Бизнес план кружка английского языка

1. Краткий инвестиционный меморандум
Потребность в изучении иностранных языков растёт: люди путешествуют, переезжают жить заграницу, работают в международных компаниях или ведут бизнес с зарубежными партнёрами.
Чтобы изучать языки, люди записываются в школы иностранных языков, проходят онлайн-курсы или нанимают репетитора.
Мы рассмотрим открытие школы английского языка, в которой можно записаться на групповые и индивидуальные курсы и заказать перевод. В среднем — 60 курсов, 60 переводов и 30 индивидуальных занятий в месяц. Стоимость курса — 12 000 рублей, перевода — 2000 рублей, а индивидуальное занятие — 1500 рублей.
Срок окупаемости проекта — 8 месяцев, а точка безубыточности — на 4 месяц работы проекта.
Финансовые параметры проекта:
- Сумма первоначальных инвестиций — 1 082 000 рублей
- Ежемесячные затраты — 633 383 рублей
- Ежемесячная прибыль — 175 605 рублей
- Срок окупаемости — 8 месяцев
- Точка безубыточности — 4 месяца
- Рентабельность продаж — 33%.
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Данный вид бизнеса может быть выгодным вложением, несмотря на высокую конкуренцию в крупных городах.
Открывать бизнес лучше в городах с населением от 100 000 человек. При подобной численности можно получить хороший поток клиентов.
Бизнес-план предполагает открытие школы английского языка. Школа будет оказывать комплексный курс по английскому языку, осуществлять переводы, проводить индивидуальные занятия с клиентами.
При этом, потребуется определиться, кого вы хотите обучать: детей, школьников, студентов или взрослых. От этого зависит концепция школы.
Оптимальный вариант — объединить очное и онлайн обучение. Группы — по 10-12 человек. Занятия и учебные материалы включены в стоимость.
В начале потребуется арендовать помещение, сделать ремонт и продумать дизайн помещения. Общая площадь — 120м2. В помещении будут: 3 учебных класса, ресепшн и санузел.
Лучше всего открывать школу в центральных районах города или в крупных спальных районах.
Для запуска школы потребуется приобрести следующее оборудование:
- Учебные столы
- Столы преподавателя
- Стулья
- Стойку ресепшн
- Доски (маркерные)
- Учебники
- Диван
- Компьютер
- Принтер
- Стеллажи
- Канцелярские товары
- Касса
- Шкаф для одежды
Собственнику потребуется получить разрешение на ввод помещения в эксплуатацию.
А чтобы выдавать сертификаты, потребуется получить лицензию в Министерстве Просвещения РФ.
Целевая аудитория школы английского языка — люди в возрасте от 15 до 50 лет. Представители среднего класса, которые стремятся профессионально развиваться, говорить на иностранном языке, собираются эмигрировать или готовятся к экзаменам.
Особую популярность набирает онлайн образование, поэтому можно запустить онлайн-курсы.
Для привлечения и удержания клиентов нужна реклама и проведение акций. За рекламными услугами можно обратиться в агентство или к маркетологу. Он составит стратегию продвижения.
Основные каналы продвижения:
- Раздача листовок
- SMM
- Контекстная реклама
- Рекламная вывеска
- Реклама в журналах и прочих СМИ
- Программы корпоративного обучения
Для запуска школы потребуется:
- Зарегистрировать юридическое лицо
- Подобрать помещение
- Сделать ремонт
- Получить разрешение и лицензию
- Закупить оборудование и учебные материалы
- Нанять персонал
- Запустить рекламную кампанию и начать работу
Открытие займёт 9 недель.
Сначала нужно зарегистрировать юридическое лицо — ИП (ОКВЭД 85.1 «Образование общее»). Система налогообложения — УСН. Ставка — 15%.
После оформления документов, нужно найти помещение. Чтобы сэкономить время, можно обратиться к риелторам.
Выберите ремонтную бригаду и сделайте ремонт.
Затем переходите к согласованию разрешений в пожарной инспекции и обратитесь в Министерство Просвещения РФ для получения лицензии.
После оформления необходимых документов, нужно закупить оборудование и нанять персонал.
После этого можно запускать рекламную кампанию и приступать к работе.
6. Организационная структура
Сотрудники:
- Руководитель
- Преподаватель (6 человек)
- Администратор (3 человека)
- Уборщица
Руководитель отвечает за развитие школы, принимает активное участие в работе с поставщиками, бухгалтерией и маркетологом.
Основной задачей преподавателей будет обучение людей и проведение уроков.
Администраторы отвечают за прием звонков от клиентов, ведут реестр записей, принимают оплату от клиентов.
Уборщицы осуществляют уборку помещений несколько раз в день.
Постоянные расходы | Оклад | Количество сотрудников | Сумма | Средняя з/п в месяц на сотрудника |
Руководитель | 50 000 | 1 | 50 000 | 50 000 |
Преподаватель | 35 000 | 6 | 210 000 | 37 814 |
Администратор | 20 000 | 3 | 60 000 | 20 000 |
Уборщица | 15 000 | 1 | 15 000 | 15 000 |
Страховые взносы | 100 500 | |||
Итого ФОТ | 435 500 |
Затраты на покупку оборудования
Наименование | Количество | Цена за 1 шт. | Обшая сумма |
Учебный стол | 12 | 3 000 | 36 000 |
Стол преподавателя | 3 | 3 000 | 9 000 |
Стулья | 60 | 400 | 24 000 |
Стойка ресепшна | 1 | 8 000 | 8 000 |
Доска (маркерная) | 3 | 4 000 | 12 000 |
Учебный материал (комплект) | 3 | 100 000 | 300 000 |
Диван | 2 | 10 000 | 20 000 |
Компьютер | 4 | 20 000 | 80 000 |
Принтер | 2 | 10 000 | 20 000 |
Стеллажи | 2 | 4 000 | 8 000 |
Канцелярские товары | 1 | 10 000 | 10 000 |
Касса | 1 | 8 000 | 8 000 |
Шкаф для одежды | 1 | 15 000 | 15 000 |
Итого: | 550 000 |
Инвестиции на открытие | |
Регистрация, включая получение всех разрешений | 10 000 |
Ремонт | 240 000 |
Вывеска | 30 000 |
Рекламные материалы | 40 000 |
Аренда на время ремонта | 192 000 |
Закупка оборудования | 550 000 |
Прочее | 20 000 |
Итого | 1 082 000 |
Общие инвестиции на открытие составляют 1 082 000 рублей. Самой крупной статьей расходов являются затраты на покупку оборудования — 550 000 рублей, а также аренда на два месяца — 192 000 рублей.
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 452 383 |
Аренда (100 кв.м.) | 96 000 |
Коммунальные услуги | 10 000 |
Реклама | 35 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 5 000 |
Закупка расходных и учебных материалов | 15 000 |
Непредвиденные расходы | 20 000 |
Итого | 633 383 |
План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
Средняя ежемесячная выручка составляет 844 138 рублей, прибыль — 175 605 рублей.
- Высокая конкуренция
Из-за высокого спроса на рынке образуется конкуренция между школами. Для снижения риска необходимо изначально продумать ценовую стратегию и акции.
- Повышение стоимости аренды
Арендодатель может начать поднимать аренду. Для снижения риска, заключайте договор аренды на срок от года.
Финансовая модель школы английского языка
Пояснительная записка
Программа кружка « Веселый английский» имеет интеллектуальную направленность. Программа рассчитана на 1 год из расчета 1 академический час в неделю (всего 24 часа) и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности для детей 11-12 лет.
Актуальность данной программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, а также тем, что она позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
В условиях реализации ФГОС единство урочной и внеурочной работы с учащимися приобретает особое значение и актуальность в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов образования школьников. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей. Внеурочная работа позволяет расширить активный словарный запас школьников, совершенствовать их умения в устной и письменной речи, а также в чтении и переводе, в значительной мере усилить мотивацию к изучению иностранного языка, воспитывать толерантность, патриотизм и интернационализм, повысить самооценку и успеваемость отстающих учащихся. Работа кружка строится на принципах добровольности, активности и заинтересованности школьников.
Цель программы:
развитие познавательных интересов и формирование коммуникативной компетенции учащихся 5 класса.
Для достижения поставленной цели данная программа решает ряд взаимосвязанных задач, группирующихся по трём направлениям: предметное, метапредметное и личностное.
Предметные задачи
Предметные задачи заключаются в формировании и развитии умений и навыков обучаемых во всех видах речевой деятельности и аспектах языка.
1) В области чтения: повысить технику чтения на иностранном языке, научить своевременно замечать и применять правила чтения тех или иных буквосочетаний, чтения гласных в открытом и закрытом слогах, соблюдать ударения и интонацию, характерные для английской речи, а так же обращать внимание на логические паузы в предложениях.
2) В области аудирования: научить учащихся воспринимать аутентичный текст на английском языке на слух. На послетекстовом этапе аудирования (после прослушивания) учащиеся выполняют письменные упражнения в виде различных заданий и устные упражнения на формирование умений монологических высказываний и обсуждений.
3) В области говорения: научить учащихся выстраивать основные типы монологических (разного вида) и диалогических высказываний. Например, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного, выражать своё отношение, использовать новые лексические единицы и грамматические структуры в новых речевых ситуациях.
4) В области письма: обучать написанию новых слов и выражений по памяти (решение кроссвордов, головоломок, подстановка пропущенных букв, восстановление слова по транскрипции и т.д.)
5) В области лексики: развивать навыки распознавания и использования в речи новых лексических единиц, расширять активный и пассивный словарный запас учащихся.
6) В области фонетики: развивать у учащихся фонематический слух и произносительные навыки посредством прослушивания аутентичных аудиоматериалов.
7) В области грамматики: с помощью разнообразных заданий развивать навыки распознавания в связном тексте и использования в речи наиболее часто употребляемых грамматических явлений и структур.
Метапредметные задачи
Развивать у учащихся мышление, внимание, воображение, память, сценическое мастерство.
Развивать у учащихся мотивацию к познанию и творчеству.
Актуализировать интеллектуально-творческий потенциал личности учащегося, его образовательную активность.
Развивать у школьников коммуникативную компетенцию, включая умение взаимодействовать с окружающими.
Развивать у учащихся навык самооценки выполненной работы.
Личностные задачи
Интегрировать личность учащихся в мировую культуру.
Организовывать анализ прослушанного произведения на основе общих морально-нравственных понятий (о семейных ценностях, дружбе, должном и недопустимом).
Способствовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни.
Формировать у учащихся мотивацию к изучению английского языка.
Формы работы кружка:
лекции и беседы,
игры (подвижные, обучающие, познавательные, коммуникативные, логические, ролевые, дидактические, лингвистические),
конкурсы,
викторины
тестирование
проекты
Учебно-тематический план
Тема
Общее кол-во часов
Кол-во теоретических часов
Кол-во практических часов
1. Мой мир
6
3
6
2. Всё о школе
6
5
6
3. Знакомство с англоговорящими странами
6
6
6
4. Взгляд в будущее.
6
6
6
Итого:
24
20
24
Содержание программы
Тема
«Мой мир» (6 часов)
Содержание занятия
Кол-во часов
1.
Вводное занятие «Добро пожаловать в мир
английского языка».
Лексические и грамматические игры , составленные на основе ранее изученных лексических и грамматических структур
1
2.
Моя семья
Повторение изученной в начальной школе лексики по теме, ознакомление с новыми лексическими единицами.
Сравнение своей семьи с типичной британской семьей.
1
3.
Моё хобби
Составление коротких рассказов про свои увлечения. Презентация
1
4.
Традиции в моей семье
Составление рассказов о традициях в семье и сравнение с традициями британцев.
1
5.
Помогая по дому
Закрепление лексических единиц по теме в игровой форме. Конкурсы
1
6.
Мой чистый мир
Проект
1
Тема «Всё о школе» (6 часов)
7.
Моя школа
Транскрипция. Мне нравится учиться в школе. Знакомство с английской школой, режимом дня английских школьников.
Практическая часть: Чтение слов по транскрипции. Интервью с английским школьником. Тестирование. Загадки.
Конкурс на лучшего чтеца стихов о
школе.
1
8.
Расписание уроков.
Знакомство со школьными предметами.
Практическая часть:
Построение предложений в
настоящем простом времени.
1
9.
Правила поведения в школе.
Обсудить правила для учителей и учащихся.
Практическая часть:
выражать точку зрения „за» и „против» по определенной теме (о полном дне в школе, о выполнении домашней работы в воскресенье), обосновывать ее.
1
10.
Школьные кружки.
Кружки для мальчиков и для девочек. Любимый школьный
кружок.
Практическая часть: писать рекламу о любимом школьном кружке.
1
11.
Школьный
альбом для британских
друзей.
Практическая часть: создавать школьный альбом из фотографий одноклассников
1
12.
Рождество в
Великобритании и России
Подготовка к
празднованию Рождества и
Нового года. Традиции празднования Рождества в Великобритании.
Практическая часть:
Брать интервью у одноклассников (о любимом времени года). Выделять в явлениях общее и различное, представлять
полученные результаты в виде таблицы (FatherChristmas and
Ded Moroz). Разучивание рождественских песен. Тест.
1
Тема «Знакомство с
англоговорящими странами» ( 6 часов)
13.
Знаменитые люди
англоговорящих стран.
Факты биографий (Д. Дефо, Дж. Толкиен, Ч. Дарвин, Ч. Чаплин,
У. Тернер). Названия
Литературных произведений на
английском языке. Известные литературные персонажи.
Практическая часть:
Высказываться о знаменитых людях, опираясь на ключевые слова и используя информацию из социокультурного
справочника. Описание литературных персонажей. Рассказ о любимой книге.
Тест.
1
14.
Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии
Упражнения на тренировку правильного произношения географических названий, активизация навыка монологической речи; тренировка грамматических навыков.
Практическая часть :
Изготовление аппликации карты Британии. Ролевые игры.
Лексические игры. Презентации.
1
15.
Англия
Актуализация и совершенствование навыков диалогической речи по теме «Англия»,тренировка лексических навыков.
Совершенствование навыков монологической речи, актуализация навыков диалогической речи; тренировка фонетических навыков.
Активизация навыков аудирования;
Практическая часть:
Лексические игры. Инсценировка сюжетов общения. Оформление и подписание поздравления. Изготовление поделки: новогодней игрушки. Постановки: «Happy New Year»
1
16
Шотландия
Развитие навыков диалогической речи (использование, активизация и лексических навыков)
Совершенствование навыков диалогической речи; развитие навыков ознакомительного чтения; актуализация навыков монологической речи по теме «Шотландия»
Практическая часть:
Лексические игры. Инсценировка сюжетов общения.
Оформление и подписание поздравлений.Разучивание стихов для детей Р.Бернса.
1
17
Уэльс
Актуализация и совершенствование навыков диалогической речи по теме «Уэльс», тренировка лексических навыков.
Совершенствование навыков монологической речи, тренировка фонетических навыков.
Практическая часть:
Лексические игры. Инсценировка сюжетов общения.
Творческие презентации.
18.
Северная Ирландия
Актуализация и совершенствование навыков диалогической речи по теме «Северная Ирландия», тренировка лексических навыков.
Совершенствование навыков монологической речи, тренировка фонетических навыков.
Практическая часть:
Декламация стихов.
Лексические игры.
Творческие презентации.
1
Тема «Взгляд в будущее» (6 часов)
19.
Мир профессий
Рассказы людей разных
профессий.
Идеальная работа в твоем
понимании.
Практическая часть:
Создание презентации. Тест.
1
20-21.
Достопримечательности Лондона
Путешествие по
Темзе. Карта Лондона. Трафальгарская площадь.
Музеи Лондона: музей Мадам
Тюссо и Шерлока Холмса,
интерактивный музей науки. Посещение LondonEye.
Живые скульптуры
в Лондоне.
Практическая часть:
Рассказывать о достопримечательностях Лондона
Написать рассказ об одной из достопримечательностей Лондона, используя страноведческий справочник учебника. Кратко пересказывать прочитанный текст (о достопримечательностях Лондона) с опорой на план и на картинку. Составлять описание музея (например, в родном городе) с опорой
на предложенный план с использованием изученной лексики.
2
22.
Мои планы на будущее
Обсуждение планов на летние каникулы, составление диалогов по теме . Лексические и грамматические игры с конструкцией (I’m goingto/ I will/I won’t)
1
23.
Разучивание песен, стихов
Подготовка к фестивалю английского языка
1
24.
Итоговое общешкольное внеклассное мероприятие
«Фестиваль английского языка»
Обобщение изученного материала
1
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.
Обучающиеся должны знать: — интонацию основных типов предложений;
— лексические единицы по пройденной тематике;
— элементарные, связанные высказывания:
а)о себе и об окружающем мире;
б) о прочитанном, увиденном, услышанном, выражая при этом своё отношение к воспринятой информации.
уметь:
— участвовать в элементарном этикетном диалоге: поздороваться, представиться, поблагодарить, попрощаться, поздравить, пригласить;
— расспрашивать собеседника, задавая вопросы (кто, что, где, когда) и отвечать на вопросы собеседника;
— кратко рассказать о себе, своей семье, друге;
— умение читать и понимать на слух простые тексты;
— понимать на слух речь учителя, одноклассников;
— описывать своего любимого героя мультфильма, сказки;
— воспроизводить небольшие простые изученные произведения
детского фольклора (стихи, песни, игры) на английском языке.
— писать краткое поздравление (с Рождеством, с Новым годом).
должны знать и практически владеть:
— формами единственного и множественного числа; употреблением артиклей; формами личных, притяжательных местоимений; личными формами глагола to be; употреблением глаголов have / has; формами глаголов в 3 л . ед. числа в Present Simple и PresentContinuous; структурой there is/there are в Present Simple Tense;
формой повелительного наклонения; предлогами; союзами; количественными числительными от 1 до 100.
Учащиеся приобретают следующие социокультурные знания:
— название страны изучаемого языка, географическое положение, ее крупные города; символы;
— название столицы Великобритании, ее достопримечательностей и любимых места посещений британцев; — традиции и обычаи праздников Рождество и Новый год, Хэллоуин;
— знание традиционной английской пищи;
— знание жизни английских школьников и их досуга;
— знание имен некоторых литературных героев детских произведений ;
— умение воспроизводить небольшие простые изученные произведения
детского фольклора (стихи, песни, игры) на английском языке.
Личностные результаты:
— стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
— стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;
.
Метапредметные результаты:
— развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
— развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
— развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
— осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
— формирование проектных умений:
готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
работать с различными источниками информации;
планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта;
собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования;
оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);
Воспитательные результаты внеурочной деятельности:
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.
Материально – техническое обеспечение программы.
Занятия кружка проходят в кабинете английского языка, с использованием компьютеров, интерактивной доски, классной доски с магнитной поверхностью. Имеются в наличии видеоматериалы, диски.
Методическое обеспечение программы.
Содержание программы реализуется на основе следующих технологий:
— коммуникативный метод;
— технология игрового обучения;
— технология проектного обучения;
— личностно-ориентированный подход.
В процессе обучения используются различные формы занятий: защита проектов, праздники, путешествия, конкурсы, игры, викторины.
Данная программа представляет широкие возможности для использования разнообразных организационных форм работы учащихся:
— индивидуальная;
— парная;
— групповая работа;
— самостоятельная работа.
Стимулирование творческой деятельности осуществляется посредством методов и приемов, создающих обстановку, располагающую к творчеству: подбор увлекательных творческих заданий, обеспечение на занятиях доброжелательного психологического климата, уважительное отношение к ребёнку, индивидуальный подход.
Методы
1.Ознакомление с новой темой -объяснение; и проблемами, с ней связанными, -прослушивание и запись
с новыми лексическими единицами. материала занятий;
-самостоятельное чтение
материала и его изучение;
—работа с лексикой.
2.Тренинг. –ответы на вопросы;
-поиск ответов на вопросы в
тексте;
-чтение и перевод текстов;
-выполнение упражнений на
закрепление грамматики.
3.Практическое применение. –обсуждение темы/проблемы
в парах, группе;
-выполнение тестов (устно,
письменно);
-проекты.
Словесные методы обучения: беседа, рассказ, объяснение.
Наглядные методы обучения: иллюстрирование, наблюдение.
Практические методы обучения: упражнения, тестирование, творческое выполнение заданий.
Дидактический материал: Для успешной реализации программы кружка используется методический и раздаточный материал, необходимый для успешного освоения программы: тесты, дополнительный текстовой и иллюстративный материалы, карточки с дополнительными познавательными текстами; наглядные пособия по темам, карты-схемы, таблицы; разработки игр, конкурсов, раздаточный материал для проведения различных занятий по программе. С успехом используются материалы из сети Интернет, CD и DVD, методическая литература.
Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей.
В процессе реализации программы используются различные формы контроля приобретённых знаний, умений и навыков обучающихся. С целью стимулирования их творческой деятельности организуются:
— выставки рисунков и творческих работ обучающихся;
— защита проектов;
— викторины;
— проведение праздников;
— проведение ролевых и ситуативных игр;
— участие в школьной олимпиаде, всероссийских дистанционных конкурсах.
Объектом основного контроля можно считать коммуникативную компетенцию учащихся в говорении, слушании, чтении, письме. Контроль проводится при помощи письменных тестов и устного опроса, носящего фронтальный, групповой и индивидуальный характер. Тестовая форма контроля (промежуточного и итогового) с заданиями множественного выбора позволяет за короткий промежуток времени проверить усвоение значительного объема фактического материала, а также служит своеобразной подготовкой к устным ответам. 1.Ответы на вопросы по изученной теме: каждое занятие
устно или письменно.
2.Тестирование по изученному материалу. в конце каждой темы 3.Творческая работа по одной из тем.
Дополнительные занятия во внеурочное время способствуют повышению интереса к предмету, углубляют и расширяют полученные на уроках знания, дают возможность учащимся проявить свои способности. У учащихся значительно расширяется словарный запас, прочнее становятся знания лексического материала, изученного на уроке, расширяются страноведческие знанияСписок литературы:
«Английский язык. 5 класс» , Ю.А Комарова, И.В. Ларионова, К. Гренджер. М.: ООО «Русское слово — учебник»: Макмиллан, 2015 г.
«Английский язык. Brilliant»: Рабочая тетрадь к учебнику английского языка для 5кл. общеобразовательных учреждений / Ю.А Комарова, И.В. Ларионова, К. Гренджер. М.: ООО «Русское слово»: Макмиллан, 2015 г.
«Увлекательный английский» Внеклассные мероприятия/ 3-9 классы : О.А Зайкова, Волгоград: «Учитель», 2011г.
«Английский язык. Brilliant»: Книга для учителя к учебнику английского языка для 5 кл. общеобразовательных учреждений / Ю.А Комарова,
Английский язык. 5-9классы:обучающие игры на уроках.Г.В.Данилова.-Волгоград:Учитель,2008г.
Ресурсы сети интернета.
«Занимательный английский 5-11 классы» : Т. В Пукина, Волгоград: «Учитель», 2009 г.