Бизнес план аренда автомобилей под такси в казахстане
Рынок таксомоторных перевозок значительно вырос. Если раньше услуга такси стоила недешево, то сейчас благодаря сервисам Uber, Gett и Yandex стоимость поездки в Москве составляет 15 руб./км, что сопоставимо с амортизацией личного автомобиля средней ценовой категории. При этом не каждый таксист работает на собственной машине и обслуживает ее самостоятельно, поэтому сдача автомобилей в аренду для такси — привлекательный бизнес.
Подготовительный этап
Для такого проекта потребуется приобрести восемь бюджетных иномарок (Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo) средней стоимостью 650 тыс. руб. Рассмотрим два сценария инвестиций: приобретение автомобилей на собственные средства (табл. 1) и в кредит с первоначальным взносом 10% (табл. 2). Перед началом проекта необходимо машины застраховать и проверить их техническое состояние. В целях экономии на техническом обслуживании при расширении транспортного парка желательно ввести в штат собственных автослесарей.
Организация рабочего процесса
При подборе водителей необходимо обратить внимание на стаж, историю вождения, состояние здоровья, отсутствие судимости и наличие регистрации в регионе пребывания. На каждом автомобиле могут работать два человека. Очень важный момент — заключение с водителем договора аренды или лизинга с актом приема-передачи машины. За помощью здесь нужно обратиться к юристу или компании, где будут работать водители. Арендную плату лучше взимать посуточно. При этом арендная ставка может быть выше, чем лизинговый платеж. Это связано со сроками действия договора: водитель не беспокоится о техническом состоянии арендованного автомобиля, и экономические отношения в любой день могут быть разорваны. Но если речь идет о гипотетической собственности в будущем, то бережное обращение гарантировано. Как видно из приведенных расчетов, данный вид бизнеса при небольшом количестве автомобилей больше подходит для тех, кто готов полностью погрузиться в проект и заниматься операционной деятельностью, иначе затраты на управление заберут большую часть прибыли.
Продажа готового бизнеса
Если вы хотите минимизировать риски и опасаетесь, что по незнанию особенностей этой деятельности понесете убытки, есть возможность купить готовый бизнес (табл. 3).
Мнения собственников о своем бизнесе
Олег
Я собирался продать свою старую «девятку», но знакомый порекомендовал сдать ее в аренду. Для начала я привел машину в нормальное состояние, пришлось сделать ремонт на 3 тыс. руб. За первый месяц чистая прибыль составила 11 тыс. руб. Когда меня сократили на основной работе, я принял решение купить еще три автомобиля. Чтобы сэкономить на ремонте, организовал собственный автосервис. Потом стал скупать старые машины для такси. Что могу порекомендовать? Во-первых, следите за своим автопарком и техническим состоянием авто. Во-вторых, используйте лизинг как мотивацию для водителей. Для дополнительного заработка попробуйте наружную рекламу. И еще одна важная рекомендация: тщательно проверяйте водителей на наличие судимости и учет в наркодиспансерах.
Артем Медведев
По сравнению со сдачей в аренду квартир автомобили требуют большего внимания. В день одной машиной нужно заниматься от 30 мин. до нескольких часов (в случае технических неисправностей). Для начала надо подобрать правильные автомобили и получить лицензию. Размер аренды — вопрос немаловажный. Конечно, Renault вы сдадите дешевле, чем Ford. Еще один момент — ремонт, за который отвечает автопарк, т.е. вы. Также обратите внимание на CRM и GPS-трекинг.
Velik123
При организации такого бизнеса нужно обратить внимание на следующее: штрафы приходят на имя владельца, поэтому стоит заранее оговорить с водителями, что оплачивать штрафы они будут сами. Водители нещадно убивают авто, поэтому подумайте о собственном автосервисе. Обязательно получите лицензию. Еще один подводный камень — иски
по ДТП.
Вопрос-ответ
Вопрос: «Можно ли заниматься сдачей авто в аренду, не создавая при этом ИП или ООО?»
Ответ: В соответствии со ст. 23 ГК РФ, физическое лицо имеет право заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, например при оформлении себя в качестве самозанятого или ИП. В данном случае, есть два пути решения вопроса. Первый, зависит от того, как часто и на какой срок Вы собираетесь сдавать по договору аренды свой автотранспорт в таксопарк. Если это Ваш бизнес, и он масштабируем, к примеру больше 10 машин, то оформлять ИП всё-таки придется, поскольку это уже предпринимательская деятельность.
Второй случай, когда у вас 1-2 автомобиля и Вы их желаете сдать в аренду. Без оформления ИП, вы должны в конце каждого года подавать налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ, для самостоятельного перечисления НДФЛ по итогам налогового периода (года) в размере 13% от величины полученного дохода. К декларации нужно будет приложить также копию договора аренды.
Особо хочется обратить внимание на заключаемый договор аренды. Если таксопарк практикует аренду стороннего транспорта, то Вам предоставят шаблонный договор. Рекомендуем показать его юристу, так как в таких договорах многое прописывается в пользу арендатора, а не арендодателя.
Если в семье или на предприятии есть лишние машины, которые стоят без дела, их можно сделать источником регулярного дохода. Разбираем, как начать бизнес по сдаче авто в аренду в такси: плюсы и минусы бизнес-идеи, с чего начать и на какие нюансы обратить внимание.
Сдача авто в аренду под такси как бизнес
Суть бизнеса проста: у вас есть лишний автомобиль, сами «таксовать» вы не планируете, а вот найти на эту машину водителя и отдать ему транспорт в аренду — разумная идея.
Такой подход — это, по большому счету, даже не бизнес, а способ пассивного дохода. В бизнес это превращается, когда предприниматель специально для этого приобретает одну или несколько машин и затем сдает их в аренду. В ситуации, когда вы сдаете в аренду уже имеющийся автомобиль, риски невелики — машина уже есть и в случае, если дело не пойдет, автомобиль просто продолжит простаивать до продаж. В случае приобретения авто специально под такой бизнес потери сразу становятся ощутимыми. Сразу после выезда из салона машина теряет 10% стоимости и ещё столько же — за первый год, даже если все это время она просто стоит на парковке.
Чтобы понимать, как это выглядит в деньгах, возьмем нижний порог цены на три самых популярных модели для такси. Renault Logan — для эконом-варианта, Skoda Rapid — для среднего класса и условный премиум — Toyota Camry. Первый автомобиль в минимальной комплектации стоит 570 тыс. руб., второй — 790 тыс. руб, третий — 1 580 тыс. руб.. Таким образом, купив и сразу не запустив машины в оборот, предприниматель теряет 60‒150 тыс. рублей — те самые 10% цены нового авто. И это не считая проблем с покупкой, оформлением и возможной последующей продажей.
Первое правило для тех, кто планирует не просто приработок от простаивающей семейной машины, а настоящий бизнес на аренде автомобилей под такси — всю подготовительную работу нужно провести ещё до приобретения машин. Чтобы расходы на приобретение быстро окупились, сразу после выезда из автосалона и регистрации в ГИБДД на авто уже должен сесть водитель и отправиться зарабатывать вам деньги.
Что нужно сделать:
- Определиться с тем, кто станет арендатором вашего автотранспорта. Это могут быть местные таксопарки, агрегаторы или частные лица. Оптимальный вариант — локальные транспортные компании. С ними можно заключить договор аренды и они возьмут на себя юридическую и налоговую нагрузку, контроль водителей, обслуживание.
- Понять юридическую сторону вопроса. Есть два варианта действий. Первый — вы открываете ИП и сами занимаетесь получением разрешения, патента на деятельность такси, платите налоги в качестве ИП. Второй вариант — вы просто заключаете с таксопарком договор аренды и с ежемесячной суммы, полученной от них, платите 13% НДФЛ, как физическое лицо, подобно варианту с арендой квартиры. Второй вариант потребует меньше усилий и теоретически даже может оказаться выгоднее, но он больше подойдет для тех, кто не рассматривает это как серьезный бизнес, а сдает одну личную машину.
Важно! В Москве разрешение для перевозок в качестве такси может получить только владелец транспорта при оформлении на себя ИП или юридического лица
Читайте ещё: Удержание НДФЛ при аренде автомобиля
Как собрать документы для бизнеса по сдаче авто под такси
1. Если вы выбрали вариант с открытием ИП, пошаговый алгоритм того, как зарегистрировать свое дело можно найти здесь. Если хотите сэкономить, воспользуйтесь поддержкой сервиса Главбух Ассистент и откройте ИП бесплатно. Код ОКВЭД для такого вида деятельности — 71. 11.
2. Второй обязательный документ — разрешение от Минтранса на пассажирские перевозки. Его получают на каждую машину — владелец должен подать, заявление в министерство транспорта (департамент транспорта) своего региона через портал Госуслуги. Там же можно узнать и оплатить сумму государственной пошлины, которая может быть от 0 рублей в Москве и до нескольких тысяч по регионам.
Также отличаются требования к автомобилям, например, в Москве уже можно получить разрешение на машину только желтого цвета, оборудованную таксометром и имеющую в техпаспорте отметку «Такси». В других регионах пока таких сложностей нет, но все нужно узнавать по месту регистрации предпринимателя.
Через 10-30 дней владелец получит разрешение, которое действует в течение 5 лет.
3. Следующим шагом получают патент на услуги такси, для чего подают заявление в свою налоговую о переходе на патентную систему. Стоимость патента для ИП 18000 рублей в год.
4. Четвертый обязательный документ — договор аренды между вами и тем, кто будет использовать автомобиль: агрегатором такси, таксопарком или частным лицом. В нем нужно прописать все детали: кто и когда проходит техобслуживание, кто платит за ремонт и оформляет страховку, сколько водителей закреплено за авто, как действовать в случае возникновения споров и т.д. Именно этот документ должен в будущем стать основой для урегулирования разногласий.
Скачать бланк и образец договора авто для аренды.
Сдача машин такси в аренду — просчитываем бизнес
За год эксплуатации машина потеряет 20% стоимости, а через 3 три года — половину первоначальной цены и больше. Дольше 3 лет держать машину нет смысла, после этого срока она становится практически непродажной или очень резко опускается в цене, а самое главное — она все чаще требует ремонта.
Доходы
Расчеты показывают, что машина, переданная в аренду в городе-миллионнике приносит 1,5 тысячи рублей в день (часто меньше), однако в месяц получится не больше 40 тысяч. Даже при наличии двух водителей, работающих посменно автомобиль примерно 20% времени будет не на ходу. Это означает, что максимум, который можно в «грязном» виде получит за год — это 450 тысяч рублей.
Чтобы выйти в ноль при сдаче в аренду, например, Renaul Logan, с учетом потери стоимости автомобиля за первый год нужно заработать чистыми 120 тыс. рублей, за 3 года — 320000.
Расходы
- покупка машины — 570 000 рублей,
- сигнализация 10 000 рублей,
- маячок GPS — ещё 3000‒5000 рублей,
- 5000 рублей придётся отдать за таксометр, хотя пока за него не штрафуют. профессиональные водители обычно имеют свои видеорегистраторы и навигаторы, тем более для навигации сейчас достаточно телефонов, но, возможно, на этом и не удастся сэкономить, поэтому добавим еще 5000 рублей,
- комплект зимней резины — еще 12000 рублей,
- страховка — ориентировочно 25000 рублей (ОСАГО, коммерческое КАСКО для такси может стоить больше 100 тысяч),
- патент на услуги такси — 18000 рублей (зависит от региона),
- пенсионный фонд и ОМС — 36300 рублей,
- разрешение на таксомоторные перевозки — 5000 рублей,
- 3 000 в месяц будет уходить на масло и фильтры, колодки и прочую «расходку». Те, кто ездил на личном автомобиле и проходил ТО раз в год такие расходы будут удивлением, но нужно не забывать, что месячный пробег такси — около 10000 км. Во второй и третий годы на месячное ТО будем закладывать по 5000 в месяц.
Суммируем все доходы и расходы для варианта «Логан» и получаем такую картину на период 3 года:
Статья доходарасхода | За 1 год, руб. | За 2 года, руб. | За 3 год, руб. |
Автомобиль покупка | -570000 | -570000 | -570000 |
Патент | -18000 | -36000 | -54000 |
Лицензия | -5000 | -5000 | -5000 |
Расходка | -36000 | -96000 | -156000 |
Налоги ПФР,ОМС | -37000 | -74000 | -111000 |
Зимняя резина | -12000 | -12000 | -12000 |
Сигнализация | -10000 | -10000 | -10000 |
Таксометр | -5000 | -5000 | -5000 |
GPS маячок | -5000 | -5000 | -5000 |
Навигаторрегистратор | -5000 | -5000 | -5000 |
Бухгалтерия | -5000 | -10000 | -15000 |
Аренда | 450000 | 900000 | 1350000 |
Автомобиль продажа | 450000 | 350000 | 250000 |
Стоимость депозита | -39900 | -42700 | -45600 |
Чистая прибыль | 152100 | 379300 | 606400 |
Доход в месяц | 12675 | 15804 | 16844 |
Важно! Ведение бухгалтерии можно передать на аутсорс — это позволит серьезно сэкономить и избежать проблем с налоговой, ведь заниматься вашим учетом будут профессионалы
Подводные камни бизнеса по сдаче авто в аренду для такси
Несколько советов тем, кто решил попробовать себя в этом бизнесе:
- Этот вид деятельности подойдет в первую очередь тем, кто детально разбирается во «внутренней кухне» таксопарка — как происходит передача смен между водителями, как фиксировать повреждения автомобиля и факт прохождения водителем техобслуживания. Один из рисков — на машину «подсаживают» второго или третьего водителя и автомобиль начинает работать вообще без перерывов, т.е. на износ. Для предотвращения таких случаев стоит оговаривать лимит суточного пробега.
- Вероятность сдачи в аренду автомобиля старше 2-х лет намного ниже, чем нового. Это обусловлено тем, что за это время машина вырабатывает безремонтый ресурс, все чаще начинает требовать замен дорогостоящих крупных деталей и, к тому же, теряет товарный вид. Поэтому обычно машины, отработавшие в аренде 2-3 года, продают, а для продолжения бизнеса покупают и сдают новые.
- Ремонт и обслуживание — это особый вопрос, так как таксомотор в год проходит около 100 тысяч километров. Это означает, что основные затраты при эксплуатации буду уходить именно на расходные материалы: масло, тормозные колодки, фильтры, шины. Если доверить процесс арендаторам, это может стать главным источником потерь, от обмана на автосервисе до умышленного пропуска техобслуживания, «прикарманивания» отведенных на это денег, и в результате — плачевное состояние автомобиля после года нещадной эксплуатации.
- Лучшее решение — иметь на примете автосервис со знакомыми владельцами или, как минимум, мастерами. Ещё один способ сэкономить — покупать «расходку» оптом, но это имеет смысл, когда вы сдаете в аренду от десятка автомобилей одновременно.
- Если владеете новым и единственным автомобилем, лучше сдавать его не таксопаркам, а искать частников в личную аренду (т.е. не для работы в качестве такси, а для личного пользования). Часто машины арендуют компании для сотрудников.
- Когда сдаете машину таксопарку, участвуйте в выборе водителей, не доверяйте это компании. Отдавайте предпочтение семейным мужчинам старше 40 или женщинам. Обращайте внимание на стаж и историю вождения.
- ОСАГО и КАСКО нужно оформлять с учетом того, что за рулем могут быть разные лица. Обязательно указывайте, что транспорт будет использоваться для коммерческих перевозок. При оформлении договора страховщики ставят в полисе специальную отметку «Транспортное средство используется в качестве такси». В обычном полисе указано «Не для такси».
Читайте ещё: Коммерческое предложение транспортной компании
Автор Легкий Сергей
Бизнес.ру проводит серию онлайн-встреч с бизнес-экспертами. Записи встреч см. на нашем канале YouTube:
Следите за расписанием новых мероприятий на event.business.ru.
Следующая встреча: Цели по SMART: практический тренинг с бизнес-экспертом Екатериной Дворниковой
Для новостей малого бизнеса мы запустили специальный канал в Telegram и группы во Вконтакте, Фейсбуке и Одноклассниках. Присоединяйтесь! Даже Твиттер есть.
Мечта многих – сделать так, чтобы не работать, а деньги капали бы сами по себе, т.е. иметь пассивный доход. Кто-то скажет, что об этом мечтают только лодыри. Другие будут возражать, что это не так. Вот и я сегодня хочу поговорить об этом.
По моему глубокому убеждению, именно лень человеческая является двигателем прогресса. Именно она заставляет придумывать что-то такое, что по начальному замыслу, позволит получать блага, не делая ничего. Почему я так думаю?
Все просто, я сам очень ленив. Я настолько ленив, что всю жизнь мои мысли направлены только на то, как сделать так, чтобы другие люди зарабатывали мне деньги. Двадцать лет назад, моей первой придумкой была такая тема: Я нашел человека, у которого были деньги, но не было идеи. Позвал его в компаньоны и предложил стать директором. Думал, что бизнес будет работать без меня, а я буду только получать дивиденды.
Это была диспетчерская такси. Работа пошла, а вот с деньгами мой новоиспеченный компаньон обходился крайне расточительно. Да и бизнесом занимался спустя рукава. Пришлось его подвинуть с должности казначея и самому впрягаться в этот воз.
Спустя пару лет возникла еще одна идея: Сдавать свою машину в аренду под такси. Мысль была следующая, машина всю ночь простаивает возле дома, так почему бы мне не попробовать найти водителя, который будет таксовать по ночам, а утром отдавать мне машину и деньги за нее аренду.
На дворе был 2001 год и такую услугу практически никто не предоставлял, поэтому найти водителя не было проблем. За ночь аренды он платил мне 250 рублей, в месяц получалось около 5.000 рублей. Для сравнения, однокомнатную квартиру я тогда снимал за 2.500 в месяц.
Увидев перспективу, мы оформили кредит. Весной 2002 года, поехали в Нижний Новгород и купили там шесть новеньких желтых Волг. На территории автосалона находился еще и таксопарк. Там увидели пару десятков простаивающих автомобилей такси. На наш вопрос: Почему? Получили ответ: Нехватка водителей. Нам бы ваши проблемы, подумали мы и убыли в сторону Красноярска.
По прибытию, я дал объявление в бегущую строку на ТВ о приеме водителей. На собеседование пришло 70 человек. Выбрал двенадцать водителей с опытом работы в советских таксопарках.
Стоимость новой Волги в комплектации «Такси», с перегоном из Нижнего, установкой рации и КАСКО, обходилась нам около 170 тысяч. В аренду мы ее сдавали за 700 рублей/ сутки. Заказы водитель оплачивал отдельно. Стоимость одной поездки до аэропорта была так же 700 руб. За сутки их тогда было не менее десяти и у наших машин был приоритет перед частниками. Таким образом, долгов не было и за месяц одна машина приносила минимум 17.000 рублей чистой прибыли. Окупились они меньше чем за год.
Но это дела прошлых лет. А как ситуация обстоит сегодня? Возможно ли сейчас, купить машину и сдавая ее в аренду получать пассивный доход? Давайте посчитаем:
Сегодня минимальная стоимость нового автомобиля с ОСАГО начинается от 500.000 рублей. Если делать КАСКО, то можно смело плюсовать еще полтинник в год. Средняя суточная стоимость аренды 1.500 рублей, т.е. 45.000 в месяц, это максимум. Получается, что за год, максимум за два, машина должна окупиться.
Однако на практике этого не получится. Все дело в том, что сегодня стоимость услуг такси, осталось на минимальном уровне. Расходные материалы, ГСМ, запчасти и сервисное обслуживание выросли в разы. Предложение автомобилей на этом рынке, давно превышает спрос, а значит найти водителей, будет большой проблемой.
Статьи по теме:
Таксист – это уже не профессия
Кто придет в такси, на смену «Джамшутам»?
А если машина попадет в ДТП, то во время ремонта работать она не будет. А это упущенная прибыль. А если вердикт эксперта будет, что авто восстановлению не подлежит? Хорошо если вы ее купите не в кредит. Отсюда можно сделать вывод: Хорошо, если автомобиль окупится хотябы за три года. Какая к тому времени будет его остаточная стоимость, большой вопрос…
Если информация была вам полезной, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал ЗДЕСЬ, чтобы не пропустить новое!