Бизнес план для сенсорной комнаты
ГКОУ «Таремский детский дом» Нижегородская область Павловский район с. Таремское
Проект «Сенсорная комната: таинственное пространство»
Составитель: Рябова М.Г. воспитатель
«Самое прекрасное, что мы можем испытать,
— это ощущение тайны. Она источник всякого
подлинного искусства и науки… »
Альберт Эйнштейн
«Мир входит в сознание человека лишь через
дверь органов внешних чувств.
Если она закрыта, то он не может войти в него,
не может вступить с ним в связь.
Мир тогда не существует для сознания».
Тьерри Вильям Прейер
Желание получить сенсорную комнату и одновременно продвинуться вперед в области освоения проектной деятельности явилось толчком к организации описанного ниже проекта.
Проект: «Таинственное пространство»
Цель: создание организованной окружающей среды, обеспечивающей психологическую комфортность, эмоциональную поддержку воспитанникам и сотрудникам детского дома через оформления сенсорной комнаты.
Задачи:
- Заинтересовать и организовать группу детей и взрослых для выполнения проекта.
- Укрепить чувство сотрудничества взрослых и детей при совместной работе над реализацией проекта.
- Обучить детей работать самостоятельно по принятым правилам, согласовывая свои действия с действиями остальных, доводить начатое дело до конца.
- Способствовать формированию дружеских отношений при совместной работе, закрепить у детей трудовые навыки, желание помогать друг другу и достигать нужного результата.
- Применять в психолого-педагогической деятельности детского дома новые формы и методы коррекционной работы, с детьми используя оборудование сенсорной комнаты.
Краткое описание проекта.
Проблемы:
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, оказавшись в ситуации изымания из кровной семьи и помещения для проживания в государственные учреждения, стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они значимы, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую любовь и внимание со стороны взрослых и сверстников и, как правило, делают это не всегда мирным путем. Ребенок, живущий в учреждении, находится постоянно в ситуации «вынужденного контроля» окружающей действительности, и это в дополнение к уже пережитой травме утраты семьи. А значит – в ситуации чрезмерного беспокойства и тревоги.
- К тому же, ситуация усложняется наличием у детей ограничений по здоровью. Из-за наличия того или иного заболевания у них зачастую наблюдаются заниженная самооценка, неуверенность, застенчивость — они не могут проявить себя в группе, держатся несколько обособленно от остальных детей. Успешность умственного, физического, эмоционального развития в значительной степени зависит от уровня их сенсорного развития, то есть от того, насколько развиты у ребенка сенсорно-перцептивные способности.
- Кроме того, с недавних пор особенностью нашего детского дома стало то, что в нем проживают несовершеннолетние воспитанницы, ставшие молодыми мамами. Ситуация, связанная с незапланированной беременностью, родами и воспитанием ребенка без поддержки близких родных, влияет на психику несовершеннолетних мам не лучшим образом. Их эмоциональное состояние часто неустойчиво, и поэтому нужна внешняя поддержка.
- Становление интеллектуально и социально развитого, успешного ребёнка зависит от личности воспитателя: его настроения, умения управлять собой, способности решать свои собственные проблемы и др. К сожалению, профессиональный стресс и профессиональное выгорание педагогов в работе в современных условиях полностью исключить невозможно. Специалисты, работающие в детском доме, подвержены эмоциональному выгоранию. Но хотя универсального рецепта, как уберечься от синдрома сгорания — нет, вполне возможно существенно уменьшить разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Даже с позиций классической экономической теории всякое улучшение условий должно повышать эффективность деятельности.
Чтобы компетентно помочь ребенку, нужен ряд условий. И в первую очередь, таких как:
- доверительные личностно-ориентированные отношения с воспитателями и другими сотрудниками
- условия проживания – максимально приближенные к домашним
- спокойная, доброжелательная обстановка
- в ракурсе проблемы психологического здоровья актуальна формула «психологически здоровый педагог — психологически здоровые дети»
- особым способом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, помогающими ощутить уют, комфорт, настроиться на позитивное восприятие и общение с окружающими людьми, то есть сенсорная комната.
Сенсорные комнаты бывают двух видов: светлые и темные. Оба вида положительно воздействуют на психику человека: развивают моторику, обостряют чувства восприятия окружающего мира и тем самым приводят психоэмоциональное состояние человека в равновесие.
Занятия в светлых сенсорных комнатах носят элемент игры, а значит, заряжают детей позитивом, бодростью духа и огромным зарядом энергии. Занятия в светлых сенсорных комнатах – прекрасный вариант занять ребенка.
Темная сенсорная комната имеет другую психологическую направленность, ее главная цель – восстановить психоэмоциональное состояние ребенка и расслабить его нервную систему. Благодаря сенсорным ощущениям, которые ребенок получает, исследуя все элементы комнаты, его внутренне равновесие восстанавливается, а негативные эмоции исчезают. Концентрируя все свое внимание на происходящем вокруг, ребенок приобретает навыки самообладания, освобождается от страхов и агрессии и учится воспринимать окружающий мир таким, какой он есть. Занятия проводятся в полной темноте, чтобы ребенку передавался весь спектр ощущений, при этом темная сенсорная комната напоминает волшебный мир.
Таким образом, темная сенсорная комната как инновационная модель необходима нашему учреждению для сохранения и укрепления психофизического здоровья детей и взрослых, познавательного и эмоционального развития, детей обычных и с ограниченными возможностями; для более качественного воспитания и образования воспитанников.
Оборудование
Наименование оборудования | Описание оборудования, эффект использования | ||
Пуфик-кресло с гранулами | -удобное сидение, наполненное пенополистирольными гранулами. Пуфик служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, приятное для тела. | ||
Маты напольные | —маты различных размеров служат для мягкого напольного покрытия сенсорной комнаты, обеспечивая безопасность и комфорт. На «мягком полу» можно лежать, сидеть, двигаться без риска получить травму. Для того чтобы маты не «разъезжались» в процессе занятий, предусмотрена возможность скрепления их между собой при помощи «липучек», которые расположены на их нижней поверхности. | ||
Детская сенсорная дорожка |
| ||
Сухой душ | -разноцветные атласные ленты спокойных тонов, спускающиеся вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь их всем телом. Оказавшись в сухом душе, подняв вверх голову, человек видит свое отражение в зеркальном потолке. | ||
Детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной. |
| ||
Детское игровое панно «Звездное небо» | -панели разных размеров из черного пластика в раме. В каждую панель вмонтированы тончайшие светооптические волокна. Панно располагается на стене в темной сенсорной комнате и при включении создает эффект ночного неба. При взаимодействии с панно у человека возникает ощущение, будто бы он дотрагивается руками до звезд. Для работы с детьми панно располагают на уровне их роста. Для этого определяется средний рост ребенка, исходя из контингента детей учреждения. Если расположение панно не соответствует росту всех детей, участвующих в занятии, то самым низким можно предложить специальные скамеечки или пуфики. Панно «Звездное небо» используется в общеразвивающих занятиях по формированию представлений об окружающем макропространстве (космос, звезды), для занятий астрономией, в ходе тематических занятий по сказочным сюжетам, для релаксационных занятий.. | ||
Зеркальный шар с приводом вращения и профессиональный источник света к зеркальному шару «Зебра-50» (в комплект может входить настольный штатив или напольная штанга) | -вращающийся зеркальный шар с ограненной поверхностью, который подвешивается к потолку или укрепляется на штативе. Узкий луч света, направленный на зеркальный шар, отражается от него. При этом возникает эффект бесконечного множества бликов, напоминающих падающий снег или мелькание «солнечных зайчиков». В сочетании со спокойной музыкой эти блики создают ощущение сказки, героями которой становятся те, кто находится в комнате. Прибор активно используется в процесс проведения релаксационных занятий, а также занятий с фантазийным и сказочным сюжетом, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах. | ||
Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь» | -россыпь из 100 светооптических волокон длиной 200 см, цвет которых постоянно меняется по всей длине. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и обладают успокаивающим эффектом. Толстые мягкие волокна абсолютно безопасны: их можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Играя с волокнами, трогая их, ребенок (подросток) приобретает новый опыт. Чрезвычайно эффективен для занятий с детьми (подростками) со слабым зрением. Поставляется вместе с источником света. | ||
Музыкальный центр с набором CD-дисков для релаксации | -техническое музыкальное оснащение темной сенсорной комнаты. | ||
Фонтан водный настольный | -источник воды, которая стимулирует зрительные, тактильные и слуховые ощущения человека. Конструктивно настольный водный фонтан выполнен в форме дерева. |
- цены не указаны в связи с чрезвычайно быстро меняющимся рынком цен
Этапы и механизмы реализации проекта
1 этап. Подготовительный
Результаты изучения эмоционального состояния участников образовательного процесса, необходимость поиска новых форм и методов коррекционной работы.
Изучение литературы/информации в Интернете по целесообразности и эффективности использования технологий сенсорной комнаты.
Подбор оборудования, исходя из его назначения и эффективности использования, для сенсорной комнаты нашего детского дома.
2 этап. Основной
Выбор помещения в здании детского дома/вспомогательного блока.
Ремонт/подготовка помещения, определенного под организацию сенсорной комнаты.
Закупка оборудования/материалов для сенсорной комнаты.
3 этап. Итоговый
Оформление сенсорной комнаты.
План реализации проекта
Что делать | Временные затраты | Кто делает |
“Тест цветовых предпочтений” (М. Люшер); “Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности” (Г. Айзенк); тест смысложизненных ориентаций;Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки); метод наблюдения.
| В течение нахождения в детском доме 36 часов (3 смены) 12 часов 12 часов | Психолог Воспитатель Воспитанники Воспитатель |
демонтаж покрытия стен; оклейка стен специальными обоями; пошив и навес штор.
| 1 час 48 часов 12 часов 12часов | Администрация (директор) Воспитанники Воспитатели Швея Рабочий по КОЗиС Воспитанники Воспитатели Администрация (директор, завхоз)/ Спонсоры |
| 8 часов 1 час | Рабочий по КОЗиС Воспитанники и сотрудники детского дома Гости |
Описание количественных и качественных ресурсов
Имеющиеся ресурсы:
человеческие: Воспитатель, Воспитанники, Рабочий по КОЗиС, Швея.
Необходимые ресурсы:
финансовые:
№ | Материал | Количество | Цена * |
1 | Ткань на шторы | 6 метров | |
3 | Обои | 12 кв.м. | |
4 | Клей (обойный) | 2 уп. | |
5 | Нитки | 1 шт. | |
7 | Крючки для штор | 20 шт. | |
8 | Карниз для штор | 1 шт. | |
9 | Оборудование для сенсорной комнаты по перечню (см.выше) |
*
Перспектива развития проекта
В результате реализации проекта «Сенсорная комната: таинственное пространство»
- Получение положительных эмоций от проделанной работы, от полученного результата.
- Укрепление межличностных взаимоотношений в коллективе сверстников и взрослых;
- Использование сенсорной комнаты в коррекционной работе с воспитанниками и сотрудниками детского дома;
- Предоставление услуг по использованию сенсорной комнаты приемным семьям.
Государственное бюджетное оздоровительное образовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат №28»
Проект«Наша сенсорная комната релаксации»
Творческая группа: Гунтупова Дарима, учащиеся 9 класса,
Руководитель проекта — воспитатель Данилова Валентина Владимировна
«Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы» Карлейль
Краткая аннотация: Разработка проекта продиктована стремлением создать максимально благоприятные условия для формирования здоровье сберегающей образовательной среды, на новом уровне удовлетворить образовательные, духовные потребности родителей, детей и педагогов, в полной мере использовать творческий потенциал коллектива. Проект охватывает большую аудиторию: учащиеся школы, родители, педагоги, социальные партнеры.
Социальный проект « Наша сенсорная комната релаксации»
Создание комнаты релаксации носит просветительский, творческий характер. Он создан с целью изменения существующего отношения к своему здоровью среди всех участников образовательного процесса через пропаганду здорового образа жизни, возможность практически повлиять на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры. Социальный проект имеет не только теоретическую направленность, но и практическую. В основе практической деятельности лежит создание комнаты отдыха и психологической разгрузки (комнаты релаксации) для родителей, детей и педагогов с целью духовного и нравственного оздоровления, с намерением сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Местом реализации данного проекта является ГБООУ «Санаторная школа-интернат №28». Учитывая специфику нашего учреждения наличие такой комнаты в школе необходимо.
Актуальность темы:
Девизом нашей работы по формированию ЗОЖ стали слова Карлейля: «Здоровый человек – самое драгоценное произведение природы», следовательно, основную цель мы видим в формировании у родителей, детей и педагогов ценностного отношения к своему здоровью, навыков культуры здорового образа жизни, приобщении к занятиям физической культурой и спортом. Здоровье – это капитал, без которого человек не может полноценно участвовать в профессиональной и социальной жизни. По мнению ученых, наше здоровье на 50% зависит от образа жизни, на 20% определяется наследственностью, на 20% – окружающей средой, и только на 10% зависит от медицинских факторов. Поэтому необходима смена самого подхода к решению проблем, связанных со здоровьем. Общественное внимание должно переместиться на формирование и пропаганду способов здорового образа жизни, основанных не столько на медицинских, сколько на культурных, социальных и экологических факторах.
Современная психотерапия считает, что систематические сеансы релаксации приносят огромную пользу для людей, у которых резко возрос темп жизни. При таком темпе мы стали меньше спать и больше подвергаться стрессу, поэтому мышечная и психологическая релаксация помогает людям избавиться от стресса.
Проблема: отсутствует комната, позволяющая отдохнуть и узнать что-то новое, комната психологической разгрузки и релаксации, комната позволяющая развивать и совершенствовать тактильные, слуховые и зрительные стимуляторы, комната, улучшающая общее самочувствие детей и взрослых. Но готовые сенсорные комнаты стоят дорого, приобрести их у школы нет возможностей.
Цель: создать собственную комнату силами администрации совместно с педагогами, учащимися и родителями.
Задачи:
развитие познавательной активности;
стимуляция сенсорных процессов;
коррекция психоэмоционального состояния (преодоление замкнутости, застенчивости, агрессивности, снятие мышечного и эмоционального напряжения);
развитие общей моторики;
улучшение общего самочувствия детей.
Тип проекта: познавательный + социальный.
Продукт: сенсорная комната в школе-интернат №28, кабинет физиотерапии S=31,4 м2
Сроки реализации проекта: май 2016г. — ноябрь 2016 года.
Примерный план реализации проекта
Поиск информации в Интернете – копилка сенсорных комнат, из копилки сенсорных комнат собираем идеи объектов, которые можно реализовать своими силами.
Анализ полученной информации.
Составление перечня оборудования, мебели, пособий, игрушек.
Определение состава сенсорной комнаты.
Разработка идей сенсорной комнаты.
Составление поэтапного, подробного плана реализации проекта на предстоящий период.
Релаксация — путь к здоровью!
Основные целевые группы, на которые направлен проект: Дети, педагоги
Календарный план реализации проекта (этапы):
Этапы реализации
Диагностический: — наблюдение за детьми; — анкетирование родителей и педагогов. Цель: выявить периоды времени в течение дня и виды деятельности, когда участники образовательного процесса наиболее всего нуждаются в психологической разгрузке.
Информационный: — работа с родителями и педагогами (консультации, беседы, мастер–классы).
Практический: — ремонт помещения для оборудования комнаты релаксации; — обучение детей, родителей и педагогов методам релаксации. Цель: выявить наиболее эффективные методы и приёмы психологической разгрузки, лаконично вписывающиеся в различные виды деятельности, обучить этим приёмам. — внедрение релаксационных пауз в образовательный процесс; — мастер – класс для родителей и педагогов «Игры – релаксации для детей и взрослых».
Заключительный: — открытие комнаты релаксации; — наблюдения за детьми и педагогами. Цель: выявить эффективность внедрения релаксационных пауз в образовательный процесс.
План мероприятий
Открытие комнаты релаксации
Проведение мастер-классов для детей и родителей
6
Свободное посещение комнаты релаксации педагогами
7
Посещение комнаты релаксации родителями с детьми
8
Итоги работы над проектом
9
Ожидаемые результаты — Улучшение качества здоровья всех участников образовательного процесса, создание атмосферы благоприятного психологического комфорта
Смета:
Затраты (руб)
1.
Пузырьковая колонна
4500
2.
Увлажнитель воздуха
2500
3.
Декоративный фонтан
3000
4.
Светильник «Пламя»
2000
5.
Ионизатор «Горный»
3000
6.
Настольный водопад
4000
7.
Мягкая мебель (диван 1 шт.)
20000
7.
Кресло 3 шт.
14000
8.
Журнальный столик
5000
9.
Пуфик-кресло с гранулами (3 шт.)
15000
10.
Настенное зеркало
1500
11.
Музыкальный центр
10000
12.
Мини — холодильник.
10000
13.
Компьютер, компьютерный стол
30000
14.
Набор компакт — дисков
2000
15.
Настольный водопад
4000
16.
Панно «Живая вода»
3000
17
Мягкое напольное покрытие
5000
18.
Комнатные растения
3000
19.
Микроволновка
7000
20.
Электрочайник
3000
21.
Посуда (чайный сервиз, тарелки, ложки, вилки, ваза для цветов и т.д.)
3000
22.
Настольные игры
2000
23.
Литература (дидактический материал для детей, книги по интересам), дидактическая литература
2000
24.
Аквариум
10000
25.
Мягкие игрушки
2000
24.
Мягкое напольное покрытие
5000
25.
Потолочные гардины, шторы
10000
Итого: 185 500руб.
Дальнейшее развитие проекта:
Проект рассчитан на долговременное использование. Посещение комнаты релаксации учащихся будут проходить по индивидуальному расписанию, групповое посещение по графику работы комнаты релаксации. График работы будет составлен в начале 2016-17 уч. г. Виды и формы работы с детьми и педагогами будут расширяться и совершенствоваться.
Все необходимые материалы и дополнительное оборудование для функционирования комнаты психологической разгрузки и сенсомоторной интеграции в дальнейшем будут приобретаться учреждением самостоятельно.
Приобретенное оборудование будет находиться на балансе ГБООУ «Санаторная школа-интернат №28».
Министерство образования и науки республики Бурятия
Государственное оздоровительное образовательное учреждение
«Санаторная школа-интернат №28»
Проект
«Наша сенсорная комната релаксации»
Выполнила: Гунтупова Дарима, ученица 9 класса
Руководитель: Данилова Валентина Владимировна воспитатель 9 класса
Улан-Удэ, 2016 г.