Бизнес план бизнес школы для подростков
Чтобы открыть бизнес-школу для детей, понадобится около 10 тысяч долларов. Но если правильно организовать процесс, этот проект начнет приносить прибыль уже через 8−9 месяцев! Как заработать на обучении детей, выяснил LifeGid.
В современном мире, чтобы оставаться успешными и конкурентными, необходимо постоянно получать новые знания. Эти правила актуальны и для детей: они хотят знать все и сразу, но детские садики, школы и вузы нагружают их порой неактуальными либо устаревшими данными. В такой ситуации на выручку родителям приходят курсы развития, где дети могут научиться программировать, строить летательные аппараты, шить или готовить, говорить на испанском или китайском, а также постигнуть азы финграмотности и написания бизнес-проектов.
По оценкам экспертов, такие курсы высоко востребованы и в Киеве, но и крупных городах Украины. «В таких бизнес-школах делятся с детьми актуальными знаниями, цитируют современных ученых и практиков, не боятся экспериментировать. Тем более, что обучение можно проводить в аудиториях или дистанционно, использовать видеоблоги и онлайн-платформы. Поэтому предпринимателям стоит присмотреться к возможности открытия интересных развивающих курсов для детей», — считает глава Ассоциации франчайзинга Андрей Кривонос.
Журналист «Сегодня» и LifeGid выяснил, как открыть бизнес-школу для детей, и изучил плюсы и минусы проекта.
Краеугольный камень менеджмента — установление цели. Надо иметь цель, чтобы знать, в каком направлении действовать.
Крис Монаган, основатель Domino’s Pizza
Как открыть бизнес-школу для детей — подробный бизнес-план
1. Описание бизнес-проекта
Планируем открыть бизнес-школу для детей «Гении» в Киеве. Будем обучать финграмотности и бизнес-азбуке, поможем определить профориентацию, освоить тайм-менеджмент, развить лидерские качества и победить страх выступлений. Работать планируем в формате лекций и семинаров — как в классах, так и дистанционно, при помощи скайпа и блогов. Ориентируемся в основном на школьный возраст, для чего разработаем несколько программ разного уровня сложности.
К примеру, теорию денег, основы финграмотности и тонкости распоряжения карманными деньгами можно давать детям 6−9 лет. А в 10−14 лет можно переходить к изучению экономики, бизнес-процессов, созданию бизнес-проектов. Не упускаем из виду и дошкольников: для них предложим увлекательные игры, где рассматриваются разные ситуации финотношений. Классические примеры — игра в магазин или монополия.
По расчетам, если ежемесячно у нас будет заниматься 30 детей со средним чеком абонемента 3600 грн в месяц, затраты окупятся через 8−9 месяцев.
В бизнесе победа ничего не стоит, если она не одержана строго по правилам.
Крис Монаган, основатель Domino’s Pizza
2. Стартовый капитал
Чтобы открыть бизнес-школу в Киеве, возьмем в аренду офис — 80 кв. м в Голосеевском районе столицы. Подойдет субаренда офиса в ТРЦ или на 1-м этаже жилого дома. Важно, чтобы офис был на первой линии, а не во дворах: детям должно быть удобно добираться на курсы. Сам офис будем арендовать с ремонтом — санузлы, обои и ламинат в комнатах. Важно, чтобы там был холл для приема детей и родителей — в нем оборудуем игровую зону ожидания. Еще нужны 2−3 аудитории для обучения, и небольшой кухонный уголок.
Оборудование для работы
Чтобы оборудовать наш офис, нужно закупить мебель — рабочие столы и стулья, диванчики, шкаф для верхней одежды, 2−3 шкафа для хранения канцтоваров и т. д. На это понадобится 60−70 тыс. грн. Нужна оргтехника: 3−4 ноутбука или компьютера, принтер со сканером, видеопроектор, модем-роутер, пара рабочих мобилок, сейф для документов и т. д. (около 100 тыс. грн). Не обойтись без электрического чайника, микроволновки, небольшого холодильника и минимального набора посуды и т. д: на єти цели заложим 20 тыс. грн. На закупку первоначального запаса канцтоваров и формирования аптечки, развивающих игр и интересных книг уйдет еще 10 тыс. грн.
Всего: 200 тыс. грн.
Я всегда считал, что лучший план — тот, к которому вы пришли методом проб и ошибок. Ошибки показывают, как нужно сделать правильно. Вы можете пробовать, ошибаться и пробовать снова. Ошибка усиливает вас, потому что она учит видеть зерна выгоды, которые содержит каждая благоприятная возможность.
Крис Монаган, основатель Domino’s Pizza
3. Текущие расходы
Аренда офиса в 80 км. м, по данным риэлторских агентств, обойдется в 20 тыс. грн в месяц. На ЖКУ, интернет, мобильную связь и доставку воды заложим 6−8 тыс. грн.
Нужно подумать и о команде: будут работать 2 администратора (через день, ставка за смену — 400 грн), и двое преподавателей (один из них — владелец бизнеса). Здесь предусмотрим ставку в 4000 грн, плюс отдельную оплату за каждый урок (10%): это позволит удержать преподавателей на старте, когда группы только будут набираться, а также мотивировать их тщательно готовить уроки и проводить обучение качественно.
Также нам понадобится уборщица на полставки (4000 грн), и бухгалтер (аутсорс, 6000 грн). Конечно, важно заложить средства на пополнение запасов канцтоваров, покупку моющих и лампочек, вызовы техподдержки в случае поломки ПК и прочие форс-мажоры — 4−6 тыс. грн.
Всего: 64 тыс. грн.
С самого начала я понял, что должен действовать с помощью других людей. Поэтому всегда старался нанимать тех, кто умнее меня самого. Некоторые из них получали у меня большую зарплату, чем я.
Крис Монаган, основатель Domino’s Pizza
4. Маркетинг, реклама
Создадим сайт, где разместим перечень курсов для детей, условия поступления, график обучения и цены. Опубликуем фото классов и данные преподавателей, фото- или видеоотчеты с мероприятий. Еще на сайте будут небольшие кабинеты для учеников, где можно будет увидеть расписание обучение, табель успеваемости и закрытые новости конкретного курса или центра. На создание такого сайта, покупку домена и хостинга сроком на год заложим 30 тыс. грн. Также нужны рекламные наклейки на окна и вывеска — на это уйдет до 10 тыс. грн.
Ежемесячно предусмотрим по 2−3 тыс. грн на рекламную раскрутку в соцсетях, а еще 2 тыс. грн в месяц заложим на печать визиток, флаеров, буклетов и других брендированных товаров.
Всего: на старте 40 тыс. грн, плюс 5 тыс. в месяц.
Цели должны быть захватывающими, иначе у людей не будет интереса стремиться к ним.
Крис Монаган, основатель Domino’s Pizza
5. Окупаемость проекта
Прежде, чем открыть бизнес-школу, нужно промониторить рынок и разобраться в расценках. По данным экспертов, стоимость детских курсов по бизнесовой и финтематике стартует от 150 грн в час. Если набрать группу из 10 учеников, которые будут заниматься по 2 часа 3 раза в неделю, заработаем 36 тыс. грн в месяц. Минусуем вознаграждение преподавателю в 10% (3600 грн). Остается 32 400 грн.
Таким образом, чтобы окупить текущие расходы и выйти в плюс, нужно набрать 3 группы учеников (в каждой по 10 человек, учатся по 2 часа 3 раза в неделю). Тогда доход составит 97 200 грн (уже с вычетом вознаграждения преподавателям). Минусуем текущие (64 тыс. грн) и рекламные (5 тыс. грн) расходы (всего 69 тыс. грн), получаем 28 200 грн. С учетом стартовых и маркетинговых вложений (всего 240 тыс. грн), наш проект окупится через 8−9 месяцев.
Оптимизация: коворкинги и сети
Мы попросили сооснователя Beauty Business School Александра Дзуса проанализировать наш бизнес-план на предмет реалистичности. По мнению эксперта, в целом открыть бизнес-школу по нашему плану реально, но лучше стартовать в более скромном и мобильном варианте.
«Чтобы открыть бизнес-школу, не обязательно арендовать для этого помещение на длительный срок, делать там ремонт и закупать мебель. Можно брать в аренду залы коворкинг-центров в почасовое использование: там уже все есть для работы. Этот вариант хорош и тем, что можно проводить занятия в 2−3 помещениях в разных районах Киева, для разной аудитории. И если видим, что в одном месте бизнес идет слабовато — взять в почасовую аренду место в другом районе города. Тогда не нужно заново делать ремонт, перевозить мебель и т. д.
Такой формат удобен также тем, что не нужно кормить детей — а значит, не нужен повар, не нужно переживать о безупречном качестве продуктов, не будет так сильно проверять санстанция, как это бывает в случае с детсадами и школами. Кроме того, каждую группу лучше обучать по 60−120 мин с перерывами: тогда дети не успеют проголодаться», — поясняет Дзус.
Поиск клиентов и эффективные учебные программы
По его словам, детей в группы лучше искать через соцсети. «Точнее, там проще искать родителей. Но чтобы они заинтересовались и позвонили для консультации, а затем привели ребенка, нужны отличные обучающие программы: их разработка и совершенствование будут самым дорогим капиталовложением. То есть, можно создавать уроки самим, а можно адаптировать иностранные курсы под менталитет наших детей.
Как вариант, можно приобретать готовые программы: на рынке есть не одна франшиза детских обучающих школ. Их покупка позволит получить правильную маркетинг-стратегию, обучение преподавателей, готовые бизнес-программы и т. д. Но какой вариант запуска детской бизнес-школы наиболее эффективен, каждый предприниматель решает сам. Единственное, нужно внимательно просчитать все расходы, чтобы стартовать на оправданных инвестициях и развивать бизнес параллельно росту спроса, чтобы минимизировать риски банкротства», — отмечает Дзус.
Открыть бизнес-школу — разрешения и программы
Чтобы открыть бизнес-школу легально, нужно оформить все необходимые разрешения. Какие именно понадобятся, нам помог разобраться партнер Адвокатского объединения «А.Д.ХОК» Ярослав Добровольский.
«В последнее время наблюдается определенный спад государственного и коммунального внешкольного образования, поэтому данное направление может активно развиваться в частном секторе. Государство пытается стимулировать развитие внешкольного образования: об этом свидетельствует недавняя отмена обязательного ранее лицензирования для такого вида деятельности. Это упростило для предпринимателей открытие собственного бизнеса, ведь получение лицензии на осуществление образовательной деятельности требовало немалых средств и времени», — разъясняет юрист.
По его словам, регистрация частного внешкольного центра развития для детей имеет несколько ключевых моментов. «Необходимо определиться с организационно-правовой формой и зарегистрироваться как субъект хозяйствования, обратившись с пакетом документов к госрегистратору или нотариусу. Осуществлять такую деятельность может и юрлицо, и физлицо-предприниматель. В целом, регистрация может занять около недели», — говорит юрист.
Суровый контроль качества — и помещения, и образования
Далее нужно выбрать подходящее помещение и обратиться в Госпродпотребслужбу. Ведомство проведет госсанитарно-эпидемиологическую экспертизу и проверит, соответствует ли помещение саннормам.
Помимо этого, нужно «заглянуть на огонек» в ГСЧС: этот орган определит, выполнены ли в помещении все нормы пожарной безопасности.
«Раз этот бизнес связан с работой с детьми, стоит учитывать, что контролирующие органы будут тщательней проверять, соответствует ли помещение установленным нормам. Получить положительные заключения от указанных госорганов можно за 1−2 месяца», — уточняет Добровольский.
Открытие внешкольного учебного заведения обязательно согласовывается с органами местного самоуправления. Поэтому перед запуском нужно сообщить письменно в отдел образования соответствующего органа местного самоуправления, на территории которого будет работать центр.
Не исключено, что для обеспечения качественной работы бизнес-школы придется привлечь квалифицированных педагогов с соответствующим дипломом, разработать и согласовать с местным отделом образования не только положение о внешкольном учебном заведении, но и учебные программы.
Плюсы проекта бизнес-школы — универсальность и гибкость
Формат детских бизнес-школ выстрелил за счет того, что в таких центрах школьники получают актуальные знания, которые можно преобразовать в реальные деньги (монетизировать).
«Скажем, ребенок хочет создать кулинарный видеоблог, но как на нем зарабатывать деньги, он не знает. Тут на помощь может прийти бизнес-школа — где можно совместно с преподавателями разработать свой проект, просчитать его и защитить. Когда же ребенок реализует свой кулинарный блог и получает первые деньги, он понимает, что в таком заработке нет ничего плохого, а полученный в бизнес-школе опыт практический, и его можно использовать и в других проектах — например, продаже газет, изготовлении фоторамок, создании музыкальных поздравлений», — поясняет рост спроса на такой формат обучения Андрей Кривонос.
По его словам, если опыт обучения детей в таких бизнес-школах оказывается удачным, то реальных отзывы, как правило, делают отличную рекламу такому центру, что дает хорошие возможности для старта новых курсов, запуска новых филиалов и даже выхода на иностранные рынки.
«Обучение детей бизнесу — универсально: можно открывать классическую школу с аудиториями, а можно работать исключительно дистанционно, разработав мощную онлайн-платформу. В будущем можно развивать это дело в любом направлении — например, создавать бизнес-ивенты для детей с родителями и известными бизнес-гуру, или помогать уже небольшому и стабильному бизнесу бывших учеников выходить на уровень разработки франшизы и т. д.», — продолжает Кривонос.
Важно: оставаться в курсе новинок и помогать детям развиваться
Сами предприниматели считают, что проблем с поиском тем для обучения финансам или бизнесу в таких центрах не будет.
«Экономика постоянно меняется. Сейчас детям важно понимать, что такое налоги и криптовалюта, знать, как зарабатывали первые миллионы самые богатые люди мира. А завтра мир покорит новая идея, товар или услуга, и дети захотят изучить эту тему. Поэтому важно обучать молодежь нестандартно мыслить, не бояться делать ошибки, постоянно экспериментировать. И если наши дети этому научатся, Украина станет страной стартапов», — говорит киевлянка Ирина Корнийчук, преподающая детям азы финансовой грамотности.
Помощники в ведении бизнеса — открытые реестры
Сейчас Украина активно становится на цифровые рельсы. Власти открывают реестры в электронном виде, компании создают платформы для поиска информации, а простые люди все чаще оформляют и получают справки в онлайне. Эти тенденции заставляют предпринимателей постоянно совершенствовать ведение бизнеса. О том, на какие интернет-возможности стоит обратить внимание, рассказал экономист Иван Никитченко.
От вещных прав до строительных лицензий
Полезны для предпринимателей базы Министерства юстиции, в частности — Госсреестр вещных прав на недвижимость, Единый реестр предприятий, относительно которых возбуждено производство по делу о банкротстве, Единый госреестр юрлиц и физлиц-предпринимателей, Электронный суд, Единый реестр нотариусов, Единый госреестр лиц, совершивших коррупционные правонарушения, Единый госреестр лиц, в отношении которых применены положения Закона Украины «Об очищении власти», и т. д.
«Эти базы, к примеру, позволяют проверить достоверность информации или конкретных людей, если нужно проверить партнеров или соискателей на должность. Еще электронные сервисы Минюста позволяют заказать цифровую подпись или оплатить судебный сбор онлайн», — уточняет Никитченко.
По его словам, бизнесу стоит научиться использовать и Единый реестр судебных решений: «Хотя данные сюда часто вносятся с опозданием, это полезный инструмент для проверки контрагентов. Если компания судится или к ней выдвигаются судебные иски — это нехороший знак».
А Госфискальная служба предоставляет удобный электронный налоговый сервис «Узнай больше о своем бизнес-партнере». Есть в открытом доступе и Единый реестр лицензий: «Если контрагентом является строительная компания, информацию о лицензии можно уточнить на сайте Госархстройинспекции», — говорит экономист.
Универсальные помощники — роботы
Огромное количество реестров может запутать предпринимателя в поиске данных. Но упростить жизнь призваны чат-боты и онлайн-платформы.
«К примеру, есть сервисы youcontrol или contr-agent: они предоставляют услуги по сведенным данным о компании или физлице с разных реестров, но, как правило, за это надо платить. Также хорошо развиты бизнес-боты, работающие в „Телеграме“ или „Фейсбуке“: их услуги могут быть как бесплатными, так и платными. В частности, полезными являются Tracker (универсальный трекер для посылок, поддерживающий нескольких сервисов доставки), OpenDataBot (ищет информацию по компании), EasyStrongPasswordBot (генерирует пароли любой сложности), Growthbot (проводит маркетинговый анализ, предоставляет статданные о компании, наиболее популярном контенте сайта), Biznesprobiznes_bot (бизнес-консультант помогает при старте бизнеса, анализирует нишу, делает расчеты для запуска)», — перечисляет Никитченко.
Если вы активно следите за модой, вам также будет интересен бизнес-план по открытию барбершопа. И не расстраивайтесь, когда что-то не ладится: все великие люди переживали поражения, но находили в себе силы двигаться дальше!
Хотите еще больше интересных материалов? Тогда дайте шанс проявить себя нашему маленькому роботу, который специально для вас подберет увлекательное чтиво! Жмите «Мне повезет!»
Количество просмотров: 314
Похожее
Поговорить с Арабян ей предложил Игорь Кулюхин, который вместе с Медведевой проходил обучение в банке. Осенью 2011 года молодые люди встретились и решили, что втроем могут предоставлять услуги консалтинга стартапам: Арабян — специалист по консалтингу и аудиту, а Медведева и Кулюхин имели связи с бизнес-инкубатором МГУ.
Партнеры ходили по бизнес-конференциям, конкурсам стартапов и предлагали свои услуги. За год им удалось поработать с 20 компаниями. Эта деятельность приносила неплохой, хоть и непостоянный доход — около 300 тыс. руб. в месяц. В 2012 году к консультантам присоединился Александр Пасечник, тоже выпускник экономфака МГУ, а Игорь Кулюхин покинул проект.
MBA для самых маленьких
Идея изменить бизнес-модель пришла во время тренинга по деловым переговорам, который партнеры проводили для студентов МГУ. На эту встречу, к удивлению, записались 20 школьников из частной московской школы «Эрудит». Аудитория вмещала такое количество детей, но ради эксперимента Арабян и Медведева пригласили только двух ребят, и они показали хорошие результаты. «Дети схватывали на лету и предлагали нестандартные решения», — рассказывает Арабян.
В 2014 году девушки решили, что стоит организовать отдельный курс для школьников выпускных классов. Договорились с частной школой «Эрудит» и объявили набор на курсы предпринимательства. «Мы долго думали, будут это онлайн- или офлайн-курсы, в нашем собственном лектории или где-то на стороне. В итоге остановились на формате дополнительного образования в самих школах», — вспоминает Арабян. Курсы решили назвать KinderMBA.
«В отличие от многочисленных курсов для старшеклассников мы не готовили детей к ЕГЭ. Мы готовили их к жизни — обучали финансовой грамотности, — говорит Карина Медведева. — Давать гарантию, что ребенок станет бизнесменом, глупо. Но мы обещали родителям, что после курсов он подойдет к выбору профессии более осознанно». Вскоре после старта удалось договориться еще с двумя школами — одной частной и одной государственной. Курс стоил 5 тыс. руб. в месяц для каждого ребенка, в потоке было 30 человек. За аренду не платили, но делили выручку пополам со школами.
Родители часто просили взять детей помладше. «Мой ребенок такой умный, он даст фору девятиклашкам, возьмите его — стандартная история», — вспоминает Медведева. Постепенно возрастной ценз снижался, приводили даже первоклашек. Основательницы разработали новый курс для детей от пяти до 17 лет.
Чтобы адаптировать программы, девушки наняли несколько педагогов и бизнес-тренеров, которые помогли с составлением курсов и подключились к преподаванию. За основу взяли систему британца Бенджамина Блума, которая предполагает, что ребенок должен пройти шесть стадий обучения: понимание, запоминание, применение, оценка, анализ, исследование и создание нового.
Количество направлений постепенно росло: сначала появились пять новых модулей, потом еще пять, а в 2017 году детей обучали уже по 21 направлению — эмоциональный интеллект, прикладная экономика, основы предпринимательства, рекламы, налогообложения, дизайн-мышление и др. За год группа проходит два модуля, каждый из которых заканчивался защитой бизнес-проекта в рамках конференции на экономическом факультете МГУ.
«Школа — это коллективное кладбище талантливых бизнесменов»
Аркадий Морейнис, венчурный инвестор, основатель проекта «Бизнес для школьников»
«Я занимаюсь стартапами с 2010 года. За все это время пообщался, наверное, с 20 тыс. команд и отчетливо увидел, что в России огромный дефицит хороших проектов. Корень проблем в том, что будущих Цукербергов мы похоронили еще в школе. Это коллективное кладбище талантливых бизнесменов.
В историях западных миллиардеров есть одна общая деталь — все они, и Цукерберг, и Джобс, и Гейтс, уже на первых курсах университета делали какой-то большой проект. Им это удалось, потому что первые предпринимательские опыты они ставили еще в возрасте 12–16 лет. Это возраст, когда формируется характер, основные жизненные установки. То есть, чтобы сформировать этих самых звезд от бизнеса, нужно спускаться ниже, на уровень школы. Теория о том, что предпринимательству нельзя научить, — чистой воды миф. Человека можно научить почти чему угодно.
Говоря о детском бизнес-образовании, нужно понимать, что речь не о классическом МВА. MBA — это умение администрировать, а не предпринимать. Чаще всего это штука нужна для резюме, когда менеджеры среднего звена хотят подняться по карьерной лестнице. Детей нужно учить не зарабатывать строчки в резюме, а предпринимать — ставить цели, работать в команде, принимать решения, брать на себя ответственность.
На мой взгляд, рынок детского бизнес-образования в России сегодня находится в зачаточном состоянии. Это отчасти обусловлено тем, что, согласно социологическим опросам, только 2% наших родителей желают своим детям предпринимательского будущего. Но, надеюсь, что эта ниша будет в ближайшие три—пять лет расти и заполняться какими-то инициативами. На этом рынке найдется место многим локальным игрокам, как это сейчас происходит на Западе».
Роботы в помощь
С масштабированием бизнеса возникли проблемы. «Мы обошли больше 30 школ, но договориться удавалось с единицами, — вспоминает Медведева. — Большинству идея нравилась, но все упиралось в реализацию». Государственные школы имеют право вступать в партнерство с коммерческими проектами только через тендер или с помощью договора о сетевой форме реализации образовательных программ. Тендер — это долго и невыгодно, а на сетевой договор, который вошел в обиход относительно недавно, решаются далеко не все учреждения. В итоге девушки вовсе отказались от работы с государственными школами, заключив договоры с девятью частными школами и детскими центрами.
В 2014 году Александр Пасечник ушел из KinderMBA в собственный стартап Masterzen.ru, девушки остались вдвоем. А в конце года Медведева серьезно заболела и почти отошла от дел. Проект работал в минус и жил за счет личных инвестиций Кнарик Арабян.
Кнарик Арабян (слева) и Карина Медведева
(Фото: Владислав Шатило / РБК)
Несмотря на трудные времена, в 2015 году Арабян провела первую конференцию в МГУ, на которой свои проекты защитили 60 детей. KinderMBA стали привлекать к сотрудничеству крупные компании, которые участвовали в разработке курсов и оценке проектов: например, Райффайзенбанк составил бизнес-кейс по разработке банковской карты, Unilever ставил задачу вывести на рынок новый бренд снеков, Gloria Jeans — создать рекламную кампанию для марки одежды. «Нас познакомил наш сотрудник, дети которого посещали KinderMBA. Он был очень доволен качеством курса и рассказал нам о проекте. Банк как раз запускал детскую банковскую карту, мы посмотрели на программу, на то, как коллеги относятся к процессу обучения, и приняли решение о совместной разработке курса», — рассказывает начальник отдела дебетовых карт Райффайзенбанка Ксения Андреева.
Сотрудничество с МГУ и участие известных компаний помогли привлечь новых клиентов — к концу 2016 года количество учеников на потоке достигло 150. Выручка KinderMBA за 2016 год составила 1,2 млн руб., прибыль — 300 тыс. руб. А в 2017 году девушки нашли нового партнера — школу робототехники «Лига Роботов» Павла Баскира. Между компаниями заключен лицензионный договор, свои доли в доходах предприниматели раскрыть отказались. «Нам интересны различные образовательные форматы в нишах, которые не охвачены классическим школьным и дополнительным образованием. Тема предпринимательства логично вписывается в нашу образовательную экосистему», — объясняет Баскир.
Сейчас занятия KinderMBA проходят уже на 25 площадках, в том числе на территории «Лиги Роботов». В дополнение к основному курсу предпринимательства дети могут выбрать модуль по робототехнике и создать технологический бизнес-проект.
Дети-предприниматели
Курсы KinderMBA по-прежнему стоят 5 тыс. руб. в месяц, занятия проходят в игровой форме и делятся на два блока по полтора часа. Например, на уроке, посвященном основам предпринимательства, детей учат приумножать стартовый капитал: каждому выдают по 150 руб., которые ребенок должен вложить в проект и на следующем занятии выручить в два раза больше. «Детки пекли печенье, варили варенье из огурцов и кабачков, делали морковные чипсы. Все это они приносят на занятие, преподаватель пробует и решает, сколько готов заплатить за этот товар», — рассказывает Карина Медведева.
Помимо выполнения таких разовых задач дети весь семестр готовят основной бизнес-проект, который защищают на экономическом факультете МГУ. Жюри состоит из экспертов: преподавателей, представителей крупных компаний, фондов и акселераторов, которые отбирают лучшие проекты.
Некоторые из них действительно приносят своим создателям небольшой доход — например, одиннадцатиклассник Александр Т. создал развивающий конструктор из магнитных кубиков Mcreate, первые продажи которого принесли молодому человеку 35 тыс. руб. прибыли. 15-летняя Ксения И. вместе с одноклассницей Дарьей Ш. запустила проект под названием «Подарок счастья» — тематические подарочные наборы (например, в новогодние коробочки кладут плед, кружку и чай). За январские праздники они смогли продать три таких набора через интернет-магазин «Лиги Роботов» и заработать несколько тысяч рублей.
Ученицы 4-го класса московской школы «Путь к успеху» Виктория А. и Алиса Б. второй год занимаются на курсах KinderMBA. В этом году они подготовили программу для сбора пожертвований в помощь московским приютам для животных «Живи-люби с любимцем». Девочки обзвонили больше 20 приютов, договориться о сотрудничестве удалось только с двумя. «С нами часто не хотели разговаривать, просили позвать взрослых. Приходилось передавать трубку учительнице, но с остальным справлялись сами», — гордится Алиса.
Первым делом они установили коробку для сбора средств в вестибюле школы, а потом вместе с учителем информатики разработали приложение, в котором можно выбрать приютского щенка или котенка, стать опекуном животного или перевести пожертвование онлайн. За два месяца девочкам удалось собрать больше 40 тыс. руб., которые пошли на улучшение жизни животных в приютах.
Конечно, большинство учебных проектов так и не превращается в реальный бизнес, признают основательницы KinderMBA, но, по словам Арабян, основная задача курсов не в том, чтобы штамповать готовые бизнесы. Главное — развить предпринимательское мышление, научить ребенка работать в команде и принимать решения. А финансовая грамотность нужна не только для построения бизнеса, но и просто для выживания в современном мире: «Из-за отсутствия базовых знаний ломаются жизни — наберет первокурсник кредитов на телефон под бешеные проценты и погрязнет в долгах. Мы даем ребенку инструментарий для взрослой жизни, которым дальше он распоряжается самостоятельно».
По итогам 2017 года выручка от совместной деятельности KinderMBA и «Лиги Роботов» составила 8 млн руб., чистая прибыль — 1 млн руб. В планах основательниц на 2018 год — вдвое увеличить свой доход. В партнерстве с «Лигой Роботов» KinderMBA планирует открыть пять площадок в Санкт-Петербурге, а также развивать направление летних и зимних бизнес-лагерей: на грядущий год уже запланированы выезды в Подмосковье, Францию, Германию, Нидерланды, Бельгию и США.
Взгляд со стороны
«Предпринимательство — это жизненная позиция»
Никита Власов, управляющий партнер детской бизнес-школы «ФинСкиллс»
«Основная проблема в развитии такого рода курсов связана с отрицательным образом предпринимателя в России. Любимая детская сказка, которую каждый из нас впитал с молоком матери, учит нас полагаться на волшебное «щучье веленье» вместо упорного труда. Много сил приходится тратить на то, чтобы объяснить родителям: предпринимательство — это не банальное «купи-продай», а жизненная позиция, основанная на личной ответственности, мотивации и стремлении реализовать свои идеи. Ограниченность кругозора родителей формирует консервативное мышление и у самого ребенка. А крупное и успешное предпринимательство, как правило, связано с прорывными идеями».
«Создатели бизнес-школ сами должны быть успешными предпринимателями»
Кристина Геворкян, частный эксперт по запуску и развитию образовательных продуктов
«KinderMBA — перспективный проект с хорошей программой, но список тренеров не вызывает доверия. Преподавателями должны быть действующие предприниматели, а не теоретики. При прочих равных родители выберут курс Аркадия Морейниса или ФРИИ, которые занимают уверенные позиции в предпринимательской среде.
Основная трудность детских бизнес-школ — это сложность измерения результата. Что считать успешным прохождением курса: написанную концепцию продукта, прототип, запущенный или монетизированный продукт? Детский сегмент рынка платного дополнительного образования в России представлен в основном курсами подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, но здесь родители понимают, за что они платят, а эффективность измеряется по принципу поступил / не поступил. В случае с профориентацией и отдельным ее подвидом — предпринимательством — эффект накопительный и отложенный».