Бизнес план для художественного фильма
К фильму Юрия Кузина СЕРДЦЕ
Бизнес-план
Производства полнометражного художественного фильма
«СЕРДЦЕ»
Автор сценария и режиссер: Кузин Юрий Владимирович, член Союза кинема-тографистов РФ, лауреат Международных кинофестивалей, включая МКФ в Канне в 1999 году, где его фильм «Левша» — о детских годах Гитлера — был удостоен диплома конкурса «Cinefoundation».
Стоимость производства фильма «СЕРДЦЕ» согласно «Лимиту затрат» и без учета рекламы — 45.000.000 рублей.
Предполагаемый (ЧДД) от реализации картины через сети кинотеатров, телевизионный показ и DVD продажи — 7.100.000 $.
Обоснование
Данный Проект основывается на трех принципах, которые делают его: а) рентабельным — ВНР 40%-50%; б) высоко ликвидным — 1,5-2 года полной окупаемости; в) минимально рискованным — в случае субсидий Министерства культуры РФ в его производство на завершающем этапе, для чего достаточно подать заявку на участие в Конкурсе на получение государственной финансовой поддержки на завершение кинопроизводства и продемонстрировать членам комиссии уже отснятый киноматериал.
Что же будет способствовать успеху картины у зрителя, а, стало быть, гарантирует возврат средств, вложенных в Проект?
1. Сюжет и тема волнуют общество, являясь залогом коммерческого успеха фильма в России и за рубежом.
Жанр фильма «СЕРДЦЕ»: Молодежная драма с элементами «черного юмора», что вполне объяснимо: тема зачатия и рождение ребенка не может не вызывать у зрителей чувства вины особенно, когда речь заходит о родителях подростках, а демографическая ситуация в стране катастрофически ухудшается.
Главные герои фильма Фекла и Максим. Обоим по 15-ть лет. Ее родители погибли в горах, его — отбывают сроки за тяжкие преступления. Она наследница миллионов, он – комнаты в коммуналке. Но у каждого из подростков есть мечта: избавиться от опекунов любой ценой. А чтобы не плясать под их дудки, ребята решаются вступить в брак, но в 15-ть лет сделать это не так-то просто. Самый верный путь — родить ребенка, что Фекла и Максим и делают, не смотря на препоны, которые им чинят.
Такой, казалось, не замысловатый сюжет, если бы ни одно обстоятельство. Главным действующим лицом картины, по сути, становится «Душа» ребенка. Родившись в сознании подростков, Душа эта затем прикрепляется к плоду, чтобы, пребывая в ирреальном мире, созревать в коконе из мыслей, чувств и желаний Феклы и Максима. Это и есть главная мысль картины: Души наших детей ткутся из душевной же ткани отца и матери. И закладка этих Душ происходит с первой же мысли о деторождении и продолжается во все время вынашивания плода вплоть до его изгнания. Поэтому так важно для женщин, вынашивающих ребенка, думать о добре и избегать зла в каждой своей мысли, чувстве и желании. Мы хотим показать, как Душа малыша связана с Феклой невидимой пуповиной и испытывает те же радости и страдания, что и юная мать, жизнь которой не раз будет висеть на волоске. И у Души этой, как выяснится, тоже есть свое сердечко. Оно и болит, и готово выскочить из груди.
Работа над сценарием еще не завершена. Но основные контуры Проекта позволяют нам с уверенностью смотреть в будущее.
Фильм, таким образом, заставит задуматься и тех зрелых женщин, которые откладывают беременность в долгий ящик, и тех юных школьниц, которые делаю аборт за абортом, лишая себя шансов на материнство. Так, или иначе, но семейные ценности вновь будут подняты на щит.
2. Высокая рентабельность Проекта связана с сокращением производственных и людских затрат и внедрением цифрового процесса.
Вместо дорогостоящей пленки мы используем лучшие цифровые камеры с последующей обработкой и сборкой изображения в компьютере, большим количеством спецэффектов и графики. Конечный продукт выводится на кинопленку по технологии «Arrylazer» и на специальный диск, что позволяет демонстрировать фильм, как в традиционном формате пленочного кинотеатра, так и в формате сети цифровых кинотеатров.
Подлинные социальные проблемы, а не коммерческий глянец, господствующий на экране большинства российских кинотеатров, сделают картину желанным гостем там, где ценится мастерство, правда и смелость в срывании всяческих масок. Я имею в виду, прежде всего, кинофестивали в Каннах, Венеции, Берлине и Токио с их Международными кинорынками.
Предварительный расчет окупаемости фильма по срокам таков:
Кинопоказ в России в кинотеатрах c системой звуковоспроизведения «Dolbi» (за три кален-дарные недели) – 150 (залов) Х 15 (сеансов) Х 300 (зрителей) Х 150 (рублей за билет) =3.375.000 $ — 50% владельцам сетей кинотеатров = 1.687.500 $ — налоги = 1.150.000 $ (ЧДД).
Кинопоказ в странах Европы, Австралии, США, Канаде, азиатском регионе (за две ка-лендарные недели) по предварительной оценке = 4.350.000 $ (ЧДД).
Продажа прав на телевизионный показ в России и за рубежом (в течение двух лет) 2показа Х 25 международных телесетей Х 100.000 $ = 2.500.000 $ — налоги = 1.400.000 $ (ЧДД)
Выпуск фильма на DVD и прочие статьи дохода (в течение двух лет) после всех выплат = 200.000 $ (ЧДД).
Итого: «Оптимистический сценарий» = 7.100.000 $, «Пессимистический сценарий» та же сумма — 50 % всех рисков = 3.550.000 $ (Чистого дисконтированного дохода).
Член Союза кинематографистов РФ
Лауреат национальной премии «Святая Анна»
Юрий КУЗИН
Финансовый план
Основой для планирования было сдерживать консервативные оценки для доходов и расходов. Мы стремимся к неуклонному росту доходов за счет жесткого контроля за всеми ресурсами, услугами и управлением спонсорскими фондами. Наш финансовый план будет оставаться прибыльным при создании адекватных резервов наличности для дальнейших этапов развития.
Мы ожидаем, что вам будет предоставлен инвентарь на один месяц, при этом концессия будет повторяться чаще, и большинство предметов в торговых точках будут продаваться на кассовой основе, а продажи на сайте будут в основном с помощью кредитной карты (если только клиенты не запросят провести в кассе за наличный расчет). Большинство предметов в галерее будут продаваться по партии и, следовательно, не влияют на оборот запасов.
Наш кадровый бремя будет относительно низким на уровне 15%, исходя из предположения, что выплачиваемые только льготы будут минимальными каникулами на полный рабочий день, плата за занятость и план медицинского обслуживания.
Оценка 8% финансирования кредита относится к задержке между обязательством финансирования и фактическим получением средств.
8.1 Важные предположения
Финансовый план зависит от важных допущений, большинство из которых показаны в следующей таблице. Основные предпосылки:
- Мы предполагаем медленную экономику с медленным восстановлением после национальной катастрофы и поэтому установили уровни дохода, значительно меньшие, чем позволяет пропускная способность.
- Мы предполагаем, что серьезных изменений не произойдет в наличии федерального грантового финансирования.
- Мы предполагаем, что наши летние месяцы будут медленнее, чем другие, но не так медленно, как некоторые компании полностью зависят от туризма, чтобы выжить. Наш местный бизнес поможет в наши низкие месяцы.
- Мы предполагаем, что крупная метеорологическая катастрофа может повлиять на бизнес, и мы надеемся, что этого не произойдет вообще, особенно в наш первый год.
- Мы предполагаем растущий интерес к искусства и альтернативного искусства на Саус-Бич.
- Мы ожидаем очень популярного успеха!
Общие предположения | |||
Год 1 | Год 2 | Год 3 | |
План месяца | 1 | 2 | 3 |
Текущая процентная ставка | 6,00% | 6,00% | 6,00% |
Долгосрочная процентная ставка | 10,00% | 10,00% | 10,00% |
Налоговая ставка | 0,00% | 0,00% | 0,00% |
Другое | 0 | 0 | 0 |
Нужны реальные финансовые показатели?
Мы рекомендуем использовать LivePlan как самый простой способ создать автоматическую финансовую отчетность для вашего собственного бизнес-плана.
Создайте собственный бизнес-план
8.2 Анализ безубыточности
Основываясь на наших прогнозируемых ежемесячных постоянных затратах и средних ежемесячных доходах, наш месячный взлет прогноз отображается в таблице и таблице ниже.
Нужны фактические графики?
Мы рекомендуем исправьте использование LivePlan как самый простой способ создания графиков для собственного бизнес-плана.
Создайте свой собственный бизнес-план
Анализ безубыточности | |
Ежемесячный доход от убытков | $ 8,872 |
Предположения: | |
Средние проценты Переменная стоимость | 30% |
Предполагаемая месячная фиксированная стоимость | $ 6,218 |
8.3 Прогнозируемый излишек или дефицит
Наш прогнозируемый годовой излишек показан в таблице. Мартовский профицит связан с ежегодным сбором средств «Оскар-Ночной», и мы ожидаем добавить еще один крупный сбор средств в наш самый низкий месяц дохода (возможно, август), чтобы помочь с избытком, который может окунуться в это время. «Летний вечер» в Cinematheque может помочь сделать август большим сальдо, а не низким. В результаты таблицы включено предположение о скромном сборнике по сбору средств за первый год августа.
Обратите внимание, что излишек, показанный во втором и третьем годах, фактически не будет излишком. Прибыль будет использована, чтобы помочь обновить объекты (после того, как первая открытая первая фаза открытия откроется в первый год), расширить персонал и развить Международный кинофестиваль в Майами-Бич.
Нужны фактические графики?
Мы рекомендуем использовать LivePlan как самый простой способ создания графиков для вашего собственного бизнес-плана.
Создать собственный бизнес-план
Нужны фактические графики?
Мы рекомендуем использовать LivePlan как самый простой способ для создания графиков для вашего собственного бизнес-плана.
Создать собственный бизнес-план
Нужны фактические графики?
Мы рекомендуем использовать LivePlan как самый простой способ создания графиков для вашего собственного бизнес-плана.
Создайте собственный бизнес-план
Нужны фактические графики?
Мы рекомендуем использовать LivePlan как самый простой способ создания графиков для вашего собственного бизнес-плана.
Создайте свой собственный бизнес-план
Избыток и дефицит | |||
Год 1 | Год 2 | Год 3 | |
Финансирование | $ 149,310 | $ 216 800 | $ 258 900 |
Прямая стоимость | $ 44,670 | $ 55,750 | $ 67 600 |
Другие продажи билетов> Аккомпанемент | $ 8,250 | $ 9 000 | $ 10 000 |
Другие продажи билетов> Отгрузка | $ 1,100 | $ 1,500 | $ 2000 |
Другие продажи билетов> Печать билетов | $ 600 | $ 800 | $ 1,000 |
Другие продукты по расходам | $ 1,200 | $ 1,500 | $ 2 000 |
Общая прямая стоимость | $ 55,820 | $ 68,550 | $ 82 600 |
Валовой излишек | $ 93,490 | $ 148,250 | $ 176,300 |
Валовой излишек% | 62,61% | 68,38% | 68,10% |
Расходы | |||
Расчет заработной платы | $ 16 500 | $ 30 000 | $ 35 000 |
Продажи и маркетинг и другие расходы | $ 19 000 | $ 29,700 | $ 34,800 |
Износ | $ 0 | $ 120 | $ 120 |
Операционные расходы 1 | $ 1,800 | $ 1,900 | $ 2000 |
Операционные расходы 2 | $ 600 | $ 1000 | $ 1,300 |
Операционные расходы 3 | $ 1,575 | $ 1,500 | $ 1,700 |
Страхование от наводнений / ветра | $ 100 | $ 250 | $ 250 |
Аварийная сигнализация пожара / кражи | $ 1,200 | $ 1,200 | $ 1,200 |
Страхование ответственности / кража / страхование от несчастных случаев | $ 1,200 | $ 1,300 | $ 1,400 |
Аренда | $ 30,160 | $ 36 000 | $ 36 500 |
Налоги на заработную плату | $ 2,475 | $ 4,500 | $ 5,250 |
Другие | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
Общие операционные расходы | $ 74 610 | $ 107,470 | $ 119 520 |
Избыток перед процентами и налогами | $ 18,880 | $ 40,780 | $ 56,780 |
EBITDA | $ 18,880 | $ 40,900 | $ 56,900 |
Процентные расходы | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
Начисленные налоги | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
Чистый излишек | $ 18,880 | $ 40,780 | $ 56,780 |
Чистый излишек / финансирование | 12,64% | 18,81% | 21,93% |
8,4 Прогнозируемый денежный поток
Прогнозы денежных потоков имеют решающее значение для успеха Cinematheque. Ежемесячный денежный поток показан на иллюстрации, при этом один бар представляет собой денежный поток в месяц, а другой — денежный остаток. Годовые показатели денежных потоков включены здесь, а более важные подробные ежемесячные цифры включены в приложение.
Обратите внимание, что уровни Cash Balance растут, чтобы обеспечить разработку будущих проектов.
Обратите внимание, что Чистый денежный поток курс, обычно низкий из некоммерческих организаций в первый год такого расширения.
Нужны фактические графики?
Мы рекомендуем использовать LivePlan как самый простой способ создания графиков для вашего собственного бизнес-плана.
Создайте свой собственный бизнес-план
Проформа денежного потока | |||
Год 1 | Год 2 | Год 3 | |
Полученные денежные средства | |||
Денежные средства с операций | |||
Предоставление денежных средств | $ 137,365 | $ 199,456 | $ 238,188 |
Денежные средства с дебиторской задолженностью | $ 9,596 | $ 16,282 | $ 20,050 |
Промежуточные денежные средства с операционной деятельности | $ 146,961 | $ 215,738 | $ 258,238 |
Дополнительные полученные денежные средства | |||
Продажи Налог, НДС, HST / GST Получено | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
Новый текущий заимствования | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
Новые другие обязательства (беспроцентные) | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
Новые долгосрочные Обязательства | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
Продажа прочих текущих активов | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
Продажа долгосрочных активов | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
Принятые инвестиции | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
Полученные денежные средства | $ 146,961 | $ 215,738 | $ 258,238 |
Расходы | Год 1 | Год 2 | Год 3 |
Расходы от операций | |||
Расходы на оплату наличных | $ 16 500 | $ 30 000 | $ 35 000 |
Платежные платежи | $ 108 502 | $ 145,224 | $ 166,531 |
Итого, потраченные на операции | $ 125,002 | $ 175,224 | $ 201,531 |
Прибыль на добавленную стоимость | |||
Налог с продаж, НДС, HST / GST оплачивается | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
Основной погашение текущего заимствования | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
Другие обязательства Основная выплата | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
Долгосрочные обязательства Основная выплата | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
Приобретение других текущих активов | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
Приобретение долгосрочных активов | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
Дивиденды | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
$ 125,22 | $ 175,224 | $ 201,531 | |
Чистый денежный поток | $ 21,960 | $ 40,514 | $ 56,707 |
Остаток денежных средств | $ 38 652 | $ 79,165 | $ 135,872 |
8.5 Прогнозируемый баланс
В балансе в следующей таблице показан управляемый, но достаточный рост чистой стоимости и достаточно здоровое финансовое положение. Ежемесячные оценки включены в приложение.
Проформа Баланс | |||
Год 1 | Год 2 | Год 3 | |
Активы | |||
Текущие активы | |||
Наличные деньги | $ 38 652 | $ 79,165 | $ 135,872 |
Дебиторская задолженность | $ 2,349 | $ 3,410 | $ 4,072 |
Инвентарь | $ 4,796 | $ 5,986 | $ 7,258 |
Другие текущие активы | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
Общие текущие активы | $ 45,796 | $ 88,561 | $ 147,202 |
Долгосрочные активы | |||
Долгосрочные активы | $ 10 000 | $ 10 000 | $ 10 000 |
Накопленная амортизация | $ 0 | $ 120 | $ 240 |
Итого долгосрочные активы | $ 10 000 | $ 9,880 | $ 9,760 |
Всего активов | $ 55,796 | $ 98,441 | $ 156,962 |
Обязательства и капитал | Год 1 | Год 2 | Год 3 |
Текущие обязательства | |||
Кредиторская задолженность | $ 10,224 | $ 12,090 | $ 13,831 |
Текущий заимствования | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
Другие текущие обязательства | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
Итоговые текущие обязательства | $ 10,224 | $ 12,090 | $ 13,831 |
Долгосрочные обязательства | $ 0 | $ 0 | $ 0 |
Общая сумма обязательств | $ 10,224 | $ 12,090 | $ 13,831 |
Платный капитал | $ 44 000 | $ 44 000 | $ 44 000 |
Накопленный излишек / дефицит | ($ 17 308) | $ 1,572 | $ 42,352 |
Избыток / дефицит | $ 18,880 | $ 40,780 | $ 56,780 |
Общий капитал | $ 45,572 | $ 86,352 | $ 143,132 |
Общая сумма обязательств и капитала | $ 55,796 | $ 98,441 | $ 156,962 |
Net Worth | $ 45,572 | $ 86,352 | $ 143,132 |
Нужны реальные финансовые показатели?
Мы рекомендуем использовать LivePlan как самый простой способ создания автоматических финансовых отчетов для ваш собственный бизнес-план.
Создайте собственный бизнес-план
* В расчетах используются средние данные по России
Как снять фильм? А главное – зачем? Ответ на этот вопрос у большинства начинающих режиссёров звучит как «Вдохновение». Немало и тех, кто просто хочет этим зарабатывать себе на жизнь. Успешные кинорежиссёры – небедные люди, о которых знает весь мир. Однако путь к славе и успеху тернист и долог, и существует немало особенностей в этом, так сказать, бизнесе. Впрочем, настоящий талант почти никогда не остаётся неуслышанным (иначе это и не талант вовсе или его обладатель слишком ленив), поэтому у любого есть шанс прийти к тому, чтобы снимать хорошие фильмы с немалым бюджетом. Главное – начать.
Если брать все в той или иной степени известные фильмы, то можно заметить, что стартовый бюджет лежит в очень широком диапазоне. Есть примеры относительно успешных картин, которые были сняты с бюджетом в 100 долларов или даже меньше. Процесс съёмки своего фильма всегда предполагает творческий подход, хотя, конечно, определённый процент кинопродукции создаётся исключительно по расчётам маркетологов. Новичок же может выйти на серьёзные проекты только если сможет заявить о себе чем-то оригинальным, хорошим или просто интересным фильмом, чем-то необычным, что заставит критиков вообще обратить внимание на картину. Но это только в том случае, если нет связей, но люди, которые приближены к именитым режиссёрам, вряд ли интересуется информацией о том, как снять фильм, в интернете.
Первым делом нужно понять, кем именно хочет стать начинающий кинорежиссёр. Если он хочет снимать нестандартное кино (типа инди), то ему необязательно получать соответствующее образование, есть немало режиссёров, которые безо всяких подсказок и обучения пришли в кинематограф. У них была идея, и они смогли воплотить её в жизнь. Однако сегодня уже и к инди-проектам предъявляются слишком уж серьёзные требования, и нельзя сказать, что просто снять что-то наполненное глубинным смыслом, используя плохую камеру и двух актёров, чтобы потом заставлять зрителей искать посыл режиссёра среди образов. Хотя есть люди, которые без образования снимали и простое художественное кино. Однако все эти самоучки обладали незаурядным талантом, и новичку лучше всё-таки пройти обучение «для себя». Необязательно поступать в серьёзные учебные заведения, стоимость обучения в которых исчисляется десятками тысяч долларов в год, можно найти какие-либо курсы или ВУЗы попроще, которые просто смогут обучить основам и дать понятие о многих вещах. К примеру, как пользоваться сложной техникой, используемой при съёмках фильмов, ведь профессиональное оборудование освоить в разы сложней, чем простую видеокамеру. Также нужно иметь представление о приёмах, о том, как лучше настраивать освещение, как монтировать фильм и о многом другом.
Новичок может интуитивно понимать, что ему необходимо сделать, но системными знаниями он не обладает, использует сложные способы достижения простой цели. Обучение позволит упорядочить все свои знания и подходить к процессу осознанно. Это как минимум позволит сократить время производства кинофильма, потому что многие проблемы будут изначально решены, а не будут исправляться в процессе съёмки. Стоимость обучения может быть очень разной, начинаться от нескольких тысяч рублей за какие-нибудь трёхмесячные курсы и достигать, как уже было отмечено, десятков тысяч долларов, если учиться в ВГИК или ему подобных заведениях. По времени это тоже может быть совершенно разный процесс – от нескольких дней до 5 или даже больше лет.
Когда пройдено обучение, когда есть осознание того, что хочется снять свой фильм, и человек морально к этому готов, можно начинать искать команду и источники финансирования. Начнём с последнего. Сейчас многие начинающие кинорежиссёры начинают искать деньги при помощи системы crowd funding, причём нужно сказать, что в России сегодня развиваются проекты (сайты), на которых можно собрать первые средства на свой фильм. Но это в любом случае обращение к сторонним людям, которых нужно заинтересовать своим потенциальным произведением, иначе никто не пожертвует денег на него. Да и среди тех, кого заинтересует фильм вряд ли найдётся слишком большой процент тех, кто сможет всё-таки пожертвовать ощутимые суммы. Однако в связи с развитием систем народного финансирования можно говорить о том, что сегодня гораздо проще найти средства для своего проекта, чем если бы это было несколько лет назад. Но рассчитывать на скорейшее получение денег не стоит, crowd funding может стать источником дополнительного финансирования, но поступит необходимая сумма явно не сразу. Её можно рассматривать как резервный фонд, который придётся использовать в любом случае, потому что впоследствии, когда картина увидит свет, её будет необходимо продвигать, занимаясь маркетингом.
Многие также отмечают, что в настоящее время уже приходится контактировать практически с каждый заинтересованным «донором», чуть ли не выпрашивая его пожертвовать хоть немного. Здесь уже можно применять маркетинговые приёмы, предлагая потенциальным инвесторам выход какой-нибудь ожидаемой картины, к примеру, по мотивам какой-нибудь книги или игры. Или просто снимая фильм на какую-то актуальную тему. Если кино – это просто вдохновение режиссёра, и его идея слишком узко направленная и интересует только его и несколько близких ему людей (которые зачастую также участвуют в производстве), то вряд ли найдутся сторонние источники финансирования.
Есть и другие способы найти денег. Обращаться в банк за кредитом почти всегда бессмысленно, потому что целевой кредит на съёмку фильма никто не выдаст, и единственная реальная возможность воспользоваться помощью банков – это взять кредит потребительский. Но в свете экономических проблем банки очень осторожно относятся к выдаче таких кредитов, да и даже в спокойное время кому угодно денег не дают, должно быть подтверждение платёжеспособности заёмщика, то есть ему нужно иметь законные источники ежемесячного дохода. Да и кредит в любом случае придётся отдавать, причём с процентами.
Многие начинающие режиссёры, впрочем, обращались за заёмными средствами. Но только тогда, когда не удавалось найти инвестора. Этот способ – найти одного богатого и заинтересованного в выходе фильма человека – кажется многим до сих пор самым перспективным. Но такого человека интересует в первую очередь то, сможет ли фильм окупиться или дать хоть какие-то гарантии того, что с него можно будет что-то получить. Новичок вряд ли может гарантировать инвестору успех своего фильма, даже если сам режиссёр полностью уверен в том, что картина станет популярна. Здесь нужен уже маркетинговый план, хорошая идея, грамотные люди, процесс производства начинает включать в себя экономические расходы, которые отпугивают многих режиссёров, для которых съёмка кино – это творчество и ничего более, а деньги вообще плохо влияют на вдохновение. Инвестором может выступать не только какая-то компания, но и частное лицо, бизнес-ангелы, а в самых исключительных случаях – просто обеспеченные друзья и знакомые, которые просто верят в идею. Родственники и вовсе могут дать деньги просто «на исполнение мечты», но здесь опять же появляются обязательства перед людьми, которые иногда нужно выполнять не из-за юридических соглашений, а из-за личных отношений.
И что самое главное – подавляющее большинство начинающих режиссёров всегда изначально занижают стоимость производства своей картины, думая, что смогут обойтись малыми средствами. Не учитываются деньги, которые вдруг оказываются нужны в процессе производства, когда приходит понимание, что планируемый технический приём не подходит и является слишком уж несовершенным. В процессе работы начинают появляться желания: сделать лучше спецэффекты, купить хорошие костюмы, обратиться за помощью к профессионалам и тому подобное. На всё это нужны деньги. Они требуются и потом, когда кино снято, когда появляется необходимость ездить на фестивали, ведь это расходы не только на маркетинг, но и на переезды и прочие текущие расходы. Причём фестивали – это просто возможность заявить о себе, даже победа в них почти наверняка не покроет расходы. Да, многие начинают с того, что размещают свои фильмы в бесплатный доступ, на YouTube например, но это обычно не приносит ожидаемого результата, потому что таланты ищут именно на фестивалях.
Деньги – самая серьёзная проблема в большинстве случаев для новичков, потому что даже относительно большой бюджет (до 100 тысяч долларов) не всегда позволяет в полной мере воплотить все свои задумки. Хотя, конечно, хорошее кино можно снять и за сумму гораздо меньше. К примеру, недороги в своём производстве ужастики, многие начинают с них, но не всегда этот жанр интересен самому режиссёру. Однако помимо денег должна быть проработана сама идея. Во-первых, это сюжет и сценарий. Сценарий бывает ещё и также режиссёрским – то есть расписанный сценарий специально для фильма, то есть указана последовательность сцен, все особенности, и вообще такой сценарий представляет собой в меньшей степени художественное произведение, но технический документ, которым руководствуется вся съёмочная группа в работе. Но и сам сценарий необходимо создать, и не каждый режиссёр может свою гениальную идею представить цельно и в готовом виде. Нужен опытный сценарист, который сможет нагромождение мыслей представить в виде полноценного произведения, в котором будут сочетаться действия, которое будет интересно конечному пользователю, то есть зрителю. Сценарий нужно проработать заранее, потому что если оставить его доработку на время процесса съёмок, это существенно затормозит их, и при этом могут возникнуть разногласия у членов группы. Не сосчитать, сколько фильмов были брошены на этапе создания по причине того, что сценарий не был готов полностью.
Вообще фильм можно снять и в одиночку, но минимальная рекомендуемая команда – это 4-5 человек. Режиссёр может быть и актёром, и оператором, и сценаристом, и звукооператором, и кем угодно, но лучше всё-таки эти роли распределять между разными людьми. Во многом качество картины зависит от работы оператора, потому что снимать тоже нужно уметь, если только нет желания снимать фильм жанра «любительская съёмка» (а такие кинокартины тоже существуют, и некоторые из них были успешны). Найти нормального оператора тоже может быть сложно, и услуги профессионала стоят немалых денег, причём он берёт за количество потраченных часов вообще, а не только занятых непосредственно работой, поэтому если в процессе работы выясняются отношения, а съёмка стоит, оператор всё равно потребует денег за своё время. Хотя с развитием техники, технологий задача режиссёра и съёмочной группы упрощается, сегодня уже практически на мобильный телефон можно снять то, что ещё 5-10 лет назад снималось только на дорогостоящую аппаратуру. То, что нельзя снять, можно обработать на не самом мощном компьютере, для этого написаны специальные программы. Прогресс зашёл слишком далеко, и нерешаемыми вопросами только самые сложный и современные вроде полностью компьютеризованной графики, слишком уж необычных спецэффектов или технологий захвата движения – да, это требует вложения значительных средств. Но если брать в расчёт простой фильм, который описывает повседневную жизнь, снять его можно чуть ли не на видеокамеру из ближайшего магазина соответствующей техники. Аппараты такого уровня имеются, предоставляют хорошую картинку и множество режимов съёмки в отличном качестве. В связи с этим сегодня всё больше начинают ценить посыл фильма, а не его обилие спецэффектов и эффектных съёмок вообще, зритель уже ищет глубину, посыл, смысл, а не только яркие взрывы и что-то яркое на экране. Снимать стало проще, и нужны таланты в плане проработки концепции произведения.
Теперь нужно разобраться с техникой. Вообще для съёмки среднего фильма нужно немало оборудования, и хоть оно стало доступно почти каждому, нельзя думать, что за 100 тысяч рублей можно купить аппаратуру для съёмки фильмов уровня голливудских кинокартин. В любом случае нужно располагать достаточными средствами для приобретения техники, но можно поступить проще – взять её в аренду. В этом случае режиссёры платит только за фактическое время пользования. Экономия колоссальная. Если есть грамотный специалист, то он изначально сможет определить список необходимого оборудования, которое понадобится в процессе. Как известно, снять фильм можно и просто с компьютером и видеокамерой, но обычно требуется немало видов осветительной, звуковой и ещё много какой техники. Кстати, что касается непосредственно съёмочной аппаратуры, то тут можно обойтись цифровыми видеокамерами, если не планируется впоследствии заниматься распространением фильма по кинотеатрам, которые используют аналоговые проигрыватели (говоря простым языком – им не требуется копия фильма на киноленте). В ином случае нужно запастись и цифровыми, и аналоговыми видеокамерами, чтобы иметь на выходе сразу и цифровой, и на киноленте вариант фильма. Это затянет процесс монтажа, можно снять всё на «цифру», а после монтажа перевести на аналоговый носитель, но это немалые дополнительные траты. В целом этот вопрос также решается совместно со специалистами, которые занимаются техническими вопросами съёмки, а также в обязанности которых входит postproduction и маркетинг.
Следующий вопрос – подбор актёров. Вообще реально найти людей, которые готовы сниматься в фильме бесплатно, если это займёт немало времени. Сюда относятся неизвестные актёры, которые таким образом стараются заявить о себе, но даже в той или иной степени известные актёры могут сняться бесплатно, если картина покажется им интересной. Не нужно говорить, насколько успех картины зависит от мастерства актёров, потому что каким бы ни был талантливым режиссёры, уровень игры исполнителей ролей должен быть хоть каким-то. В ином случае хорошая задумка может быть уничтожена отвратительной игрой. Сам режиссёр также может сниматься в фильме, играя даже главную роль. Вообще можно набрать команду молодых талантов, которые разделяют идею с режиссёром, которые сами предлагают какие-то идеи. Лучше всего, когда фильм снимается командой единомышленников, которые хотят создать произведение, в котором все будут задействованы, просто кто-то станет актёром, кто-то непосредственно режиссёром, кто-то оператором и так далее. Тогда процесс съёмок пойдёт просто, каждый будет выполнять свою задачу, и все будут понимать, что делают это ради идеи, а не ради денег. Рассчитывать на деньги с первого же фильма вообще не стоит – это просто попытка заявить о себе, в редких случаях первый же фильм получает не только признание, но и идёт в прокате и собирает немалые суммы. Главное в начале – убедить потенциальных инвесторов в том, что будут сниматься фильмы, которые будут интересны аудитории.
Если же всё-таки идёт расчёт на то, что придётся привлекать людей за деньги, а не энтузиастов, готовых работать «за идею», то нужно рассчитывать на весьма большой бюджет. Больше всего получает режиссёр и оператор, хорошие, опытные профессионалы берут за свою работу несколько сотен тысяч рублей, хотя обычно в этом случае может быть гарантировано хорошее качество работы. Неопытные новички потребуют за проект гораздо менее скромную сумму. Несколько меньше берут звукорежиссёры и прочий вспомогательный персонал, обычно с ними можно договориться за пару десятков тысяч, и такие специалисты готовы работать с минимальным авансом или даже без оного.
Проблемы могут возникнуть с актёрами, потому что если брать в той или иной степени известных профессионалов, то стоимость одного только рабочего дня может составлять значительную часть бюджета. Неизвестные актёры готовы сниматься за небольшие деньги, а иногда и вовсе отказываются от гонорара, если картина обещает быть успешной. Массовка также может стать существенной статьёй расходов, если предполагаются масштабные съёмки, ведь даже если удастся набрать людей по минимальной ставке – около 50 рублей в день (по факту люди участвовать за такие деньги будут в одной недолгой сцене) – то при большом количестве людей выйдет немалая сумма. В целом, если придётся оплачивать работу своей команды, то рассчитывать нужно не меньше, чем на 100 тысяч рублей, в связи с чем лучше искать единомышленников.
Когда картина готова, можно искать фестивали, начинать её показы во всех возможных местах, то есть необходимо заняться продвижением своего фильма. Рассчитывать на то, что кино вышло гениальным, и простой ролик в интернете привлечёт огромное количество людей – глупо. Нужно заниматься продвижением, причём по возможности не только в России, но и в других странах. На это уйдёт немало денег, уже было отмечено, что даже победа на фестивалях, скорее всего, не покроет расходов. Но картину заметят. Даже если она не победит. Говорить об участии на крупных и известных фестивалях не приходится, туда никто не пригласит новичка, но в мире существует огромное количество фестивалей для начинающих режиссёров, для инди-творчества, для арт-хауса, для любого жанра, поэтому есть шанс заявить о себе миру. На таких фестивалях часто присутствуют потенциальные инвесторы, которые могут после просмотра фильма оценить его перспективы, и даже если кинокартина не получит признание жюри и даже зрителей на фестивале, это не говорит о том, что профессионалы не заинтересуются произведением. Участие на фестивалях и показах позволяет максимально быстро и эффективно продвинуть свой фильм и найти людей, которые будут готовы оплачивать не только продвижение этой кинокартины, но и дальнейшее творчество талантливого режиссёра. Подводя итог, можно сказать, что настоящий талант всегда сможет найти себе дорогу, и если действительно картина, а вернее её режиссёр, что-то из себя представляет, то ест?