Бизнес план катеров и яхт

* В расчетах используются средние данные по России
Сегодня приобрести яхту или катер в личное пользование могут себе позволить только достаточно обеспеченные люди. Более того, яхты и катера покупают в большинстве своём не для практического применения, а для показания своего статуса. Именно поэтому не актуальна продажа уже бывшего в употреблении водного транспорта, катера и лодки покупают зачастую даже без учёта их технических характеристики и соответствия указанной цене, определяющим фактором при покупке становится дизайн и внешний вид катера или яхты. В таком направлении бизнеса, как продажа катеров и яхт, очень важно уметь самому разбираться в плавательных средствах, предлагая клиентам наиболее оптимальное сочетание цены и качества.
Для начала своей работы нужно зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. Можно оформиться как индивидуальный предприниматель, но если есть необходимость в регистрации юридического лица, то лучше выбрать форму общества с ограниченной ответственностью. Это позволит перечислять налоги в размере не более 6% от доходов или 15% от операционной прибыли. В зависимости от формата работы выбираются коды ОКВЭД, и такая деятельность подпадает под несколько определений: (ОКПД 2) 77.34 Услуги по аренде и лизингу водных транспортных средств, (ОКПД 2) 66.12 Услуги по брокерским операциям с ценными бумагами и товарами, (ОКПД 2) 47.99 Услуги по прочей розничной торговле вне магазинов, нестационарных торговых объектов, рынков. Каких-то специальных разрешений не потребуется непосредственно для продажи, но для полноценной работы может потребоваться регистрации в качестве таможенного брокера. Если нет желания или возможности заниматься таможенными операциями, то можно передавать эту деятельности на аутсорсинг.
В настоящее время существует несколько компаний, которые занимаются продажей катеров и яхт, в любом крупном городе можно найти официальное представительство или дилера. Причём такой бизнес зачастую актуален только в тех регионах, где развито судоходство. Так как перевозка яхты или катера является достаточно затратной операцией, имеет смысл заниматься только с клиентами из своего города работы. Уровень конкуренции на данном рынке не является высоким, но даже одна контора, уже работающая в этом направлении, может оттянуться на себе существенный процент потребителей. Поэтому можно постараться занять разные ценовые ниши или даже предлагать своим клиентам марки яхт и катеров, которые пока ещё не представлены на рынке. Работать в одном и том же направлении, безусловно, бессмысленно.
Упростить себе задачу можно, начав работать как официальное представительство зарубежной компании-производителя катеров или яхт. В этом случае можно поставлять только одну или несколько марок катеров и яхт, но при этом будет полная поддержка при поставке и продаже продукции. Желательно изучить особенности деятельности конкурентов, определить сферу рынка, которую они занимают, и не пытаться играть в ней, а наоборот предложить клиентам что-то то, чего ранее на рынке не было. Также компания может предлагать своим покупателям послепродажный сервис, что могут не делать конкуренты, и уже за счёт этого есть возможность вырваться в лидеры не только своего сегмента, а рынка в целом.
Важный момент – определение поставщиков продукции. В таком направлении бизнеса может быть несколько способов организации своей деятельности. Самый простой способ – быть посредником в продаже яхт и катеров, когда российские покупатели приобретают плавательное средство из-за границы. В этом случае компания обязуется найти подходящий вариант и провести таможенное оформление, то есть по своей сути в этом случае предприниматель работает как таможенный брокер. Он может выступать и просто в качестве посредника, который помогает в совершении сделки и помогает в выборе продукции. Но, как уже было замечено, покупать бывшие уже в употреблении катера и яхты не считается в среде богатых людей показателем статуса, поэтому заниматься такой деятельностью имеет смысл только в том случае, если основными потребителями будут люди, которые покупают плавательное средство для практического применения.
Далее выбирается непосредственно производитель, и здесь важно выбрать страну. Если это будут плавательные средства российского производства, то можно избавить себя от множества сложностей. В этом случае компания вынуждена заниматься только перевозкой транспортного средства, последующим оформлением и обслуживанием судна до продажи его клиенту. Если же производитель будет иностранным, то придётся изначально искать для сотрудничества надёжного таможенного брокера либо же нанимать в свою команду специалистов по этому направлению. Катера и яхты российского производства считаются недорогими, но при этом не столь привлекательными внешне и технологически совершенными. Поэтому они не слишком востребованы на рынке, всё по той же причине – яхта является показателем статуса, но не необходимой вещью. В связи со всем этим самым перспективным направлением в данном бизнесе является торговля катерами и яхтами зарубежных производителей, причём выбирать нужно именно известные марки.
Важно в данном направлении бизнеса создать достаточно респектабельный офис. Покупателями станут исключительно обеспеченные люди, при этом зачастую это будут именно частные лица, редкая компания покупает прогулочный катер для своих собственных нужды. Впрочем, есть гольф-клубы и тому подобные предприятия, члены которых представляют собой людей с большими финансовыми возможностями, и такие компании могут быть заинтересованы в покупке собственной яхты для расширения услуг клуба. Поэтому изначально нужно рассчитывать на то, что сделки будут проходить в большей степени с физическими лицами и в меньшей – с юридическими. Это достаточно важный момент, потому что таможенное оформление гораздо проще проходить, если покупателем является именно юридическое лицо.
Если клиент является частным лицом, то несколько проще приобрести из-за границы судно сначала по документам в свою собственность и уже после продать частному лицу по заранее обговоренной стоимости. При покупке иностранных катеров и яхт значительная сумма, вкладываемая в себестоимость, будет состоять именно из транспортных и таможенных расходов, в связи с чем стоимость яхты или катера может увеличиваться порою в 2-3 раза.
Понятно, что в таком направлении организация будет проводить сделки на немалые суммы (несколько десятков тысяч долларов), поэтому и себя оно позиционировать должно изначально как небедная развивающаяся компания. В связи с этим стоимость оформления офиса может достигать миллиона рублей, причём зачастую очень полезно открыть собственный демонстрационный зал для того, чтобы потребитель имел возможность даже подняться на борт судна. Это можно сделать и в помещении, если есть достаточно большая площадка (подойдут ангары или большие склады), хотя в некоторых случаях гораздо проще открыть офис на пристани и держать демонстрационные суда на воде. Иногда может доходить до того, что покупателям будет предлагаться тест-драйв покупаемого плавательного средства, но в этом случае должна быть собственная водная территория для неограниченного пользования или полученные разрешения и согласования для выхода в воды общего пользования.
Уже на этом этапе становится понятно, что придётся наладить сотрудничество с не одним ведомством по речному транспорту, особенно если будут продаваться большие суда. Но однако редкая компания занимается тем, что выкупает сразу все катера и яхты для своего каталога и продаёт уже имеющую в собственности имущество, обычно суда привозят по индивидуальному заказу. Многие производители и вовсе работают по схеме, когда судно собирается только после заявки, то есть потребитель должен выждать время, пока его катер или яхта будут собраны и после привезены. Если планируется работа в качестве официального представителя, то производитель может помочь в оформлении офиса и даже передать демонстрационные суда по небольшой цене или вовсе в бесплатное пользование. Однако вряд ли начинающая компания сможет получить настолько выгодные условия сотрудничества, обычно им предлагают работу по франшизе с указанием немалого паушального взноса и роялти. Сумма стартовых инвестиций здесь может достигать нескольких десятков миллионов рублей даже для небольшой фирмы.
Офис располагается в центральных районах города, хотя, как уже было замечено, может иметь смысл размещаться на берегу реки, но делается это просто для удобства демонстрации судов. Некоторые компании имеют представительство в центре города, но при этом арендуют место в яхт-клубе или просто на лодочной станции, где и показывают свою продукцию потребителям. При этом нужно сказать, что такой вид бизнеса очень хорошо сочетается с открытием своего собственного яхт-клуба или простой лодочной станции. В этом случае будет возможность получать дополнительный и, что самое главное, стабильный и постоянный доход, занимаясь при этом реализацией катеров и яхт. Более подробно об открытии яхт-клуба или лодочной станции рассказано в соответствующих статьях. Однако такой бизнес в большинстве случаев является всё равно сезонным, потому что редкий человек хочет получить судно в зимнее время года. Обычно их желают приобрести с таким расчётом, чтобы уже готовый катер или яхта были к началу сезона, когда можно заниматься спортом или просто есть возможность совершать прогулки по реке.
Климат этой страны почти во всех регионах не позволяет заниматься речным судоходством круглогодично, а прогулки и соревнования на водном транспорте вообще проводятся только 3-5 месяцев в году. В связи с этим нет ничего удивительного, что в какое-то время (в зависимости от сроков поставки) будет мало заказов, но при это в другое время можно рассчитывать на наплыв потребителей. Впрочем, в данном направлении достаточно трудно массово заниматься торговлей – товар предельно дорогой, потенциальных покупателей мало, и поэтому успешной считается та компания, которая продаёт не меньше 10 плавательных средств в год. Доход будет достаточно большим благодаря непосредственно сумме сделок, однако рентабельность этого бизнеса редко превышает 40% (а зачастую в несколько раз ниже).
Успех данного бизнеса в основном зависит от умения продавать. На такой товар практически всегда есть потребитель, хотя, конечно, общие мировые экономические проблемы сказываются на достатке обеспеченных людей, почему они могут отказать себе в той или иной роскоши. Всё-таки яхта или катер для многих – излишество, но не необходимость. Если предприниматель начал свою работу, значит, он знает, что в его регионе достаточно обеспеченных людей, которые могут себе позволить и, главное, хотят катер или яхту. Причём нужно отметить, что немалое количество владельцев таких водных транспортных средств часто меняют их на более новые, поэтому клиент нередко возвращается через год или несколько лет. Однако и здесь нужно сразу выбрать себе целевую аудиторию, потому что разброс цен здесь очень и очень большой.
Приобрести катер или яхту в пользование в большинстве случаев могут и люди среднего класса, потому что начальная стоимость судов начинается примерно от 1 миллиона рублей. Да, это будет очень маленькое плавательное средство, вполне вероятно, что российского производства, однако и на такой товар бывает потребитель. Останавливает большинство людей не стоимость самого судна, а последующие расходы на его содержание. Никто не покупает такой транспорт, если нет своего собственного места для хранения или же возможности оплачивать постоянную аренду парковочного места. То есть покупают такие машины только люди, живущие в своём частном доме, желательно выходящем к воде.
Есть и несколько другой контингент потребителей – это яхтсмены, для которых яхта – не роскошь, а именно необходимая вещь, но эти люди в большинстве своём тесно сотрудничают с яхт-клубами (ещё одно преимущество в пользу того, чтобы открыть свой яхт-клуб вместе с организацией по продаже яхт и катеров). Богатые люди приобретают только дорогие плавательные средства, для них вообще цена – единственный зачастую фактор при выборе продукта. Значительным образом негативно сказывается на продажах такого рода изделий и отсутствие инфраструктуры. Речное судоходство вообще в России является одной из заброшенных сфер, и далеко не в каждом городе, даже относительно крупном, есть условия для содержания собственного плавательного средства. Даже если найти место для хранения, нужны причалы, места заправки, ремонтные мастерские, сегодня очень мало компаний занимается подобными услугами, чтобы содержание даже небольшого катера было выгодным начинанием. При этом зарабатывать на таких плавательных средствах достаточно сложно, потому что они не приспособлены для перевозки грузов и пассажиров, с их помощью нельзя устроить экскурсий и единственный способ заработка – сдача в аренду. В связи со всем вышесказанным потребителей может быть очень мало, никто не захочет брать на себя лишние расходы. Поэтому предприниматель должен найти людей, которые потенциально готовы к приобретению катера или лодки и показать им все преимущества и даже помочь с сервисом.
Для работы в данном направлении также потребуется штат сотрудников. Сам предприниматель может работать официальным представителем, самостоятельно проводя переговоры и ища клиентов. Если он не обладает такими умениями, то придётся привлечь достаточно опытного и грамотного менеджера по продажам, но такие люди будут работать только за очень достойную заработную плату. Следующий важный человек – таможенный брокер, если нет желания или возможности сотрудничать со сторонней компанией. Желательно найти человека, который занимался таможенными операциями именно с водным транспортом, в ином случае ему придётся узнать немало дополнительной информации. Нужны люди для проведения переговоров с производителями, нелишним будет организовывать командировки для того, чтобы свой человек мог ознакомиться с предлагаемой продукцией, изучить её и выявить все преимущества и недостатки. И это может быть только грамотный менеджер, который при этом сам разбирается в яхтах и катерах. Если будут демонстрационные суда, нужны люди для обслуживания плавательных средств, это мастера по ремонту и водители водных транспортных средств. Все бизнес-процессы, не относящиеся к получению прибыли организацией, можно передать на аутсорсинг, хотя по аутсорсингу можно проводить очень большое количество операций – от таможенного оформления до налогового консультирования и бухгалтерского учёта.
Такой бизнес является достаточно сложным для начинания, есть риск того, что не удастся реализовать ни одной яхты или катера в первое время работы, да и впоследствии из-за уровня конкуренции и относительно малого количества потенциальных потребителей может быть очень тяжело заниматься продажей. Чем быстрее организация станет известной и получит признание среди владельцев яхт и катеров, тем проще ей будет завоевать свою часть рынка. Однако наиболее оптимальным является направление, когда продажа катеров и яхт сопряжена с предоставлением большого количества услуг: это могут быть уже названные яхт-клуб или лодочная станция, мастерская по ремонту и обслуживанию водных транспортных средств, проведение экскурсий и даже сдача в аренду выкупленных в собственность катеров и яхт.
Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
26.05.2015
Все материалы по тегу: продажа катеров
4787 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 222051 раз.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Другие статьи по вашей теме:
Психологический салон: свое дело, приносящее радость, удовольствие и солидный доход
Проведение тренингов с психологическими картами. 35 атмосферных тренингов. Обучение работе «под ключ». Все что необходимо для открытия собственного Психологического Салона.
Спецпроект Openbusiness: Магазин чая и трав
Все об открытии бизнеса на продаже чая и лекарственных трав. Юридические аспекты, формирование ассортимента магазина, требования к помещению, реклама. Подробные финансовые расчеты.
Протестируй свою идею с помощью игры. Три часа, которые изменят ВСЁ!
Пройдя эту игру всего один раз, ты научишься создавать идеи жизнеспособного бизнеса с нуля.
Спецпроект Openbusiness.ru: ВСЁ ОБ ОТКРЫТИИ ПЕКАРНИ
Юридические аспекты, выбор оборудования, формирование ассортимента, требования к помещению, производственные процессы, сбыт. Полные финансовые расчеты.
Бесплатное приложение для самостоятельной разработки бизнес-плана
Хотите узнать, когда окупится бизнес и сколько реально вы сможете заработать? Бесплатное приложение «Бизнес-расчеты» уже помогло сэкономить миллионы.
Английская пословица «Яхта — это дыра в воде, окруженная деревом, куда надлежит швырять деньги» не останавливает ни самих британцев, которые покупают около половины всех яхт в Европе, ни остальных энтузиастов.
Более того, владельцы дорогих суден зачастую стремятся не просто рассекать волны под собственным парусом, но и в буквальном смысле зарабатывать на попутном ветре, предоставляя корабли туристам-арендаторам. По данным сайтов-агрегаторов, которые аккумулируют информацию из всех чартерных компаний, примерно 70% из 14 000 судов, сдаваемых в аренду в акватории Средиземного моря, являются частными.
За последние 10-15 лет отдых под парусом превратился из экзотики в стандартное развлечение среднего класса. Провести неделю на яхте в море обходится от €500-700 с человека, что сравнимо с отдыхом в отеле. Кроме того, большинство крупных компаний хоть раз организовывали бизнес-регату или круиз для клиентов и партнеров. По статистике 2014 года россияне входили в тройку лидеров по затратам на аренду парусных яхт, выплачивая в среднем около €3000 в неделю.
Опрошенные Forbes участники рынка коммерческого яхтинга сходятся во мнении, что при хорошем раскладе владелец судна может рассчитывать на доходы в размере 15-20% от стоимости яхты в год в первые 4-5 лет эксплуатации, затем они довольно резко снижаются. После этого лучшими пунктами бизнес-плана будут вложения в ремонт – еще около 10% — и продажа на вторичном рынке. Сделку можно будет назвать удачной при цене в 60-70% от первоначальной стоимости.
Таким образом, за пять лет владелец яхты может получить чистую прибыль примерно в 25% от вложенных средств. Однако для того, чтобы эти расчеты оправдались, потребуется много усилий.
Выбрать яхту
Для того, чтобы на судне с комфортом могли разместиться 6-8 человек, стоит рассмотреть самые массовые модели яхт размером 40-50 футов, которые пользуются особой популярностью и являются универсальными в обслуживании: Bavaria Cruiser, Hanse, Beneteau Oceanis, Dufour. Они могут использоваться как для круизов, так и для регат. По данным сайта itboat.com, для покупки подобной яхты потребуется €150 000 — 200 000.
Вариантов приобретения довольно много. Если речь идет о покупке новой яхты, то стоит завести знакомых в чартерных компаниях, которые получают у компаний-производителей значительные скидки — от 40 до 70%. Вполне возможно, что удастся воспользоваться частью этого дисконта, особенно если покупатель сразу заключит договор о сдаче судна в аренду.
Если выбирать из вариантов на вторичном рынке, то лучше нанять сюрвеера (инспектора). «Он на вашей стороне, так как вы ему платите. Составьте список дефектов и затрат на их починку и начинайте планомерное, обоснованное негоцианство. Я еще не слышал, чтобы человек, действительно хотевший купить яхту за обоснованные деньги, не добился своего из-за отказа владельца идти на компромисс», — советует директор яхтенной компании «Кабестан» Юрий Фадеев.
Самый простой путь — это покупка новой яхты и договор с чартерной компанией о сдаче ее в аренду. Некоторые из таких компаний даже предлагают схемы совместного приобретения. Стандартно при сдаче в чартер владелец яхты получает около половины дохода от аренды. Компания берет на себя текущий ремонт, стоянку, страхование и прочие расходы.
По словам руководителя проекта FirstByFirst Михаила Косолапова, владелец яхты может получать прибыль в 3-5%, если судно будет загружено как минимум 22-24 недели в году. Обеспечить это могут только крупные чартерные компании. Мелкие предприятия не гарантируют поток заказчиков, кроме того велика вероятность перекладывания рисков на плечи владельца — например, при крупных авариях.
В настоящее время крупнейшими операторами чартерного флота на Средиземном море считаются Navigare Yachting, Croatia Yachting (Хорватия), Istion Yachting, Nomicos (Греция), Sailing Race Service (Италия), Alboran Charter (Испания). Большим преимуществом для чартерной компании является наличие базы не только в Средиземном море, но и, например, на Канарских островах или Карибах. Так, испанская Alboran Charter предлагает яхты в аренду на Тенерифе, Кабо-Верде и Кубе.
Проложить курс
Идеальный регион для коммерческого яхтинга — это Средиземноморье. Юго-Восточная Азия, Карибское море не могут приносить стабильную прибыть из-за сложной логистики. Самыми популярными странами, совмещающими хорошую инфраструктуру и транспортную доступность, являются Хорватия, Черногория, Греция, Испания.
Важно, чтобы условия базирования позволяли заниматься тем, что определено в бизнес-плане. К примеру, вдоль однообразной береговой линии трудно проводить обучение навигации — для этих целей подходит только сложная акватория, где много гаваней, островков, судового движения. Если владелец яхты изначально планировал заниматься в основном регатами, то надо базироваться на островах в Средиземном море (например, на Майорке), чтобы легко можно было добраться до места проведения гонки.
Раньше большой популярностью пользовались турецкие воды, но события последних лет нанесли серьезный урон чартерной индустрии в этой акватории. Напряженность в отношениях с Россией внесла свой вклад, но гораздо больший эффект имел отток немецких туристов. Это произошло после нескольких громких терактов, в том числе взрыва в Стамбуле, когда погибли 12 граждан Германии. По оценке эксперта компании «Атлас» Виктора Мартышова, около половины чартерных яхт, базировавшихся в Турции, сменили места стоянок после этого инцидента.
Одна из главных проблем для владельца судна — это продление сезона. Даже в комфортных условиях Средиземноморья трудно обеспечить яхту работой более чем на 6 месяцев, обычно туристы приезжают с мая по октябрь. В этой связи многие владельцы яхт и яхтенных компаний стараются выводить свои суда на осень и зиму в Атлантику. Компания «Кабестан», например, перегоняет свой флот на Карибы, где и продолжает сезон. «Атлас» организует каждую осень любительские регаты. Несколько яхт проходят маршрут через Средиземное море, Гибралтар, Канары, Мадейру и далее до Кубы. В итоге суда приносят владельцам прибыль в течение примерно 10 месяцев в году.
Найти клиентов
Другим важным вопросом является заполняемость судна. Как показывает опыт, бесконечно привлекать новых клиентов очень трудно. Владелец катамарана «Мана Мана» Марат Насыров, предупреждает, что наличие одной или нескольких лодок еще не гарантирует потока клиентов, особенно на столь насыщенном рынке. Тем более, что существует множество мелких компаний, которые стремятся не столько получить прибыль, сколько заработать хоть какие-то деньги для компенсации своих расходов.
Основную прибыль приносят постоянные заказчики, но, чтобы заполучить их, владелец яхты должен проявить некоторую гибкость. «Индустрия циклична, здесь есть мода на мероприятия: то все едут учиться яхтингу, то на Карибские регаты, то Rolex Middle Sea Race продается за 10 минут», — рассказывает Юрий Фадеев.
Владелец компании «Сто капитанов» Ренат Батыров добавляет, что постоянно придумывает для клиентов что-то новое: «Сейчас мы предлагаем и прогулки, и яхтенную школу, и участие в регатах. Когда мы выстроили систему продаж, то стали получать прибыль».
По мнению Фадеева, самые сложные проекты — это регаты. Для того чтобы они начали приносить деньги, понадобится мероприятие на 10 яхт и более. Это очень серьезная логистика. «Очень много людей входят в этот рынок без понимания происходящего, ведь со стороны все выглядит просто — приехали люди, расселились по яхтам, деньги заплачены и потрачены на роскошную жизнь организаторов. Обычно такие подходы ограничиваются одной регатой, больше никто не приезжает», — резюмирует эксперт.
Виктор Мартышов отмечает, что для привлечения заказчиков приходится много работать и в море, и на земле, и в виртуальном пространстве. «Сейчас трудно представить компанию без своего блога, сайта, без сообщества людей, вместе ходивших в море. Все это безумно интересно, но и очень сложно. Но только такой подход приносит прибыль», — говорит он.
Рекомендации бывалых
Чтобы получать максимальную прибыль, следует прислушаться к советам экспертов:
С самого начала обеспечьте проект управляющим, либо занимайтесь им лично. Совмещать основную работу или бизнес с коммерческим яхтингом удается единицам. «В этой индустрии, как и в любом другом стартапе, нужна хорошая команда, а это очень сложно. Если вы найдете людей, умеющих хорошо работать, с отличными техническими навыками и которые смогут быть постоянно в море, вдали от семьи — индустрия ваша. Если нет, то лучше вкладывать деньги в недвижимость: она, во всяком случае, не утонет и не будет просить многотысячных вложений ежегодно», — делится опытом Юрий Фадеев из «Кабестана»;
Зарегистрируйте компанию в стране базирования яхты. В большинстве случаев это значительно проще, чем в России, но в каждой юрисдикции есть свои нюансы. Владелец компании Morozov Yachts Александр Морозов отмечает, что несмотря на различия в налогообложении компаний в странах ЕС, нагрузка на владельцев судов везде примерно одна и та же. Юрий Фадеев добавляет, что в некоторых государствах существуют налоговые льготы для компаний, занимающихся чартерными перевозками, например, в Хорватии и на Мальте, что позволяет уменьшить НДС до 13-15%. Хорошим вариантом может быть и регистрация офшорной компании. В этом случае придется потратить несколько тысяч евро на услуги по оформлению, но затем можно сэкономить на налогах и НДС при покупке яхты. Если такая схема не подходит, то самая низкая ставка НДС на Кипре — 15%;
Заложите в бизнес-план все возможные расходы. Например, владелец компании «Сто капитанов» Ренат Батыров говорит, что если яхта сдается под круизы, то требуется около 5% от первоначальной стоимости в год — это только на техническое обслуживание и мелкий ремонт. Если предполагается участие в регатах, то эти расходы будут в два раза выше;
Заранее продумайте риски расширения бизнеса. «Масштабирование на вторую яхту — это как рождение второго ребенка: все становится не в два, а в четыре раза сложнее. Расширяться надо, только если на 200% уверен, что для этого все готово. Именно на этом этапе очень многие компании теряют какие-либо перспективы доходности», — делится наблюдениями Юрий Фадеев.
Тщательно разработайте стратегию привлечения клиентов. Даже для одной яхты должна быть достаточно развитая система продвижения. Многие компании используют социальные сети, продвижение в поисковых системах, корпоративные продажи.