Бизнес идея заброшенные здания
Практически, в любом современном густонаселенном городе, в глубине центральных районов любого города-миллионника можно обнаружить какие-нибудь промышленные предприятия. Некоторые из них даже находятся в работающем состоянии. Но, в основном, руководство таких предприятий предпочитает переместить цеха поближе к окраине, с целью сократить расходы на аренду и эксплуатацию помещений. В результате, очень частая картина – пустующие и разрушающиеся цеха, о которых позабыли их владельцы. Они находятся в престижных районах города и, в то же время, являются до поры, до времени невостребованными.
Но можно приложить некоторые усилия и, включив фантазию, преобразить пустые заброшенные цеха в нечто другое, более интересное и приносящее доход. Последнее время в странах Европы распространяется такое явление, как лофт. Оно докатилось и до России и все более набирает популярность, по понятным причинам.
Само понятие «лофт» появилось в Америке в сороковых годах прошлого века. Именно тогда, когда цены на жилье в центральных районах Манхеттена взмыли ввысь, хозяева фабрик, мануфактур стали стремительно покидать насиженные места. Помещения, которые ими использовались, обратили на себя внимание людей творческих. В основном, они им приглянулись высокими потолками, хорошей освещенностью и сравнительно недорогой арендой.
И вот люди искусства начали переделывать помещения цехов, мастерских, складских и других хозяйств под свои нужды, делали там свои студии и даже жилье. Художники устраивали в них свои выставки, и вскоре за лофтами закрепилось звание необычного, элитного жилья.
В наше время примерами лофтов может похвастаться и Россия. В Москве на территории, где когда-то находился винный завод, открылся один из самых популярных центров искусства. В Питере, в здании бывшей фабрики расположен лофт «Этажи», который всегда привлекает посетителей. Там есть кафе, множество развлечений для детей, хостел, проводятся открытые лекции. Регулярно там проводятся выставки и продажи предметов искусства. Сначала проект «Этажи», как и все новое, восприняли с юмором, недоверием и даже опаской. Но он быстро пошел в гору, и сегодня желающих снять там помещение достаточно, а арендная ставка уже довольно высока.
Инвесторы, увидев, что этот проект набирает невиданные обороты, изменили свое мнение и заинтересовались этой идеей. Результатом стал тот факт, что администрация города всерьез задумалась о передаче в частные руки некоторых других заброшенных промышленных объектов. Но промышленные здания преображаются и без этого. В Питере их уже достаточно много: арт-пространство «Ткачи», галерея «Prime Art» и другие. Лофт на территории завода «Красное знамя», тематический мотоцентр, включает в себя магазины, бары, клубы, мастерские, а также выставочный центр.
Но самый интересный из лофтов Питера – «Новая Голландия». Под него были переоборудованы бывшие военные склады. Теперь там проводят выставки, концерты, собираются спортивные кружки и много чего еще. При этом, большинство из этого в «Новой Голландии» совершенно бесплатно.
Лофты в нашей стране развиваются не только в Питере, как это могло показаться, на первый взгляд. Они есть и в других развитых городах, таких как, например, Екатеринбург.
В общем, лофт в наши дни – это своеобразная философия, которая позволила преобразовать угрюмые заводские помещения в произведения искусства и, тем самым, вдохнуть в них вторую жизнь, сделав развлечением нового типа.
Для многих крупных городов неиспользуемые промзоны — основной ресурс регенерации городской ткани. Проблема всегда в одном: как и подо что их приспособить, чтобы адаптация была экономически выгодной. Москва чаще всего находит решение в строительстве новых квадратных метров жилья. Однако мировой опыт знает и менее банальные примеры.
Общественный центр для подростков из неблагополучных семей
Датское бюро BIG во главе с Бьярке Ингельсом любит решать непростые задачи с социальным подтекстом — вспомните хотя бы парк Superkilen, спроектированный для нормализации «климата» в многонациональном и мультирелигиозном районе Копенгагена. В данном случае цель была не менее амбициозной: в пригороде датской столицы, где живут преимущественно семьи иммигрантов, создать для молодежи альтернативу опасным и полным преступным соблазнам улицам.
Точкой притяжения решили сделать старую фабрику в виде двух полу-утопленных в землю кирпичных «цистерн». В них прорубили проемы, вставили цветной пластик, оборудовали в одной «цистерне» спортивный зал, в другой — места для более спокойного времяпрепровождения небольшими группами. В прямоугольном объеме, положенном поперек «цистерн», разместились хозяйственные помещения — кухня, раздевалки и санузлы.
Так или иначе, проектируя клуб Sjakket, архитекторы бюро BIG и JDS попытались сохранить максимум от промышленной архитектуры — и в то же время придать ей яркий позитивный характер с помощью вкраплений уличной культуры: граффити, цветного стекла, гаражных ворот.
Даже деревянная терраса, устроенная в проеме между «цистернами», невольно вызывает ассоциации с роллердромом — а стало быть, и потенциальную симпатию подростков.
Фото © BIG, JDS
Студенческое общежитие
Продолжая тему датской социальной архитектуры, нельзя не упомянуть водонапорную башню в Йогерсборге, которую архитектор Дорте Мандруп (именно она приезжала с лекцией на презентацию журнала speech: дети) переделала в многофункциональный объект площадью чуть больше 5000 кв. м.
На верхних этажах — компактные «капсулы» для студентов: с общими балконами, но зато все без исключения спланированные и развернутые так, чтобы поймать панорамным окном «свой кусочек солнца». Капсулы, «нанизанные» на существующий каркас, делают облик башни еще более скульптурным. На нижних же, «ровных» этажах — досуговый центр: семь помещений для разных видов занятий.
Фото © Dorte Mandrup Arkitekter
Публичная библиотека
Образовательная составляющая возникает в проектах реновации прома довольно часто. Так, признав инфраструктуру шахты по добыче угля в Лабине (Хорватия) объектом наследия, местные власти устроили конкурс на лучшее приспособление индустриального здания площадью 1200 кв. м под просветительский центр — городскую библиотеку.
Первое место заняла команда местных талантов: Ivana Žalac, Margita Grubiša, Igor Presečan и Damir Gamulin. Вышку с шахтой лифта, на котором рабочие спускались под землю, они сделали центром своего проекта. Тем не менее, саму библиотеку расположили в одном из наземных зданий комплекса — приток естественного освещения туда просто необходим.
Эта постройка носит название Мраморный зал — и неслучайно, так как ее стены и впрямь частично облицованы мраморном. Оригинальные внутренние интерьеры авторы очень хвалили за прекрасную пространственную организацию и постарались сохранить дух этого места: легкие конструкции, белая мебель, белый пол, а в потолок вмонтированы зенитные фонари.
Фото © Ivan Dorotic
Школа дизайна
С момента своего основания в 2002 году Международная школа дизайна в Барселоне (IED Barcelona) стремительно обрастала учениками. Так что уже в 2008-м началась работа над реконструкцией большего здания для школы — бывшей текстильной фабрики Macson с помещениями общей площадью более 5000 кв. м. По проекту архитектурного бюро Franconi Architects совместно со студией ProAsolutions здание перестраивали в пять приемов в течение четырех лет.
В новой Высшей школе дизайна четыре этажа. Центральную часть на каждом из них отведено под вариабельное пространство для коллективных занятий студентов и профессоров. По периметру рассредоточены кабинеты, классные комнаты и мастерские для уроков.
Здание сохранило аутентичные высокие потолки и утонченные конструкции 1952 года. Внутренний двор, где раньше осуществлялась разгрузка сырья и забор товара, превратился в общественное пространство, оригинально решенное рельефной рампой из деревянного настила. Авторы утверждают, что ее извилистость и неоднородность — отражение свойств учебного процесса.
Фото © Cortesia de La Fotográfica
Еще одно производство
Одна из немногих краснокирпичных старых пивоварен в Сиднее расположена на участке вдоль Иривинг-стрит, выделенной компании Frasers property под крупный проект редевелопмента. Помимо домов с апартаментами, проект предполагает строительство магазинов, отеля, студенческого общежития и общественного парка. И очевидно, что эксплуатация нового квартала потребует серьезных энергозатрат.
Именно поэтому архитекторы Tzannes Associates предложили сохранить памятник индустриальной культуры и приспособить пивоварню, закрытую еще в 2005 году, под электростанцию и котельную, которая одновременно нагревает и охлаждает воду. Для этого на крыше появились три трубы, обернутые металлической сеткой. Они рассчитаны на обеспечение энергией и водой 2200 апартаментов.
Изображения © Tzannes Associates
Культурный центр
Электростанция, превращенная в арт-пространство? Далеко за примерами ходить не надо: всем хорошо известна история музея Tate Modern в Лондоне по проекту бюро Herzog & de Meuron. А совсем недавно нечто подобное Ренцо Пьяно пообещал сделать и в России.
Очень эффектная «художественная» метаморфоза случилась и с заброшенной электростанцией в Дордрехте, Голландия. «Место для встреч всех и вся» так и назвали — Energy House, Дом Энергии.
Здесь переплелись энергии музыки, театра, танцев, еды и напитков, фестивалей и концертов. Ничем не примечательное снаружи здание с большими окнами изнутри архитекторы TenBrasWestinga оформили с большой фантазией, устроив настоящие помостки и зрительный зал, сцену и танцпол, оркестровую яму и фудкорт.
Кажется, что индустриальные черты в интерьере нарочито подчеркнуты: облупленный кирпич, обилие ферм. Последних изначально точно было меньше — а сейчас они, помимо конструктивной функции, еще и служат крепежами для источников освещения. И, однако же, яркие цвета подсветки и поверхностей сводят всю фактурную грубость на нет, оставляя место лишь ничем не не прикрытому артистизму.
Фото © TenBrasWestinga
Офисный центр
Это еще одна «постреновационная» функция, которой часто наделяют промышленные здания. Скажем, берлинские офисы Google и Twitter — а эти компании, как правило, ищут возможности для создания действительно необычных и креативных пространств, — находятся в Factory Berlin. Кампус старт-апов площадью 10 000 кв. м архитектор Юлиан Брайнерсдорфер (Julian Breinersdorfer) переделал из легендарной пивоварни Освальда Берлинера.
Интересна она тем, что когда-то этот комплекс из пяти зданий, построенных в разные годы XIX-XX вв., был частью берлинской стены. Из окон среднего этажа соглядатаи ФРГ зорко наблюдали за тем, что происходит в ГДР. А после того, как стена пала, здесь квартировались и оставшиеся без жилья простые берлинцы, и маленькие компании, и даже — однажды — посол Нигерии.
Чтобы раскрыть всю красоту довоенных фасадов, с них сняли гипсовую штукатурку, очистив до кирпича, и восстановили по максимуму, руководствуясь, в том числе, старыми фотоснимками. При этом современная надстройка четвертого и пятого этажа белым «кружевом» объединила все корпуса между собой.
Кардинально пришлось переделывать пространственную организацию и перепланировать циркуляцию потоков — в соответствии с довольно жесткими требованиями современных офисов. Достраивать лестницы, додумывать навигацию — для каждого арендованного той или иной компанией пространства.
Внутри, безусловно, арендаторы были вольны нанимать собственных архитекторов и дизайнеров, чтобы выдерживать в интерьере свой, уже сложившийся «корпоративный стиль». Однако почти все компании в Berlin Factory захотели акцентировать индустриальную атмосферу. Например, в офисе SoundCloud (крупного сервиса для обмена музыкой) дизайнеры KINZO сделали на потолке гротескно большое количество фальш-балок и использовали мебель с брутальными потертыми фактурами.
Фото © Julian Breinersdorfer
Штаб-квартира архитектурного бюро
В 1973 году испанский архитектор Рикардо Бофилл (который, к слову, уже реализовал немало проектов в России) в месте под названием Сант-Юст-Десверн нашел старый цементный завод — частично разрушенный, но зато с 30-ю хранилищами, подземными галереями и огромными машинными помещениями. Здесь было много странного: лестницы, которые никуда не вели, бетонные опоры, которые ничего не поддерживали, как будто висящие в воздухе сами по себе металлические детали. Все это для Рикардо наполняло пространство магией, и он сразу решил, что сделает здесь себе штаб-квартиру: переделка заняла два года.
Территорию очистили от всего лишнего, добравшись до изначальных конструктивных очертаний. Там, где это возможно, посадили растения — как снаружи, так и внутри. В итоге осталось порядка 8 хранилищ, которые превратились в рабочие кабинеты, архив, библиотеку, комнату для изготовления макетов, проекционный зал и еще одно гигантское помещение, известное под именем «Собор». Здесь проводятся собрания, выставки, презентации — все виды публичных собраний, которые могут быть связаны с деятельностью архитектора.
Но главное — цементный завод стал Бофиллу своего рода визитной карточкой. Потому что здесь каждый гость или клиент убеждается своими глазами — изобретательный специалист сможет адаптировать все, что угодно. И даже — к какой угодно функции.
Фото © Richard Powers, Ricardo Bofill
Идеи дизайна и творчества
Бразильский художник Герберт Бальоне занимается созданием инсталляций в заброшенных зданиях. Его творения, словно призраки, обитают в подземных госпиталях, старинных церквях и бункерах по всему миру.
Бразильский уличный художник Герберт Бальоне занимается созданием инсталляций в заброшенных зданиях в рамках своего творческого проекта «1000 теней». Творения Бальоне, словно призраки, обитают в различных частях мира, как правило, в местах, давно покинутых людьми. Свой проект Герберт начал в родном городе Сан-Паулу, где украшал заброшенные дома с помощью граффити. Со временем «тени» перекочевали во Францию и Италию.
Одна из наиболее известных работ художника была создана в 2013 году в заброшенной подземной психиатрической больнице в Парме. В помещениях бывшей лечебницы Герберт изобразил души пациентов, пытающихся вырваться из инвалидных кресел и тесных серых палат. С этих инсталляций, по признанию автора, и началось рождение «1000 теней».
В дальнейшем Бальоне работал в старинных церквях и заброшенных садах Франции, тяготея к безлюдным местам.
Образы теней прямо зависят от места, которое вдохновило художника. Поэтому смысл инсталляции интерпретируется с помощью окружающей обстановки. Иногда изображенные сущности выглядят довольно пугающе: эффект их присутствия можно почувствовать в воздухе.
Тенями Герберт Бальоне занимается уже с 1999 года, когда он начал разрисовывать заброшенные дома и вести съемки любительским фотоаппаратом Nikon FM10. Со временем Бальоне, по собственному признанию, решил переосмыслить свое творчество и выйти за рамки привычного фиксирования и каталогизации работ. В первую очередь он решил улучшить способ подачи и интерпретации своих произведений через среду. После этого у художника появился интерес к поиску необычных мест и созданию инсталляций о «следах душ», которые оставлены там.
©www.1000ideas.ru – портал бизнес идей
12.07.2016
Искусство мерчендайзинга: как красиво продавать овощи и фрукты
На что только не идут продавцы овощей и фруктов, чтобы выделиться на фоне многочисленных конкурентов! И у них есть чему поучиться: только посмотрите, какие чудеса мерчендайзинга они вытворяют.
Кресла-планеты. Как создать личное пространство в любом месте
Студия MZPA design представила капсульные кресла The Planet, которые создают уютное личное пространство для работы, отдыха и творчества и могут использоваться в коворкинг-офисах и на природе.
Тренд Pixel Art: пиксельная графика или дизайн в стиле Майнкрафт
Популярность пиксельного дизайна — это не только лишь чудачества от фанатов игры “Майнкрафт”. В пикселях заложена ностальгия по минувшему “святому” детству многих людей на нашей планете.
Боди-арт с Хогвартсом. Любуемся фильмами-бестселлерами на голом теле
Джорджина Райланд из Австралии на собственном теле рисует сюжеты из кино, мультфильмов и компьютерных игр и выкладывает свое творчество в Instagram.
Дизайн общепита: 20 зарубежных идей интерьера ресторанов и кафе
Дизайн заведений общепита — это мир, где одновременно существуют сотни различных тенденций, за которыми трудно уследить. В этой подборке мы собрали самые свежие идеи оформления кафе и ресторанов.
10 бизнес-идей для художников: как быть художником и бизнесменом одновременно
Стереотипное мышление давно ассоциирует «художника» с вольным творцом, который создает прекрасное и живет на копейки. К счастью, все бывает совершенно иначе.
Роды бургера. Как с юмором показать, что вы произвели на свет шедевр
Мои поздравления, у вас бургер! Рекламное агентство Buzzman Paris сняло забавный ролик для сети Burger King, в котором французская пара с нетерпением хочет узнать, как будет выглядеть их первенец.
Бизнес-тренд Unpackaged: “нет» упаковке
Многие зарубежные продуктовые магазины и сети не на словах, а на деле поддерживают тренд на устойчивое развитие и сознательно отказываются от упаковывания товаров, реализуя их на развес или на розлив.
Тренд «Товары-антагонисты»: почему приставка анти- может дать новую жизнь любому бизнесу
Антиежедневники, антиэнергетики, антишнурки… А вы уже пробовали перевернуть свою идею с ног на голову? Ну вот и зря.
Бизнес-идея: городской пчелиный улей
Local Bee Hive — искусственно созданные пчелиные ульи, созданные для процветания пчел в городских условиях, которые придутся по душе пчеловодам-любителям, не имеющим возможности обзаводится пасеками.
Бизнес-тренд “Вело драйв-ин”: зеленый свет велосипедистам
Если владелец какого-либо пространства хочет с положительной стороны зарекомендовать себя в среде «современных и продвинутых», начинать нужно с велосипедов. Как сделать бизнес в духе «вело-френдли»?
Маркетинговый ход. Идея №5986. Продуктовый Грааль
Часто ли вам встречались в супермаркетах корзины с надписями “все по 50 рублей” или “все по 100 рублей”? Продуктовый Грааль — это почти то же самое, только наоборот: в гигантской золотой чаше мож…