Бизнес план для неплатежеспособного предприятия
Бизнес-планирование приобретает особый смысл в случаях, когда рассматриваются вопросы о судьбе неплатежеспособных предприятий.
С появлением Федерального закона от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим предписывается подготавливать и утверждать в суде документы, содержащие признаки бизнес-плана.
Отдельные предприятия уже прошли некоторые процедуры, предусмотренные предыдущим Законом о банкротстве, арбитражные дела по ним прекращены, однако, восстановив платежеспособность, эти предприятия продолжают нести бремя огромных долгов. Кредиторы хотят понять, как в дальнейшем должник собирается строить стратегию своего развития. И в этом случае роль грамотно составленного бизнес-плана неоценима.
Законом предусмотрены случаи, когда требуется разработка бизнес-планов или антикризисных программ.
1. Этап предупреждения банкротства. Статьей 26 Закона предусмотрено, что учредители или собственник имущества предприятия обязаны принимать меры по предупреждению банкротства. Еще до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом должен быть реализован комплекс решений, направленных на его финансовое оздоровление. Такие меры могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником. Определение состава этих мер, сроков их принятия, а также сопутствующих решений является предметом бизнес-планирования на досудебной стадии.
2. Этап наблюдения. Согласно ст. 61 Закона временный управляющий обязан провести анализ финансового состояния предприятия и представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности (или невозможности) восстановить его платежеспособность.
3. Этап внешнего управления. В обязанности внешнего управляющего входит разработка плана внешнего управления. В Законе четко прописаны сроки подготовки, рассмотрения и утверждения плана. Утверждение этого документа имеет самые серьезные правовые последствия для деятельности управляющего. Утвержденный план строго регламентирует разграничение прав и ответственности собственника предприятия-должника, его кредиторов, внешнего управляющего, сторонних организаций.
4. Ситуация, при которой арбитражный процесс в отношении предприятия-должника завершен в силу восстановления его платежеспособности или достижения мирового соглашения с кредиторами, однако долги не погашены в установленный Законом срок (6 месяцев). В данном случае кредиторы предлагают должнику подготовить развернутый бизнес-план по погашению кредиторской задолженности в приемлемые сроки.
Меры по финансовому оздоровлению должника на стадии предупреждения банкротства не должны сильно отличаться от решений, принимаемых руководителем в ходе текущей хозяйственной деятельности: реорганизации предприятия, продажи с согласия собственника части имущества для погашения задолженности, перепрофилирования, свертывания нерентабельных производств, изменения системы управления предприятием, приведения численности работающих в соответствие с реальной производственной программой, реструктуризации долгов, поиска новых видов деятельности и рынков сбыта, получения финансовой поддержки, привлечения инвестиций и т.п.
Для финансового оздоровления должника на стадии предупреждения банкротства можно с некоторыми уточнениями использовать раннюю методику ФСФО России (от 5 декабря 1994 г.). Она включает следующие разделы:
1) общую характеристику предприятия;
2) сведения по плану финансового оздоровления;
3) анализ финансового состояния предприятия;
4) мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности;
5) сведения о рынке и конкуренции;
6) деятельность в сфере маркетинга предприятия;
7) производственный план;
8) прогноз финансовых результатов.
В общей характеристике предприятия приводятся: полное и сокращенное названия предприятия; дата его регистрации; наименование органа, зарегистрировавшего предприятие; почтовый и юридический адреса; коды по различным классификаторам; организационно-правовая форма; форма собственности; банковские реквизиты; перечень дочерних компаний; список основных менеджеров с краткой характеристикой каждого; результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия за последние 1—2 года; текущие финансовые обязательства и состояние кредиторской задолженности.
В состав сведений по плану финансового оздоровления включаются:
? сроки реализации плана;
? общая сумма средств, необходимых предприятию; требующаяся государственная помощь;
? финансовый результат от реализации плана (погашение просроченной задолженности, восстановление платежеспособности и т.п.);
? наименование и реквизиты агента правительства, через которого предполагается осуществлять государственную финансовую поддержку предприятия.
Анализ финансового состояния предприятия предусматривает подробную характеристику учетной политики, применяемой предприятием, а также сводную таблицу финансовых показателей предприятия (коэффициенты ликвидности, устойчивости, деловой активности, прибыльности).
Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предусматривают:
? инвентаризацию имущества;
? сокращение дебиторской задолженности;
? снижение издержек производства;
? продажу дочерних фирм и долей в уставных капиталах других предприятий;
? продажу незавершенного строительства;
? оптимизацию численности персонала;
? продажу излишнего оборудования, материалов и складированных готовых изделий;
? реструктуризацию задолженности путем преобразования краткосрочных ссуд в долгосрочные или ипотеки;
? внедрение прогрессивных технологий, автоматизацию, механизацию производства;
? совершенствование организации труда;
? проведение капитального ремонта, модернизацию основных фондов, замену устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов;
? акционирование;
? привлечение капитала; .
? выделение центров прибыли.
Сведения о рынке и конкуренции содержат:
? характеристику отрасли, к которой относится да иное предприятие;
? емкость, размер рынков, на которых работает предприятие, ценовую политику;
? сведения о других хозяйствующих субъектах, оперирующих на рынке;
? систему ценообразования на продукцию предприятия;
? законодательные ограничения, накладываемые на деятельность предприятия.
Деятельность в сфере маркетинга предприятия включает описание:
? продукции предприятия;
? стратегии его проникновения на рынок;
? стратегии роста;
? каналов распространения продукции;
? коммуникаций.
Производственный план предусматривает разработку программы с использованием имеющихся производственных мощностей с учетом выпускаемой номенклатуры изделий и услуг, а также объема продукции, который способен поглотить соответствующий сегмент рынка.
Исходя из потребностей рынка определяется необходимый производственный потенциал как в области специализации предприятия, так и в новых высокодоходных сферах деятельности.
Прогноз финансовых результатов учитывает характеристики и условия реализации бизнес-проекта:
? налоговую среду;
? изменение курса валют;
? инфляционную характеристику среды;
? сроки реализации проекта.
Планирование, анализ и контроль бизнес-проекта ведутся по трем документам:
1) отчету о прибылях и убытках;
2) балансу;
3) плану денежных потоков.
Уточняя содержание плана для предупреждения банкротства, следует отметить, что расчеты прогнозных финансовых результатов целесообразно проводить с целью выявления масштабов будущих денежных потоков, способных обеспечить эффективную хозяйственную деятельность предприятия и погашение кредиторской задолженности. Оценки коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными средствами могут служить лишь справочным материалом.
Временный управляющий призван обеспечить арбитражный суд информацией для принятия одного из решений:
1) введение внешнего управления;
2) открытие конкурсного производства;
3) предоставление должнику возможности самостоятельно восстановить свою платежеспособность.
Применение известных методик анализа финансового состояния предприятий все же не позволяет получить полной информации для принятия таких решений.
Кроме того, целесообразно проведение ревизии, предусматривающей: оценку достаточности и достоверности основных правоустанавливающих документов предприятия; сплошную инвентаризацию имущества, расчетов и обязательств; аудиторскую проверку правильности отражения результатов хозяйственной деятельности в учете; анализ договорных отношений с поставщиками и потребителями; анализ внутреннего документооборота; анализ взаимоотношений с дочерними предприятиями; оценку структуры и объемов доходов и расходов; исследование перспектив рынка.
Только в результате этой работы может быть получена полная информация для обоснованного ответа на вопрос, есть ли перспектива у предприятия или его нужно ликвидировать.
Конструктивная часть отчета временного управляющего должна включать ряд следующих позиций:
? оценку результатов анализа финансового состояния и причин неплатежеспособности;
? оценку результатов ревизии финансово-хозяйственной деятельности и определение размеров достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов и выплаты вознаграждения арбитражным управляющим;
? концептуальные меры по восстановлению платежеспособности и оценку сроков их реализации.
Одной из главных проблем неплатежеспособности предприятий является недостаточность денежных средств, приводящая к возникновению просроченной кредиторской задолженности.
Проблема неплатежей требует включения в бизнес-план дополнительных разделов:
1) обеспечения достаточности денежных средств;
2) экономии текущих затрат предприятия;
3) реструктуризации кредиторском задолженности.
Наиболее интересным документом является план внешнего управления, который должен предусматривать меры по восстановлению платежеспособности должника и сроки достижения этой цели.
Конечная цель деятельности внешнего управляющего — восстановление платежеспособности предприятии. Должник к концу периода внешнего управления обязан удовлетворить требования кредиторов и исполнить обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев. При этом предприятие может вести расчеты но текущим платежам, поскольку на них мораторий не распространяется.
По истечении периода внешнего управления должнику даются шесть месяцев для погашения кредиторской задолженности с пенями, штрафами и процентами.
Таким образом, перед внешним управляющим стоят две задачи:
1) организовать деятельность предприятия так, чтобы рассчитываться с кредиторами, бюджетом и внебюджетными фондами в процессе текущей деятельности;
2) накопить (мобилизовать, привлечь) средства, чтобы в течение шести месяцев предприятие могло рассчитаться с кредиторской задолженностью.
Необходимость решения этих задач диктует примерное содержание плана внешнего управления:
1) резюме (краткое содержание основных идей плана);
2) общие данные о предприятии (развернутая характеристика, способная дать кредиторам представление о его потенциальных возможностях);
3) оценка причин неплатежеспособности;
4) оценка состояния рынка;
5) оценка текущей ситуации и способов повышения эффективности работы предприятия;
6) комплекс мер по восстановлению платежеспособности;
7) организационный план;
8) финансовый план, экономические расчеты и графики погашения кредиторской задолженности;
9) календарный план выполнения работ.
Бизнес-планирование на этапе, следующем за арбитражным производством, требуется в основном для крупных предприятий, имеющих высокую социальную или технологическую значимость. Законом предусмотрено: не смог расплатиться с кредиторами после периода внешнего управления — переходи в стадию конкурсного производства. Однако местные власти и крупнейшие кредиторы (в основном естественные монополии) пытаются найти нетрадиционные способы вывода таких должников из кризиса: оказывают им содействие, создают дополнительные условия и идут на необычные решения.
В связи с этим антикризисные программы, создаваемые для таких предприятий-должников, должны состоять из хорошо проработанных разделов, в которых обобщается информация о процедурах конвертации долгов в акции с их последующей передачей кредиторам; получении инвестиционных налоговых кредитов; залоговых операциях; продаже недвижимости; кредитовании под гарантию местной администрации, другие данные
Вперед >
Содержание
Важнейшим разделом бизнес-плана финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия является обоснование требуемой финансовой помощи (Фп), которая определяется по формуле
[c.214]
Учебный элемент №11. Бизнес-план финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия
[c.263]
Модуль посвящен чрезвычайно актуальной для России проблеме управления предприятием (компанией, фирмой и т.д.), проходящим через кризис или банкротство. Подробно излагаются экономические основы возникновения неплатежеспособности и банкротства, механизм антикризисного управления, включающий диагностику финансового состояния, оценку сложившегося бизнеса, выработку маркетинговой и инвестиционной стратегии неплатежеспособного предприятия. В модуле также дается технология разработки бизнес-плана финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия, детально рассматривается правовое регулирование процедур финансового оздоровления и банкротства на примерах конкретных российских предприятий.
[c.496]
В учебном пособии изложены теоретические и методические основы антикризисного управления предприятием. В нем уточнен понятийный аппарат (термины, определения, критерии и признаки) раскрыт экономический механизм возникновения кризисных явлений на предприятии показаны пути государственного регулирования отношений, несостоятельности изложено правовое обеспечение антикризисного управления. Особое место отведено диагностике экономического состояния неплатежеспособного предприятия, выработке антикризисной маркетинговой и научно-технической политики в условиях кризиса. Уточнены методы разработки бизнес-плана финансового оздоровления и организация финансового менеджмента на неплатежеспособном предприятии. Приведен алгоритм выбора приоритетного варианта реорганизационной процедуры финансового оздоровления предприятия изложены основы управления персоналом в условиях кризиса и организации труда арбитражных управляющих (временных, внешних, конкурсных).
[c.2]
Выявленные в результате анализа причины неплатежеспособности предприятия должны быть учтены при разработке бизнес-плана финансового оздоровления предприятия.
[c.210]
Бизнес-план финансового оздоровления составляется для неплатежеспособных предприятий в обязательном порядке, имеет свою структуру и логику изложения. Однако его разработка может оказаться полезной для всех российских предприятий, большинство из которых испытывает значительные финансовые трудности.
[c.6]
Особую структуру и логику изложения имеет бизнес-план финансового оздоровления предприятия, который является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит для
[c.26]
Важное значение для осуществления финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий имеет разработка плана финансового оздоровления и на этой основе получения финансовых ресурсов от государственных органов. Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) во исполнение п. 12 постановления Правительства РФ от 20.05.94 г. № 498 О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий разработало типовую форму бизнес-плана финансового оздоровления и методические указания по его составлению, которыми следует руководствоваться в практической деятельности.
[c.89]
В целях повышения эффективности проведения мероприятий по финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) своим распоряжением № 98-р от 5 декабря 1994 г. утвердило типовую форму плана финансового оздоровления (бизнес-плана), методические рекомендации по его составлению и порядок согласования бизнес-плана с заинтересованными организациями.
[c.187]
Анализ международной практики подтверждает, что эта мероприятия являются наиболее применяемыми. Однако возможны и иные пути, которые предполагают комплексное исследование предприятия и разработку бизнес-плана финансового оздоровления. Этот документ должен включать общую характеристику предприятия, план чрезвычайных мероприятий по преодолению неплатежеспособности, стратегию финансового оздоровления, план финансирования мероприятий и расчет ожидаемой эффективности.
[c.211]
Бизнес-план финансового оздоровления является основным документом для неплатежеспособных предприятий и служит
[c.8]
В пособии изложены опыт авторов и их точка зрения на типологию, принципы планирования, структуру и содержание бизнес-планов. Даны примеры разработки бизнес-планов — по продукту на одном из предприятий, бизнес-план как обоснование экономической эффективности технического решения в дипломном проекте. Кроме того, приводятся в качестве приложения методические рекомендации по разработке бизнес-планов (программ) финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий
[c.7]
На четвертом этапе проводится селекция предприятий на основе анализа разработанных предприятиями планов финансового оздоровления (бизнес-планов). Первоочередным требованием к представленным планам является обеспечение при их реализации выхода предприятия из состояния неплатежеспособности, финансовой устойчивости функционирования предприятия в будущем, а также возвратности средств, предоставленных предприятию в виде государственной финансовой поддержки. Предприятия, планы которых удовлетворяют данному требованию, ранжируются на основе оценки эффективности планов финансового оздоровления. Оценка эффективности планов осуществляется при помощи показателей внутренней нормы прибыли и чистой приведенной стоимости. После указанного ранжирования формируется перечень предприятий, которым предоставление государственной финансовой поддержки целесообразно осуществлять в первую очередь.
[c.184]
Федеральная служба по делам о банкротстве и финансовом оздоровлении рассматривает (после соответствующих согласований) и утверждает план финансового оздоровления (бизнес-план) неплатежеспособного предприятия.
[c.96]
План финансового оздоровления (бизнес-плана) неплатежеспособного предприятия содержит основные элементы традиционного бизнес-плана (см. главу 4).
[c.279]
Таким образом, в каждой из групп формируется последовательность предприятий, в отношении которых продолжается отбор претендентов на первоочередную государственную финансовую поддержку. На четвертом этапе проводится селекция предприятий на основе анализа разработанных предприятиями планов финансового оздоровления (бизнес-планов). Первоочередным требованием к представленным планам является обеспечение при их реализации выхода предприятия из состояния неплатежеспособности, финансовой устойчивости функционирования предприятия в будущем, а также возвратности средств, предоставленных предприятию в виде государственной финансовой поддержки. Предприятия, планы которых удовлетворяют данному требованию, ранжируются на основе оценки эффективности планов финансового оздоровления. Оценка эффективности планов осуществляется при помощи показателей внутренней нормы прибыли и чистой приведенной стоимости. После указанного ранжирования формируется перечень предприятий, которым предоставление государственной финансовой поддержки целесообразно осуществлять в первую очередь.
[c.285]
Со стороны государства, до сих пор остающегося крупнейшим собственником, внесудебные процедуры, направленные на предотвращение его негативных последствий, осуществляются в отношении государственных предприятий, а также организаций с долей участия государства в уставном капитале не менее 25%. Проведение ряда таких процедур в отношении предприятий, признаваемых «неплатежеспособными» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий», обусловлено наличием плана финансового оздоровления (бизнес-плана), который должен включать мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержанию эффективной хозяйственной деятельности. Наличие разработанного и в установленном порядке утвержденного бизнес-плана служило одним из основных условий предоставления неплатежеспособному предприятию государственной финансовой поддержки.
[c.362]
Перечисление и краткая характеристика разделов плана финансового оздоровления (бизнес-плана) неплатежеспособного предприятия (организации) дают представление о сложности задач, стоящих перед его разработчиками.
[c.363]
Ознакомление с типовой формой плана финансового оздоровления (бизнес-плана) и изучение подходов к его разработке могут представлять большой практический интерес в силу расширения сфер их применения. Такие планы составляются предприятиями не только в том случае, когда они ходатайствуют о предоставлении им бюджетных средств для восстановления платежеспособности. Данная типовая форма используется также для разработки проектов (планов) восстановления платежеспособности неплатежеспособными предприятиями за счет мобилизации их внутренних ресурсов, без привлечения средств государственной финансовой поддержки, когда используется рассмотренная схема формирования плана, за исключением проведения обоснований потребности в финансовой помощи государства и возвратности предоставленных бюджетных средств.
[c.368]