Бизнес план для съемок фильма
* В расчетах используются средние данные по России
Как снять фильм? А главное – зачем? Ответ на этот вопрос у большинства начинающих режиссёров звучит как «Вдохновение». Немало и тех, кто просто хочет этим зарабатывать себе на жизнь. Успешные кинорежиссёры – небедные люди, о которых знает весь мир. Однако путь к славе и успеху тернист и долог, и существует немало особенностей в этом, так сказать, бизнесе. Впрочем, настоящий талант почти никогда не остаётся неуслышанным (иначе это и не талант вовсе или его обладатель слишком ленив), поэтому у любого есть шанс прийти к тому, чтобы снимать хорошие фильмы с немалым бюджетом. Главное – начать.
Если брать все в той или иной степени известные фильмы, то можно заметить, что стартовый бюджет лежит в очень широком диапазоне. Есть примеры относительно успешных картин, которые были сняты с бюджетом в 100 долларов или даже меньше. Процесс съёмки своего фильма всегда предполагает творческий подход, хотя, конечно, определённый процент кинопродукции создаётся исключительно по расчётам маркетологов. Новичок же может выйти на серьёзные проекты только если сможет заявить о себе чем-то оригинальным, хорошим или просто интересным фильмом, чем-то необычным, что заставит критиков вообще обратить внимание на картину. Но это только в том случае, если нет связей, но люди, которые приближены к именитым режиссёрам, вряд ли интересуется информацией о том, как снять фильм, в интернете.
Первым делом нужно понять, кем именно хочет стать начинающий кинорежиссёр. Если он хочет снимать нестандартное кино (типа инди), то ему необязательно получать соответствующее образование, есть немало режиссёров, которые безо всяких подсказок и обучения пришли в кинематограф. У них была идея, и они смогли воплотить её в жизнь. Однако сегодня уже и к инди-проектам предъявляются слишком уж серьёзные требования, и нельзя сказать, что просто снять что-то наполненное глубинным смыслом, используя плохую камеру и двух актёров, чтобы потом заставлять зрителей искать посыл режиссёра среди образов. Хотя есть люди, которые без образования снимали и простое художественное кино. Однако все эти самоучки обладали незаурядным талантом, и новичку лучше всё-таки пройти обучение «для себя». Необязательно поступать в серьёзные учебные заведения, стоимость обучения в которых исчисляется десятками тысяч долларов в год, можно найти какие-либо курсы или ВУЗы попроще, которые просто смогут обучить основам и дать понятие о многих вещах. К примеру, как пользоваться сложной техникой, используемой при съёмках фильмов, ведь профессиональное оборудование освоить в разы сложней, чем простую видеокамеру. Также нужно иметь представление о приёмах, о том, как лучше настраивать освещение, как монтировать фильм и о многом другом.
Новичок может интуитивно понимать, что ему необходимо сделать, но системными знаниями он не обладает, использует сложные способы достижения простой цели. Обучение позволит упорядочить все свои знания и подходить к процессу осознанно. Это как минимум позволит сократить время производства кинофильма, потому что многие проблемы будут изначально решены, а не будут исправляться в процессе съёмки. Стоимость обучения может быть очень разной, начинаться от нескольких тысяч рублей за какие-нибудь трёхмесячные курсы и достигать, как уже было отмечено, десятков тысяч долларов, если учиться в ВГИК или ему подобных заведениях. По времени это тоже может быть совершенно разный процесс – от нескольких дней до 5 или даже больше лет.
Когда пройдено обучение, когда есть осознание того, что хочется снять свой фильм, и человек морально к этому готов, можно начинать искать команду и источники финансирования. Начнём с последнего. Сейчас многие начинающие кинорежиссёры начинают искать деньги при помощи системы crowd funding, причём нужно сказать, что в России сегодня развиваются проекты (сайты), на которых можно собрать первые средства на свой фильм. Но это в любом случае обращение к сторонним людям, которых нужно заинтересовать своим потенциальным произведением, иначе никто не пожертвует денег на него. Да и среди тех, кого заинтересует фильм вряд ли найдётся слишком большой процент тех, кто сможет всё-таки пожертвовать ощутимые суммы. Однако в связи с развитием систем народного финансирования можно говорить о том, что сегодня гораздо проще найти средства для своего проекта, чем если бы это было несколько лет назад. Но рассчитывать на скорейшее получение денег не стоит, crowd funding может стать источником дополнительного финансирования, но поступит необходимая сумма явно не сразу. Её можно рассматривать как резервный фонд, который придётся использовать в любом случае, потому что впоследствии, когда картина увидит свет, её будет необходимо продвигать, занимаясь маркетингом.
Многие также отмечают, что в настоящее время уже приходится контактировать практически с каждый заинтересованным «донором», чуть ли не выпрашивая его пожертвовать хоть немного. Здесь уже можно применять маркетинговые приёмы, предлагая потенциальным инвесторам выход какой-нибудь ожидаемой картины, к примеру, по мотивам какой-нибудь книги или игры. Или просто снимая фильм на какую-то актуальную тему. Если кино – это просто вдохновение режиссёра, и его идея слишком узко направленная и интересует только его и несколько близких ему людей (которые зачастую также участвуют в производстве), то вряд ли найдутся сторонние источники финансирования.
Есть и другие способы найти денег. Обращаться в банк за кредитом почти всегда бессмысленно, потому что целевой кредит на съёмку фильма никто не выдаст, и единственная реальная возможность воспользоваться помощью банков – это взять кредит потребительский. Но в свете экономических проблем банки очень осторожно относятся к выдаче таких кредитов, да и даже в спокойное время кому угодно денег не дают, должно быть подтверждение платёжеспособности заёмщика, то есть ему нужно иметь законные источники ежемесячного дохода. Да и кредит в любом случае придётся отдавать, причём с процентами.
Многие начинающие режиссёры, впрочем, обращались за заёмными средствами. Но только тогда, когда не удавалось найти инвестора. Этот способ – найти одного богатого и заинтересованного в выходе фильма человека – кажется многим до сих пор самым перспективным. Но такого человека интересует в первую очередь то, сможет ли фильм окупиться или дать хоть какие-то гарантии того, что с него можно будет что-то получить. Новичок вряд ли может гарантировать инвестору успех своего фильма, даже если сам режиссёр полностью уверен в том, что картина станет популярна. Здесь нужен уже маркетинговый план, хорошая идея, грамотные люди, процесс производства начинает включать в себя экономические расходы, которые отпугивают многих режиссёров, для которых съёмка кино – это творчество и ничего более, а деньги вообще плохо влияют на вдохновение. Инвестором может выступать не только какая-то компания, но и частное лицо, бизнес-ангелы, а в самых исключительных случаях – просто обеспеченные друзья и знакомые, которые просто верят в идею. Родственники и вовсе могут дать деньги просто «на исполнение мечты», но здесь опять же появляются обязательства перед людьми, которые иногда нужно выполнять не из-за юридических соглашений, а из-за личных отношений.
И что самое главное – подавляющее большинство начинающих режиссёров всегда изначально занижают стоимость производства своей картины, думая, что смогут обойтись малыми средствами. Не учитываются деньги, которые вдруг оказываются нужны в процессе производства, когда приходит понимание, что планируемый технический приём не подходит и является слишком уж несовершенным. В процессе работы начинают появляться желания: сделать лучше спецэффекты, купить хорошие костюмы, обратиться за помощью к профессионалам и тому подобное. На всё это нужны деньги. Они требуются и потом, когда кино снято, когда появляется необходимость ездить на фестивали, ведь это расходы не только на маркетинг, но и на переезды и прочие текущие расходы. Причём фестивали – это просто возможность заявить о себе, даже победа в них почти наверняка не покроет расходы. Да, многие начинают с того, что размещают свои фильмы в бесплатный доступ, на YouTube например, но это обычно не приносит ожидаемого результата, потому что таланты ищут именно на фестивалях.
Деньги – самая серьёзная проблема в большинстве случаев для новичков, потому что даже относительно большой бюджет (до 100 тысяч долларов) не всегда позволяет в полной мере воплотить все свои задумки. Хотя, конечно, хорошее кино можно снять и за сумму гораздо меньше. К примеру, недороги в своём производстве ужастики, многие начинают с них, но не всегда этот жанр интересен самому режиссёру. Однако помимо денег должна быть проработана сама идея. Во-первых, это сюжет и сценарий. Сценарий бывает ещё и также режиссёрским – то есть расписанный сценарий специально для фильма, то есть указана последовательность сцен, все особенности, и вообще такой сценарий представляет собой в меньшей степени художественное произведение, но технический документ, которым руководствуется вся съёмочная группа в работе. Но и сам сценарий необходимо создать, и не каждый режиссёр может свою гениальную идею представить цельно и в готовом виде. Нужен опытный сценарист, который сможет нагромождение мыслей представить в виде полноценного произведения, в котором будут сочетаться действия, которое будет интересно конечному пользователю, то есть зрителю. Сценарий нужно проработать заранее, потому что если оставить его доработку на время процесса съёмок, это существенно затормозит их, и при этом могут возникнуть разногласия у членов группы. Не сосчитать, сколько фильмов были брошены на этапе создания по причине того, что сценарий не был готов полностью.
Вообще фильм можно снять и в одиночку, но минимальная рекомендуемая команда – это 4-5 человек. Режиссёр может быть и актёром, и оператором, и сценаристом, и звукооператором, и кем угодно, но лучше всё-таки эти роли распределять между разными людьми. Во многом качество картины зависит от работы оператора, потому что снимать тоже нужно уметь, если только нет желания снимать фильм жанра «любительская съёмка» (а такие кинокартины тоже существуют, и некоторые из них были успешны). Найти нормального оператора тоже может быть сложно, и услуги профессионала стоят немалых денег, причём он берёт за количество потраченных часов вообще, а не только занятых непосредственно работой, поэтому если в процессе работы выясняются отношения, а съёмка стоит, оператор всё равно потребует денег за своё время. Хотя с развитием техники, технологий задача режиссёра и съёмочной группы упрощается, сегодня уже практически на мобильный телефон можно снять то, что ещё 5-10 лет назад снималось только на дорогостоящую аппаратуру. То, что нельзя снять, можно обработать на не самом мощном компьютере, для этого написаны специальные программы. Прогресс зашёл слишком далеко, и нерешаемыми вопросами только самые сложный и современные вроде полностью компьютеризованной графики, слишком уж необычных спецэффектов или технологий захвата движения – да, это требует вложения значительных средств. Но если брать в расчёт простой фильм, который описывает повседневную жизнь, снять его можно чуть ли не на видеокамеру из ближайшего магазина соответствующей техники. Аппараты такого уровня имеются, предоставляют хорошую картинку и множество режимов съёмки в отличном качестве. В связи с этим сегодня всё больше начинают ценить посыл фильма, а не его обилие спецэффектов и эффектных съёмок вообще, зритель уже ищет глубину, посыл, смысл, а не только яркие взрывы и что-то яркое на экране. Снимать стало проще, и нужны таланты в плане проработки концепции произведения.
Теперь нужно разобраться с техникой. Вообще для съёмки среднего фильма нужно немало оборудования, и хоть оно стало доступно почти каждому, нельзя думать, что за 100 тысяч рублей можно купить аппаратуру для съёмки фильмов уровня голливудских кинокартин. В любом случае нужно располагать достаточными средствами для приобретения техники, но можно поступить проще – взять её в аренду. В этом случае режиссёры платит только за фактическое время пользования. Экономия колоссальная. Если есть грамотный специалист, то он изначально сможет определить список необходимого оборудования, которое понадобится в процессе. Как известно, снять фильм можно и просто с компьютером и видеокамерой, но обычно требуется немало видов осветительной, звуковой и ещё много какой техники. Кстати, что касается непосредственно съёмочной аппаратуры, то тут можно обойтись цифровыми видеокамерами, если не планируется впоследствии заниматься распространением фильма по кинотеатрам, которые используют аналоговые проигрыватели (говоря простым языком – им не требуется копия фильма на киноленте). В ином случае нужно запастись и цифровыми, и аналоговыми видеокамерами, чтобы иметь на выходе сразу и цифровой, и на киноленте вариант фильма. Это затянет процесс монтажа, можно снять всё на «цифру», а после монтажа перевести на аналоговый носитель, но это немалые дополнительные траты. В целом этот вопрос также решается совместно со специалистами, которые занимаются техническими вопросами съёмки, а также в обязанности которых входит postproduction и маркетинг.
Следующий вопрос – подбор актёров. Вообще реально найти людей, которые готовы сниматься в фильме бесплатно, если это займёт немало времени. Сюда относятся неизвестные актёры, которые таким образом стараются заявить о себе, но даже в той или иной степени известные актёры могут сняться бесплатно, если картина покажется им интересной. Не нужно говорить, насколько успех картины зависит от мастерства актёров, потому что каким бы ни был талантливым режиссёры, уровень игры исполнителей ролей должен быть хоть каким-то. В ином случае хорошая задумка может быть уничтожена отвратительной игрой. Сам режиссёр также может сниматься в фильме, играя даже главную роль. Вообще можно набрать команду молодых талантов, которые разделяют идею с режиссёром, которые сами предлагают какие-то идеи. Лучше всего, когда фильм снимается командой единомышленников, которые хотят создать произведение, в котором все будут задействованы, просто кто-то станет актёром, кто-то непосредственно режиссёром, кто-то оператором и так далее. Тогда процесс съёмок пойдёт просто, каждый будет выполнять свою задачу, и все будут понимать, что делают это ради идеи, а не ради денег. Рассчитывать на деньги с первого же фильма вообще не стоит – это просто попытка заявить о себе, в редких случаях первый же фильм получает не только признание, но и идёт в прокате и собирает немалые суммы. Главное в начале – убедить потенциальных инвесторов в том, что будут сниматься фильмы, которые будут интересны аудитории.
Если же всё-таки идёт расчёт на то, что придётся привлекать людей за деньги, а не энтузиастов, готовых работать «за идею», то нужно рассчитывать на весьма большой бюджет. Больше всего получает режиссёр и оператор, хорошие, опытные профессионалы берут за свою работу несколько сотен тысяч рублей, хотя обычно в этом случае может быть гарантировано хорошее качество работы. Неопытные новички потребуют за проект гораздо менее скромную сумму. Несколько меньше берут звукорежиссёры и прочий вспомогательный персонал, обычно с ними можно договориться за пару десятков тысяч, и такие специалисты готовы работать с минимальным авансом или даже без оного.
Проблемы могут возникнуть с актёрами, потому что если брать в той или иной степени известных профессионалов, то стоимость одного только рабочего дня может составлять значительную часть бюджета. Неизвестные актёры готовы сниматься за небольшие деньги, а иногда и вовсе отказываются от гонорара, если картина обещает быть успешной. Массовка также может стать существенной статьёй расходов, если предполагаются масштабные съёмки, ведь даже если удастся набрать людей по минимальной ставке – около 50 рублей в день (по факту люди участвовать за такие деньги будут в одной недолгой сцене) – то при большом количестве людей выйдет немалая сумма. В целом, если придётся оплачивать работу своей команды, то рассчитывать нужно не меньше, чем на 100 тысяч рублей, в связи с чем лучше искать единомышленников.
Когда картина готова, можно искать фестивали, начинать её показы во всех возможных местах, то есть необходимо заняться продвижением своего фильма. Рассчитывать на то, что кино вышло гениальным, и простой ролик в интернете привлечёт огромное количество людей – глупо. Нужно заниматься продвижением, причём по возможности не только в России, но и в других странах. На это уйдёт немало денег, уже было отмечено, что даже победа на фестивалях, скорее всего, не покроет расходов. Но картину заметят. Даже если она не победит. Говорить об участии на крупных и известных фестивалях не приходится, туда никто не пригласит новичка, но в мире существует огромное количество фестивалей для начинающих режиссёров, для инди-творчества, для арт-хауса, для любого жанра, поэтому есть шанс заявить о себе миру. На таких фестивалях часто присутствуют потенциальные инвесторы, которые могут после просмотра фильма оценить его перспективы, и даже если кинокартина не получит признание жюри и даже зрителей на фестивале, это не говорит о том, что профессионалы не заинтересуются произведением. Участие на фестивалях и показах позволяет максимально быстро и эффективно продвинуть свой фильм и найти людей, которые будут готовы оплачивать не только продвижение этой кинокартины, но и дальнейшее творчество талантливого режиссёра. Подводя итог, можно сказать, что настоящий талант всегда сможет найти себе дорогу, и если действительно картина, а вернее её режиссёр, что-то из себя представляет, то есть возможность развития творчества.
Матиас Лауданум
(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
04.09.2015
Все материалы по тегу: кинопроизводство
309 человек изучает этот бизнес сегодня.
За 30 дней этим бизнесом интересовались 9928 раз.
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Другие статьи по вашей теме:
Киноиндустрия в 21 веке обрела настолько огромную популярность, что даже интернет и телевидение не способны ее превзойти. Казалось бы, во всемирной паутине можно найти и посмотреть любой фильм, но на практике все новинки выходят только в кинотеатрах, а уж спустя несколько месяцев выкладываются в сеть. Это и приводит к ажиотажу вокруг ожидаемых и популярных лент, которые собирают многомиллионные кассы по всему миру. Бизнес-план кинотеатра требует тщательного анализа целевой аудитории в зависимости от населенного пункта реализации проекта, а также предусматривает многоуровневые подготовительные этапы и финансовые расчеты.
Описание проекта, его актуальность и цели
Цель проекта – открытие кинотеатра в городе с населением от 200 000 человек. В более крупных населенных пунктах проблем с новинками кино нет, но в небольших провинциальных городках редко присутствует более 1-2 полноценных кинотеатров, которые демонстрируют ограниченное количество фильмов. На основе этого предприниматель может открыть собственный бизнес, отличающийся широким списком кинолент в прокате по приемлемой стоимости за просмотр.
Для открытия кинотеатра потребуется не менее 6 млн рублей, которые вкладываются в оборудование, заключение договоров на демонстрацию фильмов и аренду помещения. Оформление и реклама проекта предусматривают не менее 25–30% от общей суммы вложений.
Средства реализации проекта берутся в кредит. Альтернативный способ – привлечение спонсоров с выделением соответствующих долей в бизнесе.
Конечная цель предпринимателя – организация полноценного кинотеатра с потенциальной окупаемостью от 1–2 лет.
Бизнес-идея актуальна как для маленьких городов, в некоторых из которых нет ни одного кинотеатра, так и для крупных мегаполисов. В последнем случае необходимо составить список собственных конкурентных преимуществ и продвигать проект на основе предложения широкого спектра услуг (продажа напитков, попкорна, демонстрация последних новинок кино и мировых бестселлеров).
Преимущества и недостатки бизнеса
Как и любой проект, организация кинотеатра имеет свои плюсы и минусы.
Положительные стороны бизнеса:
- Перспективность – популяризация современного кино не предусматривает спада спроса на услуги. Это значит лишь одно – кинотеатры останутся востребованным и перспективным бизнесом еще много десятилетий.
- Оригинальность – учитывая, что существует несколько форматов кинотеатров (от современных IMAX и 3D до площадок под открытым небом), предприниматель может создать оригинальный проект, которому не будет конкурентов в городе.
- Высокий доход – после окончания всех организационных этапов бизнес не предусматривает крупных вложений. Все расходы заключаются в приобретении прав на демонстрацию выбранных картин.
- Дополнительный доход – практически во всех кинотеатрах продаются напитки и закуски, что приносит неплохую прибыль. Это объясняется тем, что продукты закупаются по обычной стоимости, но реализуются с наценкой 300–400%. Ту же порцию попкорна в супермаркете можно приобрести по цене 50 рублей, но в кинотеатре она будет стоить 200–250 рублей.
Отрицательные стороны бизнеса:
- Высокие стартовые вложения – для реализации проекта по открытию кинотеатра требуется крупная сумма денег. В 90% случаев у предпринимателей отсутствуют накопления в таком объеме, поэтому приходится обращаться в банки или к спонсорам, что в итоге ведет к удорожанию проекта.
- Длительная окупаемость – минус, вытекающий из первого пункта. Если предприниматель использует заемные средства, то и срок окупаемости проекта будет увеличен за счет необходимости возврата процентов.
- Причины, не зависящие от бизнесмена – подорожание аренды помещения, инфляция в стране, изменения в законодательстве и прочие факторы, которые всегда приводят к необходимости увеличения стоимости билетов на сеанс.
Справка. Основные минусы бизнеса связаны с финансированием, но решить их намного проще, чем кажется. Для этого используются различные маркетинговые стратегии для привлечения максимального количества клиентов и повышения финансового оборота.
Какие виды кинотеатров можно открыть?
Существует несколько видов кинотеатров:
- Классический – самый простой и распространенный вид площадки, который посещают ежедневно до 70% ЦА. Это обычный кинотеатр, демонстрирующий новые фильмы согласно назначенным датам премьер. В этом случае не требуется дефицитное и дорогостоящее оборудование для показов кинолент. Оформление залов и холла также не предусматривает эксклюзива.
- IMAX и 3D – популярность фильмов с высоким качеством изображения и эффектом «присутствия» очень высока среди населения. Если есть выбор просмотра одной и той же картины в обычном формате и в более качественном, то более 60% зрителей приобретают билеты именно на IMAX и 3D. Как правило, классический кинотеатр сочетает в себе несколько залов, включая показ фильмов в стандартном и улучшенном качестве. Единственное, о чем нужно помнить – для IMAX и 3D-кинотеатров требуется специальная архитектура залов и расположение рядов кресел, не говоря уже об аппаратуре для демонстрации фильмов.
- Кинотеатр под открытым небом – довольно интересная и прибыльная бизнес-идея, которая может оказаться востребованной в крупных городах. В России подобных заведений единицы, поэтому у начинающего предпринимателя не будет конкурентов в выбранной сфере. Единственный нюанс – бизнес является сезонным, потому что сеансы проводятся лишь в теплое время года, поэтому в качестве основного заработка проект мало подходит.
- Автокинотеатр – еще одна мало раскрученная идея в России и странах СНГ, хотя на западе популярность кинотеатров для автомобилистов не спадает на протяжении последних 40–50 лет. Бизнес также можно назвать сезонным, потому что в зимнее и холодное время люди вряд ли захотят смотреть фильмы, находясь весь сеанс в автомобиле с работающим двигателем.
- Домашний кинотеатр – бизнес-идея актуальна для населенных пунктов с населением не более 2–3 тысяч (максимум 5 тысяч) человек. Сюда относятся деревни, села и поселки, в которых отсутствует кинотеатры вообще, а интернет доступен только посредством использования мобильных устройств. В этом случае проект окажется максимально прибыльным, если организовать в домашних условиях зал на 10–15 человек. В качестве аппаратуры выбирается проектор или широкоформатный телевизор с диагональю от 70 дюймов.
Справка. Каждый проект окажется прибыльным, если разработать бизнес-план и четко ему следовать. Естественно, самый простой и перспективный вариант – организация классического кинотеатра в городе с населением от 200 000 человек.
Анализ рынка
Целевая аудитория
Кино – это тот вид искусства, который любят более 95% населения. Посещаемость кинотеатра зависит от жанра фильмов и цены на билет. Более точно целевая аудитория располагается следующим образом:
- 60% – люди в возрасте 16–45 лет;
- 30% – родители с детьми, посещающие сеансы с мультфильмами и детскими кинолентами, ориентированные на возраст до 12 лет;
- 10% – остальные категории людей вне зависимости от возраста и пола.
На основе этого формируется число и стоимость сеансов различных фильмов, а также время их показа.
Оценка рисков и конкуренции
В качестве рисков проекта можно перечислить множество факторов, начиная от отсутствия клиентов и заканчивая неверно произведенными расчетами. Все эти проблемы решаются на стадии разработки и утверждения бизнес-плана проекта. В случае если расходы превышают полученную прибыль, то нужно в короткие сроки пересмотреть весь пакет документов, провести заново анализ рынка и выявить причины убыточности дела.
Основной риск при открытии кинотеатра заключается в политических отношениях между РФ и США. Не стоит объяснять, что более 80% всех кинолент, которые приносят прибыль кинотеатрам, производятся в Голливуде. Эксперты не исключают вероятности, что в будущем санкции США в отношении России могут коснуться и киноиндустрии, вследствие чего в нашей стране будет ограниченный показ новых фильмов.
Сегодня уже наблюдается нечто подобное, когда премьеры американских блокбастеров смещаются на 1–2 недели вперед, а иногда и месяцы, чтобы освободить место для отечественных лент. В связи с этим владельцы кинотеатров терпят значительные убытки, потому что в разгар праздников и выходных посещаемость заведений резко снижается из-за отсутствия в прокате кассовых фильмов. Как бы непатриотично это ни звучало, но отечественные картины все-таки не приносят такой прибыли, как фильмы иностранного производства.
Конкуренция в сфере проката фильмов средняя или минимальная, потому что количество кинотеатров в небольшом городке не превышает 3–5 единиц. К примеру, в Тамбове, областном центре РФ, численность жителей которого составляет 350 000 человек, находится всего лишь 3 сетевых кинотеатра. Таким образом, несложно догадаться, что населенный пункт нуждается еще хотя бы в 2–3 заведениях, на которые конкуренция не окажет никакого давления.
Организационный план
Регистрация и выбор системы налогообложения
Регистрация предпринимательской деятельности – это первое, с чего начинается организация бизнеса. Статус индивидуального предпринимателя подойдет в случае, если планируется открытие домашнего, авто- или кинотеатра под открытым небом. Для классического формата лучше всего зарегистрировать юридическое лицо в виде ООО (общество с ограниченной ответственностью).
Порядок действий:
- Подготовка документов – заявление, паспорт учредителя, решение об учреждении юридического лица, устав общества, уставной капитал, оплаченная квитанция госпошлины.
- Обращение в ФНС.
- Выбор системы налогообложения – для организации кинотеатра подойдет ОСН или УСН.
- Указание кода ОКВЭД – 92.13 (демонстрация фильмов).
- Ожидание в течение 5 дней.
- Получение свидетельства о регистрации юридического лица.
Помещение под кинотеатр
Один из сложнейших этапов организации бизнеса – поиск помещения под кинотеатр. Это объясняется тем, что площадь здания предусматривает большие размеры, а архитектура залов – своеобразное строение с необходимой звукоизоляцией, возвышением пола и т. д.
Для населенных пунктов с численностью жителей до 100–150 тысяч человек в качестве помещения можно выбрать кинотеатры советской постройки, не использующиеся по назначению, а также неработающие дома культуры.
При наличии в городе ТРЦ лучше арендовать помещение в нем, чем использовать здания постройки советских годов. В крупных городах торгово-развлекательные комплексы изначально предусматривают помещение под кинотеатр, что облегчает задачу арендаторам.
Наиболее оптимальным, но при этом самым дорогим вариантом выбора помещения считается строительство собственного кинотеатра. Понятно, что возведение здания с нуля площадью от 500 кв. м подразумевает затраты от нескольких миллионов рублей, но с другой стороны – если есть такая возможность, то это можно рассматривать как долгосрочные инвестиции в недвижимость.
Площадь помещения следует рассчитывать на основе количества залов и посадочных мест. К примеру, зал на 40 кресел предусматривает площадь 70–80 кв. м. При этом необходимо учесть помещение под фойе, зону отдыха, торговый уголок и подсобку.
Создание интерьера
Дизайн кинотеатра – это как отдельный вид искусства. С первого взгляда может показаться, что все заведения выглядят одинаково, но на самом деле это не так. Идентичный или похожий дизайн наблюдается лишь в сетевых кинотеатрах одной компании. Другие организации оформляют помещения по своему вкусу или согласно условиям франшизы. В итоге вырабатывается собственный стиль в каждой сети кинотеатров или индивидуальных предпринимателей.
Чтобы сэкономить и при этом выглядеть современно, можно использовать несколько простых приемов:
- украшение фойе, холла и мест отдыха постерами, плакатами и баннерами новинок кинопроката;
- использование в оформлении помещений ярких красок;
- оборудование залов и фойе современной и удобной мебелью.
Справка: минимализм в оборудовании помещения позволит высвободить больше пространства для посетителей кинотеатра, а также создаст определенный уют при ожидании, в отличие от нагромождения той же площади неиспользуемой техникой и игровыми столами.
Закупка оборудования и мебели
Для запуска кинотеатра потребуется:
- Кинопроектор – 1 шт. на 1 зал. Тип техники – от обычного (2D) до современных (IMAX и 3D).
- Акустическая система – принцип тот же (1 комплект техники на 1 зал).
- Кресла – в необходимом количестве на все залы.
- Экраны – по 1 шт. на зал (для 2D и 3D полотна отличаются по габаритам).
- 3D-очки в достаточном количестве.
- Серверное оборудование для хранения данных.
- Сплит-системы с расчетом на всю площадь кинотеатра.
- Мебель для фойе и зон отдыха – столы, стулья, диваны и кресла.
- Кассовый аппарат.
- Прилавок.
- Мебель для кассира (стул, тумбы, шкафчики).
- Офисная техника.
- Оборудование для гардероба.
- Мебель и оборудование для подсобного помещения (столы, стулья, вешалки, холодильник и микроволновка для хранения и приготовления пищи в обеденный перерыв).
Формирование штата сотрудников
Персонал:
- технический персонал – 1–2 человека, в обязанности которых входит обслуживание техники, подготовка и запуск сеанса;
- обслуживающий персонал – 1–2 человека на кассе, плюс контролеры на входе в кинозал – 1–2 человека в зависимости от количества залов и периодичности сеансов;
- администратор кинотеатра – 1 человек, в обязанности которого входит контроль за работой сотрудников, а также урегулирование конфликтов с посетителями;
- гардеробщица – 1 человек (в летний период вакансия может быть свободной);
- бухгалтер – 1 человек;
- директор – 1 человек.
Оптимальное количество смен – 2, поэтому на каждую должность принимается по 2 сотрудника (бухгалтер и администратор – исключение, а обязанности директора возлагаются на предпринимателя).
Таким образом, для кинотеатра на шесть залов потребуется:
- 2 техника;
- 4 кассира;
- 4 контроллера.
Какие фильмы выбрать для проката?
Львиная доля прибыли кинотеатров – это современные художественные фильмы, анонсируемые и рекламируемые заранее, а также ожидаемые зрителями. Как правило, это продолжения уже успешных проектов или перезапуск прошлых франшиз. Те же «Мстители» уже на стадии производства первого фильма ожидали максимальную кассу среди всех кинолент по мотивам комиксов, и прогнозы оправдались. Сегодня это самый успешный проект студии «Марвел», премьеры которого демонстрируются в каждом кинотеатре.
Кроме этого, следует ориентироваться как на массового зрителя, а это более 60% посещающих популярное и рекламируемое кино, так и на более узкую категорию «киноманов». Для этого необходимо включать в прокат ленты различных жанров:
- комедии;
- мелодрамы;
- ужасы;
- боевики;
- триллеры;
- детективы.
Количество сеансов менее популярных фильмов можно сократить до 1–2 в день, а известные картины демонстрировать по 5–6 раз в сутки.
Не стоит забывать о времени показа. К примеру, мультфильмы лучше всего показывать в утреннее или обеденное время, а ужасам, боевикам и более серьезным жанрам отвести вечерние сеансы.
Кроме премьерных показов, можно организовать демонстрацию кинолент, являющихся классикой кинематографа в том или ином жанре. Фанаты кино не против будут пересмотреть тот же «Титаник», «Терминатор», «Побег из Шоушенка», «Крестный отец», «Назад в будущее» или советские фильмы, любимые многими, такие как «Любовь и голуби», «Они сражались за Родину» и т. д. Подобные сеансы можно сделать «акцией выходного дня» по сниженным ценам. В зависимости от посещаемости и популярности услуги станет понятно, нужно ли увеличить количество сеансов или отказаться от формата.
Маркетинг и реклама
Открытие нового кинотеатра в городе – это крупное событие, поэтому необходимо потратиться на рекламную кампанию для привлечения максимального количества посетителей. В качестве рекламных площадок можно использовать:
- наружную рекламу;
- собственный сайт;
- печатные СМИ, радио, телевидение;
- интернет – группы в социальных сетях, рекламу в блогах;
- яркую и привлекательную вывеску.
О новом кинотеатре в городе среднего значения станет известно всем. А привлечь и удержать посетителей можно только выгодными ценами на билеты и широкий выбор сеансов с удобным временем показа фильмов.
Финансовая часть бизнес-плана
Инвестиции в открытие кинотеатра
Открытие кинотеатра – очень затратное дело. Один лишь кинопроектор стоит около миллиона рублей, не говоря уже о дополнительном оборудовании. Приблизительные расчеты вложений следующие (в рублях):
- 6 млн – техника (проекторы, акустика, серверное оборудование);
- 1 млн – мебель;
- 1 млн – ремонт и оформление помещения;
- 400 000 – аренда.
Итого: 8,4 млн рублей.
Ежемесячные расходы
Траты за 1 месяц:
- 500 000 – заработная плата;
- 15