Бизнес информатика учебный план спбгу
Уровень обучения Бакалавриат
Форма обучения Очная
Продолжительность обучения 4 года
Основные учебные курсы
- Математический анализ
- Линейная алгебра
- Теория вероятностей и математическая статистика
- Дискретная математика. Теоретические основы информатики
- Архитектура вычислительных систем
- Алгоритмы и программирование
- Базы данных
- Объектно-ориентированный анализ и программирование
- Бухгалтерский учет
- Экономика предприятия
- Менеджмент
- Бизнес-анализ информации
- Информационные системы
- Анализ и моделирование бизнес-процессов
- Управление ИТ-инфраструктурой
- Прикладной статистический анализ экономических данных
- Визуализация данных
- Информационное право
- Имитационное моделирование
- Иностранные языки
Преимущества обучения
- Программа сочетает классическое экономическое образование с прикладными знаниями в области современных информационных технологий и практики бизнеса
- Бакалавры бизнес-информатики не только обладают знанием алгоритмов и инструментальных сред, но и понимают законы экономических систем, концепции бизнес-моделей в новых условиях — могут инициировать и реализовать проекты, связанные с эффективным развитием компаний в эпоху цифровой экономики
- Подготовка ориентирована на формирование профессионалов, способных: участвовать в планировании, разработке и реализации проектов цифровой трансформации компаний; решать задачи регламентации, анализа и оптимизации бизнес-процессов, а также проектирования, реализации и развития архитектуры компании; проводить реинжиниринг бизнес-процессов в условиях цифровой трансформации; управлять данными компании; проектировать и внедрять компоненты информационной системы; обеспечивать информационно-аналитическую поддержку принятия решений; создавать новые бизнесы в области разработки и внедрения цифровых технологий; участвовать в разработке и реализации стратегии развития ИТ-инфраструктуры организации
Известные преподаватели
- Т. А. Лезина — кандидат физико-математических наук, заведующая кафедрой информационных систем в экономике, исследователь в области управления данными, анализа данных, автор более 70 научных работ, в том числе учебников по бизнес-анализу, директор Президентской программы подготовки управленческих кадров, программ профессиональной переподготовки «Управление фирмой» и «Управление инновационым развитием и предпринимательством»
- В. В. Иванова — кандидат экономических наук, доцент, научный руководитель программы Бизнес-информатика, исследователь в области реинжиниринга бизнес-процесса в условиях цифровой трансформации, организации и управления данными компании
- Л. В. Гадасина — кандидат физико-математических наук, доцент, научный руководитель программы магистратуры Информационная Бизнес-аналитика, исследователь в области data science, специалист в области анализа больших данных
- О. В. Стоянова — доктор технических наук, профессор, специалист по нейро-нечетким методам, исследователь в области управления рисками программной инженерии
- М. В. Забоев — кандидат экономических наук, исследователь в области интеллектуального анализа данных, систем искусственного интеллекта, практикующий специалист
- Л. Ф. Вьюненко — кандидат физико-математических наук, доцент, известный специалист по математическому моделированию и вероятностным методам в экономических исследованиях
- М. Б. Ласкин — кандидат технических наук, доцент, генеральный директор ООО «Инвест-Проект»
- В. Б. Наумов — кандидат юридических наук, доцент, управляющий партнер Санкт-Петербургского офиса международной юридической фирмы Dentons
- В. Г. Халин — доктор экономических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования, ведущий специалист в области экономики и управления образованием
- А. В. Юрков — доктор физико-математических наук, профессор, специалист в области математических методов и информационных технологий для образования и научных исследований
Международные связи
- Технический университет Ильменау (Германия)
- Осакский университет (Япония)
- Европейский университет Виадрина (Германия)
- Карлов университет (Чехия)
- Стокгольмский университет (Швеция)
Практика и будущая карьера
Места прохождения практики
- Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу
- ПАО «Газпром нефть»
- ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен»
- ПАО «Сбербанк»
- ООО «Инновационный центр транспортных исследований»
- Научно-исследовательский институт оптико-электронного приборостроения
- PWC
- КПМГ
- Ernst & Young (CIS) B.V. branch in Saint-Petersburg
- ПАО Банк ВТБ 24
- ОАО «Группа ИЛИМ»
- ООО «Ниссан Мэнуфэкчуринг РУС»
Перечень ключевых профессий
- ИТ консультант
- Бизнес-аналитик
- Инженер по внедрению бизнес систем
- Специалист по внедрению и развитию ИТ
- Руководитель проектов
- ИТ-инженер
- Data scientist
Организации, в которых работают выпускники
- PWC «ПрайсвотерхаусКуперс Раша Б.В.»
- ООО «Объединенные пивоварни Хейнекен»
- ПАО «Газпром нефть»
- ПАО «Сбербанк»
- ГК «Спортмастер»
- ОАО «НИИ ОЭП» научно-исследовательский институт оптико-электронного приборостроения
- ООО «КОРУС Консалтинг ГК»
- Консорциум КОДЕКС
- Cisco
- EPAM
Аккредитация
Программа имеет профессионально-общественную аккредитацию Аккредитационного совета Ассоциации менеджеров и международную аккредитацию AKKORK. Это признание высокого уровня подготовки выпускников, соответствия требованиям профессиональных стандартов российских и международных организаций.
Свидетельство об аккредитации
Свидетельство об аккредитации
Первый семестр
Базовые курсы*
| Наименование курса | Формат сдачи |
| Основы экономической теории | экзамен |
| Экономическая история | зачет |
| История | зачет |
| Математический анализ | экзамен |
| Линейная алгебра | экзамен |
| Алгоритмы и программирование | зачёт |
| Физическая культура и спорт | текущий контроль |
| Философия | зачёт |
Вариативные курсы*
| Английский язык/Русский язык для иностранных студентов | текущий контроль |
Дисциплины по выбору
| 1. Психология 2. Логика 3. Русский язык и культура речи 4. Политология 5. История науки 6. Культурология | зачет |
Факультативы
| Математичекий анализ. Дополнительные разделы | зачет |
| Аналитическая геометрия. Дополнительные разделы | зачет |
| Методика исследовательской работы и основы библиографии | зачет |
| Иностранный язык (по выбору:испанский, немецкий, французкий) | зачет |
Второй семестр
Базовые курсы*
| Наименование курса | Формат сдачи |
| Правоведение | зачет |
| Математический анализ | экзамен |
| Линейная алгебра | экзамен |
| Дискретная математика. Теоретические основы информатики | экзамен |
| Микроэкономика | экзамен |
| Физическая культура и спорт | аттестационные испытания |
| История экономических учений | зачет |
Вариативные курсы*
| Английский язык/Русский язык для иностранных студентов | текущий контроль |
| Финансовые вычисления | зачет |
| Инструментальные средства обработки экономической информации | зачет |
Дисциплины по выбору
| 1. Русская философская школа 2. Современная зарубежная философия 3. Новейшая мировая история 4. Отечественная экономическая наука 5. Этика 6. Эстетика 7. История управленческой мысли 8. Экономическая теория марксизма 9. Социология | зачет |
| Психология рыночных отношений или Экономическая история России | зачет |
Факультативы
| Выпуклая геометрия | зачет |
| Математичекий анализ. Дополнительные разделы | зачет |
| Иностранный язык (по выбору:испанский, немецкий, французкий) | зачет |
Третий семестр
Базовые курсы*
| Наименование курса | Формат сдачи |
| Теория вероятностей и математическая статистика | зачет |
| Макроэкономика | экзамен |
| Менеджмент | экзамен |
| Бухгалтерский учет | экзамен |
| Физическая культура и спорт | текущий контроль |
Вариативные курсы*
| Экономика страхования | зачёт |
| Функциональный анализ | экзамен |
| Прикладные математические пакеты для решения экономических задач | зачёт |
| Английский язык/Русский язык для иностранных студентов | текущий контроль |
Дисциплины по выбору
| Основы оценки бизнеса или Основы международного бизнеса | зачет |
| История русской экономической мысли или Основы делопроизводства и документооборота | зачет |
| Информационно-поисковые системы или Разработка офисных приложений средствами VBA | зачет |
Четвёртый семестр
Базовые курсы*
| Наименование курса | Формат сдачи |
| Теория вероятностей и математическая статистика | экзамен |
| Математические методы исследования операций | зачет |
| Экономика предприятия | экзамен |
| Базы данных | экзамен |
| Финансовый менеджмент | экзамен |
| Физическая культура и спорт | аттестационные испытания |
| Безопасность жизнедеятельности | аттестационные испытания |
| Курсовая работа по дисциплине | диф. зачет |
Вариативные курсы*
| Английский язык/Русский язык для иностранных студентов | текущий контроль |
| Операционные среды системы и оболочки | зачет |
Дисциплины по выбору
| Разработка WEB-сайтов или Мировые информационные ресурсы | зачет |
| Экономика продвижения сайтов или Интернет-банкинг | зачет |
| Производственный и операционный менеджмент или Анализ бухгалтерских и налоговых ситуаций | зачет |
Пятый семестр
Базовые курсы*
| Наименование курса | Формат сдачи |
| Эконометрика | экзамен |
| Маркетинг | экзамен |
| Информационные системы | экзамен |
| Анализ и моделирование бизнес-процессов | зачет |
| Физическая культура и спорт | текущий контроль |
| Объектно-ориентированный анализ и программирование | экзамен |
Вариативные курсы*
| Вычислительные системы, сети и телекоммуникации | зачет |
| Финансовая математика | зачет |
| Английский язык/Русский язык для иностранных студентов | текущий контроль |
Дисциплины по выбору
| Теория массового обслуживания или Нечеткая логика и нейронные сети | зачет |
| Правовые информационные системы или Системы электронного документооборота | зачет |
Шестой семестр
Базовые курсы*
| Наименование курса | Формат сдачи |
| Управление инновациями | экзамен |
| Общая и социально-экономическая статистика | зачет |
| Физическая культура и спорт | аттестационные испытания |
| Курсовая работа по направлению | диф. зачет |
Вариативные курсы*
| Имитационное моделирование | зачет |
| Теория риска и моделирование рисковых ситуаций | зачет |
| Бизнес-анализ информации | зачет |
| Управление проектами | зачет |
| Автоматизация учета на предприятии | зачет |
| Информационные системы в управлении и маркетинге | зачет |
| Английский язык/Русский язык для иностранных студентов | текущий контроль |
Дисциплины по выбору
| Информационные технологии в административном управлении или Дискретные оптимизационные задачи | зачет |
| Основы информационного предпринимательства или Конкурентная разведка | зачет |
Факультативы
| Введение в дистанционное обучение | зачет |
Седьмой семестр
Базовые курсы*
| Наименование курса | Формат сдачи |
| Физическая культура и спорт | текущий контроль |
| Управление IT-инфраструктурой | экзамен |
Вариативные курсы*
| Управление персоналом | зачет |
| Экономика знаний | экзамен |
| Корпоративные информационные системы | экзамен |
| Информационное право | экзамен |
| Информационная безопасность | экзамен |
| Английский язык/Русский язык для иностранных студентов | текущий контроль |
| Инструментальные среды разработки информационных систем | зачет |
Дисциплины по выбору
| Интернет-аналитика для экономиста или Прикладные статистические пакеты для решения экономических задач | зачет |
| Математические методы в анализе рынка ценных бумаг или Информационные технологии в управлении рисками | зачет |
| СпецСеминар «Информационные технологии в науке и образовании» или СпецСеминар «Бизнес и инновации в сфере информационно-коммуникационных технологий « | зачет |
| Автоматизация управления проектами или Основы создания информационных ресурсов | зачет |
Восьмой семестр
Базовые курсы*
| Наименование курса | Формат сдачи |
| Физическая культура и спорт | аттестационные испытания |
| Практика | диф. зачет |
Вариативные курсы*
| Управленческие решения | зачет |
| СпецСеминар по направлению | зачет |
Дисциплины по выбору
| Информационные технологии в банковской сфере или Торговые интернет-системы на рынках ценных бумаг | диф. зачет |
* — обязательные курсы
Дата публикации 27 Март 2012.
- Европейский университет Виадрина (Германия)
- Технический Университет Ильменау (Германия)
- Университет г. Хоф (Германия)
- Университет г. Глазго (Великобритания)
- Ун-т прикладных наук Ворарльберг (Австрия)
- Университет Дю Мен (Франция)
- Европейская бизнес школа, г. Париж (Франция)
- Национальныйуниверситетг. Сеул (Р. Корея), Graduate School of Business and College of BA
- Institut Superieur du Commerce Directeur General (Франция)
- Всемирная торговая организация (Женева, Швейцария),
- Комиссии и организации ООН по торговле и развитию (UNCTAD, UNIDO) (Женева, Швейцария), и др
Технический университет Ильменау
https://www.tu-ilmenau.de
Технический Университет Ильменау является одним из важных партнёров экономического факультета СПбГУ. Оба ВУЗа поддерживают дружественные отношения, организуя командировки представителей факультетов, участвуя в конференциях, проводимых парнёрами, и планируя, подготавливая программы обмена студентов. История становления сотрудничества Технического Университета Ильменау и экономического факультета СПбГУ восходит к 1995 году – времени подписания первого Договора о сотрудничестве.
В результате подписания дополнительных соглашений к вышеупомянутому договору на сегодняшний момент воплощается в жизнь идея о подготовке и запуске магистерских программ обмена студентов по направлениям «Бизнес-информатика» и «Экономика фирмы и управление инновациями». Предполагается, что такой обмен будет производиться по модели «двух дипломов». Такая модель предполагает ряд характерных особенностей. Среди них можно выделить следующие:
- Программа включает обязательный семестр обучения за рубежом в университете-партнёре
- Предполагает определенные финансовые льготы для студентов при прохождении обучения за рубежом
- Обучение на иностранном языке (английский/немецкий) в течение семестра обучения за рубежом
- Выпускники получают два диплома: диплом магистра Санкт-Петербургского государственного университета и диплом Технического Университета Ильменау.
Технический Университет Ильменау из года в год занимает четвёртую позицию в рейтинге немецких ВУЗов по качеству предоставления образовательной программы «Бизнес-информатика». Выпускники Ильменау имеют отличную репутацию на рынке труда: по мнению менеджеров по управлению персоналом журнала Business Week 15/2013 курсы по бизнес-информатике в ТУ Ильменау входят в число лучших в Германии. Университет использует новейшие технологии и оборудование, которые позволяют проводить передовые исследования.
Основная концепция направления «Бизнес-информатика» в Техническом университете Ильменау заключается в изучении методов проектирования, реализации и оценки эффективности информационных систем. Студентам университета предоставляется широкий спектр знаний в различных предметных областях, что дает возможность расширить поле профессиональной деятельности.
Ниже представлены презентация немецких коллег об особенностях и принципах обучения магистерской программе «Бизнес-Информатика» Технического Университета Ильменау и презентация об условиях обучения и возможностях студентов, обучающихся в ТУ Ильменау.
Фотографии со встречи в 2012 г. в СПбГУ
Европейский университет Виадрина
https://www.euv-frankfurt-o.de/de/index.html
Европейский Университет «Виадрина» является немецким университетом, обладающим ярко выраженной межкультурной направленностью, предоставляя студентам возможность получить билингвальные специальности. Университета нацелен на подготовку студентов к работе в международных организациях. В связи с интернационализацией вуза изучение иностранных языков является одним из основных компонентов всех курсов в Европейском университете «Виадрина».
Название университета указывает на его европейскую ориентированность, которая выражается в особенностях обучения и научных исследований. Университет заключил более 200 соглашений о партнерстве с вузами во всем мире, включая также и Россию. Не исключением является и Санкт-Петербургский Государственный Университет, который поддерживает деловые связи с Европейским Университетом «Виадрина».
Подписанный договор о партнёрстве между данными вузами предполагает запуск бакалаврских и магистерских программ обмена студентов по направлениям «Бизнес-информатика» и «Математические методы в экономике» по модели «двух дипломов». Такая модель предусматривает наличие некоторых обязательных условий и возможностей, а именно включение обязательного семестра обучения за рубежом в университете-партнёре, обучение на иностранном языке (английский/немецкий) в течение семестра обучения за рубежом, также получение двух дипломов: диплом магистра Санкт-Петербургского государственного университета и диплом Европейского Университета «Виадрина».
Магистерская программа информационного менеджмента в Европейском Университете «Виадрина» направлена на предоставление первоклассного обучения как в области бизнеса, так и в области IT. Программа органично сочетает теоретический и практический аспекты, акцентируя внимание на том, что оба аспекта необходимы для формирования прочного фундамента для развития и достижения успеха в бизнес-карьере. В процессе обучения студенты узнают об экономических концепциях, методах и компьютерных инструментах и системах, что позволяет им быть прекрасно подготовленными к решению тех задач, столкнуться с которыми придётся в их профессиональной карьере.

Университет Гамбурга
https://www.uni-hamburg.de
Экономический факультет и в частности кафедра информационных систем в экономике проводит активную работу по налаживанию международных связей. И одним из шагов в данном направлении стала поездка Александра Александровича Бабаева в 2007 году в Гамбургский Университет, целью которой было знакомство со структурой экономического факультета Гамбургского университета, установление деловых контактов с профессорско-преподавательским составом, а также подготовка предложений по возможной схеме сотрудничества экономических факультетов СПбГУ и Гамбургского университета. Кроме того, Александру Александровичу предоставилась возможность изучить учебные программы и материалы дисциплин блока «Информационные системы в экономике», содержание действующих программ бакалавриата, а также проекты магистерских программ, которые имеются в Гамбургском университете, с точки зрения возможности осуществлять обмен магистрантами и бакалаврами, а также приступить к совместным магистерским программам с выдачей двух дипломов.
Как выяснил Александр Александрович, по специальности «Информационные системы в экономике» программы отличаются примерно на 50%. Конечно, это довольно много, но с учётом сроков обучения эта разница вполне объяснима: наши бакалавры учатся четыре года, в отличие от бакалавров немецких, изучающих дисциплины по данной программе всего лишь три года. В немецкой программе усилена прикладная направленность, в то время как в нашей программе обучения большое внимание уделяется теоретической подготовке бакалавров. Однако состыковка программ вполне возможна, на что и будут направлены усилия деканов факультетов в процессе сотрудничества.
Состоявшиеся обсуждения с немецкими коллегами подтверждают готовность экономического факультета Гамбургского Университета к заключению межфакультетского соглашения с экономическим факультетом СПбГУ. Одним словом, имеется взаимный интерес у преподавателей обоих вузов, что и позволяет надеяться на реализацию его в продуктивное сотрудничество.
Фотографии:

Prof.Dr.Dr.h.c. Wolfgang Weber нацелен на успех и дальнейшее сотрудничество!

Prof. Dr. Stefan Voss (в центре) знакомит со своими монографиями и трудами института, а Roland Krick (справа) ждёт от кафедры приглашения для чтения курса Informationsmanagement.
Университет Стэнфорда
www.stanford.edu
Стэнфордский Университет, основанный в 1891 году, находится в самом сердце «Силиконовой долины» и учатся в нем порядка 7 000 студентов и 8 000 аспирантов. Научно-исследовательские площадки университета оснащены самым высокотехнологичным оборудованием. В научном центре на территории кампуса даже располагается одна из исследовательских лабораторий NASA.
По мнению экспертов, составляющих рейтинг университетов мира Academic Ranking of World Universities (https://www.shanghairanking.com), Стэнфорд ежегодно входит в тройку сильнейших университетов мира, занимая при этом первое место в области обучения компьютерным наукам и 4 место по обучению экономике и предпринимательству (2013г.).
Выпускники этого учебного заведения основали компании с такими мировыми именами как Hewlett-Packard, Electronic Arts, Nvidia, Yahoo! и Google.
В 2008 г. стажировку в этом университете в рамках Национального проекта «Образование» проходили преподаватели экономического факультета, в том числе представители кафедры информационных систем в экономике. Целью стажировки было изучение опыта Стэнфордского университета по созданию информационной системы.
По словам Татьяны Андреевны Лёзиной, которая была в составе данной делегации, преподаватели СПбГУ по несколько часов в день слушали лекции по опыту проектирования и создания информационной системы Стэнфорда. Татьяна Андреевна делится эмоциями:» Удивило более всего меня то, что на последнем приеме в честь нас, куда были приглашены русскоговорящие преподаватели Стэнфорда, один очень пожилой профессор, давно уехавший из СССР, поинтересовался, зачем мы приехали в таком количестве (нас было 60 человек). Мы честно ответили: «Изучать Вашу информационную систему!». В ответ он абсолютно растерянно стал озираться по сторонам и спрашивать: «А что, у нас есть информационная система?». Система у них, конечно же, есть и давно. Просто она такая дружелюбная и такая естественная в использовании, что ее не воспринимают как отдельный продукт».
Университет Турку
https://www.utu.fi/
Университет Турку — второй после Хельсинкского университет Финляндии. В 2012 году, по версии Times, университет входил в сотню лучших европейских университетов. В 2013 году в рейтинге авторитетной британской компании QS Quacquarelli Symonds университет занимал 205 место среди лучших университетов мира. Это учебное заведение является важным исследовательским центром. Профилирующими направлениями считаются гуманитарные дисциплины и естественные науки. В университете учатся порядка 1000 иностранных студентов, в основном, на англоязычных магистерских программах.
Партнерские отношения с Университетом Турку Санкт-Петербургский государственный университет имеет с 1966 года. Договор о сотрудничестве двух университетов в области научной и учебной работы был заключен в 1987 году. В рамках сотрудничества совершаются регулярные поездки преподавателей и студентов. В 2009 году состоялась встреча ректоров университетов СПбГУ и Турку, на которой были подтверждены намерения развивать партнерские отношения в различных областях.
В стажировке 2006 года участвовали Т.А. Лёзина и А.В. Юрков. А.В.Юрков подчеркивает компактность расположения корпусов университета – «на живописном холме в центре города на расстоянии нескольких минут пешком от гостевого дома», – а также очевидные результаты трепетного отношения финнов к окружающей природе – «по территории Университета спокойно разгуливали зайцы!»
Александр Васильевич рассказывает о высоком уровне автоматизации и оснащенности современной техникой корпусов Университета Турку: «В университете довольно высокий уровень информатизации учебной и научной работы, а также быта студентов и сотрудников университета — доступ в Интернет практически всюду на территории университета (и это почти 10 лет назад!). Также учебное заведение располагает шикарным компьютерным парком — современная однотипная техника всюду, кроме того имеется прекрасная компьютеризованная библиотека. Обслуживание информационной системы университета ведется на принципах аутсорсинга, причем в рамках кампуса, включающего и другие учебные исследовательские организации, никаких ИТ-шников в компьютерных классах и других помещениях университета — и все прекрасно работает! Что же касается научных разработок, они «приземлены», т.е. нацелены на решение практических задач и выполняются в рамках кооперации с исследовательскими организациями. Ну и, разумеется, поездка оставила теплые воспоминания о радушии и профессионализме сотрудников Университета Турку, знакомивших нас с жизнью и деятельностью своего университета».
Между Университетом Турку и Санкт-Петербургским университетом активно осуществляется программа студенческих обменов. Пример отчета о студенческой стажировке в Университете Турку можно найти на сайте СПбГУ в разделе Международная деятельность (https://ifea.spbu.ru/images/Exchange_Student_Report_Elena_Baranova.pdf)
Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе
https://www.ucla.edu
Калифорнийский университет Лос-Анджелес (UCLA, США) является одним из ведущих университетов мира, который был образован в 1919 году как один из старейших из десяти кампусов Калифорнийского университета (второй, после кампуса в Беркли). В UCLA реализуется более 300 образовательных программ, на которых обучается в настоящее время около 40 тысяч студентов (из них 28 тысяч бакалавров и 12 тысяч магистрантов и аспирантов). UCLA является одним из самых популярных университетов в США, в структуру которого входит колледж (College of Letters and Science), семь профессиональных школ и пять медицинских научно-практических школ. Государственная финансовая поддержка университета осуществляется за счет бюджета штата Калифорния и государственных научных фондов. В настоящее время UCLA занимает 12 место в Шанхайском рейтинге лучших университетов мира (ARWU), 12 место в международном рейтинге университетов Times Higher Education World University Rankings (THE) и 40 место во всемирном рейтинге университетов World University Rankings (QS).
Научная командировка В.Г.Халина в UCLA проходила с 19 апреля по 6 мая 2013 г.
По словам Владимира Георгиевича, целью проведения научной стажировки являлось изучение системы высшего образования США в контексте формирования университетов мирового класса, американского опыта интернационализации образования, методов и механизмов управления исследовательскими университетами, а также проведение сравнительного анализа подготовки высококвалифицированных кадров в США и России в области бизнес-информатики, математики и экономики. Кроме того, одной из важных задач поездки являлось изучение возможности реализации совместных магистерских и аспирантских программ между СПбГУ и Калифорнийским университетом UCLA (США).
В.Г.Халин отмечает значительную разницу между российской и американской системами образования: «В настоящее время в ведущих американских и российских университетах (на примере UCLA и СПбГУ) наблюдаются существенные различия в подходах к организации учебного процесса и научной работы, а также к системе управления и финансирования университетами. В UCLA есть очень интересный опыт эффективной работы университета, который, как мне представляется, было бы полезно использовать в ведущих российских университетах для повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров. Более подробно об этом сказано в моей статье, которая вышла в Вестнике СПбГУ по результатам командировки:
Халин В.Г. Системы вознаграждения и академических контрактов профессоров Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и Санкт-Петербургского государственного университета // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 5: Экономика. 2013. Вып. 3. С. 95 — 109. «
Сотрудничество с UCLA планируется продолжить в рамках выполнения научного гранта СПбГУ № 13.39.329.2014 на тему «Разработка моделей и методов оценки конкурентоспособности ведущих университетов России», который предусматривает научную работу по продолжению заявленной тематики и научную командировку в UCLA осенью 2014 года.
Владимир Георгиевич рассказывает о своих впечатлениях: «В UCLA действует благоприятная система управления университетом, которая опирается на мнение профессионального сообщества и позволяет эффективно осуществлять поиск, привлечение и удержание в UCLA преподавателей и исследователей высокого класса, а также способствует созданию творческой атмосферы и эффективной профессиональной среды для научного роста и полного раскрытия таланта и человеческого потенциала не только преподавателей и исследователей, но и у обучающихся студентов, магистрантов и аспирантов».
Фотографии:

Университет Уппсала
https://www.uu.se/en/
Университет Уппсала — один из важнейших и старейших университетов Европы, который в течение столетий был и остается одним из самых влиятельных образовательных учреждений. Многие аспекты и символы академической культуры происходят из Уппсалы, в частности, традиционная скандинавская студенческая кепка. На сегодняшний день университет является одним из главных центров высшего образования в Европе и принадлежит к европейской группе университетов.
В этом учебном заведении в течение 2000 – 2003гг. читала лекции Т.А. Лёзина, преподаватель кафедры информационных систем в экономике.
Целью стажировок было участие в реализации образовательных программ для студентов экономического факультета. Татьяна Андреевна в разное время читала курсы «Офисные приложения», «Анализ и моделирование бизнес-процессов», «Базы данных».
Преподаватель отмечает интересную, подмеченную ей особенность: «Студенты в Уппсальском университете по большей части взрослые: они 12 лет учатся в школе и выбирают вуз не всегда сразу после школы, потому и выбор делают более осознанно. Основные знания они получают самостоятельно из-за меньшего количества аудиторной нагрузки. В то же время абсолютно необычной была проектная форма, в рамках которой студенты сами ставили задачу проекта и искали данные».
Татьяна Андреевна делится, что её поразила организация работы преподавателей вуза: «Мне предоставили отдельный кабинет, в котором я занималась. Также удивила нагрузка шведских преподавателей – она во много раз меньше нашей: за месяц я выполняла семестровую нагрузку».
Материал по разделу подготовлен Челошкиной Ксенией.