Бизнес план для открытия издательства
Издательский бизнес считается одним из самых сложных и непредсказуемых. Спрогнозировать его коммерческую успешность заранее практически невозможно, именно поэтому шанс получить кредит под открытие такого бизнеса равен нулю. Если вы готовы стартовать в этом направлении, стоит рассчитывать только на свои силы и самостоятельное финансирование. Иных вариантов просто нет. Предлагаем вашему вниманию бизнес-план издательства с расчетами, используя который как пример, вы сможете запустить свое дело с наименьшими рисками.
Анализ рынка
Согласно данным аналитиков, ситуацию на издательском рынке последних десяти лет можно назвать устойчивым и длительным кризисом. Причем это касается всех направлений в этой сфере. Совершенно очевидно, что времена, когда печатная пресса и бумажные книги занимали ключевую роль в обществе, закончились в конце 2000-х – начале 2010-х годов, когда интернет из дорогой игрушки окончательно превратился в столь же привычную в каждом доме коммуникацию, как электричество или водопровод. Как результат, электронные и аудио-книги вытесняют традиционные, а онлайн-СМИ выигрывают противостояние за читателя у газет. Это нормальная ситуация. Если вы планируете выходить на этот рынок в 2017 году, не стоит сетовать на XXI век. Будьте готовы отвоевывать свое место под солнцем.
Прежде чем начинать этот бизнес, нужно ответить самому себе на несколько вопросов:
Во-первых, в каком направлении работать. Есть несколько видов издательств, каждый из которых также можно подразделить еще на несколько:
- Художественная литература. Ее можно подразделить на взрослую и детскую, универсальную и специализированную по жанру (фантастика, интеллектуальная литература, поэзия, комиксы и т.д.).
- Специализированная литература (научная, госстандарты).
- Периодика (газеты, журналы).
- Развлекательные издания (календари, кроссворды, анекдоты, рецепты).
Во-вторых, каким конкретно образом вы будете зарабатывать. В издательском бизнесе эта проблема далеко не однозначна и зависит от направления деятельности. Самый распространенный вариант – это реклама. Этим способом себя обеспечивает периодика. Второй вариант – это продажа печатной продукции. Третий – издание за счет авторов (таким образом частично работает книгоиздание художественной и научной литературы). Четвертый вариант – работа за счет спонсорских денег. Как правило, это узкоспециализированные издания, которые поддерживаются бизнесом в данной сфере или заинтересованными частными лицами. И пятый способ – это спонсирование печатного проекта за счет доходов от сторонних коммерческих продуктов. Печатное издание может при этом выполнять рекламную и информирующую функцию для пользователей коммерческого продукта.
Формат работы
Мы будем специализироваться на выпуске художественной литературы одного жанра – фантастика и фэнтези. Выбор обусловлен несколькими факторами:
- Высокий спрос на романы в этом жанре у читающей публики (по статистике, второе место после детективов).
- Интерес самого создателя к данному направлению и наличие авторов, которые в перспективе готовы к сотрудничеству.
- Наибольшими перспективами сегодня пользуются узкоспециализированные проекты, которые не выпускают все подряд, как крупные издательские дома, а ориентируются на определенный сегмент рынка.
Мы будем работать только в формате издательства. Запуск собственной типографии требует больших инвестиций, которыми предприниматель не располагает. Выпуск книг при этом можно наладить на сотрудничестве со сторонней типографией.
Поиск авторов будет осуществляться собственными усилиями предпринимателя и с привлечением редакторов.
Выпуск книг на первом этапе будет осуществляться за счет средств самих авторов. Будут публиковаться сборники фантастических рассказов и фэнтези и отдельные романы. Выпущенные книги мы будем продавать через интернет (для этого нужно создать свой сайт и запустить группы во всех социальных сетях). В будущем, когда проект начнет приносить прибыль, деньги будут вкладываться в продвижение самых перспективных авторов.
Регистрация бизнеса
Для работы избирается формат ИП. Системой налогообложения принимается УСН 6%.
Выбираются коды ОКВЭД:
- 58.1 «Издание книг, периодических публикаций и другие виды издательской деятельности».
- 46.49.31 «Торговля оптовая книгами».
- 47.61 «Торговля розничная книгами».
Специальных разрешений и лицензий на ведение издательской деятельности не требуется.
Согласно требованиям Закона № 54-ФЗ, все ИП и юрлица (за исключением отдельных категорий, указанных в законе) обязаны использовать кассовый аппарат. Издательство исключением не является. Прием денег за публикацию от авторов и покупателей книг будет осуществляться в удаленном режиме, поэтому планируется открыть расчетный счет и установить онлайн-кассу, соответствующую требованиям законодательства.
Выбор помещения
Условия работы бизнеса таковы, что на первом этапе можно вообще обойтись без организации офиса издательства. Дело в том, что работы компании можно наладить в удаленном режиме. Все сотрудники могут работать прямо из дома и даже находиться в разных городах России. По мере развития бизнеса для имиджа стоит арендовать небольшой офис, в котором мы будем принимать авторов и общаться с ними.
Расчет в данном бизнес-плане производится без учета затрат на помещение. Специальное оборудование тоже не закупается, достаточно личного компьютера.
Наем персонала
Основой любого издательского бизнеса является главный редактор. На первом этапе эту функцию будет выполнять сам владелец бизнеса. Требования, которые существуют к этой должности, следующие:
- Широкий кругозор, знакомство с действующими писателями в выбранной сфере.
- Глубокое знание литературного процесса в своем жанре, постоянное и ежедневное знакомство с новинками.
- Понимание тенденций издательского рынка, чутье на книгу, которая может «выстрелить». Что характерно, далеко не всегда «выстреливает» лучшая по стилю книга талантливого автора, чаще эти ее качества вытесняют запоминающиеся персонажи и увлекательный сюжет.
Основная задача главного редактора – совместно с авторами доводить тексты для публикации до идеала. Кроме того, главный редактор будет отвечать за взаимодействие с типографией и организовывать рынки сбыта. На первом этапе эти функции можно совместить, но с ростом бизнеса и увеличением количества авторов стоит отделить функции владельца издательского дома от главного редактора.
Кроме главного редактора, требуются несколько редакторов, которые будут заниматься первичным отбором рукописей, непосредственной работой с авторами.
Также понадобится сотрудник для поддержки бизнеса в интернете и выполнения рутинных задач: ведение соцсетей, разбор электронной почты и распределение входящих рукописей по редакторам, размещение книг в качестве товаров на сайте и в социальных сетях для продажи.
Необходим корректор, который будет вычитывать готовые тексты перед отправкой в типографию. Хорошо, если корректор обладает навыками верстки для создания макета книги. Если платить за эту услугу верстальщику из типографии, это отрицательно скажется на доходности бизнеса.
Рассмотрим затраты на персонал в таблице:
Должность | Оклад | Кол-во | Расход |
Главный редактор | 0 | 1 | 0 |
Редактор | 15 000 | 2 | 30 000 |
Администратор | 13 000 | 1 | 13 000 |
Корректор-верстальщик | 13 000 | 1 | 13 000 |
Всего | 56 000 |
Выбор типографии
Партнерство с типографией – ключевая позиция для работы начинающего издательства. Важно найти партнера, опираясь на несколько важнейших факторов:
- Стоимость книгоиздания.
- Наличие надежных каналов поставки готовой продукции, если типография находится в другом регионе (желательно не дальше 1 тыс. км, иначе стоимость доставки съест все выгоды от сотрудничества).
- Наличие штатного дизайнера, который будет оформлять обложки для книг. Если его нет или он не специализируется на выбранном вами жанровом направлении, можно привлечь к работе своего сотрудника. Тем более, на тематических пабликах в интернете можно найти талантливых молодых художников, рисующих в стилях фэнтези, научная фантастика, киберпанк и прочих.
Выбирать типографию следует, балансируя между ценой и качеством работы. Чем лучше будет бумага и оформление страниц, чем профессиональней иллюстрации – тем выше конечная стоимость продукта.
Стоимость публикации одной книжной единицы стандартного формата может составлять от 50 до 250 рублей. Причем, чем больше тираж, тем ниже стоимость каждой единицы. В среднем, подготовка в типографии тиража в 1 тыс. экземпляров будет стоить от 50 до 200 тыс. рублей.
Поиск авторов
К этой проблеме издательства надо подходить сугубо индивидуально. Если главный редактор лично знаком с известным писателем, он может перехватить сотрудничество с ним у крупного издательства. Однако нужно понимать, что известный автор потребует гонорар не ниже, чем у лидеров рынка. Его книгу будет проще продать книжным магазинам, и такое сотрудничество создаст вашему издательству определенную рекламу. Молодые и перспективные авторы пойдут к вам с большей охотой.
Если же привлечь известного автора не получится, можно пойти другим путем – публиковать произведения неизвестных авторов. Самостоятельно вкладываться даже в перспективный роман рискованно, меньший риск – публиковаться за счет самих авторов. Но будет и минус – зачастую крайне низкий художественный уровень. Это несет определенные репутационные риски.
Искать авторов можно разными способами:
- Паблики в соцсетях, посвященные фантастической литературе и фэнтези.
- Живой журнал и другие платформы в блогосфере.
- Тематические сайты и форумы.
- Конференции, литературные премии в данном жанре (кроме маститых писателей здесь часто появляются начинающие авторы, рассчитывающие передать свою рукопись издателю).
- Организация литературных конкурсов и премий под своей эгидой.
Важно понимать, что хороший автор – это золотой самородок, за которым охотятся десятки издательств. И еще важно понимать, что, даже если вы нашли его, далеко не факт, что его получится удержать. Первый коммерческий успех привлечет внимание к автору у крупных издательств, которые сделают все, чтобы переманить его у вас. И примеров успеха в этом начинании очень много.
Реклама и маркетинг
Крупные издательства активно рекламируются как в интернете, так и за его пределами. В маркетинг вкладываются огромные средства. Причем реклама идет в двух направлениях: реклама самого издательства (в большей степени имиджевая, создает статус лидера рынка и упрощает привлечение сильных авторов) и реклама авторов (она может полностью финансироваться издательством или на условиях софинансирования с самим писателем). Реклама автора – это автоматически реклама его книг, которые опубликованы вами и будут проданы.
Продать книги малоизвестных авторов офлайновым книжным магазинам практически не представляется возможным. Максимум, что возможно, – это договориться о сотрудничестве с книжными онлайн-гипермаркетами типа «Озон.ру», «Лабиринт» и другими.
Кроме того, выбирается следующая стратегия продвижения:
- Создание собственного сайта и пабликов в соцсетях с возможностью размещать книжные товары.
- Активное продвижение в социальных сетях, на форумах и в других направлениях «тусовки». Среди ваших потенциальных читателей могут быть подростки, предпочитающие хорроры, стимпанк, киберпанк, боевое фэнтези и другие суб-жанры, и люди 25-40 лет, литературные вкусы которых сформировались на Стивене Кинге, Толкиене или Роджере Желязны. В выбранном направлении очень много мелких сегментов, вкусы читателей очень различны, и важно тонко чувствовать эти нюансы и работать на определенные целевые аудитории. Иначе успеха не добиться.
- В социальных сетях и блогах издатель/главный редактор постепенно формирует статус знатока литературы и профессионала своего дела. Это облегчает работу с потенциальными авторами и усиливает их готовность платить за публикации
Такой подход занимает очень много времени (порой год и более), но на выходе получается практически бесплатным. Поэтому, если у вас нет бюджета на запуск полномасштабного издательского дома, привлечение известных авторов, этот путь будет для вас оптимален.
Важно получить отзывы и рецензии известных литературных критиков на выпускаемые издательством произведения, они привлекут к вам внимание более широкого круга читателей.
Также хорошей рекламой будет номинация на известные национальные и международные премии в области литературной фантастики.
Финансовый план
Рассчитать доходность издательства заранее практически невозможно. Этот бизнес непредсказуемый и непрогнозируемый. Бестселлером может стать совершеннейшая «темная лошадка», а роман известного писателя – обернуться настоящим фиаско. Этой проблемы не могут избежать даже крупные издательства.
Поэтому мы рассчитаем затраты на издание одного литературного сборника рассказов за счет средств авторов.
Сборник выходит тиражом 500 экземпляров на 300 страницах. Средняя стоимость публикации одной страницы – 1 тыс. рублей (колеблется от 750 до 1 500 рублей, в зависимости от количества страниц). Каждый автор получает в подарок авторский экземпляр. Выручка, полученная от авторов, составит 300 тыс. рублей.
Далее посчитаем вложения в создание сборника по таблице:
Позиция | Цена |
Оплата работы сотрудников (редакторов, корректоров) из расчета 120 руб./стр. | 36 000 |
Подготовка оформления обложки | 10 000 |
Услуги типографии | 100 000 |
Доставка | 10 000 |
Всего | 156 000 |
Примерно 100 экземпляров из 500 будут отправлены авторам в качестве авторских сборников. Еще 50 будут переданы в жюри премий, литературным критикам, розданы в качестве призов.
Оставшиеся 350 экземпляров, теоретически, могут быть проданы по цене 250 рублей за экземпляр и принести еще 87 500 рублей.
Таким образом, на одном сборнике издатель может заработать порядка 220-230 тыс. рублей. Но на практике публикация одного сборника может занять около 3 месяцев – на поиск авторов и необходимые работы. Поэтому доходность оказывается не такой высокой, как это выглядит на первый взгляд.
Выраженная в цифрах рентабельность может быть высокой, а окупаемость очень быстрой ввиду относительно малых стартовых и ежемесячных затрат, но эти показатели здесь ключевыми не являются.
Перспективы
Перспективы бизнеса – постепенный переход от публикации за счет авторов к заработку на продаже книг и выплате гонораров достойным авторам. Но на это уйдет достаточно много времени: не менее нескольких лет на построение репутации, выстраивание личных отношений с действующими писателями и «выращивание» из начинающих авторов ярких и самобытных писателей.
Издательское дело – это бизнес, в котором нематериальный результат должен играть для создателя не менее важную роль, чем деньги. В противном случае лучше заняться чем-то другим.
Риски
Ключевой риск бизнеса – неустойчивая ситуация на рынке продаж печатной продукции. Поэтому в перспективе следует ориентироваться на диверсификацию производства: ведение коммерческих спецпроектов, организация премий и конкурсов, запуск тематических онлайн-журналов с заработком на рекламной публикации, создание электронных и аудиокниг.
На втором месте по значимости – общее падение интереса людей к чтению. Риск выглядит несколько преувеличенным, тем не менее он нивелируется работой в узком рыночном сегменте с устойчивым спросом – фантастика и фэнтези, интерес к которой сохраняется как у подрастающего поколения, так и у людей постарше.
На третьем месте – возможные репутационные риски, возникающие вследствие публикации за счет авторов. Чтобы разрушить этот риск, планируется вести сильную редакторскую работу, чтобы не превращать сборники в «мусорку» из нечитабельных текстов. С лучшими авторами работаем особенно плотно, поскольку в будущем именно они могут стать костяком вашего, одного из ведущих в выбранном сегменте, издательства.
На четвертом месте – финансовые риски. Сроки сбора текстов для сборников или поиска авторов для индивидуальных публикаций могут затянуться на долгое время. Во-первых, это чревато негативными последствиями для самого предпринимателя. Во-вторых, нарушение сроков выпуска сборника отрицательно скажется и на вашей деловой репутации.
В итоге
Издательский бизнес – сложнейшее направление, которое рассчитано, скорее, на особенного предпринимателя, чем на широкий круг. Важно знание литературы, умение разбираться в рынке и предсказывать его тенденции. В противном случае результат вас не удовлетворит. Раздумывая на тему, стоит ли заниматься книгоизданием, воспользуйтесь советом Стива Джобса: ответьте себе на вопрос, стали бы вы заниматься выбранным делом, если бы это был последний день в вашей жизни? Если ответ утвердительный – это ваша стезя. А будет ли она успешной, покажет не прогноз и бизнес-план, а ваша работа.
Содержание
- 1 С чего начать организацию бизнеса на издательском деле
- 2 Издание книг
- 3 Издание периодической печати
- 4 Издание электронных книг
- 5 Издание мини-игр
- 6 Сколько денег нужно для старта бизнеса
- 7 Сколько можно заработать
- 8 Какое оборудование выбрать для издательского бизнеса
- 9 Какой ОКВЭД необходимо указать при регистрации издательского бизнеса
- 10 Какие документы нужны для открытия издательства
- 11 Какую систему налогообложения выбрать для регистрации издательского бизнеса
- 12 Нужно ли разрешения для открытия издательского бизнеса
- 13 Новичку в издательском бизнесе
Многие десятилетия наша страна была самой читающей в мире.
Годы перестройки внесли свой неблагоприятный вклад в этот процесс, но в настоящее время хорошая книга имеет большое количество почитателей.
Издательский бизнес может быть вполне успешной и прибыльной бизнес-идеей.
Особенность бизнеса заключается в том, что он является интеллектуальным, выполняет просветительские и даже социальные функции.
Человек, решивший начать этот бизнес, будет преуспевать в своей деятельности, если он не только умеет считать деньги, но и хорошо ориентируется в бескрайнем море разнообразной литературы, знаком с издательским рынком, имеет связи с хорошими авторами.
С чего начать организацию бизнеса на издательском деле
Каждый предприниматель должен выбрать свою сферу, особенно если речь идет о некрупном издательстве.
Только большое предприятие может позволить себе роскошь быть универсальным. Важно не ошибиться в выборе своей ниши.
Это может быть специальная, учебная, остросюжетная, детская литература, трудовые книжки или другие спец-бланки как в этой компании.
Самое главное — издатель должен хорошо ориентироваться в выбранном направлении, его материале, знать аудиторию, ее возможности, вкусы и интересы.
Очень важно хорошо знать и законодательство по этому вопросу, особенно авторское право.
Издание книг
Книгоиздание — это очень важное и интересное, но сложное дело. Оно предполагает деятельность по приобретению авторских прав, поиску новых имен.
Возможно привлечение именитых и раскрученных писателей, но их гонорары по карману далеко не каждому издательству.
Выбирая автора, нужно обратить внимание на его читательскую аудиторию, насколько она широка. Чем больше круг потенциальных покупателей, тем больше может быть прибыль.
Участие в работе хорошего профессионального редактора — это залог успеха, так как он сможет отфильтровать слабые произведения, вычислить перспективного писателя.
Если многообещающий автор найден, есть смысл попытаться с ним заключить эксклюзивный договор либо подписать контракт на перспективу.
Это касается не только художественной литературы, но и любой другой. Трендовые авторы есть и в отраслевой литературе.
Работая с авторами, заключая с ними контракты, издательства могут покупать авторские права на издание какого-либо произведения, а затем перепродавать их более крупной издательской компании.
Крупные издательства редко занимаются поиском и продвижением новых талантов, они издают произведения раскрученных авторов.
Начинающие же компании вынуждены этим заниматься, а найдя перспективного писателя, продают его крупной издательской фирме.
Прибыль от продажи автора может быть выше, чем от реализации его книг за год.
Занимаясь издательским бизнесом, нужно разбираться и в работе типографии, но совсем не обязательно иметь свою.
Можно работать с одним или несколькими предприятиями, занимающимися оказанием типографских услуг.
Издание периодической печати
Издание книги достаточно длительный процесс, но она и существует долго.
Совсем другое дело — выпуск периодической печати: газет, разного рода журналов.
Если учитывать специфику печатных периодических изданий, то этот процесс кратковременный, но не менее сложный.
Информация должна быть актуальной и представлена в очень короткий временной период.
Есть огромная масса людей, которые привыкли начинать свой день с чтения газеты, журнала, поэтому тираж имеет значение. Но основную часть прибыли издательства получают за счет размещения рекламы.
Лишь немногие периодические издания могли бы обойтись без нее только благодаря тиражам, но они не упускают свой шанс и так же размещают рекламу.
Рекламодатели предпочитают глянцевые журналы. Эти издания очень популярны.
Если изданием глянцевого журнала занимается профессиональная команда, состоящая из умного редактора, талантливого фотографа, успешного дизайнера и других профессионалов, то высокие прибыли предсказуемы.
Издание электронных книг
Электронная книга — эквивалент бумажного издания. Она читается с использованием гаджетов и представляет собой файл.
Их продажа осуществляется издателями или через интернет.
При организации этого бизнеса не нужно работать с типографиями, книжными магазинами.
Издание мини-игр
Мини-игры — это новый и сравнительно молодой сегмент издательской деятельности.
Все издательские фирмы, занимающиеся их подготовкой, действуют по одному алгоритму: придумывается сюжетная линия, создаются герои, пейзажи, затем к работе подключаются программисты, которые завершают работу.
Игры для гаджетов публикуются в интернет-магазинах и каталогах. Продукция для социальных сетей и сайтов продается игровым порталам, которые в свою очередь выставляют ее на продажу либо дают возможность скачивать бесплатно.
Изданием игр чаще всего занимаются молодые и продвинутые программисты, которые хорошо знают данный сегмент рынка, его интересы и возможности.
Этот вид издательского бизнеса постоянно развивается, имеет хорошие перспективы и достаточно успешен.
Начиная издательский бизнес, необходимо четко сформулировать его концепцию и придерживаться ее.
Сколько денег нужно для старта бизнеса
Решив заняться издательским делом надо учитывать, что книгоиздательство не кредитуется банками, и поэтому нужно будет рассчитывать либо на собственные средства, либо на инвестиции. К тому же, издательская деятельность – бизнес с высокими рисками. В чем они заключаются? В первую очередь не всегда востребованы бывают книги, выпущенные издательством. Также авторы, которым, как правило, выплачивается аванс не всегда выполняют свои обязательства. Легче всего начинать с выпуска кроссвордов, календарей и т.п. Такой бизнес не принесет большой прибыли, но окупиться гораздо быстрее.
Если вы решили открыть небольшое издательство вам будет достаточно 650-700 тыс. рублей. Выпуск электронных и аудиокниг обойдется дешевле.
Сколько можно заработать
Наилучший вариант на сегодняшний день – выпуск небольшого журнала плюс электронные книги. Преимущество в том, что журнал может, кроме всего прочего, получать доходы от рекламы. В среднем же, на книге тиражом 5 000 экз. как правило, можно заработать до 80 000 рублей. Есть еще одна интересная вещь — Print-on-Demand- издание по требованию. Она предполагает издание книги только в том случае, если заказ уже поступил, то есть у издателя не существует никаких рисков, что книга не будет реализована. Система широко используется на Западе, но в России к ней прибегают немногие издательства.
Какое оборудование выбрать для издательского бизнеса
Если вы будете работать с типографией или крупными издательствами, для бизнеса подойдет то же оборудование, что и для обычного офиса: компьютеры, оргтехника, телефоны, столы, стулья.
Какой ОКВЭД необходимо указать при регистрации издательского бизнеса
Код ОКВЭД нужно будет указывать в зависимости от того, какой конкретно деятельностью вы будете заниматься. Подойдут следующие ОКВЭД:
22.1 — Издательская деятельность;
22.13 — Издание журналов и периодических публикаций;
74.40 — Рекламная деятельность;
22.15 — Прочие виды издательской деятельности.
Какие документы нужны для открытия издательства
В первую очередь нужно будет зарегистрировать деятельность, выбирая ИП или ООО. Также потребуется пакет документов, связанный с арендой помещения. Еще нужно будет заполнить заявление о регистрации средств массовой информации (если будет выпускаться журнал или другое периодическое издание) в Роскомнадзоре. В этом случае нужно ознакомиться с законодательными документами в области СМИ.
Какую систему налогообложения выбрать для регистрации издательского бизнеса
Оптимальный вариант для бизнеса УСНО. То есть вам придется выплачивать 15 процентов с налогооблагаемой базы «доходы», или 15% с базы «доходы минус расходы».
Нужно ли разрешения для открытия издательского бизнеса
Поскольку издательский бизнес относится к высокорискованным, большой конкуренции в нем не наблюдается. К тому же, с 2002 года отменено лицензирование издательской и полиграфической деятельности. Никаких специальных разрешений для ведения бизнеса не нужно, и рынок практически не контролируется государством.
Новичку в издательском бизнесе
Загрузка…