Бизнес план на первом канале
Открыть свое дело можно и не окончив школу. Это готовы доказать сотни тысяч российских детей. Самых талантливых организаторы обещают всему научить, а после помочь с воплощением их проектов в жизнь, в том числе финансово.
Вот с таким шумом распахнулось виртуальное окно возможностей для тысяч юных предпринимателей. Это старт международного конкурса «Мой первый бизнес». С сегодняшнего дня от школьников 11-18 лет принимаются любые, самые смелые бизнес-проекты. Победители получат возможность создать свою компанию, и смогут поступить на престижный бизнес-факультет Плехановской Академии с романтическим названием «Капитаны».
«Ровно год назад, будучи амбициозной девочкой из Сибири с горящими глазами, я заполняла заявку на конкурс «Мой первый бизнес», уже организовав свою небольшую онлайн-школу английского», — рассказывает девушка.
Это Вероника Кривенко из Новосибирска — одна из победительниц прошлогоднего конкурса. Сегодня она не только зарабатывает себе на учебу, но и, несмотря на юный возраст, руководит коллективом преподавателей.
«Все намного старше, чем я, но за счет того, что мы общаемся по скайпу, очки и пиджак делают свое дело, и я кажусь старше, чем есть. Я хочу сделать уроки английского в школах более современными и качественными, чтобы ребята смогли выучить язык за более короткое время, сейчас это очень важно», — говорит Вероника Кривенко.
Данила Пахомов любит снимать видео и делать фотографии. Постепенно из хобби выросла бизнес-идея, с которой Данила победил на конкурсе.
«У меня рекламный проект мы делаем ролики. Это приносит мне и заработок, и удовольствие», — делится он.
Год назад школьник из Рязани Вадим Матов раздумывал, как заработать на подарок. Идея конструировать светильники собственной конструкции оказалась удачной и пригодилась и для участия в конкурсе. Так Вадим стал победителем и теперь учится на факультете «Капитаны».
«Данный конкурс предоставляет нереальные возможности школьникам из разных регионов переехать в город своей мечты, исполнить свои цели и достичь того, чего он сам хочет», — подчеркивает Вадим Матов.
Именно поэтому конкурс стал флагманским проектом президентской платформы «Россия — страна возможностей».
«Нам особенно приятно, что по результатам двух лет участники ставят перед собой цель не только заработать деньги, создать компанию, но и помощь другим людям — очень много социальных проектов», — отмечает генеральный директор АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Комиссаров.
За последние годы отношение к бизнесу в обществе существенно изменилось. Быть предпринимателем сегодня и модно, и престижно. Об этом говорит и конкурс, на который в прошлом году поступило 675 тысяч заявок.
«Мы делали большие исследования и видим, что люди к предпринимательству, к тем, кто делает бизнес, относятся очень хорошо. И на вопрос, хотели бы вы, чтобы ваши дети занимались бизнесом, более 70% разных возрастов ответили да», — сообщает основатель фонда поддержки образовательных программ «Капитаны» Алексей Нечаев.
Это тот случай, когда отцы и дети заодно. Уже на первых минутах работы сайта «Мой первый бизнес» появилось несколько сотен проектов. И не беда, если не все они реализуются — для организаторов главное, чтобы вы горели своей мечтой и зажигали окружающих своей энергией.
Министерство
образования и науки Российской
Федерации
Марийский
Государственный Технический Университет
Кафедра менеджмента
и бизнеса
Курсовой проект
по дисциплине:
«Планирование на предприятии»
Выполнил:
студент группы ЗМТу-32(зв)
Шадрин А.М.
Шифр 1020522185
Проверил:
К.э.н., доцент Луговнина С.М.
Йошкар-Ола
2005
Радиотелевизионный
передающий центр
Республики Марий
Эл
Филиал ФГУП «Российская
телевизионная и радиовещательная
сеть» (РТРС)
424031, г. Йошкар-Ола,
ул. Осипенко, 50
тел. (8362) 45-56-59, факс (8362) 45-48-78,
e-mail: priem@rtpc.mari.ru
БИЗНЕС-ПЛАН
«Организация трансляции
ТВ программы «Культура»
в г.
Козьмодемьянск РМЭ»
Йошкар-Ола
2005
Содержание
Резюме
Полное наименование:
Филиал федерального государственного
унитарного предприятия «Российская
телевизионная и радиовещательная
сеть» Радиотелевизионный передающий центр Республики
Марий Эл.
Сокращенное наименование:
Филиал ФГУП «РТРС» РТПЦ РМЭ или
РТПЦ РМЭ.
Адрес: 424031, г. Йошкар-Ола,
ул. Осипенко, 50
Тел. (8362) 45-56-59, факс (8362) 45-48-78
E-mail: priem@rtpc.mari.ru
Исполнительный директор:
Шадрин Андрей Михайлович
Цель проекта: обосновать
финансово-экономическую целесообразность
организации трансляции телевизионной
программы «Культура» в г. Козьмодемьянск
Республики Марий Эл.
Анализ рынка показал наличие неудовлетворенного платежеспособного
спроса.
Раздел 1. Описание продукции (товаров,
услуг).
Основной вид деятельности
РТПЦ Республики Марий Эл – трансляция
телевизионных и радиопрограмм
на обслуживаемой территории (Республика Марий Эл).
Основные потребители услуг РТПЦ РМЭ (см.
диаграмму на рис. 1):
- Услуги телевещания (50%): ОАО «Первый канал», ФГУП «ВГТРК» (телеканал «Россия», «Культура», «Спорт»), ОАО «НТВ», ОАО «ТВЦ», ОАО «ТВ сервис» (телеканал «Муз ТВ»), ГТРК «Марий Эл», ООО «Главреклама» (телеканал «Рен ТВ»), ООО «РТВ Реклама» (телеканал «ТНТ»), ОАО «ТВ Дарьял» и др.
- Услуги радиовещания (25%): ГРК «Маяк», ФГУП «ВГТРК» («Радио России»), ГТРК Марий Эл (радио «Марий Эл»), ООО «МНВК» («Наше радио», «Европа плюс Йошкар-Ола») и др.
- Прочие услуги связи: Компании мобильной связи, пейджинговая связь, связь МВД, правительственная связь и т.п.
Рис. 1
На диаграмме, отражающей
структуру заказчиков по услуге «телевещание»
(см. рис. 2), можно отметить, что большую
часть занимают общероссийские телекомпании
(Первый канал, Россия, НТВ, Культура). На
сегодняшний момент именно общероссийские
вещатели являются наиболее надежным
партнером предприятия, поскольку:
- Составляют наибольшую долю в структуре доходов предприятия;
- Пользуются государственным субсидированием в части распространения телепрограмм;
- Обеспечивают наибольшую загрузку технических средств предприятия.
Рис. 2
Среди общероссийских вещателей
в нашей республике доля телеканала (ТК) «Культура» составляет
всего около 5%, поскольку на сегодняшний
день трансляция этого канала производится
лишь в столице (г. Йошкар-Ола) (передатчик
СТВ-2.0М 10ТВК 2кВт).
В 2003 году в адрес РТПЦ
Республики Марий Эл поступило предложение
от руководства телеканала «Культура» по
совместному развитию сети эфирного вещания
телеканала «Культура» в Республике Марий
Эл (см. Приложение). Цель предложения –
расширение существующей сети распространения
ТК «Культура» до не менее 85%-ного охвата
населения при оптимизации затрат на строительство
новых приемо-передающих станций и расходов
на оплату услуг связи. Предложение учитывает
наличие существующих пунктов (площадок)
вещания и имеющихся на них сооружений
(опоры и технические помещения). Условия
сотрудничества сторон предполагают выполнение
ряда взаимных обязательств:
РТПЦ Республики Марий
Эл за свой счет производит следующие виды
работ: разработка частот, закупка, монтаж,
пуск-наладка и ввод в эксплуатацию приемо-передающего
оборудования на основе лицензии Минсвязи.
Телеканал «Культура», со своей стороны, берет на себя оформление
лицензии на вещание и включение введенных
в эксплуатацию технических средств трансляции
в загрузку с последующей оплатой услуг
связи по действующим тарифам в установленном
порядке.
Организация трансляции ТК «Культура» в г. Козьмодемьянск Республики
Марий Эл позволит:
- значительно расширить аудиторию канала (в зону охвата передатчика мощностью 1кВт войдут Горномарийский, Юринский и Килемарский районы);
- получить дополнительные доходы РТПЦ РМЭ за счет обслуживания технических средств, участвующих в трансляции телеканала по тарифам утвержденным Федеральной службой по тарифам (№р-2-с/1 от 29.07.04 г.). В соответствии с утвержденными тарифами стоимость оплаты работы передатчика телекомпанией составит – 184 руб. 37 коп. за один час (без НДС).
Лицензия на предоставление
данного вида услуг имеется (Лицензия
Министерства РФ по связи и информатизации
№21103 от 7.02.03 г.). Согласно условиям лицензии
трансляция программы будет осуществляться с действующей радиотелевизионной станции
(РТС) г. Козьмодемьянск на 31 телевизионном
канале мощностью 1кВт.
Приведем калькуляцию
основных затрат по услуге «Трансляция телевизионной
программы «Культура» в г. Козьмодемьянск»
(см. табл. 1).
Таблица 1.
Калькуляция себестоимости | |||||
№ | Наименование | Ед. изм. | Норма | Цена | Итого, |
Переменные | |||||
1. | Заработная | руб. | 172 572,00 | ||
2. | Отчисления | руб. | 62 988,78 | ||
3. | Электроэнергия (на произв. цели) | кВт/час | 36150 | 1,43 | 51 774,03 |
4. | Расходные | 8 474,58 | |||
Итого: | 295 809,39 | ||||
Постоянные | |||||
1. | Зарплата | руб. | 37 447,00 | ||
2. | Отчисления | руб. | 13 406,00 | ||
3. | Амортизация | руб. | 147 587,50 | ||
4. | Услуги | руб. | 211,86 | ||
5. | Отчисления | руб. | 254,24 | ||
6. | Текущий | руб. | 12 817,80 | ||
7. | Услуги | руб. | 101,69 | ||
8. | Услуги | руб. | 423,73 | ||
9. | Командировочные | руб. | 423,73 | ||
10. | Содержание | руб. | 127,12 | ||
Итого: | 212 800,67 | ||||
Себестоимость: | 508 610,06 |
Раздел 2. Оценка рынка сбыта.
Как уже отмечалось выше,
зона охвата телеканала «Культура» до
настоящего времени ограничивается
городом Йошкар-Ола и ближайшим пригородом. Учитывая высокую
заинтересованность руководства телеканала,
а так же государственных органов в развитии
сети эфирного вещания ТК «Культура» (Указ
Президента РФ №919 от 25.08.97 г. «О совершенствовании
государственного телерадиовещания в
РФ»), можно утверждать, что услуги РТПЦ
РМЭ в части распространения сигнала государственных
телерадиопрограмм будут пользоваться
стабильным спросом со стороны общероссийских
телерадиокомпаний. Предприятие может
планировать свою деятельность в этой
области на долгосрочную перспективу,
поскольку ФГУП ГТРК «Культура» войдя
в состав ФГУП «Всероссийская телевизионная
и радиовещательная компания» (ФГУП «ВГТРК»)
обрело финансовую поддержку государства.
На стабильно высоком уровне находятся
объемы вещания телеканала (7230 часов в
году), что положительно сказывается на
объемах загрузки передающего оборудования
и соответственно на величине доходов
РТПЦ РМЭ. Единственным фактором, ограничивающим
возможный рост доходов от данного вида
услуги, является государственное регулирование
тарифов на предоставление услуг в этой
области. Однако последние решения, вновь
образованной Федеральной службы по тарифам
позволяют надеяться на то, что цены будут
поддерживаться на необходимом уровне
и периодически пересматриваться при
изменении порядка ценообразования (стоимость
электроэнергии, инфляция и т.д.).
Раздел 3. Оценка конкурентов.
Учитывая относительно
монопольное положение на рынке
данного вида услуги (эфирная трансляция
телерадиопрограмм) у заказчика
услуги (телеканал «Культура») на сегодняшний день нет альтернативных
вариантов ведения бизнеса в данном регионе.
Потенциальными конкурентами
в данной области рынка могут
выступать лишь предприятия (операторы
связи), обладающие необходимой лицензией и средствами
доставки телевизионного сигнала до телезрителей
(высотные сооружения, передающие средства,
другие телевизионные сети). Например
– местная сеть кабельного телевидения,
филиал ОАО «Волгателеком». Однако их
влияние на рынке эфирного телевещания
несущественно.
Раздел 4. Стратегия и план маркетинга.
При выборе общей стратегии
маркетинга необходимо учитывать сложившуюся на сегодня рыночную ситуацию,
в которой находится предприятие (в части
реализации данного проекта): «один продавец
– один покупатель». Учитывая это, предприятию
в настоящее время нет необходимости разрабатывать
специальные маркетинговые программы.
Единственным необходимым моментом является
заключение долгосрочного договора на
оказание услуг с вещателем, который будет
гарантировать работу предприятия на
этом рынке в долгосрочной перспективе.
Возможные варианты действий
предприятия в области ценообразования,
как уже отмечалось выше, жестко
ограничены сегодня деятельностью государственных антимонопольных органов
(Федеральная служба по тарифам). Однако
всегда нужно быть готовым к тому, что
Государство в любой момент может снять
тарифные ограничения в этой сфере, и тогда
РТПЦ окажется перед реальной необходимостью
разрабатывать собственную политику ценообразования,
основываясь на современных научных методиках
маркетинга.
Раздел 5. Прогноз объемов продаж.
В нашем случае достаточно
просто определить прогнозируемый объем
продаж, поскольку традиционно каждая телекомпания
планирует объем вещания на год вперед.
Заявленный и утвержденный объем вещания
телеканала «Культура» на 2005 год с разбивкой
по кварталам приведен в таблице 2. Он составляет
– 7230 часов в год. Этот объем является
гарантированным, т.е. по условиям договора
он не может быть меньше заявленного. В
случае превышения заявленного объема
загрузки телекомпания оплачивает время
работы по фактической загрузке.
Таблица 2.
Прогноз объема | |||||
№ | Период | Объем | Стоимость | Итого, | Итого |
1 | I кв. | 1 805,00 | 184,37 | | 392 689,66 |
2 | II кв. | 1 810,00 | 184,37 | | 393 777,45 |
3 | III кв. | 1 810,00 | 184,37 | | 393 777,45 |
4 | IV кв. | 1 805,00 | 184,37 | | 392 689,66 |
5 | За | | 184,37 | | |
Раздел 6. План производства.
Размещение телевизионного
передатчика для трансляции программы
«Культура» планируется на действующей
радиотелевизионной станции (РТС) в городе Козьмодемьянск, являющейся
структурным подразделением РТПЦ Республики
Марий Эл. Инвестиционных вложений и строительство
новых зданий и сооружений не требуется.
Имеющиеся производственные мощности:
Развлекательное ТВ и онлайн-платформы, выигравшие в аудитории на фоне самоизоляции, рискуют пострадать от кризиса на рекламном рынке и столкнуться с дефицитом контента, инвестиции в который приходится замораживать. Как очередной кризис собирается пережить «СТС Медиа» (каналы СТС, «Домашний», «Че» и др.) и почему инвестиции интернет-платформ создают перегрев в производстве сериалов, “Ъ” рассказал гендиректор холдинга Вячеслав Муругов.
— Как телевидение переносит пандемию?
— Когда наблюдаешь, как схлопываются целые отрасли, понимаешь, что телевидение в неплохой ситуации. С точки зрения смотрения оно только выиграло. Сейчас бахвалиться чем-то странно, но произошло чудо: вернулась молодежь 4–25 лет, из-за которой Total TVR (общий ТВ-рейтинг.— “Ъ”) и падал. За счет этих зрителей смотрение выросло более чем на 30%.
— В прежние кризисы телеканалы снижали закупочные цены на контент и число премьер, и, как следствие, интерес к ТВ несколько падал. В этот раз будет так же?
— Развлекательное ТВ имеет преимущество, которое помогало в 2008 и 2014 годах,— у нас есть повторяемый контент.
Даже в лучшие времена сетки строились на многочисленных повторах в дневное время.
Соответственно, инвестировать надо в форматы, которые можно повторять, скетчкомы и ситкомы, а сквозные сюжеты, скорее, подходят для онлайн-платформ. Одноразовые эксперименты, limited series (сериал с ограниченным числом серий.— “Ъ”),— усилия те же, а отработает продукт, может быть, разок, и до другого надо еще дожить.
— «СТС Медиа» останавливал съемки в связи с пандемией?
— Ряд шоу пришлось остановить. Весна и лето — разгар съемочного процесса на любом канале, и мы надеемся, что к середине—концу лета съемки возобновятся. Это небольшая проблема, так как есть возможность пересмотреть программирование на осень. Остальное лежит в зоне экономики. Мы не понимаем, что нас ждет осенью, всю страну и мир.
— Какой план действий у вас?
— Некоторые премьеры сдвинуть на осень, пересмотреть маркетинговую кампанию. Мы встретили кризис на не самых плохих позициях и в рейтингах, и в доле рынка. Хорошо закончили прошлый год: рынок телерекламы снизился на 6%, а у «СТС Медиа» выручка выросла. Но впереди нас ждет период неопределенности.
— Если сейчас вы свернете производство, надолго хватит имеющегося контента?
— На год. И мы думаем, что все-таки за год все закончится. У нас уже выходят шоу, снятые в условиях самоизоляции,— новые выпуски «Кино в деталях», «Рогов дома». Научимся снимать в любых условиях, подстроимся. Мы ищем варианты, чтобы завершить работу над сериалами, которые должны были выйти в продакшен этой весной.
— Как компания пересмотрела расходы?
— Финансовая дисциплина строжайшая. Понятно, нет никаких командировок. Построже в производственных бюджетах. Ставку делаем на проверенные компании, закупочные цены пока остаются на том же уровне. Но мы только в начале пути. В самых сложных ситуациях есть возможность уйти в повторы, задействовать кино и переждать эту ситуацию. Главное — не останавливать девелопмент. Деньги в сценарии и разработку новых идей продолжают инвестироваться. С откровенными экспериментами мы повременим. Но кризис стал катализатором идей, появились или эволюционировали новые форматы, например screenlife (формат, в котором действие происходит на экране компьютера или смартфона.— “Ъ”). Раньше казалось, что интернет давал фору мобильностью и трушностью контента. Теперь, оказалось, телевидение способно реагировать на новую реальность быстро, отбросив снобизм, и может общаться с аудиторией со скоростью интернета.
— Благодаря дорогостоящему кино от голливудских мейджоров, которое есть у СТС, но нет у ТНТ, СТС впервые за девять лет обошел конкурента по молодой аудитории. Насколько выигрыш в этой гонке экономически оправдан?
— Странная постановка вопроса. Когда один канал обходит другой, это всегда происходит за счет выбранной стратегии. Все эти девять лет на СТС шло то же самое кино, в таких же объемах, как сейчас. В 2017 году ТНТ отказался от мейджорского контента, сделал ставку на другие проекты, о чем публично заявлял. Отказались они, по их словам, потому что у них кино не работало в сетке так, как, в частности, на СТС. Ни с точки зрения рейтингов, ни с точки зрения экономической эффективности. Ну а у нас оно эффективно работает — почему? Их отказ дал возможность «Национальной медиа группе» (НМГ; контролирует «СТС Медиа», РЕН ТВ и др.— “Ъ”) развернуть стратегию на всю группу. Выиграл не только СТС, но и РЕН ТВ.
Я слышал эту утку, что якобы мейджорский контент — это дорого. Такая оценка непрофессиональна. Не так важно, сколько стоит контент, важнее, насколько он эффективно работает. Если с точки зрения маржинальности и рейтингов он нам выгоден, это экономически целесообразно, потому что позволяет достигать чемпионских финансовых показателей (их «СТС Медиа» не раскрывает.— “Ъ”). Тем не менее в 2019 году мы росли за счет собственных сериалов и шоу. Кинолинейка 2019 года практически не дала роста аудитории, а контент собственного производства дал рост на 30% и выше, что и позволило нам выйти на первое место по нашей аудитории 10–45 лет и аудитории 14–44 лет (по ней продает рекламу ТНТ.— “Ъ”).
— То есть ваша сетка с приобретением самого большого пакета зарубежного кино не подорожала?
— Несмотря на определенные мифы, это экономически выгодно и является страховочным тросом. Имея кинопакет, мы можем быть гибкими в сетке в плане премьер. Например, вхождение в лето после майских: можем себе позволить сдвинуть сериальные линейки на осень. У нас были большие планы на весну и осень, но ничего, планы подождут, нам есть чем перекрываться.
— Сроки сделок с киномейджорами небесконечные. Будут ли они продлеваться на новых условиях?
— Все наши сделки с мейджорами долгосрочные. Art Pictures Distribution, занимающаяся закупкой контента для всей НМГ, конечно, сейчас обсуждает сбалансированное решение для нас и партнеров с учетом ситуации.
— Что будет показывать СТС летом?
— Как и все практически каналы, летом уходим в повторы собственного контента. Хиты из золотой коллекции, нашей большой библиотеки сериалов и кино. Если бы кризис и пандемия случились пару лет назад, это было бы крайне болезненно для СТС. Сейчас мы подошли к пандемии с другим качеством команды, обросли людьми. За последние пару лет удалось сильно поправить ситуацию с источниками контента, пересобрать команду.
— Как СТС справился с уходом поставщика «Кухни» и других сериалов Yellow, Black & White к конкурентам? Кто теперь делает для вас контент?
— Это была, мягко говоря, непростая задача. Пришлось создавать креативную команду фактически заново. Был обновлен практически полностью менеджмент канала СТС, серьезные изменения прошли в холдинге. Пришли новые продюсеры, усилилась маркетинговая команда. Наш постоянный партнер Art Pictures Vision породил продолжение «Кухни», в периметр «НМГ Студии» вошли компании Keystone Production, «АМиК», Star Media, Metrafilms.
— Несколько продюсеров перешли к вам с ТНТ: Сергей Светлаков и Александр Незлобин два года назад, затем Михаил Галустян. Лица с другого канала востребованы вашей аудиторией?
— Это невероятно крутое приобретение с точки зрения лиц и креативности. Когда люди с хорошей кармой, энергетикой, креативом собираются вместе на мозговые штурмы, проводят какую-то репризу, мы не вычленяем, кто конкретно что произнес, потому что все создали эту атмосферу. Совокупно Светлаков, Незлобин и Галустян изменили восприятие аудитории. И люди, и проекты дали результат вместе, я очень дорожу каждым.
— По итогам прошлого года самый успешный проект СТС — «Форт Боярд», который снимается во Франции. Выйдет ли осенью его продолжение?
— Не могу сказать: неясно, когда Франция откроется.
— Планируете ли возрождать другие проекты и форматы из 1990-х и 2000-х?
— Шоу должно быть востребовано. Не то чтобы давайте срочно «Белый попугай» повторим. Вечных форматов немного. Например, в драматургии есть история Золушки, которая работает во все времена. Но у нас в стране быстро меняется вкус людей, может, поэтому менеджеры каналов так радикально уходят от прежних форматов и забывают их. Важно все же открывать новые шоу.
— Рекламные поступления на ТВ существенно снизились. Рекламодатели придерживают деньги за уже вышедшие кампании и переносят рекламу на осень. Ощущает ли это «СТС Медиа»?
— В первом квартале Национальный рекламный альянс показал хороший результат. Как будет дальше, мы не знаем, но в любом случае экономику надо будет восстанавливать, люди должны знать, что у кого покупать. В такой ситуации можно в ручном режиме регулировать стоимость и качество сетки. Посмотрим, какую стратегию выберут другие каналы.
— А какие еще могут быть стратегии?
— Простейшая — уйти в повторы до конца года и ничего не тратить. Или вдвое сократить количество премьерных часов. Может, более дорогое кино внутри кинопакета будет распределено в следующий год. Конкуренты тоже не идиоты, они в такой же ситуации находятся. Мы на то и менеджмент, чтобы принимать решения. Сейчас время для неожиданных решений. Например, коллаборация телеканалов и онлайн-платформ. Наш главный интернет-партнер — more.tv (входит в НМГ.— “Ъ”), но мы разговариваем и с другими игроками, ivi и Okko, о совместных проектах. На онлайн-платформы перенеслась премьера нашего фильма «Спутник».
— Со «Спутником» ситуация особая: бюджет меньше 200 млн руб., а не 950 млн, как, например, у «Вторжения» тех же создателей, картину три раза субсидировал Фонд кино, так что продюсеры застрахованы от серьезных убытков. Другие российские продюсеры просто не могут себе позволить выпускать кино в интернете.
— Все основные хиты последних лет выходят при поддержке Фонда кино, но этих денег не хватает, и вкладываются частные инвесторы. Такова экономика кинохита в России. Начиная прокат в онлайн-среде, мы создали прецедент. Это вынужденный эксперимент, и «Спутник» — идеальный фильм для него. Если экономика будет позволять, то и другие продюсеры могут последовать за нами. Но мы не призываем всех перейти в онлайн. Мы поддерживаем усилия Ассоциации продюсеров кино и ТВ и Минкульта в части поддержки кинотеатральной индустрии, которая лежит в руинах. С другой стороны, в сложной ситуации оказались производственные компании.
От кинотеатральных сетей сформированы значительные долги еще за новогодний прокат, никак не связанный с коронавирусом.
То есть сети забрали себе деньги правообладателей и истратили в своих целях, лишив многие производственные компании средств к существованию.
— Все интернет-платформы заявляют о притоке аудитории, пока показывают контент бесплатно в расчете на будущий рост подписчиков. Но у людей снижаются доходы, вряд ли они станут оплачивать сразу пять подписок. Как эти сервисы будут делить одного зрителя?
— Безусловно, игроков больше, чем нужно. Не исключаю, что появятся еще. Сейчас платформы открыли двери бесплатно, народ туда хлынул. Но закончатся кризис и режим самоизоляции — аудитория может так же уйти. На первый план выйдут бизнес-показатели, ведь бизнес измеряется не эффектными маркетинговыми мероприятиями и хайпом. Контент, которому радуется аудитория «Фейсбука», придется разворачивать в сторону массовой аудитории. Возможно, кто-то кого-то купит. Какие-то сервисы могут схлопнуться. У таких платформ, как more.tv, Premier, Okko, «Кинопоиск HD», больше шансов пройти сложный период, так как они часть больших экосистем и у них более устойчивая экономика. Остальным нужно искать свои решения. Контент устаревает, важны люди, которые способны его на потоке производить.
— Скоро ли у more.tv появятся оригинальные проекты?
— Оригинальный контент на more.tv выходил и выходит. Например, «Трудные подростки», тот же «Спутник». Другое дело, что весной—летом должен был случиться массированный запуск производства для more.tv, и по понятным причинам мы его сдвигаем. До пандемии у more.tv были планы выпустить семь премьер в этом году, десять-двенадцать — в следующем, выходя, таким образом, на одну премьеру в месяц. Ситуация с пандемией влияет на эти планы. На разной стадии производства сразу несколько проектов: «Чики» с Ириной Горбачевой, первый режиссерский сериал Федора Бондарчука «Псих», сериал Романа Прыгунова «Happy End». Илья Куликов делает для нас «Регби» и «Братьев», Дмитрий Дьяченко — «Готовы на все», Антон Федотов — «Наследников».
— Производство сериалов для интернет-платформ дороже, чем для эфира?
— Зачастую для интернет-платформ требуется больше усилий и инвестиций, ведь это стартапы, для них среда и бизнес-модель еще не сформированы. Например, невероятно концептуальный проект с набором актеров и режиссером класса А может быть сам по себе экономически не очень выгодным, но с точки зрения маркетингового эффекта и трафика экономика хита начинает работать. Но креативный рынок контента значительно вырос за счет платформ, которые вбрасывали огромные деньги, в моменте совершенно неоправданные. Нынешний кризис — это проверка бизнес-моделей, которые были в этих компаниях. Год назад заключенные сделки с режиссерами могут стать непосильной ношей для тех, кто их заключал.
— Какая бизнес-модель для онлайн-видеосервисов кажется оптимальной сейчас?
— Я часто слышу: готовы посмотреть сериал, но ради этого не готовы подписаться. Ни одна платформа в одиночку сегодня не отвечает аппетиту зрителя: чтобы быть счастливым, надо подписаться на все. Должна быть гибкая модель дистрибуции контента, сочетающая AVOD (просмотр с рекламой.— “Ъ”), SVOD (просмотр по подписке.— “Ъ”), TVOD (аренда фильма.— “Ъ”).
При этом никто не знает экономики друг друга, работает только маркетинг: кто лучше о себе рассказал. Анализировать успех по маркетинговым мероприятиям некорректно, а реальную экономику платформ мы не знаем.
Иногда люди радостно рассказывают про свои доли аудитории, и в сумме получается что-то вроде 146%.
Сейчас, если сложить хвастовство всех сервисов, получится, что все наши платформы смотрят 110 млн человек. Но это же не так. Было бы правильно сделать рынок более прозрачным, запустить систему, подобную ЕАИС в кино.
— Зачем медиахолдингам эта игра вслепую, если рынок непрозрачен, а перспективы возврата инвестиций непонятны?
— В нее надо играть, иначе можно остаться за бортом. Телевизионный бизнес должен открывать новые контакты с аудиторией, это самое важное, все бьются за них. Но сказать сейчас, что платформы — это инвестиционный проект и в этом ужасе надо все схлопнуть, нельзя. Наоборот, нужно действовать и развивать альтернативное смотрение, потому что телевидение эволюционирует, а вирус только ускоряет этот процесс.
— «НМГ Студия», которую вы возглавляете, меняет планы по производству кино? Сколько проектов было у вас на столе до пандемии, что с ними происходит?
— Проекты, которые находились в съемочном процессе, приостановлены. Мы в непростой ситуации работаем над сохранением инвестиций в девелопмент по всем направлениям, включая кино, сериалы для ТВ и онлайн-среды, анимационные проекты, и заканчиваем постпродакшен по ряду премьер, в том числе для more.tv.
— Какого эффекта вы ждете от законопроекта, обязывающего видеосервисы работать с единым поставщиком телеконтента «Витриной ТВ»? Они против того, чтобы в обязательном порядке работать через плеер одной компании.
— До запуска проекта у СТС не было стриминга в интернете. Сейчас количество просмотров выросло до 15 млн в месяц, мы получаем все данные о смотрении и эффективно монетизируем продукт. А против «Витрины» в основном пираты или компании, не желающие выполнять законные требования правообладателей, и их осталось не так много.
Интервью взяла Анна Афанасьева
Муругов Вячеслав Александрович
Личное дело
Родился 26 января 1969 года в Новосибирске. В 1986 году окончил Тверское (Калининское) суворовское училище, в 1991 году — Пензенское высшее артиллерийское инженерное училище. В 2016 году прошел Высшие курсы сценаристов и режиссеров.
С 1997 года работал на телеканалах ОРТ и РТР. Был автором в телевизионных программах «Утренняя почта», «Песня года», «Армейский магазин» и других. С 1999 по 2005 год работал продюсером развлекательных программ телеканала «Югра», а затем телеканала REN-TV.
В 2004 году возглавил совет директоров продюсерского центра ЛЕАН-М, был его соучредителем и креативным продюсером. В 2005 году начал работать в «СТС Медиа» в качестве директора департамента производства телевизионных сериалов СТС, в 2007 году стал исполнительным продюсером. С 2008 по 2014 год занимал посты гендиректора СТС и генпродюсера холдинга «СТС Медиа». В 2015 году был назначен советником гендиректора «СТС Медиа», в том же году стал совладельцем производителя телевизионного контента компании Art Pictures Vision. С 2016 года — гендиректор «СТС Медиа» и телеканала СТС. С 2019 года — заместитель гендиректора «Национальной Медиа Группы» по развлекательному вещанию, президент «НМГ Студии».
«СТС Медиа»
Company profile
Холдинг StoryFirst Communications основан в 1989 году американцем Питером Герви. Компания начала телевизионное вещание в 1994 году, транслируя передачи со станции в Санкт-Петербурге на ряд российских городов. В 1996 году был запущен национальный телеканал СТС, осуществляющий спутниковое вещание из Москвы. В 2004 году в ходе подготовки к IPO холдинг был переименован в «СТС Медиа».
Сегодня холдинг управляет пятью телевизионными каналами в России: СТС, «Домашний», «Че!», «СТС Love» и «CTC Kids», «31 каналом» в Казахстане и международной версией канала «Перец». Также СТС доступен в странах СНГ, в Прибалтике и других странах Европы, в Северной Америке, Грузии, Израиле, ОАЭ, Монголии, Австралии. «СТС Медиа» также владеет рядом цифровых развлекательных медиаактивов: videomore.ru, ctc.ru, domashniy.ru, chetv.ru, ctclove.ru, Caramba TV. Компании также принадлежат все права на бренд «Три кота». Собственники компании с 2018 года — «Национальная Медиа Группа» и банк ВТБ. Собственный капитал компании по состоянию на март 2020 года оценивается в 4,2 млрд руб., чистая прибыль — 715 млн руб.