Бизнес план магазина автозапчастей форум
Еще со времен ларьков, торговавших жвачками Turbo и порошками Yupi, мы знаем, что самый понятный бизнес — это «купи-продай». Если сосед Игорь поднялся в 90-е на шоколадках, обещавших «райское наслаждение», то чем сейчас запчасти хуже? Спрос на них предсказуем и стабилен: вон сколько машин на улицах! И независимо от глубины и драматизма кризиса, всем автомобилям будут нужны детали, расходники, эксплуатационные жидкости.
Впрочем, в торговле особенно остро стоит вопрос конкуренции. Если вам придет в голову продавать телевизоры, зубную пасту, шоколадки или медикаменты, вы быстро осознаете, что против крупных торговых сетей не попрешь. Но с запчастями ситуация иная. Есть официальные дилерские центры, есть десятки тысяч разрозненных малых предприятий и есть крупные интернет-магазины. С первыми конкурировать вроде бы можно: у них ведь цены на запчасти задраны до небес. Со вторыми и третьими… Слишком уж многие стремятся урвать свой кусок на этом рынке, так что конкуренция выше крыши во всех сегментах — и в оффлайне, и в онлайне. С одной стороны, это означает высокие риски, сложность планирования и немаленькую цену входа на рынок. Но с другой стороны, влияние кризиса создает турбулентную ситуацию для всех игроков, давая кому-то — возможно, новичку — шанс проявить себя. А помимо прочего, именно в такие периоды сами собой рождаются новые возможности и ниши.
Я стою перед покосившимся старым домом в переулке, названия которого никто не помнит, и который не найдешь без навигатора. Вывеска «Запчасти для Ford» сделана в лучших традициях провинциальной торговли. Прежде чем заходить, смотрю на смартфоне цены в популярных интернет-магазинах. Вот, допустим, такая мелочь, как пыльник рулевой тяги на Focus II. Фордовский «оригинал» стоит 1800 руб., и есть несколько неоригинальных вариантов в районе 700-1000 руб. Захожу в «оффлайновый» магазин, и тут мотор в моей голове начинает «троить» и звенеть клапанами. Тут эту деталь продают за 350 руб. И как с такими конкурировать?
Этот и несколько подобных магазинов других марок хорошо известны в городе среди автомобилистов, умеющих экономить, а ассортимент деталей, которые тут всегда в наличии, впечатляет. Бывает, что даже дилеры берут в этом магазине ту или иную деталь, которой у них в данный момент нет.
Восхищенный увиденным, я прошу позвать управляющего и представляюсь. Я, мол, не разведчик от конкурентов, а всего лишь пишу статью, расскажите о том, как вам удалось создать такой сверхдоступный дискаунтер. Я уже было приготовился услышать захватывающую историю бизнес-кейса в духе Ричарда Бренсона (Virgin) или Сергея Галицкого («Магнит»), но владелец магазина сдержанно улыбнулся и поведал, что пришел в этот бизнес случайно и относительно недавно — на волне кризиса 2008 года, когда его прошлая фирма, связанная с «ювелиркой», стала подавать признаки скорого банкротства. Друзья, у которых уже были подобные магазины для «японцев», «немцев» и GM, предложили выгодный вариант: откройся под вывеской «Форда», а мы поможем контактами с поставщиками, которые обеспечат лучшие закупочные цены. За шесть прошедших лет бизнесмен ни разу не пожалел о своем решении попробовать себя в этом деле.
Итак, многое держится на деловых контактах с «правильными» поставщиками. Это плохая новость для вас, если у вас таких контактов пока нет. Но есть и хорошая новость. Практически каждый, кто пытался в свое время торговать запчастями, в результате смог худо-бедно заработать. «Мне сложно припомнить хоть один магазин запчастей, который бы разорился», — утверждает моя знакомая, работающая в этой сфере много лет. Услышав это, я предложил ей сесть за стол и попробовать составить пошаговую инструкцию по созданию такого бизнеса.
Шаг 1. Выбрать нишу
Какого магазина не хватает в вашем городе? На этот вопрос довольно сложно ответить, поскольку, на первый взгляд, спрос на все виды запчастей удовлетворен. Нечто нестандартное, вроде бутика запчастей для «Бентли» или магазина «Запчасти для Калины. Все по 100 руб.» едва ли будет востребовано. Перед вами лежит несколько очевидных путей. Одна дорога — монобрендовый магазин с максимально широкой номенклатурой продукции под определенную марку (или группу марок типа «японцев»). Другая — мультибрендовый магазин, торгующий только самыми ходовыми товарами для машин самых разных производителей. Это тоже интересный путь: допустим, магазин «Все для ТО». Между этими двумя дорогами есть множество компромиссных тропинок-решений, а некоторые находят для себя какой-то третий путь. Например, я знаю процветающий магазин, специализирующийся на старых (!) иномарках. Дело в том, что в большинстве торговых точек сложно найти деталь на автомобиль старше 2000 года выпуска. А ведь это немаленькая ниша.
Выбранный бренд или бренды определяют вашу стратегию надолго вперед, и неверное решение будет долго аукаться. Это вообще единственный ключ к успеху в ритейле — понять, что нужно рынку. А значит, начинать стоит с изучения ситуации. Одни марки продавались в огромных количествах, соответственно, спрос на детали для них очень велик, но и магазинов для них много. С люксовыми марками все наоборот, и в этом есть свои плюсы. Если представить все очень упрощенно, то логика такова: продавать тормозные колодки и амортизаторы для Lamborghini, прямо скажем, посложнее, чем для Фольксвагенов, но зато владелец Aventador может стать вашим преданным клиентом на долгие годы, а того, кто приехал на Пассате, вы, возможно, больше никогда не увидите. На деле, разумеется, проходимость магазина для VW в разы или даже на порядки превышает проходимость на Lamborghini, так что между двумя этими марками большинство предпринимателей выбирают, конечно, первую. Но если говорить в целом о премиум-классе — в этой нише некоторые неплохо делают деньги, несмотря на меньшую проходимость торговых площадей.
Важный нюанс по поводу престижных «немцев»: компании BMW или Mercedes активно препятствуют тому, чтобы оригинальные детали для их машин продавались где-либо кроме официальных дилерских центров. Этот вопрос решается еще на уровне выпуска запчастей: производители делают поставки только по своим каналам, и мало что утекает в дикую розницу. Говорят, скоро этому примеру последует и Audi. Установленные ограничения сильно подпортили жизнь магазинам запчастей, которые специализируются на люксовых «немцах». Заниматься другими марками в данный момент проще.
Впрочем, вставшие в позу немцы своими руками стимулируют развитие ниши по торговле неоригинальными заменителями и даже самодельными (!) запчастями местного производства. В ходе подготовки этого материала нам стал известен «кейс» одного мелкого предпринимателя, который у себя в гараже оборудовал цех по производству ручек дверей для Мерседесов. Говорит, хорошо зарабатывает.
Помимо всего прочего, в торговле надо учесть тот элементарный факт, что полный склад запчастей для Мерседеса обойдется вам в несколько раз дороже склада запчастей для Daewoo. А на старте каждая копейка на счету…
Выбор редакции
Сейчас актуальным может стать магазин, ориентированный на такие марки, которые в настоящий момент начинают закрывать в России дилерские центры из-за кризиса. Еще лучше — те марки, которые заявили об уходе с российского рынка. Магазины, ориентированные на эти бренды, сейчас ощутят приток покупателей. Вот, например, Opel и Chevrolet.
Шаг 2. Найти помещение и персонал
Чем хорош бизнес по торговле запчастями, в отличие от других видов розницы, — расположение, внешний вид, интерьер, оснащение и тому подобное играют не самую принципиальную роль. Даже так: «выстрелить» может торговая точка, у которой эти параметры находятся где-то на уровне между «ужасно» и «отвратительно». Соответственно, на выборе помещения можно сэкономить, если у вас совсем туго с деньгами. А вот если не совсем туго, то надо выбирать место с умом.
В Москве сложно представить магазин запчастей в центре, а в регионах подобное иногда встречается, если арендные ставки позволяют. И если вам повезло жить в депрессивном регионе с избытком невостребованных арендных площадей, глупо этим не пользоваться. В остальных случаях действует общее правило: вашу торговую точку стоит ставить там, где ходят/ездят люди, если у вас не эксклюзив и не супер-минимум цена. В отдаленных районах торговые точки процветают, если поблизости большой автомобильный поток либо рядом расположены станции техобслуживания, дилерские центры, мойки, пункты шиномонтажа, автостоянки и гаражные кооперативы.
Внешний вид и интерьер в любом случае вторичны. На крайний случай подойдут даже гаражные боксы. По площади достаточно всего трех. Но если действовать по уму, то ориентировочно под склад нужно 100 кв.м, под торговый зал достаточно 15 кв.м, ну и с учетом подсобки для персонала можно уложиться в 150 кв.м в общей сложности. Это — минимум. Кстати, маленький торговый зал выгоден с точки зрения налогообложения, если вы используете единый налог на вмененный доход (это оптимальный вариант в данном случае).
В некоторых регионах получила распространение схема «контейнер». Суть ее в том, что вместо 150 метров в «капитальном» здании у вас только 40-футовый контейнер или два: в одном склад, во втором вы с товаром и оттуда продаете. Но считается, что это тупиковый путь продаж: в подобном «помещении» бизнес, возможно, надолго застрянет на «подростковом» уровне, так и не выйдя на хорошие результаты.
Для магазина, работающего семь дней в неделю, минимальный штат состоит из трех человек. Первый — «девочка на кассе», которая также должна отвечать на телефонные звонки клиентов (насчет наличия той или иной детали) и оформлять первичные бухгалтерские документы (бухгалтер — приходящий). Два других человека — это менеджеры по продажам, работающие посменно и способные заменить «девочку» в ее выходные дни. Почему именно два «продажника» и «девочка»? Может, «девочка» и вовсе не нужна? Посменный график, охватывающий семь дней в неделю, так или иначе потребует трех человек, но, по словам наших опытных собеседников, достаточно, чтобы лишь двое были мощными «сэйлзами», а еще один человек — на подхвате.
На первый взгляд может показаться, что «продажником» в магазине запчастей может работать любой разбирающийся в машинах человек, но это совершенно не так. Представители этого бизнеса, с которыми нам удалось пообщаться, в один голос говорят, что тут должны работать волшебники и супермены, которые чувствуют клиента и обслуживают его, как «гении» в Apple Store (до России фирменные магазины «фруктовой» компании пока не добрались, но все, кто бывал в них за границей, обычно выходят под впечатлением). Говорят, мастер на сервисе должен быть таким, чтобы ему доверяли, как врачу. Роль консультанта по запчастям лишь немногим скромнее: он не производит хирургических операций с машиной, он «всего лишь» подбирает для нее органы для трансплантации.
Тот, кто способен доходчиво и честно объяснить, чем одна неоригинальная деталь отличается от другой (и от «оригинала»), продает много и часто. А других нанимать смысла нет.
По-хорошему, еще нужен кладовщик, но пока бизнес прочно не встал на ноги и оборот склада не взлетел до небес, можно обходиться без него.
Выбор редакции
Для начала штатное расписание нашего магазина выглядело бы так:
Кассир/офис-менеджер — 15–20* тыс. руб. в месяц
Менеджер 1 — 20 тыс. руб. + % с продаж (по факту 40–50 тыс. руб.)
Менеджер 2 — 20 тыс. руб. + % с продаж (по факту 40–50 тыс. руб.)
* Ставки заработной платы приведены для областных центров средней полосы России
Шаг 3. Сформировать склад
В шоколаде те, кто имеет контакты с поставщиками, берущими товар непосредственно у производителей. Например, в ходе подготовки этого материала мы пообщались с предпринимателями, которые закупают товары из Китая, Японии и Южной Кореи с доставкой до Владивостока. Там заказанная продукция грузится в контейнер и отправляется в европейскую часть России. Получается гораздо выгоднее, чем брать у дистрибьюторских компаний, базирующихся в Москве. До столицы товар успевает пройти через несколько «рук», и многократная торговая накрутка делает цену гораздо менее выгодной.
Как определи
Нет сомнений, что если мы говорим про запчасти для иномарок, то под заказ. Конечно, если не брать в расчет узкую специализацию, например VW/AUDI.
Я тоже планирую открыть магазин в Калужской области. Давайте разговаривать более конкретно.
Кто-нибудь знает хороших поставщиков в Москве по группам Америка/Европа-Карея/Япония/Китай???
У нас в городе уровень цен Exist-розница + 40-50%. Но в Экзисте есть некоторые проблемы с наличием, и на некоторые группы товаров цены, мягко говоря, неадекватные (скажем, на некоторые запчасти для АКПП).
Есть еще Autodoc точка ru, там цены поинтереснее, чем на Экзисте, про ассортимент сказать ни чего не могу.
Хорошую профессиональную литературу можно на autodata точка ru брать.
Сейчас занимаюсь вопросом каталогов. Нужны актуальные и адекватные, так как меняются номера на некоторые запчасти и по старым каталогам можно не найти. Я у японцев с таким сталкивался.
Вообще, думаю в наличии надо иметь ассортимент автомасел, несколько бочек на розлив(5w40 Castrol,10w40 BP-Asso-Castrol),автохимии и смазок, антифризов (зеленый/голубой/красный-оранжевый), стандартных ремней и ламп. По идее, еще колодки нужны, масляные фильтры, свечи и инструмент. То есть универсальные товары повседневного спроса, за которыми придет обладатель любого авто.
И самое главное — надо придумать изюминку магазина, чтобы выделиться из массы остальных. Могу привести несколько удачных примеров, благодаря которым не самые удачные с точки зрения расположеня и ассортимента магазины пробивались:
1) спецжидкости — для японских авто(праворуких по большей части) существуют спецмасла: для вариаторов Ниссан, Хонда и Тоёта; для редукторов часто используется масло 85w90 (или 80w90, не уверен), не имеющее прямых аналогов; да и просто масло для двигателей выпускаемое под маркой автопроизводителя Toyota, Honda, Mazda, Nissan. Как часто вы видите в продаже масло Nissan CVT-NS1, в розовых жестяных канистрах или Toyota T-IV??? А у нас им торгует один магазин и поверьте, покупателей хватает.
2) Импортированные масла и спецжидксти с внутреннего рынка Европы. Один магазинчик сделал себе имя на импорте масел и антифризов из Финляндии под маркой King (еще один Addinol, но берут в России). Масло King — отличное масло по отличной цене, и это не реклама, а факт с которым приходится мириться. 4 литра синтетики, на которой нет ни слова по-русски (а это тоже своего рода признак качества) стоят около 900р., против Castrol, разлитого в Калужской области за 1200р. Достойно?
Не хочу распространять слухи, но в нашей области это уже стало «баяном», что на дебаркадере конторы, которая разливает Castrol (не будем называть её имя), кроме бочек «ТНК» ни чего не видели. Говорят, с оптовой базы хороший вид открывается на их дебаркадер.
Это обстоятельство теперь очень выгодно используют автомагазины.
3)Мелочевка и крепеж. Согласитесь, довольно сложно порой бывает подобрать какой-нибудь винтик под торекс, провалившийся в недра панели, когда вы пытались разобрать переднюю консоль и вытащить магнитолу. Или найти гайку под дюймовую резьбу (сам не сталкивался, на японцах метрическая резьба, а вот американцы, говорят, этим страдают). Сам я в этот магазин не обращался, но слышал про него часто.
Надо отметить, что в походах по автомагазинам, я сделал несколько выводов об их основных недостатках:
1) ограниченность. 95% магазинов плотно сидят на 2-3 поставщиках, находящихся, по-видимому, на Юго-Западе Москвы (поближе ехать) и ни чего менять не хотят. Проще ответить: «У нас нет такой детали» или «На такие машины мы не возим», чем пошевелить жопой.
2) плохие каталоги. Будучи владельцем породистых японцев (естественно, правый руль), много сталкивался с ответом «В нашем каталоге нет такой машины» или «а у нас только комплектация с двигателем QG18 DE, а двигателя QG18 DD нет, может у вас ошибка в ПТС или вы что-то путаете?». Так и хочется в ответ сказать что-нибудь нехорошее, и предложить сходить и самому взглянуть мне под капот /несколько человек ходило смотреть/.
3) не грамотные продавцы. Слово «вариатор» не узнают в 4 магазинах из 5, «ТНВД на бензиновый двигатель» в 9 магазинах из 10. Это при том, что ТНВД на зажигалках, при нашем бензине, довольно часто приказывают долго жить, а ремонтируют в европейской части России только MMC GDI насосы, по крайней мере, так было два года назад, когда у меня приказал долго жить Nissan NeoDI насос. (а есть же еще не самый живучий Toyota D-4 О_о).
Можно еще долго перечислять недостатки, думаю, каждый должен высказаться, чтобы не наступать на чужие грабли.
Как сказал всем известный и ныне гонимый господин Чичваркин: «В условиях насыщенного и поделенного рынка выиграет тот, кто «оближет» клиента».
Если здесь есть люди с опытом, подскажите, какие группы товаров наиболее востребованы, что надо иметь в наличии и где в Москве можно найти хорошие оптовые склады?
По автоматам могу сказать Конкорд Трансмишн хорошая организация, только находится в Новосибе, ожидание большое получается.
Всем заранее спасибо за ответы.
Дневники предпринимателей: делимся своим опытом в бизнесе. Истории успеха бизнесменов.
04.02.2015, 18:59 | #1 |
Регистрация: 03.02.2015 Сообщений: 170 Благодарностей: 0 Вес репутации: 0 | Как я открыл магазин автозапчастей Приветствую всех! Еще в 2008-м году я решил перевестись на заочное отделение и идти на работу. В 18 лет меня взяли на должность продавца в самом крупном в нашем городе магазине по продаже автозапчастей. Торговал продукцией для таких марок автомобилей как УАЗ, ВАЗ, КАМАЗ, ПАЗ, ГАЗ и Москвич. На начальном этапе об опыте не шло и речи. На тот момент едва отличал болт от гайки. Даже машину тогда еще водить не умел, не то, чтоб разбираться в ее деталях. Прошло 2 года, и я начал уже кое-что понимать в том, что продаю. Работа начала приносить не только хорошую прибыль, но и удовольствие. Еще по прошествии двух лет у меня начались некоторые проблемы с руководством. То недостачу повесят (хотя вина не наша была, а временного сотрудника), то найдут «лишние» деньги во время инвентаризации и между собой поделят. В общем, обвиняли в воровстве и даже не извинялись, когда понимали, что ошибку сами допустили. Обещались «наградить» должностью управляющего в новом магазине, а в итоге максимум, на что заслужил после 4-х лет преданной работы – должность старшего продавца. В общем, проработал еще год на зарплате 15 тысяч и решил, что хватит. На себя работать захотелось. Нашел помещение за приемлемую арендную плату и напарника – моего сотрудника. Ему 40 лет, большой опыт торговли запчастями за плечами. Взяли кредит на 5 лет в 200 тысяч рублей. В наличие имелась моя легковушка и микроавтобус моего напарника. Благодаря тому, что за 5 лет появилось много «полезных» знакомых в этом бизнесе, знали, где подешевле можно взять товар. Вначале продавали самое ходовое – колеса. За ними приходилось ехать 300 километров от города. В товар изначально вложили 130 тысяч и еще 70 потратили на оборудование. Уже в первый месяц выручка была 80 тысяч. Тут, конечно, опыт пригодился как никогда! Заказывали то, в чем были уверенны, что ходовое. Последующие полгода подряд выручка уже была по 200 тысяч в месяц. Продавали все: и стекла лобовые, и контрактные запчасти для иномарок, и прочее железо. Дальше нашли поставщиков, которые сами предложили нам доставлять товар. С этого момента решили торговать только ВАЗ. Взяли еще кредита на 250 тысяч, но дальше объемы выручки снизились до 150-ти тысяч в месяц. Все, что зарабатывали – отдавали на погашение кредита. Дальше пошло лучше, стабильно 200-240 тысяч дохода. Теперь в магазине товара стоимостью более чем на миллион. Взяли еще на 750 тысяч кредита. Чистая прибыль в этом месяце, для примера – 16 тысяч. Как провожу финансовые подсчеты? От валового дохода отнимаю нашу зарплату и налоги, аренду и прочие расходы. За два года работы магазина 2 раза были мысли, чтоб свернуть бизнес. Мы с напарником получаем в среднем по 10 тысяч рублей в месяц. Хотя работаем по полдня, а это вполне даже прилично. Если бы не кредиты – жили бы как короли. Вот сейчас хочу как-то оживить торговлю, развивать бизнес. Есть какие-то идеи, какие маркетинговые стратегии можно было бы внедрить? |
04.02.2015, 18:59 | |
Выгодное дело Бизнес форум | Как я открыл магазин автозапчастей |
04.02.2015, 19:04 | #2 |
Регистрация: 03.02.2015 Сообщений: 90 Благодарностей: 0 Вес репутации: 0 | Re: Как я открыл магазин автозапчастей Очень хороший пример того, что не стоит бояться открывать свое дело! Вы настоящий молодец. Я тоже так свое дело открыла, торгую парфюмерией. Большинство заказов через соцсети. |
04.02.2015, 19:07 | #3 |
Регистрация: 03.02.2015 Сообщений: 79 Благодарностей: 0 Вес репутации: 0 | Re: Как я открыл магазин автозапчастей Сам тоже занимаюсь автозапчастями, поэтому искренне желаю вам удачи в этом бизнесе! Скажите, а какую наценку ставите на товар? И у вас большой магазин? |
04.02.2015, 19:10 | #4 |
Регистрация: 03.02.2015 Сообщений: 170 Благодарностей: 0 Вес репутации: 0 | Re: Как я открыл магазин автозапчастей Магазин средних размеров: 55 квадратных метров, 40 из которых торговой площади. Наценку ставим в среднем 50-60%. Если «мелочевка», то можем в районе 100-500% поставить, если более дорогие запчасти – 40-50%, на материалы для кузовного ремонта и железо в основном не больше 30%. |
04.02.2015, 19:13 | #5 |
Регистрация: 03.02.2015 Сообщений: 79 Благодарностей: 0 Вес репутации: 0 | Re: Как я открыл магазин автозапчастей А с какими поставщиками вы сотрудничаете? Используете какие-нибудь специальные компьютерные программы или приложения для заказа товара? |
04.02.2015, 19:16 | #6 |
Регистрация: 03.02.2015 Сообщений: 170 Благодарностей: 0 Вес репутации: 0 | Re: Как я открыл магазин автозапчастей Нет, никаких программ нет. Пользуемся просто прайсами от поставщиков. Что касается ПО для учета, то тут использую CWPORT. Она как-то попроще, чем 1С будет. |
04.02.2015, 19:19 | #7 |
Регистрация: 03.02.2015 Сообщений: 71 Благодарностей: 0 Вес репутации: 0 | Re: Как я открыл магазин автозапчастей Это, кстати, зря. Как по мне, то лучше вынести компьютер в торговый зал. Так вы всегда сможете работать, и за клиентами наблюдать. К тому же, как по мне, то лучше, чтоб продавец сидел за столом, чем нависал над душой со своим «вам чем-нибудь помочь?». |
04.02.2015, 19:22 | #8 |
Регистрация: 03.02.2015 Сообщений: 170 Благодарностей: 0 Вес репутации: 0 | Re: Как я открыл магазин автозапчастей Да, насчет компьютера – вы, наверное, правы. Вынесу его вместе с рабочим столом в торговый зал. |
04.02.2015, 19:25 | #9 |
Регистрация: 03.02.2015 Сообщений: 79 Благодарностей: 0 Вес репутации: 0 | Re: Как я открыл магазин автозапчастей Так и не ответили насчет поставщиков. Все российские? |
04.02.2015, 19:27 | #10 |
Регистрация: 03.02.2015 Сообщений: 170 Благодарностей: 0 Вес репутации: 0 | Re: Как я открыл магазин автозапчастей Да, сотрудничаю с отечественными производителями. |
Здесь присутствуют: 1 (пользователей: 0 , гостей: 1) | |
| Быстрый переход |
Последние темы
» 26.03.2020, 12:22
0 Ответов
» 26.03.2020, 12:08
0 Ответов
» 26.03.2020, 05:29
0 Ответов
» 26.03.2020, 05:16
0 Ответов
» 26.03.2020, 03:58
0 Ответов
» 23.03.2020, 11:51
0 Ответов
Последние ответы
» 26.03.2020, 12:35
12 Ответов
» 25.03.2020, 21:33
41 Ответов
» 25.03.2020, 20:05
46 Ответов
» 25.03.2020, 19:52
110 Ответов
Опрос
Популярные статьи
» 21.03.2019, 02:22
» 20.03.2019, 18:50
» 14.03.2019, 20:15