Бизнес план аварийно диспетчерской службы
Существует домысел, что коммунальный бизнес разваливается и относится к нищенству, однако существуют компании, опираясь на практику которых можно сделать вывод о том, что коммунальный бизнес также может давать хорошую прибыль и хорошие результаты.
Санкт-Петербург насчитывает порядка 20 фирм, которые занимаются процессом коммунального обслуживания жилищных помещений.
Открытым простором для бизнеса на коммунальном обслуживании на сегодняшний день являются товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы, что составляет порядка 14% всего жилого фонда Санкт-Петербурга.
По подсчетам экспертов, Санкт-Петербургу не хватает около 200 жилищно-коммунальных хозяйств.
Этап 1. Регистрация
Компании, деятельность которых – коммунальное обслуживание имеет возможность регистрации в качестве общества с ограниченной ответственностью или закрытого акционерное общества. Этот бизнес требует получения большого количества разрешений. Процесс получения лицензий – длительный и хлопотный. Вся процедура может занять до 6 месяцев. Самой существенной сложностью является получение лицензии для процесса вывоза отходов. Процесс по переоформлению этой лицензии может занимать до 12 месяцев.
Компания может заниматься сервисным обслуживанием в комплексе.
Компания может обслуживать как жилые дома, так и торговые центры, пункты общественного питания, районные управления внутренних дел и т.д.
Этап 2. Помещение
Чтобы организовать диспетчерскую и комнаты для сотрудников нужно заняться поиском помещения. Для начала будет достаточно площади в 40 квадратных метров. Арендная плата может составлять примерно 5 условных единиц ежемесячно за 1 квадратный метр. Сотрудник бухгалтерии первое время имеет возможность организовать свою работу на дому. В будущем же, при развитии фирмы, понадобится заняться организацией офисов ближе к обслуживаемым территориям.
При расширении сферы деятельности необходимо создать мобильную группу в том или ином районе города, также в таком случае следует позаботиться о создании центральной диспетчерской службы.
Этап 3. Затраты
Чтобы организовать бизнес понадобится 100.000 – 200.000 условных единиц. Все вложения необходимо делать на протяжении от 6 до 12 месяцев. К основным затратам относится:
- Заработная плата сотрудникам;
- Арендная плата за помещения;
- Приобретение офисной техники, инструментария и оборудования;
Инвентарем для дворника является:
- Сапка, сечка;
- Веник;
- Коса;
- Лопата;
Инвентарем для сантехника является:
- Гаечный ключ (разводной);
- Электрические инструменты;
Общая стоимость инвентаря составит 2.000 условных единиц. В начале работы компании можно привлечь сотрудника, у которого имеется собственный инвентарь.
При вложении 100.000 условных единиц и обслуживании 10 жилых помещений, срок окупаемости денежных средств составит около 12 месяцев. Прибыльность компании составляет 5% от вырученных денег. При обслуживании от 100.000 квадратных метров и уплаты налоговых сборов остаток денежных средств составляет сумму от 10.000 до 15.000 руб. Следовательно, для увеличения дохода понадобиться расширять свою деятельность и набирать большее количество площадей для обслуживания. Как отмечают специалисты, бизнес будет рентабельным в случае обслуживания от 200.000 квадратных метров.
Общие затраты на создание бизнеса варьируются от 100.000 до 200.000 условных единиц.
Этап 4. Персонал
Основой бизнеса является сотрудник. Затраты на заработную плату будут составлять порядка 6.000 условных единиц ежемесячно. В компании непременно должен присутствовать высококвалифицированный сотрудник, который займёт должность инженера. Этот специалист должен обладать именно опытом в жилой сфере, ведь эта отрасль отличается от производственной. Зачастую владелец бизнеса обладает необходимым опытом и знаниями и занимает должность руководителя и инженерную должность.
В случае, когда основной деятельностью фирмы является техническое обслуживание, то понадобятся сотрудники на такие должности, как:
- Сантехник;
- Электрик;
- Плотник;
Чтобы организовать круглосуточную работу оперативной службы понадобится 4 сотрудника на должности диспетчеров. Однако компании может обойтись без диспетчерской службы. При таком подходе обслуживаемый клиент заключает соглашение со сторонней компаний по аварийному обслуживанию, однако такая схема работает плохо, между компаниями возникают споры и неразберихи. В связи с этим, эксперты советуют заниматься и техническим и аварийным обслуживанием одной компании.
Этап 5. Клиенты
Чтобы увеличить масштабы компании нужно заняться организацией специальной службы, деятельность которой – поиск нового клиента.
Службе необходимо суметь договориться с представителем товарищества собственников жилья и жилищно-строительным кооперативом. Такого рода занятие связано со специфической деятельностью. Часто представителем компании является не специалист жилой сферы. Председателем же товариществ и кооператив часто является пенсионер, человек преклонного возраста. Перегоревшие лампочки для пенсионеров наиболее важны по сравнению даже с неисправной проводкой, в последствие чего возникают пожары. Такие люди не вникают в суть проблем, поскольку дорожат своими местами.
Бизнес на коммунальном обслуживании очень сложен.
Затраты, связанные с созданием фирмы по коммунальному сервису жилого фонда
- Процесс регистрации, получения разрешений, процесс лицензирования деятельности – от 2.000 условных единиц;
- Заработная плата сотрудников – 60.000 условных единиц;
- Приобретение инвентаря, офисной техники, инструментария и оборудования – от 2.000 условных единиц;
- Арендная плата – 300 условных единиц ежемесячно;
С 1 марта 2019 года вступает в силу новая редакция положений об аварийно-диспетчерской службе. Изменения уточняют регламент действий сотрудников АДС, порядок работы с заявками жителей и устранения аварий.
Как должна работать АДС по-новому.
Организовать аварийно-диспетчерское обслуживание – это обязанность управляющей МКД организации. Порядок определен пунктом 9 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства от 15.05.2013 № 416 (далее – Правила № 416). В рекомендации читайте, как организовать работу аварийно-диспетчерской службы по новым правилам. Мы рассказали, обязательно ли УО, ТСЖ, ЖСК иметь в своем составе АДС, какая должна быть структура службы и какие показатели она должна контролировать.
КАК ОБЕСПЕЧИТЬ АВАРИЙНО-ДИСПЕТЧЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МКД
Есть два способа обеспечить аварийно-диспетчерское обслуживание МКД:
- создать АДС своими силами;
- заключить договор с организацией, которая специализируется на таком обслуживании.
Ситуация: можно ли передать аварийно-диспетчерское обслуживание МКД местным властям
Просто передать нельзя, так как организовать аварийно-диспетчерское обслуживание – это не право, а обязанность управляющей МКД организации.
Управляющие МКД организации и органы МСУ могут объединять свои АДС и создавать на их основе объединенные диспетчерские и аварийно-диспетчерские службы в пределах квартала, района, населенного пункта. Это устанавливают пункты 4, 5.1 ГОСТ Р Росстандарта от 11.06.2014 № 56037-2014.
К примеру: В г.Чебоксары аварийным обслуживанием многоквартирных домов, объектов социальной сферы: школы, детские дошкольные учреждения и т.д. на договорной основе занимается ООО «Жилищная компания», директор Лисицын Валерий Николаевич. Организация имеет всю номенклатуру материально-технической базы, кадров для полноценной работы. Количество обслуживаемых объектов только увеличивается. Многие некрупные управляющие компании, не имеющие собственные аварийные службы, управляемые дома которых расположены в разных районах города, могут заключать договор с ООО «Жилищная компания».
Кроме того, органы МСУ и МЧС могут создавать единые дежурно-диспетчерские службы. Если в муниципальном образовании работает такая служба, АДС управляющей МКД организации должна обеспечить взаимодействие с ней (п. 7.6 ГОСТ от 11.06.2014 № 56037-2014). Общего порядка работы и взаимодействия единых служб с АДС управляющих МКД организаций нет. Такой порядок для каждого региона определяют органы МСУ или местные отделения МЧС.
Ситуация: должна ли АДС иметь лицензию
Нет, не должна.
Аварийно-диспетчерскую деятельность по обслуживанию МКД не лицензируют. Это следует из статьи 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ). Основные полномочия, которые возложены на АДС, закрепляют Правила осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденные постановлением Правительства от 15.05.2013 № 416.
Если АДС будет оказывать дополнительные услуги, перечень которых устанавливает статья 12 Закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, то для выполнения таких работ необходимо оформить лицензию. Например, лицензированию подлежит деятельность по техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Лицензия выдается юридическому лицу. Если АДС входит в состав управляющей МКД организации, то, чтобы вести лицензируемые виды деятельности, лицензию должна получить такая организация.
КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ СТРУКТУРА АДС В СОСТАВЕ УО, ТСЖ, ЖСК
АДС – это структурное подразделение управляющей МКД организации. Начальник АДС подчиняется непосредственно руководителю УО, ТСЖ, ЖСК. Закон не определяет штатный состав АДС. Как правило, в штат сотрудников входят инженеры, диспетчеры и оперативный персонал. К оперативному персоналу относятся слесари, электромонтеры, сантехники. В структуре АДС могут быть штатные сотрудники управляющей МКД организации. Например, сантехник и электрик, а возглавлять АДС может главный инженер.
Начальник АДС
Начальник АДС обеспечивает работу АДС, он обязан:
- координировать деятельностью АДС, в том числе отвечать за обеспечение своевременности и качества выполнения заявок жителей;
- обеспечить оперативных сотрудников АДС необходимыми средствами, в том числе оборудованием и материалами для исполнения заявки, служебными удостоверениями.
Диспетчер АДС
Диспетчер принимает заявки об аварийных ситуациях или неисправностях. Ответить на телефонный звонок жителя нужно в течение пяти минут. Больший срок ответа – уже нарушение. Если диспетчер не успевает ответить, он должен перезвонить в течение 10 минут после поступления телефонного звонка в АДС. Также можно предусмотреть возможность оставить голосовое или электронное сообщение. Такое сообщение необходимо рассмотреть в течение 10 минут после поступления.
Заявки жильцы могут подать при непосредственном обращении в диспетчерскую службу или по телефону. Заявитель также вправе обратиться с помощью прямой связи по переговорным устройствам в подъездах МКД, кабинах лифтов или других возможных средств связи (п. 17 Правил № 416).
Когда диспетчер принял заявку, он действует по сценарию:
- выясняет причины, характер обращения;
- регистрирует заявку в журнале;
- принимает оперативные решения, нужно ли взаимодействовать с аварийно-ремонтными службами РСО;
- фиксирует принятое решение в журнале учета заявок или в ГИС ЖКХ, если журнал учета заявок ведется через эту систему;
- сообщает заявителю регистрационный номер заявки, сведения о планируемых сроках и мероприятиях по исполнению заявки;
- оповещает жителя о необходимости предоставить доступ в помещение, если он необходим для устранения аварии, согласовывает сроки;
- информирует орган МСУ о характере аварийного повреждения и планируемых сроках его устранения в случае аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем ХВС, ГВС, водоотведения, отопления;
- организовывает исполнение заявки в установленные сроки.
Диспетчер АДС сообщает об авариях в аварийные службы РСО в случаях, когда закон предусматривает специальные требования к работе с внутридомовыми инженерными сетями и оборудованием. В таких случаях аварии устраняет РСО, а АДС управляющей МКД организации контролирует работу. Например, специальные требования действуют в отношении обслуживания ВДГО. Взаимодействие аварийных служб предусматривает пункт 14 Правил № 416.
О планируемых сроках исполнения заявки диспетчер должен проинформировать жителя в течение 30 минут с момента регистрации заявки. Сроки ответа на заявки жителей и их исполнения регламентирует пункт 13 Правил № 416 в редакции подпункта «е» пункта 4 Постановления № 331.
Инженер АДС
Инженер АДС участвует в определении причин аварий инженерных систем в МКД, порядка устранения таких аварий и степени повреждения общего имущества собственников в МКД. Инженера также наделяют функциями контроля:
- сроков и качества исполнения поступивших в АДС заявок;
- качества коммунальных ресурсов, которые поступают от РСО;
- качества коммунальных услуг в помещениях собственников.
Оперативный персонал
Оперативный персонал непосредственно выезжает на место аварий, чтобы их устранить или локализировать. В штат оперативного персонала включают квалифицированных слесарей, электромонтеров, сантехников. Оперативный персонал подчиняется диспетчеру.
Оперативные сотрудники должны при себе иметь все необходимые средства, в том числе оборудование и материалы, чтобы исполнить заявку. Также при выезде сотрудник АДС обязан иметь при себе служебное удостоверение, опознавательный знак (бейдж, нашивку на одежде и др.) с указанием названия организации, фамилии, имени, отчества (при наличии) и профессиональной специализации, а также одноразовые бахилы. Требования к работе на выездах сотрудников АДС установлены пунктом 17.3 Правил № 416.
КАКОЙ РЕЖИМ РАБОТЫ УСТАНОВИТЬ ДЛЯ АДС
Организуйте работу АДС в круглосуточном режиме. Персонал АДС должны быть в полной готовности, чтобы обеспечить оперативное реагирование и выезд бригад к месту аварий в любое время суток. Сотрудники ремонтной бригады должны быть квалифицированными. Обеспечьте сотрудников средствами оперативной связи, транспортом, спецтехникой и необходимым оборудованием и инструментами.
Чтобы организовать работу АДС, руководствуйтесь Правилами № 416 в редакции от 1 марта 2019 года. Эта редакция уточняет регламент действий сотрудников АДС, порядок и сроки регистрации заявок, локализации аварий.
КАКИМИ РЕСУРСАМИ ОБЕСПЕЧИТЬ АДС
В распоряжении АДС должен быть комплект документов:
- карта местности;
- список и адреса аварийно-ремонтных и диспетчерских служб РСО;
- журнал учета аварий;
- телефоны и домашние адреса руководителей аварийно-ремонтных и диспетчерских служб;
- комплект технической документации на МКД;
- схемы отключающих и запорных узлов инженерно-технических внутридомовых систем;
- планы подземных коммуникаций;
- технические условия мониторинга коммунальных ресурсов, который поручили вести диспетчерской службе.
Это устанавливает пункт 4.1 ГОСТ Р Росстандарта от 11.06.2014 № 56037-2014.
Специалисты аварийно-ремонтных служб должны иметь оперативный доступ в технические помещения МКД, к внутридомовым инженерно-техническим системам и оборудованию. Предоставьте сотрудникам комплекты ключей от рабочих, подвальных и чердачных помещений МКД.
Задачи аварийно-диспетчерской службы, ее структуру и порядок работы закрепите в положении об АДС.
ЧТО ВХОДИТ В ОБЯЗАННОСТИ АДС
Аварийно-диспетчерская служба оказывает три вида услуг: диспетчерское обслуживание, аварийно-ремонтное обслуживание и дополнительные услуги. Задачи АДС определяют пункты 11–14 Правил № 416. По правилам АДС обязана:
- ежедневно контролировать работу внутридомовых инженерных систем;
- регистрировать и выполнять заявки жителей об устранении неисправностей внутридомовых инженерных систем;
- принимать оперативные меры по обеспечению безопасности граждан, если возникнут аварийные ситуации или угрозы их появления;
- обеспечивать контроль загазованности технических подполий, коллекторов;
- обеспечивать громкоговорящую двустороннюю связь с пассажирами лифтов с помощью системы диспетчеризации;
- ежедневно контролировать качество коммунальных ресурсов на границе раздела элементов внутридомовых инженерных систем и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения;
- круглосуточно регистрировать и контролировать выполнение в установленные сроки заявок жителей по вопросам предоставления ЖКУ, об устранении неисправностей и повреждений внутридомовых инженерных систем;
- вести оперативный контроль сроков, качества исполнения поступивших заявок с использованием инструментов фотофиксации, проведением периодических опросов жителей о качестве исполнения поступивших заявок (п. 17.4 Правил № 416).
Также договором управления МКД или уставом ТСЖ, ЖК, ЖСК могут быть предусмотрены иные обязанности диспетчеров. Например, контроль за содержанием придомовой территории, если она входит в состав общего имущества в МКД. Дополнительные услуги должны утвердить собственники на ОСС.
Ситуация: входят ли расходы на услуги АДС в структуру платы за содержание МКД
Да, входят.
Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату:
- за услуги, работы по управлению МКД;
- содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД;
- коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества в МКД.
Это устанавливает пункт 2 части 1 статьи 154 ЖК, подпункт «а» пункта 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 03.04.2013 № 290.
УО, ТСЖ, ЖСК обязаны организовать аварийно-диспетчерское обслуживание МКД. Это определяет пункт 9 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства от 15.05.2013 № 416. Организация аварийно-диспетчерского обслуживания – это услуга, которую предоставляют в рамках управления МКД.
КАКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ДОЛЖНА КОНТРОЛИРОВАТЬ АДС
Аварийно-диспетчерская служба обязана вести оперативный контроль сроков и качества исполнения поступивших заявок. Это устанавливает пункт 17.4 Правил № 416. Контрольными полномочиями можно наделить инженера АДС. Контроль ведите по четырем направлениям:
- визуальный контроль;
- аналитический;
- социологический;
- сравнительный анализ.
Методы контроля перечислены в пункте 11.1 ГОСТ от 11.06.2014 № 56037-2014.
Для визуального контроля организуйте и проведите хронометраж времени приема звонков, принятия диспетчером решения. Также контролируйте сроки исполнения заявок, эффективность работы сотрудников при ликвидации аварий и неисправностей. Проверяйте культуру обслуживания, в том числе на основании регулярных проверок журналов АДС. Осматривайте применяемое оборудование, технику, средства связи. Проверяйте наличие необходимой документации.
В рамках аналитического контроля анализируйте документацию, журналы контроля и учета заявок.
Социологический контроль предполагает рассмотрение жалоб жителей на работу АДС и опрос потребителей.
Сравнительный анализ проводите на основании архивных документов, фотофиксации, актов, журналов заявок и отчетов. Отслеживайте изменение технического состояния МКД. Обратите внимание на такие характеристики, как удовлетворенность потребителей и повышение комфортности проживания.
КАКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГРОЗИТ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К РАБОТЕ АДС
Для УО несоблюдение требований к работе АДС – это нарушение правил по управлению МКД, за которое грозит штраф для должностных лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. или дисквалификация на срок до трех лет, для юридических лиц – от 150 тыс. до 250 тыс. руб. (ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП). Если нарушение выявили в период, когда лицензия прекратила действовать, то штрафы достигают 500 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.23.3 КоАП).
Для жилищных объединений специальных штрафов законодательство не предусматривает. Однако если инспектор найдет нарушение, то вправе выписать предписание. За неисполнение данного предписания ТСЖ, ЖК, ЖСК выпишут штраф на должностное лицо – от 1 тыс. до 2 тыс. руб. или дисквалифицируют на срок до трех лет, на юридическое лицо – штраф от 10 тыс. до 20 тыс. руб. (ч. 1 ст. 19.5 КоАП).
Если в составе управляющей МКД организации нет АДС, а такие услуги оказывает по договору другая организация, это не освобождает УО, ТСЖ, ЖСК от ответственности. Управляющая МКД организация обязана организовать деятельность АДС, а значит, отвечает за ее работу перед собственниками. Это следует из пункта 9 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства от 15.05.2013 № 416.