работа с корпоративными клиентами).

Сетевая оптимизация

Большая часть нефтебаз «Газпром нефти» была спроектирована и построена как раз в советский период с учетом реалий того времени: расположения промышленной инфраструктуры, железнодорожных и водных путей, автомобильных дорог. Естественно, что за прошедшие несколько десятков лет ситуация изменилась. Массу проблем выявило техническое обследование нефтебаз, определившее, что их решение возможно только за счет реконструкции и технического перевооружения большей части объектов.

К маю 2013 года была разработана программа развития нефтебазового хозяйства до 2020 года стоимостью более $1 млрд. К этому моменту в компании изменилась и схема управления системой нефтепродуктообеспечения. До 2013 года нефтебазами «Газпром нефти», как и АЗС, управляли региональные предприятия нефтепродуктообеспечения (ПНПО). В нынешнем же году 48 нефтебаз компании перешли под управление новой структуры — «Газпромнефть-Терминал», созданной в рамках программы реорганизации всей модели региональных продаж. Очевидно, что подобное разделение в управлении сбытом позволяет не только более эффективно решать оперативные задачи, но и становится положительным фактором при реализации стратегического проекта развития нефтебазового хозяйства.

По стратегии развития бизнеса «Газпром нефти», объем продаж нефтепродуктов конечным потребителям планируется увеличить. При существующей конфигурации нефтебазового хозяйства обеспечение растущих потребностей ПНПО в услугах приема, хранения и отпуска нефтепродуктов уже в ближайшие годы может стать практически нерешаемой задачей, поэтому сеть «Газпромнефть-Терминала» будет оптимизироваться: закроется ряд малых нефтебаз, их объемы будут переданы более крупным объектам, расположенным в тех же регионах. Согласно программе, число нефтебаз сократится почти в полтора раза с 48 до 31. Это позволит снизить операционные расходы на содержание нефтебазового хозяйства примерно на 100 млн рублей в год. При этом объемы перевалки к 2020 году возрастут в два раза — с 5,8 млн тонн до 11,8 млн тонн в год. Реализация этой программы уже началась — в октябре и декабре 2013 года закрыты и законсервированы четыре нефтебазы. Объекты будут реконструироваться по типовым базовым моделям, разработанным исходя из объема перевалки: 10 небольших с реализацией до 150 тыс. тонн в год, 14 средних — от 150 тыс. до 500 тыс. тонн в год и пять крупных нефтебаз, способных обрабатывать свыше 500 тыс. тонн в год.

Фото: Валентин Прянишников, Александр Таран
Модернизации подвергнутся резервуарные парки, зоны приема и отпуска нефтепродуктов, планируется строительство современных инженерных сетей, очистных сооружений

Фото: Валентин Прянишников, Александр Таран

Фото: Валентин Прянишников, Александр Таран

Типология развития

Типовое проектирование имеет ряд преимуществ. Такой подход позволяет сократить затраты на разработку проектной документации, упростить выбор технологических систем. В первую очередь при модернизации нефтебаз будут внедряться современные автоматизированные системы управления объектами и заменяться основное оборудование, что позволит повысить надежность процессов и сократить количество персонала. Модернизации подвергнутся резервуарные парки, зоны приема и отпуска нефтепродуктов, планируется строительство современных инженерных сетей, очистных сооружений.

Крайне важно, что проект комплексной реконструкции нефтебазового хозяйства будет реализовываться без остановки технологического процесса. В 2014–2015 годах планируется включить в периметр активной реализации проекта Кемеровскую, Новокузнецкую и Шабровскую нефтебазы, с 2010 года строительно-монтажные работы ведутся на Омской нефтебазе. Впрочем, программа развития нефтебазового хозяйства предусматривает не только закрытие неэффективных объектов и реконструкцию действующих. Логика развития розничной сети предполагает и появление новых нефтебаз. Строительство абсолютно нового склада светлых нефтепродуктов уже началось в Ленинградской области.

Новый объект в поселке Гладкое Тосненского района станет самой современной нефтебазой в регионе: при его строительстве применяются прогрессивные проектные решения, новейшие технологии, обеспечивается автоматизация технических и бизнес-процессов.

Проект предусматривает строительство современной системы слива нефтепродуктов из железнодорожных цистерн и автоматизированной системы налива в бензовозы. Резервуарный парк объемом 40 тыс. тонн формируется из резервуаров, позволяющих значительно сократить испарение нефтепродуктов и оснащенных системой рекуперации, улавливающей до 95% паров. Объект будет максимально защищен и с точки зрения промышленной и пожарной безопасности. Склад оборудуется датчиками довзрывных концентраций, температуры, давления. Разработана система мониторинга инженерных систем, которая позволит при возникновении любой аварийной ситуации за несколько секунд передать информацию на дежурный диспетчерский пункт.

«Газпром нефть» инвестирует средства в модернизацию инфраструктуры района — реконструкцию железнодорожной станции, автомобильной дороги, трансформаторной подстанции и строительство пожарного депо. Завершение строительства и ввод в эксплуатацию нефтебазы запланирован на середину 2016 года.

Генеральный план типовой нефтебазы ТБМ1000

По этой типовой базовой модели будут реконструироваться самые крупные нефтебазы «Газпром нефти», способные обрабатывать потоки нефтепродуктов свыше 500 тыс. тонн в год

Генеральный план типовой нефтебазы ТБМ1000. Инфографика: Михаил Симаков

Примечание: изображения сформированы с помощью компьютерных программ моделирования, за счет чего их вид может не соответствовать виду реальных объектов

Фото: Валентин Прянишников, Александр Таран

Фото: Валентин Прянишников, Александр Таран

Фото: Валентин Прянишников, Александр Таран

Фото: Валентин Прянишников, Александр Таран

Инфографика: Михаил Симаков

Источник

Бизнес – план нефтебазы

Дата выхода: 02.03.2015

Количество страниц: 32

Автор: Бизнес Проект

Категория: Рынок услуг

Описание

Разработка бизнес-плана нефтебазы проведена на основе одного из реально осуществленных проектов компании «Бизнес Проект». Бизнес-план соответствует казахстанским и международным стандартам.

Цели проекта:

— Привлечение инвестиционных средств на приобретение нефтебазы для последующей сдачи в аренду;

— Обоснование экономической эффективности оказания услуг по сдаче нефтебазы в аренду.

Описание проекта

Месторасположение – г. Астана.

В рамках реализации проекта будет приобретена нефтебаза для сдачи в аренду.

Потенциальные потребители:

— Автозаправочные станции;

— Сельскохозяйственные производители;

— Другие предприятия, потребляющие ГСМ для собственных нужд.

Нефтебаза находится на земельном участке площадью *** га.

Статьи дохода:

Сдача нефтебазы в аренду.

Стоимость услуг:

Аренда нефтебазы составляет *** тыс. тенге в месяц.

Помещения:

Площадь помещений (административное здание, котельная, КПП) – *** м2.

Структура инвестиционных вложений:

Приобретение нефтебазы – ***%.

Таблица 1 — Планируемая программа оказания услуг по годам проекта, тыс. тенге

ПоказательЕд. изм.201520162017201820192020
Загрузка%      
Аренда нефтебазытыс. тг.
в месяцтыс. тг.      

Таблица 2 – Расчет доходов и цен на услуги, тыс. тенге

АрендаСтоимость аренды в мес. (с НДС)Выручка
Ед. изм.тыс. тг.тыс. тг.
Нефтебаза
Итого  

Таблица 3 — Общие и административные расходы предприятия в месяц, тыс. тенге

Затраты2015 — 2025
ФОТ с налогами
Кап. ремонт и обслуживание
Услуги банка
Прочие непредвиденные расходы
Итого 

Таблица 4 — Анализ безубыточности проекта, тыс. тенге

Период201520162017201820192020
Доход от реализации услуг
Балансовая прибыль
Полная себестоимость услуг
Постоянные издержки
Сумма предельного дохода
Доля предельного дохода в выручке
Предел безубыточности
Запас финансовой устойчивости предприятия (%)      
Безубыточность

Финансовые показатели проекта:

Внутренняя норма доходности (IRR)   *** %

Чистая текущая стоимость (NPV)        **** тыс. тенге

Индекс окупаемости инвестиций (PI)  *** лет

Окупаемость проекта (простая) *** лет

Окупаемость проекта (дисконтированная) *** лет

Выдержки из исследования:

Значительная часть нефтегазовых запасов Казахстана (***%) приходится на западную часть, в особенности на Прикаспийский нефтегазовый бассейн. Нефтегазоносные районы занимают ***% площади страны, и располагают *** нефтяными месторождениями, из которых более 80-ти находятся в разработке. Месторождения находятся на территории шести из четырнадцати областей Казахстана.

На 2014 год добыча нефти в Республике Казахстан ожидается на уровне *** млн. тонн, переработка нефти — на уровне *** млн. тонн.

По итогам 2013 года на 3-х НПЗ переработано *** млн. тонн сырой нефти или ***% к уровню 2012 года. Из переработанной нефти на трех НПЗ произведено:

— бензина – *** тыс. тонн;

— дизтоплива – *** тыс. тонн;

— мазута – *** тыс. тонн;

— авиакеросина – *** тыс. тонн.

Спрос на нефтепродукты частично восполнен их импортом. В 2013 г. увеличилось производство газойлей на ***%, пропана и бутана сжиженного — на ***%, уменьшилось производство мазута топочного на — ***%, бензина моторного на — ***%.

По данным Агентства по статистики РК, количество АЗС и ГАЗС в Казахстане составило *** пунктов заправок, из которых *** являются стационарными, *** – контейнерными, а *** – передвижными.

Источник

Многим из нас кажется, что любой бизнес, основанный на нефти и нефтепродуктах – удел олигархов и мультимиллионеров. Однако, это не совсем соответствует действительности. Добыча и транспортировка нефти и нефтепродуктов действительно связаны с большими капиталовложениями,  а вот торговля конечной нефтяной продукцией вполне доступна и «простым смертным». Далее мы попробуем разобраться, как можно организовать свой бизнес по продаже нефтепродуктов.

[adsp-pro-12]

С чего начать?

Чтобы организовать свой бизнес в этой сфере, нет необходимости обладать огромными деньгами или связями в руководстве крупных нефтяных компаний.  Правильный предварительный расчет и знания о реалиях местного рынка нефтепродуктов могут сделать Вас вполне успешным мелким, а затем, возможно, и крупным трейдером.

 Загрузка …

Сразу оговоримся, что начальный капитал все-таки потребуется, но его объем будет вовсе не запредельным.

Как правило, большинство предпринимателей начинают с оптовой торговли. Первоначальная цель такого бизнеса – местные потребители, а затем, по мере освоения регионального рынка, можно выходить на общероссийский и даже  международный (хотя бы – в пределах стран СНГ).

Суть оптовой торговли нефтепродуктами – покупка больших партий товара с последующей реализацией их мелким оптом с соответствующей наценкой. Многих начинающих предпринимателей пугают вопросы создания соответствующей инфраструктуры: где хранить приобретенный товар, как его транспортировать и так далее. Так вот, на первом этапе эти вопросы достаточно просто решаются без значительных капитальных вложений. Вовсе необязательно иметь свое нефтехранилище. Услуги по временному хранению нефтепродуктов предоставляют практически все нефтеперерабатывающие заводы и крупные нефтебазы, которые их и реализуют.

Правда, здесь   есть свои ограничения по срокам хранения, так как нефтепродукты производятся постоянно, и хранилища требуются для новых партий продукции. Поэтому трейдер должен заранее планировать сбыт, чтобы укладываться в предоставляемые для хранения сроки.

Доставка до конечного потребителя на первом этапе развития бизнеса осуществляется при помощи бензовозов. Покупать их сразу – нецелесообразно, поскольку всегда есть возможность взять их в аренду.

Разумеется, эти расходы ложатся на себестоимость реализуемой продукции, но зато дает возможность минимизировать первоначальные вложения.

Самое главное в этом виде предпринимательской деятельности – это сначала найти покупателей. Приобретать оптом нефтепродукты, не имея конкретного сбыта – крайне рискованное предприятие. Только заранее позаботившись о сбыте, можно рассчитывать на хорошую рентабельность.

Любое новое дело начинается с составления бизнес-плана. Причем, чем больше времени вы уделите его проработке – тем больше шансов на успех Вашего будущего предприятия. Бизнес-план должен учитывать такие расходные статьи, как затраты на покупку оптовой партии товара, расходы на аренду бензовозов, первоначальные траты на официальную регистрацию бизнеса в налоговых и прочих органах, зарплату персонала и так далее. Доходная часть состоит их предполагаемого объема средств, получаемых от реализации нефтепродуктов. Второй раздел бизнес-плана крайне важен, и должен основываться на данных о реальных, а не потенциальных покупателях.

Если у Вас нет достаточного начального капитала, или их, согласно Вашему бизнес-плану, не хватает, всегда можно обратиться в банк. Грамотно составленный бизнес-план играет в получении кредита едва ли не самую главную роль. Однако помните – кредитные организации весьма жестко следят за выполнением Вами своих долговых обязательств, и проблемы Вашего бизнеса их – не интересуют. Будьте к этому готовы.

Многие скажут: «На этом рынке все давно поделено между крупными игроками!» Отчасти – это правда, но Ваш козырь – мобильность. Крупные торговые организации, как правило, медленнее реагируют на изменения, происходящие на рынке, чем более мелкие. Это позволяет последним лавировать ценой и завоевывать своего покупателя за счет снижения процента рентабельности. Кроме того, чем крупнее трейдер, тем менее интересен ему мелкий покупатель. А для Вашего предприятия – это как раз то, что нужно.

Еще одним способом снизить издержки с прицелом на будущее развитие бизнеса, является приобретение техники в лизинг.

От аренды лизинг отличается тем, что со временем техника становится Вашей собственностью, что для растущего предприятия – очень важно.  Наработав постоянную базу надежных клиентов в своем регионе, можно переходить к следующему этапу развития предприятия.

[adsp-pro-19]

Возможности роста

Если Ваше предприятие по продаже нефтепродуктов стало успешным, и ему тесно в пределах региона – пора выходить на другие рынки.

Основные проблемы, которые могут этому воспрепятствовать, заключаются в следующем:

  • повышается доля транспортных расходов из-за увеличения расстояния транспортировки;
  • по этой же причине возрастают сроки доставки до конечного потребителя;
  • в каждом регионе существует сложившая система «поставщик-потребитель», что подразумевают жесткую конкурентную борьбу за свою долю рынка.
  • [adsp-pro-8]

Это же касается и рынков стран СНГ. Однако, при выходе на них возникает и и свой, специфический риск. Зачастую такие контракты подразумевают расчет по факту поступления нефтепродуктов на склад покупателя. Поскольку расстояние – довольно значительное, и срок доставки – тоже, трейдер рискует тем, что за время поставки произойдет изменение цены. Тут стоит сказать, что такие колебания бывают как в меньшую, так и в большую сторону, поэтому, в одном случае, поставщик проигрывает, в другом – выигрывает, и при постоянных поставках рентабельность, как правило, остается на запланированном среднем уровне.

Как было сказано выше, значительно вырастают затраты на транспортировку, что приводит к снижению прибыли, поскольку далеко не всегда есть возможность увеличить конечную цену на продукцию и компенсировать лишние расходы.  Однако, расширение клиентской базы приводит к увеличению объемов реализуемых нефтепродуктов, что с лихвой компенсирует понесенные убытки и, что еще важнее, делает бизнес более устойчивыми за счет снижения зависимости от каждого конкретного потребителя.

Ну, а вершиной роста трейдера нефтепродуктов является строительство своего нефтеперерабатывающего завода.

Разумеется, это уже громадные капиталовложения,  которые могут себе позволить только очень успешные предприниматели.  Строительство НПЗ планируется заранее. Желательно, чтобы его местоположение было в непосредственной близости от самых крупных конечных потребителей. Таким образом, в затратах значительно снижается доля транспортной составляющей.

Однако, есть еще один способ повысить рентабельность своего бизнеса без огромных затрат. Это – строительство своего мини-НПЗ. Здесь важно помнить, что мини-завод, работающий по традиционной технологии, малоэффективен, и рассматривать стоит только передовые высокотехнологичные предложения (например, мини-НПЗ, работающие по каталитической технологии «Цеодформинг»).

Такие мини-заводы позволяют обеспечить выход бензинов с высоким октановым числом  на уровне от 65-ти до 92-х процентов, а также дают в качестве побочной продукции  сжиженный газ, который, помимо бытового использования, также может служить в качестве автомобильного топлива.

[adsp-pro-11]

Продажа топлива и нефтепродуктов | ДевонТрансНефть

Источник

Adblock
detector