Бизнес план кружок по бисероплетению

Оксана Михалёва
Программа Кружка по бисероплетению «Бисерёнок» Возраст (5–7 лет)

Пояснительная записка.

Программа разработана в рамках кружковой работы по декоративно-прикладному искусству в качестве дополнительного образования, организованного по принципу «от простого – к сложному».

Работа с бисером выбрана не случайно. Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, Н. Хвалько – кандидат биологических наук, заместитель директора НИИ инновационных технологий обучения – утверждает, что «Мелкая моторика пальцев, развивающаяся посредством кропотливого ручного труда вроде бисероплетения, вышивания, напрямую влияет на работу мозга. На кончиках пальцев расположены миллионы рецепторов. И чем тоньше будет работа, тем быстрее будут проходить нервные импульсы, что тренирует мозг, который после упражнений на развитие мелкой моторики сразу откликается повышением когнитивных способностей».

М. И. Кольцова, Е. И. Исена, А. В. Антакова и др. своими исследованиями доказали, что «речь и мышление человека находится в тесной связи с развитием руки. Ребенок, владеющий четко координированными движениями с высокой уровнем развития мелкой моторики, обладает хорошей памятью, вниманием, связной речью», что крайне важно перед поступлением детей в школу.

Специфика кружковойработы разнонаправлена: от истории возникновения, изготовления простейших предметов украшения до знакомства с более сложными изделиями индивидуального творческого характера. От знания основных элементов бисероплетения до изготовления собственных рисунков для различных украшений и т. д.

Предметы украшения, изготавливаемые воспитанниками из бисера и стекляруса в конце курса, требуют не только заинтересованности воспитанников и воспитателя в изготовлении украшений, но и достаточно развитых художественных навыков и эстетического вкуса. Однако, я полностью согласна с А. А. Грибовской в том, что «…задача воспитателя – это не подготовка будущих мастеров, а приобщение ребенка к истокам народного искусства, дать возможность, усвоив некоторые навыки, почувствовать радость творчества».

Методическое обеспечение

Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и направлена на расширение и углубление знаний с установкой на поисковую деятельность.

Цель программы:

Развитие мелкой моторики рук, творческих способностей через занятия с бисером, приобщение детей к основам рукоделия.

В соответствии с целью были сформированы задачи программы:

1. Разработать перспективный план кружковой деятельности, учитывая принцип «от простого – к сложному».

2. Создать развивающую среду, позволяющую осуществлять на практике различные идеи.

3. Способствовать развитию воображения, сообразительности, логического мышления и креативности детей;

4. Развивать мелкую моторику пальцев рук, согласованность движений рук, ловкость, умение управлять своими движениями.

5. Расширить словарный запас по данной теме и активизировать его в речи детей.

6. Развивать художественные навыки и эстетический вкус, воспитывая при этом чувства формы, ритма, симметрии.

7. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость, интерес к декоративно — прикладному искусству, воспитывать у детей желание заниматься бисероплетением.

8. Познакомить с изделиями и одеждой, украшенной бисером народов ханты и манси.

Занятия проводятся в кабинете дополнительного образования один раза в неделю по 30 мин: во второй половине дня.

Вводная часть.

Цель вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между детьми.

Основная часть.

Цель основной части занятия – развивать мелкую моторику пальцев, согласованность движений рук и формировать художественные навыки и эстетический вкус у детей дошкольного возраста к декоративно — прикладному искусству

Завершающая часть.

Целью этой части занятия является создание у каждого воспитанника чувства принадлежности в группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятиях.

Оптимальное количество детей — 6 человек. Возраст — дети подготовительной группы. Занятия проходят фронтально.

Теоретический материал излагается в форме бесед, рассказов с использованием дидактических и подвижных игр, пальчиковой гимнастики, рассматривания иллюстраций и схем по теме. На занятиях, знакомясь с историей бисероплетения, изделиями из бисера, дети овладевают знаниями и умениями необходимыми для работы с бисером.

Организация работы по ручному труду предполагает:

— подбор материала (бисер, стеклярус, проволока, леска);

— организацию рабочих мест (за одним столом могут работать 2 человека).

При работе с ножницами и иголкой особое внимание уделяется технике безопасности:

— аккуратно обращаться с иглой, следить за направлением ведения иглы (к

себе, вперед, вверх, убирать иглу в игольницу;

— правильно подавать друг другу ножницы.

Интерес к ручному труду, желание создавать вещи своими руками зависит от доверительной и спокойной обстановки. Допустимо, если во время занятий дети разговаривают друг с другом, советуются, помогают, обсуждают работу. В конце работы педагог проверяет наличие используемого инвентаря.

Результативность знаний и умений зависит от эмоционального настроя взрослого и детей, степени восприятия программного материала, его усвоения, систематического посещения занятий и т. д.

Методические рекомендации к программе.

• Прежде всего, целесообразно в соответствии с конкретными условиями наметить план работы, по основным напрвлениям содержания программы.

• В течение учебного года работа по программе должна проводиться систематически.

• Овладение искусством бисероплетения начинается с изготовления изделий по образцу путем прямого повторения за педагогом, под диктовку, а затем постепенно вводятся образцы и схемы, здесь дети учатся прослеживать последовательность работы самостоятельно, у них формируются навыки счёта, внимание, память.

• На теоретическую часть занятия отводится меньше времени, чем на практические действия. Воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” взрослого по принципу “делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Использование схем и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя “работу ума и работу рук», при этом педагог имеет большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.

• Педагог должен следить за тоном, которым он разговаривает с детьми, проявлять дружелюбие, называть детей только по имени, демонстрировать живое участие как в успехах, так и при неудачах детей, интересоваться их мнением, не скупиться на ласковые слова и слова благодарности.

• Процесс обучения должен исходить из жизненного опыта детей, их представлений об окружающем мире.

• Важно стараться объединять содержание занятий по программе с повседневным опытом детей и знакомыми им ситуациями, искать новые формы для закрепления уже пройденного материала, придумывать сюрпризы,включать в занятия паузы для разрядки: песенки, загадки, шутки.

• Не перегружать детей и создавать условия для самовыражения и развития конструктивной деятельности.

• С самого начала процесса обучения систематически обращать внимание детей на соблюдение правил безопасности труда при работе с проволокой, бисером и ножницами.

• Известно, что любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной лишь в том случае, если родителями являются его единомышленниками и активными помощниками. При работе с данной программой это приобретает особую актуальность. Очень важно, чтобы педагог еще до начала своей работы объяснил родителям её цели и задачи. Перед педагогом стоит особая задача заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей, сделать их союзниками в своей работе.Родителей постоянно нужно держать в курсе событий: помещать информацию в «Уголке для родителей», организовывать специальные выставки детских работ.

Содержание программы.

1 год обучения- 30 часов

1. История бисероплетения. Виды бисера. – 1 час 40 мин.

Рассказ об истории появления украшений из стекла, бус и бисера. О появлении бисера на Руси, о том какие предметы декоративно-прикладного творчества делались и делаются сейчас в технике бисероплетения. Знакомство с видами, достоинствами и недостатками бисера. Демонстрация иллюстраций и образцов. — 1час 15 мин.

2. Организация рабочего места, материалы и инструменты, правила техники безопасности. — 1час 15 мин.

Теория. Правильная организация рабочего места, которая облегчит труд и сохранит здоровье. Знакомство с материалами и инструментами. Порядок их хранения. Беседа о правилах техники безопасности. Ознакомление с правилами санитарии и гигиены.

3. Техника простого низания бисера на леску и проволоку. – 2 часа 5 мин.

4. Техника «параллельное плетение» и его возможности – 24 часа.

Теория. Принцип плетения на проволоке. Способы плетения в технике «параллельное плетение» на проволоке. Показ схем, образцов и иллюстраций. Возможности «параллельного плетения» для украшения интерьера и внешнего облика человека.

Практика. Выполнение упражнений по выплетанию отдельных деталей и скреплению их.

5. Знакомство с техникой плетения «колечки». – 1 час.

Теория. Принцип плетения на леске. Способы плетения в технике «колечки» на леске. Показ схем, образцов и иллюстраций. Возможности техники плетения «колечки» для украшения интерьера и внешнего облика человека.

Организация выставок детских работ по окончании каждого проекта.

2год обучения- 36 часов.

1. История бисероплетения. Виды бисера. – 1 час

Теория. Рассказ об истории появления украшений, стекла, бус и бисера. О появлении бисера на Руси, о том какие предметы декоративно-прикладного творчества делались и делаются сейчас в технике бисероплетения. Знакомство с видами, достоинствами и недостатками бисера. Знакомить со способом плетения на леске «крестик». Демонстрация иллюстраций и образцов.

Практика. Плетение украшений для кукол способом плетения на леске «крестик».

2. Организация рабочего места, материалы и инструменты, правила техники безопасности. — 2 ч.

Теория. Правильная организация рабочего места, которая облегчит труд и сохранит здоровье. Продолжать знакомство с материалами и инструментами. Порядок их хранения. Беседа о правилах техники безопасности. Ознакомление с правилами санитарии и гигиены.

3. Метод «параллельное плетение» и его возможности. — 33 часа

Теория. Принцип плетения на проволоке. Способы плетения в технике «параллельное плетение» на проволоке, создание объемной фигурки. Показ схем, образцов и иллюстраций. Возможности «параллельного плетения» для украшения интерьера и внешнего облика человека.

Практика. Выполнение упражнений по выплетанию отдельных деталей и скреплению их, создание объемной игрушки.

Организация выставок детских работ по окончании каждого проекта.

Специфика дошкольного возраста не предполагает жестко регламентированного (как в школьной практике) учебного плана, поэтому в программе предлагаются примерные тематические планы работы с детьми.

Список используемой литературы:

1. «Бисер. Уроки, приемы и схемы» — Н. Л. Ликсо.

2. «Бисер. Игрушечки». – Берлина Н. А., Mari – ClaudeBurel «Petitsanimauxsenperles» (30 моделей из бисера).

3. Дошкольное педагогика №8 2008г.

4. Домоводство для девочек – «Все о бисере» — М. С. Зимина.

5. «Игрушечки из бисера»— Изд. «Культура и традиции». — Москва.

6. «Книга для девочек – «Украшения из бисера и бусин»— Е. П. истратова.

7. «Объемные фигурки из бисера» — ИзабельКасап – Селье.

8. Фигурки и игрушки из бисера ГёрС. ,Кох С. ,Рёр Г. ,РёрГ. ,СоболеваО. ,Серке А. Астрель, «Академия развития,», «АСТ «Подарок своими руками»

Источник

Принято на педагогическом совете                            Утверждено

МБДОУ детский сад №1                                             Заведующая

р.п. Шемышейка                                                              МБДОУ детский сад №1

Протокол №                                                                р.п. Шемышейка

от           20      г                                                           Дурашова Н.А.

                                                                                     Приказ №

                                                                                     От             20      г.

Рабочая программа

кружка по бисероплетению

«Разноцветные бусинки»

Подготовила: воспитатель

первой категории Черняева Ю.Н.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 рабочего поселка Шемышейка.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направление программы: художественно-эстетическое

Теоретические обоснования, актуальность программы

Детское сердце чутко к призыву творить красоту…

 важно только, чтобы за призывами следовал труд.

В.А. Сухомлинский.

Декоративно-прикладное творчество – это чудесная страна. Помогая ребенку войти в нее, мы делаем жизнь маленького человека интересней и насыщенней. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории

и традиции народных промыслов, овладение техническими приемами позволит постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетения.

Бисерные работы – живое придание старины. Ведь бисер, как материал, более устойчив к влиянию времени, нежели шелк или шерсть, и поэтому, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас в той красочной гамме, которая создана в далеком прошлом.

Бисер – один из самых удивительных материалов для рукоделия: загадочный блеск и неограниченные возможности для творческого поиска. Низание бисером – работа очень тонкая, кропотливая, требующая особого терпения, бесконечной любви к этому делу. Осваивая технику нанизывания бисера, бусин, дети познают еще одну грань красоты мира искусств, развивающую эстетический вкус и художественное восприятие мира.

Занятия по бисероплетению развивают память, внимание, мелкую моторику рук, приучают ребенка думать, анализировать, соизмерять, сравнивать, что создает предпосылку к успешному обучению в школе. Сколько надо проявить настойчивости, трудолюбия, усердия, чтобы закончить свое «произведение» и убедиться, что все получилось так, как было задумано. Умение критически оценивать свои работы, признавать и исправлять ошибки то же дается детям не сразу. Здесь происходит большая внутренняя работа, а это важно для развития личности ребенка. Для того чтобы ребенок мог раскрыть свои творческие возможности, своими рука изготовить изделие из бисера, необходимо овладеть навыками и умениями, знаниями о разнообразии используемых материалов. Конечно, не просто научить всему этому ребенка, это требует немало времени, энергии, желания, а главное надо самому педагогу многое знать и уметь, увлечь ребенка, внимательно и чутко относиться к его творчеству.

Программа направлена на развитие творческих способностей, воображения и фантазии детей. Выполняя поделки и сувениры из бисера (бусин), дети развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции. Дети научатся выполнять из бисера (бусин) украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно. Кроме того, эти поделки – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники. Кружок бисероплетения «Разноцветные бусинки» создан для детей дошкольного возраста, посещающих МБДОУ «Детский сад №1 «Солнышко». Занятия в кружке проводятся по расписанию, согласованному с планами учебно-воспитательной работы МБДОУ. Рабочая программа кружка «Разноцветные  бусинки» рассчитана на 2 года обучения и соответствует возрастным периодам дошкольного возраста (5-6 и 6-7 лет).

Так как бисероплетение – это новый и достаточно сложный для детей вид декоративно-прикладного искусства. Работа планируется с учетом физических и психических особенностей и возможностей детей: большая утомляемость, короткий период внимания, вредность длительного статического напряжения, нежелательность длительного напряжения зрения. Начиная работу с детьми по бисероплетению необходимо учитывать, что при работе с бисером дети должны овладеть математическим счетом, знать основные цвета и оттенки, а эти знания присутствуют у детей, начиная с 4-летнего возраста. Кроме того, следует учитывать применение в работе опасных для здоровья детей предметов: острая проволока, ножницы, иголки, мелкий бисер и бусины.

Программа по кружковой деятельности «Разноцветные бусинки» является прикладной, носит практика – ориентированный характер и направлена на овладение основными приемами бисероплетения.  Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного восприятия личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развитие познавательной активности и творческой самореализации воспитанников.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с нормативно — правовыми документами: ФЗ «Об образовании в РФ» №273, ФГОС ДО от

17.10.2013 №1155.

 Бисероплетение для ребенка не просто забава, а радостный, вдохновенный труд, возможность выразить себя, порадовать своим изделие педагога и родителей, сделать самому себе игрушку, своими руками сделать подарок, который нигде не купишь, украсить своей поделкой свой дом.

Занимаясь с ребенком декоративно-прикладным творчеством, можно проследить путь ребенка от простого знакомства с искусством бисероплетения до полноценного развития его художественно-творческих способностей.

Цель данной программы обучение детей различным видам техники бисероплетения.

Задачи программы:

Обучающие:

1. Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия(тактильной, кожной чувствительности пальцев рук.

2. Формировать практические умения и навыки.

3. Обучать различным навыкам работы с бисером (бусами)

Развивающие:

1. Развивать умения производить точные движения пальцами рук;

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

3. Развивать произвольное внимание, логическое мышление, творческую активность, фантазию.

Воспитательные:

1. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, уважение к чужому труду, чувство товарищества)

2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий, усидчивость, целенаправленность;

3. Воспитывать и развивать художественный вкус.

Для успешной реализации задач в своей работе руководствуюсь принципами:

  • видеть в каждом ребенке личность и формировать ее.
  • учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Объекты программы

  • Дети 5-6 и 6-7 лет.
  • Семьи детей посещающих детский сад

Принципы комплектования кружка и организации работы:

  • Учет интересов и способностей детей.
  • Желание родителей.
  • Добровольное участие.
  • Учет психофизических особенностей детей

Организационно-методическая деятельность по реализации программы:

  • систематический анализ развития мелкой моторики детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
  • создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям  дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
  • создание условий для кружковой деятельности.

Каждую из предлагаемых мною тем, дети осознают в осознанности всех видов восприятий: рассматривание изделие из бисера (бусин), слушая стихи, сказки, народную музыку. Поэтому в работе с дошкольниками используются следующие приемы:

1. работа по подгруппам;

2. индивидуальная работа;

3. игровые приемы;

4. моделирование;

5. беседа, рассказ, показ, слушание;

6. совместная деятельность детей;

7. совместная деятельность детей и педагога.

Процесс обучения делится на 3 этапа:

1 этап – усвоение элементарных знаний и умений;

2 этап – расширение знаний и умений;

3 этап – углубление и совершенствование знаний и умений.

Основные принципы программы:

  • Использование наглядных пособий, методической литературы, технических средств обучения для эффективности подачи нового материала.
  • Учет возрастных и психологических особенностей детей ля правильного подбора работ.
  • Изложение нового материала в доступной для детей форме.
  • Выработка умений и навыков на основе полученных знаний.
  • Постепенное усложнение при подаче нового материала.
  • Учет региональных особенностей культуры, рыночных и общественных отношений.
  • Работа с родителями.

Отличительные особенности работы данного кружка:

Работа в кружке «Волшебная бусинка» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности

и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом и направлены на развитие всех необходимых познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой; занятия по данной программе проводятся в игровой  форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Формы и режим занятий:

В кружке по бисероплетению «Разноцветные бусинки» занимается 10детей. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 подгруппам (1 подгруппа — дети 1 года обучения, длительность занятий 15 – 20 мин; 2 подгруппа – дети 2 года обучения, длительность занятий 25-30 мин). Помимо этого, есть необходимость проведения индивидуальных занятий 1 раз в неделю для детей , стремящихся к творческой индивидуальности.

Занятия проводятся в соответствии с темой в форме игры. Игра, беседа, викторина – могут быть частью занятия, остальное время занимает теоретическая и практическая часть.

Планируется ведение индивидуальной работы соответствующей способностям и достижения обучающихся, т.к. данная программа требует индивидуальной работы с каждым ребенком: показ техники выполнения нанизывания бисера на проволоку (леску), плетение различными способами, оформление выполненной работы и т.д.

На занятиях атмосфера доброжелательная, дети охотно помогают друг другу. С удовольствием продолжают незаконченную работу. Проявляют большое трудолюбие, усидчивость. Охотно участвуют в выставках и конкурсах. Можно с уверенностью сказать, что у детей на определенном уровне развит творческий потенциал.

Данная программа может быть востребована педагогами детских садов (для кружковой работы), педагогами дополнительного образования, а так же теми, кто интересуется изготовление поделок из бисера.

Предполагаемый результат.

К завершению обучения дети прошедшие все этапы обучения по программе:

Знают:

1. Правила техники безопасности;

2. Основы композиции и цветоведения;

3. Классификацию и свойства бисера;

4. Основные приемы бисероплетения;

5. Условные обозначения;

6. Последовательность изготовления изделий из бисера;

7. Правила ухода и хранения изделий из бисера.

Умеют:

1. Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий из бисера;

2. Составлять композицию согласно правилам;

3. Классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам;

4. Правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками;

5. Выполнять основные приемы бисероплетения;

6. Самостоятельно или с помощью педагога читать и плести по простейшим схемам;

7. Изготовлять украшения, заколки для волос, цветы, плоские и объемные фигурки животных из бисера на основе изученных приемов;

8. Выполнять отдельные элементы и сборку изделий;

9. Прикреплять застежки к украшениям;

10. Рассчитывать плотность плетения;

11. Хранить изделия из бисера согласно правилам.

Способы проверки знаний:

  • самоанализ достижений (чему новому научились);
  • игры-викторины на выявление теоретических знаний по программе;
  • диагностика
  • выставки работ (для детей, родителей и сотрудников д/с, городские выставки).

№ п/п

Тема

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Первое знакомство с бисером, с техникой безопасности, историей

1

1

2

Украшение для куклы(бусы, браслет)

2

0,5

1,5

3

Параллельное плетение «Кошка»

2

0,5

1,5

4

Параллельное плетение «Зайчик»

3

0,5

2,5

5

«Елочка»

2

0,5

2,5

6

«Ветка сирени»

2

0,5

1,5

7

«Браслет для мамы»

2

0,5

1,5

8

Коллективная работа «Весенний букет»

3

0,5

2,5

9

«Колечко»

2

0,5

1,5

10

«Корзинка»

3

0,5

1,5

11

«Бабочка»

2

0,5

1,5

12

Выставка готовых работ

3

3

13

Диагностика

2

2

Итого часов

29

6

23

2.Содержание программы

Первый год обучения

Второй год обучения

№ п/п

Тема

Всего часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Украшение «браслет»

2

0,5

1,5

3

Украшение «колье»

2

0,5

1,5

4

Изготовление цветов

3

0,5

2,5

5

Кольцо для салфетки

2

0,5

2,5

6

«Дерево»

2

0,5

1,5

7

Изготовление новогодних игрушек (шары, кубики)

2

0,5

1,5

8

«Подснежник»

3

0,5

2,5

9

«Ветка мимозы»

2

0,5

1,5

10

Параллельное плетение «Водный мир»

3

0,5

1,5

11

Коллективная работы «Фиалка в горшочке»

2

0,5

1,5

12

Выставка готовых работ

3

3

13

Диагностика

2

2

Итого часов

29

6

23

Список литературы

1. Л.В. Базулина, И.В. Новикова «Бисер» — Ярославль, «Академия развития», 1999 г.

2. Э. Исакова, Т. Ткаченко «Подарки из бисера» — Ростов-на Дону, «Феникс», 2006 г.

3. Т. Ткаченко, К. Стародуб «Плетём объёмные игрушки из бисера» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г.

4.Э. Исакова, К. Стародуб, Т.Ткаченко «Сказочный мир бисера. Плетение на леске»  — Ростов-на-Дону, «Феникс», 2006г.

5. Н.И. Бондарева «Цветы из бисера» -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007г.

6. Л. Аполозова «Бижутерия» — Москва, «Культура и традиции», 2001г.

7. Донна ДеАнжелис Дикт «Цветы из бисера в вашем доме»- Москва, «Мартин», 2007 г.

8. М. Федотова, Г. Валюх «Цветы из бисера»- Москва, «Культура и традиции», 2005 г.

Источник

Adblock
detector