Бизнес план издательства на примере издательства
Издательский бизнес считается одним из самых сложных и непредсказуемых. Спрогнозировать его коммерческую успешность заранее практически невозможно, именно поэтому шанс получить кредит под открытие такого бизнеса равен нулю. Если вы готовы стартовать в этом направлении, стоит рассчитывать только на свои силы и самостоятельное финансирование. Иных вариантов просто нет. Предлагаем вашему вниманию бизнес-план издательства с расчетами, используя который как пример, вы сможете запустить свое дело с наименьшими рисками.
Анализ рынка
Согласно данным аналитиков, ситуацию на издательском рынке последних десяти лет можно назвать устойчивым и длительным кризисом. Причем это касается всех направлений в этой сфере. Совершенно очевидно, что времена, когда печатная пресса и бумажные книги занимали ключевую роль в обществе, закончились в конце 2000-х – начале 2010-х годов, когда интернет из дорогой игрушки окончательно превратился в столь же привычную в каждом доме коммуникацию, как электричество или водопровод. Как результат, электронные и аудио-книги вытесняют традиционные, а онлайн-СМИ выигрывают противостояние за читателя у газет. Это нормальная ситуация. Если вы планируете выходить на этот рынок в 2017 году, не стоит сетовать на XXI век. Будьте готовы отвоевывать свое место под солнцем.
Прежде чем начинать этот бизнес, нужно ответить самому себе на несколько вопросов:
Во-первых, в каком направлении работать. Есть несколько видов издательств, каждый из которых также можно подразделить еще на несколько:
- Художественная литература. Ее можно подразделить на взрослую и детскую, универсальную и специализированную по жанру (фантастика, интеллектуальная литература, поэзия, комиксы и т.д.).
- Специализированная литература (научная, госстандарты).
- Периодика (газеты, журналы).
- Развлекательные издания (календари, кроссворды, анекдоты, рецепты).
Во-вторых, каким конкретно образом вы будете зарабатывать. В издательском бизнесе эта проблема далеко не однозначна и зависит от направления деятельности. Самый распространенный вариант – это реклама. Этим способом себя обеспечивает периодика. Второй вариант – это продажа печатной продукции. Третий – издание за счет авторов (таким образом частично работает книгоиздание художественной и научной литературы). Четвертый вариант – работа за счет спонсорских денег. Как правило, это узкоспециализированные издания, которые поддерживаются бизнесом в данной сфере или заинтересованными частными лицами. И пятый способ – это спонсирование печатного проекта за счет доходов от сторонних коммерческих продуктов. Печатное издание может при этом выполнять рекламную и информирующую функцию для пользователей коммерческого продукта.
Формат работы
Мы будем специализироваться на выпуске художественной литературы одного жанра – фантастика и фэнтези. Выбор обусловлен несколькими факторами:
- Высокий спрос на романы в этом жанре у читающей публики (по статистике, второе место после детективов).
- Интерес самого создателя к данному направлению и наличие авторов, которые в перспективе готовы к сотрудничеству.
- Наибольшими перспективами сегодня пользуются узкоспециализированные проекты, которые не выпускают все подряд, как крупные издательские дома, а ориентируются на определенный сегмент рынка.
Мы будем работать только в формате издательства. Запуск собственной типографии требует больших инвестиций, которыми предприниматель не располагает. Выпуск книг при этом можно наладить на сотрудничестве со сторонней типографией.
Поиск авторов будет осуществляться собственными усилиями предпринимателя и с привлечением редакторов.
Выпуск книг на первом этапе будет осуществляться за счет средств самих авторов. Будут публиковаться сборники фантастических рассказов и фэнтези и отдельные романы. Выпущенные книги мы будем продавать через интернет (для этого нужно создать свой сайт и запустить группы во всех социальных сетях). В будущем, когда проект начнет приносить прибыль, деньги будут вкладываться в продвижение самых перспективных авторов.
Регистрация бизнеса
Для работы избирается формат ИП. Системой налогообложения принимается УСН 6%.
Выбираются коды ОКВЭД:
- 58.1 «Издание книг, периодических публикаций и другие виды издательской деятельности».
- 46.49.31 «Торговля оптовая книгами».
- 47.61 «Торговля розничная книгами».
Специальных разрешений и лицензий на ведение издательской деятельности не требуется.
Согласно требованиям Закона № 54-ФЗ, все ИП и юрлица (за исключением отдельных категорий, указанных в законе) обязаны использовать кассовый аппарат. Издательство исключением не является. Прием денег за публикацию от авторов и покупателей книг будет осуществляться в удаленном режиме, поэтому планируется открыть расчетный счет и установить онлайн-кассу, соответствующую требованиям законодательства.
Выбор помещения
Условия работы бизнеса таковы, что на первом этапе можно вообще обойтись без организации офиса издательства. Дело в том, что работы компании можно наладить в удаленном режиме. Все сотрудники могут работать прямо из дома и даже находиться в разных городах России. По мере развития бизнеса для имиджа стоит арендовать небольшой офис, в котором мы будем принимать авторов и общаться с ними.
Расчет в данном бизнес-плане производится без учета затрат на помещение. Специальное оборудование тоже не закупается, достаточно личного компьютера.
Наем персонала
Основой любого издательского бизнеса является главный редактор. На первом этапе эту функцию будет выполнять сам владелец бизнеса. Требования, которые существуют к этой должности, следующие:
- Широкий кругозор, знакомство с действующими писателями в выбранной сфере.
- Глубокое знание литературного процесса в своем жанре, постоянное и ежедневное знакомство с новинками.
- Понимание тенденций издательского рынка, чутье на книгу, которая может «выстрелить». Что характерно, далеко не всегда «выстреливает» лучшая по стилю книга талантливого автора, чаще эти ее качества вытесняют запоминающиеся персонажи и увлекательный сюжет.
Основная задача главного редактора – совместно с авторами доводить тексты для публикации до идеала. Кроме того, главный редактор будет отвечать за взаимодействие с типографией и организовывать рынки сбыта. На первом этапе эти функции можно совместить, но с ростом бизнеса и увеличением количества авторов стоит отделить функции владельца издательского дома от главного редактора.
Кроме главного редактора, требуются несколько редакторов, которые будут заниматься первичным отбором рукописей, непосредственной работой с авторами.
Также понадобится сотрудник для поддержки бизнеса в интернете и выполнения рутинных задач: ведение соцсетей, разбор электронной почты и распределение входящих рукописей по редакторам, размещение книг в качестве товаров на сайте и в социальных сетях для продажи.
Необходим корректор, который будет вычитывать готовые тексты перед отправкой в типографию. Хорошо, если корректор обладает навыками верстки для создания макета книги. Если платить за эту услугу верстальщику из типографии, это отрицательно скажется на доходности бизнеса.
Рассмотрим затраты на персонал в таблице:
Должность | Оклад | Кол-во | Расход |
Главный редактор | 0 | 1 | 0 |
Редактор | 15 000 | 2 | 30 000 |
Администратор | 13 000 | 1 | 13 000 |
Корректор-верстальщик | 13 000 | 1 | 13 000 |
Всего | 56 000 |
Выбор типографии
Партнерство с типографией – ключевая позиция для работы начинающего издательства. Важно найти партнера, опираясь на несколько важнейших факторов:
- Стоимость книгоиздания.
- Наличие надежных каналов поставки готовой продукции, если типография находится в другом регионе (желательно не дальше 1 тыс. км, иначе стоимость доставки съест все выгоды от сотрудничества).
- Наличие штатного дизайнера, который будет оформлять обложки для книг. Если его нет или он не специализируется на выбранном вами жанровом направлении, можно привлечь к работе своего сотрудника. Тем более, на тематических пабликах в интернете можно найти талантливых молодых художников, рисующих в стилях фэнтези, научная фантастика, киберпанк и прочих.
Выбирать типографию следует, балансируя между ценой и качеством работы. Чем лучше будет бумага и оформление страниц, чем профессиональней иллюстрации – тем выше конечная стоимость продукта.
Стоимость публикации одной книжной единицы стандартного формата может составлять от 50 до 250 рублей. Причем, чем больше тираж, тем ниже стоимость каждой единицы. В среднем, подготовка в типографии тиража в 1 тыс. экземпляров будет стоить от 50 до 200 тыс. рублей.
Поиск авторов
К этой проблеме издательства надо подходить сугубо индивидуально. Если главный редактор лично знаком с известным писателем, он может перехватить сотрудничество с ним у крупного издательства. Однако нужно понимать, что известный автор потребует гонорар не ниже, чем у лидеров рынка. Его книгу будет проще продать книжным магазинам, и такое сотрудничество создаст вашему издательству определенную рекламу. Молодые и перспективные авторы пойдут к вам с большей охотой.
Если же привлечь известного автора не получится, можно пойти другим путем – публиковать произведения неизвестных авторов. Самостоятельно вкладываться даже в перспективный роман рискованно, меньший риск – публиковаться за счет самих авторов. Но будет и минус – зачастую крайне низкий художественный уровень. Это несет определенные репутационные риски.
Искать авторов можно разными способами:
- Паблики в соцсетях, посвященные фантастической литературе и фэнтези.
- Живой журнал и другие платформы в блогосфере.
- Тематические сайты и форумы.
- Конференции, литературные премии в данном жанре (кроме маститых писателей здесь часто появляются начинающие авторы, рассчитывающие передать свою рукопись издателю).
- Организация литературных конкурсов и премий под своей эгидой.
Важно понимать, что хороший автор – это золотой самородок, за которым охотятся десятки издательств. И еще важно понимать, что, даже если вы нашли его, далеко не факт, что его получится удержать. Первый коммерческий успех привлечет внимание к автору у крупных издательств, которые сделают все, чтобы переманить его у вас. И примеров успеха в этом начинании очень много.
Реклама и маркетинг
Крупные издательства активно рекламируются как в интернете, так и за его пределами. В маркетинг вкладываются огромные средства. Причем реклама идет в двух направлениях: реклама самого издательства (в большей степени имиджевая, создает статус лидера рынка и упрощает привлечение сильных авторов) и реклама авторов (она может полностью финансироваться издательством или на условиях софинансирования с самим писателем). Реклама автора – это автоматически реклама его книг, которые опубликованы вами и будут проданы.
Продать книги малоизвестных авторов офлайновым книжным магазинам практически не представляется возможным. Максимум, что возможно, – это договориться о сотрудничестве с книжными онлайн-гипермаркетами типа «Озон.ру», «Лабиринт» и другими.
Кроме того, выбирается следующая стратегия продвижения:
- Создание собственного сайта и пабликов в соцсетях с возможностью размещать книжные товары.
- Активное продвижение в социальных сетях, на форумах и в других направлениях «тусовки». Среди ваших потенциальных читателей могут быть подростки, предпочитающие хорроры, стимпанк, киберпанк, боевое фэнтези и другие суб-жанры, и люди 25-40 лет, литературные вкусы которых сформировались на Стивене Кинге, Толкиене или Роджере Желязны. В выбранном направлении очень много мелких сегментов, вкусы читателей очень различны, и важно тонко чувствовать эти нюансы и работать на определенные целевые аудитории. Иначе успеха не добиться.
- В социальных сетях и блогах издатель/главный редактор постепенно формирует статус знатока литературы и профессионала своего дела. Это облегчает работу с потенциальными авторами и усиливает их готовность платить за публикации
Такой подход занимает очень много времени (порой год и более), но на выходе получается практически бесплатным. Поэтому, если у вас нет бюджета на запуск полномасштабного издательского дома, привлечение известных авторов, этот путь будет для вас оптимален.
Важно получить отзывы и рецензии известных литературных критиков на выпускаемые издательством произведения, они привлекут к вам внимание более широкого круга читателей.
Также хорошей рекламой будет номинация на известные национальные и международные премии в области литературной фантастики.
Финансовый план
Рассчитать доходность издательства заранее практически невозможно. Этот бизнес непредсказуемый и непрогнозируемый. Бестселлером может стать совершеннейшая «темная лошадка», а роман известного писателя – обернуться настоящим фиаско. Этой проблемы не могут избежать даже крупные издательства.
Поэтому мы рассчитаем затраты на издание одного литературного сборника рассказов за счет средств авторов.
Сборник выходит тиражом 500 экземпляров на 300 страницах. Средняя стоимость публикации одной страницы – 1 тыс. рублей (колеблется от 750 до 1 500 рублей, в зависимости от количества страниц). Каждый автор получает в подарок авторский экземпляр. Выручка, полученная от авторов, составит 300 тыс. рублей.
Далее посчитаем вложения в создание сборника по таблице:
Позиция | Цена |
Оплата работы сотрудников (редакторов, корректоров) из расчета 120 руб./стр. | 36 000 |
Подготовка оформления обложки | 10 000 |
Услуги типографии | 100 000 |
Доставка | 10 000 |
Всего | 156 000 |
Примерно 100 экземпляров из 500 будут отправлены авторам в качестве авторских сборников. Еще 50 будут переданы в жюри премий, литературным критикам, розданы в качестве призов.
Оставшиеся 350 экземпляров, теоретически, могут быть проданы по цене 250 рублей за экземпляр и принести еще 87 500 рублей.
Таким образом, на одном сборнике издатель может заработать порядка 220-230 тыс. рублей. Но на практике публикация одного сборника может занять около 3 месяцев – на поиск авторов и необходимые работы. Поэтому доходность оказывается не такой высокой, как это выглядит на первый взгляд.
Выраженная в цифрах рентабельность может быть высокой, а окупаемость очень быстрой ввиду относительно малых стартовых и ежемесячных затрат, но эти показатели здесь ключевыми не являются.
Перспективы
Перспективы бизнеса – постепенный переход от публикации за счет авторов к заработку на продаже книг и выплате гонораров достойным авторам. Но на это уйдет достаточно много времени: не менее нескольких лет на построение репутации, выстраивание личных отношений с действующими писателями и «выращивание» из начинающих авторов ярких и самобытных писателей.
Издательское дело – это бизнес, в котором нематериальный результат должен играть для создателя не менее важную роль, чем деньги. В противном случае лучше заняться чем-то другим.
Риски
Ключевой риск бизнеса – неустойчивая ситуация на рынке продаж печатной продукции. Поэтому в перспективе следует ориентироваться на диверсификацию производства: ведение коммерческих спецпроектов, организация премий и конкурсов, запуск тематических онлайн-журналов с заработком на рекламной публикации, создание электронных и аудиокниг.
На втором месте по значимости – общее падение интереса людей к чтению. Риск выглядит несколько преувеличенным, тем не менее он нивелируется работой в узком рыночном сегменте с устойчивым спросом – фантастика и фэнтези, интерес к которой сохраняется как у подрастающего поколения, так и у людей постарше.
На третьем месте – возможные репутационные риски, возникающие вследствие публикации за счет авторов. Чтобы разрушить этот риск, планируется вести сильную редакторскую работу, чтобы не превращать сборники в «мусорку» из нечитабельных текстов. С лучшими авторами работаем особенно плотно, поскольку в будущем именно они могут стать костяком вашего, одного из ведущих в выбранном сегменте, издательства.
На четвертом месте – финансовые риски. Сроки сбора текстов для сборников или поиска авторов для индивидуальных публикаций могут затянуться на долгое время. Во-первых, это чревато негативными последствиями для самого предпринимателя. Во-вторых, нарушение сроков выпуска сборника отрицательно скажется и на вашей деловой репутации.
В итоге
Издательский бизнес – сложнейшее направление, которое рассчитано, скорее, на особенного предпринимателя, чем на широкий круг. Важно знание литературы, умение разбираться в рынке и предсказывать его тенденции. В противном случае результат вас не удовлетворит. Раздумывая на тему, стоит ли заниматься книгоизданием, воспользуйтесь советом Стива Джобса: ответьте себе на вопрос, стали бы вы заниматься выбранным делом, если бы это был последний день в вашей жизни? Если ответ утвердительный – это ваша стезя. А будет ли она успешной, покажет не прогноз и бизнес-план, а ваша работа.
С экономической
точки зрения выгодно, когда весь тираж
выкупают целиком один или несколько
оптовых покупателей. Однако с точки
зрения стратегии издательства, оно
может попасть в зависимость от этих
продавцов, поскольку перестает
контролировать ситуацию на рынке.
Проверенным инструментом стратегии в
этом случае является регулируемая
конкуренция, когда наряду с независимыми
оптовыми продавцами существует мощный,
контролируемый издательством канал
сбыта, который позволяет ему постоянно
держать в напряжении оптовых покупателей,
поскольку право выбора, с кем заключать
договор на реализацию, находится в руках
издательства.Другим методом работы на
рынке, позволяющим определенным образом
избегать диктата оптовиков, является
активная деятельность службы маркетинга
по продажам книг с использованием
наиболее доступных форм.
С переходом
на рыночные отношения в российской
экономике постепенно перестала
существовать старая административно-командная
схема книжной торговли (Союзкнига —
республиканский книготорг — областной
книготорг — книжный магазин). Теперь нет
жесткой вертикальной системы, количество
посредников может меняться в зависимости
от конъюнктуры рынка, которая влияет
также на объемы продаж и ценообразование.
Книгоиздательская и книготорговая
деятельность в конце 90-х гг. сосредоточилась
в руках крупнейших частных издательств,
таких, как «ЭКСМО-Пресс», «ИНФРА-М»,
«Олма-Пресс», «Росмэн» (по официальным
данным, они поставляют на рынок более
30% всех названий и около 40% всего тиража
книг).
Развивают
свою деятельность достаточно быстрыми
темпами и издательско-торговые комплексы
— «Клуб 36,6», «ТЕРРА», «ИНФРА-М», «Московский
дом книги», «Радуга», «Международная
книга». В крупных городах России
проводятся книжные выставки и ярмарки,
причем с каждым разом совершенствуются
формы их организации, увеличивается
число участников, возрастает количество
заключенных сделок.
Разнообразную
работу по укреплению и совершенствованию
связей между издателями и книготорговцами
(с выходом на международную арену)
проводит созданная в стране Ассоциация
книгораспространителей. Ее деятельность
направлена на защиту профессиональных
интересов работников книготорговли,
совершенствование инфраструктуры
отрасли, внедрение электронных средств
информации.
С начала
90-х гг. в структуре товарооборота книжного
рынка России произошли значительные
изменения (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительная
характеристика структуры и экономических
показателей
книжного
рынка России (экспертная оценка)
Показатели | До 1991 г. | 1996 г. |
1. Местонахождение | ||
а) издательства | — | 40 |
б) оптовые базы | 20 | 10 |
в) розничная сеть (книжные | 80 | 50 |
2. Удельный вес | ||
а) библиотечное комплектование | 9 | Около 4 |
б) поставка школьных учебников | 5,6 | 24 |
в) подписные издания | 12 | Около 2 |
3. Удельный вес | 10,2 | 2–3 |
4. Товарные запасы | 130 | Более 200 |
5. Уровень розничных | Одинаковый во всех | Розничный, определяемый |
6. Возмещение издержек | Путем постоянных | За счет неконтролируемого |
7. Уровень издержек | 11,1 | Нет данных |
8. Степень равномерности | Размещение достаточных | Размещение тиражей |
Источник:
Книжная торговля. Научно-технический
информационный сборник. — М.: Российская
книжная палата, 1997. Вып. 4-5. С. 21.
По мнению
специалистов, распад инфраструктуры
оптовой торговли и дефицит оборотных
средств с начала 90-х гг. привели к тому,
что значительно замедлилась
товарооборачиваемость и произошло
затоваривание складов нереализованной
книжной продукцией. Многие издательства
ввиду отсутствия у торговых организаций
денежных средств вынуждены поставлять
им большую часть продукции с условием
оплаты по мере реализации. Так, по данным
Российской книжной палаты, сумма
товарного кредита, предоставленного
издательствами книжной торговле, на
конец 1996 г. составила около 540 млрд. руб.
(в неденоминированных рублях).
Это означает,
что издательства, не будучи уверены в
возможности быстрой реализации продукции,
стали выпускать по большей части те
издания, которые сулят сверхсрочную
окупаемость — детективные и любовные
романы, фантастику и т.д. В результате
наблюдается явление жанровой деформации,
сужение потенциальных рынков.
На российском
книжном рынке почти не встречается
такое явление (распространенное в
западных странах), как кредитование
издательств торговыми организациями
в счет будущих поставок.
Существует
и более серьезная проблема — недостаток
инвестирования в книгоиздательский
бизнес. По данным Российской книжной
палаты, российские банки дают кредиты
на полтора-два года, а окупаемость
проектов в книгоиздательстве в
соответствии с бизнес-планами составляет
минимум пять лет. Краткосрочное банковское
кредитование на шесть месяцев также не
отвечает срокам реализации капиталоемких
и трудоемких изданий. А значительное
увеличение числа издательств, которые
обращаются в банки за кредитами, привело
к росту ссудных процентов, что также
отрицательно сказывается на состоянии
и развитии книжного бизнеса.
С другой
стороны, неустойчивое положение самих
коммерческих банков в России приводит
к нарушениям финансовых механизмов в
некоторых издательствах и даже к их
краху. По официальным данным, к началу
1998 г. многие московские издательства и
книжные магазины оказались банкротами,
поскольку имели огромные долги, а было
это вызвано крахом в 1995-96 гг. Континент-банка
и Коммерческого народного банка. В этих
банках, например, расчетные счета имело
одно из самых крупных государственных
издательств «Художественная литература»,
оказавшееся в 1997 г. в тяжелейшем финансовом
положении, которое удалось поправить
только за счет облигаций Внешэкономбанка.
Специалисты
в области экономики издательского дела
и книжной торговли считают, что в течение
всего постперестроечного периода
книгораспространение было самым слабым
звеном в книжном бизнесе, особенно в
географическом аспекте. Так, большинство
издательств, которые сосредоточены, в
основном, в Москве и Санкт-Петербурге,
реализуют свою продукцию преимущественно
в крупных российских городах. Это
объясняется различными причинами —
недостаток финансовых средств, затруднения
с транспортировкой, малое число оптовых
книжных складов как в столице, так и в
провинциальных городах. А главная
причина, по которой провинция оказалась
слабо обеспеченной книжной продукцией,
— это чрезвычайно высокие наценки,
устанавливаемые перекупщиками, количество
которых доходит до пяти-шести.
Итак,
проблемы с книгораспространением на
внутреннем российском рынке заставляют
и издателей, и книготорговые организации
искать новые формы и методы увеличения
продаж. При определении партнеров в
книжном бизнесе обе стороны должны
знать свои производственные, кадровые
и финансовые потенциалы, программную
политику, а также иметь достаточно
полную информацию о конкурентах. И здесь
огромную роль играет маркетинг, функции
которого распространяются не только
на издательскую деятельность, но и на
торговые структуры.
4.2.
Объемы и динамика сбыта
Этот
подраздел бизнес-плана составляется
для издательств, существующих уже
несколько лет и имеющих перечень сводных
данных, по которым можно проанализировать
и сопоставить объемы реализуемой
продукции за ряд лет. Здесь целесообразно
предоставить информацию за последние
3 года о динамике продаж производимой
продукции. На основании этого выстраивается
прогноз возможных продаж продукции при
реализации данного бизнес-проекта.
Прогноз составляется также на три
последующих года, в том числе за первый
год приводятся детальные сведения о
продажах (помесячно), за второй год —
поквартально, а за третий — только в
целом за год.
Для вновь
создаваемой фирмы в бизнес-план может
входить подраздел, в котором содержатся
расчеты возможных объемов продаж на
ближайшие три года (при условии полного
инвестирования проекта и отсутствии
негативного влияния внешних факторов).
В приведены
наиболее часто используемые методы
прогнозирования объемов сбыта, проводимые
маркетинговыми службами издательств.
4.3.
Конкуренция
В современных
условиях книжный издательский бизнес
в России является одним из наиболее
рентабельных. В соответствии с законами
рынка образуется большое количество
издательств, которые стараются выпускать
книги различной тематики и найти свою
рыночную нишу.
В книжных
магазинах, на лотках и других торговых
точках сегодня представлено такое
количество однородной литературы
больших и малых издательств, что с полным
правом можно говорить о реальной
конкуренции между издательствами.
В книжной
отрасли, как ни в одной другой, быстро
идет процесс специализации и дифференциации.
Как показывает практика, в издательствах
вырисовываются одно-два или несколько
основных тематических направлений, на
которых формируется имидж фирмы, и
несколько вспомогательных (перспективных),
которые при определенных условиях могут
стать лидирующими. Таким образом, даже
крупные издательства ограничивают себя
определенной тематической сферой
(литература по экономике, информатике,
медицине) или проблематикой (по маркетингу,
менеджменту, бухгалтерскому учету).
Вследствие этого процесса большинство
издательств перешло от спонтанного,
подчиненного конъюнктуре выпуска книг
к долговременным программам формирования
спроса покупателей.
Простейшие
расчеты показывают, что при существующем
в настоящее время числе издательств и
широком, но все же ограниченном числе
проблематик, книжный рынок ожидает
дальнейшее обострение конкуренции.
Вторая особенность современного
книгоиздательского бизнеса — это
ограничение деятельности издательств
по регионам. Процесс регионализации
сбыта продукции обусловлен небольшими
тиражами книг и экономическими условиями
их распространения, а также все той же
конкуренцией. Поэтому издательствам
необходимо готовиться к таким процессам,
как выход на новые рынки, где уже есть
традиционные (местные) продавцы книжной
продукции, и ведению конкурентной борьбы
за читателей. А для этого прежде всего
необходимо провести оценку конкурентной
среды.
Исследование
конкурентной среды происходит по
следующим направлениям:
выявление
основных конкурентов издательства по
ассортименту, сегментам рынка, ценовой
политике и каналам сбыта;определение стратегии
конкурентов и методов, которые они
используют в борьбе за рынок;изучение (по
возможности) организационной структуры
и финансового состояния конкурирующих
издательств;анализ политики
конкурентов в области ценообразования
и продвижения книжной продукции на
рынке;изучение каналов
сбыта, которые используют основные
конкуренты, а особенно — маркетинговых
посредников.
Очень важно
изучить продукцию конкурирующих
издательств: круг авторов, тематику и
проблематику изданий, их научный или
художественный уровень, стиль оформления
книг и т.д. В этом же разделе сравниваются
показатели качества продукции конкурентов
и своего издательства, сроки и объемы
поставок, учитывается фактор сезонности,
уровень затрат и другие факторы. Некоторые
издательства перенимают новации
конкурентов в дизайнерском оформлении
обложек, особых приемах верстки,
оригинальном использовании материала
для обложек, вклеек, иллюстраций.