Бизнес план на open air
Итак, давайте по порядку… Open-air (опен эйр) — это вечеринка на открытом воздухе. Последнее время эти мероприятия пользуются все бОльшей популярностью. Выехать на выходные за город — природа, хорошая компания, активный отдых, танцы всю ночь напролет. В итоге — море впечатлений! Но как сделать так, чтобы Ваш опен эйр прошел на все 100%? Как организовать подобных отдых на природе?Какие нюансы в организации open air? На эти ( и не только) вопросы мы постараемся дать ответы в этой статье.
Если у Вас нет опыта проведения опен эйров, то не беритесь сразу за крупный проект. Начните с малых тусовок, на которых Вы можете набить шишки, опробовать разичные схемы управления приглашенными людьми, отработать организационные моменты. Замахиваться сразу на опен эйр в 1000 человек — идея рискованная.
С чего начать?
Концепция open-air
Для себя выделите главное — ЗАЧЕМ open-air будет проводиться, в чем будет его изюминка, чем Вы привлечете людей. Обычные танцы под луной уже не прокатывают. Людям интересны интерактивные шоу и тематические программы. Об этом надо задуматься в первую очередь, потому что именно от этого будет зависеть выбор ведущего, артистов, оформления и в итоге бюджет.
План мероприятия
Далее надо составить подробный план мероприятия, по возможности с временными рамками: время заезда, размещение и обустройство, во сколько приедут артисты, сколько будет идти их программа, время выступленияя диджеев и т.д. Естественно, что этот план будет постоянно меняться и обновляться, но это упорядочит процесс подготовки к опен эйру.
Создание бизнес-модели
После того как Вы придумали тематику и идею своего опен-эйра, составили примерный план мероприятия, пора садиться за создание бизнес-модели (бизнес-план). 2000 человек это много… это люди, которые хотят пить, есть, ходить в туалет, иногда спать. Попробуйте представить, что Вы гость на опен-эйре, чтобы Вы хотели съесть, выпить, как отдохнуть, развлечься, пойти и т.д. Распишите все потребности на листе бумаги и рядом — как решается каждая задача. Далее — определяем стоимость билетов, стоимость услуг и стоимость продаваемых напитков/еды/воды/шариков и т.п. Не забудьте также расписать расходные статьи: откаты администрации, оплата охраны, оплата услуг прокатной компании (звук/свет/сцена), различные расходные материалы. Главное сделать это максимально подробно. А теперь самое прикольное — вычесть расходы из предполагаемой прибыли… осталось что-нибудь? ну тогда Вы успешный безмнесмен-ивентор! поехали дальше!
Выбор площадки
Один из самых основополагающих моментов — правильно выбрать площадку под предстоящее мероприятие. Помните, что Вам надо разместить запланированное количество гостей, автомобили приехавших, оставить место под сцену и танцпол, отделить место для активного и пассивного отдыха. Ну и конечно было бы неплохо, чтобы рядом были водоемы, причем достаточно крупные. Обращаю Ваше внимание на то, что обычно к июлю леса наши официально закрываются из-за пожароопасной обстановки, и надо будет согласовывать данный вопрос. Площадка выбрана? — Отлично! А теперь самый трудный шаг… согласовать запланированный опэн эйр с администрацией. Причем надо выбить именно письменное разрешение (предписание, постановление) мэра или муниципального образования. Для справки уточним, что можно выйти на руководство через отдел по делам молодежи и для начала проконсультироваться у них. На основе этого постановления перед Вами должны (по закону) открыться двери милиции, пожарной службы и медиков. Должны, но не обязаны!!! и даже если вдруг и выделят несколько милиционеров (хотя скорее всего скажут, что просто нет людей), то рвением к работе они отличаться не будут. Как вариант — обращение в частные охранные агентства, но это уже другие деньги (порядка 2000 р за ночь каждому охраннику).
Техническое обеспечение опен эйра
Пожалуй самая основная позиция. Обеспечить мероприятие звуком, светом, спецэффектами (всем тем, ради чего люди и собираются на опен-эйры) задача непростая и ответственная. Здесь по большому счету два варианта развития событий: либо приглашать команию, занимающуюся прокатом звукового и светового оборудования, либо купить оборудование в собственное пользование, если Вы занимаетесь (или планируете) организацией опен-эйра постоянно. Первый вариант хорош тем, что сложная техническая часть ложится на плечи профессионалов, таким образом Вы будете заниматься только своими организационными делами. С другой стороны — оплата аренды обобрудования в течение нескольких мероприятий выливается в довольно крупную сумму денег. Потому второй вариант выгоден для людей, которые занимаются опенами постоянно. Потратив деньги (пуская и много) один раз, за 5-6 мероприятий их можно отбить, а далее и получать прибыль с купленного оборудования.
Мы, в своей практике сталкиваемся с обоими вариантами — мы и даем оборудование в прокат, и занимаемся продажей оборудования. Для каждого обратившегося к нам человека выбираем оптимальный. Здесь очень понятная и открытая «экономика». Считается все быстро и просто — сранивается соотношение прибыль/затраты.
Звуковое оборудование
По-хорошему «количество» звука для улицы рассчитывается по количеству людей по простой формуле «30-40 Вт x 1 чел» (обращу ваше внимание, что это наш формульный вывод исходя из опыта работы, и предназачен для расчета звука именно на открытых площадках… помните, что если нужен клубный звук на улице — мощность звукоусилительного комплекса должна быть еще больше). Исходя из этого нужно выбирать комплект звукового оборудования. Если open-air проходит в формате «встреча старых друзей» и количество приглашенных составляет 100 человек, то вполне хватит 6-8 КВт. Если же это более крупная тусовка, то и звуковой комплект нужен соответствующий. Здесь очень много тонкостей и нюансов, которые должны решать только профессионалы. Звук — это колебание воздуха, которое можно абсолютно точно просчитать. Фразы «да этого хватит, мы так всегда работаем» не должны звучать в процессе обсуждения. Вообще для организаторов различных мероприятий стоит уже запомнить и уяснить для себя, что звук измеряется не в кВт («утюг тоже кВт, но не играет»), а в dB. Есть такое понятие как звуковое давление и зона равномерного покрытия. Очень часто при общении с заказчиками я провожу аналогию с автомобилями: наша «семерка» имеет объем двигателя 1,6л при 80 л.с., а корейская иномарочка типа kia при том же объеме выдает уже 127 л.с. Поэтому стоит выбирать не умозрительные «киловатты звука» (которые еще и по-разному посчитать можно), а систему звукоусиления, которая способна озвучить данную площадку. Также не стоит забывать про райдеры приглашенных артистов, заранее стоит обговорить какое звукотехническое оборудование им необходимо. Стоит уточнить какими моделями «вертушек» будут пользоваться диджеи, какие и сколько сценических мониторов необходимо.
Световое оборудование
Здесь все зависит от Вашей фантазии, вкуса и размера кошелька. Вообще все световое оборудование можно условно разделить на несколько групп: заливной, сканирующий, полного вращения (головы). Никто не запомнит концерт или выступление диджея, если действо проходило на еле-еле освещенной сцене, где моргала пара диодных китайских фонариков. Световое шоу — относится к разряду запоминающихся, поэтому не стоит экономить на этом. Зритель здесь очень просто выбирает — «красиво или НЕ красиво». Если не красиво, то это событие и не отложится в памяти, а значит вы потеряли возможного постоянного клиента. Не стоит забывать о спецэффектах, которые несомнено добавят драйва в любую вечеринку: дым-машина, генератор мыльных пузырей, генератор снега, генератор пены и др. Здесь также есть много тонкостей… Так например, очень внимательно надо отнестись к лазерным системам, которые обычно имеют высокий класс опасности. От вашего внимания зависит здоровье посетителей мероприятия.
Сценические конструкции
Выступающие диджеи и артисты будут выгоднее смотреться на сцене, это бесспорно. Поскольку вечеринка проходит на открытом воздухе и природа может подкинуть любой сюрприз обратите внимание на наличие тентовой крыши у заказанных Вами сценических конструкций. Акустическая система тоже не любит дождик, поэтому стоит предусмотреть водонепроницаемые накидки. На худой конец можно использовать торговые палатки для защиты от осадков, но смотреться это будет уже на порядок ниже.
Электроснабжение
Самое первое и самое важное!!!! — ЗАЗЕМЛЕНИЕ — Оно должно быть обязательно и исправно функционировать. Как вы понимаете, на уличных мероприятиях обычно используются генераторы. Если вы заказываете звук/свет в прокатной компаний, то лучше всего и заказать у них же генераторы. Так будет гораздо больше шансов на стабильную работу. Да и отмазаться, «мол, напряжение скакало, поэтому звук плавал, а фонари светили тускло», уже не особо получится ))) Если же вы используете свои генераторы и электростанции, то надо заранее просчитать всех потребителей электричества, сделать надо это тщательно и с запасиком. Лишь потом уже отправляться на поиски нужной «тарахтелки»
Питание
Имейте ввиду, что если Вы планируете продажи съестного, приготовляемого на месте, нужен человек (у лучше юридическое лицо), имеющий лицензию на это. И даже если просто сникерсами барыжить, должен быть человек, имеющий лицензию на выездную продажу продуктов питания. Такая же песня и с продажей алкоголя — наличие лицензии обязательно, иначе не миновать проблем в органами правопорядка. Про то, что у продавцов должны быть на руках при себе медицицинские книжки с соответствующими отметками, я вообще молчу. Но помните, что помимо алкоголя людям нужна и просто питьевая вода и техническая вода. И если кол-во людей переваливает за тысячу, то и воды/еды/алкоголя надо соответствующее кол-во.
Артисты, музыканты, диджеи, ведущие на опен-эйр
Артисты и музыканты — люди творческие и непредсказуемые. Конечно, хорошо пользоваться услугами уже проверенных людей. Сейчас существует много форумов, где люди обсуждают прошедшие опен-эйры и делятся своими впечатлениями и мнением. Обратите внимание на эти отзывы… ведь пьяный в хлам диджей к концу вечера Вам не нужен. Само собой выбор приглашенных «звезд» ложится на плечи организаторов.
Прочитали? — Перечитайте еще раз и подумайте, потянете ли Вы такое в роли организатора?
Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с разрешения автора
Проливной дождь. В автомобиле на краю поля, залитого водой, сидит человек и грустно взирает на машины со сценическим оборудованием, которые месят шинами размытую землю. «Я приехал дня за три на площадку, — вспоминает Андрей Матвеев, гендиректор и совладелец компании C.A.T., организатора фестиваля «Нашествие». — На поле не было ни одной травинки, грязища. Только военные грузовики могли подвозить продукты питания и напитки в торговые точки фестиваля». Тем не менее «Нашествие-2008» в Тверской области прошло успешно. Несмотря на рост цены билетов в три раза, до 1000 рублей, на фестиваль приехало рекордное количество зрителей — более 80 000 человек. Рекорд с тех пор неоднократно был побит, однако до сих пор «Нашествие» — крупнейший по количеству зрителей и бюджету российский музыкальный фестиваль — балансирует на грани рентабельности. C.A.T. уже три года сотрудничает с Министерством обороны России, но, как уверяет Матвеев, не получает ни рубля бюджетных денег. Фестивальное направление для компании было и остается дотационным: раньше подготовка «Нашествия» финансировалась за счет рекламных контрактов, сейчас — за счет доходов C.A.T. от проведения выставок. Почему этот странный бизнес продолжает функционировать?
Договорные отношения
«Нашествие» появилось в жизни Матвеева в 2000 году, когда компания Live Sound Agency, где он работал, решила попробовать силы в организации концертов. В 1990-е Live Sound, зарабатывавшая на сдаче в аренду звукового оборудования, стала одной из крупнейших в своем сегменте в России. Ее основатель Юрий Соколов и управляющий директор Андрей Матвеев познакомились со многими известными артистами и объездили всю страну. А опыт продажи билетов у Матвеева уже имелся. Будучи студентом, он в конце 1980-х организовывал знаменитую в то время «Дискотеку МАИ». «Мы ничего не отдавали вузу, начальство нами не интересовалось. Билет стоил три, затем пять рублей. А продавали мы по 1000 билетов», — рассказывает предприниматель.
Первое «Нашествие» устроил в 1999 году в московском ДК Горбунова создатель и генеральный продюсер «Нашего радио» Михаил Козырев. Подрядчиком была продюсерская корпорация «Райс Лис’С», проводившая «Максидромы» в спорткомплексе «Олимпийский», Матвеев и Соколов обеспечивали звук и свет. По поводу того, кто придумал вывести фестиваль на улицу, существует две гипотезы. Согласно одной, инициатива исходила от Владимира Месхи из «Райс Лис’С». По другой — идею предложил Козырев. В любом случае велосипед никто не изобретал: «Нашествие», поясняет Матвеев, смоделировано по образцу британского Glastonbury — существующего с 1970-х мультиформатного фестиваля, ядром которого является рок-музыка.
На «Нашествие-2000» в подмосковном Раменском позвали Земфиру, «Короля и Шута», «Чайф», «Агату Кристи», Гарика Сукачева и других рок-звезд. «Наше радио» рассматривало фестиваль как собственное «промо» и работало с артистами по бартеру: они выступали без гонорара, а радиостанция крутила их песни. Тем не менее первый фестиваль на открытом воздухе для Матвеева и Соколова закончился финансовым провалом.
Но двухдневное «Нашествие-2002» в том же Раменском было совсем не похоже на первое. Погода благоприятствовала, билеты стоили 150 рублей, поэтому посетители уезжали ночевать домой и возвращались, оплачивая вход заново. «Мы все пиво продали, все сувениры, всю еду. Эмоционально это была пиковая история», — с удовольствием вспоминает Андрей Матвеев. По подсчетам Forbes, выручка фестиваля только от реализации билетов составила 30 млн рублей. Матвеев эту цифру не подтверждает и не опровергает.
До середины 2000-х его договоренности с «Нашим радио» фактически были устными. Никаких отчислений или роялти за пользование брендом станция не просила. Но возникли проблемы другого порядка — с региональными властями. Незадолго до предполагаемого открытия «Нашествия-2003» произошел теракт на фестивале «Крылья». По словам Матвеева, со стороны подмосковного губернатора Бориса Громова «Нашествию» был поставлен заслон: «Мы пытались на него выйти, Немцов за нас просил, находили соседей Громова по даче, ничего не получалось». В результате фестиваль в эфире «Нашего радио» провел Михаил Козырев.
Решить вопрос с площадкой удалось благодаря кандидату в губернаторы Тверской области Дмитрию Зеленину, для которого Матвеев организовывал предвыборный тур. Став главой области, Зеленин пригласил «Нашествие» в поселок Эммаус. Хотя у организатора появились контракты с потребительскими брендами, фестиваль при объеме затрат порядка $1 млн приносил не более $100 000 прибыли. По словам Матвеева, он хорошо зарабатывал на ивентах для потребительских брендов, так что мог себе позволить «угореть» на фестивале. И тут в историю вмешался собственник «Нашего радио».
Развод и мир
В феврале 2005 года холдинг News Media объявил об увольнении Михаила Козырева с должности генерального продюсера. «Нашествие-2005» прошло по прежней схеме, но затем устные договоренности Матвеева с «Нашим радио» об организации фестиваля полетели в тартарары. «Всем казалось что мы слишком много зарабатываем. Нас слили, но, с другой стороны, и формальных договоренностей никаких не было», — с сожалением вспоминает предприниматель.
Фестиваль раздвоился. Матвеев с партнерами организовал «Эммаус» со схожим составом участников. Предпринимателю впервые пришлось платить рокерам за появление именно на его фестивале — от $5000 молодому артисту до $30 000 звезде. Фактически случилась ценовая война с «Нашим радио», который делал «Нашествие» в Рязанской области самостоятельно с разницей в две недели.
На «Эммаус-2006» было продано всего 4000 билетов. Убыток составил серьезную для компании Матвеева сумму $300 000. «Оказалось, что мы как организаторы никому не известны и не нужны, — признается предприниматель. — Эммаус не Мекка, зрителю нужны «Наше радио» и «Нашествие». Притом что артисты у нас были одни и те же». «Эммаус» он устраивал вместе с Леонидом Ландой, выходцем из «Райс Лис’С», одним из своих нынешних партнеров.
«Нашему радио», впрочем тоже не повезло. Лил дождь, зрителей было очень много, организация была плохая, и все это обернулось массовыми претензиями посетителей. Следующее «Нашествие» планировали провести во Владимирской области и отменили. Как сообщалось, из-за организационных проблем.
Стороны понимали, что все в убытке и кто-то должен сделать первый шаг. В декабре 2007 года Матвеев пришел на «Наше радио» мириться. В результате он заключил с радиостанцией лицензионное соглашение, включавшее фиксированный платеж за бренд «Нашествие» (несколько миллионов рублей) и процент от спонсорских взносов. Но контрактов со спонсорами у C.A.T. (новой компании Матвеева) набралось всего на 3 млн рублей. И тут наступил момент истины. Андрей Матвеев обнаружил, что публика едет на «Нашествие», несмотря на плохую погоду и дорогие билеты, выручка от продажи которых, по подсчетам Forbes, превысила 80 млн рублей. Трехдневный фестиваль, по словам бизнесмена, принес хоть и не существенную, но прибыль.
«Успех любого из московских фестивалей зависит от хедлайнеров. За исключением «Нашествия», — комментирует Юрий Сапрыкин, бывший шеф-редактор компании «Рамблер-Афиша» и креативный директор «Пикника Афиши». — Там абсолютно лояльная аудитория, десятки тысяч людей готовы ехать на «Нашествие», поскольку уверены, что там будет выступать кто надо». Зрительская лояльность росла, но интерес спонсоров, на-оборот, снижался. В кризис 2008 года крупные компании порезали бюджеты на маркетинг. А когда деловая активность восстановилась, ситуация не улучшилась.
Бухгалтерия фестивалей
«Наше сотрудничество с «Нашествием» продолжалось не один год. В условиях жестких запретов в области рекламы, нам эта история была интересна, — объясняет Константин Тамиров, директор по маркетингу ОАО «САН ИнБев» (бренд пива «Клинское»). — Однако мы не стоим на месте, постоянно ищем новые формы взаимодействия с целевой аудиторией. В последнее время большее значение приобретают электронные формы коммуникации».
Представитель Coca Cola Владимир Кравцов говорит, что компания ранее поставляла свои напитки на «Нашествие», но предложений о спонсорстве не получала и собственную инициативу не проявляла. «Мы стараемся поддерживать проекты, где люди отдыхают от городской суеты в спокойной обстановке, — замечает он. — На «Нашествии» основной фокус — музыка, хедлайнеры. Обстановка эмоционально загруженная, так что там довольно сложно проводить любые промоакции. Когда-то Sprite выпускал диски с российским роком. Но БГ, «Кино» и Шевчук остались в поколении людей, которым сейчас за 40, а целевая аудитория Coca Cola — 18–25 лет».
Андрей Матвеев не спорит, что аудитория «Нашествия» взрослеет и стареет, но пытается отстоять ее ценность: «Аудитория «Нашего радио» — мужчины 35+. Некоторым рекламодателям она кажется маргинальной. Да, люди приезжают расслабиться, они умеют отдыхать, но это уже не те толпы пьяных панков, которые ездили на «Нашествие» в 2005 году. Сейчас аудитория возрастная. Да, они отрываются, но это выглядит ничуть не хуже новогодней ночи». В 2013 году «Нашествие» посетили 150 000 человек, в 2014 году — 165 000. Тем не менее гендиректор C.A.T. констатирует: со спонсорами в последние годы стало совсем плохо.
Доходы «Нашествия» примерно на 75% формируются из продаж билетов, на 15% — из спонсорских контрактов и на 10% — из платежей за аренду мест под парковку, палаток и точек по продаже сувениров и напитков. В позапрошлом году выручка C.A.T. достигла 1 млрд рублей, половину принесли фестивали, половину — сольные концерты и гастроли. Помимо «Нашествия» Матвеев с партнерами с 2010 года проводит еще и «Доброфест» — он стал рентабельным только сейчас. Но в 2014 году и общая выручка компании, и доход от фестивалей (у компании есть еще разовые проекты) сократились вдвое.
Отсроченная рентабельность
Что вообще происходит на российском рынке музыкальных опен-эйров? «Усадьба Jazz» входит в число самых посещаемых фестивалей и при этом едва сводит концы с концами. Выручка двухдневного июньского фестиваля в 2015 году составила 40 млн рублей, из них две трети получены от продажи билетов, остальное — от спонсоров. Организатор — агентство ArtMania — рассчитывал на субсидию от департамента культуры Москвы в размере 20 млн рублей, но не дождался ее и получил в итоге 2 млн рублей убытка. Вместо запланированных 40 000 билетов было продано всего 12 000. «В 2012 году мы ушли в минус и год жили в кредит, а долг отдали только в следующем году, — откровенничает Мария Семушкина, генеральный директор и основатель ArtMania (агентство проводит несколько фестивалей джазовой и этнической музыки). — В прошлом году мы получили от «Усадьба Jazz» прибыль в размере 10 млн рублей, и это позволило нам дожить до зимы. Потом пришлось брать кредит и ждать лета».
Неясна ситуация с прибыльностью и «Пикника Афиши» (55 000 посетителей в 2008 году, около 40 000 — в последние годы). «Пикник Афиши» до сих пор никакой не бизнес и существует только потому, что является инструментом промоушена медийной компании, поэтому он может существовать с рентабельностью, близкой к нулю, — рассказал Forbes источник, знакомый с ситуацией в компании Rambler & Co, владеющей «Афишей». — Огромное количество людей, которые организуют фестиваль, целый год работают в структуре «Афиши». Планов сколотить на этом состояние нет и никогда не было».
Первый фестиваль электронной музыки Alfa Future People (организатор — Альфа-банк), прошедший в июле 2014 года на берегу Волги под Нижним Новгородом, окупился на 20%. Площадка готовилась для 50 000 гостей, приехало более 30 000 зрителей, что для абсолютно нового фестиваля было отличным результатом. «Фестиваль нужен и полезен банку сразу по нескольким причинам, — разъясняет Виктор Шкипин, директор по маркетингу Альфа-банка. — Мы всегда делали нестандартные проекты, которые остаются в памяти надолго, в отличие от обычной рекламы. Но Альфа-банк не был бы настоящим коммерческим банком, если бы не видел горизонт окупаемости любого своего проекта. Мы не стараемся отбить все затраты в первый или второй год. Мы крупный игрок и можем себе позволить работу на перспективу. Надеюсь, первая прибыль пойдет в 2017 году». Бюджет Alfa Future People — 2015 около $10 млн. Спонсорские контракты принесли $2 млн, продажа билетов — примерно $4 млн. Окупаемость — 60%.
На фестивальный бизнес в России влияют не только погода, настроение зрителей и планы артистов, но еще и административные решения. Большие музыкальные сборища выглядят подозрительными для местных властей. Подтверждение тому — история с фестивалем Kubana, который выгнали сначала с Кубани, затем из Калининградcкой области, и теперь он пытается закрепиться за границей, в Риге. Организаторы «Нашествия-2015» заручились поддержкой на самом высоком уровне.
Технические моменты
«В этом году нас поддерживают четыре министерства: Министерство культуры, Министерство внутренних дел — они присылают около 4000 сотрудников, которые будут обеспечивать порядок и безопасность зрителей, МЧС и Минобороны», — поведал на пресс-конференции «Нашествия-2015» Александр Школьник, президент «Мультимедиа Холдинга» (компания владеет «Нашим радио» с 2010 года).
МЧС впервые привезло в тверское Большое Завидово свою специализированную технику, Мин-обороны по традиции развернуло экспозицию военной техники — от исторических Т-34 и «Катюши» до новейшего зенитного комплекса «Панцирь-С». Как и прежде, были организованы мастер-классы от спецназа и эффектный парашютный десант.
Акцию «Вместе мы — сила!» компания C.A.T. проводит совместно с Министерством обороны с 2013 года. «Оппоненты говорят: «Нашествие» существует, потому что там стоят танки. Это смешно, глупость полная! — возмущается Андрей Матвеев. — Нас никто из властей не обязывал что-то делать. Присутствие Минобороны — наша инициатива. У меня образование авиационное, я был инициатором полетов пилотажных групп на «Нашествии» в 2009 году. Нам пришлось пройти круги ада — через знакомых в Госдуме писали письма в Минобороны, заплатили 3 млн рублей за керосин. И увидели, что военное шоу нравится аудитории».
Платить за керосин Матвееву больше не нужно (как он говорит, министерство само увидело в этом коррупционную составляющую). Патронат местных властей, продолжает он, заключается в лояльности и профессиональной работе администрации: фестиваль стал визитной карточкой Тверской области. «Нам всем в компании уже под 50 и больше, у каждого появились друзья, которые сейчас работают в МВД, Минобороны, в администрации Московской и Тверской областей. Мы получаем товарищескую поддержку, это не финансовые отношения», — поясняет гендиректор C.A.T.
Специально для «Нашествия-2015» РЖД продлила маршруты нескольких поездов и ввело дополнительные электрички до места проведения. Площадка фестиваля была расширена вдвое — до 200 га, чтобы принять около 180 000 гостей. Титульным спонсором и эксклюзивным поставщиком пива был бренд «Жигули», логотип которого на время объединили с логотипом «Нашествия». Как пояснили Forbes в «Московской пивоваренной компании», выпускающей «Жигули», сумма контракта в рублях — цифра с шестью нулями.
Бюджет мероприятия, по словам Матвеева, составил рекордные 150 млн рублей. Калькуляция доходов не составлена, и глава C.A.T. пока говорит о них сдержанно: «Может, это возраст, конечно, но постоянно в состоянии стресса находиться тяжело. Ладно бы это приносило хорошую прибыль. А выставку вы ставите — и вам никто не звонит, что кто-то сломал ногу на мероприятии, и полиция не требует срочно решить какой-то вопрос».
Организация выставок — новый источник дохода C.A.T. В феврале 2014 года компания открыла в Москве выставку «Титаник: как это было». Она продолжалась год и по выручке оказалась равной одному «Нашествию». Продав 200 000 билетов, Матвеев с партнерами получил прибыль около 20 млн рублей. В сентябре того же года он привез в Москву на пять месяцев международную выставку «Тайны тела». На днях Матвеев договорился с владельцами бренда World of tanks об организации тематического фестиваля с музейной и немузейной военной техникой — мероприятие пройдет этой осенью в Подмосковье.
«Многие большие фестивали — это гонка за хедлайнерами. Путь неперспективный, потому что артисты высокого уровня чрезвычайно дороги, их очень мало и рано или поздно они закончатся, — рассуждает Юрий Сапрыкин. — Гораздо лучше будут чувствовать себя фестивали, которые ловят аудиторию не только на крутость имен, но и на другие точки притяжения, например на психоделическое приключение, как у фестиваля Outline, или буржуазную парковую атмосферу, как у «Усадьбы Jazz». Ни собственного Glastonbury, ни Sonar мы в ближайшее время не получим, потому что нет ни профессиональных компаний, ни спонсоров, которые готовы были бы грохнуть на это необходимые деньги».
C.A.T., работающая с десятками знаменитостей, на самом деле не выглядит богатой компанией. Скромный офис в здании спорткомплекса «Олимпийский», железная входная дверь со звонком, простая мебель. Ее гендиректор не похож на преуспевающего промоутера — джинсы, сандалии и полное отсутствие понтов. Несмотря на стрессовую работу и невысокую доходность, фестивальный бизнес он пока не бросает. Собираясь на «Нашествие-2015», Андрей Матвеев замечает: «Мне уже все понятно, книга прочитана. Теперь фестиваль просто нужно правильно эксплуатировать».