Бизнес план мультимодального логистического центра
1. Краткий инвестиционный меморандум
Сегодня в связи с ростом товарооборота как внутри страны, так и с соседними странами, все большую популярность приобретают логистические центры. Они могут быть представлены как в формате небольших складов, так и в формате больших автоматизированных центров. Также стоит отметить, что данный бизнес пользуется большим спросом у инвесторов, которые заинтересованы во вложениях в коммерческую недвижимость. В результате, под хороший инвестиционный проект возможно привлечь большой объем средств.
Для организации логистического центра потребуется приобрести земельный участок, а также построить сам центр. Также, чтобы организовать бизнес подобного масштаба, потребуется нанять опытную команду.
На этапе открытия логистический центр будет сотрудничать только с юридическими лицами. Среднее количество клиентов в месяц составит около 100 компаний. Каждая из них будет арендовать около 100 м2. Этот показатель может варьироваться в зависимости от потребностей клиентов. Стоимость хранения товаров компаний в месяц в расчете на 1 м2 составит 800 рублей. При подобных значениях, финансовые показатели проекта будут следующие:
Сумма первоначальных инвестиций — 243 053 000 рублей;
Ежемесячная прибыль — 5 200 000 рублей;
Точка безубыточности — 3 месяца;
Срок окупаемости — 25 месяцев.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
В связи с ростом российской экономики и импорта товаров из других стран все большее количество транспортных и торговых компаний прибегает к использованию логистических центров. Это связано со многими факторами. Во-первых, это сервис, который предоставляют центры. Они могут обеспечить надежное хранение, которое будет соответствовать всем требованиям. Во-вторых, это возможность сосредоточить все объемы продукции в одном месте, что сокращает затраты на логистику.
Сами логистические центры представляют собой складские помещения с развитой инфраструктурой для разгрузки и загрузки, оказывающие услуги юридическим лицам. При этом логистические центры могут оказывать различные виды услуг:
- Складское (ответственное) хранение
- Транспортно-логистические услуги (в случае наличия собственных транспортных средств)
- Торгово-логистические услуги (отгрузка товаров покупателям).
Наиболее часто предоставляются услуги по складскому хранению. Основным же фактором, определяющим успех логистического центра, является качество предоставляемых услуг. Это выражается в скорости обслуживания, наличии технических решений для клиента, быстрого документооборота.
Первоначально для организации центра потребуется найти земельный участок. Минимальная площадь составляет 200 гектаров. Покупать участок лучше всего возле крупных транспортных магистралей или развязок возле городов. Следующим этапом потребуется возвести сам центр. Для этого лучше всего привлечь крупную строительную компанию по возведению быстровозводимых зданий. Общая площадь центра составит 60 000 м2.
Чтобы центр оказывал полный спектр складских услуг и разгрузочно-погрузочных работ необходимо приобрести следующее оборудование:
- Касса
- Офисная мебель
- Канцелярия
- Гидравлическая тележка
- Вилочный погрузчик
- Ноутбук
- Принтер
Данное оборудование позволит полностью обеспечить деятельность центра и его сотрудников.
Помимо организационных моментов логистическому центру потребуется получить разрешение пожарной инспекции на ввод здания в эксплуатацию. Для того, чтобы работать с международными компаниями потребуется пройти международную сертификацию и получить сертификаты качества.
Ключевыми клиентами логистического центра являются коммерческие организации. Они размещают свою продукцию на временное хранение. К коммерческим организациям могут относиться:
- Торговые компании
- Транспортные компании, которые осуществляют разгрузку товаров на передержку.
- Экспедиторские компании, которые размещают продукцию на хранение от 1 до 2 дней.
Данный целевой список не является исчерпывающим.
Чтобы успешно развиваться на конкурентном рынке логических центров на этапе открытия потребуется предлагать более выгодные условия сотрудничества. Это может выражаться в дополнительных бесплатных услугах, скидках на количество арендованных площадей.
Также чтобы успешно работать на рынке логистических услуг потребуется составить грамотную рекламную кампанию. За её составлением можно обратиться к частному маркетологу, который имеет опыт работы в транспортной или логистической отрасли, или к рекламному агентству.
К основным каналам продвижения можно отнести:
- Социальные сети
- Контекстная реклама
- Реклама в газетах, журналах
- Партнерские программы с экспедиторскими компаниями
Последний канал является одним из самых эффективных, так как экспедиторские компании заинтересованы в хорошем партнере с приемлемыми ставками аренды.
Более подробный список каналов будет представлен в маркетинговом плане, который составит маркетолог.
Чтобы успешно запустить логистический центр потребуется:
- Зарегистрировать ЮЛ
- Найти и приобрести земельный участок
- Построить логистический центр и сделать ремонт
- Нанять персонал
- Начать рекламу и сбор партнерской базы
- Начать работу
Этап/продолжительность, нед. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Регистрация ЮЛ | |||||||||||||||
Покупка ЗУ | |||||||||||||||
Строительство логистического центра | |||||||||||||||
Найм персонала | |||||||||||||||
Начало рекламы | |||||||||||||||
Начало работы |
Общий срок необходимый для открытия логистического центра составляет 15 недель. Самым продолжительным этапом является строительство логистического центра и покупка земельного участка. Общий период составит 9 недель.
Первоначально потребуется зарегистрировать юридическое лицо — ИП (ОКВЭД — 63.12 «Хранение и складирование»). Система налогообложения — УСН «Доходы». Следующим этапом понадобится приобрести земельный участок. Для поиска лучших земельных участков потребуется обратиться к брокерам. Как только договор покупки земельного участка будет подписан, необходимо найти строительную компанию, которая занимается возведение быстровозводимых зданий. Срок строительства составляет 6 недель. В него включается ремонт помещения и закупка оборудования.
Найм персонала составит 2 недели. Этот этап является также ответственным, так как работа сотрудников напрямую скажется на качестве услуг. Далее начинайте рекламную кампанию и прием грузов.
6. Организационная структура
Общая численность персонала логистического центра составит 14 человек. Структура включает в себя:
- Управляющего
- Логист (3 человека)
- Водитель погрузчика (2 человека)
- Грузчики (6 человек)
- Оператор (2 человека)
Управляющий директор компании отвечает за развитие, привлечение новых клиентов, развитие партнерской сети. Он также работает с бухгалтерией на аутсорсинге и рекламным агентством. Логист отвечает за прием и отгрузку грузов, планирует распределение площадей на складе. Также он ведет документооборот с клиентом.
Водители погрузчика и грузчики работают непосредственно на складе. Они разгружают и помогают загружать продукцию из автомобилей, которые приходят на склад. Операторы отвечают на входящие звонки от клиентов, собирают первоначальный запрос и передают его логисту.
Постоянные расходы | Оклад | Количество сотрудников | Сумма |
Управляющий | 80 000 | 1 | 80 000 |
Логист | 60 000 | 3 | 180 000 |
Водитель погрузчика | 45 000 | 2 | 90 000 |
Грузчики | 40 000 | 6 | 240 000 |
Оператор | 40 000 | 2 | 80 000 |
Страховые взносы | 201 000 | ||
Итого ФОТ | 871 000 |
Полный расчет ФОТ с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.
Затраты на покупку оборудования, руб.
Наименование | Количество | Цена за 1 шт. | Обшая сумма |
Касса | 1 | 8 000 | 8 000 |
Офисная мебель (стол+стулья) | 6 | 4 000 | 24 000 |
Канцелярия | 1 | 30 000 | 30 000 |
Гидравлическая тележка | 8 | 10 000 | 80 000 |
Вилочный погрузчик | 2 | 300 000 | 600 000 |
Ноутбук | 6 | 25 000 | 150 000 |
Принтер | 2 | 8 000 | 16 000 |
Итого: | 908 000 |
Суммарные затраты на покупку оборудования составляют 908 000 рублей. Самой крупной статьей расходов является покупка вилочного погрузчика — 600 000 рублей. Также 150 000 рублей потребуется на закупку 6 ноутбуков.
Инвестиции на открытие | |
Регистрация, включая получение всех разрешений | 10 000 |
Ремонт | 60 000 000 |
Вывеска | 35 000 |
Рекламные материалы | 50 000 |
Стоимость покупки земельного участка | 2 000 000 |
Стоимость строительства логистического центра | 180 000 000 |
Закупка оборудования | 908 000 |
Прочее | 50 000 |
Итого | 243 053 000 |
Общие затраты на открытие составляют 243 053 000 рублей. При этом затраты на строительство земельного участка составят 180 000 000 рублей. Еще 60 000 000 рублей составит ремонт, включающий в себя разводку электрики, пожарной системы и вентиляции.
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 871 000 |
Амортизация | 16 667 |
Коммунальные услуги | 40 000 |
Реклама | 100 000 |
Ежемесячная закупка канцеляции | 50 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 15 000 |
Непредвиденные расходы | 50 000 |
Итого | 1 142 667 |
Общие затраты на операционную деятельность в месяц составляют 1 142 667 рублей. При этом 871 000 рублей расходуются на заработную плату сотрудникам. Также 100 000 рублей потребуется выплачивать рекламному агентству.
Полный план продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и экономические показатели бизнеса представлены в финансовой модели.
К основным рискам относятся:
- Низкая заполняемость логистического центра
Для снижения данного риска необходимо активно развивать партнерскую сеть и привлекать коммерческие организации к партнерству.
- Срывы сроков строительства
Данный риск может привести к срыву договоренностей с потенциальными клиентами. Поэтому необходимо правильно планировать сроки строительства и прописывать их со строительной компанией.
Финансовая модель логистического центра
Библиографическое описание:
Перцев С. М. Риски и ожидаемые выгоды при создании в регионе опорной сети мультимодальных транспортно-логистических центров // Молодой ученый. 2015. №18. С. 280-283. URL https://moluch.ru/archive/98/22015/ (дата обращения: 03.03.2020).
В условиях перехода России на инновационный путь развития транспорт становится важнейшим фактором социально-экономического роста, обеспечивающим единство социально-экономического пространства страны, межрегиональные и международные связи, повышение эффективности использования природных ресурсов, расширение предпринимательства и международного сотрудничества.
Важную роль в развитии транспортного комплекса страны сыграет реализация Транспортной стратегии до 2030 года, одной из целей которой является мультимодальных логистических центров в транспортных узлах [1].
Мультимодальные транспортно-логистические перевозки становятся в России все популярней. Сегодня многие клиенты предпочитают осуществлять грузовые перевозки не одним видом транспорта, а несколькими, при этом пользуясь услугами различных компаний. Схема мультимодальных перевозок предусматривает поэтапную смену различных видов транспортных средств при осуществлении поставок и перевозок. С помощью этого специалисты могут разработать наиболее оптимальные маршруты и стоимость работы, что не всегда возможно при осуществлении перевозок одним видом транспорта — будь это автомобиль или железная дорога.
Мультимодальный транспортно-логистический центр (МТЛЦ) размещается в общесетевом (мультимодальном) транспортном узле и обслуживает несколько видов транспорта при совмещении технологии грузопереработки на терминалах, входящих в состав МТЛЦ [5, c. 84].
Мультимодальные транспортно-логистические центры (МТЛЦ) являются основными системообразующими элементами региональных транспортно-логистических систем (РТЛС), обеспечивающими скоординированное взаимодействие всех участников региональной транспортно-логистической системы, а также интеграцию транспортных, товароматериальных, сервисных, информационных и финансовых потоков.
Можно выделить следующие ключевые признаки существования МЛЦ:
1. Выделенный участок земли для компаний, осуществляющих логистическую, транспортную или дистрибьюционную деятельность.
2. Наличие нескольких операторов на территории участка, выступающих в качестве владельцев или арендаторов зданий и сооружений.
3. Обеспечение свободного доступа для всех компаний, занятых в логистических видах деятельности.
4. Наличие доступа к различным модальностям осуществления перевозок.
5. Управление территорией логистического центра одной организацией — государственной или частной [4, c. 59].
В структуру МЛЦ могут входить центр таможенного оформления и контроля, мультимодальный центр складского хранения и грузопереработки, мультимодальный контейнерный терминал, организации, представляющие различные виды транспорта, банки, страховые компании, бизнес-центры и другие организации.
К основным предпосылкам для становления и успешного развития МЛЦ можно отнести [4, c. 59]:
— наличие крупных и стабильных грузопотоков, проходящих вблизи предполагаемого МЛЦ;
— географическая близость и построение взаимоотношений с крупным мультимодальным транспортным узлом;
— создание благоприятных условий первоначальными владельцами земли, или впоследствии управляющей компаний, для привлечения операторов, осуществляющих логистическую деятельность в рамках территории МЛЦ.
В России создание складских комплексов полностью отдано в руки частного предпринимательства. Государственная программа развития до сих пор отсутствует. Невозможность навязать предпринимателю создание крупного мультимодального центра связана со значительными затратами на строительство и с длительным периодом окупаемости, так как подразумевает значительные инвестиции в инфраструктуру.
На решения предпринимателя влияют исключительно запросы рынка. Из приведенной диаграммы видно, что в регионах только 26 процентов компаний нуждаются в железнодорожных перевозках, но в абсолютных цифрах потребления квадратных метров это около 80 процентов всего потребленного объема.
Рис. 1. Соотношение компаний, нуждающихся в ж/д ветке к складу в регионах и не нуждающихся [2, c. 44]
Контейнерные операторы тоже заинтересованы в создании сети терминалов, однако пока используют инфраструктуру РЖД. Доля контейнерных перевозок низка, к тому же сказывается монополия РЖД (тарифы, материальная база и т. д.).
Таким образом, низкая доля контейнерных перевозок и высокие транзитные тарифы на железнодорожные перевозки делают недостаточно востребованным создание мультимодальных центров.
Снизить возможные риски при создание мультимодальных центров возможно путем реализации принципов и форм государственно-частного партнерства. В таблице представлены характерные виды рисков, встречающихся при создании и последующей эксплуатации мультимодальных логистических центров, и указаны те из партнеров (государство или частный бизнес), которые должны взять на себя конкретные риски (или большую часть этих рисков) и стремится их исключить.
Таблица 1
Примеры рисков, встречающихся при создании и последующей эксплуатации МЛТЦ [3]
Риск | Госу-дарство | Частный бизнес | Сов-местно |
Неурегулирование вопросов собственности на землю | + | ||
Неурегулирование назначения земли в плане освоения территории | + | + | |
Несоблюдение сроков реализации инвестиционного проекта | + | ||
Превышение бюджета инвестиций | |||
Отсутствие заинтересованности в покупке земли | + | + | |
Отсутствие востребованности услуг транспортно-логистического центра со стороны предприятий как объектов грузопотребления и грузоотправки, расположенных в зоне транспортной доступности транспортно-логистического центра | |||
Отсутствие хорошей связи транспортно-логистического центра с окружающей его автодорожной, железнодорожной, портовой и иной транспортно-коммуникационной инфраструктурой | + | ||
Отсутствие арендаторов объектов транспортно-логистической инфраструктуры логистического центра | + |
Развитие опорной сети МЛЦ в регионах имеет следующие социально-экономические выгоды:
1. Создание конкурентного преимущества для страны на международном рынке логистических услуг
2. Привлечение транзитных потоков
3. Развитие сети интермодальных центров на территории страны позволит создать дополнительный источник дохода для государства в виде транзитных сборов; налоговых сборов за использование транзитной инфраструктуры
4. Региональная экономическая привлекательность для иностранных инвестиций
5. Активизация развития многих отраслей промышленности региона.
6. Решение проблем занятости населения.
Развитая система логистических центров позволяет сокращать цепи поставок, оптимизировать товарные потоки, повышать маневренность поставок. Фактически, логистические центры создаются для того, чтобы решить проблему доставки грузов от поставщика к потребителю в кратчайшие сроки и с наименьшими финансовыми затратами.
Приведем пример получения выгод от создания мультимодального логического центра на базе аэродромов гражданской авиации (МЛЦА), которые также находят широкое применение в различных странах.
МЛЦА, расположенные вдоль транспортных евро-азиатских коридоров, позволяют [7]:
— увеличить объемы суммарных грузовых перевозок между развитыми регионами Европы и Азии за счет организации транспортных потоков из государств Азии и Европы непосредственно в крупные регионы России;
— обеспечить развитие региональных транспортных перевозок в Российской Федерации через указанные центры — региональные хабы с использованием различных видов транспорта (авиационного, автомобильного, железнодорожного, водного);
— повысить эффективность грузовых авиаперевозок дальнемагистральных самолетов при использовании этих центров в качестве транзитных аэропортов с целью дозаправки, что обеспечит повышение коммерческой загрузки в аэропорту вылета и возможность дозагрузки в транзитном аэропорту;
— повысить мобильность комбинирования грузоотправлений при стыковке различных видов международных грузовых перевозок при использовании мультимодальных логистических центров и перевалки в МЛЦА грузов на другие виды транспорта.
В целом при использовании МЛЦА объем и эффективность евро-азиатских транспортных перевозок могут заметно возрасти.
Региональные МЛЦА по транспортным коридорам на территории России в перспективе могут быть расположены по всему маршруту грузовых евро-азиатских авиаперевозок и обеспечат транспортными отправлениями и доставкой грузов такие крупные регионы, как Европейский центр России, Поволжье, Урал, Западную Сибирь, Восточную Сибирь, Дальний Восток и предоставят возможность транзита грузовых самолетов на маршрутах Европа-Азия, их хранения и перевалки на другие виды транспорта для обеспечения региональных задач.
На базе уже существующих грузовых транспортных комплексов в аэропортах Шереметьево, Домодедово создана надежная база для развития их в МЛЦА [7].
К числу прорабатываемых подобных МЛЦА на территории России может быть отнесен, в частности, ОАО «Авиакор-Аэропорт» на базе аэродрома «Безымянка» вблизи г. Самара.
В дальнейшем целесообразно рассмотреть создание подобных центров на базе аэродрома Калининград («Храброво»), Новосибирск («Толмачево»), Иркутск, Хабаровск.
Создание этих МЛЦА обеспечит возможность повышения уровня наземного транспортного обслуживания евро-азиатских грузовых перевозок, возможность ускорения развития региональных транспортных систем, а также позволит повысить эффективность евро-азиатских транспортных перевозок.
По проведенным оценкам как российских, так и зарубежных организаций использование МЛЦА обеспечивает существенное повышение эффективности грузовых перевозок.
Создание МЛЦА по маршрутам евро-азиатских международных транспортных потоков является задачей не только Российской Федерации, но и всех участников, заинтересованных в развитии этих перевозок.
Поэтому создание таких МЛЦА должно осуществляться на основе международной кооперации с привлечением инвестиций как российской стороны, так и других стран, что может обеспечивать быстрое и эффективное их создание и развитие.
Поскольку регионы являются наиболее заинтересованными участниками проектов по созданию и развитию МЛЦА, то инициатива создания МЛЦА должна исходить, прежде всего, с их сторон при активной поддержке федеральных властей и международного бизнеса.
Литература:
1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года
2. Герастовский Д. Проблемы создания логистических центров на примере Московского региона // Транспорт Российской Федерации. — № 11. — 2007. — С. 43–45.
3. Лебедев В. Н. Государственно-частное партнерство как основной инструмент реализации проектов создания и последующего эффективного функционирования крупных мультимодальных транспортно-логистических центров в субъектах Российской Федерации. — URL: https://www.strategy-center.ru/page.php?vid=983&vrub=inf
4. Петраков Г. П. Организация взаимодействия железных дорог с другими видами транспорта в транспортных узлах на примере мультимодальных логистических центров. Диссерт. канд. тех. наук. Москва, 2014. — 223 с.
5. Прокофьева Т. А. Проектирование и организация региональных транспортно-логистических систем: Учебно-методический комплекс.– М.: Изд-во РАГС, 2009. — 334 с.
6. Роль мультимодальных логистических центров на базе гражданских аэродромов в развитии международных евро-азиатских транспортных перевозок. — URL: https://www.bizeducation.ru/library/log/trans/5/multi.htm
Основные термины (генерируются автоматически): создание, вид транспорта, перевозка, центр, транспортно-логистический центр, Российская Федерация, последующая эксплуатация, частный бизнес, транспортный узел, логистический центр.