Бизнес план для курсов кройки и шитья
Надя научилась шить, а потом запустила собственные курсы кройки и шитья для начинающих.
Вероника Нецова
поговорила с владелицей бизнеса
Сегодня студия в Санкт-Петербурге приносит 150 тысяч рублей в месяц. Вот ее история.
Почему шитье
У Нади уже был опыт бизнеса: она открывала в Санкт-Петербурге студию художественной гимнастики и развивающий центр для детей. Но к 2015 году девушка закрыла оба проекта.
В 2015 году Надя пришла на урок шитья к знакомому дизайнеру, и процесс ей понравился. Через полгода дизайнер решила шить только из кожи, и Надя перешла к новому преподавателю — Анастасии. Девушки познакомились на занятиях.
Анастасия жила за городом, и ездить к ней на занятия было неудобно. Тогда в январе 2016 года Надя арендовала 30-метровое помещение на заводе «Красная нить». Девушки договорились: за аренду платит Надя, а преподаватель Анастасия шьет одежду для своих клиентов и заодно бесплатно учит Надю. Аренда стоила 8 тысяч рублей в месяц.
Скоро Надя осознала, что учиться шить интересно многим, а не только ей. В городе уже работали крупные школы, но обучение в них ставили на поток. Девушка решила открыть студию, где можно шить в домашней атмосфере и общаться.
Тестирование идеи
Чтобы кого-то обучать шитью, нужны рабочие места — столы с машинками. У Нади уже была одна машинка, а ей хотелось оборудовать четыре места. Недостающие машинки купила на «Авито», на всё ушло 12 тысяч рублей. Большой профессиональный раскройный стол стоил 30 тысяч. Чтобы сэкономить, вместо него Надя заказала на мебельном производстве офисный стол, но в четыре раза больше обычного. Так она сэкономила 20 тысяч.
Обычные столы и стулья в помещении уже были. Ткань Надя закупать не стала — попросила учениц прийти со своей, а иголки и нитки принесла из дома.
В помещении на заводе «Красная нить» Надя протестировала идею с курсами
Программу курсов Надя разработала сама. Она прикинула, сколько часов нужно на пошив одного несложного изделия, и добавила время на адаптацию ученицы и обучение. Получилось 25 учебных часов, разделенных на пять занятий. За это время ученицы шили три простых изделия: кофту, платье и юбку. Курс вела Анастасия, наставница Нади. У самой Нади еще не было опыта.
В первый месяц набралось 12 человек, их поделили на 4 группы: часть занималась в будни, часть — в выходные. Девушки платили за курс по 7,8 тысячи рублей. 30 тысяч Надя заплатила преподавателю Анастасии, а сама заработала 55,6 тысячи.
Расходы на тест, январь 2016 года — 60 000 Р
Ткани, бумага, ножницы | 30 000 Р |
Швейные машины | 12 000 Р |
Раскройный стол | 10 000 Р |
Аренда | 8000 Р |
Ткани, бумага, ножницы
30 000 Р
Запуск студии
Число учениц по сарафанному радио росло. В декабре 2016 года Надя наняла второго преподавателя.
В феврале 2017 года Надя открыла ИП. Девушка ждала ребенка и понимала, что одна студию не потянет, поэтому позвала помогать сестру. Та вложила в запуск 150 тысяч рублей и занялась финансовым учетом.
В помещении на заводе было шумно и действовала строгая пропускная система. Перед занятием учениц собирали на контрольно-пропускном пункте и провожали в студию. За опоздавшей девушкой приходилось выходить и бросать остальных. Наде это не нравилось, и она решила переехать.
Надя нашла помещение на 40 м² в творческом пространстве в Василеостровском районе. Аренда стоила 24 тысячи рублей в месяц. Косметический ремонт сделали за 10 дней и 180 тысяч рублей: строители выровняли и покрасили стены, побелили потолок, положили ламинат и поставили новую дверь.
Помещение было больше старого на 10 метров, поэтому Надя добавила еще одно рабочее место: теперь в студии можно было заниматься впятером. Раскройный стол и швейные машинки купили новые, чтобы они прослужили дольше. На мебель и оборудование потратили 175 тысяч рублей.
В пространстве, где Надя арендовала помещение, работали творческие студии и мастерские — девушка решила, что это подходящее соседство
В программу Надя ввела несколько новшеств. Девушка заметила, что если ученица оказывается медлительной или выбирает сложный фасон изделия, то не успевает отшить три вещи за курс. Поэтому девушка увеличила срок обучения до 30 часов, а стоимость курса подняла до 9800 Р. Еще Надя придумала свободное шитье: ученицы могли прийти в студию в любое время и шить что угодно под руководством преподавателя. Час свободного шитья стоил 400 рублей.
Для продвижения курсов Надя завела группу во Вконтакте. Она нашла верстальщика, который согласился сделать сайт студии бесплатно — в обмен его жена не платила за курс шитья. Дизайн сайта тоже не стоил денег — дизайнер сделала его по бартеру за обучение на курсе. Чтобы продвигать сайт, Надя настроила рекламу в Яндексе на 20 тысяч рублей.
Первый месяц в новой студии принес Наде и ее сестре 200 тысяч рублей.
Ученица демонстрирует платье, которое сшила во время курса для начинающих
Затраты на запуск — 414 800 Р
Регистрация ИП | 800 Р |
Помещение | |
Ремонт | 180 000 Р |
Аренда | 27 000 Р |
Оборудование и мебель | |
Швейные машинки | 110 000 Р |
Манекен, гладильная установка и стеллаж | 30 000 Р |
Раскройный стол | 25 000 Р |
Рабочие столы и табуреты | 10 000 Р |
Диван, столик и холодильник (из дома) | 0 Р |
Реклама и продвижение | |
Продвижение | 20 000 Р |
Видеопрезентация | 8000 Р |
Логотип | 4000 Р |
Сайт и дизайн | 0 Р |
Манекен, гладильная установка и стеллаж
30 000 Р
Рабочие столы и табуреты
10 000 Р
Диван, столик и холодильник (из дома)
0 Р
Как устроены курсы
Сейчас курсы студии делятся на два типа: для начинающих и опытных мастериц.
Начинающие шьют по готовым выкройкам. Ученица выбирает модель нужного размера, переводит выкройку на кальку, вырезает ее и переносит на ткань. Затем вырезает детали из ткани и собирает их — скалывает булавками и сметывает на машинке. Полученное изделие примеряет: если оно не садится и где-то топорщится, ушивает. За один курс шьют свитшот, платье и юбку.
Второй курс для новичков — по пошиву детской одежды. На занятия приходят мамы девочек и мальчиков, которые не хотят шить то же самое. Поэтому Надя придумала такую схему. Трикотажные брюки и свитшот — два обязательных изделия, потому что их носят и девочки, и мальчики. Третье изделие ученицы выбирают сами. Мамы девочек чаще шьют сарафан или платье, мамы мальчиков — брюки или рубашку.
Для тех, кто не хочет проходить полный курс, есть мастер-классы по пошиву свитшота, комплекта нижнего белья и пальто. Ученицы, которые не хотят следовать программе, приходят на свободное шитье.
Ученица вырезает готовую выкройку, чтобы потом перенести ее на тканьПреподаватель показывает ученице, как раскраивать ткань
Опытные швеи выбирают курс моделирования и конструирования. На него принимают учениц, которые умеют шить по готовым выкройкам, но хотят создавать лекала по индивидуальным размерам. За курс отшивают пять изделий: юбку, брюки, жакет, платье и блузу, учатся делать застежки и шить рукава и воротники разного типа. Ученицы уходят с лекалами изделий по своим фигурам и пониманием, как построить лекала для кого-то другого.
Для детей 9—13 лет Надя придумала отдельный курс. Они учатся снимать мерки, кроить детали изделия из ткани, шить обычной иголкой и работать за машинкой. За курс шьют одно-два изделия: сумку, подушку, игрушку или предмет одежды.
Студия работает 6 дней в неделю: все дни, кроме пятницы. Выходные загружены с утра до позднего вечера. По будням есть утренние, дневные и вечерние группы. Каждый месяц Надя составляет новое расписание в зависимости от того, сколько учениц записалось.
Пример изделия, которое сшила ученица детского курсаНадя старается сохранить в студии домашнюю атмосферу, чтобы ученицы чувствовали себя уютно
В месяц набирается четыре-пять групп на курс для начинающих, одна — для опытных и одна-две — на мастер-класс. Это 20—30 новых учениц: одни после курса уходят, а другие остаются на свободное шитье. Детский курс набирается не каждый месяц.
Курсы кройки и шитья — сезонный бизнес. Большой поток клиентов приходится на начало лета и осень. Летом записываются те, кто хочет провести отпуск с пользой. Надя делает ставку на интенсивы — на них люди учатся ежедневно и проходят месячный курс за несколько дней. Это особенно подходит ученицам из регионов, которые совмещают курсы с экскурсиями по городу. Весна — мертвый сезон. В это время студия себя окупает, но не всегда приносит прибыль.
Стоимость курсов и мастер-классов, 2018 год
Курс | |
Кройки и шитья для начинающих | 10 800 Р |
По пошиву нижнего белья | 8200 Р |
Моделирования и конструирования | 18 500 Р |
По пошиву детской одежды | 5800 Р |
Для детей 9—13 лет | 2000 Р |
Мастер-класс по пошиву | |
Свитшота | 2000 Р |
Шелкового топа | 3000 Р |
Браллета-лифа | 3000 Р |
Пальто | 6800 Р |
Кройки и шитья для начинающих
10 800 Р
По пошиву нижнего белья
8200 Р
Моделирования и конструирования
18 500 Р
По пошиву детской одежды
5800 Р
Команда
Сейчас в студии работает трое преподавателей. Все они — практикующие швеи и параллельно работают где-то еще. Преподаватели не оформлены в штат и работают со студией по договору как ИП. Сама предпринимательница только иногда проводит мастер-классы, потому что занята дома с маленьким ребенком.
Надя искала кандидатов на бесплатных ресурсах по поиску работы: «Суперджобе» и «Авито». Она собеседовала их по телефону и приглашала на урок посмотреть, как проходит занятие. Если кандидатам нравилось и они оставались, то проводили следующий урок сами. Надя наблюдала и оценивала, насколько легко человек идет на контакт и поддерживает разговор с учениками.
Преподаватели получают 400 рублей в час. На зарплатный фонд Надя закладывает 80—100 тысяч в месяц.
Преподаватель показывает, как сделать ручку для сумки
Результаты и планы
В сезон оборот студии доходит до 250—300 тысяч рублей в месяц. Чистая прибыль — 150 тысяч в месяц. Надя и Катя делят ее пополам.
Надя хочет больше рекламировать студию и подключать новые соцсети, чтобы увеличить число клиентов. Еще планирует вести уроки у детей.
Выводы Нади
Проще открывать бизнес с компаньоном. Надя и сестра Катя не ссорятся, потому что сразу распределили обязанности: Надя ведет группу в соцсети, общается с клиентами и закупает расходные материалы, а Катя ведет финансовый учет.
Необязательно быть профессионалом в какой-то нише, чтобы открыть свое дело. Можно запустить бизнес, а хороших преподавателей к нему привлечь. Надя собрала команду из трех преподавателей и почти не преподает сама.
В подобном бизнесе нужно готовиться к сезонности. Весной курсы популярностью не пользуются, поэтому студия почти не приносит прибыли. Оборотных денег хватает только на зарплатный фонд и аренду. Чтобы выправить ситуацию, Надя в это время продвигает свободное шитье. Ученицы приходят в удобное время и шьют под руководством куратора.
Операционные расходы в месяц в 2018 году — 137 400 Р
Зарплатный фонд | 80 000 Р |
Аренда | 27 000 Р |
Реклама в «Директе» | 15 000 Р |
Налоги | 8300 Р |
Ткани, нитки, иголки | 5000 Р |
Бумага и картридж | 2100 Р |
Реклама в «Директе»
15 000 Р
Ткани, нитки, иголки
5000 Р
Чистая прибыль — 150 000 Р
Мы ищем людей, которые открыли свой бизнес. Проект должен работать официально и приносить прибыль. Если вы хотите рассказать свою историю — заполняйте анкету.
Изучите спрос
Прежде чем создавать сам продукт, изучите рынок. С помощью онлайн-инструментов узнайте, насколько востребованы знания в нише, что конкретно интересует людей:
- Вы поймёте, нужно ли в маркетинговый план добавлять шаг по подогреву интереса аудитории и созданию спроса.
- Сможете подготовить план вебинаров, основанный на потребностях клиентов. Это выгодно отличит проект от конкурентов.
Как это работает:
- Представьте, что ищут в Яндекс и Google ваши потенциальные клиенты. Начните с простых коммерческих запросов — «курсы кройки и шитья», «кройка и шитьё обучение» и тд.
- Думайте дальше — какие информационные запросы использует ваша аудитория? Например, «как сшить футболку».
- Проверяйте запросы в Яндекс.Вордстат. Сервис в левой колонке выдаст количество показов по этому запросу в месяц — так вы поймёте, сколько людей интересуются вашей темой.
- В правой колонке изучите запросы, которые ещё вводит ваша целевая аудитория. Возьмите оттуда дополнительные темы, проверьте их в Вордстате. Посмотрите пример на скриншоте ниже — сервсис подсказывает запрос «футболка выкройка».
- Выписывайте все запросы в отдельный файл. Это поможет в следующих шагах.
В конце этого этапа у вас должна получиться табличка, в которой собраны все запросы по теме. Старайтесь, чтобы их было минимум 200–300. Лучше — больше. Убирайте «ключи» с количеством показов меньше 50 в месяц — эти темы совсем неинтересны аудитории.
Сформулируйте тему
Если вы тщательно изучили спрос, то уже понимаете, что интересует вашу целевую аудиторию. Определитесь, для кого будут ваши курсы:
- Основная аудитория — это люди, которые хотят закончить курсы и работать швеями;
- Или вы планируете школу для тех, кто хочет шить в качестве хобби.
Ориентируясь на целевую аудиторию, сформулируйте тему курса. Например:
Для работы | Для хобби |
От новичка до швеи — курс для новичков | Как сшить футболку |
Станьте дизайнером одежды | Кройка и шитьё как хобби — курс для новичков |
Ваша цель — найти максимально узкую тему — тогда будет проще позиционировать продукт на рынке.
Определитесь с ролью
Практика многих онлайн-школ показывает — невозможно одновременно эффективно проводить курсы и продавать их. Успех бизнес зависит от разделения обязанностей. В образовании мы предлагаем разделять роли на эксперта и продюсера.
Эксперт изучает нишу, проводит исследование потребностей аудитории, формирует и ведёт курсы, создаёт новые продукты.
Продюсер формирует бизнес-план и маркетинговую стратегию, занимается наймом подрядчиков, анализирует бюджеты.
Решите, чем вам интереснее заниматься. Готовы проводить время, тестируя рекламные каналы, и продавать продукт? Ваш путь в продюсеры. Хотите сосредоточиться на выпуске новых курсов — развивайте себя как эксперта.
Если это ваш первый продукт, можете попробовать совмещать обе роли. Но как только определитесь — ищите партнёра. Например, на профильных конференциях, среди знакомых или в Accel — у нас обучаются люди с разными предрасположенностями в образовательном бизнесе.
Выберите формат курсов
Онлайн-образование можно проводить в нескольких форматах:
- Репетиторство тет-а-тет — невыгодный формат занятий. Прибыли мало, времени тратится много;
- Серия записанных видео — уже лучше, но есть риск, что после первого же запуска все записи попадут на файлообменники;
- Живые вебинары — отлично, но главный минус в занятости эксперта. Специалист быстро перегорит, если в день придётся проводить 2–3 встречи;
Лучше, если курсы будут в комбинированном формате. Например, серия записанных вебинаров, каждый из которых приходит на почту слушателю раз в неделю. Придумайте домашнее задание, которое человек должен загрузить в личный кабинет после урока — такие возможности предлагают автоматизированные системы для онлайн-школ, например, GetCourse. Раз в две недели проводите один живой вебинар — разбирайте на нём ошибки в домашних заданиях и давайте обратную связь. В конце занятия предлагайте слушателям дипломную работу.
Если подходить к курсам в таком формате, то результатов будет больше:
- Нет проблем с пиратством — люди покупают не записанные видео, а обратную связь и помощь эксперта;
- Бизнес занимает не так много времени — на проверку домашних заданий стоит нанять кураторов, обратную связь пусть обрабатывают они же;
- Результата у слушателей будет больше — когда человек не просто смотрит видео, но и применяет знания на практике, появляется навык.
Продайте с помощью вебинара
Бесплатный мастер-класс — идеальная механика для продвижения любой онлайн-школы.
- Слушатели не покупают «кота в мешке» — на вебинаре они смогут оценить манеру преподавателя, глубину его знаний и умение вовлечь в процесс.
- Если провести мастер-класс грамотно, продаж будет много — например, почитайте рассказ Марии Солодар о том, как зарабатывать на одном вебинаре по 40 млн рублей.
- Мы в Accel считаем, что бизнес не должен съедать всё ваше время. Поэтому мастер-классы должны быть автовебинарами — один раз записали и проводите их постоянно на автомате.
- После встречи изучите обратную связь — так вы лучше поймёте потребности аудитории и сможете внести коррективы в основной курс ещё до старта.
Старайтесь выбрать актуальную и законную тему для вебинара.
Плохо | Хорошо |
«Как научиться шить»— никакой конкретики, слушатель не понимает, что ждать от эксперта. | «Сошьём футболку за один час»— отлично, слушателю ясно, зачем идти на мастер-класс |
На самом вебинаре постарайтесь дать конкретную информацию, не увлекайтесь «водой». Если это первое публичное выступление — отрепетируйте его несколько раз.
Продавайте без агрессивной рекламы — завоюйте доверие слушателей и они сами оставят заявки. Вместо навязывания курса расскажите истории ваших учеников — с какими знаниями они приходят на курсы, чего добиваются после. Постарайтесь сделать презентацию с основными моментами из вебинара. Мотивируйте слушателей остаться до конца встречи — пообещайте отправить файл с презентацией тем, кто напишет адрес email в чат в конце встречи.
Изучите нашу статью о том, как продвигать бесплатные мастер-классы.
Запустите постоянную рекламу
Подготовьте площадку для продвижения курса и вебинара. Лучше, если это будут лендинги — одностраничные сайты, на которых размещена подробная информация о тренинге, план курса, подробности об эксперте и отзывы учеников. Воспользуйтесь бесплатным тарифом конструктора сайтов Tilda.
Продающий мастер-класс запускайте постоянно — например, каждую неделю. Для поиска новых слушателей используйте рекламу в социальных сетях — именно в них собирается аудитория, заинтересованная в курсах кройки и шитья.
Вот пошаговый план:
- Зарегистрируйтесь в любом парсере аудитории из социальных сетей. Например, Target Hunter или Pepper Ninja. Они платные, но для начала вам хватит демо-тарифа. В каждом сервисе похожий функционал — попробуйте несколько, остановитесь на том, в котором вам удобно и просто работать.
- Найдите вкладку «Сообщества». Добавьте туда несколько сообществ, в которых собирается ваша целевая аудитория. Группа любителей шитья, подписчики страниц журналов о кройке и вышивке — найдите их во ВКонтакте или в другой социальной сети.
- Запустите поиск похожих сообществ. Затем отбор активных пользователей — тех, кто проявил какую-то реакцию на посты в последнюю неделю — например, прокомментировал или лайкнул запись.
- Выгрузите получившуюся базу пользователей в рекламный кабинет — например, во ВКонтакте. Сделайте настройку выгрузки по графику — сервис будет каждый день отслеживать подписчиков в отобранных сообществах и добавлять их в новую базу для рекламы.
- В рекламном кабинете соцсети создайте новую рекламную кампанию, выберите продвижение сайта. Укажите ссылку на ваш лендинг с мастер-классом, напишите небольшой пост — расскажите, что ждать пользователям от вебинара.
- Настройте фильтры — пол, возраст, географическое положение, интересы и прочее. Укажите, что показывать рекламу нужно аудитории «ретаргетинга».
- Запускайте рекламную кампанию.
Готово, теперь ваши посты появятся в лентах выбранных пользователей. Оплату можно выбрать за клик или за 1000 показов. Сумму выбирайте сами, ориентируясь на рекомендации социальной сети. Можно указать немного меньше, чем предлагает сервис — тогда объявления будут откручиваться медленнее.
Для точной настройки наймите специалиста по таргетированной рекламе. Не отдавайте ему сразу весь бюджет — договоритесь о кампании на 1–2 тысячи рублей. Оцените качество аудитории, которую он приведёт на ваш сайт.
Прочитайте о других способах рекламы у нас на сайте — как собрать аудиторию на инфопродукт.
Чек-лист запуска курсов кройки и шитья
Курсы кройки и шитья — специфическая ниша со своей аудиторией. Готовьтесь к запуску тщательно, анализируйте результаты рекламных кампаний и тестируйте разные объявления для привлечения клиентов.
- Начните с изучения спроса — проверьте, насколько востребована ваша идея;
- Проанализировав результат, формируйте тему курса;
- Сразу выберите роль — или эксперт, или продюсер. Совмещать очень сложно и неэффективно;
- Вы уже знаете свою сферу — выберите формат курсов, который лучше подойдёт под вашу нишу;
- Подготовьте сам курс и бесплатный вебинар;
- Настройте постоянные продажи — займитесь рекламой в соцсетях.
Если хотите узнать больше о запуске онлайн-школ, создании курсов и их продюсировании, получить пошаговый план создания образовательного бизнеса и поддержку огромного сообщества — приходите в ACCEL. Вы узнаетеобо всех подводных камнях этого направления.
Автор: Дмитрий Кузьмин
Подарок
Скачайте пошаговый PDF-план и узнайте, как вам создать собственную онлайн-школу с нуля. Вы убедитесь, что запуск успешной онлайн-школы напоминает сборку конструктора LEGO.
Попишитесь на нас в соцсетях: