Бизнес план для школы дизайна
Продвигаясь на местных ярмарках и форумах, предпринимательница постепенно обрела свою аудиторию и теперь собирается учить креативному мышлению не только детей, но и взрослых. О долгих сомнениях, перфекционизме и силе нетворкинга Татьяна Вронская рассказывает в интервью Контур.Журналу.
Дизайнер-многостаночник
Я родом из Бурятии, до 2011 года жила в Комсомольске-на-Амуре, где с 2001 по 2004 годы училась в техникуме отраслевых технологий, строительства, экономики и права по специальности «архитектор зданий и интерьера». То, что буду заниматься именно дизайном, я поняла довольно рано. Сначала хотела создавать одежду, но в силу географической удаленности не смогла уехать в профильный колледж и выбрала похожее творческое направление.
Шесть лет назад я переехала в Абакан, где и открыла бизнес – «Детскую школу дизайна», а также поступила в Хакасский государственный университет по направлению «педагог-психолог».
Идея открыть собственный бизнес родилась сразу по окончании техникума. Тогда в нашем регионе повсеместно начали осваивать технологии графического дизайна, появлялось много рекламы. Мне, как специалисту, было очевидно, что в основном маркетинговая продукция получалась довольно низкого качества, поскольку люди были не готовы платить профессионалам, им казалось, что они сами могут все «нарисовать». Тогда-то я и решила, что в будущем обязательно запущу собственную школу и буду учить людей делать красиво.
Однако до этого нужно было научиться всему самой. Графическому дизайну я училась на своем первом месте работы — в рекламном агентстве, куда устроилась в 2004 году. Через год ушла в типографию «Жук», где освоила уже технологии полиграфической печати. В 2007 году я стала руководителем дизайнерского отдела в компании, специализировавшейся на продаже строительных материалов. У меня в подчинении было 13 человек. Этот опыт был для меня очень полезным, ведь я поняла, как организовывать работу в коллективе, как управлять людьми. Тогда-то я и утвердилась в своем желании открыть дело, но смелости не хватало еще целых восемь лет.
В 2010 году я попала в медиахолдинг, где была инженером компьютерной графики и познакомилась с основами видеодизайна. Потом мы переехали в Абакан, и я устроилась на телеканал «ТНТ-Абакан», где проработала до 2012 года. Дальше был Русский республиканский драматический театр имени М. Ю. Лермонтова, там я занималась разработкой афиш, билетов, пригласительных. Потом работала в типографии «Хакасия».
Все это время во мне жила идея собственной школы дизайна, но было страшно решиться: постоянно говорила себе, что на старт бизнеса нужны серьезные инвестиции, связи. В итоге металась с одной работы на другую, становилось скучно. Потом я ушла в декретный отпуск и в 2015 году, наконец, решилась на запуск собственного бизнеса.
Старт в библиотеке
Моей стартовой инвестицией стало пособие по уходу за ребенком — 8000 руб. На них я оформила ИП, напечатала визитки и арендовала небольшое место на одном из республиканских форумов. У меня не было возможности сразу снять себе офис, закупить мебель и оборудование, поэтому я начала с активного PR: создала группу во «ВКонтакте», ходила по выставкам, делала презентации и мастер-классы.
В чем сложность продвижения на мероприятиях? В массовости. Нужно сделать так, чтобы люди запомнили именно тебя. Например, на самом первом своем мероприятии в рамках фестиваля сладостей я проводила бесплатный мастер-класс. Денег особо не было, поэтому я нашла бюджетную идею создания украшений в экостиле. Я купила линейки и толстые нитки, которые прямо на улице нарезала секатором. Потратила на это 200 руб. Зато эффект был отличный: люди удивлялись, подходили знакомиться, и в итоге два человека с того мероприятия сразу же записались на курс.
Нетворкинг вообще мне сильно помог в бизнесе. На одном из мероприятий я познакомилась с представителями библиотеки, на базе которой и начала проводить первые занятия с детьми в рамках досугово-развивающего проекта «Погружение».
В летний период в библиотеке я могла проводить свои мероприятия за процент от выручки, то есть мне не приходилось платить фиксированную аренду. Кроме того, благодаря библиотеке у меня появился выход на электронные СМИ и газеты, а также база для SMS-рассылки.
«Погружение» — это творческая мастерская для детей от 3 до 15 лет. Мы решаем проблему излишней увлеченности гаджетами и телевизором. Дети разучились взаимодействовать, знакомиться, договариваться, совсем не умеют проигрывать, ведь в компьютерных играх есть возможность попробовать еще и еще, выиграть даже с десятой попытки.
На занятиях мы стараемся дать детям новые знания (через видеопрезентации, интерактивные экскурсии, опыты и эксперименты — то, что помогает стимулировать любознательность и расширяет детский кругозор), развить их навыки общения (через настольные, подвижные, дидактические игры, игры-знакомства, коммуникативные упражнения), а также обучить их творчеству (основам работы с художественными материалами и инструментами, креативному решению задач). Затем проходит закрепление материала на творческом мастер-классе.
Полгода назад совместно с развивающей студией ПИНs’cool мы запустили языковую мастерскую «Погружение in English», где в простой форме учим детей говорить на английском, создавая вокруг ребенка разговорную среду.
«Погружение» помогло мне найти первых учеников и для будущей «Детской школы дизайна». В марте 2015 я начала, и к сентябрю у меня уже было сформировано три группы. Встал вопрос об аренде офиса: нужна была мебель. Тут мне опять помог нетворкинг: я познакомилась с девочкой, хозяйкой творческой студии, которая переезжала в Новосибирск. Так мне удалось недорого купить мебель. Затем я написала бизнес-план и в муниципальном фонде поддержки предпринимателей привлекла грант в 300 000 руб. На эти деньги закупила все необходимое оборудование: компьютеры, проекторы и другие важные вещи. Суммарно, помимо гранта, за два года работы в «Школу» я вложила своих денег порядка 80 000 руб. Пока стартовые инвестиции еще не вернулись.
Основное направление «Детской школы дизайна» — образовательные услуги для детей. Это курсы креативного и эмоционального мышления для детей от 5 до 8 лет и креативное мышление и основы дизайна для ребят от 9 до 15 лет. В этом году также планирую запустить программы для взрослых. С этой аудиторией работать сложнее, взрослого человека трудно переучивать, заставить отказаться от собственных стереотипов.
Полная программа длится 3-4 года (пока программа еще до конца не обкатана). На последних курсах мы с детьми уже изучаем компьютерные программы — CorelDraw, Photoshop, до этого я даю им теоретические основы и знания.
Креативное продвижение
В городе конкурентов у нас нет, есть отдельные студии, которые тоже занимаются детским досугом, но именно в нашем направлении не работает больше никто. Сейчас у меня учится 5 групп по 6 человек в каждой. Стоимость одного занятия колеблется от 300 до 500 рублей. Много детей ходит к нам на мастер-классы, мне даже сложно посчитать точное количество таких посетителей. Кризис, конечно, оказывает на нас влияние: периодически возникают трудности с набором групп, некоторые родители испытывают финансовые проблемы. У меня есть ряд учеников, которые продолжают ходить ко мне бесплатно: семьи не могут позволить себе оплачивать услуги «Школы», но я вижу в таких детках талант и не могу с ними расстаться.
Но основная моя проблема все-таки не кризис, а узость рынка. Абакан — небольшой город, где живет всего 180 000 человек. Это очень мало. Из-за этого, например, участие в выставках (то, что так сильно помогло мне на старте) стало неэффективным, потому что на эти мероприятия приходят, как правило, одни и те же люди.
Размещение в СМИ — дорогое удовольствие, поэтому мы начали выпускать корпоративную «Рыжую газету». Желтые газеты распространяют сплетни, а рыжие пишут о творчестве. Первые четыре полосы мы посвящаем себе, пишем интересные истории, публикуем фотографии, а затем размещаем разные творческие задания. В газете рекламируем компании, с которыми совпадаем по целевой аудитории, и на эти деньги печатаемся.
В распространении нам помогает местный департамент образования: они рассылают наше издание по заведующим, а те, в свою очередь, по нашим возрастным группам в детских садах и школах. Также «Рыжую газету» можно встретить в поликлиниках и на городских фестивалях.
Кроме меня в «Школе» работают еще две девушки, которых я встретила случайно. Одна из них, Ирина, работает со мной с самого момента старта в библиотеке. Сейчас она занимается написанием всех рекламных текстов и ведет первую часть проекта «Погружение». Вторая сотрудница сосредоточена на английском направлении. Вообще мне трудно находить новых сотрудников, потому что я перфекционист. Надеюсь, что однажды встречу преподавателя, которому буду доверять своих детей.
Всем начинающим предпринимателям я советую включать в бизнесе креативное мышление, забыть про свои страхи и не опускать рук!
Я не хотел быть строителем
Когда я учился в строительном университете, на втором курсе нам нужно было проходить практику. Вместо того чтобы идти на стройку и становиться прорабом, я решил попробовать себя в архитектурной компании в качестве помощника дизайнера или визуализатора. Знаний и навыков у меня особенно не было, но я умел неплохо обращаться с компьютером — знал Photoshop и AutoCAD. Я понял, что мне нравятся дизайн и визуализация, и согласился работать бесплатно, чтобы учиться на практике. В какой-то момент у меня появились свои личные заказчики. Работа стала превращаться в бизнес.
Когда еще на старте своей карьеры я делал визуализацию, один из клиентов попросил меня сделать дизайн. Он был опытный, сказал: «Нарисуй картинку, а дальше мы разберемся». Мы сделали ему салон красоты, а позже ему же отрисовали квартиру. Вместе со строителями он показывал мне, что и как делается на объекте. Благодаря ему я и стал дизайнером. Он меня сам к этому подтолкнул. Он же через несколько лет посоветовал мне нанять команду.
Когда заказов стало достаточно много и понадобились дополнительные люди, я открыл студию. К визуализации мы добавили еще и дизайн. Разница в том, что визуализация — это «картинки» для других дизайнеров, а дизайн делается именно для клиентов. У нас в стране есть архитекторы и декораторы, а именно дизайнеров практически нет. В России нигде не учат дизайну, есть только курсы. Та же Британская высшая школа дизайна — это на самом деле не высшее учебное заведение. К тому же у нас нет лицензии, поэтому любой человек может назвать себя дизайнером, если захочет. Так как нет производственных стандартов, их приходится вырабатывать самостоятельно и обучать персонал под себя.
Визуализация реконструкции Детского мира
Новых сотрудников мы набираем из бывших студентов
Мы предлагаем студентам насыщенную двухгодовую программу. Даем общее представление о том, кто такой дизайнер, обучаем техническим навыкам, объясняя, как правильно работать в AutoCAD и 3DMax, рассказываем о послепроектном сопровождении — авторском надзоре и работе с прорабом. У нас три основных направления: дизайн, включая визуализацию и рисунок интерьера, привлечение клиентов и создание студии. На последнем направлении мы рассказываем о том, как создать свою команду и организовать ее работу.
В нашей компании нет четкого разделения функций — каждый взаимозаменяем. На постоянной основе в команде работают примерно десять человек, туда входят три менеджера, три дизайнера, два арт-директора, проектировщик и я. Есть много дополнительных людей, которых мы привлекаем на определенные проекты, их нанимает наша «десятка». Многих из них я даже не знаю.
Новых людей мы стараемся брать из выпускников нашей школы. Процесс обучения построен как тестовый проект: как идет процесс работы с клиентом в реальной жизни, так он идет и в обучении. Человек общается с клиентом, знакомится с договором, делает планировку. На обучение у него уходит полгода-год. Хорошего специалиста видно сразу: он приходит на все занятия, выполняет все задания, задает вопросы. Есть люди, которые приходят для других целей: некоторые приводят своих сотрудников, опытные дизайнеры стараются структурировать уже имеющиеся знания.
Некоторые наши студенты из Омска, Хабаровска, Екатеринбурга приезжают в Москву и находят здесь клиентов. Это могут быть люди, совсем не знакомые с дизайном. Нет ничего сложного ни в рисунке, ни в AutoCAD. Я сам, кстати, рисовать не умею. И это абсолютно мне не мешает работать на компьютере.
Минимальная стоимость коротких курсов, которые длятся 21 рабочий день, — 30 000-40 000 руб. Годовой или полугодовой дизайн интерьера стоит 120 000 руб. или по 32 000 руб. за модуль. В зависимости от количества желающих и времени участия бывают скидки от 20 до 50%. Профессию визуализатора можно получить за полтора месяца с нуля за 37 000 руб. Две недели ты учишься интерфейсу и базам, вторую часть курса готовишь портфолио. Главная задача — научить человека делать самостоятельные проекты, чтобы он смог повторить собственный успех без чужой помощи.
Полноценный проект за рубежом сделать очень сложно
Когда мы начинали, половина заказов была из-за рубежа. Сейчас мы не так много работаем с иностранными заказами. В основном к нам обращаются русскоговорящие люди, которые переехали за рубеж, но не очень хотят общаться с русскими дизайнерами.
Полностью сделать дизайн-проект для иностранца сложно, так как часто наши технические требования и нормы не подходят. Можно сделать только концепцию дизайна и отдать ее местным архитекторам, которые лучше разбираются в правилах и согласованиях.
В Европе, например, очень много декораторов, и почти все жилье продается уже с отделкой. Люди приносят свои полотенца, вазы и начинают жить, там нет пустых бетонных коробок, как у нас. Мне не известны случаи, когда российские дизайнеры делали что-то за рубежом от начала и до конца.
Я люблю частных клиентов и не люблю работать с барами, ресторанами, общественными зонами, хотя, конечно, мы работаем с «Аэрофлотом», «Газпромом» и многими другими. При работе над такими проектами дизайнер не может диктовать свои условия и подстраивается под заказчика. Я всегда привожу такой пример: когда пациент приходит на прием к стоматологу, он не говорит ему, какой зуб сверлить, потому что врач и сам это знает. В случае с рестораном чаще всего к тебе приходит клиент со всей своей семьей, и они все дают тебе советы и указания.
Частные проекты часто бывают очень интересными. Один из самых сложных и запоминающихся проектов, над которым мы работали, называется «Алые паруса». Клиент попросил сделать максимально необычное пространство, в результате получился футуристический интерьер. Там все очень индивидуально, каждый объект подготовлен и разработан дизайнером: аквариум с медузами, гипсовая река на потолке, встроенный камин.
Визуализация проекта Pulkovo Outlet Village
Чаще всего наш клиент приходит делать дом или квартиру полностью с нуля. Один метр дома до 300 кв. м стоит 3 000 руб., если дом больше 300 кв. м, то 2 500 руб. Локальный проект тоже можно делать, прямо как в программе «Квартирный вопрос», но этим должен заниматься не дизайнер, а декоратор. Первый отвечает за внутреннюю логику и планировку, второй оформляет помещение.
Стандартная ситуация — клиент купил дом площадью 200-300 кв. м в коттеджном поселке. Он хочет расширить дом и сделать фасад, оформить комнаты, выдержать их в определенном стиле. Приходит дизайнер, записывает все идеи в техническое задание, согласовывает его с клиентом. После этого делается планировка, затем черно-белые эскизы, по ним уже 3D-визуализация с материалами, мебелью и текстурами. Следующий этап — подготовка рабочей документации и ведомостей на закупку. В итоге получается 3D-визуализация, рабочая документация для строителей и подборка мебельных материалов для закупок. Когда все это сдается, дизайн-проект закончен.
Волшебный домик для девочки
Далее идет реализация. Клиент считает смету, нанимает строителей, предлагает дизайнеру либо возглавить управление строительством, либо осуществлять только авторский надзор и следить за тем, чтобы все построили по чертежам. Важно сделать комплектацию — закупить все необходимое для проекта. Это дополнительный процесс, стоит он 10% от стоимости всего закупаемого оборудования.
Недавно я был в Дубае, там есть шейх, который каждый год переделывает свой дворец. После выставки он его закрывает и полностью меняет мебель и все остальное. Это хорошо для того, чтобы заработать деньги, но не соответствует нашему мировоззрению, потому что мы не гонимся за модой. Наш конек — планировочные решения и соотношения между комнатами, натуральные материалы, встроенные решения, идея интерьера. У нас есть свой свод правил, которых мы придерживаемся.
Идеально — когда бизнес не требует контроля
Для того чтобы бизнес работал как часы, нужно создать пачку шаблонов и документов. Я могу работать без связи, выходить в интернет раз в день, и все будет работать. Но для этого правила надо писать и адаптировать. Мы работали над ними всей командой. Теперь при смене специалиста мы даем ему шаблон, который объясняет, что и как делать, в том числе в критических ситуациях. Если шпаргалки нет, то арт-директор постоянно должен быть на месте, что плохо в первую очередь для него. Мы уже создали около ста документов, получилось что-то вроде франшизы студии, которую мы пока не продаем, но сами по ней работаем.
Как-то я специально взял сложного заказчика. Я знал, что никакого дохода он не принесет, но мы целый год с ним работали, и он стал бета-тестером нашей системы и менеджеров, которые в ней работают. Все вопросы мы с ним отработали и записали в правила.
У нас есть курсы по созданию похожей системы, выработке своего стиля и написанию шаблонов для дизайнеров, которые сталкиваются с похожими проблемами. Этот курс называется «Создание студии» и его проходят дизайнеры и бизнесмены, которым надоело за всем следить и все контролировать.
Я сам люблю путешествовать и не хочу быть привязан к месту. Я хочу, чтобы у меня была возможность сесть денек и подумать, а не лететь через всю Москву сломя голову, потому что прораб что-то не то привез на стройку и надо решать этот вопрос срочно, потому что уже завтра сдавать проект.