Бизнес план для морской компании

Бизнес план для морской компании thumbnail

Цена указана за типовой вариант.

Аналитиками компании Megaresearch разработан бизнес-план организация морских грузоперевозок.

В рамках предлагаемого проекта планируется организация направления морских грузоперевозок на базе существующего предприятия.

Для этой цели планируется использование одного или одновременно двух судов класса Ролкер (Ro-Ro): Simphorine или(и) Robur – рассматривается возможность приобретения указанных судов в собственность, приобретения временных прав на использование судов (фрахт, бербоут-чартер и др.) или приобретения долей в компаниях-судовладельцах.

Использование привлекаемых судов планируется для перевозки грузов в фурах от турецких портов Самсун и Трабзон в российский порт Геленджик. Специализация судов предполагается на сельскохозяйственных грузах (фруктах и овощах), являющихся важнейшей составляющей турецкого импорта в Россию.

Товарооборот России с Турцией по итогам 2010 года составлял свыше $** млрд. Грузооборот между Российской Федерации и Республикой Турция за период с 2005 по 2010 годы вырос на 102,4%, в том числе объем российского экспорта в Турцию увеличился с … т. в 2005 году до … т. в 2010 году; объем импортируемых в Россию турецких товаров в натуральном выражении вырос за пять лет почти в три раза: с … до … т.

Россия является основным импортером продукции турецкого сельского хозяйства, ежегодно из Турции ввозится свыше … т. овощей и фруктов. Продолжающееся развитие торговых отношений между двумя государствами позволяет прогнозировать дальнейший рост спроса на морские грузоперевозки в Черноморском бассейне.

Завершающаяся модернизация грузового порта Самсун позволяет ожидать рост идущих через него грузопотоков. Уже в первый год модернизации, с 2009 по 2010 гг., количество заходов судов в порт выросло на 32,8%, а оборот грузов класса Ro-Ro вырос на 44,7%. Завершающаяся модернизация порта обещает сделать порт Самсун уже в среднесрочной перспективе – одним из ключевых центров российско-турецких внешнеторговых взаимоотношений и безусловно надежным партнером в рамках предлагаемого проекта.

Объем инвестиционных вложений в реализацию проекта составит около 6 млн руб. Период окупаемости рассматриваемого проекта составляет более 1,5 лет с учетом дисконтирования. 

Налоговые и регистрационные издержки разнятся в зависимости от выбранного флага. В Бизнес-плане рассчитаны показатели эффективности проекта и построены прогноз движения денежных средств и прогноз прибылей и убытков исходя из варианта приобретения судов в собственность и регистрацией их под флагом Российской Федерации. Сравнение эффективности проекта при выборе флага России или Молдовы для регистрации судов и при различных вариантах условий привлечения судов представлены в Приложениях к данному Бизнес-плану.

В рамках маркетингового плана бизнес-плана представлен анализ рынка судоходства в Черноморском бассейне.

В финансовой модели проекта рассмотрен анализ чувствительности проекта к изменениям внешней среды.

Аналитики компании Megaresearch пришли к выводу, что реализация данного проекта в текущих условиях представляется перспективным в случае проработки вопросов по защите компании от имеющихся угроз рынка и проработки слабых сторон.

С подробной информацией можно ознакомиться в полной версии проекта.

В бизнес-плане максимально полно раскрыта суть проекта, собраны актуальные данные о рынке, стоимости ресурсов, произведены все необходимые и достаточные расчеты требуемых показателей.

Детальная проработка проекта и соответствие требуемым стандартам позволит использовать бизнес-план для следующих целей:
•    Для использования в качестве рабочего инструмента при реализации проекта;
•    Для получения финансовых ресурсов от частных инвесторов;
•    Для представления проекта в кредитные учреждения.
•    Для получения субсидии
Стандарт написания: UNIDO
Технико-экономическое обоснование
Расчеты производятся в EXCEL в финансовой модели.
Данный проект индивидуально дорабатывается в соответствии с пожеланиями клиента.
Вы можете заказать аналогичный бизнес-план с учетом индивидуальных особенностей бизнеса и региона.

Источник

Предприниматель Константин Гриневич уже 10 лет организует в Петербурге морские грузоперевозки. Несмотря на конкуренцию с иностранными брокерами, его компании удалось достичь годовой выручки 250 млн рублей. В этом бизнесе главное — уметь убедить клиента и быть терпеливым.

Константин Гриневич 10 лет назад работал в крупной судостроительной компании, и ему приходилось искать на рынке груз и флот, готовый его везти. Так родилась идея стать фрахтовым брокером (посредником между морским перевозчиком и владельцем груза). А к 2017 году оборот его фирмы «Глогос проект» достиг 250 млн рублей.

Найти потребность

«Есть брокеры, которые эксплуатируют советское наследие — флот или груз, остальные стараются их переиграть рыночными способами, — говорит Константин. — Первых больше, но постепенно вторые отбирают у старожилов клиентов». Главная сложность брокерского бизнеса, по мнению предпринимателя, в том, что здесь невозможно создать потребность. Задача брокера — найти организацию, у которой такая потребность уже есть, и убедить ее сотрудничать. Дальше — проще, как правило, клиент, если он доволен, становится постоянным.

Но на поиск первого клиента у Константина ушло 4 месяца. В это время он арендовал у товарища угол в офисе — стул, стол и телефон. Звонил компаниям из «Желтых страниц», клиентам, с которыми не заладилось сотрудничество у бывшего работодателя. У брокерского бизнеса длинный цикл сделки, иногда месяцами нужно ждать. Например, все лето брокер убеждает работать вместе фрахтователя дров, но раньше зимы груз не поедет, летом дрова не нужны. «Еще одна сложность — российские перевозчики вынуждены на выполнение заказов брать кредиты под 12% и выше, и как они могут вырвать заказ у зарубежной компании, которая имеет доступ к дешевым деньгам? — возмущается Константин. — Если государство не обратит на отрасль внимание, на рынке останутся одни иностранные игроки».

Сейчас в «Глогос проекте» 25 сотрудников, компания арендует офис в центре города. «Для бизнеса география не важна, просто работникам так удобнее добираться», — поясняет Гриневич.

Морские резиденты

В Петербурге сейчас несколько десятков компаний, которые занимаются организацией морских перевозок. Среди них «Грин Брокер», «Анкер Логистик» и другие. Евгений Новиков, владелец фирмы по оценке грузов «ТопФрейм», рассказывает, что иностранные фирмы на рынке морских перевозок Петербурга — в основном судовладельцы. «А брокерские, сюрвейерские, экспедиторские и другие компании — российские или филиалы международных, в любом случае российские резиденты. Поэтому говорить о серьезных помехах для российских компаний в этой сфере, создаваемых иностранцами, не приходится», — считает предприниматель.

Марина Васильева

Все статьи автора

12 сентября 2017, 12:05


4177

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Господа,

обращаем ваше внимание, что представленный ниже материал содержит лишь типовой бизнес план. Цифры, приведенные в нем, могут расцениваться лишь как ориантировочные, поскольку рынок и цены постоянно меняются. На нашем портале много хороших идей бизнеса с подробными бизнес планами. Вместе с тем, приведенный бизнес-план позволяет получить ясное представление о шагах, которые нужно будет предпринять для успешного запуска описанного бизнеса, и может служить хорошим шаблоном для подготовки собственного бизнес-плана.

Поскольку этот бизнес-план достаточно объемный, мы предлагаем вам скачать его текст для дальнейшего ознакомления.

Бизнес-план организации промысла морепродуктов

скачать бизнес-план

Вернуться к обзору бизнес-планов проекта

*Статье более 8 лет. Может содержать устаревшие данные

Свой бизнес: открываем прокат детских электромобилей

Свой бизнес: открываем прокат детских электромобилей

Если вы ищете простую идею для своего дела, обратите внимание на прокат детских машинок. Минимум вложений, высокий спрос и прибыль до 100 тыс. рублей в месяц – удачное сочетание для новичка в бизнесе.

Как открыть свою студию звукозаписи

Как открыть свою студию звукозаписи

Студия звукозаписи не зависит от какой-то определённой музыкальной группы и предлагает свои услуги всем нуждающимся. В связи с этим организация своего собственного бизнеса на записи музыкального материала становится фактически беспроигрышным варианто…

Как открыть бизнес по производству брезента

Как открыть бизнес по производству брезента

Открытие своего собственного производства потребует очень больших инвестиций, однако сумма может быть разной, ведь всё зависит от предполагаемых объёмов выпуска продукции, от номенклатуры и многих других параметров. Изготовление брезента – бизне…

Свой бизнес: яхт-клуб

Свой бизнес: яхт-клуб

Если говорить о самом простом яхт-клубе, то можно вложиться в сумму, не превышающую 2 миллиона рублей, но это без учёта покупки земли. Понятно, что она может быть различной в зависимости от места расположения и города работы. 

Романтичный бизнес: полеты на воздушном шаре (тепловом аэростате)

Романтичный бизнес: полеты на воздушном шаре (тепловом аэростате)

Потенциальная выручка может составить от 1,5 до 4 млн. рублей в год, в зависимости от региона, программы, модели воздушного шара и других факторов. Срок окупаемости такого бизнес-проекта оценивается минимум в год.

Ресторанный бизнес: взаимоотношения с поставщиками

Ресторанный бизнес: взаимоотношения с поставщиками

С какими реалиями сталкиваются рестораторы при выстраивании сотрудничества с поставщиками? Рассмотрим ключевые модели работы и требования к поставщикам оборудования, столовых приборов и еды.

Творческий бизнес: театр контркультуры

Творческий бизнес: театр контркультуры

Как только возникла бизнес-идея открыть театр контркультуры, стало понятно, что нужны деньги, много денег, которые может дать только инвестор. Лучше не вспоминать, откуда он взялся, но он согласился выделить почти десять миллионов рублей для покупки…

Свой бизнес: организация кузовного ремонта в автосервисе

Свой бизнес: организация кузовного ремонта в автосервисе

Участок кузовного ремонта — дело довольно дорогое, но прибыльное. Стоимость кузовных работ в среднем составляет 5000–15 000 руб. Ремонт кузова — это универсальный вид работ, здесь нет жесткой привязки к моделям и маркам автомобилей. Спрос на кузовной…

Как открыть «школу аналитики»

Как открыть «школу аналитики»

Для открытия «Школы аналитики» необходимо иметь в наличии четкую концепцию развития школы, уникальные программы обучения и оборотный капитал не менее 300 тыс. руб.

Бизнес-план мини-сети уличного фаст-фуда (шаурма)

Бизнес-план мини-сети уличного фаст-фуда (шаурма)

Инвестиционные затраты составляют 3,27 млн. руб., из которых 1,8 млн. – приобретение основных средств. 900 000 рублей направлены на покрытие дефицита оборотных средств до выхода проекта на окупаемость.

Производство шоколадной пасты

Производство шоколадной пасты

Если вы решили открыть собственное производство шоколадной пасты, то, прежде всего, нужно подобрать подходящее помещение. Оснащение небольшого цеха всеми необходимыми коммуникациями обойдется не менее чем в 600 тысяч рублей.

Производство масок для сна: творческий подход и минимум вложений

Производство масок для сна: творческий подход и минимум вложений

Большой плюс для стартапа в бизнесе по производству масок для сна заключается в небольших вложениях. Главное – наличие фантазии и умения обращаться со швейной машинкой. Ну и, собственно, без швейной машинки тоже не обойтись.

Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал

Источник

Безусловно, бизнес судоходной компании обещает быть весьма прибыльным. Но «потянуть» его смогут лишь единицы. Ведь такого рода деятельность требует огромных капиталовложений. Да и зарабатывать в этой сфере можно по-разному. Школа бизнеса предлагает вам рассмотреть возможность перевозки угля между конкретными пунктами назначения. Вам понадобится составить бизнес план судоходной компании, хотя лучше доверить столь важную миссию профессионалам.

Для начала

В данный проект понадобится инвестировать около 25 миллионов долларов. В идеале вашей компанией должны обеспечиваться ежегодные грузопотоки в размере до 1300 тонн. Достичь такого объема можно на основе чартерных рейсов. Дополнительный источник заработка — сдача в аренду части флота.

Для того чтобы начать бизнес, понадобится решить массу вопросов, в том числе, и: где взять столь крупную сумму. Можно обратиться к инвесторам, но для этого необходим бизнес план судоходной компании. На 25 миллионов вы закупите суда и необходимое оборудование, создадите соответствующий оборотный капитал.

Основные услуги ваши – осуществление перевозок угля. Обязательно бизнес план судоходной компании содержит раздел с результатами проведенных маркетинговых исследований. Сейчас наблюдается тенденция увеличения объемов закупки угля. Поэтому услуги ваших навалочных балкеров обязательно будут востребованными. Ваша компания будет доставлять груз в наименьшие сроки, в целости и сохранности. Кроме того, стоит применять современные методы управления и технологии, чтобы усилить свои позиции в сфере морских перевозок. Лучше всего сделать ставку именно на десятилетние суда, которые имеют минимальный срок окупаемости. В результате прибыль, которую вы будете получать, будет наибольшей.

Персонал

Школа бизнеса предлагает такую схему управления компанией, где бы верхушкой стал совет учредителей. Необходим также юрист, исполнительный директор, консультант. Понадобится нанять на работу еще не одного директора различных подразделений: по финансам, по эксплуатации флота, по персоналу, по маркетингу. Вам необходимо организовать в вашей компании несколько отделов: развития флота, финансовый, маркетинга, линейного флота, плавсостава, аудита и бухучета, кадров, качества и безопасности. Организовать все нужно таким образом, чтобы было обеспечено максимальное взаимодействие между объектом управления и субъектом. Главные цели управления – это повысить конкурентоспособность компании и получить максимально возможную прибыль.

Учтите, что персонал ваш должен состоять только лишь из опытных специалистов, которые уже успели получить рекомендации в других фирмах. Можно, конечно, принимать на работу и перспективных молодых специалистов. Сотрудникам необходимо предоставить возможность прохождения обучения в центрах повышения квалификации, нужны и различные стажировки. Школа бизнеса рекомендует нанимать людей на работу только с испытательным сроком. Это необходимо для того, чтобы сотрудники сначала доказывали свою компетентность на деле. Если работа конкретного человека будет продуктивной, то можно будет подумать о его продвижении по службе. От того, каким будет ваш персонал, во многом зависит конкурентоспособность компании.

Финансовые вопросы

Обратите внимание на то, что первоначальный капитал вашей судоходной компании – это немаленькая сумма. Необходимо будет потрудиться, чтобы заинтересовать потенциальных инвесторов вложить около 25 миллионов долларов в ваше предприятие. Этой суммы вполне достаточно, чтобы купить три современных балкера, причем их возраст может равняться и пяти годам. Каждый балкер стоит примерно 9 миллионов долларов. Также необходим один десятилетний балкер, стоимостью семь миллионов. И понадобится приобрести еще один, но за 14 миллионов долларов (возраст – 5 лет). Суда нужно брать вместительностью по 60 и по 40 тысяч тонн.

Чтобы понять, какой будет предполагаемая прибыль, понадобится учесть массу нюансов: начиная от эксплуатационных расходов и заканчивая числом рейсов за год.

Такое начинание может окупиться только через пять с лишним лет, если учесть все мелочи. Проект этот является вполне состоятельным. И если учитывать предполагаемый грузооборот, он будет приносить довольно высокую и при этом стабильную прибыль. После того, как проект окупится, следует увеличивать и расширять рынки сбыта услуг, а также всеми возможными способами повышать качество предоставляемого сервиса. Это позволить увеличить прибыль.

Браться за реализацию данной идеи нужно лишь тем, кто действительно разбирается в этом, имеет опыт работы в компаниях, предоставляющих подобные услуги. Только компетентный человек может рассчитывать на то, что добьется успехов в данной сфере деятельности.

Наш проектный опыт

Разработка бизнес-плана для Вашего собственного проекта!

Как мы работаем

Сдача бизнес-плана заказчику

После того, как окончательная версия бизнес-плана сформирована, работа сдается заказчику:Количество страниц бизнес-плана: 80-100

Подписаться на новости готовых бизнес-планов и исследований!

Для получение БЕСПЛАТНОЙ рассылки на новости готовых бизнес-планов и исследований, укажите свое имя и email:

С нами уже 12547 подписчиков

ОТЗЫВЫ КЛИЕНТОВ

Компания Alto Consulting Group качественно и в полном объеме раскрыла все вопросы, связанные с поставленной задачей и в максимально сжатые сроки.
Благодорим за высокое качество работы и надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

Исполнительный Директор ООО Синтек, Горюнов В.Ю.

Компания Diarygold
высоко ценим сотрудничество с компанией Alto Consulting Group. Результаты маркетингового исследования «Рынка сыра. Текушая ситуация и прогноз на 2014 — 2018 гг.», предоставленные нам компанией Alto Consulting Group, позволили получить детальное представление о ситуации, сложившийся в данной отрасли.
Сотрудники Alto Consulting Group проявили себя как квалифицированные специалисты, разбирающиеся в отраслевом рынке на высоком уровне. Мы благодарны Alto Consulting Group и работникам компании за сотрудничество и профессионализм.

Управляющий Директор, Доминик Даффи

Бизнес план судоходной компании

7.8 из
10

на основе
10706 просмотров,
5 отзывов.

Специально для сайта
Школа бизнеса — https://shkolabiz.ru

Источник

Для развития аквакультуры в островном регионе нужен особый подход – тогда увеличатся объемы добычи водных биоресурсов и появятся новые предприятия

Выращивание гребешка, трепанга и других ценных морских обитателей в прибрежной зоне наших островов может самым положительным образом сказаться на развитии рыбохозяйственного комплекса области. О том, какие проблемы здесь возникают, мы попросили рассказать кандидата биологических наук и директора компании «РУТ-2009» Галину ЩУКИНУ.

– Галина Феликсовна, вы уже более 10 лет занимаетесь исследованиями и практическими работами именно в аквакультуре. Как бы вы оценили ее общий потенциал в островной области?

– Безусловно, потенциал есть. Но конкретные оценки давать весьма непросто. Объем продукции, получаемой с 1 гектара морской прибрежной акватории, в первую очередь определяется биологическими особенностями объектов марикультуры и применяемой технологией. Например, при использовании садков для разведения того же гребешка отдача будет выше, чем при донном выращивании.

По самым острожным оценкам, в Сахалинской области суммарная площадь прибрежных акваторий, которые можно задействовать под создание морских ферм, составляет более 40 тыс. г. Теоретически на них можно получить до 70 тыс. т продукции. Это позволило бы создать в основном производстве свыше 2 тыс. новых рабочих мест, а если брать в учет смежные и сопутствующие отрасли – то еще около 9 тыс. рабочих мест. Согласитесь, это – очень чувствительная добавка к общему объему водных биоресурсов, добываемых в нашей области. Ни в коем случае нельзя упускать и социальную значимость проекта. Ведь именно за счет аквакультуры можно обеспечить людей работой во многих небольших приморских поселках и селах.

— Над исследованиями потенциала аквакультуры, выработкой рекомендаций по его использованию в нашей области работают и специалисты СахНИРО. По их мнению, приморского гребешка можно было бы выращивать в заливах Анива и Терпения, на южнокурильском мелководье, трепанга – в заливе Анива и в прибрежье Кунашира. А камчатского краба – у юго-западного и южного побережий Сахалина. Реки же северо-западного побережья острова целесообразней использовать для разведения калуги и сахалинского осетра. Некоторые озера подошли бы для разведения сазана и белого амура…

– Может быть. Но все нужно просчитывать, поскольку не следует забывать, что технические возможности марикультуры – это одно, а экономическая эффективность – другое. В мировой практике имеются технологии по воспроизводству и культивированию целого ряда видов морских животных и растений, искусственное воспроизводство которых возможно и в наших условиях. Однако не все из них могут обеспечить экономическую рентабельность конкретного проекта. В связи с этим марикультура большинства долгоживущих видов – крабы, некоторые виды рыб и т.д. – возможна лишь при непосредственном финансировании государства.

Сегодня же быструю окупаемость создаваемых предприятий способны обеспечить такие виды как трепанг и гребешок. Определенный интерес представляет и морской еж. Его целесообразно использовать в нашей стране как фармакологическое сырье при условии глубокой переработки.

Не стоит забывать, что в этой области хозяйственной деятельности нарастает конкуренция. Прирост мировых объемов выпуска продукции аквакультуры происходит со скоростью 5-7% в год. Рынок потихоньку заполняется, и в первую очередь – его наиболее дорогостоящие сегменты. С нашей же укоренившейся привычкой «долго запрягать», можно остаться на обочине столь быстро развивающегося процесса.

– На днях в Росрыболовстве прошло совещание, главной темой которого стали результаты реализации Федерального закона «Об аквакультуре», вступившего в силу в прошлом году. Была обнародована информация, свидетельствующая о развитии этой отрасли и помощи со стороны государства. Например, отмечалось, что в стране сформировано уже 600 новых участков под аквакультуру, которые планируется передать пользователям на срок до 25 лет. В свою очередь запущен механизм субсидирования инвестиционных проектов в этой отрасли – из федерального бюджета выделено 250 млн рублей, на следующий год планируется еще 600 млн рублей. А как обстоят дела у нас?

– Наверное, в целом какие-то подвижки с аквакультурой действительно происходят, ведь в материковой части страны и на юге России есть возможности для «нарезки» новых участков, развития прудовых хозяйств, создания ферм по товарному производству рыбы на озерах или водохранилищах. Но составной частью аквакультуры является марикультура, когда выращивание водных биоресурсов ведется непосредственно в морской акватории. А вот ее-то и можно развивать только в приморских регионах страны.

Вдобавок в нашей области, в отличие, например, от Мурманской или Калининградской, – своя специфика. Напомню, что на Сахалине и Курилах практически вся прибрежная зона поделена на рыбопромысловые участки между предприятиями, которые ведут промысел лосося. Путина здесь длится 2-3 месяца в году, причем на довольно ограниченном пространстве – до 5% от общей площади морской акватории, находящейся в пользовании конкретной рыбопромышленной компании. А это значит, что большую часть года прибрежная зона у нас в основном не используется. Если бы здесь действовали хозяйства марикультуры, область только по двум видам – гребешку и трепангу – могла бы получать дополнительной продукции ежегодно примерно на 7 млрд рублей.

Нынешняя ситуация возникла потому, что в свое время было принято решение о выделении под промысел лососевых именно рыбопромысловых участков (РПУ). Такое положение дел выглядит абсурдным и искусственным. Невода располагаются, как правило, на относительно небольших глубинах, а главное – в зоне воздействия пресных стоков рек – то есть, под марикультуру такие участки не вполне пригодны. Но и «втиснуть» хозяйство марикультуры негде, поскольку под нынешние РПУ отведено буквально все побережье, за исключением совсем уж труднодоступных мест.

Исследования возможностей развития аквакультуры в прибрежной зоне наших островов ведут и ученые СахНИРО. В течение вот уже пяти лет они отрабатывают методику сбора спата или, говоря проще, молоди приморского гребешка с помощью специальных устройств – коллекторов. В текущем году, например, специалисты этого института собрали, а затем расселили жизнестойкую молодь гребешка в заливе Анива и лагуне Буссе. Всего здесь было выпущено около 300 тыс. экземпляров молоди. Это уже четвертый по счету полигон для отработки нужных технологий. По примерным расчетам, если до возраста 4 лет доживет хотя бы десятая часть расселенной молоди, то лишь одно такое опытное хозяйство даст более 1,2 т деликатесного морепродукта.

Приморский гребешок – не единственный «кандидат» на выращивание в хозяйствах марикультуры. В ближайшей перспективе ученые СахНИРО планируют начать работы с устрицей и мидией. По их мнению, подходящими объектами для разведения являются также трепанг, морской еж и морская капуста.

В СахНИРО не отказались и от проекта строительства своего центра марикультуры. Под него уже выбрана площадка и оформлен земельный отвод. Дальнейшие исследования ученые островного региона планируют продолжить совместно с коллегами из владивостокского института «ТИНРО-Центр», создав постоянно действующую рабочую группу специалистов для подготовки проектных документов по развитию марикультуры на Сахалине.

– Есть способы решения этой проблемы?

– Как минимум, два варианта. Наиболее простой и неконфликтный, но гораздо менее эффективный – предусмотреть возможность многоцелевого использования существующих рыбопромысловых участков. Это могли бы сделать сами рыбопромышленники, дополнив договор пользования РПУ еще одним видом деятельности и представив полноценный бизнес-план на марикультурный проект.

Второй путь – замена нынешних РПУ на так называемые точки постановки неводов. Вся оставшаяся акватория тогда может быть использована для создания морских ферм, но – опять же при наличии четкого и полноценного бизнес-плана.

Примечательно, что какой вариант не выбирай, в любом случае потребуется внести коррективы в действующее законодательство и нормативные акты целого ряда министерств и ведомств. Причем менять надо не только механизм использования рыбопромысловых участков в прибрежной зоне, но и убирать лишние административные барьеры, снижать уровень централизации в управлении аквакультурой.

Например, сегодня действует норма, согласно которой определение границ рыбопромыслового участка площадью более 300 га допускается лишь при положительном решении Минсельхоза РФ. А разве из московских кабинетов виднее, где и какие именно участки для марикультуры можно создать на Дальнем Востоке? По расчетам специалистов для выхода на окупаемость инвестиционным проектам по выращиванию трепанга требуется плантация площадью не менее 500 га, а гребешка – так и вовсе не ниже 900 га.

Именно по этим причинам марикультура у нас пребывает в том же состоянии, что и 10 лет назад. Несмотря на довольно перспективные проекты и опробованные технологии, наличие квалифицированных специалистов, в островном регионе до сих пор нет ни одного полноценного хозяйства по морскому выращиванию водных биоресурсов.

– О том, что наши соседи по региону столкнулись с теми же проблемами, свидетельствует и данные Мивостокразвития РФ. Там, в частности, отмечают: природные условия Дальнего Востока позволяют ежегодно выращивать до 3 млн т водных биоресурсов, однако сегодня объемы не превышают 6 тыс. т. При этом из 2 млн га пригодной для марикультуры акватории распределено всего 25 тыс. га. Кстати, на несовершенство законодательно-нормативной базы ранее указывал и полпред президента в ДВФО Юрий Трутнев, отметивший «массу бюрократической волокиты». Каков же, на ваш взгляд, выход из нынешней ситуации?

– Аквакультура как в целом, так и по отдельным ее направлениям не может успешно развиваться за счет усилий одного лишь бизнеса. Яркий тому пример – действующая на Сахалине и Курилах система искусственного разведения лососевых. Десятки рыбоводных заводов создавались и развивались с советских времен при прямой поддержке государства и на его средства. Даже сегодня значительная часть таких предприятий остается в госсобственности и содержится за счет федерального бюджета. И это закономерно, ведь окупать себя хозяйство аквакультуры начинает лишь через 5-6 лет.

Ни один серьезный частный инвестор не решится столь долгий срок тратить немалые деньги, не будучи уверенным в их возврате. А возврат, среди прочего, гарантируется внятным и прозрачным законодательством, куда не вносятся существенные изменения хотя бы на протяжении периода окупаемости проекта. Но готово ли наше государство дать подобные гарантии? – это принципиально важный, хотя во многом и риторический вопрос.

Наши ближайшие зарубежные соседи понимают все отраслевые проблемы и риски, поэтому и государственную политику в отношении аквакультуры ведут с учетом специфики этой отрасли соответствующим образом. Скажем, в Китае строительство крупнейших прудов Циндао финансировалось за государственный счет, а уж затем их сдали в аренду фермерам, которые получают от частных заводов посадочный материал для выращивания трепанга. В рамках государственно-частного партнерства в Таиланде создали мелиоративные системы для разведения креветок и ныне лидируют по выбранному направлению. В Норвегии государство взяло на себя расходы по обеспечению молодью тех хозяйств, которые занимаются товарным выращиванием лососевых, из бюджета у них также финансируется борьба с заболеваниями этого вида рыб, частично компенсируются затраты на корма и т.д. Список подобных примеров можно продолжить и дальше.

У нас же вместо такой поддержки государство пока лишь контролирует и регламентирует отрасль. Поэтому, на мой взгляд, надо передать часть полномочий по управлению аквакультурой в приморские регионы. Во-первых, местным властям видней, где и какие именно хозяйства можно создать, обеспечив тем самым население дополнительными рабочими местами.

А во-вторых, именно местные органы власти могут выступить с инициативами по изменению законодательно-нормативной базы, которая пока больше мешает, чем помогает развитию нашей отрасли.

И.о. руководителя областного агентства по рыболовству Сергея ДИДЕНКО:

– В прошлом году мы утвердили госпрограмму по развитию рыбохозяйственного комплекса области на период до 2020 года. В нее отдельным разделом включены мероприятия по развитию аквакультуры, в том числе искусственного воспроизводства водных биоресурсов. Их финансирование из регионального бюджета будет ежегодно расти и за пятилетку превысит сумму в 2,4 млрд рублей.

Основное внимание решено уделить системе искусственного разведения лососевых. Здесь предусмотрены бюджетные субсидии для компенсации затрат на приобретение икры для инкубации, кормов для подращивания молоди, финансирование работ по высадке леса близ нерестовых рек и другие мероприятия.

Одновременно запланировано выделение средств из областного бюджета на разработку биотехнологий или перспективных объектов воспроизводства в аквакультуре, помощь в уплате процентов по банковским кредитам и договорам лизинга тем предприятиям, которые станут приобретать необходимое оборудования, технику и т.д.

Программой предусмотрено, например, к 2018 году увеличить производство продукции аквакультуры более чем наполовину против прежнего. В итоге мы рассчитываем, что эта отрасль сможет давать ежегодно прибавку до 74,8 тыс. т различных видов водных биоресурсов.

И этим дело не заканчивается. Реализуя поручение главы региона О.Кожемяко, мы намерены подготовить концепцию программы развития искусственного воспроизводства водных биоресурсов и аквакультуры в Сахалинской области. Особое внимание будет уделено выработке предложений по изменению действующего законодательства для того, чтобы снизить административные барьеры. Предусматривается также финансирование мероприятий по развитию искусственного воспроизводства кеты на юго-западном побережье Сахалина, создание проектно-сметной документации для марикультурных хозяйств по всей территории области.

Фото автора, а также из архива СахНИРО и «Губернских ведомостей»

Источник

Adblock
detector