Бизнес план на макетную мастерскую

Бизнес план на макетную мастерскую thumbnail

1. Краткий инвестиционный меморандум

Востребованность изготовления архитектурно-строительных макетов разных уровней сложности растет по мере увеличения строительной отрасли России, а также в связи с развитием технологий. Дело в том, что для привлечения крупных инвестиций в строительный проект необходимо презентовать идею таким образом, чтобы наглядно продемонстрировать все преимущества проекта. Использование макета подчеркивает уникальность идеи, а также подталкивает потенциального инвестора к принятию импульсивного решения относительно вложений в проект. Это приводит к увеличению спроса на данные услуги.

Цель бизнес-плана — описать процесс открытия макетной мастерской, а также обосновать прибыльность проекта с помощью финансовых расчетов.

Для того чтобы открыть макетную мастерскую, не обязательно быть профессиональным архитектором или проектировщиком. Главная задача владельца данного бизнеса — найти способ получить желаемый заказ. Дело в том, что текущие расходы практически одинаковы для любого проекта, однако прибыльность может различаться в несколько раз. Стоимость одного заказа варьируется от 500 000 руб. до нескольких миллионов.

Каждый макет уникален и создается под индивидуальный запрос клиента. Макетная мастерская представляет из себя производственный цех, в котором макетчики разрабатывают проект в программе 3ds-MAX, а затем изготавливают детали из различных материалов на специальном оборудовании и объединяют их в готовый макет.

Сумма инвестиций на открытие — 968 000 рублей;

Точка безубыточности проекта — на 3 месяц;

Срок окупаемости проекта — 8 месяцев;

Средняя ежемесячная прибыль — 142 105 рублей.

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Макетная студия предоставляет клиентам услуги по визуализации архитектурных и проектировочных решений с помощью создания макетов разных уровней сложности. Макет представляет собой уменьшенную копию здания, сооружения, жилого комплекса или целой местности с учетом особенностей ландшафта.

Макеты различаются по назначению:

  • Архитектурный макет представляет собой объемное изображение строения с разной степенью деталировки, который можно рассмотреть со всех сторон.

Цель: оценить, насколько удачно спроектировано здание;

  • Планировочный макет позволяет взглянуть на местность с высоты птичьего полета.

Цель: определить, насколько эргономично здания располагаются по отношению друг к другу;

  • Технический макет дополнен механическими или электрическими элементами.

Цель: посмотреть, как будет выглядеть сооружение вживую, с работающими элементами.

  • Механический макет отражает технологический процесс.

Цель: наглядно продемонстрировать работу оборудования.

  • Художественный макет отличается высоким уровнем сходства с оригиналом.

Цель: изготавливается преимущественно для эффектной демонстрации.

От вида макета зависит то, из каких материалов он будет изготавливаться. Основным материалом является пластик Matrix из пленки Оracal, в качестве подмакетника используется сэндвич-панель, печать на пленке текстуры осуществляется шелкографическим методом.

Для качественной деталировки и изготовления дополнительных конструкций используются макеты людей и машин, краски, проволока, грунт, П-образный профиль и т.д.

Кроме изготовления выставочных макетов, макетная мастерская осуществляет архитектурную визуализацию и архитектурную анимацию. С помощью программы 3ds MAX создаются видеоролики и объемные изображения проекта. Они позволяют рассмотреть в деталях, как будет выглядеть строящийся объект с различных ракурсов, причем не только снаружи, но и изнутри.

Макетная мастерская также предоставляет дополнительные услуги, такие как:

  1. Доставка макета;
  2. Чистка макета;
  3. Реставрация макета;
  4. Проектирование макета;
  5. Выполнение эскиза макета в 3D;
  6. Обучение и сертификация макетчиков;
  7. Монтаж и сборка макета на выставке.

Кроме этого макетная студия занимается реализацией сопутствующих товаров: прозрачные витрины, стол под макет, транспортировочный ящик, окантовка макетов.

Клиентами макетной студии являются инвестиционно-строительные компании, агентства недвижимости, рекламные агентства, архитектурные мастерские, государственные учреждения, производственные компании, а также частные лица.

Проекты, имеющие макет, помогают клиенту гораздо быстрее найти заказчика или инвестора. Например, с помощью макетов, агентства недвижимости могут наглядно продемонстрировать клиентам различные варианты строительства и планировки, особенности интерьера и экстерьера.

Отрасль создания макетов архитектурных зданий развивается быстрыми темпами. Однако распределение по СНГ макетных мастерских неравномерное. В условиях растущего спроса на рынке инвестиционно-строительного бизнеса данных услуг катастрофически не хватает. Именно поэтому предприятие такого профиля имеет возможность заполнить свободную нишу в своем регионе. Однако для успешного продвижения требуется проведение активной рекламной кампании.

Конкурентные преимущества компании:

  • Матрица предлагаемых услуг.

У продавцов в этом сегменте рынка, как правило, услуги дифференцированы, и лишь некоторые предлагают сопутствующие услуги, например, такие, как обучение макетчиков и 3D-аниматоров.

  • Скорость обработки заказа.

Обработка заявки осуществляется в течение одного дня, сразу же озвучиваются срок исполнения и стоимость заказа.

  • Конкурентоспособные цены.

Макетная мастерская старается удерживать конкурентоспособные цены даже в условиях отсутствия стабильности валютного курса.

Преимущества компании

Недостатки компании

  • Тщательный анализ выявленных потребностей клиентов;
  • Обучение и сертификация сотрудников;
  • Возможность расчета с использованием различных форм платежей;
  • Создание и ведение клиентской базы.
  • Отсутствие стабильных каналов привлечения клиентов;
  • Риск отказа заказчика от проекта. Связан с уникальностью каждого проекта.

Предоставляемые услуги

  • Формирование уникального заказа в строгом соответствии с пожеланиями клиента;
  • Строгое планирование объемов продаж;
  • Предоставление дополнительных услуг.
  • Отсутствие возможности оказывать влияние на поставщиков материалов ввиду низкого уровня финансовых ресурсов;
  • Сертификация услуг;
  • Отсутствие международных сертификатов.

Собственные финансовые средства предприятия

  • Финансовая независимость.
  • Уровень оборотных средств, недостаточный для того чтобы оперативно отвечать на увеличение спроса.

Организация управления

  • Возможность быстро реагировать на изменения рыночных условий;
  • Высокая квалификация работников.

Репутация компании

  • Высокое качество обслуживания клиента. Индивидуальный подход.
  • Выполнение обязательств перед заказчиками даже при отсутствии прибыли.

Возможности

Угрозы

  • Расширение услуг сервиса;
  • Изменение стандартов в архитектурном макетировании;

Конкуренты

  • Ослабление конкурентов за счет недостаточно хорошего менеджмента и маркетинга;
  • Ценовой демпинг со стороны конкурентов;

Распределение

  • Увеличение спроса на рынке архитектурных макетов;
  • Увеличение платежеспособности населения;
  • Увеличение объема инвестиционно-строительного рынка.
  • Высокий уровень коррупции в государственных структурах;
  • Риск переоценки платежеспособности клиента.

Потребители

  • Освоение международного рынка сбыта.

В настоящее время на рынке присутствует значительное количество потенциальных клиентов, которые не располагают достаточной информацией об услугах, предоставляемых предприятиями, функционирующими в сфере создания макетов.

В связи с этим компании необходимо проведение активной маркетинговой и рекламной политики, направленной на информирование потенциальных клиентов о макетной студии и комплексе предоставляемых услуг.

Среди наиболее эффективных рекламных средств следует выделить:

  1. Реклама в прессе. В основном размещение происходит в специализированных журналах по архитектуре, проектированию и дизайну. Таким образом, реклама направлена именно на целевую аудиторию, что увеличивает конверсию продаж;
  2. Контекстная реклама. По статистике только 5% клиентов относятся к целевой аудитории проекта. Однако в связи с тем, что каждый заказ индивидуален, а цена крайне высока, этот инструмент рекламы оправдывает затраты на его использование;
  3. Наружная реклама. Вывески и баннеры устанавливаются вблизи крупных строительных магазинов, а также в местах большой проходимости. Кроме того, узко адресовать рекламу позволит размещение рекламы около архитектурно-строительных учебных заведений;
  4. Реклама на строительных и архитектурных выставках. Данная реклама подразумевает тщательную подготовку к каждому мероприятию: проведение презентации и наглядную демонстрацию готовых работ;
  5. Рекламные сувениры и подарки. Этот инструмент позволит вам привлекать новых клиентов через тех, кто уже пользовался услугами компании;
  6. Формирование портфолио и публикация отзывов довольных клиентов на сайте компании.

На начальном этапе работы студии получить заказ крайне трудно, так как отсутствует портфолио готовых работ, а также нет отзывов и рекомендаций. Разрешить данную ситуацию можно двумя путями: создать модель «для себя» или предложить клиенту сделать первый макет бесплатно. Это потребует личных вложений, однако станет хорошим началом вашего портфолио и обеспечит доверие и расположение со стороны потенциальных заказчиков.

Макетную мастерскую предпочтительно регистрировать как ООО, система налогообложения — УСН (6% с дохода).

После того как вы твердо решили работать в данной сфере услуг, необходимо начать бизнес с выполнения последовательных шагов:

  1. Регистрация компании. Постановка на учет в налоговых органах;
  2. Поиск помещения. Для работы необходимо два помещения с различными назначениями: офисное (30кв.м.) и производственное (50кв.м.). Производственное помещение можно арендовать отдельно;
  3. Ремонт, проверка помещения на соответствие условиям пожарной безопасности;
  4. Подбор персонала, формирование штата сотрудников;
  5. Покупка оборудования;
  6. Поиск арендодателей дополнительного оборудования. Согласование условий сотрудничества;
  7. Поиск поставщиков сырья и материалов. Формирование оборотного капитала предприятия;
  8. Проведение маркетинговой кампании;
  9. Получение первого заказа. Начало работы.

Полноценная работа в мастерской начинается после получения первого заказа. Цикл производства состоит из таких этапов работы как создание чертежей, раскрой, покраска, сборка, а также установка дополнительных элементов, которые- включают в себя подсвечивающие элементы, электрические механизмы и т.д.

Работа начинается с построения 3D-модели, которая затем раскладывается на плоскости для раскроя. Для того чтобы сократить время выполнения работы на данном этапе, используется фрезерный станок. В результате получаются готовые детали из пластика или оргстекла. Их остается покрасить, склеить между собой и собрать в единое целое.

Необходимо крайне тщательно выбирать все материалы, используемые для изготовления макета: краски, клеи, различные комплектующие. И не рекомендуется использовать в макете бумажные или картонные материалы, так как любое попадание воды испортит всю модель и сведет на нет всю вашу работу.

План продаж компании рассчитывается исходя из количества заказов. Средний срок изготовления заказа — от 2 до 3 месяцев.

Вы можете скачать подробный финансовый план макетной студии из прикрепленного файла.

6. Организационная структура

Для того, чтобы начать работу макетной студии, необходимо сформировать штат сотрудников. Дело в том, что для запуска проекта вам не нужно обладать специальными знаниями, достаточно управленческих навыков. Вы будете исполнять роль директора макетной студии. Основные обязанности директора макетной студии:

  1. Руководить всеми этапами деятельности макетной студии;
  2. Планировать работу студии на 3, 6, 12 месяцев;
  3. Назначать сроки выполнения каждого проекта, контроль за своевременной сдачей проекта;
  4. Взаимодействовать с клиентами, проводить переговоры, закрывать сделки;
  5. Готовиться к выставкам, презентовать готовые проекты;
  6. Осуществлять подбор персонала.

При расширении штата сотрудников часть обязанностей будет делегирована.

Управление каждым отдельным проектом входит в обязанности технического директора. Технический директор — это правая рука генерального директора. Обязанности технического директора включают в себя:

  1. Формирование каждого отдельного заказа и подготовка технического задания;
  2. Контроль за выполнением каждого этапа работы, соблюдением сроков, согласованием всех частей работы с заказчиком;
  3. Контроль за исправной работой оборудования, своевременной доставкой материалов;
  4. Обеспечение комфортных условия труда для макетчиков;
  5. Разработка идеи при реализации проекта (совместно с макетчиками);
  6. Согласование условий оплаты труда рабочих с директором;
  7. Выполнение поручений директора.

Эти сотрудники представляют собой административный персонал компании.

Однако основная часть стоимости заказа формируется именно из стоимости выполненной работы. Каждый макет сам по себе уникален, и его цена определяется мастерством и фантазией макетчика. Следовательно, компании на начальном этапе понадобятся не менее 2 макетчиков. Они находятся в прямом подчинении у технического директора.

Требования к макетчикам:

  • Умение работать в программах Adobe Illustrator, Adobe Photoshop, Corel Draw;
  • Умение работать с различными материалами, знание технических деталей выполнения работ;
  • Ответственный подход к работе, способность выдерживать сроки выполнения работ;
  • Согласие на ненормированный рабочий график.

Кроме этого, в штат необходимо взять уборщицу, так как производственный цех подразумевает наличие большого количества отходов и неиспользованных материалов.

Бухгалтер берется на аутсорсинг.

Таким образом, для начала работы организации необходимо привлечь 6 сотрудников: генеральный директор, технический директор, 2 макетчика, уборщица, бухгалтер.

Инвестиции на открытие
Регистрация, включая получение всех разрешений10 000
Дизайн-проект помещения24 000
Ремонт120 000
Вывеска20 000
Рекламная кампания100 000
Аренда на время ремонта112 000
Закупка оборудования567 000
Прочее15 000
Итого968 000
Ежемесячные затраты
ФОТ (включая отчисления)346 908
Аренда помещения56 000
Аренда оборудования150 000
Амортизация10 139
Транспортные расходы7 500
Коммунальные услуги15 000
Связь и коммункации4 500
Реклама30 000
Бухгалтерия (удаленная)10 000
Закупка материалов32 000
Непредвиденные расходы15 000
Итого677 047

План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.

Внешние риски компании связаны, в первую очередь, со сложностью получения заказа. Поэтому для макетной мастерской особое значение имеет репутация компании и постоянное поддержание отношений с крупными заказчиками.

Риски

Содержание

Оценка

Риск увеличения конкуренции

Связан с появлением конкурентов, которые успевают заполучить крупные проекты

Риск считается «умеренным», так как компания поддерживает выгодное соотношение цены и качества

Конъюнктурный риск

Связан с тем, что продукт не будет иметь спроса на рынке.

Конъюнктурный риск проекта расценивается как «низкий», так как макеты все чаще используются в презентациях для привлечения инвестора

Коммерческий риск

Связан с тем, что выручка от продажи товаров может не покрыть расходов по инвестированию.

Коммерческий риск проекта можно считать «низким», так как основная часть стоимости заказа — это работа мастеров

Финансовая модель макетной мастерской

Источник

В 2011 году Галя Турчак и Андрей Белов из Пензы учились на дизайнеров среды. Они заметили, что выпускникам сложно устроиться на работу без опыта.

Тогда молодые люди решили открыть макетную мастерскую, чтобы студенты выполняли в ней реальные заказы.

За восемь лет в мастерской «Глагол» научились делать макеты жилых комплексов, храмов, заводов, памятников архитектуры и целых городов.

Команда мастерской участвует в крупных городских мероприятиях, организовывает лекции и конференции по урбанистике, работает с городскими пространствами. Макеты — это большое, но не единственное направление работы «Глагола».

Бизнес приносит 150 тысяч рублей в месяц.

Получили два гранта и собрали команду

В 2011 году Галя училась в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства (ПГУАС) на дизайне среды. Выпускники университета, с которыми она общалась, делились проблемой — на работу без опыта не берут, а его неоткуда взять, потому что невозможно устроиться. Чтобы выйти из замкнутого круга, нужно пространство, где выпускник поработает над реальными заказами и окрепнет как специалист.

Галя подумала: раз такого пространства нет, его нужно создать. Своих сбережений на это не было, но девушка узнала, что Министерство образования Пензенской области объявило грантовый конкурс для молодых предпринимателей. Победителям выдавали деньги на старт бизнеса.

Чтобы получить грант, просили открыть ИП, написать бизнес-план и отправить его на рассмотрение в Министерство. Открыть ИП Гале помогла мама — бухгалтер. Потом девушка пошла к самым сильным студентам факультета и предложила им работать в команде.

Идею поддержали семь человек, обучающихся архитектуре и дизайну. Среди них был Андрей — лучший макетчик университета. Он уже тогда делал макеты на заказ дома и собирал крупные макеты от кафедры для выставок. Молодой человек параллельно с Галей вынашивал идею мастерской.

План был такой: если грант не дают, ребята расходятся, а ИП Галя закрывает. В итоге они получили от Министерства 200 тысяч рублей на старт.

В это же время проходил еще один отбор бизнес-проектов — тоже от государства. Его точного названия Галя и Андрей не помнят — больше конкурс не проводится. В этом отборе решил участвовать Андрей. Он, как и Галя, открыл ИП, подготовил и защитил бизнес-план и получил 300 тысяч рублей.

Так у студентов оказалось 500 тысяч для старта.

Первый заказ и собственный офис

В том же 2011 Министерство образования объявило тендер на создание макета и архитектурных чертежей реконструкции Губернаторского казачьего кадетского училища в Пачелме — поселке в Пензенской области. Команда «Глагола» — так ребята назвали мастерскую — написала в Министерство, предложила свое архитектурное видение, эскиз-идею и выиграла тендер.

Макетчики за месяц сделали макет из бумаги и пластика 1,5 × 1,5 м и создали альбом с рабочими чертежами на семь корпусов. Сейчас такую работу Галя и Андрей оценивают в 5—7 раз дороже, но тогда 100 тысяч были для них серьезной суммой.

Чтобы брать новые заказы, мастерской нужно было помещение. Помог случай. Параллельно с запуском «Глагола» Галя проходила производственную практику в архитектурной мастерской «Дабор». Директор подсказал, что на втором этаже их здания есть комната на 50 м². Помещение требовало капитального ремонта, но молодые предприниматели решили, что это им по силам.

Студенты купили материалы. На пол постелили ламинат, оштукатурили и покрасили стены, очистили и обновили оконные рамы, поставили рабочие столы.

70 тысяч рублей на ремонт взяли из денег, заработанных на первом заказе. Еще 25 тысяч на столы, стулья и другую мебель заняли у друзей.

Оборудование купили на 500 тысяч от грантов. Приобрели три компьютера, три принтера (плоттер, широкоформатный цветной и маленький принтер-ксерокс) и фрезерный станок.

Ребята заранее договорились с собственником, что деньги, вложенные в ремонт, пойдут в счет уплаты аренды. В итоге работали в помещении три года — за аренду ничего дополнительно не платили.

Студенты сняли старое покрытие и постелили на пол ламинат, оштукатурили и покрасили стеныПокрасили рамыПосле ремонта мастерская выглядела как лофт-пространство. Иногда желающие арендовали ее у «Глагола» для фотосессий

Расходы на открытие мастерской в 2011 году — 596 600 Р

Оборудование и инструменты500 000 Р
Ремонт помещения70 000 Р
Мебель25 000 Р
Регистрация двух ИП1600 Р

Оборудование и инструменты

500 000 Р

Регистрация двух ИП

1600 Р

Макеты оказались выгоднее других направлений

После запуска Галя и Андрей еще учились в университете, поэтому не могли уделять работе все время. Поначалу команда «Глагола» участвовала в конкурсных проектах и проектировала храмы, приходские дома и соборы — то, что передавала мастерская «Дабор», когда не успевала сама.

Чтобы получать новые заказы, студенты сделали первый сайт проекта и разместили объявления на всех бесплатных досках объявлений: «Авито», «Базарпнз-ру» и «Доска-ру». Еще ходили на строительные выставки и раздавали там визитки. В результате собрали базу всех застройщиков Пензы и отправляли им на почту коммерческое предложение.

В нем макетчики предлагали потенциальным клиентам сделать 3Д-визуализацию — реалистическое изображение объекта в трехмерном пространстве. Визуализация нужна для рекламы и увеличения продаж: потенциальный покупатель смотрит не на чертежи квартиры, а на картинки. Андрей и Галя соглашались подготовить их за 15 тысяч рублей — в два раза дешевле рыночной стоимости. А потом предприниматели предлагали застройщикам сделать макет.

Макет тоже помогает увеличить продажи — реалистичная миниатюра дома нагляднее картинок. При виде маленького домика у покупателей просыпаются эмоции, он представляет, как будет жить на новом месте. С инвесторами это работает так же. Застройщикам легче привлекать инвестиции на стадии котлована, когда помимо чертежей есть макет будущего дома.

В первых прайс-листах «Глагола» 1 м² макета жилого комплекса стоил 70 тысяч рублей.

Макет района «Спутник» города Пензы. Заказчик — пензенская строительная компания «Термодом»

Кроме 3Д-визуализации и макетов Андрей и Галя брались за дизайн интерьеров и полиграфию. Так как у партнеров было два ИП, макеты проводили через Андрея, а заказы дизайна интерьеров, полиграфию и городские проекты — через Галю.

Изначально ребята занимались разными направлениями: визуализацией, полиграфией, дизайном интерьера, макетированием — в зависимости от того, какие специалисты присоединялись к команде. Затем наши герои посчитали, сколько времени каждый «глаголец» тратит на выполнение определенного дела. Посмотрели, какая прибыль у каждого из направлений. Оказалось, что макеты делать выгоднее — тогда решили сфокусироваться на этом.

В продвижении помогали местные СМИ — Галя почти каждый месяц давала интервью. За первый год о мастерской успела узнать вся Пенза.

За заказами стоит очередь, но расширяться рано

В 2013 году «Глагол» стал приносить ежемесячную прибыль — 40—60 тысяч рублей. Мастерская сотрудничала уже почти со всеми застройщиками Пензы. Чтобы расширяться дальше, нужно было выходить на заказчиков из новых городов.

Одним из первых cделали макет для завода «Металл Профиль» в Нижнем Новгороде. Клиент хотел продемонстрировать свои строительные материалы. Специалисты подготовили макет дома, показав, как материалы завода примерно будут выглядеть в реальности.

В 2014 Галя и Андрей запустили лендинг, который обеспечивал 75% заказов. Старый сайт был переполнен информацией о других направлениях работы (полиграфия, дизайн интерьеров), поэтому от него отказались. Лендинг хорошо продавал, но ребята хотели сделать полноценный и более информативный сайт. На его создание ушло 80 тысяч рублей.

25 тысяч, потраченные на рекламу сайта, приносили четыре заказа — от 600 тысяч рублей за каждый.

С ростом числа заказов в 2015 году понадобились и новые рабочие руки — в самые активные месяцы работы собиралось до 35 человек. Но даже их не хватало: макетчики работали над несколькими проектами параллельно, и все равно получалась очередь из заказов. Андрей и Галя заметили, что качество проектов стало ухудшаться, потому что приходилось торопиться.

Предприниматели поняли, что масштабироваться рано. Тогда вместо 3—4 заказов в месяц стали брать не больше двух. Чистая прибыль составляла 120 тысяч рублей.

Это макет памятника архитектуры, который стоит в Москве на Берсеневской набережной. Масштаб 1:35. Габариты — 150 х 190 х 670 смА это реальное здание

Переезд в технопарк

В 2015 году мастерская начала искать новое помещение, потому что производство расширялось. В прежнем были узкие лестницы, и выносить оттуда большие макеты стало проблемно. Однажды ребятам пришлось спускать макет 1 × 3 м с помощью лебедки. В другой раз в здании на нулевом этаже случился пожар. Огонь не добрался ни до одного макета, но произошла другая неприятность: практически готовый макет за 1 млн рублей полностью покрылся копотью. Ребята вычищали каждый миллиметр ластиками.

Офисные здания для «Глагола» не подходили. Макетная мастерская — это производство, где шумят, таскают материалы и большие макеты. Переехать в производственные помещения тоже не могли, поскольку в мастерской есть компьютеры и принтеры, для которых нужен чистый офис. К тому же макеты нельзя размещать в здании, где что-то строят, потому что пыль и грязь их испортят.

Под задачи подходил технопарк «Рамеев». В нем много больших и чистых помещений, широкие лестницы и большие грузовые лифты.

Чтобы стать резидентами технопарка, предстояло пройти отбор и доказать, что занимаешься инновационным бизнесом. Ребята подали заявку и защищали проект перед министром инновационной политики Пензенской области, директором технопарка и несколькими предпринимателями. Проект признали инновационным, потому что предприниматели используют высокотехнологичное оборудование в работе — станки и 3Д-принтеры.

Андрей и Галя арендовали три помещения на 134 м² за 26,5 тысячи рублей. В одном установили компьютеры, принтеры и чистовики — готовые макеты, на которые осталось добавить антураж — детали. Второе занял покрасочный цех, где производят все черновые работы. Третье — склад и кухня с зоной для гостиной и шведской стенкой.

Во время переезда сделали только ремонт, сначала в рабочих помещениях, потом на кухне. Мебель и инструменты покупали в процессе работы по мере надобности.

Ремонт снова делали сами — потратили 60 тысяч рублей. Покрасили стены, положили ламинат, сделали чертежи столов и заказали их у пензенских подрядчиков. Деньги на ремонт, мебель и инструменты взяли из накопленного за прошлые годы.

В новой мастерской положили ламинат, покрасили стены, установили столы, мебель и компьютеры. В этом помещении ребята занимаются чистовой работой над макетом

Расходы на переезд в 2015 году — 261 000 Р

Кухня75 000 Р
Ремонт60 000 Р
Инструменты52 000 Р
Мебель45 000 Р
Склад29 000 Р

Как работает макетная мастерская

Архитектурный макет — это миниатюрная копия здания или микрорайона из пластика в масштабе. Когда макетчики принимают заказ, они запрашивают рабочие чертежи. Затем главный макетчик разбирается в них: его задача разложить дом по слоям и понять, как распечатать детали, чтобы потом их склеить. Еще он решает, какие детали резать на фрезерном станке, какие — на лазерном, а что — только вручную. Когда все готово, детали отдают в печать и на резку. Разные детали изготавливают на фрезерном, лазерном станках или 3Д-принтере.

В мастерской есть только фрезерный станок. Все необходимое оборудование может стоить до 2 млн рублей. Чтобы оно окупилось, станки должны работать каждый день, а в мастерской такого объема работы нет. Поэтому проще заказывать лазерную резку и работу на 3Д-принтере у подрядчиков 2—3 раза в месяц.

Если у одного из подрядчиков очередь, Андрей звонит другому, и тот сразу отправляет заказ в работу. У каждого подрядчика лежит запас материала, который Андрей покупает оптом в пензенских компаниях. Затраты на материалы — это 20—30% от стоимости макета. Сейчас средняя стоимость 1 м² макета — 260 тысяч рублей.

Готовые детали сначала красят и сушат в покрасочной. Потом собирают макет и подготавливают антураж: деревья, людей, машинки, фонари. Макет переносят в чистое помещение, украшают и дорабатывают мелкие детали.

Детали для макета сначала вырезают на фрезерном станке, потом окрашивают и после этого склеиваютПодмакетник стоит в покрасочной, потом макет собирают и переносят в чистое помещениеМного работы делается вручную, особенно если макет с рельефом

Команда из 4—5 человек за один месяц работы собирает два макета. Когда на практике много студентов и есть несколько ведущих инженеров, то параллельно запускаются 3—4 макета. Сначала архитекторы вычерчивают генплан и развертки для лазерной резки, моделируют ландшафт, а молодые макетчики готовят антураж, занимаются детскими площадками, машинками, человечками, делают генплан с дорогами и травой. Потом привозят нарезанный материал для будущих зданий, красят и собирают.

Параллельно другие ребята собирают стол под макет, развертки этажей, электрику подсветки, стеклянный защитный купол. Если нужно, команды помогают друг другу. В помещении с компьютерами есть большая доска с проектами на стене, и все видят, на каком этапе каждый заказ. Тот, кто освободился, помогает другой команде.

Сдавать сразу несколько макетов очень сложно, потому что приходится работать без выходных и по ночам. Однажды предприниматели возили в Москву на выставку целую газель макетов. После этого решили не перегружаться и закладывать между сдачей проектов перерыв в 2—3 недели.

«Изготовьте нам 40 видов деревьев»

До 2016 года Андрей и Галя не делали антураж для макетов сами, а закупали его в Москве. Это было неудобно. Во-первых, деревья в магазинах продавали в основном в масштабе 1:100 — для макета большего или меньшего масштаба они не подходят. Во-вторых, пакетик деревьев (5—10 штук) из магазина обходился в 500—1500 рублей.

Андрей решил, что они справятся с деревьями сами. Попробовали сделать дерево из проволоки и поролона — производство обошлось всего в 50 рублей.

Тогда макетчики начали производить деревья разных масштабов, видов и цветов — даже удивились, насколько быстро этому научились. Украшали макеты в зависимости от сезона, в который их сдавали.

Однажды поступил заказ из Челябинска: создать макет ботанического сада с 40 видами деревьев и кустарников. Там были и можжевельник, и кизильник, и березы, и сосны — такой антураж в магазине найти невозможно. Команда «Глагола» сделала каждое дерево и кустарник своими руками.

Собственное производство позволяет выбирать разный масштаб деревьев, кустарников и цветовБлагодаря тому, что ребята научились делать деревья, они смогли выполнить заказ для челябинской организации на выставку в КитаеМакет свинарника. Чтобы продемонстрировать вытяжку в нем, зажигают ароматическую палочку и подносят к вентиляторам — тогда дым исчезает

В макетировании иногда используют и подручные материалы: и детали от ручки, и разобранную машинку из «Детского мира», и жемчуг из отдела рукоделия. Однажды ребятам пришлось разобрать для макета девять женских сережек.

От мысли открыть интернет-магазин по продаже антуража предприниматели отказались. Для этого требовались отдельное помещение, 10—20 свободных макетчиков и ресурсы на продвижение магазина. Сейчас выполняют разовые заказы на деревья для своих коллег из других городов.

Работать со студентами трудно, но опытных макетчиков нет

Половина студентов из первого состава «Глагола» открыли свой бизнес, а остальные уехали работать в Москву. Их сменили студенты, которые приходили в мастерскую на лекции в рамках проекта «Молодые архитекторы Пензы». Галя и Андрей обучали их, а те приходили работать к нашим героям в мастерскую.

На то, чтобы научить человека грамотно работать с чертежами и создавать макет, у Гали с Андреем уходило 3—6 месяцев. Первый месяц шел неоплачиваемый испытательный срок, а после стажеров брали в штат и начисляли им зарплату.

В 2017 году Галя со студентками делала предпроектный анализ территории исторического центра города Пензы. Заказал проект КБ «Стрелка»

Сначала оплата была по часам, но тогда некоторые студенты дольше выполняли работу, больше времени тратили на обед и получали зарплату за все часы, проведенные в мастерской. В 2014 году перешли на фиксированную ставку, но в 2016 придумали более действенную схему. На доске начертили таблицу с именами всех сотрудников. Напротив каждого клеили стикер, на котором писали выполненную человеком задачу. Чем больше выполнил задач, тем выше получал зарплату. Она варьируется от 15 до 40 тысяч рублей в месяц.

Галя и Андрей пытались создать команду только из взрослых макетчиков и больше не работать со студентами. Но в Пензе практически нет опытных специалистов, которые занимаются макетированием. Число сотрудников постоянно меняется. Сейчас Андрей стажирует и обучает новую молодую команду из шести человек.

Результаты и планы

Сейчас «Глагол» выполняет по 2—3 макета в месяц. Ежемесячная прибыль составляет 150 тысяч рублей.

В 2017 году Галя отошла от мастерской и занимается другими проектами — процент от прибыли она не получает.

Мастерская открыв

Adblock
detector