Бизнес план для учебно производственного комбината

Бизнес-план реализации инновационного проекта, создание учебно-производственного комплекса

Пякшев Хусяин Мутальевич (*****@***ru)

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области начального профессионального образования «Профессиональное училище №66» (ГБОУ СО НПО «ПУ-66»), город Петровск

«Мы знаем, кто мы есть, но не знаем, кем можем быть».

У. Шекспир

Идея создания учебно-производственного комплекса родилась у меня не на пустом месте: после окончания агрофака Саратовского сельскохозяйственного института им. Н.И. Вавилова я работал бригадиром овощеводческой бригады в период внедрения арендных форм хозяйствования. Во время летних каникул в бригаде много работало учащихся школ города. Арендные формы отношения (расчетные цены, оплата труда с доплатой по итогам года…) при разъяснении были понятны детям. Материальная заинтересованность – мотивация к добросовестному труду: больше заработаешь – больше доплата. Многие ребята, кто прошел через «аренду», сегодня сформировавшиеся личности, достойные граждане России. У них уже свои семьи, дети. Перейдя на педагогическую деятельность в ПУ-66 с 1998 года, свой опыт работы с детьми на производстве использовал в своей работе. В училище в основном сельские дети, родители которых имеют земельные паи. После изучения дисциплины «Организация и экономические основы фермерских хозяйств» учащиеся разрабатывали бизнес-планы на основе своих земельных участков.

Предлагаемый учебно-производственный комплекс опирается на специфику начального экономического образования с учетом переходного состояния Российской экономики. Учась и работая непосредственно в стенах учебного заведения, студент сможет ориентироваться в условиях современного рынка и организовать эффективную работу своего дела.

1.Резюме

Цель разработки бизнес-плана: современные системы профориентации, повышение качества профобразования путем переоснащения материально технической базы училища и реализации «пилотного» проекта создания учебно-производственного комплекса (УПК).

2.Суть проекта заключается в создании УПК по обработке почвы, посевного, уборочного, по доработке и глубокой переработке сырья (зерна, подсолнечника, навоза), выпечки хлеба, кондитерских изделий… реализации продукции, предоставление услуг МТС (машинно-технологических станции)

Все технологические операции комплексов должны выполнять учащиеся под руководством мастеров п/о с начислением з/платы. Пройдя всю технологическую цепочку – обработка почвы, посев, уход, уборка, переработка и реализация у учащихся будет складываться общая картина производства, переработки и реализации с/х продукции. Будет проще реализовать себя в рыночных условиях, найти работу по душе овладев специальностями: тракторист-комбайнер, водитель, оператор мельницы, комбикормового завода, маслобойки, пекарь, повар-кондитер, швея, конюх. Организовать свое дело в сфере малого бизнеса – фермерское хозяйство.

3.Намечаемые к производству продукты.

Основное – обучение профессиональному мастерству в ходе учебного процесса (тракторист, водитель, комбайнер, сварщик…).

Дополнительная продукция: с/х сырьё – зерно, подсолнечник, мука, комбикорм, масло подсолнечное, жмых, мясо, услуги МТС.

Побочная продукция – навозные компосты, грубые корма.

4.Рынок сбыта. Обеспечение специалистами, мастерами-профессионалами с/х предприятий Петровска и района Саратовской и Пензенской областей. Сбыт дополнительной и побочной продукции жителям Петровска и района.

5.Конкурентоспособность выпускников. Основные конкурентные преимущества выпускников училища – это целеустремленность, умение и желание эффективно работать, уверенность в себе. Перед системой профессионального обучения стоят две главные основополагающие проблемы: с одной стороны, она должна действовать в русле требований рыночной экономики, выдвигающей на первый план такие личностные качества, как деловитость, компетентность, инициативность, социальная мобильность, стремление к построению личной профессиональной карьеры; с другой – противодействовать свойственным рыночной экономике негативным тенденциям, предоставляя широкий спектр возможностей для обогащения духовной сферы человека, его нравственного, психологического и духовного развития. Обучение методом «погружения» в предмет работа в поле, конюшне в тесном контакте с природой. Видя плоды своей деятельности, что их труд нужен, оценен (оплата труда) дает возможность получить более осознанные глубокие профессиональные знания, навыки и умения. Все это будет способствовать самореализации личности, иметь высокий социальный статус.

6.Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления проекта. Так как за последние годы в материально-техническую базу училища финансовые средства вкладывалось по остаточному принципу для реализации же проекта необходимо 200 млн. руб.

7.Использование средств. Капитальные вложения на реконструкцию и ремонт объектов – 80млн. руб, приобретение новых машин и оборудования – 120млн. руб.

8.План реализации инвестиции. Дата начала реализации плана инвестирования, дата запуска производства после реконструкции объектов.

9.Эффективность инвестиции. Высокий уровень подготовки выпускников, в совершенстве владеющими профессией (тракторист, водитель, комбайнер, сварщик…), адаптированными к рыночным условиям экономики. Район будет иметь МТС. Фермеры, с/х предприятия смогут пользоваться услугами комплексов на взаимовыгодных условиях, что позволит поднять с/х производство района на новый качественный уровень. Производители с/х техники получат машиноиспытательную станцию для своей продукции и выход на своих будущих «потенциальных» покупателей, которые на практике увидят работу этой техники. Учащиеся получат возможность методом «проб» реализовать свой потенциал, найти себя. Вся реализованная продукция и услуги комплекса будут способствовать работе УПК, на основе самофинансирования (окупаемость инвестиции 5-7 лет). Государство вложив единожды получит УПК по обучению и переподготовке кадров для с/х, переработке на качественно новом уровне специалистов-предпринимателей малого бизнеса (КФХ, переработка, реализация с/х продукции, с/х кооперативы). Для района создаст дополнительные рабочие места, что будет способствовать закреплению специалистов на селе, преемственности поколений, нравственному воспитанию молодежи.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧИЛИЩА

Училище основано в 1900 году, Петровская сельско-ремесленная учебная мастерская, первая школа по подготовке специалистов рабочих профессий. Ежегодно до 30 детей рабочих и крестьян получали специальность «слесарь-ремонтник» и «слесарь», обучение было бесплатным. В 30-е годы стали готовить трактористов, слесарей-ремонтников, шоферов и автомехаников. Один из выпускников 1935 года – Герой Советского Шамаев. В 1966 году училище заняло 2-е место среди училищ РСФСР и 1-е место в Саратовской области. В 1967 году в училище начали подготовку механизаторов широкого профиля со средним образованием.

В настоящее время училище ежегодно выпускает до 150 квалифицированных рабочих по специальностям: тракторист-машинист широкого профиля, водитель автомобиля категори1 «В» и «С», слесарь-ремонтник 2 и 3 разряда, сварщик, портной, автомеханик, повар-кондитер.

Анализ учебно-производственного процесса показывает, что материально-техническая база училища физически и морально устарела, финансирование происходит по «остаточному» принципу. Всё это в конечном счёте сказывается на качестве подготовки специалистов рабочих профессий. Без практики очень сложно закрепить изученную теорию.

Модернизация экономики страны, внедрение передовых технологий невозможны без системы кадровой подготовки. Для этого необходимо переоснащение материально-технической базы училища: приобретение с/х техники для почвообрабатывающего комплекса, посевного комплекса, комплекса по ходу за посевами, уборочного комплекса; реконструкция мехтока; приобретение сушилки, мукомольной линии, комбикормового завода, линии по переработке подсолнечника на масло, мини-пекарни, кафе-кондитерской; реконструкция помещения под конюшню, строительство площадки для приготовления навозных компостов; строительство сенного сарая для приготовления сена путем активного вентилирования; внедрение ресурсосберегающих технологий выращивания с/х культур; приобретение машин и оборудования для транспортировки продукции; строительство ведомственного жилья на территории учхоза (5домов); реконструкция водоснабжения.

Производственно-финансовый план.

Производственный план:

Эффективность производства определяется принятой технологией, а также финансовыми ресурсами. В сложившихся обстоятельствах экономической ситуации наиболее правильным является внедрение ресурсосберегающих технологий выращивания с/х культур с глубокой переработкой сырья на базе училища, т. е. организация переработки и реализации продукции (мука, масло подсолнечное, хлебобулочные и кондитерские изделия, мясо, комбикорм, грубые корма, навозные компосты) жителям города и района.

Для повышения эффективности учебного и производственного процесса необходимо разработать проект реконструкции фермы, основным направлением которого является табунное коневодство. Строительство площадки для приготовления навозных компостов, строительство навеса для приготовления хранения сена.

Необходимо разработать проект реконструкции мехтока, с сушкой зерна.

Строительство мини-мукомольного цеха (мука в/с 1 сорт, отруби), миникомбикормового завода, линии по переработке подсолнечника на масло (масло, жмых), мини-пекарни (хлеб, хлебобулочные изделия) и кафе-кондитерской (пирожное, торты и т. д.)

Капитальные вложения

Капиталовложения на новое строительство определяются на основании сметной документации отдельных объектов и рыночной стоимости машин и оборудования.

Организация учебно-производственного процесса

Развитие с/х производства в рыночных условиях, вступление России в ВТО для того, чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке с/х продукции и труда.

В связи с этим возрастают требования к подготовке квалифицированных механизаторских кадров, способных реализовать свои знания и навыки на производстве. Для подготовки таких специалистов в училищах исключительное значение имеет высокий научно-методический уровень производственного обучения учащихся. Важным этапом профессиональной подготовки трактористов-машинистов широкого профиля является обучение учащихся в УПК, где они могут приобрести первоначальные профессиональные навыки самостоятельной работы на машинно-тракторных агрегатах, освоить ресурсосберегающие технологии, передовые методы организации и оплаты труда при возделывании с/х культур, их переработке и реализации.

Каждый учащийся выполнит в УПК полный цикл работ: основная, предпосевная обработка почвы, посев, уход за посевами, уборка урожая и послеуборочная доработка зерна, переработка сырья и его реализация. Это позволит учащемуся глубже освоить все специальности, необходимые сегодня в рыночных условиях для ведения с/х производства при организации своего дела – фермерского хозяйства.

Повышение конкурентоспособности кадров зависит от материально-технического обеспечения и организационно-методического уровня занятий в УПК.

Соединение профессионального обучения с производственным трудом учащихся в процессе лабораторно-практических занятий в УПК открывает большие возможности для формирования профессиональных качеств, адаптации к требованиям современной рыночной экономики.

Основными условиями эффективности обучения учащихся на машинотракторных агрегатах являются:

1). Наличие необходимой площади пахотно-пригодных земель (планируется работа в хозяйствах района)

2). Высокая культура земледелия и организации труда (внедрение ресурсосберегающих технологий, 2-х сменная работа учащихся)

3). Наличие достаточного количества современной с/х техники для проведения замкнутого цикла производства с/х продукции (надежда на техническое переоснащение материально-технической базы училища – основная задача проекта)

4). Овладение учащимися до начала работ в УПК профессиональными знаниями, умениями и навыками пуска двигателей, вождения тракторов и комбайнов, технического обслуживания и подготовки к работе МТА, а также приемами управления МТА.

5). Высокий уровень методической и специальной подготовки инженерно-педагогических работников и мастеров п/о.

Для достижения учебно-производственных целей работ в УПК ответственным необходимо:

А) чётко планировать организацию и проведение ЛПЗ учащихся с учётом выполнения с/х работ по всему циклу в лучшие агротехнические сроки в соответствии с планом производственной работы училища;

Б) эффективно использовать материально-техническую базу комплекса с тем, чтобы создать благоприятные условия самостоятельной продуктивной работы;

В) совершенствовать методы и средства обучения в направлении воспитания технологической дисциплины, экономического и технического мышления и самоконтроля качества производимой работы;

Г) обеспечить строгий контроль за качеством обучения, практического освоения учащимися технологических приемов и операций проведения работ;

Д) целесообразное сочетание теоретического материала с его практическим закреплением;

Е) обязательное внедрение прогрессивных технологий, форм организации и оплаты труда;

Ж) создание комплексов: почвообрабатывающего, посевного, по уходу за посевами, уборочного переработке даёт возможность объединить задания по обучению учащихся в циклы с учётом требований:

·  виды с/х работ в цикле по своим технологическим срокам выполняются одновременно или следуют друг за другом;

·  они должны обеспечить комплексное использование с/х техники (работа на агрегатах по уборке зерновых, работа на пахотных агрегатах, работа на зерноочистительных машинах, работа на транспортных и погрузо-разгрузочных агрегатах, работа на агрегатах по уборке соломы).

Все эти задания можно объединить в один цикл.

При работе комплексов необходимо создание новых звеньев работающих в две смены.

Все работы выполняют сами учащиеся под руководством мастеров п/о.

Пример: почвообрабатывающий комплекс

2 ХТЗ-220+ 2 «Обь-4» 4 учащихся, 2 мастера.

Посевной комплекс

2 ХТЗ-220+ 2 «Обь-4» 6 учащихся, 2 мастера

2 МТЗ-82 + УПС-8А 4 учащихся, 2 мастера

2 МТЗ-82 + СЗ-54 6 учащихся, 2 мастера

2 ГАЗ-САЗ-35071 4 учащихся, 2 мастера

Учащиеся распределяются по агрегатам, определение состава звеньев осуществлять желательно заблаговременно с учётом пожеланий самих учащихся, их психологической совместимости и уровня практических умений и навыков управления МТА: всё это будет способствовать созданию благоприятного климата внутри звена. Необходим строгий контроль и учёт объема выполняемых работ, расходования ГСМ, материально-технических средств и соответствующей оплаты. Обязательно присутствие учётчика, совместный замер выполненных работ.

Необходимо обеспечить техническое культурно-бытовое обслуживание комплексов, не зависимо от места работ, пересмену, передачу МТА, послесменные технические уходы МТА. Всё это должно учитываться при подведении итогов работы учащихся.

Работа перерабатывающих комплексов организуется также в две смены. Учет производимой продукции оплата по конечном результату – выход продукции, % от реализации, материальная заинтересованность участников производственного процесса.

В итоге реализовав «пилотный» проект начально-профессиональное образование будет иметь учебно-производственный «кластер» включающий в себя: подготовку кадров рабочих специальностей, отвечающих требованиям рыночной экономики, организационно-экономическую структуру, соединяющей сельскохозяйственные, перерабатывающие, вспомогательные, сопутствующие и торговые предприятия в товаропроизводящей плюс товаропроводящий комплекс.

Проект ориентируется на местные трудовые ресурсы.

Участие России в ВТО может быть эффективным лишь при условии преодоления техногенной отсталости и многократном повышении производительности труда.

Оснащение интенсивных агротехнологий техникой нового поколения – основа технологической модернизации. Задача модернизации сельского хозяйства безальтернативна. Приоритет ее обусловлен обеспечением продовольственной независимости страны.

Успех инновационной деятельности в большей мере будет зависеть от компетентности кадров. «Кадры – решают всё». Этот лозунг сейчас актуален как никогда. Не менее важна задача совершенствования образовательных программ. Они должны быть ориентированы не только на приобретение знаний (традиционная установка), но и обретение профессиональных умений и навыков.

Задачу модернизации начально-профессионального образования необходимо решать на уровне Правительств. Приоритеты социально-экономической политики государства говорит: «Страна живет, когда работают заводы». А основа и опора производственной экономики – это квалифицированные рабочие. Именно в таких специалистах нуждаются сегодня наши предприятия. Но подготовить можно только в хорошо оснащенных профтехучилищах, где работают настоящие профессионалы своего дела.

«Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли»

В. Шекспир.

Источник

Бизнес-план реализации инновационного проекта, создание учебно-производственного комплекса

Пякшев Хусяин Мутальевич (aniyu@mail.ru)

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области начального профессионального образования «Профессиональное училище №66» (ГБОУ СО НПО «ПУ-66»), город Петровск

«Мы знаем, кто мы есть, но не знаем, кем можем быть».

У.Шекспир

Идея создания учебно-производственного комплекса родилась у меня не на пустом  месте: после окончания агрофака Саратовского сельскохозяйственного института им.Н.И.Вавилова я работал бригадиром овощеводческой бригады в период внедрения арендных форм хозяйствования. Во время летних каникул в бригаде много работало учащихся школ города. Арендные формы отношения (расчетные цены, оплата труда с доплатой по итогам года…) при разъяснении были понятны детям. Материальная заинтересованность – мотивация к добросовестному труду: больше заработаешь – больше доплата. Многие ребята, кто прошел через «аренду»,  сегодня сформировавшиеся личности, достойные граждане  России. У них уже  свои семьи, дети. Перейдя на педагогическую деятельность в ПУ-66 с 1998 года, свой опыт работы с детьми на производстве использовал в  своей работе. В училище в основном сельские дети, родители которых имеют земельные паи. После изучения дисциплины «Организация и экономические основы фермерских хозяйств» учащиеся разрабатывали  бизнес-планы на основе своих земельных участков.

Предлагаемый  учебно-производственный комплекс опирается на специфику  начального экономического образования с учетом  переходного состояния Российской экономики. Учась и работая  непосредственно в стенах учебного заведения, студент сможет ориентироваться в условиях современного рынка и организовать эффективную работу своего дела.

1.Резюме

Цель разработки бизнес-плана: современные системы  профориентации, повышение качества профобразования путем переоснащения материально технической базы училища и реализации «пилотного» проекта создания учебно-производственного  комплекса  (УПК).

2.Суть проекта заключается в создании УПК по обработке почвы, посевного, уборочного, по доработке и глубокой переработке  сырья  (зерна,  подсолнечника, навоза), выпечки хлеба, кондитерских изделий… реализации продукции,  предоставление услуг МТС (машинно-технологических станции)

Все технологические операции комплексов должны выполнять учащиеся под руководством мастеров  п/о  с начислением з/платы.  Пройдя  всю технологическую цепочку – обработка почвы, посев, уход, уборка,  переработка и реализация  у учащихся будет складываться общая картина производства, переработки и реализации с/х продукции. Будет проще реализовать себя в рыночных условиях, найти работу по душе овладев специальностями: тракторист-комбайнер, водитель, оператор мельницы, комбикормового завода, маслобойки, пекарь, повар-кондитер, швея, конюх. Организовать свое  дело в сфере малого бизнеса – фермерское хозяйство.

3.Намечаемые к производству продукты.

Основное – обучение профессиональному  мастерству в ходе учебного процесса (тракторист, водитель, комбайнер, сварщик…).

 Дополнительная продукция: с/х сырьё – зерно, подсолнечник, мука, комбикорм, масло подсолнечное, жмых, мясо, услуги МТС.

 Побочная продукция – навозные компосты, грубые корма.

4.Рынок сбыта. Обеспечение специалистами, мастерами-профессионалами с/х предприятий  Петровска и района Саратовской и Пензенской областей.  Сбыт дополнительной и побочной продукции жителям Петровска и района.

5.Конкурентоспособность выпускников. Основные конкурентные преимущества выпускников училища – это целеустремленность, умение и желание эффективно работать, уверенность в себе. Перед системой профессионального обучения стоят две главные основополагающие проблемы:  с одной стороны, она должна действовать  в русле требований рыночной экономики, выдвигающей на первый план такие личностные качества, как деловитость, компетентность, инициативность, социальная мобильность, стремление к построению личной профессиональной карьеры; с другой – противодействовать свойственным рыночной экономике негативным тенденциям, предоставляя широкий спектр возможностей для обогащения духовной сферы человека, его нравственного, психологического и духовного развития. Обучение методом  «погружения» в предмет работа в поле, конюшне в тесном контакте с природой. Видя плоды своей деятельности, что их труд нужен, оценен (оплата труда) дает возможность получить более  осознанные глубокие  профессиональные знания, навыки и умения. Все это будет способствовать самореализации личности, иметь высокий социальный статус.

6.Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления проекта. Так как за последние  годы в материально-техническую базу училища финансовые средства  вкладывалось по остаточному принципу  для реализации  же проекта необходимо 200 млн .руб.

7.Использование средств. Капитальные вложения на реконструкцию и ремонт  объектов – 80млн.руб, приобретение новых машин и оборудования – 120млн.руб.

8.План реализации инвестиции. Дата начала реализации плана инвестирования, дата запуска производства после реконструкции объектов.

9.Эффективность инвестиции. Высокий уровень подготовки выпускников, в совершенстве владеющими профессией (тракторист, водитель, комбайнер,  сварщик…), адаптированными к рыночным условиям экономики. Район будет иметь МТС. Фермеры, с/х предприятия смогут пользоваться услугами комплексов на взаимовыгодных условиях, что позволит поднять  с/х  производство района на новый качественный уровень. Производители с/х техники получат машиноиспытательную станцию для своей продукции и выход на своих будущих «потенциальных» покупателей, которые на практике увидят работу этой техники. Учащиеся получат возможность методом «проб» реализовать свой  потенциал, найти себя. Вся реализованная продукция   и услуги  комплекса будут способствовать работе УПК, на основе самофинансирования (окупаемость инвестиции 5-7 лет). Государство  вложив  единожды получит УПК по обучению и переподготовке кадров для с/х, переработке на качественно новом уровне специалистов-предпринимателей малого бизнеса (КФХ, переработка, реализация с/х продукции, с/х кооперативы). Для района создаст дополнительные рабочие места, что будет способствовать закреплению специалистов на селе, преемственности  поколений, нравственному воспитанию молодежи.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧИЛИЩА

Училище основано в 1900 году, Петровская сельско-ремесленная учебная мастерская, первая школа по подготовке специалистов рабочих профессий. Ежегодно до 30 детей рабочих и крестьян получали специальность «слесарь-ремонтник» и «слесарь», обучение было бесплатным. В 30-е годы стали готовить трактористов, слесарей-ремонтников, шоферов и автомехаников. Один  из выпускников 1935 года – Герой Советского Союза Павел Степанович Шамаев. В 1966 году училище заняло 2-е место среди училищ РСФСР и 1-е место в Саратовской области. В 1967 году в училище начали подготовку механизаторов широкого профиля со средним образованием.

В настоящее время училище ежегодно выпускает до 150 квалифицированных рабочих по специальностям: тракторист-машинист широкого профиля, водитель автомобиля категори1 «В» и «С», слесарь-ремонтник 2 и 3 разряда, сварщик, портной, автомеханик, повар-кондитер.

Анализ учебно-производственного процесса показывает, что материально-техническая база училища физически и морально устарела, финансирование происходит по «остаточному» принципу. Всё это в конечном счёте сказывается на качестве подготовки специалистов рабочих профессий. Без практики очень сложно закрепить изученную теорию.

Модернизация экономики страны, внедрение передовых технологий невозможны без системы кадровой подготовки. Для этого необходимо переоснащение материально-технической базы училища: приобретение с/х техники для почвообрабатывающего комплекса, посевного комплекса, комплекса по ходу за посевами, уборочного комплекса; реконструкция мехтока; приобретение сушилки, мукомольной линии, комбикормового завода, линии по переработке подсолнечника на масло, мини-пекарни, кафе-кондитерской; реконструкция помещения под конюшню, строительство площадки для приготовления навозных компостов; строительство сенного сарая для приготовления сена путем активного вентилирования; внедрение ресурсосберегающих технологий выращивания с/х культур; приобретение машин и оборудования для транспортировки продукции; строительство ведомственного жилья на территории учхоза (5домов); реконструкция водоснабжения.

Производственно-финансовый план.

Производственный план:

Эффективность производства определяется принятой технологией, а также финансовыми ресурсами. В сложившихся обстоятельствах экономической ситуации наиболее правильным является внедрение ресурсосберегающих технологий выращивания с/х культур с  глубокой переработкой сырья на базе училища, т.е. организация переработки и реализации продукции (мука, масло подсолнечное, хлебобулочные и кондитерские изделия, мясо, комбикорм, грубые корма, навозные компосты) жителям города и района.

Для повышения эффективности учебного и производственного процесса необходимо разработать проект реконструкции фермы, основным направлением которого является табунное коневодство. Строительство площадки для приготовления навозных компостов, строительство навеса для приготовления  хранения сена.

Необходимо разработать проект реконструкции мехтока, с сушкой зерна.

Строительство мини-мукомольного цеха (мука в/с 1 сорт, отруби), миникомбикормового завода,  линии по переработке подсолнечника на масло (масло, жмых), мини-пекарни (хлеб, хлебобулочные изделия) и кафе-кондитерской (пирожное, торты и т.д.)

Капитальные вложения

Капиталовложения на новое строительство определяются на основании сметной документации отдельных объектов и рыночной стоимости машин и оборудования.

Организация учебно-производственного процесса

Развитие с/х производства в рыночных условиях, вступление России в ВТО для того, чтобы быть конкурентоспособными на мировом рынке с/х продукции и труда.

В связи с этим возрастают требования к подготовке квалифицированных механизаторских кадров, способных реализовать свои знания и навыки на производстве. Для подготовки таких специалистов в училищах исключительное значение имеет высокий научно-методический уровень производственного обучения учащихся. Важным этапом профессиональной подготовки трактористов-машинистов широкого профиля является обучение учащихся в УПК, где они могут приобрести первоначальные профессиональные навыки самостоятельной работы на машинно-тракторных агрегатах, освоить ресурсосберегающие технологии, передовые методы организации и оплаты труда при возделывании с/х культур, их переработке и реализации.

Каждый учащийся выполнит в УПК полный цикл работ: основная, предпосевная обработка почвы, посев, уход за посевами, уборка урожая и послеуборочная доработка зерна, переработка сырья и его реализация. Это позволит учащемуся глубже освоить все специальности, необходимые сегодня в рыночных условиях для ведения с/х производства при организации своего дела – фермерского хозяйства.

Повышение конкурентоспособности кадров зависит от материально-технического обеспечения и организационно-методического уровня занятий в УПК.

Соединение профессионального обучения с производственным трудом учащихся в процессе лабораторно-практических занятий в УПК открывает большие возможности для формирования профессиональных качеств, адаптации к требованиям современной рыночной экономики.

Основными условиями эффективности обучения учащихся на машинотракторных агрегатах являются:

1). Наличие необходимой площади пахотно-пригодных земель (планируется работа в хозяйствах района)

2). Высокая культура земледелия и организации труда (внедрение ресурсосберегающих технологий, 2-х сменная работа учащихся)

3). Наличие достаточного количества современной  с/х техники для проведения замкнутого цикла производства с/х продукции (надежда на техническое  переоснащение материально-технической базы училища – основная задача проекта)

4).  Овладение учащимися до начала работ в УПК профессиональными знаниями, умениями и навыками пуска двигателей, вождения тракторов и комбайнов, технического обслуживания и подготовки к работе МТА, а также приемами управления МТА.

5). Высокий уровень методической и специальной подготовки инженерно-педагогических работников и мастеров п/о.

Для достижения учебно-производственных целей работ в УПК ответственным необходимо:  

А) чётко планировать организацию и проведение ЛПЗ учащихся с учётом выполнения с/х работ по всему циклу в лучшие агротехнические сроки в соответствии с планом производственной работы училища;

Б) эффективно использовать материально-техническую базу комплекса с тем, чтобы создать благоприятные условия самостоятельной продуктивной работы;

В) совершенствовать методы и средства обучения в направлении воспитания технологической дисциплины, экономического и технического мышления и самоконтроля качества производимой работы;

Г) обеспечить строгий контроль за качеством обучения, практического освоения учащимися технологических приемов и операций  проведения работ;

Д) целесообразное сочетание теоретического материала с  его практическим закреплением;

Е) обязательное внедрение прогрессивных технологий, форм организации и оплаты труда;

Ж) создание комплексов: почвообрабатывающего, посевного, по уходу за посевами, уборочного переработке даёт возможность объединить  задания по обучению учащихся в циклы с учётом требований:

  1. виды с/х работ в цикле по своим технологическим срокам выполняются одновременно или следуют друг за другом;
  2.  они должны обеспечить комплексное использование с/х техники (работа на агрегатах по уборке зерновых, работа на пахотных агрегатах, работа на зерноочистительных машинах, работа на транспортных и погрузо-разгрузочных агрегатах, работа на агрегатах по уборке соломы).

Все эти задания можно объединить в один цикл.

При работе комплексов необходимо создание новых звеньев работающих в две смены.

Все работы выполняют сами учащиеся под руководством мастеров п/о.

  Пример: почвообрабатывающий комплекс

   2 ХТЗ-220+ 2 «Обь-4»   4 учащихся, 2 мастера.

Посевной комплекс

   2 ХТЗ-220+ 2 «Обь-4»   6 учащихся, 2 мастера

  2 МТЗ-82 + УПС-8А       4 учащихся, 2 мастера

  2 МТЗ-82 + СЗ-54          6 учащихся, 2 мастера

  2 ГАЗ-САЗ-35071           4 учащихся, 2 мастера

Учащиеся распределяются по агрегатам, определение состава звеньев осуществлять желательно заблаговременно с учётом пожеланий самих учащихся, их психологической совместимости и уровня практических умений и навыков управления МТА:  всё это будет способствовать  созданию благоприятного климата внутри звена. Необходим строгий контроль и учёт объема выполняемых работ, расходования ГСМ, материально-технических средств и соответствующей оплаты. Обязательно присутствие учётчика, совместный замер выполненных работ.

Необходимо обеспечить  техническое культурно-бытовое обслуживание комплексов, не зависимо от места работ, пересмену, передачу МТА, послесменные технические уходы МТА. Всё это должно учитываться при подведении итогов работы учащихся.

 Работа перерабатывающих комплексов организуется также в две смены. Учет производимой продукции оплата по конечном результату – выход продукции, % от реализации, материальная заинтересованность участников производственного процесса.

В итоге реализовав «пилотный» проект начально-профессиональное образование будет иметь учебно-производственный «кластер» включающий в себя: подготовку кадров рабочих специальностей, отвечающих требованиям рыночной экономики, организационно-экономическую структуру, соединяющей сельскохозяйственные, перерабатывающие, вспомогательные, сопутствующие и торговые предприятия в товаропроизводящей плюс товаропроводящий комплекс.

Проект ориентируется на местные трудовые ресурсы.

Участие России в ВТО может быть эффективным лишь при условии преодоления техногенной отсталости и многократном повышении производительности труда.

Оснащение интенсивных агротехнологий техникой нового поколения – основа технологической модернизации. Задача модернизации сельского хозяйства безальтернативна. Приоритет ее обусловлен обеспечением продовольственной независимости страны.

Успех инновационной деятельности в большей мере будет зависеть от компетентности кадров. «Кадры – решают всё». Этот лозунг сейчас актуален как никогда. Не менее важна задача совершенствования образовательных программ. Они должны быть ориентированы не только на приобретение знаний (традиционная установка), но и обретение профессиональных умений и навыков.

Задачу модернизации начально-профессионального образования необходимо решать на уровне Правительств. Приоритеты социально-экономической политики государства В.В.Путин говорит: «Страна живет, когда работают заводы». А основа и опора производственной экономики – это квалифицированные рабочие. Именно в таких специалистах нуждаются сегодня наши предприятия. Но подготовить можно только в хорошо оснащенных профтехучилищах, где работают настоящие профессионалы своего дела.

 «Работа, которую мы делаем охотно, исцеляет боли»

В.Шекспир.

Источник

Adblock
detector