Бизнес план добыча угля открытым способом

Бизнес план добыча угля открытым способом thumbnail

Уголь — живее всех живых, и умирать пока не собирается. У российской угольной отрасли есть сильный экспортный потенциал, но вместе с тем и множество проблем. Компании, которым удастся их решить и первыми эффективно использовать новые возможности, смогут заложить фундамент успешного развития. А тем, кто не справится с конкуренцией в условиях нестабильной и зачастую негативной конъюнктуры рынка, стоит готовиться к банкротствам.

В мировом топливно-энергетическом балансе доля угольной генерации составляет около 40%. Это самый дешевый для потребителей источник энергии: он в 3-10 раз дешевле других источников, например, возобновляемых источников энергии. Рост населения в развивающихся странах АТР будет способствовать дальнейшему росту потребления наиболее дешевых и доступных энергоресурсов. Поэтому в ближайшее время ожидать полной декарбонизации не стоит.

Текущий ресурсный потенциал России — более 1,1 трлн тонн угля. При нынешнем уровне добычи этих запасов хватит на 500 лет. По данным Роснедр, сейчас в России действуют более 600 лицензий на право пользования недрами по угольным объектам, в основном — в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах.

По прогнозам Минэнерго, в 2017 году в России будет добыто более 400 млн тонн угля. А к 2030 году объемы угледобычи вырастут до 480 млн тонн.

Угольная отрасль единственная в структуре ТЭК России полностью представлена частным капиталом. Угледобывающие предприятия являются градообразующими для 30 российских моногородов с населением свыше 1,3 млн человек.

Ставка на экспорт

Сейчас российская угольная промышленность развивается и увеличивает свои объемы в первую очередь за счет использования экспортного потенциала. Россия является третьим по величине экспортёром энергетического угля на мировой рынок. За последние 5 лет экспорт российского угля вырос на 25%. По данным Минэнерго, в 2017 году на экспорт будет отгружено свыше 180 млн тонн угля. При этом основным драйвером роста экспортных отгрузок твердого топлива являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где стабильно высок спрос на высококачественные энергетические угли. По данным Федеральной таможенной службы, в 2016 году экспорт российского угля в страны АТР вырос на 6% и составил $4,5 млрд. В первом полугодии 2017 года экспорт в страны АТР принес российским угольным компаниям порядка $3,4 млрд. По прогнозам, в 2035 году экспорт угля в этом направлении увеличится еще на 50 млн тонн.

Рост экспорта обусловлен гибкой ценовой политикой российских компаний на международном рынке. Ее позволяет проводить относительно низкая себестоимость добычи угля в России.

Благодаря плановой политике Китая по поддержанию цен на твердое топливо, на мировом рынке угля за последний год сложилась благоприятная ценовая конъюнктура. Сбои экспортных поставок австралийского угля из-за форс-мажорных погодных условий в последние несколько месяцев также оживили рынок и привели к росту цен.

Стоимость российского экспортного угля сильно зависит от курса национальной валюты. Укрепление рубля окажет существенное негативное влияние на конкурентоспособность российского угля на мировом рынке.

Еще больше развить экспортный потенциал российского угля поможет создание новых центров угледобычи на восточных рубежах страны — в Дальневосточном округе, Забайкальском крае, Республике Бурятии, Амурской области. Новые центры угледобычи на востоке России, приближенные к местам потребления твердого топлива, решат одну из острейших для угольных компаний проблем большого транспортного плеча, позволят снизить логистические издержки и за счет этого получить еще большее ценовое преимущество для российской угольной продукции на мировом рынке. По прогнозам Минэнерго, к 2030 году добыча угля на востоке России вырастет почти на 80 млн тонн.

Дорого везти и долго возвращать инвестиции

У угольной отрасли есть множество проблем, решить которые российским компаниям пока не удается.

Одна из главных проблем, препятствующая развитию угольной промышленности, — отсутствие роста потребления угля на внутреннем рынке и вытеснение угля газом. На уголь приходится около 15% от общего топливного баланса России. Его сильным конкурентом является дешевый и доступный газ. В европейской части страны газ уже почти полностью вытеснил уголь. И, очевидно, что газификация России будет продолжаться. Но говорить о полном и безоговорочном вытеснении твердого топлива не приходится: в Сибири и на Дальнем Востоке уголь по-прежнему обеспечивает до 50% генерации тепла и электроэнергии.

Политика декарбонизации ежегодно набирает обороты и ведет к отказу от потребления твердого топлива в ряде западноевропейских стран, например, Великобритании. Это позволяет прогнозировать дальнейшее сокращение экспортных поставок российского угля в атлантическом направлении.

Нестабильность конъюнктуры угольных рынков и цен на угольную продукцию — постоянные риски, с которыми сталкивается не только российская, но и мировая угольная отрасль. В США это привело к банкротству ряда угольных компаний, а в России — к росту убыточности угледобывающих предприятий.

Традиционной проблемой для российской угольной отрасли, которую неоднократно отмечали и власти, являются «инфраструктурные ограничения — недостаточная развитость железных дорог и морских портов, а также большие расстояния при перевозках», что ведет к большим логистическим издержкам. В случае задействования портов Дальнего Востока доля транспортной составляющей в цене продукции возрастает до 65-70%. Решить эту проблему на глобальном уровне помогло бы установление льготных долгосрочных железнодорожных тарифов на перевозку угля.

Из-за действующих сейчас инфраструктурных ограничений — ограниченных пропускных возможностей портов и железнодорожного транспорта — объемы российского экспорта также ограничены и значительно меньше реальных производственных мощностей угледобывающих предприятий.

Среди других проблем российской угольной отрасли — высокая импортозависимость при покупке спецтехники и запчастей (у некоторых компаний она достигает 80%), дефицит высокопрофессиональных кадров во всех звеньях производственной цепочки, значительная инвестиционная емкость проектов, традиционно высокий уровень капитальных затрат, необходимость больших инфраструктурных затрат (на строительство технологических железных дорог, портовую инфраструктуру, строительство вахтовых поселков и т.п.), а также высокая инерционность этой сферы. Например, небольшим угольным разрезам с производственной мощностью 0,5 – 1,5 млн тонн угля в год требуется 1,5 – 2 года для того, чтобы выйти на проектную мощность. Лишь после этого можно говорить о возврате инвестиций. Инвестиции в крупные проекты (более $1 млрд) обладают долгим сроком окупаемости — от 10 лет и дольше.

Сложности с финансированием — главная беда

Главной проблемой российских угольных компаний является финансовая неустойчивость. Финансовая нагрузка растет, а возможности по привлечению заемных средств сильно ограничены.

По оценкам Минэнерго, в 2016 году объем инвестиций в основной капитал в российской угольной отрасли составил около 74 млрд рублей. Сегодня основная часть инвестиций — это собственные средства компаний. По данным Минэнерго, доля привлеченных средств в 2015-2016 годах составила всего 20–30% от общих инвестиций в основной капитал, а инвестиции за счет займов и кредитов составили 5–6%.

Даже компаниям с безупречной кредитной историей сейчас крайне проблематично найти на финансовых рынках «длинные» деньги. Для компенсации рисков, связанных с производством и потреблением угля, инвесторы требуют от них более высокого ROI.

В 2011–2015 годах угольная отрасль переживала упадок: на фоне рекордно низких мировых цен на уголь инвестиции сократились более чем в два раза. В 2016 году вместе с ростом цен на твердое топливо наметился и рост инвестиций: по итогам года он достиг 13%. Полученные инвестиции российские угольные компании тратят на расширение ресурсной базы и запуск новых производственных мощностей. По нашим прогнозам, в 2017 году также будет рост инвестиций, но незначительный и недостаточный для успешного развития отрасли. Мы ожидаем, что в 2018 году заемные ресурсы станут более доступными.

Инвестиции в добычу угля в России меньше, чем в США, Австралии, Китае и Индии.

Что делать угледобывающим компаниям в ситуации высоких финансовых рисков? В первую очередь, четко осознавать факторы повышения акционерной стоимости и следовать им, находя компромисс между строгой финансовой дисциплиной и постоянными желаниями расширять и модернизировать производственную базу. Также угледобывающим компаниям в нестабильных финансовых условиях не стоит забывать об оптимизации структуры корпоративного портфеля. Это успешно делают наши западные конкуренты, например, Rio Tinto и BHP Billiton.

Не проспать новые возможности

Единственным способом выжить и эффективно развиваться на стагнирующем и временами падающем рынке для российских угольных компаний станет использование новых возможностей. Тем, кто не упустит шанс и станет угольным пионером в инновационных областях или хотя бы первым последует новым трендам, удастся обойти конкурентов.

Глобальной новой возможностью, способной революционно продвинуть вперед всю отрасль, станет создание новых продуктов на базе традиционного сырья. Это реализуемо при развитии технологий глубокой переработки угля. Например, в Китае уже научились делать из угля моторное топливо. Но в России все упирается в нехватку инвестиций в подобные масштабные проекты.

Повысить конкурентоспособность российским угледобывающим компаниям поможет стимулирование роста производительности. Достичь этого можно при помощи автоматизации производственных и управленческих процессов, использования передовых аналитических инструментов для обработки данных, широкого внедрения мониторинговых систем и датчиков — системы учета работы производства, в том числе, на основе спутниковых технологий.

Чтобы успешно развиваться в новых быстро меняющихся условиях, российским угольным компаниям необходимо научиться выходить из зоны комфорта и находить новые, нестандартные и порой непривычные формы сотрудничества. Укрепление сотрудничества между различными секторами поможет перенять лучшие практики и выигрывать в конкурентной борьбе не только за счет высокопроизводительного оборудования, но и благодаря высоким управленческим компетенциям.

Топ-менеджмент многих российских угледобывающих компаний получил профессиональное становление еще во времена СССР. Не все могут осознать, что теперь угольная промышленность не доминирует и не диктует свои условия, а выживает в условиях взаимозависимости. Для успешного выживания надо превращать поставщиков в партнеров, сотрудничать с конкурентами и создавать расширенные партнерства с органами власти. Поддержание взаимозависимости между выгодами для общества и выгодами для бизнеса поможет угольным компаниям развивать кадровый потенциал и устойчиво развиваться.

В условиях новой реальности необходимо трансформировать операционные модели и менять стратегические приоритеты. Изменения в организационной культуре, бизнес-процессах, технологиях, корпоративной культуре помогут российским угольным компаниям создать новые конкурентные преимущества. Пример таких изменений — сокращение доли более дорогостоящего в эксплуатации и менее безопасного подземного способа добычи угля и развитие более безопасного и менее затратного открытого способа добычи угля — на угольных разрезах. Государство поддерживает мероприятия, связанные с ликвидацией убыточных шахт. В результате количество действующих угольных шахт с 1990 по 2016 годы уменьшилось с 239 до 58.

Новые возможности открываются и для привлечения инвестиций, например, привлечение инвестиций через ICO в новые центры угольной промышленности Сибири и Дальнего Востока. Этот способ получения финансирования отличается высокой технологичностью и возможен даже на ранних стадиях развития проекта. Но для защиты интересов инвесторов в подобных проектах требуется государственное регулирование.

Существенным подспорьем для российских угледобывающих компаний стало бы государственное стимулирование отрасли, например, финансирование государством инфраструктуры на Дальнем Востоке для развития ресурсной базы, предоставление налоговых льгот и льгот при финансировании строительства новых добывающих предприятий на Дальнем Востоке, а также совершенствование законодательства в сфере недропользования.

Главное для угольных компаний — начать работу в этом направлении уже сейчас, несмотря на нехватку финансовых и кадровых ресурсов, а также возможное непонимание важности этих процессов средним менеджментом.

Выживет сильнейший

На фоне непростой ситуации в угольной отрасли и меняющейся среды, рынков и структуры потребления существует угроза стихийной ликвидации угледобывающих предприятий, которые не смогут адаптироваться под новые реалии рынка и быстро провести все необходимые изменения в своей организационной структуре и бизнес-процессах. Очевидно, что далеко не все игроки российского угольного рынка смогут выдержать конкуренцию в новых экономических и финансовых условиях.

А значит, в ближайшие годы в российской горнодобывающей промышленности в целом и в угольной отрасли в частности можно ожидать интенсификацию слияний и поглощений.

Источник

Нашли уголь в степи.
Взяли кирку и лопату.
Пошли и выгрызли уголь.
Пригнали лошадок с подводами.
Погрузили и погнали на паровоз грузить.
Или продавать на ближайший рынок.

Так всё и происходило 100 лет назад, когда здесь, в Хакасии, нашли уголь, который практически под ногами лежал.
О том как это всё происходит в наши дни, я расскажу вам далее.

Панорама небольшой части разреза «Степной», кликабельно 2000*748.

Какие у вас ассоциации с «добычей угля»?
Вот и у меня раньше перед глазами появлялись шахты, лифты и чумазые шахтеры с отбойными молотками.

После того как побывал в Хакасии на разрезе «Степной» перед глазами у меня будет появляться вот этот чудо экскаватор, БелАЗы и всё, о чем я расскажу в этом посте.
Потому что угольный разрез – это не шахта, а карьер! Под землю никто не спускается, добыча угля идет более безопасным открытым способом.

Вот он момент Х, когда уголь из недр грузится в Белаз, но сколько всего надо сделать чтобы дойти до этого момента, а потом до того, чтобы уголь принес тепло потребителям!

Как говорят специалисты по горным работам — «Семь раз отмеришь, один раз вскроешь».

Первым делом  — с помощью этого прибора определяют координаты любой точки на разрезе, а с помощью этих координат —  объемы горных пород, которые надо убрать, чтобы добраться до пласта угля.

Вскрыша — пустая порода, покрывающая залежи полезного ископаемого и вынимаемая при его добыче открытым способом. Процесс удаления вскрыши для обеспечения добычи полезного ископаемого называется вскрышные работы. Объём вскрыши определяет целесообразность добычи полезного ископаемого открытым способом. Убирают ее при помощи взрывов или без оных, только с помощью гигантских экскаваторов

6.  После того как место, которое надо встряхнуть/сдвинуть с места определено и объем встряхиваемых пород посчитан,

вот такая бурильная установка проделывает множество дырок или точнее производствпенных отверстий.

Их тут более сотни на этой площадке, их можно распознать по холмикам грунта.

7. А вот и девушки, которые производят все  обмеры на разрезе
😉

8. Для справки.
Разрез был введен в эксплуатацию в 1993 году и приступил к отработке запасов угля 21–го геологического поля «Черногорского» каменноугольного месторождения Минусинского угольного бассейна.
«Черногорское» месторождение расположено на левом берегу реки Енисей, вблизи устья реки Абакан.
На разрезе «Степной» (группа компаний «Русский Уголь») добывается каменный энергетический уголь марки «Д». В границах отработки имеется 7 угольных пластов.

Ёж в тумане

БелАЗ  – главный технологический транспорт разреза «Степной».

9. Далее надо убрать горные породы и отвезти их на завалы (на заднем плане), чтобы дойти до угольного пласта.

Панорама, кликабельно 1846*1006

10. На БелАЗах вывозят пустую породу.

11. Мощные машины, особенно 130 тонники!

12. Сейчас будем загружать БелАЗ пустой породой, которую надо отсюда вывезти.

Вот как выглядит этот процесс из кабины экскаватора HITACHI:

Работа у машиниста экскаватора очень тяжелая, скажу вам.

13. Ковш экскаватора объемом 12 кубометров.

14. Добро пожаловать в БелАЗ, впервые в жизни сидел в такой машине.
Александр Никулин для масштаба 😉

15. Ощущения, конечно, веселые, когда сверху КАМНИ стучат, а ты инстинктивно вжимаешь голову в плечи
;-))

16. Всего на разрезе 36 БелАЗов, они снуют как муравьи туда-сюда постоянно!
😉
Примерно пополам 130 и 55 тонники.

17. В кабине БелАЗа, кстати, было комфортно и совершенно не было ощущения, что ты едешь на трехэтажном доме

;-))

Наверное, для таких ощущений надо выехать на трассу или улицы города.

18. Итак, далее эту пустую породу отвозят на отвалы, где бульдозеры выравнивают поверхность.
Со временем сюда завезут плодородную почву и посадят деревья.

Верхом на БелАЗе:

19. Удачи!
12 часов длится смена, за это время надо 45 раз съездить туда и обратно.

20. А вот самый крутой агрегат на разрезе — шагающий экскаватор ЭШ 20/90!

21. Ковш его аж 20 кубометров вмещает!
Толпу блогеров туда где раки зимуют враз закинет если что ;))

Наша дружная компания из этой поездки: dervishv, berdasov.online, kukmor, zhzhitel (он еще на БелАЗе стоит на фото, что было ранее)

22. Вот этот монстр за работой!

23. Весело, с шутками и прибаутками, но с соблюдениями всех правил безопасности экипаж экскаватора делает свою работу.

24. Черпай глубже, кидай дальше!

25. Пустой ковш  в полете.

26. По сути ЭШ заменяет собой экскаватор и БелАЗ, которые не нужны, когда есть стрела в 90 метров и можно сразу пустую породу закинуть на отвал.
Это есть это самый экономичный способ вскрыши

27. Он еще и с места на место сам перешагивает! Про ЭШ 20/90 я напишу скоро отдельный пост, покажу, что там внутри этой махины.

28. Наблюдал как он вскрывал утрамбованную породу недалеко от нас, когда мы спустились на самую глубину разреза.
ЭШ поднимал ковш и бросал его с размаху о землю. В первый раз я даже подпрыгнул от неожиданности, так как спиной стоял
;-)))

29. А это уже экскаватор ЭШ-11/75

30. Здесь он демонстрирует, как вскрышу делают без взрыва, просто снимая верхний пласт и сбрасывая его в карьер/отвал.

31. Ну и наконец мы добрались до угля.
Здесь вскрыт большой пласт «Гигант». именно там где внизу работает техника.

Панорама, кликабельно 2000*743

32. Уголь само собой тоже грузится на БелАЗы

33. Кстати, ходили по карьеру мы только в средствах индивидуальной защиты — касках, спец. одежде (очень удобной) и сапогах.

34. Погрузчик KOMATSU грузит уголь на БелАЗ (в начале поста на видео именно это место)

35. Рядом площадка, где уже сняли очередной слой угля.

36. У погрузчика работа, требующая постоянной концентрации внимания, надо и уголь ковшом выгрызть,  и аккуратно к БелАЗу подкатить и загрузить в него уголь. И так 12 часов подряд.

37. Когда то миллионы лет назад, тут росли деревья, кустарники, цветы да трава, а теперь я держу их в руке в виде этого куска угля.

38. Я на фоне добычи «черного золота».

39. Работы на разрезе ведутся круглосуточно.
На разрезе работают более 1000 человек. Производственная мощность разреза — 4,5 млн. тонн угля в год.

40. Вечером включается освещение.

41. БелАЗы везут уголь на обогатительную фабрику.

42. Рядом с которой лежат горы угля.

43. Потом их снова грузят на БелАЗ.

44.

45. И уголь поступает на фабрику обогащения — классное название, да?
😉

46. Ну а блогерам лишь бы поиграться ;-)))))

47. Аборигены смотрят на это с удивлением
😉

48. В 2011 году на разрезе «Степной» в республике Хакасия была введена в эксплуатацию обогатительная фабрика.
В 2016 г. на ней было обогащено 3,4 млн тонн угля!!!

49.  Особенностью обогатительной фабрики «Русского Угля» является ее высокая технологичность при низких производственных издержках. Используемая технология очистки угля — обогащение в водной среде.

На фабрике используется замкнутая водно-шламовая схема.

При этом вода никуда не сбрасывается и работает в замкнутом цикле. Эта технология максимально экономична и позволяет сводить к минимуму затраты на содержание фабрики, не увеличивая себестоимость продукции и не нанося вреда окружающей среде.

50. Фабрика обогащает уголь марки Д фракции 0–300 мм (рядовой) с зольностью на сухой основе до 22,5 % и общей влагой на рабочей основе до 15 %.

Фабрика выпускает следующие сортомарки:

— концентрат марки ДПК фракции 50–200 мм с зольностью на сухой основе 8,1–9,1 % и общей влагой на рабочей основе до 15,6 %, низшая калорийность на рабочей основе — 5 500 ккал/кг;

— концентрат марки ДОМ фракции 13–50 мм с зольностью на сухой основе 8,1–9,1 % и общей влагой на рабочей основе до 16 %, низшая калорийность на рабочей основе — 5 500 ккал/кг;

— отсев марки ДСШ фракции 0–13 мм с зольностью на сухой основе 19–21 % и общей влагой на рабочей основе до 15 %, низшая калорийность на рабочей основе — 4 800 ккал/кг

51. Из каждого вагона берутся пробы на анализ и отправляются в лабораторию фабрики.

52. Здесь производится определение качества угла, его калорийности, зольности, содержания серы и прочие параметры.

53. Пробы.

54. Аж 900 градусов в этой лабораторной печке было!

55. Продукция разреза «Степной» поставляется компаниям энергетического сектора, структурам ЖКХ и на экспорт в Польшу, Прибалтику, Китай и другие страны.

С удивлением узнал, что больше ценится и отправляется на экспорт именно мелки концентрат, что справа на фото. Так как больше калорийнность и больше влезает в вагон)

В 1 квартале 2017 года разрез «Степной» перешагнул 55-миллионный рубеж: со дня ввода разреза в эксплуатацию добыто уже более 55 млн тонн «черного золота»!

За первые три месяца этого года в Степном добыто 1,1 млн тонн каменного энергетического угля. На обогатительной фабрике «Степного» обогащено 896 тыс. тонн угля.

56.  Нарастить производственные мощности горнякам «Степного» помогла новая техника, благодаря которой повышается не только производительность, но и безопасность горных работ. В 2016 г. технопарк предприятия пополнился новыми экскаваторами Hitachi EX-1900, 130-тонными автосамосвалами БелАЗ. В 2017 г. модернизация горнотранспортной техники будет продолжена.

57. Блогер после угольного разреза глазами:

Инстаграмщика                             и                                                         фотографа
;-))

58. В общем черпают здесь горнорудные специалисты тепло и топливо из недр ковшами для того, чтобы было нам всем тепло и уютно!
😉
Спасибо за приглашение и организацию поездки группe компаний «Русский Уголь» (ruscoal.ru, instagram.com/ruscoal_co/).

Источник

Adblock
detector