Бизнес план кулинарных мастер классов

Бизнес план кулинарных мастер классов thumbnail

О распаде команды, бюджетном старте и поиске «звездных» шефов Юлия Мельник рассказывает в интервью Контур.Журналу.

Как все начиналось

Я родилась в небольшом провинциальном городке Камышлове Свердловской области. В 2001 году поехала в Екатеринбург учиться в Уральский государственный технический университет по специальности «Химическая технология топлива и углеродных материалов». Так сложилось, что мой карьерный трек изначально не сильно был связан с полученным образованием.

Начало предпринимательской деятельности было положено в екатеринбургском журнале «Вкус», где я год работала менеджером по продажам. Когда издание закрыли, мы командой редакции, состоявшей из шести человек, решили выпускать собственное СМИ о гастрономии — «Вкус». В 2009 году впервые задумались о проведении кулинарных мастер-классов в ресторанах, к тому моменту наша команда уже уменьшилась вдвое.

Вообще кулинарная тема всегда была мне близка и интересна. По натуре я человек эмоциональный: глубоко чувствую краски жизни, сильно радуюсь, сильно огорчаюсь. Гастрономия как раз и оказывает непосредственное влияние на чувства: через еду ты ощущаешь определенные эмоции. Дарить людям эмоции — вот моя главная задача. Для меня и журнал, и гастрономические мастер-классы изначально были проектами, дававшими людям возможность проявить свои творческие способности через гастрономию. Мне самой, химику-технологу, было очень интересно учиться тонкостям кулинарного искусства, разбираться в них буквально «до молекул».

Оба наших проекта мы запускали на собственные деньги. Сейчас я с улыбкой вспоминаю о тех временах. Первоначальные инвестиции нужны тем, кто знает, как их правильно потратить, а мы этого не знали, шли по пути проб и ошибок. Теряли мы немало: и время, и деньги (часто приходилось подолгу сидеть без зарплаты). Так ни шатко ни валко бизнес развивался до 2014 года. Причина тому — отсутствие опыта. Поэтому всем начинающим я советую тщательно готовиться к открытию бизнеса, ведь многие сложности можно предусмотреть заранее и не тратить время на необязательные ошибки.

Когда мы только начинали, бросились, как говорится, в омут с головой. Делали что-то, потому что были молодыми, энергия била ключом. Ничего не анализировали, не просчитывали рынок, даже ни о чем таком не думали.

Хорошо, что мне тогда удалось сделать правильный стратегический шаг — разделить наш бизнес на два самостоятельных направления. Журнал продолжал «загибаться» (пока окончательно не закрылся в 2014 году), а мастер-классы продолжали развиваться. Правда, по разным причинам все мои партнеры решили бизнес покинуть, и к 2015 году из первоначальной команды в деле я осталась одна.

В 2012 году мне впервые пришла идея открыть собственную кулинарную студию, где можно было бы проводить гастрономические мастер-классы. В этом мы видели потенциал окупаемости и экономической эффективности.

Кадровые проблемы

В 2014 году я как раз окончила магистратуру MBA по специальности «Стратегическое управление предприятием» и параллельно начала выстраивать полноценный бизнес — кулинарную школу «Студия вкуса Модерато». На старте в 2013 году большую поддержку нам оказали партнеры, с которыми мы познакомились еще во время деятельности журнала. По взаимозачету мы договорились на покупку кухни, оборудования и техники. Так удалось организовать студию практически без первоначальных вложений. А в дальнейшем инвестиции на закупку столов, стульев, инвентаря, посуды, фартуков и других необходимых инструментов для нашего бизнеса брали уже из оборота. Сейчас я, наверное, предпочла бы взять кредит на открытие компании и закупить все самостоятельно, чтобы избежать дальнейших трудностей с партнерами.

Классическая проблема любого бизнеса, поиск хороших сотрудников, не обошла стороной и нас. Здесь самая распространенная ошибка, на мой взгляд, нанимать людей по своему образу и подобию. Не нужно пытаться найти второго себя, нужно к каждой конкретной позиции подойти индивидуально, составить «портрет» идеального кандидата с определенным набором личных и профессиональных качеств. Разработать такой «портрет» с первого раза не всегда получалось. Но когда он уже составлен, найти подходящего человека можно. Если вам нужен порядок, берите «человека порядка»; если для работы требуется яркий, общительный сотрудник, берите человека с харизмой, и в таком случае не требуйте от него идеального порядка.

Самая сложная позиция для нас — хорошие ведущие мастер-классов. Не потому, что у нас дефицит классных шеф-поваров. Они-то есть, тем более что для обычных посетителей достаточно преподавателя высокого (не «звездного») уровня. Сложность — в балансе. Работа ведущего в «Модерато» для шефа — это своего рода подработка. Но для нас ведущий — это лицо компании. Поэтому найти специалиста, умеющего понимать и принимать этот «баланс», не всегда просто.

Бизнес план кулинарных мастер классов

Сегодня в штате компании вместе со мной пять человек: три менеджера и сотрудник, который занимается уборкой и работает на бэке у повара. Если учитывать приглашенных специалистов, набирается около 20 человек. В числе преподавателей в основном местные шеф-повара, иногда бывают и столичные гости, и иностранные специалисты. Мы думали приглашать «звезд» из Москвы, но обычно они работают по заоблачным ценникам.

Специализация

Ежемесячно наша студия в среднем проводит 27 мероприятий, суммарная выручка которых составляет около 1 млн руб. Средняя стоимость билета составляет 3 500 руб. Основная статья наших доходов — проведение мастер-классов и кулинарных курсов, самые маржинальные из которых — корпоративные мероприятия. Но в ущерб основной деятельности мы за корпоративами не гонимся, много времени уделяем повышению качества мастер-классов и курсов. Основная наша специализация –кулинарные курсы для всех, мы продаем знания и технологии, а на корпоративах еще и делаем из этого праздник.

В списке самых популярных мастер-классов «Модерато»: курсы по итальянской кухне, стейкам, сырам, тайской кухне и, конечно, грузинской кухне. В «меню» есть и нестандартные мастер-классы, практически не требующие затрат на закупку продуктов. Например, курсы по бездрожжевому хлебу, который проводит специалист в этой области и демонстрирует очень крутые технологии. В этом году мы также запустили новый проект — детский кулинарный лагерь, куда дети каждый день приходят готовить, а также ездят на экскурсии на страусиную ферму, в кондитерскую мастерскую и другие «вкусные» объекты.

Бизнес план кулинарных мастер классов

Каждый вид деятельности мы рекламируем отдельно. Используем самый широкий пул инструментов — и наружную рекламу, и социальные сети, участвуем в кулинарных радиопередачах, телепрограммах. Стараемся к рекламе подходить с умом и не выбрасывать деньги на ветер.

Кризис и возможности

Разразившийся экономический кризис нам только на руку, поскольку в сложные времена люди охотнее начинают тратить деньги на «правильную» еду. В 2009 году, например, согласно исследованиям, люди стали тратить на качественную еду на 30% больше денег. Кризис стимулирует мозговую активность потребителей, они начинают грамотно расставлять приоритеты и думать, что им действительно нужно. Примерно ту же картинку мы видим на рынке и сейчас: люди размышляют о том, как следить за своим здоровьем, как рациональнее тратить деньги, как начать готовить качественную еду.

На волне интереса к нашей теме я активно ищу возможности для расширения бизнеса. Масштабирование можно организовать самым разным путем: возможны совместные проекты с учебными заведениями, запуск филиалов, продажа франшизы. Сейчас это самый актуальный вопрос для меня. По моим оценкам, для открытия подобной кулинарной студии (например, по франшизе) потребуется около 5 млн руб. и где-то год для выхода на самоокупаемость. 

Наверно, кто-то сейчас это прочитает и подумает: ага, значит, подобный бизнес нужно строить вот так и так, вот такие в нем правила. Но на самом деле очень многое я планирую интуитивно. Это немного нетрадиционно, но в моем случае работает! Мне кажется, самое главное в предпринимательстве — не ломать себя, а использовать свои сильные качества. Все хотят быть похожими на Стива Джобса и других медийных личностей. Постарайтесь не быть похожим на кого-то, а максимально использовать собственные возможности и особенности характера. У разных людей не может быть одинакового пути достижения целей.

Источник

Все примерно так и есть. И ключевым словом, является «примерно».

Примерно, потому что вышеприведенная схема «купил-провел-получил» чуточку шире и требует некоторой подготовки.

Но поле для творчества настолько широкое, что можно такого наворотить))))

Мои знакомые шеф-повара на вопрос: «Если бы вы открывали собственную студию, с чего бы вы начали?» практически в голос отвечали: «Присмотрели бы подходящее помещение, купили бы нужное оборудование». Да, действительно, нужны и помещение и оборудование. И некоторые с этого и начинают. Но так ли это? Давайте сделаем шаг в сторону.

Дальнейший диалог пойдет в режиме вопросов, которые я буду вам задавать и ответов, которые вы будете давать сами себе, по возможности фиксируя ответы на бумаге. Эти черновые наброски и позволят самостоятельно создать студию.

Предлагаю начать с ответа на очень простой вопрос: «Зачем мне кулинарная студия?» Любой из вариантов подойдет:

  • я хочу заработать денег
  • я хочу решить социальную задачу и обучать кулинарному искусству детей
  • я хочу быть владелицей собственной кулинарной школы (это круто!)
  • мне интересны инвестиции в высокорентабельные проекты
  • мне скучно и хочется чем-то себя занять

Главное, чтобы отвечая на вопрос, вы были честны сами с собой. Ибо от ответа на этот вопрос будет зависеть многое — общая концепция, выбранный формат, местоположение студии, затраты денежные и неденежные.

Следующим шагом на пути к собственной студии я бы назвал формирование общей концепции проекта. И здесь есть минимум два вопроса:

1 Какой я вижу свою студию?

2 Чем моя студия будет отличаться от всех ранее созданных?

Ответ на первый вопрос даст вам «черновик черновика» образа студии — описания типа «выдержанная в стиле Прованс, в светлых тонах с занавесками и цветами на окне. В ней много света, она маленькая, уютная, камерная…» вполне подойдут. Вы же сразу представляете и размер и убранство и мысленно расставляете по студии гостей и персонал. Это очень полезно — визуализируйте!

Второй вопрос больше касается бизнес-составляющей проекта — если в вашем городе уже имеются подобные заведения, то для того, чтобы привлечь клиентов в свою студию, вам придется побороться — увы, людей страстно интересующихся кулинарией и способных за свое увлечение платить деньги, количество ограниченное. И для того, чтобы они пришли именно к вам, надо предложить что-то особенное.

В вольном переложении теория конкурентного преимущества Майкла Портера может быть представлена следующем образом: для того, чтобы добиться успеха, необходимо предложить клиентам что-то новое. Либо сходное, но издержки на услуги должны быть ниже чем у конкурентов.

Все. Третьего не дано. Чем вы будете лучше? Вы первые, открывающий подобный проект в своем городе? — Отлично! Вы можете предлагать свои мероприятия по любой цене! И вашими конкурентами будут… студии обучения рисованию и лепке, выжиганию и вязанию — да, люди ищут себя. И не только на кухне.

Давайте перейдем к следующему уровню детализации проекта, важность которого переоценить сложно. Это выбор формата, предлагаемого вами посетителям.

Под словом «формат» здесь понимается методика организации мероприятий в студии. Постарайтесь сначала ничего не выдумывать, а посетить несколько разных мастер-классов в разных студиях. Даже если ради этого придется съездить в соседний (или не очень) город.

Для того, чтобы было чуть понятнее на что смотреть, приведу примеры возможных форматов:

  • индивидуальные мастер-классы — все просто — 1-3 участника, один шеф-повар, небольшая студия, камерно, уютно. Примеров такого формата не знаю, но допускаю, что такое возможно при условии, что финансовая составляющая не является доминантой при создании проекта;
  • демонстрационные мастер-классы — число участников почти неограниченное, один шеф-повар, который показывает по шагам, как то или иное блюдо готовится. Такой формат предлагался студией «Гастрономъ» (г. Москва)
  • мастер-классы, на которых у каждого посетителя есть полностью оборудованное рабочее место, мероприятие ведет один шеф-повар, у каждого участника есть пошаговые рекомендации. В результате — сколько участников, столько разных (но похожих) блюд — у каждого участника свои вкусовые впечатления и не смотря на рекомендации, слова «по вкусу» творят чудеса. Самый яркий пример — студии Юлии Высоцкой (г. Москва)
  • мастер-классы комбинированные, на которых шеф-повар привлекает участников к выполнению определенных шагов, но финальную сборку блюда всегда делает сам, т.к. необходимо показать эталонный вкус и элементы сервировки. Пример — студия «Кулинарного Клуба» (г. Новосибирск)

Возможны ли другие форматы? Конечно. Например, если вы ориентируетесь на корпоративные мероприятия, то нужно понимать, количество участников, внутреннюю организацию процессов — что и как делать.

Почему так важен формат? Потому что он определяет наполнение студии оборудованием, мебелью, посудой, коммуникациями. То есть, если у вас формат с полностью оборудованным для каждого посетителя рабочим местом, то необходим стол, подключенная варочная поверхность, миксер, блендер (может быть), сковороды, кастрюли нужного объема и количества…

Умножив каждую из позиций на количество предполагаемых рабочих мест, вам станет понятно количество всего необходимого.

Составив таблицу и зайдя в магазин (а лучше в Интернет), проставив цены, вы получаете цифру возможных первых затрат.

Но купить все это не проблема — времена тотального дефицита давно канули в лету. Подскажу подводный камень, задав вопрос: «А какая электрическая мощность необходима для оборудования студии, при условии, что все участники включат свои электрические приборы?»

Естественно, мы переходим к следующему пункту плана — помещению. Оно должно вмещать всех посетителей, вешалки для верхней одежды, места для приема пищи… Так ли вы его представляли?

Что нам еще нужно? Вода. Канализация. Кондиционирование (хорошо бы). Освещенность. Наличие сетей связи (этот список можно продолжать).

Сформируйте все требования, предъявляемые вами к помещению, на отдельном листе и фиксируйте результаты для каждого из осматриваемых вариантов (если быть честным, то наш чек-лист по помещению едва уместился на трех страницах, а если подшить лист комментариев, то не всегда укладываемся в четыре).

Если есть возможность, пригласите на осмотр дизайнера или архитектора — они будут реализовывать проект на бумаге, расставляя мебель и оборудование. И хорошо, если они увидят помещение своими глазами. (Кстати! Если собираетесь работать с детьми, то хорошо бы напомнить дизайнеру, что столы для детей должны быть ниже стандартных).

Фотографируйте. Все, что можно. Просмотр фотографий, позволит вам ухватить нюансы, которые, возможно, выпали из поля зрения при осмотре.

И это все работа, предшествующая физическим денежным тратам. Чем тщательнее она сделана, тем больше слов благодарности в будущем вы скажете сами себе.

Сколько квадратных метров в понравившемся помещении? Какова ставка аренды? Каковы условия аренды?

У вас свое помещение? Отлично! А может его лучше сдать в аренду и не заниматься всеми этими хлопотами? (это не шутка, а элемент финансового анализа — сравните возможный доход от сдачи в аренду помещения с возможным доходом от работы студии).

Что дальше? Можно заняться бизнес-планом. Посчитать доходы (средняя стоимость мастер-класса, умноженная на количество мастер-классов в месяц, умноженная на среднее количество участников) и расходы (аренда, продукты, заработная плата персонала, налоги и прочие платежи). Вычесть одно из другого. Посмотреть на получившийся результат. Выстроить план на ближайший год. Посмотреть на окупаемость проекта. Принять решение о его реализации.

Возможно, для многих я рассказываю азбучные истины. Но далеко не все отрывают проекты один за другим, у кого-то все равно это будет впервые.

Естественно, что предложенная схема пестрит белыми пятнами, заполнить которые придется самим. Либо обратиться к тем, кто этот этап уже прошел и может поделиться знаниями и опытом. Кстати, не все в этой жизни за деньги — что-то должно же быть по любви. Поэтому более опытные, как правило, готовы помочь тем, кто только делает первые шаги. Особенно, если это касается общих вопросов — просто честно признайтесь, что собираетесь открыть собственную студию. Более детальные консультации могут потребовать денежных затрат. Но они значительно ниже тех, что вы понесете при открытии студии.

Есть вариант комплексного решения. Имя ему «франчайзинг». Мы готовы и здесь помочь.

А по сему звоните по тел. (913) 985 1114, пишите по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или просто заходите по адресу: г. Новосибирск, Красный пр., 200 оф. 1016.

Искренне ваш,
Мирошниченко Константин
руководитель проекта «Кулинарный Клуб»

Источник

Свой бизнес: кулинарная школа

* В расчетах используются средние данные по России

Бизнес в сфере образовательных услуг становится все более популярным: школы раннего развития для детей, языковые курсы, школы рисования для детей и взрослых и т. д. Количество различных обучающих центров, курсов и школ увеличивается с каждым годом, а с ростом конкуренции в каждом отдельном сегменте появляются все новые и новых их виды. К таковым, например, относятся и кулинарные школы

Это относительно новое явление. С ростом благосостояния людей увеличивается их интерес к качественному питанию. Они посещают рестораны, знакомятся с блюдами кухни разных стран мира, а затем хотят научиться самостоятельно готовить их дома и освоить все премудрости кулинарного искусства. В этом случае им на помощь приходят кулинарные школы. Зачастую они создаются на базе уже существующего кафе или ресторана. Таким образом владельцы школы экономят на аренде площади и необходимом оборудовании для проведения занятий. Однако школа может создаваться и «с нуля». Расходы в этом случае будут, конечно, больше, но, с другой стороны, открыть кулинарную школу намного проще и дешевле, нежели заведение общественного питания. Так что если вы мечтаете заняться ресторанным бизнесом, но не обладаете необходимым для этого капиталом и/или знаниями, то кулинарная школа станет оптимальным вариантом для старта.

Буквально лет двадцать назад сложно было представить себе существование специальных школ, где людей учат готовить. Конечно, на полках книжных магазинов представлено огромное количество кулинарных книг. Они яркие и красивые, с подробными иллюстрациями и описанием каждого этапа приготовления того или иного блюда. Кроме книг есть большое количество телевизионных программ и видео-инструкций по приготовлению любых блюд – от обычных до самых экзотических. Несмотря на это, люди с большим удовольствием посещают кулинарные курсы. В числе преимуществ последних называют наглядность, возможность получить помощь специалиста и задать свои вопросы эксперту (ни книги, ни передачи в этом не помогут), наличие всех необходимых ингредиентов и продуктов (компоненты для приготовления экзотических блюд достаточно сложно найти в продаже). Наконец, курсы предполагают активное общение, что особенно немаловажно для основной их целевой аудитории – женщин-домохозяек. Кроме женщин, кулинарные курсы с удовольствием посещают и дети как дошкольного, так и школьного возраста.

Итак, что же нужно для того, чтобы открыть собственную кулинарную школу. Прежде всего, вам потребуется помещение. При отсутствии собственного кафе или ресторана есть два варианта решения проблемы с площадью – арендовать подходящее помещение и оборудовать его самостоятельно или же договориться с хозяином уже функционирующего кафе о проведении на его кухне занятий по определенным дням. Занятия проходят обычно вечером по будним дням и на выходных. Вариант с арендой кафе менее затратный, ведь если вы арендуете отдельное помещение, то вам придется подвести необходимые коммуникации, сделать ремонт, установить специальное оборудование. Соответственно, и затраты будут выше. С другой стороны, занятия в кулинарной школе обычно проводятся минимум два-три раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляет, в среднем, 3-4 часа, а количество людей в группе не должно быть более десяти человек (а лучше всего – 5-7). Только так ведущий сможет уделить внимание всем «ученикам». При этом занятия могут проводиться в две смены – утром/днем и вечером. Таким образом, будет достаточно сложно найти кафе, руководство которого согласится сдавать свою кухню в аренду столь часто и на столь длительное время.

Помещение, где будут проводиться занятия в вашей кулинарной школе, должно располагаться ближе к центру города или хотя бы в пределах досягаемости от него. Ведь многие ваши ученики будут приезжать на занятия на общественном транспорте. Если вы открываете курсы в крупном городе, то можно рассмотреть вариант аренды помещения в густонаселенном спальном районе. Помимо месторасположения, второй критерий выбора площади – наличие всех необходимых коммуникаций. С этим, скорее всего, проблем не возникнет. Однако ремонт все же придется сделать. Можно обойтись более бюджетным вариантом или же заказать дизайн-проект у специалистов. Дизайн интерьера вашего «учебного класса» может быть как нейтральным, так и тематическим (если ваша школа будет специализироваться на определенной кухне мира). Например, сейчас людей больше всего интересует итальянская или французская кухня, соответственно, интерьер вашего помещения можно сделать в стиле прованс. Хотя тратить деньги на дизайнеров вовсе необязательно. Вы можете облицевать керамической плиткой полы и часть стен (на 1-1,5 метра от пола) для того, чтобы было легче мыть их после занятий. А отдельные декоративные элементы (разделочные доски с декором, кастрюли, посуда, пучки пряных трав и т. д.) зададут необходимое «настроение» всему интерьеру.

Мебель (рабочие столы, стулья, стойки, полки для хранения продуктов), оборудование (холодильники, плиты, вытяжки, сплиты), утварь, столовые приборы, посуду и т. д. можно приобрести в обычных магазинах. Для удобства работы и экономии места плита может быть «вмонтирована» с одной стороны стола. Таким образом, большой рабочий стол, на котором режут продукты, раскатывают тесто и смешивают необходимые ингредиенты, будет иметь три рабочих поверхности, а с четвертой стороны (со стороны преподавателя) устанавливается плита с вытяжкой. Конечно, такую мебель придется изготавливать под заказ. При планировке помещения посмотрите фотографии интерьеров других кулинарных школ. Учитывайте все нюансы. Например, если вы планируете проводить занятия и для детей, и для взрослых, то не стоит делать столы ниже (тогда взрослым ученикам будет неудобно работать за ними), но нужно будет приобрести достаточно высокие стулья, чтобы детям было комфортно. Дети обычно работают за столом сидя, а взрослые, как правило, стоя (не считая теоретических занятий). Стол должен быть достаточно крепким и иметь гладкую, легко очищаемую поверхность. Металлические столы соответствуют всем этим требованиям. Однако они могут не «вписаться» в интерьер вашей кухни. В таком случае подойдут столы из натурального дерева с полированной поверхностью, но стоить они будут значительно дороже. Покупать необходимое оборудование стоит тогда, когда вы уже найдете поваров для проведения занятий. Специалисты скажут вам, что именно им нужно и где это лучше приобрести.

Но поиск хороших преподавателей – это, пожалуй, самая сложная задача. С одной стороны, эти люди должны быть мастерами в своем деле, знать все нюансы приготовления различных блюд, иметь представления о кухне разных стран мира, быть талантливыми поварами с большим опытом работы. С другой стороны, они должны уметь общаться с людьми (причем не только с взрослыми, но и с детьми и подростками), обладать харизмой, быть общительными, обходительными и уметь привлечь внимание слушателей и интересно преподносить любой, даже самый скучный материал. В отличие от других курсов (например, курсов иностранных языков) люди приходят в кулинарную школу не только для того чтобы научиться хорошо что-то делать (в нашем случае – готовить), но также и для того чтобы пообщаться с единомышленниками, узнать что-то новое для себя, весело и интересно провести свободное время. Таким образом, ваши преподаватели должны быть увлечены своей работой. Талантливые повара, которые ведут занятия в подобных школах, не только объясняют, что и как делать, но также рассказывают в процессе работы истории блюд, знакомят учеников с особенностями кухни в разных странах и даже в разных регионах одной страны, делятся своим опытом… Человек, для которого приготовление еды – это просто работа, не сможет заинтересовать других людей и, скорее всего, даже отобьет у них все желание чему-то учиться.

Где искать таких поваров? В небольшом городе выбирать особо не приходится, поэтому владельцы школ предпочитают «выращивать» таких специалистов самостоятельно. Они нанимают на работу выпускников средних учебных заведений – кулинарных техникумов и колледжей, обучают их, направляют на различные курсы и семинары. Это требует немалых вложений, временных затрат и сопряжено с рисками: обученный вами специалист может в любой момент уйти в другое место и придется брать нового человека и начинать все с начала. Если вы живете в городе с населением свыше одного миллиона человек, то в этом случае есть шансы найти подходящего повара в одном из городских кафе или ресторанов. Но заработная плата ваших преподавателей будет существенно выше.

С помощью преподавателей вашей школы разработайте программу обучения. Существует большое количество различных кулинарных программ: национальная кухня (итальянская, русская, французская, испанская, восточная и т. д.), вегетарианская кухня, диетическая кухня, блюда для детей, украшение блюд (в том числе и при помощи карвинга – вырезания цветов и фигурок из фруктов и овощей) и т. д. Отдельная программа занятий – для детей. Учитывайте, что детские группы будут больше, так как стоимость обучения для них должна быть, нежели для взрослых учеников. При увеличении людей в группе эта разница не отразится на вашей прибыли. Кроме практических занятий, программа должна включать в себя и теоретическую часть (около 30 % от общего времени). Среди теоретических «предметов» в кулинарных школах есть такие: оформление праздничного стола, совместимость продуктов, калорийность продуктов и блюд, кулинарные секреты, этикет поведения за столом и пр. Хотя многие школы предпочитают сочетать практическую и теоретическую части: пока ученики заняты подготовкой продуктов и приготовлением блюд, преподаватель рассказывает им теорию. Можно взять за основу уже существующие программы обучения, но все же желательно, чтобы ваши программы были авторскими. Ведь даже если в вашем городе еще нет кулинарной школы, то велика вероятность, что после открытия ваших курсов конкуренты не заставят себя ждать. Не забывайте фотографировать занятия в вашей школе (с разрешения учеников). Эти фотографии, размещенные впоследствии на вашем сайте или в буклетах, могут стать лучшей рекламой и привлечь новых слушателей. Кроме того, можно приобрести или взять в аренду профессиональную видео-камеру и снимать ваши занятия. Затем их можно будет смонтировать и выложить в сокращенном виде (без лишних подробностей, секретов и деталей) на канале YouTube. Может быть, это не поможет найти новых клиентов, однако, несомненно, повысит узнаваемость вашей школы. Некоторые школы даже продают свои видео-уроки, но для молодой компании этот вариант вряд ли подойдет. Сначала придется «сделать» себе имя и завоевать хорошую репутацию. Кроме общей программы, в вашей школе могут также проводиться занятия для обучения и повышения квалификации профессиональных специалистов, работающих в кафе и ресторанах. Дополнительный источник дохода кулинарных курсов – это организация приготовления и доставки еды корпоративным клиентам (кейтеринг).

Перед открытием кулинарных курсов необходимо оформить все документы и, главное, получить разрешение на осуществление преподавательской деятельности (раз в названии вашего центра будет фигурировать слово «школа» или «курсы»).

Расходы на организацию собственной кулинарной школы составят от 70 до 300 тысяч рублей (в зависимости от формата – курсы при ресторане или же «автономные»). Правда, в эту сумму не входят затраты на рекламу, но без них не обойтись. Основная целевая аудитория таких курсов – это женщины и дети. Однако в последнее время кулинарные школы посещает все больше мужчин. Поэтому учитывайте это при разработке обучающей программы и составлении рекламных объявлений. Рекламировать услуги своей школы можно через объявления в местных газетах и журналах, при помощи листовок, распространяемых по почтовым ящикам, наружной рекламы (самый дорогой способ), рекламы на радио и в интернете. Даже если ваша школа находится вдали от центра города, не стоит ограничиваться одним районом. Кулинарные курсы – это пока еще относительно новое явление в нашей стране. Многие люди предпочитают учиться на собственных ошибках по кулинарным книгам и рецептам в интернете. Поэтому чтобы ваши расходы на организацию кулинарной школы окупились как можно скорее, постарайтесь охватить своей рекламой весь город. Создайте сайт для своей школы, тематические группы в социальных сетях, размещайте рекламу на местных сайтах и форумах (особенно тех, где собирается ваша целевая аудитория – женщины с детьми, например, форумы для мам). Самый простой сайт-визитку можно сделать в веб-студии за 3-5 тысяч рублей или же самостоятельно. Правда, еще придется потратиться на продвижение вашего сайта, но если конкуренция в вашем регионе по запросу «кулинарная школа» невысокая, то и стоимость раскрутки сайта будет ниже.

Заранее определитесь с ценами на обучение в школе. Стоимость зависит от различных факторов: город, месторасположение, курс и т. д. Минимальная цена за одно занятие на начальном уровне в крупном городе составляет от одной тысячи рублей. Тематическое (например, по национальной кухне) и профессиональное обучение стоит дороже – от трех тысяч рублей. Многие школы предлагают своим клиентам приобрести абонемент на посещение сразу нескольких занятий. При покупке абонемента стоимость каждого отдельного занятия получается ниже. Занятия кулинарией с детьми будут стоить дешевле – около двух-трех тысяч рублей в месяц. На проведение мастер-классов с приглашенными шеф-поварами цены, конечно, будут выше. При определении стоимости обучения учитывайте сразу несколько факторов: ваши расходы (арендная плата, заработная плата преподавателям, закупка и доставка продуктов и т. д.), вашу прибыль и среднюю стоимость аналогичных услуг в вашем регионе (или в таком же по количеству населения ближайшем городе).

Как и в случае с другими общеобразовательными курсами, спрос на услуги кулинарных школ напрямую зависит от сезона. Очевидно, что летом на занятиях будет меньше людей, ведь многие из них уезжают из города на отдых. Таким образом, «кулинарный» сезон приходится на период с осени до весны (не считая новогодних праздников). Если же ваша школа находится в курортном городе, то ситуация со спросом на ее услуги будет противоположная. За рубежом многие гостиницы и гостевые дома открывают такие школы для развлечения отдыхающих. Они предлагают сокращенную программу обучения, посвященную приготовлению блюд национальной кухни. В нашей стране такие школы на побережье еще не получили широкого распространения, что объясняется в том числе небольшим количеством иностранцев, которые приезжают на отдых в Россию.

Существуют кулинарные школы (и по совместительству специализированные туристические агентства), которые не только сами проводят занятия, но и предлагают своим клиентам так называемые «кулинарные туры» на 7-10 дней. Они договариваются с такими же школами за рубежом (в основном, в Италии, Греции и Франции) и выступают в роли турагентства, отправляющего клиентов на отдых и обучение за границу. В этом случае используется так называемая «ознакомительная» программа обучения. Для отдыхающих устраивают гастрономические экскурсии, дегустации разных сортов вин, сыров, мастер-классы по использованию оливковых масел, различных приправ и т. д.

Сысоева Лилия 
(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса

01.01.1970

Все материалы по тегу: кулинарные курсы

3861 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 310777 раз.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Другие статьи по вашей теме:

Источник

Adblock
detector