Бизнес план это урок в 10 классе
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА
НА ТЕМУ
СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА.
Пчела искусством постройки своих сот посрамляет некоторых людей архитекторов, но самый плохой архитектор отличается от наилучшей пчелы тем, что он заранее представляет себе результат, то есть предварительно «строит в своей голове»
Карл Маркс
Вытирай, милый, ноги, прежде чем войти. Ведь теперь у нас хозяйство.
Редъярд Киплинг. Кошка, гулявшая сама по себе.
Цели урока
обучающая:в процессе урока учащиеся должны закрепить знания, полученные на предыдущих уроках, а также получить навыки составления бизнес-плана;
развивающая:совершенствовать умения планировать работу, анализировать и находить выход из сложившихся ситуаций; развивать экономическое мышление, творческое воображение;
воспитывающая:воспитывать деловую активность, предприимчивость, коллективизм, чувство ответственности за выполненную работу.
Необходимые материалы:
Оборудование для демонстрации слайдов.
Карточки с названиями предприятий («Магазин цветов», «Пиццерия», «Ломбард», «Химчистка», «Магазин книги»).
Карточки с наводящими вопросами для составления бизнес-плана.
Вариант теста для каждого ученика.
ХОД УРОКА.
1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
По методу «Шахмат», учитель встаёт у двери и начинает задавать вопрос учащимся по пройденному материалу. Если ответ на вопрос правильный, то учитель делает шаг вперёд, если нет – шаг назад. Темпы продвижения учителя, говорят об уровне подготовленности класса.
Зачем необходимо законодательно регулировать предпринимательскую деятельность?
На какие части делится законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность?
На сколько, на ваш взгляд, распространены в обществе отношения собственности? Приведите примеры отношений собственности, участником которые вы регулярно являетесь.
Зачем надо регулировать отношения собственности?
Зачем регулируются формы ведения предпринимательской деятельности? Неужели сами ее участники не способны разобраться между собой?
Почему чем крупнее бизнес, тем плотнее его регулирует государство (может быть, здесь следует использовать перефразированную пословицу: «Один ум — хорошо, а много — лучше!»)?
Как Вы думаете, по мере развития предпринимательства в нашей стране количество законодательных актов, регулирующих бизнес, будет уменьшаться или увеличиваться? Обоснуйте свою точку зрения.
Для чего нужно психологическое типирование личности?
Почему в крупных деловых предприятиях работает много психологов?
Что Вы думаете делать с той информацией, которую узнали о себе на прошлом уроке?
3. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Учитель: Вы уже знаете, что до начала 90-х годов прошлого века действовала централизованная экономика или плановое хозяйство. Для всех предприятий разрабатывался план на 5 лет вперед; товары распределялись также по определенному плану, графику, что приводило часто к их дефициту или, наоборот, к избытку на прилавках; все заводы, фабрики, магазины принадлежали государству. Но опыт показал, что государство не может контролировать все отрасли экономики. Необходимо было что-то менять в экономике страны, и лучший способ, конечно, переход к рыночной экономике, при которой возможна и свободная торговля, и свободное предпринимательство. В наш лексикон вошли и прочно обосновались такие слова, как «бизнес», «бизнесмен», «предприниматель».
Мне бы хотелось узнать, кто-нибудь из вас мечтает открыть собственное предприятие, стать владельцем фирмы? Поднимите, пожалуйста, руки, будущие предприниматели. Большинство!
А какие предприятия вы бы хотели открыть?
Предполагаемый ответ:
Парфюмерный магазин, частный банк, швейный цех и т.д.
Учитель: Вы только что приняли решение стать предпринимателем, вы открываете предприятие с целью получения прибыли и берете на себя ответственность, связанную с его деятельностью.
Из года в год предприниматели открывают тысячи новых фирм. Эти люди полны решимости достичь всего самостоятельно, несмотря на множество трудностей. Каждый предприниматель верит в свои идеи и способность добиваться успеха. Но на одной вере, как вы понимаете, бизнес не строится.
Как вы думаете, что вам необходимо для открытия ваших предприятий?
Предполагаемый ответ: Оборудование, работники, имеющие специальное образование: косметологи, швеи, экономисты и т.д.
Учитель: Так вот, все, что вы сейчас перечислили, называют одним словом «ресурсы». Для разных предприятий требуются различные ресурсы, но все они классифицируются одинаково: люди — рабочая сила, специалисты; материальные ресурсы (сырье и материалы); оборудование — капитал, средства производства, то, при помощи чего будет производиться товар. (Слайд 1)
Учитель: Открывая предприятие, его владелец должен решить, какие люди, оборудование, материалы необходимы для производства товаров и услуг. Кроме того, владельцы предприятий нуждаются в управлении, которое должно сделать работу предприятия эффективной. А управление обычно осуществляется с учетом плана работы. Поэтому каждый уважающий себя владелец предприятия должен уметь составлять бизнес-план — то есть письменное изложение организации работы предприятия. И сейчас у вас есть возможность потренироваться в составлении бизнес-плана.
Обращаясь к слайду (Слайд 2), ознакомьтесь с целями и задачами составления бизнес-плана, а затем приступите к выполнению упражнения. Не будем забывать популярную среди предпринимателей поговорку: «Время — деньги».
4. УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА»
Разделите учащихся на группы по 4-5 человек. Каждой группе раздайте карточки с названиями предприятий («Магазин цветов», «Пиццерия», «Ломбард», «Химчистка», «Магазин книги») и с наводящими вопросами для составления бизнес-плана. (Приложение 1)
(Учащиеся составляют бизнес- план и отчитываются по проделанной работе.)
5. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ:
Учитель: Итак, для организации предприятий различного профиля требуются различные компоненты, но все они распределяются по трем основным группам. По каким?
Предполагаемый ответ: Людские ресурсы, оборудование, материалы.
Учитель: Вы прекрасно справились с очень трудным, на мой взгляд, заданием — составлением бизнес-плана. Было много удачных идей, я вас поздравляю с первым успешным опытом работы. Но не будем останавливаться на достигнутом и продолжим работу. Необходимо определить форму организации (единоличное владение, товарищество или акционерное общество) для ваших предприятий. Посовещавшись, вы должны огласить свое решение по этому вопросу.
(Учащиеся делают отчет)
Учитель: Но есть еще несколько вопросов, которые мы с вами должны решить, чтобы ваши предприятия смогли нормально работать. Посовещавшись, сообщите, где вы будете открывать свои предприятия и почему; с какими трудностями вы можете столкнуться; как вы будете привлекать клиентов?
(Учащиеся делают отчет)
Учитель: Вы прекрасно ответили на все вопросы, хотя я думала, что последний вызовет у вас некоторые затруднения. Ведь с тем, как наилучшим образом привлекать клиентов к товарам и услугам своей фирмы, вы подробно познакомитесь на следующих уроках, когда будете изучать тему: «Маркетинг».
6. ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Учитель: Сегодня на уроке вы отлично поработали: узнали много новых терминов и понятий, создали свои предприятия, глубоко окунулись в мир бизнеса и предпринимательства.
И чтобы проверить и закрепить свои знания, я предлагаю вам выполнить небольшой тест. (Приложение 2) Не забудьте подписать свои работы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Написав и несколько раз перечитав, и заново переделав Ваш первый бизнес-план — поздравьте себя с победой, Вы преодолели еще один психологический барьер на пути к успеху.
ПРИЛОЖЕНИЯ
СЛАЙД 1. «ВИДЫ РЕСУРСОВ»
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
СЛАЙД 2. «ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ БИЗНЕС–ПЛАНА»
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — —
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 УПРАЖНЕНИЕ
«СОСТАВЛЕНИЕ БИЗНЕС-ПЛАНА»
Какие товары или услуги вы будете производить? ………………………………………………
Определите, есть ли спрос на ваш товар или услугу? ………………………………………………
Определите, какое помещение вам для этого потребуется и где оно будет расположено? ……
Какое оборудование, инструменты, мебель и другие ресурсы вам потребуются? ……………
Какие и сколько сотрудников вам необходимо на начало деятельности? …………………….
Какие требования вы будете предъявлять к своему персоналу? ………………………………………
Как люди узнают о вашем бизнесе? ………………………………………………………………..
Где вы возьмёте деньги, которые необходимы для начала бизнеса? ……………………………..
Каковы перспективы развития вашего бизнеса? ……………………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ТЕСТ
Ответы давать по степени предпочтительности варианта!
1. ЧТО ТАКОЕ БИЗНЕС-ПЛАН?
план предпринимательской деятельности, который предприниматель обязан выполнить по договору с органами управления; 3
согласованный с финансовыми органами план получения доходов, прибыли, и уплаты налогов; 4
развернутая программа осуществления бизнес-проекта или бизнес-операции; 1
документ, который предприниматель обязан предъявит в Банк для получения кредита на осуществление бизнес-операции. 2
2. КАКИЕ КАЧЕСТВА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ХАРАКТЕРНЫ ДЛЯ ЦИВИЛИЗОВАННОГО БИЗНЕСА?
умеренная агрессивность, высокая активность, исполнительность, доброжелательность;3
честность, законопослушность, обязательность, культура поведения; 1
своевременная и полная уплата налогов, выполнение обязательств по контрактам, возврат кредитов; 2
стремление к среднему уровню доходов, благотворительность, учет общественных интересов, справедливое распределение доходов с другими участниками предпринимательства. 4
3. КАКИЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИХОДИТЬСЯ РЕШАТЬ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, НАЧИНАЯ СВОЙ БИЗНЕС?
как научиться бизнесу, где взять деньги, как найти выгодное дело, кого взять в партнеры; 2
выбор вида бизнеса, организационно-правовой формы её осуществления, регистрация предприятия, получение стартового капитала; 1
установление контактов с зарубежными фирмами, закупка импортных товаров, аренда торговой точки, реклама товара; 4
как избежать больших налогов, как открыть счёт в банке, как рационально использовать прибыль. 3
Подсчитайте количество набранных баллов!
Критерий оценок учитель разрабатывает самостоятельно!
Слайд 1
Тема урока: Бизнес-план. Основные разделы бизнес-плана. Цель урока: ознакомить учащихся с понятиями бизнес-план, резюме, инвестиция, инвестор , с основными разделами бизнес-плана.
Слайд 2
Инвестиция – заем, который ищет предприниматель для воплощения в жизнь своей идеи Инвестор – физическое или юридическое лицо, которое предоставляет заем
Слайд 3
БИЗНЕС-ПЛАН АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СВОЕГО ПРОИЗВОДСТВА: Расчет использования занятых денег Постатейный расчет преобразований, изменений внутри производства и вне его, т.е.за счет каких средств будет получена прибыль; Когда будет получена прибыль Какая будет получена прибыль
Слайд 4
БИЗНЕС-ПЛАН Документ, содержащий обоснование основных шагов, которые намечается осуществить для реализации какого-либо коммерческого проекта или создания новой фирмы
Слайд 5
ЦЕЛЬ разработки бизнес-плана Спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайшее и отдаленное время в соответствиями с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов (инвестиций)
Слайд 6
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные ЗАДАЧИ: Определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках; Сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегии и тактики их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию каждой стратегии;
Слайд 7
Выбрать состав, определить показатели товаров и услуг, которые будут предлагаться фирмой; Определить производственные и торговые издержки по созданию и реализации товаров и услуг; Оценить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных задач;
Слайд 8
Определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта; Оценить материальное и финансовое положение фирмы и соответствие финансовых и материальных ресурсов достижению поставленных целей; Предусмотреть трудности и «подводные камни», которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
Слайд 9
Основными, обязательными разделами бизнес-плана должны быть следующие: Резюме (цели и задачи вашего начинания) Основные цели (объемы продаж, доля фирмы на рынке, ожидаемая прибыль) Основные стратегии и преимущества товара Объемы продаж Условия работы фирмы Данные о создании и регистрации фирмы, контактные телефоны
Слайд 10
II . Продукция. Услуги. Название, торговая марка Описание. Перечень товаров (услуг). Наглядное изображение Тип продажи Цена (за 1 единицу) Особенности технологии и затраты на производство После- продажное обслужива- ние Требования сертифи- кации
Слайд 11
Маркетинг. Стратегии Ценообра- зование Каналы распростра- нения товара Методы стимули- рования продаж Организация послепро- дажного обслужи- вания Реклама
Слайд 12
IV . План производства Источники сырья. Технологические процессы. Трудовые ресурсы. Поставщики и продавцы. Разработка продукта. Изготовление.
Слайд 13
Менеджмент (Кадры. Управление. Организационный план.) Рынки Рынок сбыта товаров (услуг) Конкуренция на рынках сбыта Конкурентоспособность товара
Слайд 14
VII . Финансовый план Прогноз объемов реализации План денежных расходов и поступлений План доходов и расходов График достижения безубыточности
Слайд 15
Риски в предпринимательстве Предполагаемые риски Внешние и внутренние факторы возникновения рисков Последствия рисков Методы предупреждения и минимизации рисков
Слайд 16
Можно сказать, что составление бизнес-плана это доказательство о том, что выбранное вами дело очень важно и необходимо для потребителя, что оно будет пользоваться спросом. И вы это должны предвидеть на много лет вперед.
Слайд 17
Домашнее задание: Читать в учебнике параграф 13 «Бизнес-план». Ознакомиться с творческим проектом «Мое собственное дело» (стр.116 в учебнике) Подумать, определиться и на следующий урок сообщить свою предпринимательскую идею для выполнения творческого проекта «Мое собственное дело». СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!
Слайд 18
Презентацию выполнила: Осипова Елена Сергеевна, учитель технологии МОУ «Благоевская СОШ»