Бизнес план инвестиционного проекта реализуемого предприятием апк

 
Министерство сельского
хозяйства и продовольствия
РФ

ФГОУ 
ВПО «Чувашская государственная

 
сельскохозяйственная 
академия»
 
 

Кафедра
организации аграрного производства 
 
 

КУРСОВАЯ 
РАБОТА

по 
«Планирование на
предприятии АПК»

на 
тему:
«
Бизнес-план инвестиционного
проекта, реализуемого
предприятием АПК»

(на 
материалах ФГУП 
УОХ «Приволжское» 
ЧГСХА Чебоксарского 
района Чувашской 
Республике
 
 
 
 
 

Чебоксары-2009 
 
 

Содержание

Введение

1. Теоретические
основы бизнес-плана

1.1 Сущность
бизнес-план……………………………………………………

1.2 Организационный
план……………………………………………………

1.3 Финансовый 
план…………………………………………………………….

1.4 Значение 
инвестиций в АПК……………………………………………….

2. Характеристика 
природных и экономических условий
деятельности ФГУП УОХ «ПРИВОЛЖСКОЕ»
ЧГСХА

2.1. Природные 
и организационно-экономические условия
деятельности  предприятия…………………..…….…………………………….…………….

2.2. Финансовые 
результаты и финансовое состояние  
предприятия………………………………………………………………………………………

3. Современный 
уровень развития отрасли животноводства
ФГУП УОХ «ПРИВОЛЖСКОЕ» ЧГСХА

3.1 Роль
отрасли мясного скотоводства в экономике
предприятия……………………………….………………………………………

3.2 Динамика 
основных экономических показателей
отрасли………………..

3.3 Баланс
продукции животноводства, каналы реализации
и их оценка……………………………………………………………………………

3.4 Экономическая
эффективность реализации продукции
отрасли……..

4. Бизнес-план 
инвестиционного проекта, реализуемого 
предприятием

4.1 Существо
предлагаемого бизнес-плана……………………………………

4.2 Производственный 
план…………………………………………………….

4.3 Организационный 
план и план маркетинга…………………………………..

4.4 Финансовый 
план ……………………………………………………………

Выводы 
и предложения…………………………………………………………

Список 
использованной литературы…………………………………………….

Приложения……………………………………………………………………….. 

      Введение

1. Теоретические 
основы бизнес-плана

1.1 Сущность
бизнес-план

        
Планирование деятельности с помощью
бизнес-плана заставляет   руководителей  
любой   организационно-правовой  
формы предприятий заниматься непрерывным
перспективным планированием, четче определять
и конкретизировать ежедневные задачи
производства и реализации продукции,
разрабатывать мероприятия, страхующие
спонтанные ситуации в условиях изменяющейся
рыночной конъюнктуры.

         
Бизнес-план, составляемый в большинстве
случаев на конкретный период времени
(обычно один год), отвечает на главный
вопрос: в какую отрасль, в каком направлении
целесообразно вложить силы и средства,
чтобы сохранить свое положение на рынке
или занять новую нишу.

          
Необходимость в составлении бизнес-планов,
как правило возникает в следующих случаях:
организации или реорганизации предприятия;
изменения организационно-правовой формы
хозяйства; изменения направления производственной
и коммерческой деятельности; выхода на
внешний рынок и привлечения иностранных
и других инвестиций.

            
Бизнес-план необходим для руководителей,
принимающих решения по реализации внутрихозяйственных
планов; для акционеров, членов кооператива;
для финансово-кредитных учреждений. Интересы
каждой из этих групп обусловливают содержание
их бизнес-планов.

           
Руководители сельскохозяйственных предприятий
любой организационно-правовой формы
обычно рассматривают большое количество
вариантов производства, переработки,
хранения и реализации сельскохозяйственной
продукции, т. е. анализируют стратегии
внутренних возможностей предприятия
и его финансирования. Чем крупнее предприятие,
тем больше его финансовые возможности,
тем больше риск на рынке и т. д. Чем меньше
предприятие (фермерское хозяйство), тем
важнее для него бизнес-план. Таким образом,
бизнес-план выполняет следующие функции:
определяет концепцию бизнеса, дает оценку
фактической деятельности, показывает
потребность в инвестициях.

          
Все акционеры, члены кооператива заинтересованы
в получении максимальных дивидендов,
обеспечении устойчивого или высокого
курса акций в будущем. Финансово-кредитные
учреждения интересует возможность возврата
кредитов в установленные сроки и их максимальная
окупаемость. Эти учреждения требуют только
один (конечный) вариант расчета бизнес-плана,
который принят хозяйством и может претендовать
на кредитование.

        
Для сельскохозяйственных предприятий
рекомендуется составлять бизнес-план
на три—пять лет, при этом для первого
и второго годов экономические показатели
желательно представлять в поквартальной
разработке.

         
Следует отметить, что форма бизнес-плана
окончательно не сложилась; существует
несколько версий, которые незначительно
различаются по количеству и содержанию
разделов.

         
Основные разделы бизнес-плана.

1. Возможности 
предприятия, его краткая характеристика.

2.
Виды производимой товарной продукции
и услуг, их качество и краткая характеристика.

3. Краткая 
характеристика рынков сбыта 
(характеристика конкурентов).

4. План 
маркетинга и его стратегия. 

5. Производственный 
план.

6. Организация 
и управление предприятием.   

7. Оценка 
рисков и страхование. 

8. План 
трудовых ресурсов и социальных 
отношений.    

9. План 
инвестиций.

10.Финансовый 
план и стратегия финансирования.

11. Национальные,
региональные, хозяйственные и социальные
выгоды от осуществления бизнес-плана.

            
Впервом разделе
необходимо показать, что может быть получено
при успешной реализации плана, каков
риск осуществления проекта. Здесь рассматриваются
стратегия и основные мероприятия по осуществлению
проекта, ответственные за их выполнение,
а также дается краткая экономическая
характеристика работы предприятия за
последний год, показывается его платежеспособность.

           
В этом разделе необходимо указать название
предприятия; его адрес; телефон, факс,
телекс; юридический статус (форма собственности,
государственное подчинение); местонахождение
производства, в которое вкладываются
инвестиции.

           
В данном разделе дают экономическое обоснование
сроков возврата заемных средств и заключение
по инвестиционному проекту. Раздел приобретает
окончательный вид по завершении разработки
плана, когда появляется полная ясность
в стратегии производства и реализации
продукции, в необходимых технических,
технологических и организационных мероприятиях
и т. д.

          
Второй раздел
содержит описание всех товаров и услуг,
которое может предложить предприятие
покупателям на рынке, т. е. приводятся
название товарной продукции, характеристика
устойчивости ее реализации, основные
каналы реализации, изменения в качестве
реализуемой продукции, ее экологические
свойства, характеристики с позиции ресурсообеспечения,
наукоемкости, в том числе использование
патентов и лицензий.

          
Третий раздел
включает краткую характеристику рынков
сбыта товаров и услуг по регионам (включая
экспорт). В разделе необходимо показать
возможности предприятия занять свою
нишу на рынке, дать характеристику сегментов
рынка (частей рынка по определенному
признаку) по регионам. Следует оценить
региональные рынки по емкости, перспективности
и стабильности В этом же разделе целесообразно
дать характеристику наиболее вероятных
конкурентов (по доходности, деловой репутации,
доле на рынке, рекламным средствам и т.
д.), указать цены и качество продукции.

           
Четвертый раздел
включает план маркетинга и его стратегию.
Это важнейший раздел бизнес-плана. Его
содержание зависит от вида предпринимательской
деятельности, но в нем обязательно должны
быть отражены следующие основные вопросы:
стратегия маркетинга и ценообразования;
возможные затраты на маркетинг (рекламу
и т. д.), рекламную политику, формирование
общественного мнения о предприятии.

Стратегия
маркетинга — своеобразное искусство
принятия экономических решений — вырабатывается
руководством хозяйства на основе потенциальных
возможностей. При этом ставится несколько
целей, по каждой из которых устанавливаются
срок реализации и ответственное лицо.
Для крупного предприятия целесообразно
разработать несколько сценариев реализации
товаров.

            
Пятый раздел
плана аналогичен соответствующим разделам
перспективных и годовых планов. План
составляют при участии специалистов
в соответствующих областях производства,
особое внимание уделяется планированию
непосредственно процесса производства,
использованию совершенной техники, прогрессивной
технологии и организации труда и производства.
Таким образом, в этом разделе должна быть
построена рациональная структура производства.
Если на предприятии разработан производственно-финансовый
план, то основные выводы по производственному
разделу могут быть перенесены в бизнес-план.

           
Шестой раздел
бизнес-плана может быть построен по материалам
производственно-финансового плана. В
этом разделе целесообразно выделить
следующие группы вопросов: организационная
структура предприятия, рабочая сила,
не связанная с управлением, управленческий
персонал, кадровая политика, правовое
обеспечение деятельности предприятия.

          
Организационная структура отражает взаимосвязь
и соотношение организационных подразделений,
т. е. она регламентирует состав основных
подразделений предприятия и их основные
функции, координирование и взаимодействие
служб и подразделении и др. Как производная
от организационной и производственной
структур строится структура управления
предприятием.

           
При проектировании потребностей предприятия
в рабочей силе, которая не связана с управлением,
особое внимание следу уделить разработке
следующих вопросов: потребность в кадрах
по профессиям, квалификационным требованиям;
формы привлечения к труду (постоянная
работа, работа на дому и т. д.); заработная
плата по профессиям; обучение; повышение
квалификации; режимы труда и т. д.

          
В подразделе, характеризующем управленческий
персонал, дополнительно необходимо дать
основные сведения об исполнительных
работниках и руководителях: образование,
возраст, функциональные обязанности,
права и полномочия, опыт работы, владение
акциями предприятия, основные достоинства
и слабые места и т. д.

          
Следует разработать вопросы кадровой
политики предприятия: порядок отбора
сотрудников и их продвижение по службе,
методы оценки качества работы сотрудников,
принципы найма и т. д.

          
В данном разделе должны быть освещены
правовые вопросы, касающиеся деятельности
предприятия: дата создания и регистрации
предприятия, где и кем оно зарегистрировано,
учредительные документы, форма собственности,
количество акций (выпущенных и разрешенных
к выпуску),, стоимость одной акции, наличие
договоров и соглашений с другими организациями
и т. д.

          
Седьмой раздел
«Оценка рисков и страхование» важен как
для самих товаропроизводителей, так и
для инвесторов и кредиторов предприятия.
В этом разделе необходимо показать наиболее
вероятные риски в процессе производства
продукции и ее реализации, а также разработать
основные организационные меры по профилактике
и нейтрализации возможных рисков. Здесь
должны быть также указаны возможное время
возникновения рисков и прогнозируемый
ущерб. Разработка раздела заканчивается
программой страхования от рисков.

Источник

-характеристика 
источников финансирования проекта 
с выделением, собственных и заемных средств.

             
В этом же разделе бизнес-плана принято
раскрывать информацию о составе капитальных
затрат по проекту и начисляемой амортизации.
Соответствующая таблица включает в себя
как исходную информацию, так и результаты
расчетов.

           
Учитывая сложную ситуацию с информационным
обеспечением малых форм хозяйствования,
можно рекомендовать при подготовке решений
и оформлении материалов для включения
в бизнес-план шире использовать методы
аналогий и экспертных оценок.

          
Так, при наличии в бухгалтериях крупных
предприятий АПК таких программных средств
как 1С-бухгалтерия, БЭСТ и т.п. руководитель
проекта может заказать выборку реальных
данных и формирование сводных отчетов
о расходовании средств по кварталам и
месяцам, а также о динамике поступлений
выручки на расчетный счет предприятия.
Тем же способом можно получить необходимые
сведения о распределении затрат на постоянные,
условно-постоянные и переменные. Такое
разделение необходимо для определения
точки безубыточности и анализа рисков
изменения урожайности культур, продуктивности
животных, производительности оборудования.  

1.4 Значение 
инвестиций в АПК

            
Сегодня финансовые, кредитные, товарные,
лизинговые инвестиции должны направляться
туда, где от них будет получен наиболее
быстрый и максимальный эффект. Очевидно,
что в условиях острой конкурентной борьбы
на рынке инвестиций между государствами,
регионами, предприятиями победит тот,
кто сумеет привлечь их достаточную массу
и с наибольшим эффектом их использовать.

             
Доля нашей страны в привлечении 
мировых инвестиционных ресурсов 
ничтожно мала — всего 0,5%.Оставляет 
желать лучшего и структура привлекаемых
в Россию ресурсов:

-удельный 
вес прямых и портфельных капиталовложений 
в производственную сферу весьма 
скромен при высоком уровне 
вложений в приобретение государственных 
ценных бумаг, финансово-банковский 
сектор. Явно неудовлетворительна 
региональная структура зарубежных инвестиций:
60% приходится на Москву, еще 20 — на девять
других регионов и последние 20% — на всю
остальную территорию России, охватывающую
почти 80 субъектов Федерации.

           
Главной причиной такой ситуации 
является отсутствие в России действенной
системы стимулирования привлечения иностранных
инвестиций, их защиты, гарантий и страхования.
Это выражается в неуважении к договорной
дисциплине, высоком уровне и непредсказуемости
налогообложения, неразвитости социальной,
транспортной и коммуникационной инфраструктур,
отсталой системе учета, нестабильности
политической, правовой и нормативной
систем в целом.

             
В условиях глубокого кризиса, 
переживаемого агропромышленным 
комплексом, особую ценность представляют 
иностранные инвестиции в эту сложную,
с длительным сроком окупаемости сферу
экономики. Однако, как известно, инвестиции
идут туда, где имеется гарантия их высокоэффективного
использования и максимальной отдачи.

            
Особое значение сельского хозяйства,
легкой и пищевой промышленности для стимулирования
инвестиционной активности обусловлено
тем, что, во-первых, эти отрасли имеют
сильную межотраслевую «сцепку»,
в результате чего инвестиции в их развитие
создают наибольший кумулятивный эффект,
стимулируя спрос на продукцию смежных
отраслей и формируя в них собственный
инвестиционный потенциал. Во-вторых,
благодаря наиболее низкой капиталоемкости
и наименьшим срокам окупаемости капитальных
вложений. В-третьих, для продукции этих
отраслей характерен массовый и устойчивый
спрос на внутреннем рынке. В-четвертых,
большинство видов продукции легкой и
перерабатывающей промышленности, в отличие
от сложной бытовой техники, вполне конкурентоспособны
не только на внутреннем, но и на некоторых
зарубежных рынках.

            
Приоритетным направлением инвестиционной
политики на ближайшую перспективу должна
стать и поддержка инвестиций в секторе
малого и среднего предпринимательства.
Объем инвестиций в этот сектор сегодня
оценивается в 7% всех вложений в основной
капитал. Для этого не требуется крупных
государственных средств. При этом важно
инвестиционный спрос, создаваемый при
государственной поддержке малого и среднего
предпринимательства, ориентировать на
отечественных производителей специализированного
оборудования для малых форм бизнеса.

            
Инвестиционная политика в системе 
АПК должна быть подчинена 
задачам структурной перестройки 
экономики и направлена на 
обеспечение сбалансированного 
и гармоничного развития всех 
звеньев комплекса, на обновление 
производственного потенциала, повышение
эффективности его использования на основе
внедрения в практику достижений научно-технического
прогресса, освоения ресурсосберегающих
технологий, модернизации и реконструкции
производства.

             
В условиях рыночных отношений
государство должно оказывать регулирующее
воздействие на инвестиционный процесс
путем обеспечения научно обоснованного
ценообразования, проведения гибкой кредитной,
налоговой и амортизационной политики,
расширения возможностей лизинга, стимулирования
предпринимательской деятельности и предоставления
льгот инвесторам при приватизации, целевого
государственного финансирования, выделения
приоритетных направлений инвестирования
и капиталовложения, составления индикативных
планов капитальных вложений. На региональном
уровне, и особенно на уровне предприятий,
необходимо составлять бизнес-планы, в
которых дается обоснование инвестиционной
деятельности и источников ее финансирования,
а также оценка проектных решений.

               
Для осуществления нормального воспроизводственного
процесса требуется восстановить инвестиционный
потенциал предприятий. Для этого необходимо
повысить роль их собственных источников
— амортизации и прибыли, что возможно
при устранении диспаритета цен на продукцию
сельского хозяйства и потребляемые им
материально-технические ресурсы, уменьшении
налогового давления, реструктуризации
долгов, включая их списание и пролонгацию.

             
В целях стимулирования инвестиционной 
деятельности в сельском хозяйстве 
не облагается налогом прибыль,
направляемая на покупку новой техники
и капитальное строительство. Целесообразно
также не облагать налогом прибыль, полученную
от некоторых видов несельскохозяйственной
деятельности, связанных с производством
строительных материалов.

            
В условиях продолжающегося кризиса в
аграрном секторе сохраняется необходимость
более активного государственного регулирования
не только путем применения стимулирующих
мер, но и прямого вложения капитала. Государственные
средства должны направляться, прежде
всего, на восстановление технического
потенциала на селе; завершение строительства
по ранее начатым объектам, предусмотренным
целевыми программами; укрепление материально-технической
базы сельскохозяйственной науки, семеноводства,
племенного дела, а также базы хранения,
как в сельском хозяйстве, так и в перерабатывающих
отраслях; строительство жилья на селе;
поддержку малого бизнеса; финансирование
направлений деятельности, где активность
индивидуальных инвесторов будет наименьшей:
ликвидация последствий от аварий, стихийных
бедствий, экологических катастроф, создание
объектов и систем, обеспечивающих экологическую
безопасность производства.

           
Целесообразна государственная 
поддержка лизинга как одного 
из направлений специализированной 
системы сельскохозяйственного кредита.
Необходимо повысить роль государственного
целевого бюджетного фонда поддержки
производителей сельскохозяйственной
продукции и продовольствия в финансировании
приобретения технических средств и оборудования,
активно использовать целевую кредитную
линию, мобилизовать местные источники
финансирования.

            
На нынешнем этапе крайне важно 
осуществить техническое перевооружение 
и реконструкцию животноводческих 
ферм и комплексов, а также 
обновление парка машинами качественно 
нового поколения.

Инвестиционную 
политику в ближайшие годы надо осуществлять
на основе следующих принципов:

— последовательной 
децентрализации инвестиционного 
процесса, увеличения доли собственных 
средств предприятий в общем 
объеме капитальных вложений, повышения
роли амортизационных отчислений как
одного из источников финансирования
инвестиций;

— размещения 
государственных инвестиций на 
производственные цели на конкурсной 
основе;

— возвратности 
централизованных капитальных вложений;

-расширения 
практики совместного государственно-коммерческого
финансирования проектов;

-усиления 
государственного контроля за 
целевым расходованием средств 
государственного бюджета, направленных 
на инвестиции;

— расширения 
практики страхования и гарантирования 
поддерживаемых государством инвестиционных
проектов;

— стимулирования 
иностранных инвестиций. Необходимо 
отметить, что при сложившемся 
соотношении цен на сельскохозяйственную 
и промышленную продукцию в 
предстоящие годы капитальные 
вложения за счет собственных 
средств смогут осуществлять лишь
отдельные предприятия, финансирование
инвестиций из государственного и региональных
бюджетов в ближайшие годы не улучшит
состояние производственного потенциала
сельского хозяйства и всего АПК. Вместе
с тем, требуется разграничить функции
управления инвестициями на государственном,
региональном и местном уровнях, обеспечивая
полномочия каждого из них надежными,
а главное, стабильными источниками финансирования,
закрепленными законодательным путем.
В этих целях необходимо разработать и
утвердить стабильные среднесрочные,
на 2-3 года, нормативы распределения налогов
и других видов платежей между бюджетами
различных уровней, а не менять их ежегодно,
как это нередко делается. Кроме того,
в ближайшее время на государственном
уровне следует принять меры, направленные
на создание благоприятных условий для
роста банковских инвестиций в АПК. В числе
мер по преодолению кризиса финансово-кредитной
системы на первый план надо поставить
упорядочение  взаиморасчетов между
предприятиями, создание системы страхования
и т. д.

             
В целом необходимо отметить,
что новые подходы к решению 
проблем инвестиционной политики 
создадут предпосылки для стабилизации 
производственного потенциала сельского 
хозяйства и возрождения АПК. 
Только интенсификации сельскохозяйственного
производства на основе внедрения новой
системы машин, прогрессивных технологий
позволит выйти на новый уровень производства
продукции, а, следовательно, и на более
высокий уровень заработной платы, обеспечивающей
сельскому населению достойный уровень
жизни.

              
Важным фактором восстановления 
экономики аграрного сектора 
и стимулирования экономического 
роста является государственная 
кредитная политика, которая должна 
быть логическим продолжением 
государственной поддержки субъектов 
хозяйствования путем предоставления
кредитов по льготным процентным ставкам
с их дифференциацией по таким признакам,
как уровень плодородия земель, доля собственных
средств в сметной стоимости строительства
объекта, удельный вес выручки подсобных
промыслов и перерабатывающих производств
во всей стоимости реализованной сельскохозяйственным
предприятием продукции; открытия новых
и пролонгации действую), их целевых кредитов
для вновь строящихся объектов, имеющих
народнохозяйственное значение; введение
ипотеки на основе залога недвижимости,
включая землю. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Характеристика 
природных и экономических условий 
деятельности 

ФГУП 
УОХ «ПРИВОЛЖСКОЕ» ЧГСХА

2.1. Природные 
и экономические условия деятельности 
предприятия

       
Территория учебно-опытного хозяйства 
«Приволжское» Чебоксарского района Чувашской
Республики расположена в северо-западной
части ЧР и занимает юго-западную часть
Чебоксарского района. Общая площадь землепользования
на год землеустройства составляет 2489га,
в т. ч. пашня-2149га.

        
Расстояние от крайней северной до крайней
южной точки составляет 8км, от крайней
восточной до крайней западной – около
6км. Сельскохозяйственная освоенность
земель учхоза высокая – 90,8% от общей площади
землепользования занимают сельхозугодья.
Несмотря на сравнительно небольшую площадь,
территория учхоза характеризуется разнообразием
природных условий и почвенного покрова.

         
Климат территории учхоза входит 
в умеренно-континентальный район 
с холодной зимой и жарким 
летом. Среднегодовая температура 
воздуха на большой части территории 
29-31С, самым теплым месяцем является июль-18,2-19,4С,
самым холодным январь –12,3-13,4С ниже нуля.
Чувашия расположена в зоне с неустойчивым
увлажнением, поэтому в отдельные годы
и сезоны могут быть с достаточным или
избыточным увлажнением, другие наоборот,
засушливые с длительными бездождливыми
периодами.

         
Климат является одним из факторов, 
учитываемых в почвообразовании.
Климат взаимодействуя с почвообразующими 
породами, рельефом и растительностью, 
способствовал формированию на территории
учхоза «Приволжское», в основном, серых
лесных почв.

Источник

Adblock
detector