Бизнес план банка и его роль в стратегическом планировании
Московский Государственный Университет
Экономики, Статистики и Информатики
Рязанский Филиал
Курсовая работа
по предмету «Стратегический менеджмент в финансово-кредитных организациях»
на тему: «Бизнес-план банка и его роль в стратегическом менеджменте»
Выполнил:________________
Проверил:__________________
Рязань 2008
План
Введение
1. Понятие стратегического менеджмента
2. Сущность бизнес-плана
2.1. Понятие бизнес плана
2.2. Структура бизнес-плана банка
3. Содержание работ по реализации бизнес-плана банка
3.1. Сущность процесса реализации бизнес-плана банка
3.2. Последовательное решение и раннее осуществление этапов реализации проектов
Заключение
Список литературы
Введение
Тема моей курсовой работы – «Бизнес-план банка и его роль в стратегическом менеджменте». Выбор данной темы основан на том, что вопрос разработки стратегии банка является в настоящее время очень важным. А разработка бизнес-плана банка является одним из наиболее важных этапов разработки стратегии банка.
В этой связи тема курсовой работы является актуальной. Это объясняется и тем, что стратегический менеджмент представляет собой процесс планирования, определения и осуществления деятельности банка в перспективе. Стратегия банка – это генеральный план действий, определяющий приоритеты основных задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению поставленных стратегических целей.
Цель курсовой работы заключаетсяв определении сущности и роли бизнес-плана в стратегическом менеджменте банка.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
— определить понятие стратегического менеджмента;
— выяснить понятие бизнес-плана;
— разобрать структуру бизнес-плана банка;
— выявить содержание работ по реализации бизнес-плана банка;
-подвести итоги проделанной работы.
Источниками информации для написания работы послужили нормативные акты, труды научных деятелей в области стратегического менеджмента, бизнес-планирования, банковского дела и др.
1. Понятие стратегического менеджмента
Возникновение стратегического менеджмента как самостоятельной науки было связано с новыми условиями деятельности корпораций, прежде всего, в США, сложившимися к началу 1960 годов. Эти условия определялись, во-первых, технологическими новшествами, вызванными научно-технической революцией, требующими прогнозирования новых производственно-технологических прорывов, во-вторых, насыщением рынка товаров и услуг в развитых странах, что приводило к усилению конкуренции, в-третьих, началом процесса глобализации рынков, возникновением транснациональных корпораций, что усиливало неопределенность и сложность среды существования бизнеса.
В научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов определений стратегического менеджмента, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого процесса. Однако все они сводятся к одному из трех подходов или их комбинации:
1) подход, акцентирующий внимание на параметрах организационного окружения (анализ окружения). Этот подход тесно связан с методами стратегического планирования, привлекателен своей простотой в понимании последовательности действий разработчиков стратегии. Однако при его использовании имеется опасность, что внутренние возможности организации останутся вне сферы анализа, хотя во многих случаях они могут успешно нейтрализовать угрозы, исходящие из внешней среды;
2) подход, основывающийся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения (цели и средства). Согласно данному подходу стратегический менеджмент – это направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии или стратегий для оказания содействия в достижении корпоративных целей;
3) подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии (деятельностный подход). Это подход акцентирует внимание на последовательности действий для осуществления стратегического управления, и поэтому он объединяет два предшествующих.
В современной литературе встречаются следующие определения понятия «стратегия»:
— совокупность взаимосвязанных действий, нацеленных на достижение устойчивого конкурентного преимущества;
— ряд решений, которые являются движущей или формирующей силой большинства предпринимаемых компанией действий;
— путь создания конкурентных преимуществ с помощью отличительных характеристик;
— искусство быстрых преобразований, портфель инициатив, направленных на рост компании и ее стоимости.
Составляющие рыночной корпоративной стратегии компании (банка) – это: 1) реализация стратегий (тактика); 2) информационная стратегия; 3) стратегия управления персоналом; 4) маркетинговая стратегия; 5) Финансовая стратегия.
Стратегия банка как программа действий, направленных на формирование и удержание долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках, отражает количественные цели развития банка и те внутренние изменения в банке, которые должны произойти для повышения его конкурентоспособности. Банк без стратегии — это набор активов, обремененных обязательствами.
У банка есть стратегия тогда, когда:
— банк является инициатором внедрения инноваций или лидером в своем сегменте рынка;
— текущая деятельность планируется на основе стратегических планов и целей;
— весь коллектив банка знает и разделяет стратегические цели развития организации;
— стратегия – основной критерий принятия инвестиционных и иных долгосрочных решений;
— каждый сотрудник знает меру своего вклада в достижение банком стратегических целевых показаний (финансовых и нефинансовых);
— внедрена система сбалансированных показателей;
— система сбалансированных показателей ресурсно обоснована и дополнена системой мотивации сотрудников.
Далее рассмотрим бизнес-план банка и его роль в стратегическом менеджменте банка.
2. Сущность бизнес-плана
2.1. Понятие бизнес-плана
Бизнес-план предприятия – это документ, убедительно демонстрирующий успешность бизнеса и его достаточную прибыльность, привлекательную для тех, кто потенциально может его поддержать; это документ, в котором изложено краткое, точное и ясное описание его целей, задач, проведено изучение рынка и возможностей предприятия, сформированы и обоснованы направления развития, проанализированы поставщики и покупатели, оценено качество выпускаемой продукции, оценены риски и предложены меры по их снижению, произведены расчеты денежных потоков, рассчитаны прогнозные отчетные финансовые документы, рассчитаны финансовые коэффициенты, определены и рассчитаны показатели эффективности бизнеса. Содержание бизнес-плана зависит от цели его составления: он может предназначаться для инвесторов, кредиторов, потенциальных партнеров, и, конечно, собственно для внутреннего использования руководством компании (банка), для эффективного управления предприятием. Главное его назначение (как внутреннего документа) – обоснование реализации выбранного направления развития, выбранной стратегической альтернативы, выбранной стратегии. Обоснование в бизнес-плане, как качественное (например, SWOT-анализ является неотъемлемой частью бизнес-плана), так и количественное – путем проведения расчетов потоков доходов и затрат предприятия и расчета эффективности рассматриваемого плана действий.
Бизнес-план проекта – это документ, аналогичный бизнес-плану предприятия, в котором комплексно рассматриваются только данный проект. У предприятия может быть несколько проектов и несколько бизнес-планов проектов. Бизнес-план является неотъемлемой составной частью комплекса работ по управлению деловыми проектами.
Для среднесрочных и долгосрочных проектов разработка бизнес-плана является центральной фазой процесса бизнес-планирования в банке. Главным содержанием этой фазы является разработка основных компонентов бизнес-проекта и подготовка его к реализации.
Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных бизнес-проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, бизнес-план — это начальный этап планирования.
В бизнес-плане проекта может быть проведен анализ и расчет деятельности предприятия как при условии отсутствия проекта, так и при условии его реализации.
Вся деятельность банка представляется в виде двух составляющих: текущая и перспективная. Это сделано потому, что формы, методы, подходы к этим двум видам деятельности банка существенно различаются, что изложено в следующей Таблице 1:
Таблица 1.
Бизнес-план банка связан с перспективной деятельностью банка. Он должен охватывать все направления работ и все подразделения банка. При этом для отдельных проектов банка (открытие филиала, приобретение здания, сложных технических систем, банкоматов и проч.) разрабатываются отдельные бизнес-планы (часто в сокращенном виде), в которых рассчитывается экономическая эффективность планируемых проектов банка. Необходимо понимать, что банк может производить затраты, направленные не только на получение экономического эффекта, но и на снижение рисков, которые, впрочем, также могут в случае реализации привести к дополнительным затратам банка или даже убытка. Для внешних проектов, в которых банк планирует участвовать, бизнес-план (наряду с проектной документацией и инвестиционным предложением) служит основанием для разработки схемы организации финансирования проекта, обоснования степени и формы участия в нем банка, что отражено на рисунке 1.
Ìîñêîâñêèé
Ãîñóäàðñòâåííûé Óíèâåðñèòåò
Ýêîíîìèêè,
Ñòàòèñòèêè è Èíôîðìàòèêè
Ðÿçàíñêèé
Ôèëèàë
Êóðñîâàÿ
ðàáîòà
ïî ïðåäìåòó
«Ñòðàòåãè÷åñêèé ìåíåäæìåíò â ôèíàíñîâî-êðåäèòíûõ îðãàíèçàöèÿõ»
íà òåìó:
«Áèçíåñ-ïëàí áàíêà è åãî ðîëü â ñòðàòåãè÷åñêîì ìåíåäæìåíòå»
Âûïîëíèë:________________
Ïðîâåðèë:__________________
Ðÿçàíü 2008
Ïëàí
Ââåäåíèå
1. Ïîíÿòèå
ñòðàòåãè÷åñêîãî ìåíåäæìåíòà
2. Ñóùíîñòü áèçíåñ-ïëàíà
2.1. Ïîíÿòèå áèçíåñ ïëàíà
2.2. Ñòðóêòóðà
áèçíåñ-ïëàíà áàíêà
3. Ñîäåðæàíèå ðàáîò ïî
ðåàëèçàöèè áèçíåñ-ïëàíà áàíêà
3.1. Ñóùíîñòü ïðîöåññà
ðåàëèçàöèè áèçíåñ-ïëàíà áàíêà
3.2. Ïîñëåäîâàòåëüíîå
ðåøåíèå è ðàííåå îñóùåñòâëåíèå ýòàïîâ ðåàëèçàöèè ïðîåêòîâ
Çàêëþ÷åíèå
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû
Ââåäåíèå
Òåìà ìîåé êóðñîâîé ðàáîòû
«Áèçíåñ-ïëàí áàíêà è åãî ðîëü â ñòðàòåãè÷åñêîì ìåíåäæìåíòå». Âûáîð äàííîé
òåìû îñíîâàí íà òîì, ÷òî âîïðîñ ðàçðàáîòêè ñòðàòåãèè áàíêà ÿâëÿåòñÿ â íàñòîÿùåå
âðåìÿ î÷åíü âàæíûì. À ðàçðàáîòêà áèçíåñ-ïëàíà áàíêà ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç íàèáîëåå
âàæíûõ ýòàïîâ ðàçðàáîòêè ñòðàòåãèè áàíêà.
 ýòîé ñâÿçè òåìà
êóðñîâîé ðàáîòû ÿâëÿåòñÿ àêòóàëüíîé. Ýòî îáúÿñíÿåòñÿ è òåì, ÷òî
ñòðàòåãè÷åñêèé ìåíåäæìåíò ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé ïðîöåññ ïëàíèðîâàíèÿ, îïðåäåëåíèÿ
è îñóùåñòâëåíèÿ äåÿòåëüíîñòè áàíêà â ïåðñïåêòèâå. Ñòðàòåãèÿ áàíêà ýòî
ãåíåðàëüíûé ïëàí äåéñòâèé, îïðåäåëÿþùèé ïðèîðèòåòû îñíîâíûõ çàäà÷, ðåñóðñû è
ïîñëåäîâàòåëüíîñòü øàãîâ ïî äîñòèæåíèþ ïîñòàâëåííûõ ñòðàòåãè÷åñêèõ öåëåé.
Öåëü êóðñîâîé ðàáîòû çàêëþ÷àåòñÿâ îïðåäåëåíèè ñóùíîñòè
è ðîëè áèçíåñ-ïëàíà â ñòðàòåãè÷åñêîì ìåíåäæìåíòå áàíêà.
Äëÿ äîñòèæåíèÿ äàííîé
öåëè íåîáõîäèìî ðåøèòü ñëåäóþùèå çàäà÷è:
— îïðåäåëèòü ïîíÿòèå
ñòðàòåãè÷åñêîãî ìåíåäæìåíòà;
— âûÿñíèòü ïîíÿòèå
áèçíåñ-ïëàíà;
— ðàçîáðàòü ñòðóêòóðó
áèçíåñ-ïëàíà áàíêà;
— âûÿâèòü ñîäåðæàíèå
ðàáîò ïî ðåàëèçàöèè áèçíåñ-ïëàíà áàíêà;
-ïîäâåñòè èòîãè
ïðîäåëàííîé ðàáîòû.
Èñòî÷íèêàìè èíôîðìàöèè
äëÿ íàïèñàíèÿ ðàáîòû ïîñëóæèëè íîðìàòèâíûå àêòû, òðóäû íàó÷íûõ äåÿòåëåé â îáëàñòè
ñòðàòåãè÷åñêîãî ìåíåäæìåíòà, áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèÿ, áàíêîâñêîãî äåëà è äð.
1. Ïîíÿòèå
ñòðàòåãè÷åñêîãî ìåíåäæìåíòà
Âîçíèêíîâåíèå ñòðàòåãè÷åñêîãî
ìåíåäæìåíòà êàê ñàìîñòîÿòåëüíîé íàóêè áûëî ñâÿçàíî ñ íîâûìè óñëîâèÿìè
äåÿòåëüíîñòè êîðïîðàöèé, ïðåæäå âñåãî, â ÑØÀ, ñëîæèâøèìèñÿ ê íà÷àëó 1960 ãîäîâ.
Ýòè óñëîâèÿ îïðåäåëÿëèñü, âî-ïåðâûõ, òåõíîëîãè÷åñêèìè íîâøåñòâàìè, âûçâàííûìè
íàó÷íî-òåõíè÷åñêîé ðåâîëþöèåé, òðåáóþùèìè ïðîãíîçèðîâàíèÿ íîâûõ
ïðîèçâîäñòâåííî-òåõíîëîãè÷åñêèõ ïðîðûâîâ, âî-âòîðûõ, íàñûùåíèåì ðûíêà òîâàðîâ è
óñëóã â ðàçâèòûõ ñòðàíàõ, ÷òî ïðèâîäèëî ê óñèëåíèþ êîíêóðåíöèè, â-òðåòüèõ,
íà÷àëîì ïðîöåññà ãëîáàëèçàöèè ðûíêîâ, âîçíèêíîâåíèåì òðàíñíàöèîíàëüíûõ
êîðïîðàöèé, ÷òî óñèëèâàëî íåîïðåäåëåííîñòü è ñëîæíîñòü ñðåäû ñóùåñòâîâàíèÿ
áèçíåñà.
 íàó÷íîé è ìåòîäè÷åñêîé
ëèòåðàòóðå ïðåäñòàâëåíî äîñòàòî÷íîå êîëè÷åñòâî âàðèàíòîâ îïðåäåëåíèé
ñòðàòåãè÷åñêîãî ìåíåäæìåíòà, êîòîðûå àêöåíòèðóþò âíèìàíèå íà òåõ èëè èíûõ
àñïåêòàõ ýòîãî ñëîæíîãî óïðàâëåí÷åñêîãî ïðîöåññà. Îäíàêî âñå îíè ñâîäÿòñÿ ê
îäíîìó èç òðåõ ïîäõîäîâ èëè èõ êîìáèíàöèè:
1) ïîäõîä, àêöåíòèðóþùèé
âíèìàíèå íà ïàðàìåòðàõ îðãàíèçàöèîííîãî îêðóæåíèÿ (àíàëèç îêðóæåíèÿ). Ýòîò
ïîäõîä òåñíî ñâÿçàí ñ ìåòîäàìè ñòðàòåãè÷åñêîãî ïëàíèðîâàíèÿ, ïðèâëåêàòåëåí
ñâîåé ïðîñòîòîé â ïîíèìàíèè ïîñëåäîâàòåëüíîñòè äåéñòâèé ðàçðàáîò÷èêîâ
ñòðàòåãèè. Îäíàêî ïðè åãî èñïîëüçîâàíèè èìååòñÿ îïàñíîñòü, ÷òî âíóòðåííèå
âîçìîæíîñòè îðãàíèçàöèè îñòàíóòñÿ âíå ñôåðû àíàëèçà, õîòÿ âî ìíîãèõ ñëó÷àÿõ îíè
ìîãóò óñïåøíî íåéòðàëèçîâàòü óãðîçû, èñõîäÿùèå èç âíåøíåé ñðåäû;
2) ïîäõîä, îñíîâûâàþùèéñÿ
íà îïðåäåëåíèè äîëãîñðî÷íûõ öåëåé îðãàíèçàöèè è ïóòåé èõ äîñòèæåíèÿ (öåëè è
ñðåäñòâà). Ñîãëàñíî äàííîìó ïîäõîäó ñòðàòåãè÷åñêèé ìåíåäæìåíò ýòî íàïðàâëåíèå
â òåîðèè ïðèíÿòèÿ ðåøåíèé, êîòîðîå íàöåëåíî íà ðàçâèòèå ýôôåêòèâíîé ñòðàòåãèè
èëè ñòðàòåãèé äëÿ îêàçàíèÿ ñîäåéñòâèÿ â äîñòèæåíèè êîðïîðàòèâíûõ öåëåé;
3) ïîäõîä, ñòàâÿùèé âî
ãëàâó óãëà äåÿòåëüíîñòü ïî ðåàëèçàöèè ñòðàòåãèè (äåÿòåëüíîñòíûé ïîäõîä). Ýòî
ïîäõîä àêöåíòèðóåò âíèìàíèå íà ïîñëåäîâàòåëüíîñòè äåéñòâèé äëÿ îñóùåñòâëåíèÿ
ñòðàòåãè÷åñêîãî óïðàâëåíèÿ, è ïîýòîìó îí îáúåäèíÿåò äâà ïðåäøåñòâóþùèõ.
 ñîâðåìåííîé ëèòåðàòóðå
âñòðå÷àþòñÿ ñëåäóþùèå îïðåäåëåíèÿ ïîíÿòèÿ «ñòðàòåãèÿ»:
— ñîâîêóïíîñòü
âçàèìîñâÿçàííûõ äåéñòâèé, íàöåëåííûõ íà äîñòèæåíèå óñòîé÷èâîãî êîíêóðåíòíîãî
ïðåèìóùåñòâà;
— ðÿä ðåøåíèé, êîòîðûå
ÿâëÿþòñÿ äâèæóùåé èëè ôîðìèðóþùåé ñèëîé áîëüøèíñòâà ïðåäïðèíèìàåìûõ êîìïàíèåé
äåéñòâèé;
— ïóòü ñîçäàíèÿ
êîíêóðåíòíûõ ïðåèìóùåñòâ ñ ïîìîùüþ îòëè÷èòåëüíûõ õàðàêòåðèñòèê;
— èñêóññòâî áûñòðûõ ïðåîáðàçîâàíèé,
ïîðòôåëü èíèöèàòèâ, íàïðàâëåííûõ íà ðîñò êîìïàíèè è åå ñòîèìîñòè.
Ñîñòàâëÿþùèå ðûíî÷íîé
êîðïîðàòèâíîé ñòðàòåãèè êîìïàíèè (áàíêà) ýòî: 1) ðåàëèçàöèÿ ñòðàòåãèé
(òàêòèêà); 2) èíôîðìàöèîííàÿ ñòðàòåãèÿ; 3) ñòðàòåãèÿ óïðàâëåíèÿ ïåðñîíàëîì; 4)
ìàðêåòèíãîâàÿ ñòðàòåãèÿ; 5) Ôèíàíñîâàÿ ñòðàòåãèÿ.
Ñòðàòåãèÿ áàíêà êàê
ïðîãðàììà äåéñòâèé, íàïðàâëåííûõ íà ôîðìèðîâàíèå è óäåðæàíèå äîëãîâðåìåííûõ
êîíêóðåíòíûõ ïðåèìóùåñòâ íà öåëåâûõ ðûíêàõ, îòðàæàåò êîëè÷åñòâåííûå öåëè
ðàçâèòèÿ áàíêà è òå âíóòðåííèå èçìåíåíèÿ â áàíêå, êîòîðûå äîëæíû ïðîèçîéòè äëÿ
ïîâûøåíèÿ åãî êîíêóðåíòîñïîñîáíîñòè. Áàíê áåç ñòðàòåãèè — ýòî íàáîð àêòèâîâ,
îáðåìåíåííûõ îáÿçàòåëüñòâàìè.
Ó áàíêà åñòü ñòðàòåãèÿ
òîãäà, êîãäà:
— áàíê ÿâëÿåòñÿ
èíèöèàòîðîì âíåäðåíèÿ èííîâàöèé èëè ëèäåðîì â ñâîåì ñåãìåíòå ðûíêà;
— òåêóùàÿ äåÿòåëüíîñòü
ïëàíèðóåòñÿ íà îñíîâå ñòðàòåãè÷åñêèõ ïëàíîâ è öåëåé;
— âåñü êîëëåêòèâ áàíêà
çíàåò è ðàçäåëÿåò ñòðàòåãè÷åñêèå öåëè ðàçâèòèÿ îðãàíèçàöèè;
— ñòðàòåãèÿ îñíîâíîé
êðèòåðèé ïðèíÿòèÿ èíâåñòèöèîííûõ è èíûõ äîëãîñðî÷íûõ ðåøåíèé;
— êàæäûé ñîòðóäíèê çíàåò
ìåðó ñâîåãî âêëàäà â äîñòèæåíèå áàíêîì ñòðàòåãè÷åñêèõ öåëåâûõ ïîêàçàíèé
(ôèíàíñîâûõ è íåôèíàíñîâûõ);
— âíåäðåíà ñèñòåìà
ñáàëàíñèðîâàííûõ ïîêàçàòåëåé;
— ñèñòåìà
ñáàëàíñèðîâàííûõ ïîêàçàòåëåé ðåñóðñíî îáîñíîâàíà è äîïîëíåíà ñèñòåìîé ìîòèâàöèè
ñîòðóäíèêîâ.
Äàëåå ðàññìîòðèì
áèçíåñ-ïëàí áàíêà è åãî ðîëü â ñòðàòåãè÷åñêîì ìåíåäæìåíòå áàíêà.
2.
Ñóùíîñòü áèçíåñ-ïëàíà
2.1.
Ïîíÿòèå áèçíåñ-ïëàíà
Áèçíåñ-ïëàí ïðåäïðèÿòèÿ
ýòî äîêóìåíò, óáåäèòåëüíî äåìîíñòðèðóþùèé óñïåøíîñòü áèçíåñà è åãî äîñòàòî÷íóþ
ïðèáûëüíîñòü, ïðèâëåêàòåëüíóþ äëÿ òåõ, êòî ïîòåíöèàëüíî ìîæåò åãî ïîääåðæàòü;
ýòî äîêóìåíò, â êîòîðîì èçëîæåíî êðàòêîå, òî÷íîå è ÿñíîå îïèñàíèå åãî öåëåé,
çàäà÷, ïðîâåäåíî èçó÷åíèå ðûíêà è âîçìîæíîñòåé ïðåäïðèÿòèÿ, ñôîðìèðîâàíû è
îáîñíîâàíû íàïðàâëåíèÿ ðàçâèòèÿ, ïðîàíàëèçèðîâàíû ïîñòàâùèêè è ïîêóïàòåëè,
îöåíåíî êà÷åñòâî âûïóñêàåìîé ïðîäóêöèè, îöåíåíû ðèñêè è ïðåäëîæåíû ìåðû ïî èõ
ñíèæåíèþ, ïðîèçâåäåíû ðàñ÷åòû äåíåæíûõ ïîòîêîâ, ðàññ÷èòàíû ïðîãíîçíûå îò÷åòíûå
ôèíàíñîâûå äîêóìåíòû, ðàññ÷èòàíû ôèíàíñîâûå êîýôôèöèåíòû, îïðåäåëåíû è
ðàññ÷èòàíû ïîêàçàòåëè ýôôåêòèâíîñòè áèçíåñà. Ñîäåðæàíèå áèçíåñ-ïëàíà çàâèñèò îò
öåëè åãî ñîñòàâëåíèÿ: îí ìîæåò ïðåäíàçíà÷àòüñÿ äëÿ èíâåñòîðîâ, êðåäèòîðîâ,
ïîòåíöèàëüíûõ ïàðòíåðîâ, è, êîíå÷íî, ñîáñòâåííî äëÿ âíóòðåííåãî èñïîëüçîâàíèÿ
ðóêîâîäñòâîì êîìïàíèè (áàíêà), äëÿ ýôôåêòèâíîãî óïðàâëåíèÿ ïðåäïðèÿòèåì. Ãëàâíîå
åãî íàçíà÷åíèå (êàê âíóòðåííåãî äîêóìåíòà) îáîñíîâàíèå ðåàëèçàöèè âûáðàííîãî
íàïðàâëåíèÿ ðàçâèòèÿ, âûáðàííîé ñòðàòåãè÷åñêîé àëüòåðíàòèâû, âûáðàííîé
ñòðàòåãèè. Îáîñíîâàíèå â áèçíåñ-ïëàíå, êàê êà÷åñòâåííîå (íàïðèìåð, SWOT-àíàëèç ÿâëÿåòñÿ íåîòúåìëåìîé ÷àñòüþ
áèçíåñ-ïëàíà), òàê è êîëè÷åñòâåííîå ïóòåì ïðîâåäåíèÿ ðàñ÷åòîâ ïîòîêîâ äîõîäîâ
è çàòðàò ïðåäïðèÿòèÿ è ðàñ÷åòà ýôôåêòèâíîñòè ðàññìàòðèâàåìîãî ïëàíà äåéñòâèé.
Áèçíåñ-ïëàí ïðîåêòà ýòî
äîêóìåíò, àíàëîãè÷íûé áèçíåñ-ïëàíó ïðåäïðèÿòèÿ, â êîòîðîì êîìïëåêñíî
ðàññìàòðèâàþòñÿ òîëüêî äàííûé ïðîåêò. Ó ïðåäïðèÿòèÿ ìîæåò áûòü íåñêîëüêî
ïðîåêòîâ è íåñêîëüêî áèçíåñ-ïëàíîâ ïðîåêòîâ. Áèçíåñ-ïëàí ÿâëÿåòñÿ íåîòúåìëåìîé
ñîñòàâíîé ÷àñòüþ êîìïëåêñà ðàáîò ïî óïðàâëåíèþ äåëîâûìè ïðîåêòàìè.
Äëÿ ñðåäíåñðî÷íûõ è
äîëãîñðî÷íûõ ïðîåêòîâ ðàçðàáîòêà áèçíåñ-ïëàíà ÿâëÿåòñÿ öåíòðàëüíîé ôàçîé
ïðîöåññà áèçíåñ-ïëàíèðîâàíèÿ â áàíêå. Ãëàâíûì ñîäåðæàíèåì ýòîé ôàçû ÿâëÿåòñÿ
ðàçðàáîòêà îñíîâíûõ êîìïîíåíòîâ áèçíåñ-ïðîåêòà è ïîäãîòîâêà åãî ê ðåàëèçàöèè.
Äëÿ êðàòêîñðî÷íûõ,
íåáîëüøèõ ïî ìàñøòàáó èëè ëîêàëüíûõ áèçíåñ-ïðîåêòîâ, íå òðåáóþùèõ çíà÷èòåëüíûõ
çàòðàò è âåñüìà íåïðîäîëæèòåëüíûõ ïî ñðîêàì ðåàëèçàöèè, áèçíåñ-ïëàí — ýòî
íà÷àëüíûé ýòàï ïëàíèðîâàíèÿ.
 áèçíåñ-ïëàíå ïðîåêòà
ìîæåò áûòü ïðîâåäåí àíàëèç è ðàñ÷åò äåÿòåëüíîñòè ïðåäïðèÿòèÿ êàê ïðè óñëîâèè
îòñóòñòâèÿ ïðîåêòà, òàê è ïðè óñëîâèè åãî ðåàëèçàöèè.
Âñÿ äåÿòåëüíîñòü áàíêà
ïðåäñòàâëÿåòñÿ â âèäå äâóõ ñîñòàâëÿþùèõ: òåêóùàÿ è ïåðñïåêòèâíàÿ. Ýòî ñäåëàíî
ïîòîìó, ÷òî ôîðìû, ìåòîäû, ïîäõîäû ê ýòèì äâóì âèäàì äåÿòåëüíîñòè áàíêà
ñóùåñòâåííî ðàçëè÷àþòñÿ, ÷òî èçëîæåíî â ñëåäóþùåé Òàáëèöå 1:
Òàáëèöà 1.
Òåêóùàÿ äåÿòåëüíîñòü áàíêà | Ïåðñïåêòèâíàÿ äåÿòåëüíîñòü áàíêà |
Ïëàíèðîâàíèå è áþäæåòèðîâàíèå | Ðàçðàáîòêà áèçíåñ-ïëàíà |
Ñîâåðøåíñòâîâàíèå êà÷åñòâà | Ðåèíæèíèðèíã áèçíåñ-ïðîöåññîâ |
Âûïîëíåíèå ïëàíîâ | Âûïîëíåíèå ïðîåêòîâ |
Ñîòðóäíèêè ïîäðàçäåëåíèé | Ñïåöèàëüíûå ãðóïïû è êîìàíäû |
Íå íîñèò îðãàíèçàöèîííûõ èçìåíåíèé | Ñâÿçàíà ñ îðãàíèçàöèîííûìè èçìåíåíèÿìè |
Áèçíåñ-ïëàí áàíêà ñâÿçàí
ñ ïåðñïåêòèâíîé äåÿòåëüíîñòüþ áàíêà. Îí äîëæåí îõâàòûâàòü âñå íàïðàâëåíèÿ ðàáîò
è âñå ïîäðàçäåëåíèÿ áàíêà. Ïðè ýòîì äëÿ îòäåëüíûõ ïðîåêòîâ áàíêà (îòêðûòèå
ôèëèàëà, ïðèîáðåòåíèå çäàíèÿ, ñëîæíûõ òåõíè÷åñêèõ ñèñòåì, áàíêîìàòîâ è ïðî÷.)
ðàçðàáàòûâàþòñÿ îòäåëüíûå áèçíåñ-ïëàíû (÷àñòî â ñîêðàùåííîì âèäå), â êîòîðûõ
ðàññ÷èòûâàåòñÿ ýêîíîìè÷åñêàÿ ýôôåêòèâíîñòü ïëàíèðóåìûõ ïðîåêòîâ áàíêà.
Íåîáõîäèìî ïîíèìàòü, ÷òî áàíê ìîæåò ïðîèçâîäèòü çàòðàòû, íàïðàâëåííûå íå òîëüêî
íà ïîëó÷åíèå ýêîíîìè÷åñêîãî ýôôåêòà, íî è íà ñíèæåíèå ðèñêîâ, êîòîðûå, âïðî÷åì,
òàêæå ìîãóò â ñëó÷àå ðåàëèçàöèè ïðèâåñòè ê äîïîëíèòåëüíûì çàòðàòàì áàíêà èëè
äàæå óáûòêà. Äëÿ âíåøíèõ ïðîåêòîâ, â êîòîðûõ áàíê ïëàíèðóåò ó÷àñòâîâàòü,
áèçíåñ-ïëàí (íàðÿäó ñ ïðîåêòíîé äîêóìåíòàöèåé è èíâåñòèöèîííûì ïðåäëîæåíèåì)
ñëóæèò îñíîâàíèåì äëÿ ðàçðàáîòêè ñõåìû îðãàíèçàöèè ôèíàíñèðîâàíèÿ ïðîåêòà,
îáîñíîâàíèÿ ñòåïåíè è ôîðìû ó÷àñòèÿ â íåì áàíêà, ÷òî îòðàæåíî íà ðèñóíêå 1.
Ðèñóíîê 1.
Îðãàíèçàöèÿ ôèíàíñèðîâàíèÿ ïðîåêòà
Ìåòîäû, ôîðìû
Èíñòðóìåíòû:
— àíàëèçà
— ïðèíÿòèÿ ðåøåíèÿ
— ôèíàíñèðîâàíèÿ
Ôàêòè÷åñêè â
ïðåäñòàâëÿåìîì áèçíåñ-ïëàíå ôîðìóëèðóåòñÿ, ôèêñèðóåòñÿ è îáîñíîâûâàåòñÿ
ñòðàòåãèÿ áàíêà íà áëèæàéøèå äâà ãîäà. Íîðìàòèâíûå ïîëîæåíèÿ äàííîãî Óêàçàíèÿ
äîëæíû áûòü âçÿòû çà îñíîâó ïðè ðàçðàáîòêå áèçíåñ-ïëàíîâ áàíêîâ è äëÿ
âíóòðåííåãî ïîëüçîâàíèÿ.
Èç âûøåèçëîæåííîãî
ïîíÿòíî, ÷òî íàïèñàòü áèçíåñ-ïëàí áàíêà, íå èìåÿ ñòðàòåãèè, íåëüçÿ. Ñôîðìóëèðîâàòü
æå ñòðàòåãè÷åñêèå àëüòåðíàòèâû áåç íàïèñàíèÿ áèçíåñ-ïëàíà áàíêà ìîæíî. Îòëè÷èå
áèçíåñ-ïëàíà áàíêà îò ñòðàòåãè÷åñêèõ àëüòåðíàòèâ ñîñòîèò â òîì, ÷òî â
áèçíåñ-ïëàíå ïðîèçâîäèòñÿ êîëè÷åñòâåííàÿ îöåíêà ñòðàòåãè÷åñêèõ àëüòåðíàòèâ,
ïðîâåðêà âîçìîæíîñòè è ýôôåêòèâíîñòè èõ ðåàëèçàöèè, ðàñ÷åò îæèäàåìîãî
ôèíàíñîâîãî ýôôåêòà è ôîðìóëèðóþòñÿ ïðåäëîæåíèÿ ïî âûáîðó òîé èëè èíîé
ñòðàòåãè÷åñêîé àëüòåðíàòèâû. Ïðèíÿòàÿ âëàäåëüöàìè è òîï-ìåíåäæåðàìè áàíêà
ñòðàòåãè÷åñêàÿ àëüòåðíàòèâà óòâåðæäàåòñÿ êàê ñòðàòåãèÿ áàíêà, è äàëåå
îðãàíèçóåòñÿ ðàáîòà ïî åå âîïëîùåíèþ â æèçíü.
Áèçíåñ-ïëàí áàíêà íè÷åì
ïî ñìûñëó íå äîëæåí îòëè÷àòüñÿ îò áèçíåñ-ïëàíà ïðåäïðèÿòèÿ, êàê è ëþáîãî
áèçíåñà. Äî íåäàâíåãî âðåìåíè áèçíåñ-ïëàíû áàíêè ðàçðàáàòûâàëè ñàìîñòîÿòåëüíî.
Îäíàêî 5 èþëÿ 2002 ãîäà Öåíòðàëüíûé Áàíê Ðîññèè âûïóñòèë Óêàçàíèå ¹ 1176-Ó «Î
áèçíåñ-ïëàíàõ êðåäèòíûõ îðãàíèçàöèé». Áèçíåñ-ïëàí ðàçðàáàòûâàþò è ïðåäñòàâëÿþò
â Öåíòðàëüíûé áàíê íå âñå áàíêè è íå êàæäûé ãîä. Áèçíåñ-ïëàí äîëæåí
ïðåäîñòàâëÿòüñÿ:
— ïðè ñîçäàíèè êðåäèòíîé
îðãàíèçàöèè;
— ïðè ðàñøèðåíèè
äåÿòåëüíîñòè êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè ïóòåì ïîëó÷åíèÿ äîïîëíèòåëüíûõ ëèöåíçèé íà
îñóùåñòâëåíèå áàíêîâñêèõ îïåðàöèé;
— ïðè èçìåíåíèè âèäà
êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè (íåáàíêîâñêàÿ êðåäèòíàÿ îðãàíèçàöèÿ íà áàíê èëè áàíê
íà íåáàíêîâñêóþ êðåäèòíóþ îðãàíèçàöèþ);
— ïðè ðåîðãàíèçàöèè â
ôîðìå ñëèÿíèÿ, âûäåëåíèÿ, ðàçäåëåíèÿ, ïðåîáðàçîâàíèÿ;
— ïðè ðåîðãàíèçàöèè
êðåäèòíûõ îðãàíèçàöèé â ôîðìå ïðèñîåäèíåíèÿ.
Ñîãëàñíî ýòîìó äîêóìåíòó
áèçíåñ-ïëàí áàíêà ÿâëÿåòñÿ äîêóìåíòîì íà áëèæàéøèå äâà êàëåíäàðíûõ ãîäà,
ñîäåðæàùèì ïðåäïîëàãàåìóþ ïðîãðàììó äåéñòâèé êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè, âêëþ÷àÿ
ïàðàìåòðû (ïîêàçàòåëè) è îæèäàåìûå ðåçóëüòàòû äåÿòåëüíîñòè è ïîçâîëÿþùèì Áàíêó
Ðîññèè îöåíèòü:
à) ñïîñîáíîñòü êðåäèòíîé
îðãàíèçàöèè îáåñïå÷èòü ôèíàíñîâóþ ñòàáèëüíîñòü, âûïîëíèòü ïðóäåíöèàëüíûå íîðìû
äåÿòåëüíîñòè è îáÿçàòåëüíûå ðåçåðâíûå òðåáîâàíèÿ, ñîáëþäàòü òðåáîâàíèÿ
çàêîíîäàòåëüñòâà ïî îáåñïå÷åíèþ èíòåðåñîâ êðåäèòîðîâ è âêëàä÷èêîâ;
á) ñïîñîáíîñòü êðåäèòíîé
îðãàíèçàöèè ê äîëãîâðåìåííîìó ñóùåñòâîâàíèþ êàê ïðèáûëüíîé êðåäèòíîé
îðãàíèçàöèè;
â) àäåêâàòíîñòü ñèñòåìû
óïðàâëåíèÿ êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè ïðèíèìàåìûì ðèñêàì.
Ñîäåðæàùèåñÿ â Óêàçàíèè
òðåáîâàíèÿ ê ñîäåðæàíèþ áèçíåñ-ïëàíîâ îáåñïå÷èâàþò âûÿâëåíèå ïðèîðèòåòíûõ
íàïðàâëåíèé ðàçâèòèÿ áàíêîâñêîãî áèçíåñà. Äîêóìåíò ïðåäîñòàâëÿåò êðåäèòíîé
îðãàíèçàöèè äîñòàòî÷íî øèðîêèå âîçìîæíîñòè â êîíêðåòèçàöèè áèçíåñ-ïëàíîâ, íå
óñòàíàâëèâàÿ æåñòêèõ è èñ÷åðïàåìûõ òðåáîâàíèé ê ñîäåðæàíèþ áèçíåñ-ïëàíà. Ïðè
ïðèìåíåíèè Óêàçàíèÿ Áàíê Ðîññèè áóäåò îáðàùàòü îñîáîå âíèìàíèå íà ñïîñîáíîñòü
êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè îöåíèòü ñâîå áóäóùåå â ðàçâèâàþùåéñÿ ðûíî÷íîé ñðåäå, à
òàêæå íà íàëè÷èå ôèíàíñîâûõ, êàäðîâûõ è òåõíîëîãè÷åñêèõ âîçìîæíîñòåé äëÿ
ýôôåêòèâíîé äåÿòåëüíîñòè â óñëîâèÿõ êîíêóðåíöèè.
2.2.
Ñòðóêòóðà áèçíåñ-ïëàíà áàíêà
Óêàçàíèåì ¹ 1176-Ó «Î
áèçíåñ-ïëàíàõ êðåäèòíûõ îðãàíèçàöèé» Öåíòðàëüíîãî Áàíêà îò 5 èþëÿ 2002 ãîäà
ðåêîìåíäîâàíà òèïîâàÿ ñòðóêòóðà áèçíåñ-ïëàíà:
1. Îáùàÿ èíôîðìàöèÿ î
êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè.
1.1. íàèìåíîâàíèå
êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè.
1.2. Èíôîðìàöèÿ î
ñîçäàíèè êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè.
1.3. ìåñòîíàõîæäåíèå êðåäèòíîé
îðãàíèçàöèè.
1.4. Óñòàâíûé êàïèòàë
êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè.
1.5. Ñâåäåíèÿ îá
àóäèòîðñêîé îðãàíèçàöèè (àóäèòîðå).
1.6. Ëèöà, ñ êîòîðûìè
îñóùåñòâëÿåòñÿ âçàèìîäåéñòâèå â ïðîöåññå ðàññìîòðåíèÿ áèçíåñ-ïëàíà.
2. Ïåðñïåêòèâû ðàçâèòèÿ
áèçíåñà êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè.
2.1. Öåëè, çàäà÷è è
ðûíî÷íàÿ ïîëèòèêà êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè.
2.2. Âëèÿíèå
ýêîíîìè÷åñêèõ è ïðàâîâûõ óñëîâèé â ñòðàíå è ðåãèîíàõ ïðèñóòñòâèÿ íà
äåÿòåëüíîñòü êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè.
2.3. Îñíîâíûå ïàðàìåòðû
àêòèâíûõ è ïàññèâíûõ îïåðàöèé, îæèäàåìûå ôèíàíñîâûå ðåçóëüòàòû.
2.4. Óïðàâëåíèå ðèñêàìè
êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè.
2.5. Îöåíêà ñîáëþäåíèÿ
îáÿçàòåëüíûõ íîðìàòèâîâ è îáÿçàòåëüíûõ ðåçåðâíûõ òðåáîâàíèé.
2.6. Ñîñòîÿíèå,
âîçìîæíîñòè è îãðàíè÷åíèÿ ðàçâèòèÿ êëèåíòñêîé áàçû.
2.7. Âîçìîæíîñòè è
îãðàíè÷åíèÿ ðàçâèòèÿ ñåòè ôèëèàëîâ, ïðåäñòàâèòåëüñòâ, îáîñîáëåííûõ ñòðóêòóðíûõ
ïîäðàçäåëåíèé è îáìåííûõ ïóíêòîâ.
2.8. Ó÷àñòèå â
áàíêîâñêèõ ãðóïïàõ è áàíêîâñêèõ õîëäèíãàõ.
3. Ñèñòåìà óïðàâëåíèÿ
êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè.
3.1. Ñõåìà è ðàçâèòèå
ñèñòåìû óïðàâëåíèÿ êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè.
3.2. Ñèñòåìà âíóòðåííåãî
êîíòðîëÿ.
3.3. Âíóòðåííèå
äîêóìåíòû, ðåãëàìåíòèðóþùèå îñóùåñòâëåíèå áàíêîâñêèõ îïåðàöèé.
4. Ó÷ðåäèòåëè (ó÷àñòíèêè)
êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè è ãðóïïû ëèö.
4.1. Ñâåäåíèÿ îá
ó÷ðåäèòåëÿõ (ó÷àñòíèêàõ) êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè.
4.2. Õàðàêòåð ñâÿçåé
ìåæäó ó÷ðåäèòåëÿìè (ó÷àñòíèêàìè).
4.3. Èíôîðìàöèÿ î
ôèíàíñîâîì ïîëîæåíèè è õîçÿéñòâåííîé äåÿòåëüíîñòè ó÷ðåäèòåëåé (ó÷àñòíèêîâ).
5. Îñîáåííîñòè
äåÿòåëüíîñòè êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè.
5.1.
Ìàòåðèàëüíî-òåõíè÷åñêîå îáåñïå÷åíèå.
5.2. Êàäðîâàÿ ïîëèòèêà.
6. Èíûå ñóùåñòâåííûå
ïîêàçàòåëè, êîòîðûå, ïî ìíåíèþ êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè, íåîáõîäèìû äëÿ ðàñêðûòèÿ
îñíîâíûõ öåëåé áèçíåñ-ïëàíà.
Áèçíåñ-ïëàí äîëæåí òàêæå
âêëþ÷àòü â êà÷åñòâå ïðèëîæåíèé:
— ðàñ÷åòíûé áàëàíñ ñ
ðàñøèôðîâêîé îòäåëüíûõ åãî ñòàòåé;
— ïëàí äîõîäîâ, ðàñõîäîâ
è ïðèáûëè ñ ðàñøèôðîâêîé îòäåëüíûõ åãî ñòàòåé;
— ïðîãíîç âûïîëíåíèÿ
îòäåëüíûõ îáÿçàòåëüíûõ íîðìàòèâîâ;
— äîïóùåíèÿ, ïðèíÿòûå â
áèçíåñ-ïëàíå.
Èíôîðìàöèÿ, ñîäåðæàùàÿñÿ
â áèçíåñ-ïëàíå, äîëæíà îáÿçàòåëüíî ðàñêðûòü ñîäåðæàíèå ïåðå÷èñëåííûõ íèæå
àñïåêòîâ, êàñàþùèõñÿ äåÿòåëüíîñòè êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè.
Ðàñêðûòèå óêàçàííûõ
àñïåêòîâ äîëæíî âêëþ÷àòü ðåçóëüòàòû SWOT-àíàëèçà, ïîçâîëÿþùåãî âûÿâèòü è ñòðóêòóðèðîâàòü ñèëüíûå è ñëàáûå ñòîðîíû
êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè, à òàêæå ïîòåíöèàëüíûå âîçìîæíîñòè è óãðîçû.
1. Öåëè, çàäà÷è è
ðûíî÷íàÿ ïîëèòèêà êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè. Ïðè îïðåäåëåíèè öåëåé è çàäà÷
êðåäèòíàÿ îðãàíèçàöèÿ äîëæíà îòðàçèòü äîëãîñðî÷íîå âèäåíèå ñâîåé ðîëè è ìåñòà
íà ðûíêå áàíêîâñêèõ óñëóã, ñïåöèôè÷åñêèå îñîáåííîñòè åå ïîçèöèîíèðîâàíèÿ â
ðûíî÷íîé ñðåäå, à òàêæå íàèáîëåå ñóùåñòâåííûå ïðèíöèïû êîììåð÷åñêîé
äåÿòåëüíîñòè.
Ïðèíöèïû êîììåð÷åñêîé
äåÿòåëüíîñòè:
— â îòíîøåíèè
êîììåð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè (öåëåâàÿ îðèåíòàöèÿ ïî ñåãìåíòàì ðûíêà áàíêîâñêèõ è
ôèíàíñîâûõ óñëóã, îïðåäåëåíèå ðûíî÷íîé ñïåöèàëèçàöèè êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè,
ðåãèîíàëüíûé àñïåêò êîììåð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè);
— â îòíîøåíèè êëèåíòà (öåëåâàÿ
îðèåíòàöèÿ â îòíîøåíèè êëèåíòñêîé áàçû, êðàòêîå è ÿñíîå îïèñàíèå òîãî, êàêèå
ïîòðåáíîñòè êàêèõ êëèåíòîâ è êàêèì îáðàçîì ñîáèðàåòñÿ îáåñïå÷èòü êðåäèòíàÿ
îðãàíèçàöèÿ);
— â îòíîøåíèè ðóêîâîäèòåëåé è
ñîòðóäíèêîâ (öåëåâàÿ îðèåíòàöèÿ â îòíîøåíèè äåëîâîé êóëüòóðû êðåäèòíîé
îðãàíèçàöèè);
— â îòíîøåíèè ó÷ðåäèòåëåé
(ó÷àñòíèêîâ) (îïèñàíèå òîãî, êàêèå èíòåðåñû ó÷ðåäèòåëåé (ó÷àñòíèêîâ), âûòåêàþùèå
èç öåëåé è çàäà÷, ïîñòàâëåííûõ èìè ïåðåä êðåäèòíîé îðãàíèçàöèåé, è êàêèì
îáðàçîì ñîáèðàåòñÿ óäîâëåòâîðÿòü êðåäèòíàÿ îðãàíèçàöèÿ);
— Â îòíîøåíèè áàíêîâñêèõ òåõíîëîãèé
(öåëåâàÿ îðèåíòàöèÿ â îòíîøåíèè èñïîëüçîâàíèÿ è ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ áàíêîâñêèõ
òåõíîëîãèé).
Ðûíî÷íàÿ ïîëèòèêà
îðãàíèçàöèè äîëæíà ñîäåðæàòü îïèñàíèå ñïåêòðà åå áàíêîâñêèõ îïåðàöèé è ñäåëîê
(ïëàíèðóåìîå èçìåíåíèå ñïåêòðà ïî ñðàâíåíèþ ñ ôàêòè÷åñêèì ñîñòîÿíèåì äëÿ
äåéñòâóþùèõ êðåäèòíûõ îðãàíèçàöèé, ñîçäàâàåìûõ â ðåçóëüòàòå ïðåîáðàçîâàíèÿ;
ïëàíèðóåìûé ñïåêòð äëÿ êðåäèòíûõ îðãàíèçàöèé, ñîçäàâàåìûõ â ðåçóëüòàòå èíûõ
ôîðì ðåîðãàíèçàöèè, à òàêæå âíîâü ñîçäàâàåìûõ êðåäèòíûõ îðãàíèçàöèé).
2. Âëèÿíèå ýêîíîìè÷åñêèõ
è ïðàâîâûõ óñëîâèé â ñòðàíå è ðåãèîíàõ íà äåÿòåëüíîñòü êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè.
Êðåäèòíàÿ îðãàíèçàöèÿ äîëæíà èçëîæèòü ñâîþ îöåíêó âëèÿíèÿ äèíàìèêè ðàçâèòèÿ
ýêîíîìè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé è ïîêàçàòåëåé, õàðàêòåðèçóþùèõ ôèíàíñîâûå ðûíêè, íà
îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ êîììåð÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè ñ ó÷åòîì, â òîì ÷èñëå,
ïðîäóêòîâîé îðèåíòàöèè è ïåðñïåêòèâ ðàçâèòèÿ äåëîâîé àêòèâíîñòè â ðåãèîíàëüíîì
ðàçðåçå, â òîì ÷èñëå:
— ðåçóëüòàòû
ìàðêåòèíãîâûõ èññëåäîâàíèé (âèäû óñëóã, èìåþùèõ ïëàòåæåñïîñîáíûé ñïðîñ,
îñíîâíûå êëèåíòû è èõ ïðåäïî÷òåíèÿ, ïîòåíöèàëüíûå êîíêóðåíòû, ïðåèìóùåñòâà
äàííîé êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè, ìåðîïðèÿòèÿ ïî çàâîåâàíèþ íèøè íà ðûíêå
áàíêîâñêèõ óñëóã (ïðîâîäèìûå ìåðîïðèÿòèÿ, âîçìîæíîñòè è îãðàíè÷åíèÿ ïî
ðàñøèðåíèþ íèøè è ñïåêòðà áàíêîâñêèõ îïåðàöèé äëÿ äåéñòâóþùèõ êðåäèòíûõ
îðãàíèçàöèé; âîçìîæíîñòè è îãðàíè÷åíèÿ â çàâîåâàíèè íèøè äëÿ âíîâü ñîçäàâàåìûõ
êðåäèòíûõ îðãàíèçàöèé);
— ôàêòè÷åñêîå
ðàñïðåäåëåíèå îáúåìîâ áèçíåñà êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè ïî ðåãèîíàì (âîçìîæíîñòè è
îãðàíè÷åíèÿ ðàçâèòèÿ äåéñòâóþùèõ ôèëèàëîâ, ïðåäñòàâèòåëüñòâ, âíóòðåííèõ
ñòðóêòóðíûõ ïîäðàçäåëåíèé è îáìåííûõ ïóíêòîâ).
3. Îïèñàíèå îñíîâíûõ
ïàðàìåòðîâ àêòèâíûõ è ïàññèâíûõ îïåðàöèé, îæèäàåìûõ ôèíàíñîâûõ ðåçóëüòàòîâ
äîëæíî âêëþ÷àòü:
— àíàëèç àêòèâíûõ
îïåðàöèé (ïðîèçâîäèòñÿ ñ òî÷êè çðåíèÿ âèäîâ îïåðàöèé, ëèêâèäàöèè, äîõîäíîñòè,
ñòåïåíè ðèñêà, ñðîêîâ ðàçìåùåíèÿ);
— àíàëèç ïàññèâíûõ îïåðàöèé
(îñóùåñòâëÿåòñÿ ïî âèäàì îïåðàöèé, ñðîêàì ïðèâëå÷åíèÿ, ñòîèìîñòè ïðèâëå÷åííûõ
ðåñóðñîâ, êîíòðàãåíòàì);
— àíàëèç ñîñòîÿíèÿ è
äèíàìèêè ñîáñòâåííûõ ñðåäñòâ (êàïèòàëà), ðàññ÷èòàííûõ â ñîîòâåòñòâèè ñ
Ïîëîæåíèåì Áàíêà Ðîññèè îò 26 íîÿáðÿ 2001 ãîäà ¹ 159-Ï «Î ìåòîäèêå ðàñ÷åòà
ñîáñòâåííûõ ñðåäñòâ (êàïèòàëà) êðåäèòíûõ îðãàíèçàöèé» (ïî èòîãàì êàæäîãî ãîäà
äåÿòåëüíîñòè), îáîñíîâàíèå ïîêàçàòåëåé ðàçäåëà «Ñîáñòâåííûå ñðåäñòâà» ïàññèâà
ðàñ÷åòíîãî áàëàíñà;
— àíàëèç îáúåìà è ñòðóêòóðû äîõîäîâ,
ðàñõîäîâ è ïðèáûëè, îáîñíîâàíèå ïîêàçàòåëåé.
4. Óïðàâëåíèå ðèñêàìè
êðåäèòíîé îðãàíèçàöèè (êðåäèòíûé ðèñê,
Ñòðàíèöû: 1 2