Бизнес план логистика с китая
Глобально, у любого бизнесмена есть два пути: обратиться к профессиональной логистической компании, которая сделает все «под ключ», или разбираться в теме самому. Второй вариант потребует: а) штудирования литературы по таможенному оформлению; б) посещения курсов по декларированию товаров; в) заключения договоров с транспортными компаниями; г) выпуска электронно-цифровой подписи; д) оформления отдельного юридического лица, которое и будет непосредственным импортером.
Дальше начинается процесс набивания собственных шишек, которые в случае с трансграничной перевозкой товаров могут быть очень дорогими. Ошибки контролируются КоАП и Уголовным кодексом РФ. К примеру, провоз товара без сертификата наказывается штрафом в 300 000 руб. и возможной конфискацией груза.
Мультимодальные перевозки
Любая перевозка товара из Китая в Россию — мультимодальная, то есть состоящая из нескольких видов транспорта. Это значит, что, в случае самостоятельного планирования логистики, вам нужно заключить договора сразу с несколькими отдельными надежными транспортными компаниями.
Первый и самый распространенный вариант: море + железная дорога. Например, корабль везет груз из Шанхая во Владивосток, а дальше товар едет на поезде до города назначения.
Второй вариант — авиаперевозка. В Россию есть прямые рейсы из Пекина, Шанхая и Гонконга. И в первом, и во втором варианте вам все равно потребуется автомобиль: для доставки товара с вокзала / аэропорта до склада.
Авиадоставка — самый быстрый способ. В среднем такая доставка займет у вас около семи дней. Минусы: очень высокая стоимость (иногда в десятки раз выше, чем морем), а также ограничения по перевозке определенных типов товаров, например, батареек или зарядных устройств для мобильных телефонов.
На втором месте по скорости и одновременно по стоимости перевозки стоит прямая автомобильная доставка груза из Китая в Россию. К солидным финансовым издержкам здесь прибавляется еще и опасность поломки транспорта. Любая проблема с колесом или с другими запчастями — и вот ваша быстрая доставка становится медленной.
Море + ж/д — наиболее сбалансированный по соотношению цена — качество способ доставки. Правда, подождать заказанное придется от 30 до 45 дней. Этот вариант довольно безопасен: с судами редко случаются серьезные проблемы. Единственный возможный форс-мажор здесь — это задержка на 1-3 дня в связи с неблагоприятными погодными условиями. Второй важный плюс этого варианта доставки — цена. Помимо стоимости самой перевозки предпринимателю стоит учитывать различные платежи и сборы. Например, за фрахт в порту Владивостока вы заплатите порядка $1000, а за авиа уже условно $10 000. И с этих денег вам надо будет заплатить еще таможенную пошлину.
Промежуточный вариант по срокам — это прямая перевозка по железной дороге, которая займет порядка 18 дней. Это чистое время пути из терминала Нанкина до Москвы. Даже с учетом растаможки, раскредитации и вывоза товара с вокзала сроки получаются очень хорошие. Однако в последнее время скорые поезда совсем перестали быть скорыми: ни одна транспортная компания в реальности не может гарантировать вам заявленных дат поставок. Иногда даже по морю товар приходит быстрее, чем поездом.
Все описанные сроки поставок — ориентировочные. На самом деле они очень сильно зависят от таможни, где ваш товар обязан пройти частичный или полный досмотр. В идеале эта процедура занимает порядка четырех часов. Но, к сожалению, идеал практически недостижим в реальной жизни. У таможни всегда возникает масса вопросов к пакету документов. Если все с этим нормально, то дольше 10 дней ваш товар на границе не задержится.
Таможенная бюрократия
В целом, взаимоотношения бизнеса с таможней хорошо регламентированы. Плюс — понятны и формализованы процессуальные аспекты ваших отношений, минус — за любую ошибку приходится платить. И иногда речь идет не только о штрафах, оплошности в документах могут повлечь за собой потерю, конфискацию груза. Однако до самой конфискации таможня накладывает на груз арест, все это время клиент пытается решить проблему, теряет время, деньги, не попадает в сезон и несет колоссальные издержки. Если вы решаете лично заниматься всеми этими вопросами, я советую отучиться в таможенной академии или закончить курсы таможенных декларантов и идти на стартовую должность в импортно-экспортную компанию, наблюдать за реальными ситуациями, набивать руку. Тогда ваши риски действительно можно минимизировать.
Итак, по каким этапам проходит ваш товар по пути из Поднебесной в Россию? Во-первых, затаможка — таможенная процедура по Китаю. Во-вторых, растаможка — процесс очистки груза в России. Если вы везете груз по железной дороге, то можете сами выбрать место, где ваш товар будет проходить растаможку. Например, по пути в Москву есть вариант оформления документов в Забайкальске. Если вы хотите пройти процедуру очистки непосредственно на месте продажи, вы оформляете таможенный транзит. Тогда ваш товар продолжает следовать по маршруту, но не может быть реализован клиентам.
Основной нюанс в таможенном оформлении — правильный подбор ТН ВЭД или товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Этот показатель помогает государству вести учет всех товаров, ввезенных на территорию РФ, составлять статистику по торговым категориям и разрабатывать различные профили риска. Неправильный ТН ВЭД — нарушение Таможенного кодекса, наказание за которое — штрафы и конфискация груза. Финансовые санкции могут быть наложены и на само предприятие, и на его должностных лиц.
Второй важный момент — корректно составить декларацию на товары, документ, позволяющий пустить груз в свободное обращение. Составление декларации чем-то похоже на работу бухгалтера, требующую специализированных знаний. В первую очередь декларанты собирают полный пакет документов: инвойс, пакинг-лист, спецификации, прайс-лист, разрешительную документацию (сертификаты или декларации соответствия техническому регламенту Таможенного союза, свидетельства государственной регистрации), при необходимости — отказное письмо от сертифицирующего органа. Затем составляется сама декларация, куда вносится информация из этих бумаг, а также реквизиты компании и описание товаров. Последней части следует уделить особое внимание. Неправильное описание товара дает таможне право затребовать дополнительные документы или, что хуже, усомниться в правильности выбранного кода ТН ВЭД. Корректировка кода повлечет за собой корректировку таможенной стоимости, внесение дополнительного обеспечения, которое порой приходится возвращать в судебном порядке. Подобная бумажная работа требует аккуратности, внимательности и опыта. В нашей практике был случай, когда ошибку допустил один из наших опытных сотрудников, в итоге это вылилось в штраф в 300 000 руб. и полугодовой простой товара на таможне.
Оптимизация издержек
Предприниматели очень часто задают вопросы о безопасной экономии на логистике. На самом деле рабочие инструменты есть. Мы всегда рекомендуем нашим клиентам покупать услуги близко к источнику их оказания, но не непосредственно у самих международных транспортных компаний, а у их ближайших экспедиторов. Им удобнее и выгоднее продавать логистику нескольким крупным экспедиторам, которые дальше перепродают логистику по цепочке. Также чаще всего, если заключить договор напрямую с крупной транспортной компанией, будут возникать некоторые сложности с оперативной клиентской поддержкой.
На транспортном рынке оперируют десятки различных посредников, которые закупают у крупных компаний услуги оптом, а затем перепродают их представителям МСБ. За счет полученной скидки от крупных транспортных компаний они имеют возможность давать низкие ставки своим клиентам и зарабатывать.
Однако доставка товара в Россию, как я уже сказал, только половина дела. Если вы не собираетесь рисковать с самостоятельным прохождением таможни, то я бы советовал закупать услуги комплексно. Это удобный и безопасный способ экономии. В пакетных предложениях специализированные компании, как правило, дают хорошие скидки на саму логистику, которую вы покупаете практически по себестоимости. Основной заработок таких компаний — таможенное декларирование. Но и эти услуги вы, скорее всего, получите по вполне приемлемым ценам: во-первых, за счет потоковой работы самих посредников, а во-вторых, по причине высокой конкуренции. На этом рынке никто не имеет сверхприбылей.
Умная экономия
Мой основной совет всем, кто начинает бизнес с Китаем, — не жалеть денег на контроль качества выбранного вами товара. Можно сколь угодно грамотно организовать логистику, но, если в России вы обнаружите контейнер с бракованной продукцией, все ваши усилия окажутся напрасными. Мы давно работаем на этом рынке и регулярно отправляем брак на доработку.
Мошенники воруют у честных коммерсантов со всего мира несколько миллиардов долларов ежегодно! И речь здесь не только о некачественных товарах. Очень часто российские предприниматели становятся жертвами мошенников, ничего не получая взамен. Например, бизнесмен приезжает в Китай на фабрику, ему проводят экскурсию, затем они с директором идут в ресторан, там договариваются о скидке в 30%, жмут руки, подписывают контракт. Довольный предприниматель возвращается домой, переводит аванс и ждет. Через три недели звонит, а трубку никто не берет. В итоге оказывается, что так называемый «директор» и не директор вовсе, а простой агент, нанятый фабрикой для увеличения своих продаж. Этот человек имеет право водить экскурсии, но не обладает полномочиями подписывать документы. В итоге — ни товара, ни денег, ни виноватых.
Избежать подобных ситуаций помогут специализированные компании, которые занимаются проверками контрагентов на регулярной основе. Подобная услуга обойдется от $100 до $300. Заказать ее можно как отдельно, так и в комплексе с логистикой. Поверьте, такая инвестиция обычно окупается тысячекратно. Это и есть «умная» экономия.
Николай Мерный, директор по логистике компании «Вымпел Логистик»
Грузоперевозчики говорят – если освоил логистику из Китая, то можешь работать на любом рынке. И поможет нам в этом освоении логистическая компания Silk Way Global. Вместе с ней портал «Бизнес в Москве» будет рассказывать о логистических схемах при работе с китайским рынком, как выстраивать взаимоотношения с перевозчиками, как вычислять мошеннические схемы и не попадаться на них. И, конечно, — что такое логистический бизнес, как открыть логистическую компанию и сколько для этого может понадобиться денег.
Сегодня мы беседуем с гендиректором логистической компании Silk Way Global Ильей КАЛИСТРАТОВЫМ.
Доставка грузов из Китая не вписывается в рамки классической логистики
— Илья, логистика – мужской или женский бизнес? Какими качествами нужно обладать, чтобы заниматься международными перевозками?
— Предполагаю, что логистический бизнес больше мужской, чем женский. Не потому, что здесь нужны какие-то особенные качества, так просто исторически сложилось. Даже если смотреть на наших клиентов, то, по статистике, 77% из них – это мужчины. Вообще, в любом бизнесе больше ценятся личностные качества и профессиональные навыки, а не гендерные признаки.
Чтобы заниматься международными перевозками надо постоянно следить за тенденциями на рынке, предугадывать спрос, следить за изменениями нормативной среды. Ведь 80% международной доставки – это таможенное оформление.
Также очень важно уметь договариваться. У наших клиентов одна задача: получить груз без брака и в срок. Ну и за приемлемую цену. Удовлетворить все потребности помогут связи с большим количеством перевозчиков, фабрик и прочими субъектами. Без умения вести переговоры в этом бизнесе — никак.
При работе с Китаем очень важно иметь в штате человека, владеющего китайским языком. Вы, безусловно, можете вести переговоры с фабриками на английском, но официальный язык делопроизводства в Китае – китайский.
Логистика из Китая в статистике грузооборота
— Сколько субъектов примерно работает в логистике с Китаем? Насколько это активный с точки зрения перевозок рынок?
— Мы возим грузы из Китая по всей России. То есть у нас есть заказы из Мурманска, Нерюнгри, Вологды, Калиниграда… Вовлечены все субъекты РФ. Но статистику грузоперевозок по регионам лучше уточнить на Росстате.
Например, по открытым данным Ассоциации морских портов, грузооборот морских портов России за 3 квартала 2017 года составил 580,2 млн тонн. (это на 9% больше, чем за 3 квартала 2016 года). Железные дороги России перевезли 937,3 млн. тонн за первые девять месяцев 2017 года. Полностью статистику выкладывал журнал Коммерсант 24.10.2017. Можно ознакомиться по ссылке https://www.kommersant.ru/doc/3443398.
Россия сейчас развивает два логистических направления – это Китай и Европа. У Китая есть шансы стать лидером рынка, так как даже европейские товары (купленные на территории ЕС) в 80% случаях сами родом с фабрик Китая. Скорее всего, Россия станет мостом между Китаем и Европой. Поэтому сейчас логистическим компаниям в России стоит быть максимально активными.
Как открыть логистическую компанию?
— Илья, сколько времени Вам понадобилось на то, чтобы создать логистическую компанию? Что побудило Вас к этому?
«…в работе с китаем классической логистики недостаточно.»
Илья Калистратов: «По сути, мы строим новый Шёлковый путь с отлаженными системами и удобствами XXI века».
— Мы вышли на Российский рынок за пару месяцев, но это скорее исключение, нежели практика. Дело в том, что организация работы с нуля в короткие сроки возможна только после описания всех бизнес-процессов. Поэтому мы сразу вели несколько параллельных задач: организационные вопросы на территории РФ (офис, регистрация, сотрудники), офис в Китае (покупка действующей компании), договорная обвязка (перевозчики, софт, таможня, сертификация).
А призыв к действию очень простой – в работе с Китаем классической логистики недостаточно. Надо контролировать производство и отгрузку. Многие фабрики не имеют экспортной лицензии. Соответственно, оплатить товар из РФ напрямую невозможно. Всё это создает проблемы при работе с рынком КНР представителей нашего малого бизнеса. Для этого у нас функционирует офис в Китае, в котором всегда рады гостям и предлагают вкусный чай.
По сути, мы строим новый Шёлковый путь с отлаженными системами и удобствами XXI века.
Поэтому работая с нами клиенты всегда уверены, что они получат ровно то, что заказали, оттуда, где указали и тогда, когда мы с ними договорились. И всё это за вменяемые деньги.
Сколько стоит открыть логистическую компанию с нуля?
— Что еще нужно кроме офиса компьютера, телефонной и интернет-связи?
— Точные цифры назвать не сможем – это коммерческая тайна. Скажу так – это бизнес, требующий планомерного развития, постоянного развития клиентской базы, в том числе за счет поставок с нулевой маржей и постоянного вложения в имидж. Но и про постоянные расходы забывать не стоит, а это офис, ФОТ, техника, софт, IT и прочие накладные
Самое главное в любом бизнесе (в том числе и в b2b сфере) это продвижение в интернете. Если вы молодая компания – каждый утюг должен кричать про вас. Ценник на первоначальные рекламные затраты Вас не обрадует, но это необходимо на период знакомства публики с Вами.
— Логистика из Китая – это ваш первый бизнес? Как давно вы в бизнесе вообще?
— Нет, логистика — не первый бизнес.
У нас есть опыт ведения юридического бизнеса, маркетингового агентства и кредитного брокера. Поэтому нам было легко стартовать с новым бизнесом. В бизнесе – с 2010 года.
Логистика из Китая во всех видах грузоперевозок
— Когда мы говорим о логистике между Россией и Китаем, мы говорим о перевозках железнодорожных, морских, воздушных? В каком направлении специализируется Ваша компания?
— Мы используем все виды грузоперевозок: ж/д, авиа, авто и море. У каждого вида есть ряд своих преимуществ. Например, авиа доставка самый быстрый способ транспортировки грузов, а ещё и самый безопасный. Автодоставка – максимально мобильный способ. Морская – самая дешевая доставка. На ж/д можно перевозить сверхтяжелые грузы, между городами есть устойчивые транспортные связи. Всё зависит от типа груза и от потребностей клиента.
Рис.1 — Перечень услуг с ценами
Но мы не просто перевозим грузы от точки А до точки Б. Мы проверяем товар, когда его забираем. Страхуем груз. Ввозим его на территорию РФ только вбелую. Даже майнинговое оборудование поставляем без серых схем. Это если говорить о логистике.
Еще специализируемся на консалтинге. Например, у компании уже есть перевозчик, но тот не может провести аудит поставщика. А мы можем.
Мы консультируем по ответственности за правонарушения в сфере валютного регулирования, выкупаем товары, подготавливаем документы, подтверждающие расходы по валютным операциям. Весь перечень услуг в рис.1
Из чего складывается стоимость услуги по доставке груза из Пекина в Москву?
— Представьте себе, что компания хочет доставить из Пекина в Москву фуру косметики или 2 тонны сухофруктов? Что Ваша компания сможет предложить этому клиенту в качестве услуги? Во сколько может обойтись ему эта услуга? Я понимаю, что мой вопрос может быть не совсем корректен, потому что стоимость услуги зависит от многих факторов, тем не менее, назовите хотя бы порядок цифр.
— Вы правы: для полного расчета нам нужно:
- знать вес,
- объем в м3,
- получить от клиента инвойс (если есть),
- условия поставки (на наш контракт или на контракт заказчика),
- в какие сроки клиент хочет получить товар,
- проверить ставки пошлины и НДС,
- уточнить меры нетарифного регулирования (в ваших примерах они точно будут).
Ну и конечно, чем больше информации мы получим о самом товаре, тем проще нам будет его везти и таможить.
Плюс вопрос, клиент просто хочет закупить сухофрукты, не знает где/у кого/как или у него уже подписан договор с фабрикой и дело за малым – доставить в Россию.
Если клиент хочет открывать бизнес по продаже сухофруктов из Китая (ягод Годжи, например), то к стоимости доставки добавятся услуги по поиску и аудиту поставщика (стоимость услуг в рис.1).
Для оценки приблизительных сроков и стоимости доставки вы можете воспользоваться калькулятором на нашем сайте: https://sw-global.ru/logistic.html .
На вопросы редакции портала «Бизнес в Москве» отвечал
генеральный директор ООО «Шелковый путь» Калистратов Илья Андреевич, юридический адрес: РФ, г. Москва, ул. Дубининская, д.57, корп./ст.1, кв./оф.II к1, тел. +7 (499) 649-55-67
Чэн Гопин, чиновник из Министерства Иностранных Дел КНР, заявил, что торговый оборот между Китаем и Россией в этом году составит более 88 млрд. долларов, а в следующем – достигнет 100 млрд. долларов. Опытный политик, конечно, не назвал причину столь резкого скачка, хотя и так ясно. Дело в санкциях со стороны Запада, вынуждающих Москву искать партнеров на Востоке. Именно это сподвигнуло нас найти предпринимателя, который рассказал свою историю о том, как он открыл бизнес по перевозкам из Китая. По просьбе бизнесмена мы не раскрываем реквизитов его фирмы, а также фамилии, назовем лишь имя-отчество.
Зарождение идеи
Потомственный москвич Евгений Андреевич, тридцати двух лет отроду, выпускник МГУ, этой темой заинтересовался пять лет назад постольку-поскольку.
«Ко мне обратилась давняя знакомая со странной, на первый взгляд, просьбой, – рассказывает он. – Она призналась, что вела переписку с несколькими китайскими заводами по поводу поставки ноутбуков в кожаных чехлах, но не знает, как это сделать практически. Когда я по простоте душевной согласился разобраться с этой проблемой, сразу же с её стороны один за другим посыпались вопросительные знаки: можно ли запросить образцы? Кто за них оплатит таможенную пошлину? Как организовать доставку? Какова цена вопроса? Как избежать обмана? И так далее…
На мое восклицание, мол, «зачем тебе это надо?!» подруга ответила просто: «Женя, подумай сам, рентабельность сделок составляет 300%! Китай – это самое выгодное направление в бизнесе».
Евгений Андреевич навел справки, в том числе и у товарища детства, который работал в Высшей Школе Экономики, и выяснил, что именно высокая прибыль и чрезвычайно низкая цена многих потребительских товаров в КНР явились основой для успешного бизнеса многих коммерческих стартапов. Суть бизнеса заключается в юридическом и логистическом сопровождении определенных грузов от заводов и компаний, расположенных в Китае, до складов российских заказчиков. «Если же ты получишь репутацию надежного поставщика, – сказал тогда товарищ Евгению Андреевичу. – Клиентов будет масса».
Первые шаги
Первое, что выяснил наш рассказчик, касалось конкретики доставки товаров с заводского склада китайского завода в фирму на территории России.
«Оказалось, что заказать заводской образец – это вполне нормально, – поясняет Евгений Андреевич. – Почему нет? Моя знакомая поступила правильно, что попросила показать товар лицом. Кстати, продукцию могут и впрямь отправить бесплатно, хотя часто предлагают купить. Но электронику, скажем, стоимостью 5000 юаней, конечно, не отошлют. Вообще-то, чтобы оценить, реальна ли просьба, следует поставить себя на место китайских товарищей. К примеру, если запрос делает сетевик с многомиллионным оборотом, к тому же известный в Китае, – это одно. Если же мелкий частник, то – другое. В общем, ей отказали, а меня это заинтриговало, да так сильно, что я загорелся этой идеей».
Предприниматель уверен, что первую свою сделку лучше всего провести через авторитетного импортера, что он и сделал. Дело в том, что сопровождение заказанного товара из КНР в Россию более крупным и опытным импортером позволит в самом начале понять весь процесс доставки. Причем с минимальным риском. Зато освоив документальные и иные нюансы, Евгений Андреевич затем и сам начал перевозку товаров по заказам российских бизнесменов.
«Во-первых, вам не надо будет открывать все необходимые счета, так как у фирм с длительной историей всё уже имеется, – поясняет он. – Во-вторых, ваши деньги уйдут в российскую фирму по договору с четко прописанными обязательствами. Это является главнейшим плюсом для тех, кто не знает китайскую грамоту. В-третьих, импортеры по своей базе данных проверят завод и даже отправят туда своего эксперта. В-четвертых, серьезный посредник через свои логистические связи доставит товар и произведет растаможку. В-пятых, товароприобретатель будет обеспечен всеми документами, которые требуются для свободного товарооборота в России».
При этом бизнесмен уверен, что осилить поставку можно и самому, но это отнимет массу времени и дополнительных расходов, хотя и обогатит бесценным опытом. Главным же препятствием на этом этапе оказался языковой барьер. «Поэтому учите пиньинь (китайский язык), – советует он. – И только тогда вы сможете нормально заниматься доставкой товара. Признаться, занятие это требует китайского долготерпения и усидчивости».
Арифметика бизнеса
Евгений Андреевич утверждает, что успех в этом деле, прежде всего, зависит от правильной калькуляции доставки китайской продукции, которая в свою очередь определяется маршрутом выбранного пути. Например, наиболее популярный железнодорожно-морской транспортный путь может иметь следующие расходы:
- доставка 20-футового контейнера от порта Ляньюньган на восточном побережье Китая до финского порта Котка – от 2100 долларов в зависимости от пароходной компании;
- привезти груз железной дорогой в центральную Россию – еще 55-65 тысяч рублей.
«Учтите также оплату услуг контейнеровоза от железнодорожной станции до фирмы-заказчика, – говорит он. – По Москве и Московской области эта услуга на сегодняшний день стоит от 12 тысяч рублей, и еще 6 тысяч возьмут за разгрузку товара. Пять лет назад я выбрал именно этот путь, хотя казалось, что Транссибом ближе, но это уже другая история».
Если же контейнер был заполнен целиком, что бывает чрезвычайно редко, то доставка одного килограмма товара обойдется перевозчику в 10-20 рублей. По словам предпринимателя, на первом этапе рентабельность и в самом деле достигала 300 и более процентов. Правда, это уже в прошлом. Высокая конкуренция сбила уровень маржи.
Но самой настоящей головоломкой является расчет пошлины товара по инвойсу, точнее по счёту на оплату. «Для начала я определил код продукции по ТН ВЭД, – делится опытом бизнесмен. – А затем в соответствии с нормами размещения грузов в складах временного хранения рассчитал ориентировочную цену растаможки. Хорошо, что по совету товарища из ВЭШ заложил сверху 20% непредвиденных расходов, что и другим советую».
500 тысяч рублей и два года
Что касается стартового капитала, то, по словам Евгения Андреевича, расходы на перевозку, как правило, входят в предоплату от импортера, что, конечно, облегчает вход в этот бизнес. «Труднее всего, уговорить заказчика пойти на этот шаг в первый раз. Это первое, второе – могут банально кинуть, – поясняет предприниматель. – А могут подсунуть другой товар. Ведь это же Восток. Так что в этом деле слишком много подводных камней, которые необходимо учитывать».
«Чтобы раскрутиться и начать нормальные поставки мне потребовалось 500 тысяч рублей на организационные вопросы и два года нервотрепок, – говорит Евгений Андреевич. – Зато сейчас я имею стабильно высокий доход».
Видимо, это и есть те цифры, на которые следует ориентироваться стартаповцам, планирующим стать импортером и перевозчиком из Китая. Иными словами, только через пару лет можно будет сказать: «Я смог одолеть это дело и пройти точку безубыточности». Что касается конкуренции, то, судя по растущему товарообороту, работы хватит на всех. Во всяком случае, так считает наш рассказчик.
Александр Ситников, специально для Equipnet.ru