Бизнес план для монтессори центра
Одна из самых красивых и гармоничных методик развития ребенка имеет итальянские корни, она основана Марией Монтессори в 19 веке.
Её суть заключена во фразе «Помоги мне это сделать самому» и состоит в том, что ребенку для развития надо создать правильную среду – например, оборудовать комнату, в которой было бы собрано очень много детских пособий, с которыми ребенок может возиться сам.
Как воплощается идея Монтессори в детском центре?
Клубы Монтессори очень популярны в США. Они довольно дорогие, их посещают дети состоятельных родителей. В Москве есть детские заведения этого направления, однако Монтессори-клубов с хорошим оборудованием и грамотными педагогами можно сосчитать по пальцам одной руки.
Что из себя представляет Монтессори-клуб?
Это помещение, в котором собрано огромное количество невероятно интересных для годовалого или двухлетнего ребенка вещей.
Детский центр Монтессори предполагает много выдвигающихся шкафчиков и открытых полочек. Что очень важно, все находится на уровне роста ребенка, который ходит пешком под стол или даже совсем не ходит.
На стенах висят специальные щиты с колесиками, рычажками, которые можно щупать, двигать, крутить, вертеть, что дети делают с упоением.
При этом развивается их координация движений, мелкая моторика руки, которая, как доказано учеными, влияет на развитие речевых центров, сенсорика.
Задача Монтессори-педагога – только показать ребенку, как можно играть с тем или иным материалом, ничего не навязывая.
На открытых полках стоят ящички с разными крупами, песком, камушками, емкости для переливания воды, десятки видов замочков, запирающихся разными способами. Короче говоря, все то, с чем обожают возиться дети!
Играя с ними, малыши узнают свойства предметов: тяжелый, легкий, гладкий, шершавый, теплый, прохладный, мягкий, твердый, сыпучий и т.д., на практике знакомятся с тем, что такое форма и объем предметов.
Очень популярны такие Монтессори-пособия, как рамки-вкладыши, гирьки разного размера, которые надо вложить в свои «домики», разнообразные пирамидки, которые бывает интересно собирать и взрослому, плитки из различных материалов с разными на ощупь поверхностями, баночки с разными видами круп – чтобы послушать, как по-разному они гремят, и даже понюхать. Хорошо сделанный монтессори-материал очень здорово выглядит, его хочется покрутить в руках даже взрослому!
Занятие строится так: сначала дети собираются с мамами в кружок, приветствуют друг друга, а потом расползаются по разным углам по интересам. Педагог или его ассистент подходят к детям по очереди, показывают, как можно играть с заинтересовавшим ребенка предметом (например, как закрывается замочек), и идет к следующему ребенку.
Как бизнес-модель детский центр Монтессори имеет много преимуществ:
Хорошо сделанное Монтессори-помещение очень красочное, красивое, «сочное». Родитель видит много добротного материала для своего ребенка. Он понимает, за что он будет платить деньги. То есть, это красиво, это привлекает родителя.
Безусловно, эта среда привлекает и ребенка. Не возникает проблемы: пойдет ребенок заниматься, не пойдет, будет выполнять задания педагога, не будет? Ребенок просто идет играть. То есть, эта среда здорово привлекает ребенка.
На Монтессори-занятиях меньше роль педагога по сравнению с другими видами занятий. Вообще, дети и родители очень привязываются к своему педагогу, и это риск для организатора клуба. Всегда есть риск, что уйдет педагог, а с ним уйдут из клуба и ученики.
На Монтессори-занятиях такая связка слабее. На вас работает скорее не педагоги, а оборудование, которое не потребует повышения зарплаты, не переметнется к конкурентам, не уйдет в декрет и пр. Немного преувеличив, можно сказать, что монтессори-среда работает вместо педагога.
Монтессори-группы могут быть разновозрастными. Вам придется гораздо меньше времени морочить себе голову с расписанием. То есть, Монтессори сильно сокращает организационные проблемы.
Огромный минус методики Монтессори состоит в том, что она быстро надоедает. Как детям, так и родителям.
Я не знаю детей, которые занимались бы по этой методике больше 8 месяцев. Обычно это 3-4 месяца. Дети изучают все пособия, и им становится скучно.
Мамы начинают задавать себе вопрос, стоит ли платить деньги только за то, чтобы ребенок поиграл в игрушки? Да, сенсорика и мелкая моторика – это прекрасно. Но есть и другие важные вещи: цвета, счет, буквы, развитие речи, наконец, окружающий мир и миллион других аспектов.
Важно, чтобы детский клуб мог предложить им следующий этап развития – другой курс.
Подведем итог: методика Монтессори хороша для привлечения клиентов. Для их удержания в течение нескольких лет в арсенале клуба обязательно должны быть и другие курсы.
Обновление от 18.02.2018. Друзья! Статья, которую вы только что прочитали, была написана в 2012 году и вызвала негодование многих поклонников методики Монтессори, которые сочли, что в этом материале не отражена или даже искажена её суть.
Я согласна с этим и приглашаю вас прочитать интервью с Олесей Астафьевой, соучредителем и руководителем челябинского Монтессори-центра «Выше Радуги», детского сада и начальной школы.
В нашей беседе Олеся рассказала то, что большинство родителей и предпринимателей не знает о Монтессори.
А также мы поговорили о развитии её бизнеса — как практически без первоначального капитала удалось вырастить целый образовательный холдинг.
Читать интервью с Олесей Астафьевой
Добрый
день!
Об открытии Монтессори-центра:
1. То, что нужно сделать в первую очередь перед тем, как
принимать окончательное решение об открытии Монтессори-центра –
это посетить несколько таких центров, посмотреть, почувствовать
атмосферу, примерить на себя Монтессори-формат работы с детьми.
Также очень рекомендуем книги для прочтения: Е.А. Хилтунен «Практическая
Монтессори-педагогика» и «Уроки на корточках». Эти книги написаны
очень «по-монтессориански» удивительным педагогом и человеком. Они
помогут Вам «примерить» на себя Монтессори-методику, разобраться
в том, действительно ли это тот метод, которым Вы хотите работать
с детьми.
2. Далее нужно поучиться на курсах по Монтессори-методике — Курсы
для педагогов проводят Ассоциация Монтессори-педагогов России в
Москве (+495 778 1632), Московский центр Монтессори (+495 497 5660),
Питерский Институт Детства (+812 727 1587). Также Ассоциация Монтессори-педагогов
Урала и Сибири и Монтессори-центр в Снежинске проводят в Челябинске
курс по Монтессори-педагогике (тел. 8-35146-33258 или 8-922-6080038).
3. Затем нужно будет написать бизнес-план с детализацией всех
расходов (на помещение, оборудование и материал, педагогов, вспомогательный
персонал, рекламу, налоги и т.п.) и доходов от этой деятельности.
4. Далее Вам понадобится помещение, соответствующее санитарным
нормам для дошкольных учреждений – можно заказать на Озоне или в
других Интернет-магазинах или узнать в местном комитете образования
(или СЭС) – у них наверняка есть.
5. Монтессори-материал можно купить в Голландии (www.nienhuis.com)
– самый дорогой, но в тоже время самый качественный материал), в
Омске (www.montessori-material.ru) и Питере (www.montessori-piter.ru)
— у русских производителей цены приблизительно одинаковые, качество
зависит от материала – какой-то материал лучше делают в Омске, какой-то
в Питере. Если поедете учиться в Питер, то сможете посетить выставочный
зал фабрики, в рамках курса предусмотрено посещение Монтессори-садов.
6. Конечно, не лишним будет связаться с местным комитетом образования
и получить консультацию насчет необходимости согласования помещения
с СЭС и пожарниками. Если Вы хотите делать садик полнодневного пребывания,
то тогда, скорее всего, будет необходима лицензия – там целая история
с оборудованием кухни в соответствии с саннормами, соответствия
прилегающей территории, квалификации педсостава и т.п.
7. Если Вы решите открыть группу полнодневного пребывания, то
Вам понадобится зарегистрировать некоммерческое предприятие (АНО
и т.п.), для кратковременного пребывания (до 4 часов) подойдет любая
коммерческая форма (ООО, ПБОЮЛ и т.п.). Данная информация касается
Москвы, в разных городах могут быть свои законные акты и положения
об образовательной деятельности, поэтому всю информацию можно будет
уточнить в местном комитете образования.
8. Документы, регламентирующие образовательную деятельность –
это Закон об образовании, Положение о лицензировании.
Удачи Вам в таком замечательном начинании!
Монтессори-центр как бизнес (интервью с Еленой Виноградовой)
Вдохновляющий пример для многих женщин! Читайте в интервью, как мама пятерых детей открыла для себя Монтессори и создала частный центр (школу, ясли, детский сад) в Барнауле.
Вы узнаете больше о самой системе Монтессори, чем такие детские сады отличаются от остальных, почему сложно организовать такой бизнес и как центр работает с детьми и родителями. Кроме того, вы увидите перед собой настоящего предпринимателя, который создает те услуги, которые ему нужны самому.
Сегодня в гостях у проекта Геобизнес владелец и руководитель семейного монтессори-клуба «Детский университет» в Барнауле Елена Виноградова.
Вот, как нам рекомендовала ее для интервью Ирина: «Хотела бы предложить
одного очень интересного человека — директора монтессори-центра. Она
мама пятерых детей и имеет опыт совмещения семьи и своего дела. При
этом, ей удалось создать такое пространство (детский сад), где дети,
родители и педагоги — как семья. Это не просто какие-то рекламные слова,
а так и есть. Чего стоит пицца, которую дети пекут на праздники, и
потом все вместе — и дети и родители ее кушают. Она удивительная
личность. Я думаю, что ее пример будет вдохновляющим для многих женщин».
Мы же во время проведения интервью, увидели человека, который страстно
увлечен своим делом и демонстрирует разнообразный спектр
предпринимательских навыков: прекрасное знание своих клиентов,
бережливость, постоянная работа над совершенствованием продукта,
проверка разных рекламных каналов и их грамотная оценка. Но самое главное, как настоящий предприниматель она создает те услуги, которых не хватает ей самой.
Елене нужен был такой детский сад, в который пошли бы ее собственные
дети. И она создала его. Это именно то, что заставляет наш мир меняться.
Из интервью вы узнаете:
— какие конкурентные преимущества дает система монтессори
— что требуется и сколько стоит открыть монтессори-центра
— что нужно, чтобы поддерживать полноценную работу центра
— почему в качестве клиента рассматривается вся семья
— как организовать работу с детьми и родителями
— где искать сотрудников и по каким критериям
— что творится на рынке частного образования
— с какими трудностями сталкивается подобный бизнес
— и как, имея мужа, 5 детей и полноценный бизнес, — все успевать
Читайте в нашем интервью, как мама 5 детей не на словах, а на деле
продвигает семейные ценности и помогает другим семьям воспитывать и
развивать своих детей с помощью системы Монтессори. Полную версию интервью читайте у нас в блоге (https://kuko.biz/blog/14-geobiz/23-montessori-barnaul-elena-vinogradova), а здесь мы традиционно выкладываем яркие, полезные и интересные цитаты предпринимателя:
Читайте полное интервью у нас в блоге — https://kuko.biz/blog/14-geobiz/23-montessori-barnaul-elena-vinogradova
Автор
Кухаренко Алексей Евгеньевич
Автор: AlmaNatali
Идея
Меня зовут Наталия. Имею я два высших образования: педагогическое и логопед-дефектолог. Конечно же, идею я придумала не сама, так как система занятий по методике Монтессори уже давно известна. Я просто решила попробовать открыть свой собственный бизнес, это было год назад, город Москва.
Родители очень хотят развивать своих детей, особенно по новым методикам. Этот центр полезен тем, что у детей развивается координация движений, также очень важная для речевых центров – мелкая моторика рук и сенсорика. Педагогам лишь стоит показать, как играться с данными игровыми материалами. Главное сделать такой центр, чтобы родители детей видели, за что будут платить деньги. Поэтому важно чтобы помещение было красивое и яркое, и, конечно же, с большим количеством материала для детей.
На таких занятиях дети в любом случае будут заниматься, так как все занятие проходит в игре. На занятиях больше ставку нужно делать на предметы игры. В такие группы дети могут ходить разных возрастов.
А чтобы такая методика не надоела детям, им предлагается следующие занятия, в виде изучения букв, счета, познания окружающего мира и прочее.
Документы и лицензии
Для открытия такого центра, я зарегистрировала себя как индивидуальный предприниматель. Стоимость составила 1500 рублей.
Открывая центр Монтессори необходимо руководствоваться законом «Об образовании» и обязательно необходимо открывать лицензию, для того чтобы можно было нанимать педагогов для работы с детьми.
Что необходимо оформить:
— ИП, и подать документы в налоговую по месту жительства;
— также необходимо выбрать оптимальный режим налогообложения. Можно самостоятельно вести бухгалтерию и сдавать отчетность, что я и делаю;
— открыть расчетный счет в банке.
Получение лицензии
Для получения лицензии необходимы такие документы:
— договор на помещение, которое открыто для детского центра Монтессори (неважно арендованное или собственное);
— заключение противопожарной службы и СЭС на помещение;
— свидетельство о том, что центр государственно зарегистрирован;
— устав центра;
— программа образовательная;
— иметь перечень методических материалов и остального в наличии;
— сведения о педагогах.
Эти все документы необходимо сдать в комитет образования и ожидать ответа – получение лицензии.
Можно конечно и не открывать лицензию, но это только при условии, что остальные нанятые педагоги тоже имеют ИП.
Помещение
Помещение для комнаты занятий с детьми по методике Монтессори, должно отвечать специальным требованиям. Поэтому их очень важно знать перед снятием помещения. Главное в этой методике – это окружающее пространство. Эта вся обстановка обязательно должна быть удобной и особенно функциональной. Конечно же помещение должно быть просторным, чтобы там не было тесно.
Помещение я выбрала в спальном районе города площадью 100 кв.м., с большими окнами. Находится на первом этаже. В нём есть две комнаты для занятий с детьми. Занятия проводятся одновременно в двух комнатах. Одна комната побольше, в ней проходят групповые занятия с детьми, вместительность до 15 человек. А вторая комната – до 5 человек. Большая комната разделена на 6 игровых зон, в которой находятся разные специальные пособия и материалы.
Условия для помещения
Основные условия для помещений:
— помещение должно быть нежилым;
— ни в коем случае не должен это быть подвал или полуподвал;
— высота потолков должна быть не ниже 3 метров;
— должен быть пожарный выход;
— необходимо установить систему пожарной сигнализации.
Когда в помещении шел ремонт, то придерживались таких правил:
— в детском помещении должны быть: раздевалка (шкафчики в которые можно сложить свои личные вещи или верхнюю одежду; игровая комната; туалет и умывальник);
— стены. На них должны быть влагостойкие обои или просто окрашенные стены специальной краской;
— потолки, побелка или покрыть водоэмульсионной краской;
— полы – обязательно чтобы были ровные и не скользкие;
— розетки, а также выключатели, чтобы были недоступны детям, на высоте от 1,5 метров.
В помещении закуплены: диванчики, стулья, игрушки и материалы для игровых занятий.
Работу с детьми в этом помещении можно начинать только после согласования использования этого помещения с Роспотребнадзором. Они дают разрешение на использование этого помещения после чего можно приглашать к себе на занятия детей. Конечно же такой центр нужно открывать подальше от подобных центров и поближе к домам и садикам. Лучше всего открывать его в спальном районе города.
Учебные материалы и оборудование
Материалы, которые находятся в данном центре, помогают ребенку развить логическое мышление, внимание, память, творческие способности, воображение. А также помогают детям научиться общению между собой, и дети становятся более самостоятельными.
Материалов для обучения детей по методике Монтессори очень много.
В нашем центре есть различные щиты с колесами и рычажками, их можно и крутить и двигать.
А на полках, которые открыты, стоят различные емкости – ящики (с крупой, камнями, песком). Также лежат разные дощечки, на которых приспособлены различного вида замочки, которые можно закрывать разными способами.
Вот некоторые учебные материалы:
— развивающий набор из деревянных бусин;
— деревянная доска с задвижками;
— доска с дверцами и окошками;
— различные деревянные игрушки (кубики, чашки – сортер, пазлы и тому подобное);
— доска с застежками и завязками;
— доска с окошками, кто, где живет;
— шнуровки;
— магнитный календарь;
— математический планшет.
Это не полный список материалов, его можно продолжать рассказывать долго.
Все это помогает развитию детей, и впоследствии хорошему ведению бизнеса.
Персонал
В персонал входит: администратор, 4 педагога, а также я, как директор, который отвечает за работу всего центра.
Бухгалтера я не нанимала, так как за документами слежу я.
Педагогов, конечно же, я набирала с педагогическим образованием, но также смотрела и на их человеческие и не только качества, а также опыт работы.
Педагоги следят за детьми и каждое занятие они оценивают прогресс ребенка, и конечно же сообщают это родителям. Так как такие занятия должны давать результаты, чтобы родители захотели привести сюда своих детей снова.
Особых требований нет, но важно только то, чтобы за детьми хорошо смотрели. Педагогам главное заинтересовать детей, чтобы им не было скучно на занятиях.
У персонала обязательно должна быть медицинская книжка, дипломы и свидетельства, наличие повышение квалификации, трудовая книжка, а также паспорт или документ удостоверяющий личность.
Самое главное в документации педагогов – чтобы образование было высшим педагогическим.
Расписание занятий
1 группа ( от 9 месяцев до 2 лет)
Понедельник, среда, пятница: с 09:00 до 10:30.
2 группа (от 9 месяцев до 2 лет)
Вторник, четверг: с 09:00 до 10:30.
Группа (с 2 до 3 лет)
С понедельника по пятницу занятия проходят с 10:45 до 12:15
Группа (с 4 до 6 лет)
С понедельника по пятницу с 16:00 до 17:30.
Занятия проходят для детей от 3 лет обычно без родителей. На занятиях они учатся:
— реальной жизни: самостоятельно дети учатся вырезать, раскрашивать, развивают крупную и мелкую моторику, концентрируют внимание;
— развивают сенсорику: учатся различать вес, цвета, высоту, длину разных предметов, а также различать, где какая форма, цвет;
— умственное развитие: изучение языка, математики и другого;
— упражнениям на движения.
Педагоги помогают детям освоить желаемые для них предметы или материалы. Дети сами выбирают, чем им заниматься, а если они не выбрали, педагог может заинтересовать чем-то ребенка.
Расходы
Больше половины суммы я взяла в кредит, так как таких денег у меня не было.
Основные расходы:
— открытие ИП, а также открытие счета в банке – 2000 рублей;
— ремонт в помещении. Помещение изначально было в хорошем состоянии, поэтому на ремонт было потрачено – 160 000 рублей;
— на мебель потратили – 100 000 рублей;
— покупка игрушек, материалов, оборудования – 300 000 рублей.
— реклама 150 000 рублей
В общем сумма составила 712 000 рублей.
Ежемесячные расходы:
— аренда помещения – 90 000 рублей;
— противопожарное оборудование и сигнализация – 18000 рублей;
— охрана – 5000 рублей;
— зарплата всех сотрудников – 200 000 рублей;
— коммунальные услуги – 10 000 рублей.
Общая ежемесячная сумма: 323000 рублей
Цены и доходы
Расчет на день.
Занятия в большой и маленькой комнате проходят одинаково. Только в маленькой комнате цена составляет 520 рублей, так как максимальное количество детей до 5 человек. Цена в большой комнате 450 рублей.
Каждый день в центр приходит около 50 детей .
Прибыль за день составляет: 18000 рублей. В месяц: 540 000 рублей.
В первый месяц прибыли у меня не было, так как полностью погасить кредит не удалось. Получилось только выплатить зарплату сотрудникам, заплатить за съём помещения и другие ежемесячные расходы, так как прибыль в первый месяц была 300 000 рублей. Через месяц она стала повышаться. Полностью погасить кредит я смогла через 2 месяца после открытия бизнеса и наконец-то начала получать прибыль. В итоге после полугода как открылся бизнес моя чистая прибыль составляла: 217 000 рублей (это при условии, что все дети ходят в центр), а если ходит гораздо меньше людей, то чистая прибыль выходит: 150 000 рублей.
Реклама
Реклама, которую я использую:
— разработаны и распечатаны брошюры;
— распространена реклама через интернет, а именно через социальные сети;
— создавали рекламные баннеры на улице города;
— был создан собственный сайт;
— сделаны визитки, которые были розданы на улицах города, а также в детских садах.
Перспективы
Такой центр Монтессори можно всегда пополнять какими-то новыми материалами и оборудованием. И в таком случае детям всегда будет интересно возвращаться сюда снова и снова, а родители видя такой интерес будут водить их. Это в любом случае перспективный бизнес, потому что практически все родителя хотят развивать своих детей. И если вдруг поток детей значительно уменьшится, всегда есть выход, например: снизить цену, убрать кого-то из персонала. Но на данный момент у многих есть интерес к методике Монтессори.
При большом потоке людей, есть возможность открытия следующего бизнеса.