Бизнес план малого предприятия википедия

Малое предпринимательство (малый бизнес) — предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Малое и среднее предпринимательство Российской Федерации[править | править код]

Продуктовый магазин в жилых массивах или сельской местности — один из наиболее часто встречающихся в СНГ типов микропредприятий

Компании малого и среднего бизнеса играют важную роль на рынке услуг частным клиентам

Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

23 сентября 2009 года тогда ещё председатель правительства РФ В. В. Путин огласил начинания Правительства РФ по содействию развитию малого и среднего предпринимательства в России[1]:

  1. Сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14 % (с 2011).
  2. Освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование, от налога на имущество на срок до трёх лет.
  3. Отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.
  4. Освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.
  5. Передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.
  6. Продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.
  7. Сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность бессрочным (сейчас — нужно продлевать каждые пять лет).
  8. Пакет госпомощи малому и среднему предпринимательству в 2010 году — 13 млрд руб.

Ограничение по статусу[править | править код]

Согласно ст. 4 ФЗ «О развитии МСП в РФ» для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 49 % (данное ограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования).

Ограничение по численности работников[править | править код]

В зависимости от средней численности работников за календарный год предприятия согласно ст. 4 ФЗ «О развитии МСП в РФ» подразделяются на:

  • микропредприятия — до 15 работников включительно;
  • малые предприятия — до 100 работников включительно;
  • средние предприятия — от 101 до 250 работников включительно.

Ограничение по выручке[править | править код]

С 4 апреля 2016 года согласно Постановлению Правительства РФ от 4 апреля 2016 года N 265 предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • микропредприятия — 120 млн рублей;
  • малые предприятия — 800 млн рублей;
  • средние предприятия — 2 млрд рублей.

Франчайзинг[править | править код]

Франчайзинг позволяет предпринимателям начинать дело по готовой схеме крупной сети, используя их бренды и технологии, а также возможности финансирования некоторых этапов.
В России, как и во многих странах мира, франчайзинг активно развивается. Примеры сфер предпринимательства, где действуют много франчайзинговых предприятий: торговля, общественное питание, туризм.

Поддержка малого предпринимательства[править | править код]

Малое и среднее предпринимательство (МСП) является одним из приоритетов государственной политики. В 2016 году была разработана и принята Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года[2]. В 2017—2018 годах было выполнено 82 % мероприятий Стратегии[3]. В рамках исполнения майского указа президента запущен национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», рассчитанный на период с 2018 по 2024 годы.

Основными лоббистами интересов малого и среднего бизнеса в России являются ТПП России и РСПП. В 2013 году в кулуарах XII Всероссийского форума «Дни малого и среднего бизнеса России — 2013» Президентом ТПП РФ была поднята проблема чрезмерного повышения страховых взносов[4]. В 2014 году Правительством РФ утверждена программа поддержки малого бизнеса. В рамках этой программы предусмотрен ряд мер, в том числе финансовых, правовых и административных. Одним из основных инициаторов Программы выступила ТПП РФ[5]. В 2016 году Катыриным было инициировано ужесточение процедуры введения новых налогов для исключения двойного и тройного налогообложения[6].

Государственный «Внешэкономбанк» (ВЭБ) через собственный, специально созданный «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО «МСП банк») реализует программы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства[7].[8] Эту программу кредитования ещё называют «Шесть с половиной», а её особенность состоит в льготных условиях для приоритетных отраслей экономики (для среднего бизнеса под 10 процентов годовых, для малого — под 11)[9]. Приоритетность отрасли определяет Правительство РФ.

Опросы показали, что 44 % представителей малого бизнеса осведомлены о действующих программах государственной поддержки, при этом 13 % из них указали, что имеют опыт пользования такими программами[10]. По результатам опроса малого бизнеса специалистами РАНХиГС только 9 % компаний указали, что использовали меры поддержки, при этом большинство мало осведомлено о мерах поддержки[11].

Уровень доверия предпринимателей к банковской системе в России[править | править код]

По данным опроса, проведённого центром НАФИ, 10 % руководителей бизнеса предприняли какие-либо действия в связи со случаями отзыва лицензий банков. Наиболее распространённая реакция — смена банка (18 % тех, кто что-либо предпринимал). 12 % перестали хранить деньги на счетах, а ещё по 10 % открыли либо имеют счёт в другом банке. 6 % сняли наличные со счёта, а 4 % находятся в поиске нового банка. Опросы показали, что 4 % закрыли счета в негосударственных банках и столько же перевели средства в Сбербанк.

66 % предпринимателей уверены в финансовой устойчивости банка, в котором обслуживается их организация, и таковых больше всего среди представителей среднего бизнеса (76 %). Неуверенных — только 13 %, и это чаще всего — малые предприятия (17 %)[12].

Таблица: «Насколько Вы уверены в финансовой устойчивости банка, в котором обслуживается ваша организация?», в % (всероссийский опрос, №=500)

Все

опрошенные

Малый бизнес

(включая микро-)

Средний

бизнес

Полностью уверены353341
Скорее уверены312935
Скорее не уверены10136
Абсолютно не уверены341
Затрудняюсь ответить211917

В других странах[править | править код]

В Японии и некоторых европейских странах используется термин «малое и среднее предпринимательство» для определения небольшого бизнеса. В уставе ОЭСР сказано, что предприятия, на которых работает не больше 19 человек, считаются весьма малыми, от 20 до 90 человек — малыми. Если на предприятии занято минимум 100, максимум 499 человек — это среднее предприятие. Крупным считается предприятие, если на нем работает больше 500 человек. В Евросоюзе микро-, малые и средние предприятия обозначаются термином «малое и среднее предпринимательство»[13].

В начале 1970-х годов в ЕС стала развиваться национальная система поддержки и регулирования малого и среднего бизнеса, а малое предпринимательство начало развиваться в 1980-х годах. Сейчас малые предприятия помогают увеличить рост занятости в Европе[13].

В Дании, Нидерландах, Чехии, Франции, Эстонии, Швейцарии, Австрии для малого бизнеса предоставляются специальные условия по гарантиям для стартапов, в Бельгии, Польше, Словакии, Финляндии, Италии, Германии, Нидерландах — гарантии по кредитам для малого и среднего бизнеса. Ряд стран осуществляет государственное софинансирование, налоговые льготы, отсрочку платежей, субсидирование процентных ставок. Работают банки, которые специализируются на кредитовании малого и среднего бизнеса[13].

Наблюдаются существенные различия между странами мира в определении критериев малого и среднего бизнеса, поэтому прямое сопоставление их роли в экономике ограничено[14].

Существует Европейская хартия для малых и средних предприятий, ее положения входят в Многолетнюю программу по малому и среднему бизнесу, благодаря которой были реализованы некоторые проекты. В Европе развитие малого и среднего бизнеса происходит на двух уровнях — национальном уровне и при помощи программ, которые реализуются под эгидой ЭС. Есть программа «Eureka», которая создана для поддержки инновационных проектов. В каждой стране, которая входит в состав ЕС, есть национальные системы поддержки развития малого инновационного предпринимательства[13].

Во Франции малое и среднее предпринимательство хорошо развито. В стране есть налоговый кредит на инновационную и исследовательскую деятельность, происходит стимулирование кредитования малого и среднего бизнеса. Государственная политика страны направлена на то, чтобы развивать малое предпринимательство и сокращать уровень безработицы[13].

В Швейцарии за разработку и воплощение в жизнь политики правительства по поддержке малого и среднего предпринимательства отвечает Дирекция по территориальному развитию, которая входит в состав Государственного секретариата экономики Швейцарии. Для финансирования малого и среднего предпринимательства в стране есть ипотечные кредиты, венчурные фонды и банки. Во многих регионах работают агентства по развитию, которые помогают развиваться малым и средним предприятиям. В Швейцарии может быть полное освобождение от налога на прибыль на 10 лет. Малый и средний бизнес может воспользоваться льготным кредитованием[13].

Китай[править | править код]

  • 2013: В качестве меры по стимулированию экономики введены налоговые льготы для малого предпринимательства. С 1 августа 2013 заморожен налог на добавленную стоимость и налог с оборота для предприятий малого предпринимательства, чей ежемесячный объём продаж не превышает 20 тысяч юаней (примерно 3,3 тыс. долл. США). По оценкам правительства, от этих льгот выиграют более 6 миллионов малых предприятий, увеличатся доходы и повысится уровень занятости у миллионов китайцев. Новые меры стимулирования предусматривают также упрощение процедуры таможенного оформления, снижение эксплуатационных сборов и облегчение экспорта для малых и средних частных предприятий[15].

США[править | править код]

Структура малого и среднего бизнеса США:

Тип бизнесаГодовой оборотКоличество компанийЗанятость
Малый бизнесменее 10 млн долларовоколо 6 млн35%
Средний бизнесот 10 млн до 1 млрд долларов195 00034%

Сегмент среднего рынка принято подразделять на три сегмента:

  • компании с наименьшим оборотом (они ближе к малому бизнесу);
  • компании, конкурирующие в среднем сегменте (годовой оборот от 20 до 500 млн долларов);
  • компании с наибольшим годовым оборотом (сближаются с крупным бизнесом)[16].

В Соединенных Штатах Америки «малым бизнесом» могут называть и малые и средние предприятия[13].

Украина[править | править код]

Структура малого и среднего бизнеса на Украине[17][18]:

Тип бизнесаКол-во сотрудниковГодовой доходКол-во субъектов
Микробизнесдо 10не более экв. 2 млн евро1910830
Малый бизнес10-49не более экв. 10 млн евро47555
Средний бизнес50-249не более экв. 50 млн евро15510

Примечания[править | править код]

  1. ↑ Малый бизнес защитили от малой власти. Коммерсантъ № 50 (4350) (24 марта 2010). Дата обращения 13 августа 2010.
  2. ↑ Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года. government.ru. Дата обращения 1 октября 2019.
  3. Вера Баринова, Степан Земцов, Владимир Коцюбинский, Александр Красносельских, Юлия Царева. ВЫПОЛНЕНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ // Экономическое развитие России. — 2018. — Т. 25, вып. 11. — ISSN 2306-5001.
  4. ↑ С. Катырин: бизнесу нужны деньги, а не обещания | Социальная сеть Pandia.ru. pandia.ru. Дата обращения 22 декабря 2015.
  5. ↑ «От первого лица» / Сергей Катырин, президент ТПП России: о программе поддержки малого бизнеса / Radiorus.ru (недоступная ссылка — история ). test.radiorus.rfn.ru. Дата обращения 1 ноября 2015.
  6. ↑ Сергей Катырин: Не думаю, что нефть подорожает до 90 долларов. Российская газета. Дата обращения 22 декабря 2015.
  7. ↑ Внешэкономбанк — «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО «МСП Банк»)
  8. ↑ Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства (недоступная ссылка). Дата обращения 31 августа 2016. Архивировано 18 сентября 2016 года.
  9. ↑ Сергей Катырин: Нужно упростить доступ бизнеса к финансированию. Российская газета. Дата обращения 8 января 2017.
  10. ↑ Социология. Статистика. Публикации. Малое и среднее предпринимательство в России: Отраслевой обзор. Вып. 4 / Авторы: О. Ю. Стасевич, Г. Р. Имаева, А. В. Дурнов, О. А. Шарова; Аналитический центр НАФИ. — М.: Издательство НАФИ, 2016. — 48 с.
  11. Баринова ВА., Земцов С.П., Царева Ю.В. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России. — Российская экономика в 2018 году. Тенденции и перспективы. (Вып. 40). — Москва: Изд-во Ин-та Гайдара, 2019. — С. 579—600. — ISBN 978-5-93255-554-5.
  12. ↑ Малое и среднее предпринимательство в России. Серия «Социология. Статистика. Публикации. Отраслевые обзоры». Вып. 4, 2016 г. — НАФИ
  13. 1 2 3 4 5 6 7 Захарова Наталья Васильевна, Лабудин Александр Васильевич. Малое и среднее предпринимательство в европейских странах:основные тенденции развития.
  14. Баринова В. А., Земцов С. П. Международный сравнительный анализ роли малых и средних предприятий в национальной экономике: статистическое исследование // Вопросы статистики. — 2019. — № 26. — С. 55—71..
  15. ↑ Би-би-си: «Китай вводит новые меры по стимулированию экономики»
  16. ↑ Роберт Шер, 2016, с. 15—20.
  17. ↑ Основні показники діяльності суб’єктів господарювання з розподілом на суб’єкти великого, середнього, малого та мікропідприємництва. ukrstat.gov.ua. Дата обращения 11 января 2017.
  18. ↑ CТРУКТУПНІ ЗМІНИ В ЕКОНОМІЦІ. ukrstat.gov.ua. Дата обращения 11 января 2017.

Литература[править | править код]

  • Роберт Шер. Сильный средний бизнес: Как справиться с семью основными препятствиями роста = Mighty Midsized Companies. How Leaders Overcome 7 Silent Growth Killers. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 248 с. — ISBN 978-5-9614-5501-4.

Ссылки[править | править код]

Источник

Бизнес-план (англ. business plan) — план осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащий сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности. Бизнес-планирование — это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.

История[править | править код]

В СССР в качестве годового плана производственно-технической и финансовой деятельности предприятия использовался техпромфинплан.
После перехода на рыночную экономику российские предприятия перестроились на использование бизнес-плана.

Определение[править | править код]

Согласно определению «Современного экономического словаря» и «Большого экономического словаря» бизнес-план — это план, программа осуществления бизнес-операций, действий предприятия, содержащая сведения о предприятии, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности[1][2]. Бизнес-план составляется в целях описания этапов и путей проведения предпринимательской операции, её выгодности и используется для убеждения партнёров (кредиторов) в целесообразности предстоящей сделки, операции[3].

В «Экономическом словаре» бизнес-план — это документ, вырабатываемый предприятием, в котором систематизируются основные аспекты намеченного коммерческого мероприятия[4].

То есть бизнес-план — это результат сводного систематического планирования деятельности предприятия; это документ стратегического плана создания/развития бизнеса предприятия, отражающий текущее состояние, цели и стратегию достижения ожидаемых потребностей и развития предприятия. Бизнес-план может быть и результатом единовременного планирования проекта для решения конкретной стратегической задачи; это основной документ инвестиционного проекта, в котором излагаются суть, основные характеристики, финансовые результаты и экономическая эффективность проекта[5].

Бизнес-планирование — это разработка бизнес-плана, то есть процедура по сбору, обработки информации, принятия системы взаимосвязанных управленческих решений с целью получения ожидаемого результата[5][6].

Планирование и бизнес-планирование[править | править код]

Планирование — это процесс постановки целей и определение того, что должно быть сделано для их достижения; вид управленческой деятельности по определению будущего с постановкой целей, выбором путей и способов их достижения, разработкой планов, распределением необходимых ресурсов; повторяющийся процесс переработки информации и принятия управленческих решений как в целом по предприятию, так и по её отдельным подразделениям. Результатом планирования является план[6].

Виды планирования:

  • стратегическое (долгосрочное);
  • среднесрочное;
  • краткосрочное.

Стратегические планы отображают перспективы развития предприятия в будущем (свыше 5 лет).

Среднесрочные планы (3-5 лет).

Краткосрочные планы (1 год) — увязывают объём продукции с имеющимися ресурсами (производственные фонды, численность работников).

Планы составляют как в количественных, так и в качественных показателях.

Количественные — характеризуют объёмы продаж, увеличение прибыли, снижение себестоимости.

К качественным планам относятся повышение престижа предприятия, охрана окружающей среды, повышение культурного и образовательного уровня работников предприятия.

План развития предприятия включает следующие разделы:

  1. план производства и реализации продукции (производственная программа);
  2. план развития науки и техники;
  3. план повышения экономической эффективности производства;
  4. план материально-технического обеспечения (МТО);
  5. план капитального строительства и капитальных вложений;
  6. план по труду и кадрам;
  7. план по издержкам, прибыли, рентабельности производства;
  8. финансовый план;
  9. план социального развития коллектива;
  10. план мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.

Бизнес-планирование имеет следующие отличия от планирования[7]:

  1. Бизнес-планирование включает лишь одну из важнейших задач планирования нового вида деятельности или бизнес-проекта, а не весь комплекс деятельности предприятия. Бизнес-план разрабатывает лишь новую стратегию или тактику развития предприятия, а план может включать различные виды совместной текущей и перспективной деятельности.
  2. Бизнес-планы разрабатываются в основном на инновационные проекты, и они ограниченны чёткими сроками их выполнения, по истечении которых работа над данным бизнес-проектом завершается. Планирование производится непрерывно по всем видам деятельности предприятия: по мере выполнения одного годового плана предприятие переходят к осуществлению следующего плана и т.д.
  3. Бизнес-план в основном состоит в открытии нового дела/проекта и получения под него необходимых ресурсов (в т.ч. денежных средств). К бизнес-плану предъявляются повышенные требования к наиболее тщательного обоснования финансовых показателей с учетом существующей степени риска. Планы необходимы в основном для собственного пользования, а бизнес-планы — для внешних пользователей.
  4. Бизнес-планы разрабатываются под руководством первых лиц или собственником предприятия. Планирование, как правило, осуществляется экономистами-плановиками функциональных подразделений предприятия.

Цели и задачи составления бизнес-плана[править | править код]

Бизнес-план служит двум основным целям:

  • Он даёт инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
  • Служит источником информации для лиц, непосредственно реализующих проект.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

  • определить конкретные направления деятельности фирмы,
  • целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.
  • определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.
  • оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
  • выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
  • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
  • оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю на следующие вопросы:

  • какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на рынок;
  • каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;
  • какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;
  • сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надёжных поставщиков;
  • каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;
  • какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на неё повлияют конкуренты;
  • какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
  • каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.

Методы составления бизнес-плана[править | править код]

На международных инвестиционно-финансовых рынках выработаны свои определённые стандарты и методики подготовки бизнес-планов, технико-экономических обоснований и инвестиционных меморандумов.

Методика UNIDO[править | править код]

Организация по промышленному развитию при ООН ЮНИДО (UNIDO) разработала в 1978 году «Руководство по подготовке промышленных технико-экономических исследований»[8][9].

Общая структура бизнес-плана, в соответствии со стандартами UNIDO, должна иметь следующие параметры[10]:

  1. Резюме
  2. Идея (сущность) предлагаемого проекта
    • Общие исходные данные и условия.
    • Описание образца нового товара.
    • Оценка опыта предпринимательской деятельности.
    • Оценка рынка сбыта.
    • Описание потребителей нового товара.
    • Оценка конкурентов.
    • Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов.
  3. План маркетинга
    • Цели маркетинга.
    • Стратегия маркетинга.
    • Финансовое обеспечение плана маркетинга.
  4. План производства
    • Изготовитель нового товара.
    • Наличие и требуемые мощности производства.
    • Материальные факторы производства.
    • Описание производственного процесса.
  5. Организационный план
    • Организационно-правовая форма собственности фирмы.
    • Организационная структура фирмы.
    • Распределение обязанностей.
    • Сведения о партнёрах.
    • Описание внешней среды бизнеса.
    • Трудовые ресурсы фирмы.
    • Сведения о членах руководящего состава.
  6. Финансовый план
    • План доходов и расходов.
    • План денежных поступлений и выплат.
    • Сводный баланс активов и пассивов фирмы.
    • График достижения безубыточности.
    • Стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование).
    • Оценка риска и страхование.
  7. Приложение

Бизнес-плана разрабатывается в четыре этапа: I. на основе стратегического направления развития формулируется миссия компании/продукта; II. на основе финансовых и нефинансовых целей уточняются конкретные показатели компании/проекта, которые планируются достичь; III. выбираются цели, которые должны быть достигнуты за счет реализации стратегий развития; IV. компания оценивается через призму конкретных продуктов и рынков[11].

Методика ТАСИС[править | править код]

Метод, разработанный в рамках программы ТАСИС (программа «технического содействия») для своих партнёров, является самым разветвлённым[10]:

  1. Резюме
  2. Цели предприятия
  3. Деятельность существующего предприятия
  4. Управление
  5. Рынок
  6. Продукция
  7. Ценообразование
  8. Поставщики
  9. Материальные ресурсы
  10. Помещения
  11. Персонал
  12. Прибыль и прогнозы
  13. Потребность в финансах.

Методика ЕБРР[править | править код]

Метод Европейского банка реконструкции и развития был разработан упрощённый вариант для своих партнёров[10]:

  1. Титульный лист
  2. Меморандум о конфиденциальности
  3. Резюме
  4. Предприятие
    1. История развития предприятия и его состояние на момент создания бизнес-плана, описание текущей деятельности
    2. Собственники, руководящий персонал, работники предприятия
    3. Текущая деятельность
    4. Финансовое состояние
    5. Кредиты
  5. Проект
    1. Общая информация о проекте
    2. Инвестиционный план проекта
    3. Анализ рынка, конкурентоспособность
    4. Описание производственного процесса
    5. Финансовый план
    6. Экологическая оценка
  6. Финансирование
    1. Графики получения и погашения кредитных средств
    2. Залог и поручительство
    3. Оборудование и работы, которые будут финансироваться за счёт кредитных средств
    4. SWOT-анализ
    5. Риски и мероприятия по их снижению
  7. Приложения

Методика KPMG[править | править код]

Методика KPMG имеет структуру бизнес-плана[12]:

  1. Резюме
    1. Краткий обзор
    2. Предлагаемая продукция и услуги
    3. Миссия, цели и задачи
  2. Продукция и услуги
    1. Введение
    2. Продукция и услуги
    3. Сопутствующие товары и услуги
  3. Анализ рынка и отрасли
    1. Использование продукта и услуги
    2. Демографический анализ
    3. Конкуренция
    4. SWOT-анализ
  4. Целевые рынки
    1. Целевые потребители
    2. Географический целевой рынок
    3. Ценообразование
  5. Стратегии рекламы и продвижения
    1. Стратегия продвижения
    2. Средства распространения рекламы
    3. Прогноз продаж
  6. Управление
    1. Организация и ключевой персонал
    2. Постоянное потребление активов
    3. Затраты на подготовку производства
  7. Финансовый анализ
    1. Себестоимость реализованной продукции
    2. Анализ безубыточности
    3. Количественный анализ
    4. Доходы и убытки
    5. Движение денежных средств
    6. Балансы предприятия
    7. Риски
  8. Приложения

Методика Ernst&Young[править | править код]

Структура бизнес-плана в рамках стандартов Ernst&Young может иметь следующий вид[6]:

  1. Исполнительное резюме
  2. Анализ рынка
  3. Описание компании
  4. Продукты и услуги
  5. Маркетинг и сбыт
  6. Производство
  7. Менеджмент и право собственности
  8. Требуемые средства и их использование
  9. Финансовые данные
  10. Приложения или дополнения.

После разработки бизнес-плана по стандарту Ernst&Young рекомендуется составить план по удержанию ключевых сотрудников проекта, учесть риски их ухода из проекта[13].

Кроме этого необходимо проанализировать реальную потребность в финансировании проекта. Почти каждая реализация проекта на практике требует дополнительного финансирования из-за недооценки потребностей в капиталовложениях или недооценки масштаба проекта[13].

Проект должен обладать механизмом (возможностью) выхода инвестора из проекта, его замены[13].

Бизнес-планирование в России[править | править код]

В СССР с 1988 года действовали «Методические рекомендации по комплексной эффективности мероприятий»[14], обобщающие лишь инвестиционные показатели. В 1994 году уже в современной России произошла унификация методов оценки инвестиционных проектов в «Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов»[15]. В 1999 году вышла вторая редакция «Методических рекомендаций»[16][17]. Однако, многие кредитные организации, фонды и прочие инвесторы имели собственные требования и структуру бизнес-плана, отличные от данных методик.

В настоящий момент среди крупных российских инвесторов выделяются Фонд развития промышленности[18] и другие.

Примечания[править | править код]

  1. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 495 с.
  2. ↑ Борисов А. Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 1999. — 895 с.— С.67—ISBN 5-8041-0049-1
  3. ↑ Райзберг Б.А. Словарь современных экономических терминов/Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский — 4-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2008, — 408с. — c.31 — ISBN 978-5-8112-3286-4
  4. ↑ Экономический словарь/Отв. ред. Архипов А.И. — 2-е изд. — М.: Проспект, 2010 — 672с.— c.56 — ISBN 978-5-392-01175-9
  5. 1 2 Шкурко В.Е. Бизнес-планирование в предпринимательской деятельности/В.Е. Шкурко, Н.Ю. Никитина — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016 — 172с.- c.22 — ISBN 978-5-7996-1803-2
  6. 1 2 3 Стрекалова Н.Д. Бизнес-планирование: учебное пособие (недоступная ссылка) — СПб.: Питер, 2012, — 352с. — с.9, 123, 322-323, 342 — ISBN 978-5-459-01065-7
  7. ↑ Бухалков М.И. Бизнес-планирование проектов/Внутрифирменное планирование — М.: Инфра-М
  8. ↑ Behrens W., Hawranek P. M.Manual for the preparation of industrial feasibility studies — NY.: United Nations, 1978
  9. ↑ Беренс В. Руководство по оценке эффективности инвестиций / В. Беренс, П.М. Хавранек. М.: АОЗТ «Интерэксперт», «ИНФРА-М», 1995. — 528 с. — ISBN 5-85523-012-0
  10. 1 2 3 Обзор методик формирования инвестиционного бизнес-плана / М. В. Чараева, А. В. Палеев // Финансы и кредит. — 2014. — № 18. — С. 2-8
  11. ↑ Экономические основы модернизации и технологического развития промышленных предприятий. Стратегическое управление и бизнес-планирование- ЮНИДО — c.7
  12. ↑ Пелымская И.С. Экономика и управление на металлургических предприятиях: учебное пособие/И.С.Пелымская, Н.В. Гончарова — Екатеринбург:Изд-во Урал. ун-та, 2014 — 272с. —С.148 — ISBN 978-5-321-02424-9
  13. 1 2 3 Форд Б. Руководство Ernst&Young по составлению бизнес-планов — М.: Альпина Паблишерз, 2010 — 258с. — С.243-247 — ISBN 978-5-9614-1203-1
  14. ↑ Методические рекомендации по комплексной эффективности мероприятий, направленных на ускорение научно-технического прогресса Архивная копия от 7 мая 2019 на Wayback Machine//Постановление ГКНТ СССР N 60, Президиума АН СССР N 52 от 03.03.1988
  15. ↑ Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, утвержденные Госстроем, Министерством экономики и Министерством финансов России от 31.03.94г. № 7-12/4
  16. ↑ Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики, Минфина и Госстроя России от 21 июня 1999 года N ВК-477
  17. ↑ Пелымская И. Инструментарий экономической оценки инвестиционных проектов- Lambert, 2016 — 80с. — С.33 — ISBN 978-3-659-93017-1
  18. ↑ Руководство по подготовке бизнес-плана проекта/Фонд развития промышленности, 2018 года

Ссылки[править | править код]

Источник

Adblock
detector