Бизнес план на музыкальный проект
Конечно лучшим способом взобраться на вершину музыкального Олимпа является подписать контракт с «толковым» музыкальным лейблом. Но в наше время, когда ежедневно появляется сотни проектов и качественную запись сделать не составляет большого труда, заинтересовать слушателей и продюсеров свой музыкой все сложнее. Поэтому начинать всегда приходиться самому.
За свой небольшой опыт музыкального менеджмента понял, что без четкого и продуманного плана далеко не уедешь. Поэтому публикую пример маркетингового плана на ближайшие полгода для своего нового проекта. Думаю пригодиться для всех, кто хочет донести свою музыку кругу чуть более широкому, чем друзья и местная музыкальная тусовка.
Введение
Есть два музыкальных мира. Первый — это мир чистой музыки, состоящий из вдохновения, сочинения песен, репетиций, исполнения. Второй мир, играющий не менее важную роль в том случае, если вы действительно хотите, чтобы люди услышали вашу музыку – это музыкальный бизнес.
Даже простое произнесение этого словосочетания отталкивает многих людей. Есть в этом словосочетании что-то потенциально-оскорбительное — музыка, становящаяся товаром. Здесь есть какой-то привкус торгашества и предательства. Но в современном музыкальном мире мало быть просто талантливым артистом. Каждый день образовываются новые группы, выпускаются сотни новых песен и каждый считает свою музыку уникальной и неповторимой. Однако не все получают ответную реакцию публики, превосходящей по численности круг ближайших друзей.
Именно поэтому каждый творческий проект должен иметь четкий план реализации и я уверен, что есть способ объединить эти два мира, не занимаясь торгашеством, но в то же время, придерживаясь поставленных целей и намеченного плана.
Итак коротко о музыкальном маркетинге и его 4х основных Фронтах.
Первый Фронт — это Развитие артиста и продукта, и это единственный фронт, который подразделяется на две части — Развитие артиста, сконцентрированное на подготовке карьеры и Развитие продукта — отвечающее за создание и развитие музыки.
Затем идут:
- Второй Фронт: Промоушн (получение радиоэфиров);
- Третий Фронт: Паблисити (СМИ);
- Четвертый Фронт: Перфоманс (Поиск аудитории).
Последние три Фронта называются Демонстрационными Фронтами. Это означает, что добиться того, чтобы люди:
- услышали музыку — это задача планирования Промоушна;
- прочитали или услышали о музыке или об артисте — это задача планирования Паблисити;
- увидели живое выступление музыканта — это задача планирования Перфомансов (концертной деятельности).
Если все три Фронта хорошо скоординированы, то вся деятельность, в конечном счете, возвращается к Развитию продукта, которое занимается привлечением ваших слушателей к покупке или скачиванию музыки.
Все составляющие музыкального бизнеса взаимозависят друг от друга, то есть они заботятся друг о друге и необходимы друг другу, чтобы план музыкального маркетинга был успешно реализован.
План
Данный план подразумевает, что у группы уже есть готовый материал, которые они будут записывать. Останавливаться на данном вопросе подробно не буду, так как существует кучу статей по выбору звукозаписывающей студии, звукорежиссера для мастеринга и сведения записи. Все зависит от вашего бюджета и наличия знакомых в этой сфере.
План по развитию (промоушну) проекта «XXX» разбит на 5 основных этапов и рассчитан на 8 месяцев.
Каждый этап является последовательной ступенью в реализации жизненно важных позиция проекта и имеет определенную продолжительность во времени.
Четкое и своевременное выполнение каждого этапа должно привести к исполнению главной цели – сделать «XXX» узнаваемой группой на территории СНГ с возможностью организации масштабного тура до конца 2012 года, участие на джаз-фестивале в Коктебеле.(Здесь необходимо указать как можно больше конкретных целей, которые реально достижимы)
На таблице приведенной ниже дается расшифровка этапов и приблизительные сроки их исполнения.
№ | Этап | Основные действия | Сроки |
1 | Активная рекламная компания («первая волна») |
| январь-март |
2 | Подготовка к выходу альбома |
| февраль — март |
3 | Выход альбома |
| март |
4 | Гастрольная работа |
| апрель-май |
5 | Период становления группы |
| июнь-август |
Ну вот собственно и все. В следующей статье собираюсь выложить разъяснения по каждому пункту с более конкретной информацией и указанием полезных ссылок.
В заключении хочется отметить, что любой начинающий музыкант должен понимать, что ни о какой прибыли и доходах в данный период не может быть и речи. Только четко организованная работа и посвящение себя проекту целиком и полностью. Не стоит огорчаться из-за отсутствия огромного бюджета-если ваш материал действительно интересен, то обязательно найдутся люди, которые согласятся помочь вам на первых парах.
Ну конечно не забывайте о творчестве и вдохновении.
Любовь – наше все!
Спрос на частные образовательные учреждения растет с каждым днем, особенно в крупных городах нашей страны. Совсем недавно начали открываться и частные музыкальные школы, так как многие хотят отправить туда ребенка или желают посещать ее самостоятельно как хобби. Выбрав такой вид бизнеса, следует тщательно обдумать и обязательно составить бизнес-план музыкальной школы, чтобы просчитать наиболее важные моменты проекта. Этот пример поможет вам составить собственный бизнес-план.
Резюме
Благодаря популярности частных школ, курсов, секций и музыкальных учреждений иногда сами предприниматели задумываются над реализацией проектов маленьких и средних заведений. Для повышения спроса предлагаются узкопрофильные курсы. Примеры: обучение английскому языку, физико-математическая школа, школа с уклоном программирования или музыкальная школа, где ученики занимаются на качественных музыкальных инструментах с мотивированными и высококвалифицированными учителями.
Частная музыкальная школа – проект достаточно сложный, это пока еще в новинку предпринимателям. Важно прописать бизнес-план и продумать нюансы, чтобы получить доходность. Для этого обязательно нужен бизнес-план музыкальной школы с расчетами, где будут учтены все затраты, стоимость оборудования и аренды помещения.
Открыть частную музыкальную школу можно на первом этаже бывшего большого магазина или в государственном учреждении (помещение берем в аренду). Ценность такой школы – в высоком уровне и качестве обучения учеников игре на музыкальных инструментов.
Анализ рынка и определение целевой аудитории
Разрабатывая маркетинговый план, надо провести анализ рынка, определить целевую аудиторию, ее объем и спрос на конкретное направление музыкальных дисциплин.
Целевая аудитория – это, в первую очередь, родители детей с 7 до 14 лет (85-90%), взрослые люди, в основном, женщины 28-40 лет (10-15%).
Наиболее распространенные инструменты, обучение игре на которых имеет спрос:
- Фортепиано (45%).
- Скрипка (25%).
- Гитара (25%).
- Баян (аккордеон) (5%).
Необходимо просмотреть количество аналогичных школ в городе и выявить наиболее востребованные музыкальные направления, составить краткий SWOT-анализ конкурентов. В приоритете высококвалифицированные педагоги и месторасположение школы.
Критерии выбора частной музыкальной школы:
- Имидж школы.
- Уровень квалификации педагогов.
- Оборудование (состояние музыкальных инструментов).
- Близость к школе и дому.
- Цена занятий.
Месторасположение и аренда здания (помещения)
Месторасположение частной школы музыки напрямую влияет на ее посещаемость. Желательно подобрать помещение недалеко от школ, детских садов, лицеев.
Для школы музыки надо рассматривать просторные помещения, не менее 200-250 квадратов, где будет размещаться минимум 4 класса + учительская, санузел, хозпомещение, зал для выступлений площадью не менее 50 кв. м и небольшой холл (минимум 20 кв. м). В помещении должны быть окна, которые нужны для естественного освещения и позитивной атмосферы в школе. Нежелательно размещать школу на 4-5-м этаже, детям должно быть удобно подниматься в образовательное учреждения, как и добираться до него.
Цена аренды помещения в крупных мегаполисах находится в пределах 100 тыс. рублей за 1 кв. м, в более маленьких городах (но не менее 1 млн жителей) цена составляет около 20 тыс. руб. за 1 кв. м. Однако такие образовательные учреждения имеют некоторые скидки за большую площадь, плюс можно получить льготы и финансовую помощь от государства. Аренда помещения в государственном учреждении будет намного ниже, не более 7 тыс. руб. за 1 кв. м.
Инструменты и мебель
В приоритете для музыкальной школы будут, конечно же, качественные музыкальные инструменты. Это оборудование следует покупать в отличном состоянии и хорошей торговой марки, так как родители, приводя детей в частую школу, часто смотрят именно на это. Не рекомендуется покупать инструмент б/у по причине возможного износа и возникновения проблем с ним. Если через год работы придется делать повторную закупку инструментов, это негативно повлияет на доходность предприятия и принесет репутационные потери. Кроме того, в музыкальную школу надо приобрести мебель, а именно:
Наименование | Цена | Количество |
Пианино | 70 000 | 3 |
Скрипка | 5 000 | 3 |
Гитара | 5 000 | 3 |
Баян | 25 000 | 2 |
Стулья | 600 | 15 |
Диван (в холл) | 10 000 | 1 |
Стол для учителя | 5 000 | 12 |
Сантехника | 10 000 | 1 |
Хозтовары | 2 000 | – |
Стулья для зала | 500 | 20 |
Итого | 391 000 | 60 |
Затраты на музыкальные инструменты являются основной статьей расходов, однако они влияют на рентабельность вложений в проект.
Для старта частной музыкальной школы необходимо 2 пианино для 2-х классов и 1 инструмент для зала, по 2 скрипки для 2-х классов и одна для выступлений либо для педагога во время занятий, 1 баян для ученика и 1 инструмент для учителя. Далее следует смотреть по востребованности уроков и докупить необходимые инструменты.
Прежде чем устанавливать мебель и сразу приглашать учеников, инструменты надо обязательно настроить для качественной работы. Кроме того, этот процесс надо внести в график и не реже раза в полгода перенастраивать инструмент, особенно чувствительно к этому пианино.
Штат
Открыть частную школу без достойного уровня обучения можно, но вложения вряд ли окупятся даже за год. Скорее всего, к вам просто никто не придет. Гарантией качественного обучения является не только качественный инструмент, но и высококвалифицированные педагоги. К их квалификации клиенты предъявляют повышенные требования. Кроме того, в школе должны быть сотрудники, обеспечивающие порядок и дисциплину, а также ведение бухгалтерской отчетности.
Требуемый штат сотрудников:
Должность | ЗП | Количество единиц |
Заведующий(ая) | 40 000 | 1 |
Педагог | 30 000 | 4 |
Уборщик помещений | 15 000 | 2 |
Охранник (ночной) | 15 000 | 2 |
Бухгалтер (на полставки или удаленный) | 15 000 | 1 |
Итого | 235 | 10 |
Заведующий и педагоги работают по графику 6 дней в неделю с 9:00 до 18:00, уборщик помещений – с 14:00 до 18:00, охранник требуется в ночную смену – с 18:00 до 9.00. Бухгалтера будет вполне достаточно на период сдачи отчетов в налоговую службу, это не более 10 часов в месяц.
Регистрация
Зарегистрировать бизнес при открытии частной школы музыки следует как ООО. Для этого обязательно надо подать документы не позднее чем за 2 месяца до официального открытия.
Кроме того, необходимо получить разрешения от Роспотребнадзора, пожарной охраны и лицензию на ведение образовательной деятельности. Очень важна документация педагогов, а именно сертификат квалификации и опыта работы.
Маркетинг
Открывая музыкальную школу, необходимо разработать рекламную стратегию, особенно на период окупаемости учреждения. Она нужна и в случае высокой конкуренции аналогичных школ, и при отсутствии таковых. Это объясняется, в первом случае, борьбой за место в нише, во втором – привлечением учеников и их родителей к искусству и творчеству, ведь многие хотят, но боятся посещать частные школы. Создавая свой бренд, необходимо расположить потенциальных клиентов и предложить им то, от чего они не смогут отказаться. В любом случае обязателен маркетинговый анализ в начале разработки проекта, выявление потребностей, определение страхов родителей, а также возможностей и угроз развития школы в данном городе и при конкретных обстоятельствах.
От правильной стратегии маркетинга и выявления потребностей клиентов школы зависит ее прибыль и срок окупаемости затрат в процессе деятельности. Поэтому еще перед открытием школы необходимо оповестить о своем существовании весь район города, в котором будет находиться школа. Для этого надо:
- Провести опрос целевой аудитории (родителей с детьми 7-14 лет) как при полевом исследовании, так и на форумах и в группах в соцсетях.
- Побеседовать с администрацией школ города на предмет сотрудничества.
- Собрать сведения, сколько детей проживает в данном и близлежащих районах, чтобы сформировать примерный объем целевой аудитории.
Оформить входной фасад школы красивой большой табличкой, проинформировать людей об открытии учреждения. Это можно сделать следующими способами:
- Флаеры в почтовые ящики домов в районе.
- Раздача флаеров неподалеку от школы.
- Листовки в школах, детских садах (старших группах).
- 2 билборда (один в районе школы, другой в соседнем районе).
- Реклама в городских газетах.
На рекламу уйдет также немало расходов.
Ориентировочная смета:
Наименование мероприятия | Цена |
Флаеры в почтовые ящики | 5 000 |
Раздача флаеров около школы | 3 000 |
Листовки в образовательных учреждениях | 1 000 |
2 билборда (1 мес.) | 50 000 |
Реклама в газетах | 5 000 |
Итого | 67 000 |
Переменные траты
Не стоит забывать и о затратах на коммунальные платежи. Несмотря на то что музыкальные инструменты сами по себе незатратны, но надо освещать 200 кв. м и обогревать их – это выйдет не менее 20 тыс. руб. в мес. Необходимо потратиться на связь (телефонную и интернет). Это необходимо для мобильности и работы учителей – около 10 тыс. рублей.
Регистрация ООО потребует около 2 тыс. рублей, а лицензия зависит от города открытия частной музыкальной школы и количества открытых музыкальных классов. На данный момент можно сделать вывод, что вложения, инвестированные в проект частной музыкальной школы, составят минимум 712 000 + минимум 10 тыс./кв. м (20 000) = 732 000 + стоимость лицензии (не менее 5 тыс. рублей) и дополнительных затрат (100 тыс. рублей).
В итоге
Бизнес-идея открытия частной школы музыки достаточно рискованна, не очень прибыльна. По оценке экспертов, прибыль в среднем поднимается до цифры 25%. Однако сейчас имеет место спрос на частные школы с хорошими предложениями, и есть много свободного места в данной нише. Вполне реально создать свою школу и развить ее до сильных и конкурентоспособных масштабов, добиться положительного имиджа и с использованием маркетинговых инструментов привлекать учеников со всего города (если это мегаполис) или со всей области (если город среднего размера). Успех зависит от качества обучения и эффективного пиара школы.
Консультируя начинающих артистов и их представителей, я часто отвечаю на одни и те же вопросы и даю одни и те же рекомендации. В основном эти вопросы связаны с тем, что у людей просто отсутствует верное понимание механизмов работы шоу-бизнеса. Почти все они совершают одни и те же ошибки, которые со временем могут стать фатальными и обнулить все результаты проделанной работы. Данная статья призвана обезопасить первые шаги молодых исполнителей и их менеджмент от совершения критических промахов.
В первую очередь хочу поделиться самыми базовыми знаниями – на чём именно зарабатываются деньги в музыкальном деле. Самые серьёзные суммы заработка артистам и их инвесторам дают шоу-программы. Концерты и закрытые корпоративные мероприятия приносят от 50 000 рублей (в случае с малоизвестными артистами) до нескольких миллионов за каждое выступление. Таких выступлений при нормальной работе концертного директора или букинг-менеджера (так называют менеджера по продажам) может быть от 5 до 30 ежемесячно. Так мы вычисляем, что даже на начальных этапах (при наличии готовой концертной программы) исполнитель может зарабатывать на своих выступлениях довольно хорошие для нашей страны деньги. Инструментом монетизации, окупающим расходную часть на продвижение материала, является лицензирование музыки через дистрибьютор, паблишер или музыкальный лейбл. Об этом я детально расскажу в следующем абзаце, а сейчас ты узнаешь о том, как артисты зарабатывают на продаже рекламы. Когда ты видишь в аптеке «Тантум верде форте», ты вспоминаешь рекламу с Тимати? А знаешь, сколько ему за это заплатили? Ты, наверное, думаешь, что только крупным артистам платят за рекламу брендов? Конечно, если ты малоизвестный артист, тебе не предложат эксклюзивный пакет с участием в съёмках телевизионной рекламы продвигаемого бренда. Но вот тебе интересный пример: независимый артист Weel, не имеющий никакого продюсера или инвестора, продвигающийся исключительно за свой счёт, периодически делает рекламные интеграции на своих официальных страницах в социальных сетях. Это при том, что у него менее 5 тысяч подписчиков на YouTube, всего лишь 10 тысяч подписчиков в ВК, и не на много больше подписчиков в Instagram. Не так давно он рекламировал магазин одежды Black Star. Поэтому, если ты считаешь, что рекламу могут продавать только раскрученные звёзды – ты просто отмазываешься от работы. Сегодня за продакт плейсмент брендов в видеоклипах артисты получают семизначные гонорары. И даже малоизвестные исполнители могут полностью окупать свои расходы на съёмку клипов путём продажи рекламы. Тебе нужно только убедить рекламодателя, что твой клип увидит большое количество людей (их целевой аудитории). Обычно такие взаимоотношения фиксируются юридически стандартным договором на оказание рекламных услуг. Теперь поговорим о лицензировании.
Нет никакого смысла просто загружать свою музыку в интернет, не лицензируя её. Сделать это совсем не сложно! Я уже рассказывал в предыдущих статьях, что артисты сегодня получают деньги даже за прослушивание людьми их музыки в социальных сетях. Каждое прослушивание песни в ВК в среднем приносит исполнителю по 1 копейке. Если тебе удалось добиться там 10млн прослушиваний своей песни, ты сможешь вывести 100 000 рублей! Это осуществляемые цифры даже для малоизвестного исполнителя, если следовать рекомендациям из статьи Техника продвижения музыки в VK. 10млн прослушиваний – это 50 тысяч человек, прослушавших песню в среднем по 200 раз. Конечно, я оперировал гипотетическим примером, но ты же видишь, что это совершенно выполняемая задача! Чтобы у тебя была возможность собирать эти роялти (не только с ВК, но и с iTunes, Apple Music, YouTube, BOOM, Google Play Music, Яндекс.Музыка, ОК и со всех остальных), тебе нужно лицензировать свою музыку. Для этого тебе потребуется оригинальный мастер-трек в формате Wave и квадратная обложка песни в высоком разрешении. Эти файлы необходимо отправить дистрибьютору, который уже и займётся монетизацией твоего авторского права на всех площадках. Обычно финансовый отчёт дистрибьютора перед артистами (или продюсерами) происходит один раз в квартал. При этом ты можешь в любое время запросить количество прослушиваний и скачиваний, чтобы прогнозировать свои финансовые результаты. Только зарабатывая на своей музыке, ты можешь объективно оценивать и сравнивать эффективность проведённых промо-работ. Эта тема детально раскрыта в статье Как заработать на своём творчестве. Если ты не видишь реального результата, то тебе нечего анализировать. Помимо этого паблишер (дистрибьютор) защищает все твои авторские права, что, очевидно, снимает с тебя огромное множество головной боли. И найти такого дистрибьютора совершенно не сложно, в этом тебе поможет Google или любая другая поисковая система. Вводи ключевую фразу «дистрибуция музыки», и будет тебе счастье. Повторюсь, выпускать материал без его монетизации – не имеет никакого смысла! Серьёзные паблишеры (в особенности крупнейшие, например, Warner Music, Sony Music и другие) помимо песни с обложкой наверняка попросят тебя прислать им краткую биографию и промо-план выпускаемого релиза, прежде чем они согласятся на работу с твоим материалом. Причина такого требования заключается в том, что их доходом является оговоренный процент с монетизации выпускаемых песен. Соответственно, дистрибьютор хочет заработать на твоей музыке, и ему важно, чтобы она расходилась по людям. Небольшие выпускающие лейблы могут согласиться выпустить твою работу за фиксированную плату, не забирая у тебя никакого процента. Но в таком случае важно понимать, что паблишер не будет никак заинтересован в организации какой-либо промо-поддержки твоему релизу. С другой стороны, на свои первые релизы (не имея хотя бы небольшой активной аудитории), ты и так вряд ли получишь какую-либо промо-поддержку. Для информации, обычно такая поддержка состоит из нескольких базовых пунктов:
• размещение релиза в рекомендованных новинках ВК и BOOM;
• размещение баннера (анонс премьеры / плейлист новинок недели) на iTunes и Apple Music;
• размещение баннера на мобильных площадках (рингтон вместо гудка);
• рассылка релиза радиостанциям и телеканалам (если есть клип) с целью ротаций;
• рассылка релиза телекомпаниям с целью синхронизации (саундтрек для сериалов и кино).
Если тебе знакома статья Главная ошибка начинающих артистов, то ты уже прекрасно понимаешь, насколько сильно может усложнить тебе карьеру неправильно подобранная для работы команда. В первую очередь важно обратить внимание на тех людей, которые работают над созданием твоего материала. Форма сотрудничества с командой по звуку может быть двух видов: артист оплачивает команде фиксированный гонорар за работу или выплачивает процент от роялти в течение какого-то времени (может и до конца жизни). В случае с долевым вариантом сотрудничества тебе нужно будет дать гарантии будущих оплат подписью на бумаге. Но прежде, чем отдать часть своего заработка, убедись, что ты работаешь с компетентными специалистами. Продюсеры, авторы, композиторы, режиссёры – они все должны как минимум чувствовать тебя и тот музыкальный жанр, в котором ты работаешь. При этом, крайне опрометчивым решением будет попытка копировать формат материала других русскоязычных исполнителей. Запомни, ещё ни один артист не стал популярным благодаря тому, что он по стилю был похож на что-то уже существующее. Даже если это «что-то» — нереально модное и стильное! Тебя просто будут воспринимать как очередную копию того, что популярно. Публика в основной массе будет воспринимать тебя как персонажа, который пытается повторить чей-то успех путём имитации. И даже если ты делаешь свой материал круче, люди всё равно будут видеть в тебе второго, повторяющего за первым. Публику может взорвать только свежий взгляд на продукт, просто вспомни все суперхиты последних лет! Время и Стекло, Скриптонит, Грибы, Элджей, Face – все они являются трендсеттерами. Трендсеттер – это инноватор, внедряющий новые тренды, которого копируют остальные игроки на рынке и поэтому навсегда остаются в его тени. Если ты пишешь песни и музыку сам или заказываешь всё это у третьих лиц, ориентируясь исключительно на уже существующие в русскоязычном сегменте проекты, то ты скорее всего обрекаешь свою карьеру на небытие. Убедись, что твой продукт уникален, и ты точно даёшь слушателю что-то новое. Только своей неповторимостью можно завоевать искреннюю любовь публики. И как я уже повторял сотни раз на протяжении многих лет – твой голос не является твоей уникальностью. Так могут думать только неопытные молодые артисты! Если твой голосовой тембр и его частотный диапазон не выходит за пределы человеческого (например, ты какое-нибудь другое животное), то, объективно, ничего уникального в твоём голосе нет! Ты, возможно, умеешь его использовать каким-нибудь интересным образом, но это уже речь о технике постановки вокала, мелодии и вокального ритмического рисунка, а далеко не об уникальности голоса. Фактор востребованности продукта в музыкальной сфере аналогичен фактору востребованности продукта любого другого вида бизнеса: чем он более эксклюзивный, тем выше на него спрос. И это касается далеко не только музыкального материала. Данное утверждение также применимо по отношению к видеоклипам, концертным шоу-программам и даже позиционированию артиста. Большинство деятелей российского шоу-бизнеса прекращают своё развитие после достижения определённых высот – именно в этом заключается основная причина такого сильного отставания отечественной музыки от западной. Дистрибьютор или музыкальный лейбл может выплатить артисту аванс для съёмок клипа на перспективную песню, но он должен быть уверен в хитовости работы. Поэтому, пока все будут впаривать тебе «делать как все» или «делать как те», найди свою собственную нишу и захвати её. Пусть в этой серой массе ширпотреба теряются другие артисты, но не ты. Статьи на этом сайте тебе в этом помогут.
Теперь разберём формы продвижения артистов, которыми наиболее успешно пользуются профессионалы рынка. С маркетологами, рекламщиками и специалистами по связям с общественностью (PR-менеджерами) финансовые взаимоотношения могут быть совершенно разными. Первые двое могут работать по конкретному прайс-листу, за фиксированный ежемесячный гонорар (при этом артист дополнительно покрывает расходную часть) или за процент от заработка с проекта или его отдельных точек монетизации. Стоимости и цены могут быть совершенно разными, они зависят от навыков и компетенции специалистов. Дабы избежать сотрудничества с дилетантами в маркетинговой области, изучи материал Мошенничество и коррупция в шоу-бизнесе. И ещё один очень важный момент: если тебя просят занести конверт радиостанции или телеканалу для получения ротации, ни в коем случае не соглашайся на эту сомнительную авантюру. Причины такой принципиальной позиции ты можешь найти в статье Никогда никому не заплачу за ротацию. Самым главным заблуждением исполнителей, которые переобщались с представителями рынка «старой гвардии», является ошибочная мысль о том, будто ротация и эфиры на радио/тв могут сделать артиста известным. Я уже приводил статистическую разницу и анализ охватов аудитории радиостанций, телеканалов и интернет-ресурсов в статьях Техника продвижения YouTube канала и Как раскрутить музыку в соц сетях, поэтому не вижу смысла дублировать одну и ту же информацию много раз. Сегодня наиболее эффективная последовательность продвижения материала в музыкальном деле обычно состоит из следующих базовых элементов:
1. В день премьеры (+ ближайшие 2-3 суток) материал активно распространяется через интернет. Маркетологи прикладывают все усилия, чтобы количество прослушиваний (стримов) и скачиваний релиза достигли нужных показателей для попадания в топ-чарты и хит-парады всех цифровых площадок. Для этого обычно используется комбинация «посев + таргетированная реклама» в социальных сетях, а также нативная и контекстная реклама интернет-ресурсов вне социальных сетей. Оказавшись в популярных разделах, твоя музыка будет продолжать распространяться без каких-либо дополнительных усилителей, поэтому первые дни жизни песни или клипа являются наиважнейшими;
2. Параллельно первому этапу по информационным изданиям (в том числе блогерам) производится массовая (или целевая) рассылка пресс-релиза с новостью о премьере. Если в команде артиста присутствуют грамотные PR-специалисты, то в пресс-релизе будет скорее не анонс/рецензия с премьерой, а приуроченный к ней инфоповод. О том, Как создать и внедрить инфоповод в СМИ читай в соответствующей статье;
3. На следующий (либо через) день после премьеры релиз массово рассылают по всем подходящим по формату радиостанциям/телеканалам, указывая на его высокие позиции в этих топ-чартах. Такие аргументы в несколько раз увеличивают шансы попадания материала в эфир. Кроме того, большинство крупных радиостанций сейчас выбирают себе песни для ротаций не из входящей почты, а из списка популярных в интернете песен. Ранее я подробно рассказывал о том, Что делать, если песню не берут в ротацию?;
4. В дополнение к предыдущим элементам может быть разработано и внедрено огромное множество разнообразных способов донесения своего материала до целевой аудитории. В статье Эффективные способы продвижения музыки я приводил несколько действенных примеров того, как мы продвигали разный материал известных и начинающих артистов. Можешь украсть у меня эти методы промо, я совершенно не против!
Теперь разберём наиболее прибыльную часть деятельности артистов – выступления. Если ты привлекаешь к этому делу кого-то близкого, без опыта работы, ему в первую очередь нужно ознакомиться со статьёй Базовая инструкция для администраторов. В идеале тебе нужно завести себе такого сотрудника, который будет ежедневно предлагать твои сценические услуги клубам, концертным площадкам и частным заказчикам. Платить ли ему за эту работу фиксированный оклад? Спорный момент, и на него нет однозначного ответа. Высококлассный специалист не будет делать свою работу без гарантированной оплаты, однако менеджер всегда лучше замотивирован, если его заработок напрямую зависит от объёма выполненных задач. В идеале – договориться с ним о небольшой фиксированной ставке, которая сверху премируется оговоренным процентом от выполненных им обязательств. Это классическая схема мотивации менеджера по продажам в любом виде бизнеса. Часто мы стараемся создать гибкую сист