Бизнес план на компенсацию затрат
На какие конкретно меры поддержки государства может рассчитывать человек, открывший свой бизнес?
Субсидии от центра занятости
Если вы только планируете открыть свой бизнес, то первое, о чем вам нужно знать, — о существовании специальной программы Минэкономразвития по предоставлению субсидий малому и среднему предпринимательству на региональном уровне. В рамках этой программы центр занятости населения оказывает единовременную финансовую помощь в открытии собственного дела.
Сумма предоставляется в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице. Ранее она составляла 58 800 руб. (из расчета, что размер пособия по безработице был 4900 руб.). Однако с 1 января 2019 года максимальный размер пособия вырастет с 4900 руб. до 8000 руб., поэтому и размер субсидии может увеличиться. Также предусмотрена единовременная финансовая помощь на подготовку документов: оплату госпошлины, совершение нотариальных действий при госрегистрации, приобретение бланочной документации, изготовление печатей, штампов, услуги правового характера, консультации. Так, например, в Московской области финансовая помощь на подготовку документов составляет 7500 руб.
Субсидия от центра занятости доступна гражданам, достигшим возраста 18 лет. Но чтобы ее получить, им необходимо встать на учет в центр занятости, то есть иметь статус безработного и получать пособие. Стоит также учесть, что субсидии дают не всем, поскольку их ограниченное количество, и выдаются они в начале финансового года (нужно постараться попасть в нужный период). Об этих и других тонкостях рассказывает Василий Пучков, заместитель директора регионального центра поддержки олимпиадного движения.
Грантовая поддержка
Такую меру господдержки обычно оказывают региональные власти. Грант предоставляется начинающему предпринимателю в форме субсидии единовременно, на безвозвратной и безвозмездной основах. Максимальная сумма, как правило, составляет 600 000 руб. Но в зависимости от региона условия получения грантов могут отличаться. Поэтому все детали лучше узнавать на местах. Деньги выделяются тем, чьи заявки прошли конкурсный отбор. В числе критериев отбора — сфера деятельности бизнеса, размер выручки, количество рабочих мест и др.
В 2019 году на особую поддержку государства по-прежнему могут рассчитывать начинающие фермеры. Размер гранта в рамках программы «Поддержка начинающих фермеров» может достигать 3 млн руб. Такую сумму, например, получают начинающие фермеры-животноводы в Подмосковье, если они специализируются на разведении крупного рогатого скота, а по 1,5 млн руб. предоставляется фермерским хозяйствам, работающим по другим направлениям. В фермерском хозяйстве, получившем такой грант, должно быть создано не менее одного рабочего места на каждый 1 млн руб. гранта.
В Татарстане на 2019 год сумма грантовой поддержки по программе «Начинающий фермер» будет выше — она составит до 5 млн руб. вместо прежних 3 млн. Так что условия и суммы стоит уточнять в каждом конкретном случае.
Кроме того, существуют гранты в размере до 30 млн руб. на развитие семейных животноводческих ферм.
В Санкт-Петербурге с 2015 года реализуется программа «Поддержка социального предпринимательства», в рамках которой возмещению подлежат затраты, связанные с уплатой арендных платежей и приобретением оборудования: аренда зданий, нежилых помещений, аренда оборудования и приобретение оборудования.
Помимо этого в Санкт-Петербурге разработаны программа поддержки предпринимателей, создающих детские центры; программа поддержки предпринимателей, занимающихся ремесленничеством, и другие программы.
Чтобы узнать подробности получения грантов и субсидий, заходите на официальные государственные сайты, которые предоставляют информацию о мерах поддержки бизнеса. Так, например, на сайте Министерства экономики Республики Татарстан подробно расписаны все направления государственной поддержки. По Подмосковью такую информацию дает сайт Центра Развития Предпринимательства Московской Области. На сайте «Малый бизнес Кубани» приводится подробный список субсидий для предпринимателей, работающих на юге России.
Будет проще, если вы воспользуетесь поиском в разделе «Поддержка МСП в регионах» на Федеральном портале малого и среднего предпринимательства. Просто укажите в поиске регион — и вас автоматически перенесет на «местный» портал малого и среднего предпринимательства.
На сайте Министерства экономического развития РФ можно воспользоваться списком уполномоченных органов по поддержке малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации.
Федеральные программы поддержки бизнеса
Такой вид поддержки бизнеса можно разделить на программы от:
- Минэкономразвития России
Его область интересов распространяется на реализацию программы по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки субъектам МСП в регионах (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.12.2014 № 1605 и ежегодно издаваемыми приказами Минэкономразвития).
Средства распределяются на конкурсной основе между регионами и выделяются на мероприятия, предусмотренные региональными программами, но при условии, что расходы софинансируются регионами.
Программа Минэкономразвития предполагает прямые и непрямые меры поддержки, на которые могут рассчитывать те, кто занимается производством товаров, разрабатывает и внедряет инновационную продукцию, специализируется на народно-художественных промыслах, осуществляет ремесленную деятельность, продвигает сельский и экотуризм, развивает социальное предпринимательство.
- Корпорации МСП
Эта организация занимается решением различного спектра задач, в числе которых оказывает финансовую, имущественную, юридическую, инфраструктурную, методологическую поддержку; организовывает различные виды сопровождения инвестпроектов и др.
- АО «МСП Банк»
Занимается государственной программой финансовой поддержки предпринимательства, предоставляя МСП прямые гарантии для получения банковских кредитов и помогая воспользоваться кредитными ресурсами при недостаточности залогового обеспечения.
Организация выступает в роли гаранта исполнения субъектами МСП своих кредитных обязательств, разделяя с банками риски, которые могут возникать в результате ухудшения финансового состояния заемщика. Гарантийные продукты доступны субъектам МСП, желающим получить кредиты в банках-партнерах МСП Банка.
- Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере
Эта организация отвечает за развитие и поддержку малых предприятий в научно-технической сфере и непосредственно оказывает финансовую помощь целевым проектам. Особенно известна программа «Умник», ориентированная на поддержку талантливых молодых инноваторов. Но также есть программа для стартапов «Старт», разные предложения по поддержке предприятий «Развитие», «Интернационализация», «Коммерциализация».
- Минсельхоз России
Для агропромышленного комплекса предусмотрены различные меры государственной поддержки в 2019 году. Так, с 1 января 2017 года товаропроизводители, организации и ИП, осуществляющие производство, переработку и реализацию соответствующей продукции, могут обратиться в уполномоченный Минсельхозом России банк за краткосрочным или инвестиционным кредитом по ставке не более 5 %.
Также предусмотрены субсидии производителям сельскохозяйственной техники, субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве и др.
Откройте счет в Контур.Банке и пользуйтесь встроенной бухгалтерией и отчетностью. Корпоративная карта и электронная подпись — бесплатно. До 5 % на остаток.
Узнать больше
Региональные программы поддержки
Чтобы узнать о программах поддержки субъектов РФ, воспользуйтесь специальным поисковым фильтром.
Подробнее о программах поддержки и условиях, на основании которых можно претендовать на помощь государства в развитии бизнеса, можно узнать на региональных порталах малого и среднего предпринимательства. Например, рязанский портал дает подробную информацию и по видам, и по формам, и по инфраструктуре поддержки.
Субсидии на возмещение процентов по кредиту
Бизнес может рассчитывать на компенсацию затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие деятельности, в том числе на обновление основных средств (за исключением кредитов, полученных для приобретения легковых транспортных средств).
Условия получения субсидии нужно уточнять в регионах. Например, в Москве они следующие:
- организация соответствует критериям субъекта МСП;
- организация или ИП зарегистрированы и осуществляют деятельность на территории Москвы, а продолжительность регистрации составляет не менее 6 месяцев до дня подачи заявки на предоставление субсидии;
- срок просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам на день подачи заявки не превышает одного месяца;
- отсутствуют незавершенные договоры на предоставление субсидии из бюджета города Москвы на день подачи заявки;
- отсутствуют нарушения договорных обязательств, обеспеченных за счет средств бюджета города Москвы;
- имеется кредитный договор с кредитной организацией, включенной в перечень кредитных организаций, отобранных в установленном порядке акционерным обществом «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», и заключившей с Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы соглашение о сотрудничестве, либо получило одобрение кредитной организации на выдачу кредита.
В 2019 году государство выделит банкам 7,2 млрд руб. на льготные займы для предпринимателей, таким образом увеличив субсидии из бюджета на программу льготных кредитов для некрупного бизнеса в приоритетных отраслях в 11 раз. Это предусмотрено в проекте федерального бюджета на 2019 год и последующие 2020–2021 годы. Общая сумма расходов на ближайшие 6 лет составит 190,9 млрд руб.
Предложение заключается в том, чтобы выдавать малому и среднему бизнесу на проекты в приоритетных отраслях кредиты по ставке 6,5 %. Оно будет распространяться на такие отрасли, как сельское хозяйство, строительство, транспорт, связь, туристическая деятельность, обрабатывающие производства, производство электроэнергии, газа и воды, здравоохранение, сбор, обработка и утилизация отходов, отрасли, в которых реализуются приоритетные направления развития науки, технологий и техники.
Согласно правилам, разницу с рыночными ставками (3,1 % по кредитному договору для среднего бизнеса и 3,5 % — для малого бизнеса) банкам возмещает бюджет. В 2019 году, благодаря нововведениям, льготное кредитование будет осуществляться более чем на 200 млрд руб.
Поддержка малого бизнеса: изменения в 2019 году
Летом 2018 года президент подписал Федеральный закон от 03.07.2018 № 185-ФЗ, который расширяет имущественную поддержку малого и среднего бизнеса. Этот закон устанавливает бессрочное право выкупа арендуемого государственного и муниципального имущества и возможность использования земельных участков при оказании имущественной поддержки субъектам МСП.
Также незадолго до 2019 года было представлено Постановление Правительства от 10.10.2018 № 1212. Документ вносит изменения в правила предоставления субсидий из федерального бюджета кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным субъектам МСП по льготной ставке.
Согласно документу, максимальная сумма кредита, выдаваемого субъекту МСП на инвестиционные цели по льготной ставке, снижена с 1 млрд руб. до 400 млн руб. Но максимальный размер суммарного объема кредитов, которые могут быть выданы одному заемщику, по-прежнему составляет 1 млрд руб. Изменения внесены для того, чтобы банки могли предоставлять кредиты большему количеству субъектов МСП.
Кроме того, важно упомянуть Распоряжение Правительства от 26.11.2018 № 2586-р, в котором говорится о проекте федерального закона, вносящем изменения в ст. 25 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этот законопроект подготовлен для реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который предусматривает расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.
Когда законопроект будет принят, то гарантийная поддержка, оказываемая АО «Корпорация МСП» субъектам МСП, будет расширена. Это коснется компаний, работающих в высокотехнологичных отраслях, стартапов, сельскохозяйственных кооперативов, быстрорастущих инновационных компаний и субъектов МСП, реализующих проекты на территории Дальневосточного и Северо-Кавказского федеральных округов и в моногородах.
Читайте также:
15 бесплатных сервисов для предпринимателей
Льготы для малого бизнеса: на что можно рассчитывать
Подпишитесь на наш канал в Telegram @konturjournal, чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса.
Приложение 4
к Порядку
предоставления субсидии
на компенсацию части затрат
начинающим предпринимателям
на создание собственного дела
Форма
Бизнес-план
для предоставления субсидии на компенсацию части затрат начинающим предпринимателям на создание собственного дела
1. Общая информация
Наименование бизнес-плана |
Наименование юридического лица или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя |
Организационно-правовая форма малого предприятия |
Дата составления бизнес-плана |
Срок реализации бизнес-плана |
Срок окупаемости бизнес-плана |
Система налогообложения, применяемая соискателем |
Планируемый объем платежей в бюджеты всех уровней и отчислений во внебюджетные фонды нарастающим итогом за весь период реализации бизнес-плана (но не менее чем за два года) |
Предполагаемое число создаваемых рабочих мест по окончании реализации бизнес-плана |
Средняя заработная плата* в месяц |
*Средняя заработная плата не может быть ниже прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного на территории Ярославской области на дату подачи заявки.
Источники и сумма инвестиций в бизнес-проект (рублей):
Всего в том числе: |
собственные средства |
средства гранта |
2. Конъюнктура и перспективы развития рынка
2.1. Анализ современного состояния и перспектив развития отрасли, рынка, в том числе краткий анализ состояния рынка (отрасли):
— возможности для деятельности нового субъекта малого предпринимательства;
— угрозы и барьеры для деятельности субъекта малого предпринимательства.
Вывод:_____________________________________________________
2.2. Основные потребительские группы и их территориальное расположение.
2.3. Оценка потенциального объема и конъюнктуры рынка продукции (работ, услуг), в том числе краткий анализ конкурентоспособности продукции (работ, услуг):
— описание преимуществ, представленной на рынке продукции (работ, услуг);
— описание недостатков представленной на рынке продукции (работ, услуг)
2.4. Перечень основных (потенциальных) конкурентов, в том числе производителей аналогов или функционально заменяющей продукции, их влияние на рынке:
N п/п | Наименование | Местонахождение |
1. | ||
… |
2.5. Способы преодоления конкуренции:
____________________________________________________________________ ___________
(указать способы преодоления конкуренции)
Вывод: _____________________________________________________
3. Описание продукции (работ, услуг)
Предполагаемая номенклатура продукции (работ, услуг) в соответствии с проектом:
N п/п | Наименование продукции (работ, услуг) | Функциональное назначение, основные потребительские качества и параметры продукции (работ, услуг) |
1. | ||
… | ||
Наличие лицензируемых видов деятельности (указать вид деятельности и перечень мероприятий, связанных с лицензированием) |
Защищенность продукции патентами и товарными знаками |
4. Маркетинг и способы продвижения продукции (работ, услуг)
4.1. Обоснование рыночной ниши продукции (работ, услуг): характеристика целевых рынков и поведения потребителей, трудности выхода на целевые рынки.
4.2. Характеристика ценообразования соискателя.
Ценовая политика. Обоснованность ценовой политики. Факторы, влияющие на колебания цен (например: сезонность, отсутствие постоянных поставщиков и пр.). Политика предоставления скидок.
Сопоставление цен и стоимости услуг на свою продукцию и продукцию конкурентов.
N п/п | Наименование продукции (работ, услуг) | Единица измерения | Цена (рублей) | ||||
Соискателя | конкурента 1 | … | |||||
1. | |||||||
… |
4.3. Тактика реализации продукции (работ, услуг). Наиболее эффективные механизмы продвижения продукции (работ, услуг) на целевые рынки.
Способы продвижения продукции (работ, услуг) на рынок (реклама, скидки, участие в выставках и пр.).
Предполагаемые методы реализации (прямая поставка, торговые представители, посредники), наличие договоров и протоколов намерений на поставку.
4.4. Политика послепродажного обслуживания и предоставления гарантий.
5. Организация производства
5.1 Выбор места реализации бизнес плана, его особенности:
Место реализации бизнес-плана (указать точный адрес) |
Обеспеченность транспортной, инженерной, социальной инфраструктурой |
Наличие производственных площадей и их размер |
Состояние производственных площадей |
Доступность производственных площадей для покупателей |
Наличие в собственности соискателя площадей для реализации проекта |
Наличие договоренности на аренду необходимых помещений (указать, на какой срок) |
Собственник арендуемых помещений |
5.2. Оценка потребности бизнес-плана в персонале (общая численность персонала, структура по возрасту и квалификации, система оплаты труда и годовой фонд заработной платы, предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития бизнеса).
Общая численность и заработная плата персонала:
N п/п | Должность (профессия) | Численность (человек) | Заработная плата в месяц (рублей) | Итого заработная плата (рублей) |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
… | ||||
Итого |
5.3. Оборудование для бизнес-плана (поставщики, их местоположение и виды доставки, количество и ответственность).
N п/п | Наименование оборудования | Количество (единиц) | Стоимость (рублей) | Сумма (рублей) | Поставщик |
1. | |||||
2. | |||||
3. | |||||
… | |||||
Итого |
5.4. Сырье и комплектующие для бизнес-плана (поставщики, их местоположение и виды доставки, количество и ответственность).
5.5. Другое.
6. Объемы реализации продукции
Планирование производится в натуральном и стоимостном выражении по каждому показателю в отдельности с обоснованием наращивания объемов производства и реализации.
N п/п | Наименование показателя | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | Итого за год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 5 | 7 |
1. Наименование продукта или услуги | ||||||
1.1. | Объем реализации (единиц) | |||||
1.2. | Цена реализации за единицу продукции (рублей) | |||||
1.3. | Выручка от реализации продукции (работ, услуг) | |||||
2. Наименование продукта или услуги | ||||||
2.1. | Объем реализации (единиц) | |||||
2.2. | Цена реализации за единицу продукции (рублей) | |||||
2.3. | Выручка от реализации продукции (работ, услуг) | |||||
… | ||||||
Итого общая выручка от реализации продукции (работ, услуг) всего (без НДС) |
7. Инвестиционные затраты, основные средства
тыс. руб.
N п/п | Наименование показателя | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | Итого за год |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Объем инвестиционных затрат без НДС за период — всего, в том числе: | |||||
1.1. | Приобретение земельного участка | |||||
1.2. | Выполнение проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ | |||||
1.3. | Приобретение и содержание машин, транспорта и оборудования | |||||
1.4. | Приобретение мебели | |||||
1.5. | Прочее | |||||
Всего |
8. Финансовые планы на весь период реализации бизнес-плана (но не менее двух лет с момента начала реализации бизнес-плана) по форме:
Финансовый план (бюджет доходов и расходов) на 20___ год
тыс. руб.
N п/п | Наименование показателя | Год | В том числе по кварталам | |||
I | II | III | IV | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Выручка от реализации продукции (работ, услуг) без учета НДС | |||||
2. | Расходы — всего (строка 2.1 + строка 2.2 + строка 2.3), в том числе: | |||||
2.1. | Перечень переменных расходов — всего (расходы, величина которых изменяется пропорционально изменению объемов производства продукции или оказания услуг в течение всего срока реализации), в том числе: | |||||
2.1.1. | Сырье и материалы | |||||
2.1.2. | Транспортные расходы | |||||
2.1.3. | Аренда производственных помещений и коммунальные расходы | |||||
2.1.4. | Электроэнергия | |||||
2.1.5. | Оплата труда производственного персонала с отчислениями во внебюджетные фонды и НДФЛ | |||||
2.1.6. | ||||||
2.2. | Перечень постоянных расходов — всего (расходы, величина которых остается неизменной при изменении объема производства или оказания услуг в течение всего срока реализации), в том числе: | |||||
2.2.1. | Амортизация основных средств (заполняется при общей системе налогообложения) | |||||
2.2.2. | Основные средства (заполняется при упрощенной системе налогообложения) | |||||
2.2.3. | Аренда непроизводственного помещения | |||||
2.2.4. | Коммунальные расходы (непроизводственные) | |||||
2.2.5. | Электроэнергия (непроизводственная) | |||||
2.2.6. | Расходы на охрану | |||||
2.2.7. | Расходы на телефон, интернет | |||||
2.2.8. | Канцелярские расходы | |||||
2.2.9. | Транспортные расходы | |||||
2.2.10. | Расходы на обучение персонала | |||||
2.2.11. | Оплата услуг банка | |||||
2.2.12. | Расходы на рекламу, маркетинговые исследования | |||||
2.2.13. | Оплата труда административно-управленческого персонала с отчислениями во внебюджетные фонды и НДФЛ | |||||
2.2.14. | Налог на имущество (заполняется при общей системе налогообложения) | |||||
2.2.15. | Земельный налог | |||||
2.2.16. | Транспортный налог | |||||
2.2.17. | …….. | |||||
2.3. | Проценты по кредитам и займам | |||||
3. | Прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 1 — стр. 2) | |||||
4. | Налоги на прибыль | |||||
5. | Чистая прибыль налогообложения (стр. 3 — стр. 4) |
9. Бюджет налоговых платежей
Данные с расчетами по предполагаемым налоговым и прочим обязательным платежам по всем видам деятельности соискателя, поквартально.
Расчеты налоговых платежей (по каждому планируемому виду налогов и платежей отдельно, по годам, поквартально):
тыс. руб.
Наименование показателя | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | Итого за год |
Наименование налога (сбора) | |||||
Налогооблагаемая база | |||||
Налоговая ставка | |||||
Сумма налога |
Налоговые платежи
тыс. руб.
Наименование налога (сбора) | Сумма |
1. | |
… | |
Итого |
10. Расчет срока окупаемости бизнес-плана
Срок окупаемости бизнес-плана исчисляется как период со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.
N п/п | Наименование показателя | I квартал | II квартал | III квартал | IV квартал | Итого за год |
1. | Инвестиционные затраты (со знаком минус) | |||||
2. | Чистая прибыль | |||||
3. | Амортизационные отчисления | |||||
4. | Чистая прибыль накопительным итогом | |||||
5. | Амортизационные отчисления накопительным итогом | |||||
6. | Окупаемость (стр. 1 — стр.4 + стр. 5) |
На основании приведенного расчета срок окупаемости бизнес-плана составляет __________ лет
_______ месяцев.
«____»__________________ 20___г.
Должность руководителя субъекта малого предпринимательства | _________________ | ____________________________ |
(подпись) | (расшифровка подписи) |
Главный бухгалтер субъекта малого предпринимательства | _________________ | ____________________________ | |
(подпись) | (расшифровка подписи)». |