Бизнес план на башенный кран

Предприниматели Сергей Романов и Андрей Иванов начинали бизнес по сдаче в аренду автокранов, заложив обе свои квартиры. За 6 лет их компания поучаствовала в строительстве нового терминала Пулково, КАД и ЗСД, а ее оборот по итогам 2015 года составил 195 млн рублей.
До того как открыть ООО «Компания Вершина», Сергей Романов развивал в США собственный бизнес — студию видеозаписи.
«Gazelle бизнеса»-2016 обскакали кризис
«Gazelle бизнеса»-2016 обскакали кризис
«За 5 лет я выпал из жизни Петербурга, когда вернулся, начал осматриваться и в конце концов решил заняться спецтехникой. Первый автокран, который я купил в кредит в 2009 году, был почти моим ровесником», — вспоминает Сергей Романов.
Рискованный старт
Ради покупки крана он заложил единственную квартиру, а работал на нем самостоятельно, находя клиентов через Интернет и объявления в газетах. Заказчиками были диспетчеры или крупные компании, которые отдавали на аутсорсинг небольшие, неинтересные для себя работы. Технику «Вершина» старается сдавать со своими крановщиками.
За год, рассказывает он, кран окупился, встал вопрос о покупке второго. Предприниматель к тому времени нанял машиниста и решил развивать бизнес уже с партнером. Совладельцем его компании стал Андрей Иванов, с которым они работали вместе еще до отъезда за границу. «Я взял кредит по кусочкам сразу в шести банках и тоже под залог квартиры рискнул всем, — говорит Андрей Иванов. — Когда чувствуешь в себе силы и желание заниматься своим бизнесом, трудно работать на кого–то другого». Компания росла, владельцы объясняют это тем, что «Вершина» бралась за любые заказы, в том числе те, от которых отказывались крупные игроки рынка. Например, те, где приходилось работать сутками, переезжать и др. В это же время фирма занялась активными продажами.
Сейчас в компании «Вершина» 70 сотрудников, ее годовая выручка в 2015 году составила 195 млн рублей, на 15 млн больше, чем год назад. В 2016 году руководство рассчитывает дорастить оборот до 210 млн рублей. «Сейчас у нас есть и свой парк, часть оборудования которого в лизинге, и 50 поставщиков техники, то есть мы даем работу таким же небольшим компаниям, какой были сами», — говорит Андрей Иванов.
Одна из основных сложностей, рассказывают владельцы, — кредиты: в этой сфере только за счет оборота собственных средств компании не выжить. В этот кризис ушли с рынка многие лизинговые компании, а остальные завышают требования к заемщикам. «Все решается только благодаря личным контактам, доверию», — сетует Андрей Иванов.
Место для малых
Среди лидеров арендного рынка техники — УМ260 (входит в «Группу ЛСР»), УМ3, «Северная высота» (группа «Крафт Инвест»), УМ «Эталон» (Etalon Group) и др. Производителей такой техники в России немного, и на международном рынке они не очень заметны. Объем петербургского рынка оценивают в несколько миллиардов рублей.
«Все плохо, компания на грани банкротства», — комментирует ситуацию на рынке Антон Силкин, гендиректор ТД «Силанар», открытого в 2014 году еще до кризиса. Он рассказывает, что арендные ставки снизились и если раньше крупные игроки занимали 60–70% рынка, то теперь — 90%. «Небольшие фирмы работали на таких же небольших проектах, многие из которых теперь заморожены», — сетует он. Поэтому перед тем, как выходить на рынок, предприниматели советуют договориться о предварительных заказах.
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Перспективы бизнеса
Собственное дело на сдаче в аренду спецтехники традиционно считается доходным и подходящим для начинающих бизнесменов. Однако не все так гладко, как кажется на первый взгляд. Перед тем, как приобрести собственный автокран, необходимо взвесить все «За» и все «Против». У данного бизнеса есть ряд особенностей, которые могут отпугнуть многих новичков:
- входной билет в дело, даже с учетом покупки машины, бывшей в употреблении, начинается от 1,0 млн. рублей.
- конкуренция. Число игроков на рынке аренды спецтехники с каждым годом только растет. Найти сегодня автокран, особенно в крупных городах, не проблема. Поэтому новичок должен учитывать, что ему придется вступить в борьбу за место на рынке.
- не стоит рассчитывать на быструю окупаемость дела.
Чтобы автокран окупил себя за год, необходимо, чтобы он работал по 12 часов в сутки в течение 4-5 месяцев. Но это реально только на бумаге, на практике же заказов может быть намного меньше. К тому же, возможны поломки техники, отсутствие водителя, форс-мажорные обстоятельства и т. д. Хорошо, если вложения в бизнес окупятся через 3-4 года, при условии наличия соответствующей клиентской базы.
Когда открывать бизнес?
При покупке автокрана, в надежде на быструю прибыль, стоит учитывать тот факт, что дело носит исключительно сезонный характер. В отличие от автовышки, заказы на которую могут быть круглый год, спрос на услуги автокрана появляется только в строительный сезон. Ваша машина будет работать в период с весны до середины осени, а затем почти полгода – тишина. Так что, если вы берете машину в кредит или лизинг, обязательно учтите этот момент.
Если у вас уже будут наработанные связи со строительными компаниями, то им можно сдать только что купленную машину. Так часто поступают бывшие менеджеры (или диспетчеры) компаний, которые сдают спецтехнику в аренду. Они сначала нарабатывают клиентскую базу, потом покупают себе машину и часть заказов направляют на свою технику. А когда машина начинает приносить существенный доход, то и вовсе уходят с работы.
Сколько можно заработать?
Доход от услуг напрямую зависит от грузоподъемности машины и рабочей высоты. Автокран «Ивановец», грузоподъемностью в 14 тонн и длинной стрелы 14 метров, можно сдать, как минимум, за 6 – 8 тыс. рублей в смену. Более мощные машины принесут большую прибыль. Автокран на 32 тонны стоит уже от 18 тыс. рублей в смену. Но такие машины заказывают не часто, только на крупные строительные объекты. Хорошим спросом пользуются как раз машины грузоподъемностью от 14 до 16 тонн. Они и дешевле и могут справиться с большинством работ, которые требуются в малоэтажном строительстве.
Чтобы автокран принес прибыль до 50-60 тысяч в месяц, машина должна проработать 10 смен или 10 рабочих дней.
Какую машину выбрать?
Игроки рынка советуют приобретать кран-манипулятор. Такие машины мобильнее, они универсальны, могут перевозить груз и дешевле в содержании. Частный сектор сейчас строят только на такой технике, так что без работы остаться сложно.
Неплохим вариантом может быть покупка и китайского автокрана, который пользуется большим спросом. По цене они гораздо дешевле европейских автокранов, да и по качеству не сильно проигрывают. Например, новый автокран SOOSAN грузоподъемностью 14 тонн будет стоить в районе 3,7 млн. рублей:
Более частый вариант организации бизнеса – покупка б.у. техники. Приобретение подержанного автокрана позволит сэкономить значительную сумму средств. Например, манипулятор Daewoo грузоподъемностью в 7 тонн, 2008 года выпуска, можно взять за 2 млн. рублей:
Есть очень старые, изношенные автокраны, которые стоят от 500 до 700 тыс. рублей. За такие деньги можно взять машину на шасси МАЗ 1990 года выпуска, после капремонта:
В таком случае, бизнесу понадобится не только квалифицированный водитель, но и механик, который после каждого рейса будет заниматься ремонтом крана. Здесь как повезет: либо вам попадется хорошая машина за приемлемую сумму (что бывает редко), либо вы купите автокран, который будет больше простаивать, чем работать и приносить деньги.
Регистрация бизнеса
Для старта дела, достаточно зарегистрировать ИП в местной налоговой службе. Индивидуальное предпринимательство позволит открыть расчетный счет в банке и принимать оплату от юридических лиц по безналичному расчету. В качестве системы налогообложения чаще всего используют УСН («упрощенка»), когда вы платите 6% от выручки или 15% от прибыли бизнеса (на свое усмотрение).
Лицензия для оказания подобных услуг не требуется, но автокраны грузоподъемностью свыше 1 тонны обязательно должны быть зарегистрированы в Ростехнадзоре. Регистрация производится по письменному заявлению владельца автокрана. В заявлении должны быть указаны ответственные лица владельца автокрана, прошедшие проверку знаний «Правил для обслуживания автокрана», а также подтверждено, что машина находится в исправном техническом состоянии.
ТЭО ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА ООО «СЗПМ»
ООО «Саратовский завод подъёмных механизмов»
ТЕХНИКО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
«Производство башенных кранов»
Сметная стоимость: 395006т.руб. тыс.руб.
Продолжительность инвестиционной фазы: 2 квартал 2008г. – 1 квартал 2010г.
Источник финансирования: инвестиционные средства, собственные средства.
Саратов
Февраль 2008г.
МЕМОРАНДУМ О КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ.
В настоящем бизнес-плане представлена информация, характеризующая финансово-экономическую, организационную и маркетинговую стороны проекта. Бизнес-план разрабатывается на период, превышающий срок окупаемости проекта. В макете бизнес-плана приведены таблицы, соответствующие высокоэффективным коммерческим проектам со сроком окупаемости, равным двум годам.
Расчеты бизнес-плана ведутся в постоянных среднегодовых ценах года, в котором проводится расчёт.
Данный бизнес-план представляется на рассмотрение на конфиденциальной основе исключительно для принятия решения по финансированию проекта и не может быть использован для копирования или для каких – либо других целей, а также передаваться третьим лицам. Просьба вернуть бизнес-план, если он не вызывает интереса по участию в его реализации.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Инвестиционный замысел ……………………………………………..… | 4 |
2. | Источники, объекты и направления инвестиций ……………………….. | 7 |
3. | Производственная программа и расчёт объёмов оборота……………… | 9 |
4. | Расчёт себестоимости, рентабельности и прибыли от деятельности предприятия ……………………………………………………………….. | 10 |
5. | Маркетинг-план …………………………………………………………… | 16 |
6. | Финансовый план. График погашения кредитных средств …………… | 17 |
7. | Запас «Финансовой прочности предприятия»…………………………… | 19 |
8. | Срок окупаемости инвестиций. Расчеты с кредитной организацией….. | 20 |
9. | Социально экономическое значение проекта…………………………… | 20 |
1. Инвестиционный замысел
Целью проекта является организация предприятия по изготовлению и продаже башенных кранов 4 размерной группы по ГОСТ Р 13556, запасных частей к ним и получение прибыли за счёт:
Освоения производства востребованных на рынке подъёмных устройств;
Улучшение эксплуатационных качеств выпускаемой продукции (в том числе запасных частей) и механизмов;
Проведение гибкой ценовой политики;
Полноты и качества после продажного сервиса.
1. В последнее время, требования строителей к характеристикам подъёмных устройств изменились, это связано с появлением других технологий строительства. Практически мало применяются, на сегодняшний день, проекты крупнопанельного домостроения, всё больше встречаются проекты домов из кирпича или с применением монолитной технологии. Отсюда следует, что отпала потребность в большой грузоподъемности башенных кранов. Строителей устраивает если кран способен перемещать грузы весом 6-10 тонн.
Застройка приобретает точечный характер, отпадает необходимость в передвижении крана. Растет цена на землю, а крановый путь занимает большую площадь. Растет высота застройки, на рынке требуются краны с высотой 65-120 м., устойчивость такого крана и динамика работы потребует создания большой площади опоры (базы) и больших габаритов башни. Из всего выше изложенного получаем модель востребованную на рынке:
Кран с подвижной или неподвижно стоящей башней, опора крана осуществляется на анкерах или пригрузах; с возможностью крепления крана к стене здания; полноповоротной стрелой (верхний поворот стрелы) , длина стрелы (вылет) от 40 до 70м.; Максимальная грузоподъемность крана 6 ÷ 10 т., с грузоподъемностью на конце стрелы 0,5 ÷ 1,8т. Кран должен быть с максимально низким потреблением электроэнергии, легко монтироваться (время монтажа не должно превышать 2 дня).
Башенные краны с такими характеристиками выпускаются в нашей стране (4 размерная группа), европейскими и китайскими (по лицензии первых) производителями. Предлагается создание производства башенного крана 4 типоразмерной группы, с выше перечисленными характеристиками по российским чертежам. После «освоения продукции», на основе этой разработки или по лицензии зарубежных производителей, создать гамму (модельный ряд) кранов с «верхним поворотом стрелы» и механизмом передвижения груза.
Для повышения надежности результатов в проекте принят консервативный тип оценок – все затраты принимались по максимуму из возможных уровней, а доходы – по минимуму.
Основными характеристиками и показателями проекта являются:
Организация завода по производству и реализации башенных кранов 4 размерной группы с доходом не менее 700 млн.руб. в год. Минимальный объём производства предприятия 50000т.руб. в месяц.
Наличие на складе запасных частей и готовой продукции позволяет сократить время поставки башенных кранов до заказчика с 50- 60 дней до 20-30 дней.
Проект потребует привлечения кредитных средств. Потребность в расходах в сумме составляет 395006 тыс.руб. и сведена в таблицу 1.
Созданное предприятие ООО « СЗПМ» в г. Саратове позволяет охватить практически всю территорию Саратовской, Самарской, Волгоградской областей, а также другие близлежащие регионы. Велись переговоры об оказания услуг по продаже продукции завода в Москве, С-Петербурге, Краснодарском крае, Тамбовской, Ростовской, Белгородской, Воронежской, Пермской, Новосибирской, Томской, Тюменской областях, Алтайском крае, Республике Коми. Данные по объёму производства, от потенциальных заказчиков, являются приблизительными и сейчас уточняются через местные отделы Ростехнадзора.
Номенклатура и объём производства будет меняться в сторону увеличения, т.к.
Увеличивается парк подъёмных устройств с истёкшим сроком службы;
Многие заказчики после «пробной» покупки продукции и убедившись в качестве, надёжности и, в подтвержденных практически, хороших технических параметрах у производимых заводом подъёмных устройств, будут покупать краны только у нас.
При увеличении валового будет увеличиваться и номенклатурный объём выпускаемых технических устройств, объективно будет увеличиваться и объём изготовляемых запасных частей для производимых башенных кранов.
Необходимо учитывать наличие сезонного фактора. Колебание объема продаж данных услуг на пике ноябрь — март отличается от минимального май — сентябрь в 1,5 раза. Данный фактор будет сглажен созданием отдела продаж и наличие запаса запасных частей и готовых узлов на складах, развитием региональных представительств, соответствующей рекламой.
Таблица 1. Основные финансово-экономические показатели проекта.
Показатели | Единица измерения | Значение |
Необходимые инвестиции | тыс.руб. | 395006руб. |
Продолжительность инвестиционной фазы | мес. | 34месяца |
В соответствии с инвестиционным замыслом первые шесть календарных месяцев (1-й и 2-ой инвестиционные периоды — квартала) посвящаются работам по закупке оборудования, его поставке, монтажу, наладке, а также обустройству производственной инфраструктуры и частичной реконструкции помещений за счет заёмных средств; осуществляется наладка технологии и работа с экспертной организацией и Ростехнадзором по разрешительным документам, из заёмных же источников планируется и оплата первоначального запаса материалов и комплектующих из расчета производственной необходимости на очередной (1-й и 2-ой производственный) квартал работы при 25% — 35% загрузке мощностей.
Производственной и коммерческой стратегией предприятия в данном инвестиционном проекте предусмотрено разделение всего инвестиционного периода -2,5 года — на 9 кварталов:
1-й и 2-й квартал — предпроизводственный (кредитование, реконструкция помещений, закупка и монтаж оборудования (1этап), обеспечение первоначального запаса материалов и комплектующих, подбор и переработка проектов технических устройств);
3-й квартал (1-й производственный) — загрузка производственных мощностей на 25% по всем видам деятельности и изготовление оснастки, реконструкция помещений, доработка проекта и создание своей проектной документации, закупка и монтаж оборудования (2 этап), аттестация рабочих и персонала, подготовка документов для аттестации технологии сварки и лаборатории, получение разрешительных документов от надзорных федеральных ведомств, детальная проработка рынка сбыта;
4-й квартал (2-й производственный) — загрузка производственных мощностей на 35%, изготовление оснастки, реконструкция помещений, закупка и монтаж оборудования (3этап), испытание опытной партии подъёмных технических устройств, сертификация производства и выпускаемой продукции, получение разрешение на серийный выпуск, освоения рынка сбыта;
5-й квартал (3-й производственный) — выход на 50%-ную загрузку мощностей производства, освоение и расширение новых рынков сбыта;
6-й квартал (4-й производственный) — 75%-ная загрузка производственных мощностей, расширение новых рынков сбыта, возврат большей части кредитных средств;
7-й квартал (5-й производственный) — при 100%-ной загрузке мощностей и освоенных рынков сбыта, закрепление на рынках сбыта, предусмотрено накопление денежных средств, достаточных для регулярного погашения процентов по заёмным средствам и выходу на уровень самоокупаемости, вкладывание собственных инвестиций в данный проект, (движение денежных потоков по инвестиционным периодам показано в Финансовом плане; — см. разд.6 и 7.
8-й квартал (6-й производственный) – при 100%-ной загрузке мощностей и освоенных рынках сбыта предусмотрено накопление денежных средств.
Содержание
1. Резюме. 3
2. Описание услуги. 5
3. Оценка рынка сбыта. 8
4. Описание и оценка конкурентов. 9
5. Стратегия и план маркетинга. 13
6. План производства. 14
7. Организационный план. 19
8. Юридический план. 20
9. Оценка риска. 22
10. Финансовый план. 23
11. Стратегия финансирования. 29
1. Резюме
Для повышения эффективности использования основных средств следует проводить непрерывное их обновление. Это крайне необходимо в нынешних условиях, потому что в такой отрасли как строительство, оборудование подвергается в большей степени физическому износу нежели моральному, т.к. техника требует постоянного и текущего ремонта, модернизации, ее состояние зависит от условий окружающей среды.
До последнего времени ОАО «…» пользовалось услугами подъемных машин и механизмов сторонних организаций (таких как ОАО «Марспецмонтаж», ОАО «Управление механизации строительство», ЗАО «Автомобилист», ОАО «Маригражданстрой»). Высокая стоимость 1 машино-часа строительного оборудования и механизмов сказывалась на повышении издержек строительства, стоимости 1 квадратного метра вводимого жилья, а следовательно, на повышении цен.
В условиях сложной конкурентной среды в Республике Марий Эл, когда большое количество фирм-заказчиков предлагают широкий спектр первичного жилья, высокой стоимости 1 квадратного метра жилья, низкой покупательской способности населения, трудностями в оформлении ипотеки, повышения процентных ставок по кредитам, предприятию ОАО «…» в первую очередь необходимо обратить внимание на поиск резервов снижения себестоимости строительства. Так как башенный кран является основным средством строительства любого недвижимого объекта, высокие издержки на его аренду приведут к значительному удорожанию стоимости всего строящегося объекта.
Следовательно, руководству ОАО «…» следует рассмотреть возможность приобретения в собственность башенного крана с целью его использования на собственных строительных участках, а также сдачи в аренду другим строительным организациям города Йошкар-Олы и Республики Марий Эл.
Экономический эффект от реализации проекта за счет экономии на аренде башенного крана будет достигать до 1920 тыс.руб. в год.
В случае сдачи башенного крана в аренду другим организациям организация ОАО «…» будет дополнительно получать до 2765,55 тыс.руб. объемов от реализации продукции ежегодно, а также до 1577,55 тыс.руб. чистой прибыли.
В соответствие с предлагаемым проектом планируется купить у ОАО «Пентакран» г. Москвы башенный кран марки Potain MD95A. Договор купли-продажи предусматривает следующие условия: оплата за кран будет производиться разовой суммой (полностью); гарантом платежеспособности покупателя (ОАО «…») будет является банковская гарантия.
На финансирование проекта необходимы инвестиции в сумме 3800000 рублей, в том числе инвестиции в оборотный капитал – 200000 рублей. Инвестиции осуществляются за счет кредита банка в сумме 1000000 рублей (срок погашения 18 мес., процентная ставка 16% годовых); собственных средств предприятия в сумме 2800000 рублей (амортизационный фонд предприятия, чистая прибыль от продажи квартир); прибыли, полученной от реализации услуги.
Главная цель проекта – экономия на аренде средств механизации строительства, соучастие в решении проблемы строительства многоэтажных зданий и сооружений в городе, предоставление услуги подъемного механизма (башенного крана) физическим и юридическим лицам (главным образом строительным организациям г. Йошкар-Олы).
2. Описание услуги
Предлагается услуга подъемного механизма – башенного крана для обеспечения строительства зданий и сооружений подрядными организациями в городе Йошкар-Ола и на территории Республики Марий Эл. Башенные краны марки Potain надежны в эксплуатации, легки в монтаже. Возможно рельсовое или фундаментное исполнение основы башенного крана. Отмечаются высокие скорости подъема 72-102 м/мин, низкое энергопотребление башенного крана 60 — 80кВт.
Башенные краны марки Potain подготовлены для эксплуатации в РФ, оснащены системой ограничения рабочих зон, имеют разрешение на применение. Основные технические характеристики подъемного крана Potain MD95A представлены в табл. 1 и рис. 1.