Бизнес план для транспортно экспедиционной деятельности
Бизнес-план для транспортно-экспедиционной компании несколько отличается от бизнес-плана для исключительно транспортной компании. Однако основы совпадают на 80%, поэтому сегодня остановимся на основных пунктах, которые нужно продумать и тщательно обработать для каждого, кто хочет достигнуть успеха, создавая транспортно-экспедиционную компанию. Итак.
1) Для начала нужно четко определить поставленные цели на краткосрочный период (до 3 лет или до получения первой прибыли) и долгосрочный период (до 5-7 лет). И обязательно необходимо продумать перспективы развития своей компании в будущем, т.е. какой бы вы хотели в идеале видеть свою фирму
2) Затем нужно определиться с выбором услуг, которые компания собирается предоставлять своим клиентам, как, например:
- Грузоперевозки собственным транспортом (с парком автомобилей таким-то)
- Экспедирование собственного транспорта
- Грузоперевозки привлеченным транспортом
- Экспедирование привлеченного транспорта
3) В зависимости от спектра услуг, которые компания будет предоставлять, нужно продумать какие документы нужно будет получать, как, например, допуск на МКАД в случае грузоперевозок в московском регионе, или допуск к международным перевозкам (обязателен договор с АСМАП) и т.д.
4) Провести тщательный анализ рынка:
- Какая ситуация в отрасли и на рынке
- Ближайшая и дальняя конкуренция
- Проблемы в отрасли
- Объем рынка
- Сегментизация рынка в стране и (в случае работы и в зарубежных странах) заграницей
- Текущее ценообразование на рынке
- Провести количественный и качественный анализ (какие компании работают в том или ином регионе, какой процент фирм-гигантов, а какой зарубежных компаний на рынке, и др)
- Анализ клиентуры и потребителей
- Целевая клиентура
В принципе, при анализе рынка можно бесконечно много пунктов составлять. Все зависит от профиля деятельности фирмы. Ведь транспортно-экспедиционная компания может состоять из 10 диспетчеров и 2 микроавтобусов, которые занимаются исключительно грузоперевозками по городу. А может состоять из парка 100 большегрузов, из них 80 – тенты, 10 – рефрижераторы, 5 – контейнеровозы, 5 – изотермы, плюс к этому количеству 20 микроавтобусов, которые не ездят за пределы области, а также 10 легковых автомобилей, которые не ездят за пределы города, а в добавок ко всему штат из 100 сотрудников, которые занимаются сборными грузами, перевозками в рефрижераторах, привлеченным транспортом и драгоценными грузами…
Да, я специально именно так описал ситуацию, чтобы вы поняли, что анализ рынка и составление бизнес-плана для транспортно-экспедиционной компании нельзя «шаблонизировать» и выработать какой-то «стандарт составления». Однако основные пункты анализа были перечислены выше. Те пункты обязательны для каждого бизнес-плана транспортно-экспедиционной компании.
5) Затем нужно продумать маркетинг компании. Каким образом будет себя фирма позиционировать на рынке, какая будет ценовая политика и ее обоснование, как она будет продавать услуги (холодные звонки, реклама, интернет, каталоги, специализированные издания, выставки транспорта и логистики).
6) Обязательно следующим пунктом для каждого бизнес-плана транспортно-экспедиционной компании должен быть план продаж. Тут нужно будет продумать:
- Цена на товар или услугу. Чем она обоснована (сроки, габариты, маршрут)
- Каким образом будете организовывать каналы сбыта (заказ, перевозка, хранение груза)
- Для какого конкретного отрезка времени составляется план продаж и почему
7) Затем нужно продумать операционную часть бизнес-плана. В зависимости от поставленной цели и задачи, нужно продумать информационное обеспечение сотрудников, их взаимодействие и мотивацию, их максимальное использование в рабочее время. Другими словами необходимо четко продумать схему взаимодействия между различными отделами внутри фирмы. Также необходимо определиться с требованиями к поставщикам, составом и стоимостью оборудования на предприятии.
8) Основная часть любого бизнес-плана – финансовая. Однако она настолько специфическая, особенно для транспортно-экспедиционных компаний, что мы ее опустим.
Подытоживая основные пункты, которые необходимо учитывать при создании бизнес-плана транспортно-экспедиционной компании, нужно отметить, что при создании фирмы «с нуля» бизнес-план будет вашей «библией» на ближайшие 3-5 лет. Поэтому нужно очень ответственно подойти к его созданию и постараться максимально подробно учесть все операционные, финансовые, производственные, рыночные риски. Потому что по статистике 95% новосозданных ТЭК становятся банкротами в течение первого года своей деятельности именно из-за отсутствия четко поставленных целей и грамотно продуманной стратегии деятельности предприятия.
Автор: Станислав С
Транспортно-экспедиторский вид бизнеса является одним из наиболее быстро развивающихся сфер бизнеса. Несмотря на высокий спрос данного вида услуг, существует множество рисков, связанных с высокой конкуренцией. Импорт и экспорт продукции играет важнейшую роль в жизни современного общества, поэтому данного рода услуги будут актуальны всегда. Статистика говорит о том, что рынок транспортно-экспедиторских услуг в России ежегодно увеличивается на 10%.
Открывая транспортно-экспедиторскую компанию, необходимо учесть, что данный бизнес потребует значительных вложений. Если вы взвесили все «за» и «против», уверены в том, что грамотно организуете свою работу, оказывая качественные услуги, первое, с чего вы должны начать, — это составление типового бизнес-плана. В каждом бизнесе есть недостатки и преимущества, поэтому стоит очень внимательно отнестись к выбору направления ведения бизнеса, к расчету расходов, учету их сумм по максимальным расценкам. Доход целесообразно считать по минимуму. Это будет, своего рода, подготовкой к самому неприятному повороту событий. Для безошибочного проведения всех расчетов предлагаем рассмотреть примерный бизнес-план транспортно-экспедиторской компании, который поможет внимательно изучить возможные варианты ведения бизнеса.
Следует учесть существование нескольких возможных направлений транспортно-экспедиторской компании:
- грузовые перевозки автотранспортом;
- грузовые перевозки по железной дороге;
- пассажирские перевозки;
- смешанные услуги перевозок.
Организация перевозки груза и его экспедирования предполагает дополнительно следующие виды услуг:
- консолидация доставляемого груза;
- хранение доставляемого груза;
- складирование доставляемого груза;
- охрана доставляемого груза;
- страхование доставляемого груза.
На начальном этапе рекомендуется предоставление транспорта для автоперевозок, с заключением договора с заказчиками на экспедирование грузов, а также клиентский договор с самими перевозчиками. В дальнейшем, по мере развития, необходимо расширять ассортимент предоставляемых услуг.
Юридическое оформление
Необходимо определить правовую форму ведения будущей компании. В основном предприниматели останавливают свой выбор на индивидуальном предприятии либо обществе с ограниченной ответственностью.
Получить статус индивидуального предпринимателя немного проще. Для этого необходимо:
- Написать заявление о государственной регистрации (форма № 21001).
- Приложить к заявлению ксерокопию паспорта.
- Приложить к пакету документов квитанцию об уплате госпошлины в размере 800 рублей.
Собранные документы необходимо предоставить в налоговый орган.
Что касается открытия ООО, предполагается несколько иной порядок действий:
- Оформление решения учредителей о создании ООО.
- Оформление договора учредителей о создании ООО.
- Формирование уставного капитала (денежные средства в размере 10 000 рублей либо имущество в указанном эквиваленте).
- Подготовить устав общества.
- Заполнить форму № Р11001 (заявление о государственной регистрации).
- Приложить к заявлению копии учредительных документов в двух экземплярах.
- Приложить квитанцию об уплате госпошлины в размере 4000 рублей.
- Если учредителем является нерезидент, необходимо получить выписку из реестра иностранных юридических лиц Российской Федерации.
- Собранные документы представить в государственный регистрирующий орган.
Офисное помещение
Необходимо определиться с местонахождением вашего офиса. Конечно же, предпочтительнее арендовать помещение в оживленной части города, такой вариант не только престижнее, но и удобнее для потенциальных клиентов. Что касается окраины, то преимуществом такой аренды будет цена и удобство для перевозчиков. Для сравнения, ежемесячная арендная плата в деловой части города составляет примерно 2000 рублей за 1 кв.м., на окраине — 400 рублей за 1 кв.м.
Размер помещения зависит непосредственно от количества работников и объема бизнеса. При открытии фирмы со штатом 5 человек, оптимальной площадью будет 20 кв. м., так как для каждого работника необходимо предусмотреть рабочий стол с компьютером, подключенным к сети интернет. Таким образом, затраты на аренду офиса и покупку необходимой оргтехники составят 100 000 рублей. Расчет произведен на основании расходов по следующим позициям:
- 5 столов;
- 5 стульев;
- 5 компьютеров;
- 5 телефонных аппаратов;
- подключение к интернету;
- программное обеспечение.
Если вы собираетесь работать в сегменте сборных грузов, то вам обязательно понадобится склад с удобными подъездными путями. Для начала достаточно будет помещения в 300-400 кв.м. Средняя арендная ставка по Москве составляет 5000 руб./кв.м. В других городах эта сумма гораздо меньше. К примеру, в Самаре можно арендовать склад в самом центре, заплатив сумму из расчета 500 руб./кв.м.
Программное обеспечение
Установленное лицензионное программное обеспечение должно обеспечивать регистрацию договоров и заявок и, вместе с тем, отражать ставки расчета стоимости оказываемых услуг. Должен быть предусмотрен не только внос информации в систему сотрудниками, но и импорт готовой заявки в соответствии с утвержденным форматом.
Что касается управления цепочкой поставок, должна быть предусмотрена регистрация рейса и формирование сопроводительных транспортных документов на доставку груза, на его прибытие с формированием сличительной ведомости. Система должна отражать и информацию о хранении груза, регистрировать ордер на его доставку, формировать инструкцию на погрузку с сопровождением всех необходимых документов.
Финансовый учет данного программного обеспечения должен отражать первичные документы прямых и косвенных расходов, связанных с обработкой грузопотока. Отражение первичной документации должно быть сопоставлено с рейсами, грузами или заявками клиентов. Должна присутствовать возможность выписки счета на оплату заказчику, на основании условий договора и ранее оплаченных налоговых накладных на оказанные услуги. Расчет себестоимости и прибыльности услуг по каждому клиенту, рейсу, грузу и заявке должен происходить автоматически. Должны быть разработаны формы отчетности (разгрузочный лист, загрузочный лист, оборотно-сальдовая ведомость по номенклатурам, в разрезе различных аналитик, номенклатурных единиц и контрагентов).
Грамотный подбор персонала
Транспортно-экспедиторская фирма может бесперебойно работать, набрав в свой штат лишь менеджеров по перевозке, задача которых состоит в разработке транспортных схем, координировании действий контрагентов, общении с клиентами. Важно нанимать работников с опытом, так как опытный менеджер может обрабатывать до 20 заявок в день и, помимо этого, обладает наработанными связями с контрагентами и клиентской базой. Также профессиональный менеджер должен быть коммуникабельным, пунктуальным, исполнительным, инициативным. Заработная плата менеджеров-логистов — это оклад плюс процент, обычно не больше 10% от прибыли. Средняя заработная плата составляет 20 000 рублей в месяц. Услуги приходящего бухгалтера составят 10 000 рублей ежемесячно.
Работа будет организована двумя отделами: коммерческий отдел и транспортно-экспедиционный отдел. Работа коммерческого отдела будет заключаться в приеме заявок, оформлении документов, а именно: выписке накладных, счет-фактур на оплату, актов выполненных работ, отслеживание дебиторской задолженности, оповещение заказчиков о прибытии грузов, оформление путевых листов региональным перевозчикам, а также решение вопросов по страхованию груза, привлечение новых клиентов. С этой работой вполне могут справиться 2 или 3 человека.
Работа транспортно-экспедиционного отдела предполагает налаживание работы подвижного состава, выполнение заявок по забору груза и его доставки до заказчика. Так, налаживание работы региональных перевозчиков по полно-груженным и сборным фурам, обеспечение технического обслуживания автопарка, своевременное прохождение технического осмотра. Предоставление дополнительных услуг по перевозкам грузов другими видами транспорта: ж/д, авиа, контейнерные перевозки. На данном участке должно быть не менее двух работников.
Начало работы компании
Началом предоставления транспортных услуг является подписанный договор на экспедирование грузов с клиентом и клиентский договор с перевозчиком. Работа экспедитора предполагает отслеживание машины в пути, решение всех возникающих проблем и удовлетворение интересов клиентов. Работа в транспортной компании обязывает знать все законы передвижения транзитных и экспортных грузов, и правильное оформление документов.
Когда лучше открывать?
Транспортно-экспедиторский бизнес можно назвать сезонным. Пиком сезона считается осень и весна, поэтому для завоевания хорошей репутации к горячему сезону нужно подготовиться заранее. Открывать транспортную компанию лучше летом. Это период затишья, который позволит вам освоиться, выполнить все работы по подготовке к открытию, и осенью вы сможете приступить к работе.
Привлечение клиентов
Для привлечения клиентов транспортные компании проводят различные тендеры по выбору экспедитора. Всю информацию об активном тендере можно узнать на сайте компании, в прессе и т. д. В начале своей деятельности необходимо распечатать большое количество визиток и рекламных проспектов, дать объявление в газету. Ориентироваться стоит исходя из суммы 30 000 рублей в месяц.
Финансовый расчет
Приведенный бизнес-план предусматривает открытие данного рода бизнеса с учетом аренды помещения в деловой части города общей площадью 20 кв. м., штатом 6 человек, наценкой 10%, организационно-правовой формой — ООО.
В расчете учтено, что в первые три месяца экспедиторская компания работает с убытком, сумма выполненных заказов растет от 630 000 рублей в первый месяц, до 3 000 000 рублей на шестой.
Единовременные расходы на открытие:
- регистрация предприятия — 35 000 рублей;
- мебель и оргтехника — 100 000 рублей.
Итого — 135 000 рублей.
Постоянные расходы:
- аренда помещения — 8 000 рублей;
- коммерческие расходы — 3 000 рублей;
- расходы на коммунальные платежи — 5 000 рублей;
- заработная плата работников — 210 000 рублей;
- реклама — 30 000 рублей.
Итого — 256 000 рублей.
Переменные расходы:
- оплата транспортных услуг других компаний;
- оплата работы грузчиков.
Итого — 28 000 рублей.
Доход с 6-ого месяца работы составил 3 000 000 рублей.
Исходя из вышеперечисленных расходов можно посчитать расходы, понесенные за 6 месяцев работы:
((256 000 + 28 000) х 6) + 135 000 = 1 839 000 рублей.
Отсюда следует, что полученный доход покрывает не только постоянные и переменные расходы, но и единовременные расходы на открытие.
3 000 000-1 839 000 = 1 161 000 рублей — налогооблагаемый доход.
1. Краткий инвестиционный меморандум
Автомобильные перевозки вносят значительный вклад в развитие экономики любой страны. Ежедневно на дорогах перевозятся тонны различного груза. Перевозки осуществляют как компании, так и частные лица. На сегодняшний день в России есть несколько крупных предприятий на данном рынке, а также множество средних, небольших и частных лиц, имеющих одну единицу техники.
Несмотря на то, что существует высокая конкуренция, высокий спрос на транспортные услуги сохраняется, поэтому открытие транспортной компании остается актуальным. К тому же на сегодняшний день крупные компании предлагают свои услуги по завышенным ценам, а небольшие и частные лица не всегда могут обеспечить качественный сервис — старые машины, задержки привоза, неквалифицированные водители. В связи с этим можно открыть небольшую компанию, которая будет работать по средним рыночным ценам, но качество услуг будет выше.
Транспортные компании на сегодняшний день могут осуществлять перевозку пассажиров и грузов. В рассматриваемом бизнес-плане рассмотрим перевозку крупногабаритных и мелкогабаритных грузов.
Срок окупаемости составляет 19 месяцев
Первоначальные вложения будут равны 8 120 000 руб
Точка безубыточности достигается на 2 месяц
Средняя прибыль в месяц 395 000 руб
2. Описание бизнеса, продукта или услуги
Для организации транспортной компании потребуется гаражное помещение площадью около 200 м2. Оно должно быть поделено для стоянки автотранспорта, а также для офисного помещения для сотрудников компании и клиентов. Площадь офиса может не превышать 40 м2, но должно быть оборудовано мебелью и всей необходимой техникой.
Транспортная компания будет иметь на балансе две фуры и три Газели для осуществления перевозок.
Фура может доставлять в пункт назначения большие объемы грузов. Вес груза может достигать тридцати тонн. Сама фура представляет собой многотонное транспортное средство и состоит из тягача и прицепа.
Таким образом, на фуре можно перевозить крупногабаритный груз по всей территории России, а также в страны ближнего зарубежья. Наиболее популярными моделями фур являются: Volvo FN, Mercedes-Benz Actors, MAN-TGS и другие.
Газель является малогабаритным грузовым автотранспортом. Производится в России, поэтому очень популярна среди российских транспортных компаний.
Максимальная масса груза не должна превышать 3500 кг, что позволяет управлять ей водителям с правами категории «В». Также на Газель не распространяется действие знака «проезд грузовым автомобилям запрещен», что обеспечивает проходимость по городу.
Таким образом, Газель чаще всего пользуется спросом при следующих действиях:
- Переезд
- Небольшая стройка
- Перевозка продуктов до магазина (к примеру, хлеб)
- Доставка
Стоит отметить, что перед каждым выездом все машины должны быть проверены на отсутствие технических неисправностей, также водители должны пройти предрейсовый осмотр.
Со временем транспортная компания может преобразоваться в транспортно- экспедиционную, что означает не только доставку груза из пункта А в пункт Б, но и обеспечение ее сохранности и привоза точно в срок.
Основным рынком сбыта транспортной компании будут организации, осуществляющие доставку своей продукции по городу или в другие регионы, но не имеющие собственного транспорта. Это могут быть региональные сети либо небольшие местные магазины. Важно настроить каждый заказ на долгосрочную перспективу, ведь торговым организациям необходимо осуществлять доставку постоянно. Заключение нескольких крупных долгосрочных договоров может загрузить машины на 70%.
Помимо постоянных контрактов, возможно выполнение единичных заказов как различных компаний, так и частных лиц. С учетом того, что многие товары заказываются через Интернет-магазины, доставка грузов необходима повсеместно.
Сильные стороны проекта: | Слабые стороны проекта: |
|
|
Возможности проекта: | Угрозы проекта: |
|
|
Маркетинговая кампания транспортной компании должна включать в себя:
- Наличие сайта в интернете. На сегодняшний день это необходимо практически для любой организации, в том числе и транспортной компании. Информация на сайте будет предлагать ознакомиться с видами транспорта и их характеристиками, возможно наличие калькулятора для примерного расчета стоимости проезда, возможность связаться с диспетчером или менеджером. Также можно подключить функцию отслеживания груза на карте.
- Реклама в различных деловых СМИ. Это могут быть периодические издания как в газетах и журналах, так и в Интернет СМИ. Можно предложить напечатать полезную информацию для потребителей, тем самым сделав рекламу себе.
- Билборды и реклама на машинах. Размещать объявления на билбордах можно возле промышленных зон с большим количество предприятий. Реклама в таких местах значительно дешевле чем в центре города, а эффект может быть выше. На своих автомобилях можно разместить рекламу своего бренда, а также номер телефона, по которому можно обратиться. Такая реклама практически ничего не стоит, но повысит узнаваемость бренда и возможны дополнительные продажи.
Прежде всего необходимо зарегистрировать бизнес в налоговых органах. Видом деятельности по ОКВЭД-2 стоит выбрать 49.41.1 «Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами». Такой вид деятельности разрешает применение налога на вмененный доход, физическим показателем будет количество машин. Соответственно, чем больше машин в транспортной компании, тем выше налог.
Далее необходимо подобрать гаражное помещение и произвести ремонт. Помещение должно пройти проверки МЧС и СанПин.
Следующими этапами будет покупка Газелей и фур с их последующей регистрацией в ГИБДД. Необходимо также получить страховые полисы (такие как КАСКО и ОСАГО) и техпаспорт на каждый автомобиль.
Для офисных сотрудников нужно приобрести мебель и технику.
Когда подготовительные этапы будут выполнены, можно заключать трудовые договора с сотрудниками и начинать работать.
Важно помнить, что перед каждым выездом механик и водитель должны проверить наличие водительского удостоверения, путевого листа, доверенности на транспортное средство, документов на груз, которые подготавливает заказчик и при необходимости командировочного документа. Также водитель должен пройти медицинский осмотр.
6. Организационная структура
Для начала работы транспортной компании необходимо составить штатное расписание в количестве четырех должностей и 15 сотрудников.
Перечень должностей и заработанных плат представлен в Таблице:
Постоянные расходы | Оклад | Количество сотрудников | Сумма |
Директор | 50 000 | 1 | 50 000 |
Водитель | 20 000 | 10 | 200 000 |
Диспетчер | 30 000 | 2 | 60 000 |
Техник | 35 000 | 2 | 70 000 |
Десять из них будут работать водителями, они должны иметь права категории «В» и «С» (водителям Газели необязательно иметь права категории «С»), а также стаж вождения от двух лет. Водитель обязан выполнять рейсы четко в срок, хорошо знать логистические маршруты, уметь произвести небольшой ремонт. Работа между водителями будет по графику, за одной машиной будет числиться два водителя.
В обязанности диспетчера входит организация и контроль работы водителя на рейсе, инструктаж, разработка логистических маршрутов. При выборе кандидатов желательно наличие высшего специализированного образования и опыта работы. График работы диспетчеров два на два посменно.
Техник должен проверять автомобиль перед рейсами, а также все необходимее документы. Если у автомобиля имеются технические неисправности, технику необходимо разобраться с данной проблемой и отправить машину на ремонт.
Полный расчет ФОТ на 24 месяца с учетом премиальной части и страховых взносов представлен в финансовой модели.
Инвестиционные затраты на открытие данного бизнеса составляют 8 102 000 рублей.
Полный перечень инвестиций на открытие птицефермы представлен в таблице:
Инвестиции на открытие | |
Регистрация, включая получение всех разрешений | 30 000 |
Ремонт | 30 000 |
Рекламные материалы | 10 000 |
Аренда на время ремонта | 52 500 |
Закупка оборудования | 7 970 000 |
Прочее | 10 000 |
Итого | 8 102 500 |
Основными инвестициями будет закупка оборудования, которая включает в себя покупку двух Фур и трех Газелей. Стоимость автомобилей в общей сложности получается высокой, однако при полной загрузке они быстро окупятся. К тому же, имея крупные активы на балансе можно предотвратить банкротство при нестабильной экономической ситуации.
Если предприятие на момент открытия не имеет необходимой суммы для покупки машин, то автомобили можно взять в лизинг.
В составе оборудования также будет мебель и офисная техника для сотрудников, а также необходимое оборудование для машин.
Основными ежемесячными затратами будет фонд оплаты труда и стоимость топлива. При расчете затрат на топливо стоит понимать, что расход груженой Газели составляет 11 литров на 100 км, а Фуры 25 л на 100 км. Средняя цена топлива составляет 40 рублей.
Также ключевыми показателями ежемесячных расходов будет амортизация и ремонт машин.
Стоимость аренды помещения будет зависеть от региона, места размещения (загород, промышленная зона, удаленность от центра города) и его состояния (ремонт, тепло).
Полный перечень ежемесячных расходов представлен в Таблице:
Ежемесячные затраты | |
ФОТ (включая отчисления) | 642 321 |
Аренда (200 кв.м.) | 70 000 |
Амортизация | 106 944 |
Коммунальные услуги | 15 000 |
Реклама | 10 000 |
Бухгалтерия (удаленная) | 15 000 |
Топливо | 433 770 |
Ремонт машин | 150 000 |
Непредвиденные расходы | 10 000 |
Итого | 1 453 036 |
План продаж на 24 месяца с учетом сезонности, прогноз эффективности инвестиций и расчет экономических показателей бизнеса представлен в финансовой модели.
У данного проекта имеется несколько основных факторов риска.
Первый из них — это нехватка квалифицированного персонала, а именно водителей, которые могут безопасно осуществлять управление транспортом и быть пунктуальными. Данный риск уменьшается благодаря конкурентному уровню заработной платы и обучению персонала.
Второй фактор риска — это безопасность перевозок, то есть риск попадание транспорта в ДТП. Для минимизации этого риска груз и автотранспорт будет застрахован чтобы исключить финансовые потери.
Ещё один риск — это некачественные запчасти для автомобилей. Для исключение данного риска запчасти будут закупаться только у официальных дилеров. Высокая конкуренция на рынке также является фактором риска. Планируется провести рекламную компанию на нескольких разных рекламных площадках с использованием различных маркетинговых инструментов для привлечения клиентов и исключения данного риска.
Финансовая модель транспортной компании