Бизнес план для витражной мастерской

Бизнес план для витражной мастерской thumbnail

бизнес план витражной мастерскойХотя сегодня трудно сказать, когда появились витражи, историю свою они ведут от стеклянной мозаики.

Ею в I тыс. н. э. украшали стены или пол, а затем стали заполнять цветными стеклами оконные проемы в Древнем Риме и Древнем Египте. Однако наибольшее распространение производство витражей получило в эпоху Средневековья.

Основным применением этой технологии стало заполнение цветными стеклами оконных проемов в замках и христианских храмах. Поскольку процесс изготовления был длительным, трудоемким и требовал определенных навыков и умений, от применения витражного остекления со временем отказались.

На сегодняшний день мода вернулась. Витражи как искусство остекления получили вторую жизнь. К тому же, современные технологии позволяют создавать не только окна, но и двери — раньше из-за особенностей производственного процесса такое было невозможно.

Открытие бизнеса: что нужно знать

Прежде чем открывать производство, необходимо составить бизнес-план витражной мастерской. Расчеты и экономическое обоснование, а также мероприятия по маркетингу выполнить не сложно. Для этого необходимо четко осознавать, какой именно тип витражей будет производиться.

Исходя из этого, берутся данные для подсчета необходимых расходов, а также для того, чтобы закупить все необходимое. К тому же необходимо понимать, как самому сделать витраж, – это позволит более четко обозначить целевую аудиторию реализации продукции и определить сроки окупаемости производства. Таким образом, есть шанс выжить среди конкурентов.

как сделать витраж

Следует различать витражи по типам: имитация, классические и современные. И хотя любой из них дает возможность создавать самые различные изображения, лучше ознакомиться с каждым из них. Наиболее простой разновидностью является имитация: контурные, пленочные и расписные произведения. Используя эти технологии, можно организовать изготовление витражей в домашних условиях.

Классические и современные витражи — оптимальное решение для мастерской

Наиболее востребованы будут изделия, выполненные по классической и современной технологии. К витражам, выполненным в современном стиле, относятся пескоструйные, фацетные, литые, фьюзинг. Самым простым является пескоструйный — шлифовка прозрачного или матового стекла на определенных участках позволяет создавать уникальные изделия.

Классические витражи выполняются из небольших кусочков цветных стекол, которые вставляются в металлическую оплетку. Однако такой вид имеет свои недостатки – их нельзя использовать в дверях или открывающихся оконных створках. Поэтому для таких изделий используется паечный витраж или пленочный. Бизнес-план витражной мастерской составляется с учетом вида производимой продукции.

Начинаем составлять план: определим целевую аудиторию

Прежде чем будет открыта витражная мастерская, необходимо решить, на какой сегмент рынка будет сделан упор и какое количество клиентов можно получить. Основными заказчиками продукции, как правило, являются состоятельные люди. При этом большинство из них заказывают витражи для оформления домов или общественных мест с ограниченным доступом, например, частные клубы.

Эта часть потенциальных клиентов составляет около 60 % заказчиков. Остальные – это владельцы гостиниц, мини-отелей, частных пансионатов, ресторанов, баров или кафе. Более того, меньшая часть скоро может стать большей – количество корпоративных заказчиков увеличивается. Поэтому, составляя бизнес-план витражной мастерской, необходимо учитывать данную тенденцию для правильного продвижения своих услуг.

Продвижение бизнеса

Прежде чем начать производство, нужно продумать рекламную компанию. Не имеет большого смысла напечатать флайеры или листовки и раздавать их людям на улице или разносить по почтовым ящикам. Это не эффективно по нескольким причинам. Многие не обращают внимания на напечатанную информацию.

А те, кто заинтересуется, не всегда понимает, как сделать витраж качественно, и, соответственно, не может оценить необходимые затраты. Даже если появится потенциальный клиент, его сразу отпугнет стоимость. Состоятельные люди в своем большинстве пешком не перемещаются.

Для привлечения клиентов необходимо наладить связи с компаниями, которые занимаются проектированием жилых и общественных зданий, архитектурными бюро и компаниями по изготовлению окон и дверей. Именно там могут предложить воспользоваться вашими услугами и создать для клиента дизайн интерьера с витражами.

Предварительные затраты на открытие бизнеса: оборудование для витражей и материалы

Любое производство предполагает помещение и наличие в нем определенного оборудования. Можно найти инструкции и описания, как сделать витраж при отсутствии необходимого инструмента, но без материалов и сырья изделие не получится. Итак, прежде всего необходимо закупить оборудование для производства и разместить его в мастерской. Затем приобрести необходимый минимум материалов для создания витражей. Вот лишь небольшой список с примерными ценами.

1. Стол для резки стекла — 6500 долларов.

2. Шлифовальная машина – 2000 долларов.

3. Машина для пескоструйной обработки или лазерный фрезер – 10000 долларов.

4. Витражные пленки — 300 долларов

5. Цветное стекло — 500 долларов

6. Сверлильный аппарат – 1000 долларов.

7. Печь муфельная — 1000 долларов

8. Дополнительные материалы — 500 долларов.

В итоге получается 21 800 долларов. Поскольку стартовая сумма довольно велика, не каждый сможет начать собственный бизнес по изготовлению витражей. Однако изготовление их в домашних условиях возможно с самым минимальным начальным капиталом. Можно, например, начать работать только с пленочными изделиями. В этом случае оборудование для витражей обойдется в гораздо меньшую сумму.

Изготовление витражей в домашних условиях

Производственная мощность

На вопрос «сколько производится витражей в одну рабочую смену» ответить достаточно сложно. Зависит от размеров, сложности рисунка, количества цветов, техники исполнения.

На 1 квадратный метр пленочного витража затрачивается в среднем 1 час времени. На классические и современные изделия тех же размеров из цветного стекла уходит до 6 часов. То есть за месяц мастерская может производить в среднем 200 квадратных метров изделий, имитирующих витражи, и 35 квадратных метров классических и современных панно.

Сотрудники для витражной мастерской

Ни одно производство не обходится без соответствующих работников. Потребуется как минимум 3 человека: сборщик витражей, резчик стекла, поклейщик пленки. Необходимо также иметь менеджера по продажам, который будет заниматься поиском и обслуживанием клиентов, и начальника производства, координирующего работу всей мастерской. В идеале потребуется и дизайнер, но его иметь в постоянном штате не обязательно. В итоге получаем 5 человек.

Как самому сделать витраж

Затраты на заработную плату составят:

1) сборщик витражей — 800 долларов;

2) резчик стекла — 300 долларов;

3) поклейщик — 800 долларов;

4) начальник производства — 400 долларов;

5) менеджер по продажам — 400 долларов.

В итоге за месяц потребуется заплатить сотрудникам 2700 долларов.

Себестоимость 1 квадратного метра витража

Для того чтобы бизнес-план витражной мастерской был полным, нужно рассчитать себестоимость и срок окупаемости.

Себестоимость пленочного изделия составит: 1,7 (зарплата менеджера) + 1,7 (зарплата начальника производства) + 4 (зарплата поклейщика) + 1,27 (зарплата резчика) + 7 (затраты на витражную пленку) + 2,12 (дополнительные материалы)+ 17,79 (аренда, электроэнергия, транспортные расходы и другие) = 35,58 долларов.

Себестоимость классических и современных витражей составит: 1,7 (зарплата менеджера) + 1,7 (зарплата начальника производства) + 22,85 (зарплата сборщика)+ 1,27 (зарплата резчика) + 35 (затраты на витражные стекла) + 2,12 (дополнительные материалы) + 65,00 (аренда помещения, электроэнергия, амортизация оборудования, транспортные расходы и прочее) = 129,64 доллара.

Производство витражей должно иметь не менее 15 % рентабельности, в противном случае его открытие экономически не целесообразно. В итоге получаем цены на изделия: 41 и 150 долларов соответственно.

Сроки окупаемости

При соответствующей мощности мастерской можно рассчитать срок окупаемости производства.

современный витраж

Доход, полученный от продажи пленочных витражей за месяц, составит:

200 кв. м. * 41 доллар * 22 рабочих дня = 180 400 долларов.

Доход, полученный от продажи классических витражей за месяц, составит:

35 кв. м. * 150 долларов * 22 рабочих дня = 115 500 долларов

Планируемая прибыль от продажи витражей

(180 400 + 115 500) * 0,15 = 44 385 долларов.

Как видно из расчетов, срок окупаемости составляет 1 месяц – прибыль намного превышает затраты. В реальности, срок окупаемости может оказаться длиннее по нескольким причинам.

Прежде всего потому, что в первый месяц мастерская по изготовлению витражей не будет работать на полную мощность. Вторым фактором, который влияет на срок окупаемости, являются налоги. Они зависят от выбранной формы собственности и формы налогообложения.

Документы для открытия бизнеса

Если вы решили начать изготовление витражей в домашних условиях, для этого достаточно оформить индивидуальное предпринимательство. Из документов на открытие потребуется: копия паспорта, ИНН, заявление о намерении открыть ИП и квитанция об уплате госпошлины. Сумма платежа составит порядка 800 рублей.

Источник

Витражи снова в моде, особенно в мегаполисах. Только в Петербурге сегодня работает более двадцати компаний, производящих витражи в самой разной технике. И, судя по всему, на этом рынке еще достаточно места для новых игроков. Все правильно, люди хотят жить красиво. А какая же красота без цвета!

Немного истории

Прообразы витражей появились в Древнем Египте во втором тысячелетии до н. э. и в Древнем Риме — в I веке н. э. Сюжетные витражи впервые стали использоваться в романских храмах Франции и Германии в X-XII веках. Тогда же возникла и классическая технология свинцового паяного витража, которая до сих пор остается очень популярной. Своего расцвета витражное искусство достигло в эпоху готики. Однако роспись постепенно вытесняет витраж, и в эпохи барокко и классицизма витраж почти совсем исчезает из интерьера, вырождаясь в настенные картинки на стекле. Новое дыхание витраж получил во второй половине XIX века благодаря американцу Луи Комфорту Тиффани. Он изобрел новую технологию, заменив свинцовые перемычки медными.

Художники XX века по-новому подошли к теме, интегрировав витражи в единую систему декора интерьера.

Как приходят в этот бизнес? Да как в любой другой — очень по-разному. Глава питерской компании «Кристалл» Александр Козлов четыре года назад даже не предполагал, что когда-нибудь займется производством витражей. Но так уж получилось. Сначала приказала долго жить госструктура, в которой работал Александр. Затем друг пригласил его в свой бизнес по выпуску технического стекла. И только затем Козлов решил соединить все имеющиеся личные активы — полученный опыт, навыки организатора, два высших образования (экономическое и юридическое), — и отправиться в свободное плавание. Несколько лет работы в «стеклянном» бизнесе показали: спрос на витражи постоянно растет, так что с выбором ниши особых вопросов не возникало.

— В любом деле необходимы организаторские способности, управленческий опыт и здоровые амбиции. Это обязательные составляющие всякого бизнеса, — говорит Александр. — Базовые знания в стекольном производстве я приобрел, а все остальное — дело профессионалов: художников по стеклу, дизайнеров, которых мы, кстати, искали по всему городу. Мои основные функции сейчас — организация, управление и контроль. С другой стороны, я умею «работать руками», я в курсе каждого заказа, слежу за всеми стадиями изготовления витража — от эскиза до монтажа. Ведь прежде чем начинать какое-то дело, нужно изучить его изнутри.

После того как компания была зарегистрирована, Козлов отправился в Москву — изучать технологию производства витражей в специализированной фирме, где можно было не только пройти обучение, но еще и оптом закупить материал. Начал с самого простого — с пленочной техники. Вернувшись, снял помещение — одну комнату, сам сделал стол с подсветкой, закупил оборудование и необходимый для старта минимум материалов. Изготовив первые образцы, составил небольшой каталог и обошел с ним все мебельные центры и производства, предлагая сотрудничество. Трудно? Долго? Утомительно? А вы как хотели! Зато вскоре Козлов получил свою базу заказчиков среди мебельщиков и дизайнеров.

Откуда взялись деньги? Пока бизнес преодолевал самую трудную стадию запуска, жена Андрея Татьяна совмещала работу директора по персоналу на другом предприятии с помощью супругу. В том числе и финансовой. «Параллельно я занималась рекламой, маркетингом, подбором кадров в «Кристалле», — вспоминает Татьяна. — Мы вместе решали стратегические задачи и вообще всегда во всем опирались друг на друга: семейная поддержка в бизнесе имеет очень большое значение!» Как только стало ясно, что витражное производство наконец-то «пошло», Татьяна окончательно обосновалась в «Кристалле» в качестве директора по развитию.

Естественно, никакой «прибыли» в вульгарной трактовке («вчера начал бизнес, а сегодня уже катаешься в представительском автомобиле за сто тысяч долларов) в первый год работы Козловы не видели — все заработанные деньги вкладывали в развитие бизнеса. «Мы быстро поняли, что делать ставку лишь на одну технологию изготовления витражей — не интересно, — говорит Татьяна. — Поэтому, наладив производство пленочных витражей, параллельно осваивали другие техники — «фьюзинг», «тиффани» и «классику». Такова уж была наша стратегическая цель — освоить изготовление витражей всех видов».

Ручное искусство

Решив использовать в работе сразу несколько технологий, владельцы «Кристалла» понимали, что это новые расходы. И немалые. Требовались печи и станки для обработки стекла, раскроечные столы и вытяжки, множество комплектующих и «расходников». Кроме того, постоянно приходилось нанимать новых специалистов.

Сейчас в компании работает 11 человек, но лишь у двоих специальное образование. «Как правило, для изготовления «пленки» рабочему не нужны специфические знания и опыт. Однако мы предъявляем к таким сотрудникам определенные требования: для работы с «пленкой» нужны твердая рука, скрупулезность, даже педантичность, и художественный вкус, — раскрывает Татьяна кадровую политику. — Человек должен знать все тонкости этой технологии, ведь наши клиенты — очень требовательные люди, и мы гарантируем им высокое качество».

Многие считают «пленку» ширпотребом, однако в «Кристалле» с этим утверждением категорически не согласны. «Свои преимущества есть у каждой технологии. Когда приходит клиент, мы вместе с ним пытаемся понять, какой витраж нужен в каждом конкретном случае. Иногда оптимальной — и по цене, и по расположению в квартире — оказывается именно «пленка». — И не нужно считать это суррогатом», — говорит Александр, а Татьяна приводит другие доводы: «Женщины ведь не всегда носят бриллианты. Иногда они предпочитают бижутерию. Но никому же не придет в голову выяснять, что так прелестно сияет у красавицы в ушке: бриллианты или хрусталики! Тем временем имя Swarovski известно во всем мире. У каждого продукта — свой покупатель».

В итоге в компании освоили все известные виды витражной техники, а сейчас работают над новой — росписью по стеклу и кафелю. А заодно решились на смену имиджа компании и ребрэндинг. Согласитесь, брэнд «Кристалл» слишком уж «заезжен». В итоге появилась новая торговая марка — Blisskey. «Такого слова в английском не существует, оно составлено из двух: bliss — блаженство, счастье и key — ключ. Искусство, витражи в том числе, — это ключ к счастью, так мы позиционируем наш бизнес», — улыбается Татьяна.

Следующим шагом стало открытие салона в центре города. Ведь прежде клиентов приходилось приглашать прямо на производство, расположенное на территории закрытого НИИ, — пропуска, потери времени, неудобства… Разумеется, салон требует больших расходов. Однако художник-дизайнер компании Евгения Озерова, принимающая покупателей и обсуждающая с ними заказы, уверена: инвестиции окупятся, в том числе и за счет расширения спектра услуг: «У нас представлены самые разные работы — стеклянные украшения, оригинальные часы, панно, картины, блюда. А ведь еще можно делать рамки для фото, корпоративные логотипы, медали, грамоты, вазы, портреты… Идей множество!»

Витражное производство в деталях

·        Форма собственности — ООО.

·        Сертификаты и лицензии — не нужны.

·        Инвестиции — от 500 тысяч до 1,5 миллиона рублей (в зависимости от масштабов производства и разновидности используемых технологий).

·        Текущие расходы — зарплата персоналу, расходные материалы, арендная плата за производственные площади и магазин-салон.

·        Рентабельность — 10–15%.

·        Налогообложение — льготы отсутствуют; упрощенная система налогообложения.

·        Клиенты — производители мебели, дизайнерские студии и архитектурные бюро, состоятельные частные клиенты.

·        Требования к помещению — магазин-салон в центре города (от 50 кв. м); недорогие производственные помещения (от 100 кв. м) — заводские площади, ближайший пригород.

·        Персонал — рабочие без спецобразования для «пленочного» производства; специалисты-художники для создания витражей в различных техниках.

·        Сопутствующий бизнес — изготовление декоративно-прикладных изделий: часов, украшений, корпоративной символики и др.

·        Средства продвижения — рекламные буклеты и образцы товара в торговых точках мебельных производств, в специализированных гипермаркетах; реклама в платных («Интерьер-салон») и бесплатных отраслевых изданиях; распространение каталога, в том числе и через Торгово-промышленную палату Петербурга.

Цены и ценности

Основатель «Кристалла» не скрывает, что сегодня прибыль предприятию приносят не единичные частные заказы на оригинальные витражи, а поставленное на поток производство «пленок». Около 70% заказов — «мебельные», и только 30% — от частных клиентов. Однако вскоре ситуация может измениться. Собственный розничный салон, ребрэндинг, новый каталог — все ради частного клиента.

В чем преимущества этой аудитории? Заказчики «Кристалла» — априори люди состоятельные, ведь цены на витражи достаточно высоки. Цена заказа определяется множеством параметров — сложностью эскиза, размером элементов, количеством цветов и оттенков и качеством стекла (считается, что лучшее — английское, французское и испанское). Но главное — техника исполнения. «Пленка» обойдется клиенту от 350 до 800 евро за квадратный метр, фьюзинг — от 800, «тиффани» потянет на 1 200 евро за «квадрат», а классический наборный витраж — от 1 000 евро. Ну и, наконец, в цену входит подготовка дополнительных конструкций для установки витража.

— Стоимость витража складывается из затрат на «расходники» (30%), зарплату (40%) и косвенных — на аренду помещения, рекламу, транспорт, монтаж и т. п. (10–15%), — поясняет Татьяна. — Максимальная прибыль может составить 15%. А ведь нужно учитывать еще и процент брака и время изготовления (от недели до нескольких месяцев) — творческий процесс невозможно нормировать! В общем, бывало и так, что мы работали «в ноль».

Среди потенциальных заказчиков витражей бытуют диаметрально противоположные мнения об адекватности цен на эти элементы декорации. «Я считаю, что использовать в домашнем интерьере большие витражи — непозволительная роскошь, — уверен гендиректор дизайн-студии «Арт-Лайн» Игорь Кравцов. — Это очень дорого, и для покупателя это скорее элемент престижа, чем истинная тяга к прекрасному. Мои клиенты — средний класс, они привыкли считать деньги, поэтому я не вижу ничего зазорного в том, чтобы воспользоваться качественной «пленкой» или включать в интерьер небольшие фрагменты настоящих витражей. Гораздо важнее правильно вписать их в обстановку, чтобы они «работали», а не существовали сами по себе. На мой взгляд, основная функция дизайнера — в том, чтобы согласовывать вкус заказчика с чувством меры и размерами кошелька, а не просто получать бонусы от производителя за использование его продукции».

Тем временем хозяйка интерьерного салона «Русский мастер» Наталья Демидова, напротив, считает витражи настоящими произведениями искусства: «Мы на протяжении 13 лет сотрудничаем с двумя изготовителями витражей — творческой мастерской Алексея Яковлева и фирмой «Братья Манелис», — потому что ручаемся за их изделия: это художники высочайшего класса. Витражи стоят не дешево, спрос невелик, но постоянен. А так называемые «пленки» — это пародия на искусство, подделка, имитация».

Братья по искусству

Братья Манелис, работы которых представлены в «Русском мастере», — Владимир и Юрий — создают витражи третий десяток лет. Когда-то работали с ними на госпредприятии, в начале девяностых — в кооперативе «Сосново», потом открыли свое дело. Юрий — художник по стеклу — занимается творческими вопросами. Владимир, генеральный директор, отвечает за техническую и организационную часть.

Они создают витражи только в классических техниках, не признавая «пленку». «Мы работаем по старинке, алмазными пилами, все делаем вручную — нарезаем, затираем, подтачиваем. У нас есть свои секреты и приемы, наработанные с опытом. В наших витражах, как и десять веков назад, доминирующие материалы — свинец и стекло. Мы, прежде всего, художники, так что «гнать пленку» ради заработка не будем», — поясняют братья.

По словам Алексея Яковлева, до 80% заказов поступает в фирму при посредничестве архитектурных и дизайнерских студий, около 15% — от бывших клиентов или по их рекомендации, и всего процентов пять — благодаря рекламе в «Желтых страницах», Интернете и специализированных изданиях.

— Чтобы образовался постоянный круг клиентов, нужно доказать, что ты — профессионал и создаешь эксклюзивные вещи, а не ширпотреб. А доверие завоевывается не одно десятилетие, — уверены братья. Но даже безупречная репутация не гарантирует постоянного потока заказов. «Это рентабельный, но нестабильный бизнес. Сегодня заказ есть, а завтра и еще энное количество времени его может не быть. Когда-то мы собирались расширяться, но передумали: не вышли еще на тот уровень, чтобы заказы регулярно поступали со всей России и из-за рубежа. Сейчас сократили штат сотрудников до пяти, превратив бизнес в исключительно семейный. Наемных рабочих приглашаем только если есть большой заказ — например, витражный ансамбль в загородном доме, — рассказывает Алексей Яковлев. — Иначе получается, что работаем себе в убыток. Теперь я совмещаю сразу несколько функций: рисую эскизы, руковожу процессом создания витражей, сам принимаю в нем участие, общаюсь с заказчиками».

Стоимость квадратного метра витража у «Братьев Манелис» без наценки посредников (продавцов, дизайнеров) составляет около тысячи евро. Впрочем, на изготовление этого самого квадратного метра уходит до десяти дней. «Вот и считайте, дорого это или нет, — говорит Алексей. — В Финляндии, например, квадратный метр стоит четыре тысячи евро, и там жесткая конкуренция. В России заказов гораздо больше, и бизнес наш будет существовать, пока есть состоятельные люди».

Советы новичкам

— Начать витражный бизнес с нуля довольно сложно, — утверждает Алексей Яковлев. — Чтобы вас узнали, должно пройти время. Но если не будет заказов, то не будет и денег, а нужно платить за аренду, закупать материалы. Поэтому один из самых дешевых вариантов — начинать с изготовления образцов где-нибудь у себя на даче. На их основе можно сделать каталог и пройтись по архитектурным студиям, предложив им процент от сделки (обычно это 5–10%). Если дизайнеры согласятся с вами работать — это уже половина успеха.

К тому же придется научиться массе тонкостей. Например, выгодно закупать расходные материалы. Помимо рук, головы и таланта, современному витражисту нужно обладать еще изрядным запасом терпения и любить свою профессию. Но разве не то же самое можно сказать о любом другом бизнесе?

Словарный запас

«Классическая техника». Старейшая техника паечного (наборного) витража. Использовалась в готических соборах. Цветные стекла вырезаются в соответствии с эскизом, затем их вставляют в направляющий профиль из мягкого металла (свинца, меди, латуни), вальцуют и спаивают. Такой витраж переживет не одно столетие, сохранив первоначальную яркость и насыщенность красок.

«Тиффани». Эту технику придумал в конце XIX века потомственный ювелир Луи Комфорт Тиффани. Вместо тяжелых свинцовых «протяжек» он использовал медные полоски (сейчас применяется медная фольга), которыми оборачивался каждый кусочек стекла. Затем кусочки спаиваются между собой с помощью олова и покрываются платиной. Это наиболее распространенная, но и самая дорогостоящая техника.

Фьюзинг. На бесцветном листе стекла в соответствии с эскизом собирается картина из кусочков цветного стекла, стеклянных шариков, шихт. Все эти фрагменты должны иметь один и тот же коэффициент температурного расширения: собранный витраж запекается в печи при температуре 850 градусов. Полученный витраж может иметь любую форму и толщину, благодаря чему можно производить картины из стекла, сувенирные изделия, украшения и т. д.

Пленочный витраж. Техника, появившаяся в США в семидесятые годы. На обыкновенное листовое стекло наклеивают готовые лавсановые пленки. Стоит такое удовольствие недорого, однако в глазах ценителей такие витражи не имеют никакой ценности.

Пескоструйная гравировка. Рисунок с помощью абразивов в несколько слоев наносится на стекло. В итоге возникает объемное изображение. Типичное решение для офисов и общественных учреждений. Но полноценным витражом такое произведение назвать нельзя.

Лаковый витраж, или роспись красками. Появилась в XIV веке. Прежде использовались натуральные краски на минеральной основе, сейчас — акриловые или многокомпонентные на эпоксидной основе. Долговечным будет только витраж, выполненный высокотемпературными красками или эмалями, которыми расписывают фарфор. После обжига в печи при температурах от 600C0 до 700C0 эти краски намертво вжигаются в стекло.

Источник

Adblock
detector