Общественное питание — перспективное направление для малого бизнеса. Но реализовать потенциал получается не у каждого. А если кафе не приносит достаточный доход, теряется смысл всего начинания. Как избежать такого финала? Нужно тщательно и заранее продумать идею заведения и организацию деятельности. Это важно, даже если открывается сезонное кафе небольшого размера.

Для предпринимателей без знания отрасли и опыта подобная задача оказывается непосильной. Однако во многих крупных городах, в том числе и в Тюмени, доступны профессиональные услуги по подготовке и продвижению бизнеса. Региональный лидер в этом вопросе — «Мастерская ресторанов «2М», которая помогает открыть кафе под ключ, начиная с разработки концепции и до организации торжеств по случаю первого дня работы. Кроме того, компания оказывает поддержку в ходе дальнейшей деятельности: проводит необходимое обучение персонала, корректирует систему управления для повышения эффективности.

Открытие ресторана
Цена (руб.) от 15 000
Сроки (мес.) от 1 до 3

Почему именно кафе?

В пользу такого варианта говорит многое:

  • в подобных заведениях, как правило, демократичные цены, поэтому сюда приходят даже просто завтракать или обедать. Школьники, студенты, клерки — посетители гарантированы;
  • это популярный вид досуга для большинства людей: здесь проводят выходные, празднуют дни рождения и другие знаменательные события.

Кафе представлены на рынке в разнообразных форматах: детские, спортивные и т. п. В некоторых местах, например, на окраинах городов, часто ощущается нехватка таких заведений, а значит, конкуренция будет незначительной. Также они более устойчивы к общему падению спроса, так как чаще всего предлагают недорогое меню.

Этапы открытия кафе

Чтобы вести бизнес в сфере общественного питания, а главное делать это успешно, потребуется выполнить сложную и большую подготовительную работу:

  1. Провести исследование рынка в соответствующем регионе (в частности, в Тюмени) и текущие тенденции в развитии этого направления бизнеса в России. Это позволит выбрать удачный район расположения, перспективную целевую аудиторию и другие параметры будущего предприятия.
  2. Определиться с главной идеей: вид заведения и кухни (к примеру, бар с винным погребом, уютный кафетерий с пирожными, тематическое, национальное), дизайн, меню, ценовая политика.
  3. Выбрать название (должно быть оригинальным и согласовываться со стилем).
  4. Разработать рекламную стратегию (просто открыть кафе — недостаточно, для завоевания популярности нужно приложить усилия: информировать, проводить мотивирующие акции и т. п.).
  5. Установить, в какой форме будет функционировать бизнес (вид предприятия, система налогообложения).
  6. Проанализировать предполагаемые расходы, доходы, прибыль, срок окупаемости.

Когда все расчеты проведены, а планы составлены, можно приступать к поиску места. Открывать кафе разрешается как в собственном помещении, так и в арендованном. Затем бизнес официально регистрируется.

Следующие шаги — отделка и оформление. Проводятся необходимые ремонтные работы, закупка мебели, оборудования, посуды и других обязательных атрибутов заведений общественного питания. Также потребуется нанять поваров и обслуживающий персонал.

открыть кафе в Тюмениоткрытие кафе в Тюмени

Документы для легальной работы кафе

О начале деятельности придется оповестить Роспотребнадзор и МЧС. Если планируется торговать алкоголем, нужно предварительно получить лицензию. Кроме того, понадобится:

  • разработать технологические карты блюд;
  • утвердить план контроля и лабораторных исследований;
  • заключить договоры на стирку, санобработку, вывоз мусора;
  • согласовать с полицией «тревожную кнопку»;
  • оформить санитарные книжки на сотрудников кафе;
  • получить разрешение на размещение рекламы.

Сколько стоит организовать и открыть кафе

Расходы на такой бизнес делятся на единовременные и постоянные. К первым относятся траты на регистрацию, получение лицензий, покупку помещений, оборудование и обстановку. После того как откроется кафе, будет регулярно оплачиваться арендная плата, зарплата персонала, коммунальные услуги, продукты и т. д.

В среднем, расходы на подготовительном этапе составляют от 1,5 до 4 млн рублей (для заведения до 100 м²). При грамотном подходе возврат вложений и получение прибыли начинается в течение 2–4 лет.