Бизнес идея уникальная игра

Свое дело ,
15 июн 2016, 19:00
Михаил Акулов и Иван Попов превратили развлечение в прибыльный бизнес. Издательство Hobby World, выросшее из их компаний, выпускает более 1 млн игр в год и в 2015 году принесло основателям более 1 млрд руб. выручки
Основатели HobbyWorld Михаил Акулов и Иван Попов (слева направо)
(Фото: Владислав Шатило / РБК)
Лабиринт хобби
Одессит Александр Ушан придумал настольную игру «Находка для шпиона» на основе собственного опыта. Студентом в начале 2000-х он работал на сахарной фабрике, и однажды ему пришлось вместо директора приехать на подписание крупного контракта. Чтобы не выдать свою некомпетентность, Ушан старался отвечать на вопросы витиевато, но звучать при этом уверенно. Именно так должен вести себя игрок в придуманной им игре «шпион», чтобы его не вычислили остальные игроки.
Весной 2013 года Ушан представил игру на выставке «Игросфера» во Львове, где ее заметил директор по развитию издательства настольных игр Hobby World («Мир хобби») Николай Пегасов. «Он сразу сказал, что игра ему понравилась, а на следующий день мы ударили по рукам», — вспоминает Ушан. В сентябре «Находку для шпиона» издали пробным тиражом 2 тыс. экземпляров в России, а в 2014-м начались успешные продажи за рубежом: только в США в 2015 году было продано 80 тыс. копий «Находки для шпиона» под названием Spyfall. Сейчас игра переведена на 26 языков, и, по данным компании, на 2016 год на игру было сделано порядка 200 тыс. предварительных заказов. Ее автор, по подсчетам РБК, только на роялти с зарубежных продаж мог заработать не менее $30 тыс.
Ушан — один из нескольких российских авторов, игры которых обнаружило, адаптировало и выпустило издательство Hobby World, основанное в 2010 году на базе двух компаний — «Смарт» Михаила Акулова и Ильи Карпинского и «Мир фэнтези» Ивана Попова и Максима Истомина. История Hobby World уходит корнями в начало 2000-х, когда Акулов и Карпинский открыли в Москве на Полянке клуб настольных игр «Лабиринт», а вместе с ним издательство «Смарт» для выпуска настольных игр. «На рынке тогда практически ничего не выпускалось, кроме клонов «Монополии» и ходилок «кинь кубик, двинь фишку», — вспоминает Акулов. Партнеры решили занять пустующую нишу.
В 2003 году в клубе Акулов познакомился с Иваном Поповым и Максимом Истоминым, которые пришли демонстрировать свою игру «Берсерк». Год спустя клуб пришлось закрыть из-за убытков. Акулов продолжил выпускать настольные игры, а «Мир Фэнтези» Попова и Истомина — коллекционные карточные игры (ККИ): помимо их собственного «Берсерка» они стали выпускать в России ролевую настольную игру Wizards of the Coasts. Со временем две компании начали соперничать. «Нам стало тесно в наших нишах, мы стали залезать на территорию ККИ, а они стали делать настольные игры. В какой-то момент нам пришла идея, что лучше объединить наши активы, чем бессмысленно конкурировать: каждый пытался наращивать ту долю рынка, в которой он не очень понимал», — вспоминает Акулов. «У нас были по сути разные рынки, и чем больше мы начали пересекаться, тем более очевидной казалась мысль о слиянии», — вспоминает Иван Попов.
Именно Попов в 2010 году выступил инициатором слияния двух компаний. В объединенной компании акционеры распределили доли поровну. На то, чтобы соединить все бизнес-процессы, ушло почти три года, однако эффект проявился уже в первый год: «Слияние активов дало нам очень хороший boost — наша выручка в течение года выросла на 60–70%», — говорит Акулов.
Сейчас компания зарегистрирована на кипрский офшор «Хоббиворлд Лимитед», в числе совладельцев — Михаил Акулов, Иван Попов и другие акционеры (их имен Акулов и Попов не раскрывают). Небольшими опционами владеют сотрудники издательства.
Hobby World в цифрах
Более 1 млн игр издала компания Hobby World в 2015 году
От 290 руб. до 9 тыс. руб. варьируется цена на игры Hobby World, средний чек за одну коробку — 900–1300 руб.
Более 1 млрд руб. составила выручка Hobby World в 2015 году
От 4% роялти получает автор игры с каждой проданной коробки
$10–15 тыс. стоит разработка настольной игры
До 100% доходит рентабельность самых успешных игр
Около 7 млрд руб. составил объем российского рынка настольных игр за 2015 год
Более 50 тыс. наименований настольных игр выпущено в мире
Источник: данные компании, Discovery Research Group
На Запад
Hobby World работает на три направления: покупает лицензии западных игр и адаптирует их для российского рынка; покупает, дорабатывает и выпускает оригинальные игры российских авторов; продает лицензии на выпуск российских игр за рубежом.
Первое направление Акулов начал развивать еще в 2002 году, когда его компания «Смарт» купила у немецкого издательства Franckh-Kosmos Verlags лицензию на игру Die Siedler von Catan и начала выпускать ее на российском рынке под названием «Колонизаторы». «Это был прорыв для индустрии: незнакомые люди приехали на выставку, познакомились с одной из ведущих компаний в игровой индустрии и получили право не просто купить коробки, переведенные за рубежом, а лицензию, чтобы самим выпустить эту игру в России», — вспоминает Акулов.
По словам Акулова, западные компании неохотно отдавали лицензии на российский рынок: для них выгоднее было производить все в одном месте и продавать готовые коробки. Акулову и Попову, несмотря на трудности с качеством, было выгоднее местное производство: оно позволяло снизить отпускную цену на 25–50%. Кроме того, продажа коробок не так выгодна для продавца, говорит основатель компании «Мосигра» Дмитрий Кибкало. Если речь о зарубежном бренде, процент отчислений в пользу ее владельца доходит до 8–10%, а их общая сумма может превышать сотни тысяч долларов, говорит Акулов.
Критерии для отбора игр просты. «Игра должна быть уникальной — не смесью существующих движков, а единственным в своем роде механизмом. И она должна понравиться Михаилу и мне», — говорит Иван Попов. При этом игра должна быть обернута в красивую оболочку и быть адаптированной под рынок. «Например, очень известная игра «Каркассон» задумывалась в свое время как игра про паломничество в Святую землю, а сейчас это скорее пазл про собирание замка, который продается миллионными тиражами по всему миру», — приводит он пример. Но, несмотря на опыт и многочисленные тесты, игра может провалиться. «Например, одна из игр, которые входят в топ-3 американских продаж, «Повелитель Токио» (King of Tokyo), очень плохо продается в России, — приводит пример Акулов. — А игра «Грузи и вези», наоборот, снята с продаж по всему миру, но отлично расходится у нас и в Бразилии».
Поиском авторов в Hobby World занимается продюсерский отдел, который потом принимается за доработку игр. Если западную игру можно адаптировать и выпустить за месяц, то в случае с авторскими играми процесс доработки иногда занимает более года. Авторы получают роялти в размере от 4% с каждой проданной коробки. При подписании договора издательство платит им аванс в размере суммы роялти за половину минимального тиража (около 2–3 тыс. экземпляров), а далее авторы каждые полгода получают процент с продаж. Полностью обеспечить себя за счет авторских отчислений удается только профессиональным авторам, у которых несколько игр издаются многотысячными тиражами — для большинства же разработчиков это хобби, которое приносит дополнительный заработок. По словам Акулова, целиком права на игру компания не покупает. «Мы заинтересованы в том, чтобы автор тоже с нами зарабатывал деньги. Если игра будет продаваться большим тиражом, он будет заинтересован в усовершенствовании игры и выпуске дополнений», — говорит он.
Есть еще и третий путь — продажа российских лицензий на Запад. Пока игр, которые активно продаются на западных рынках, у Hobby World порядка десяти, среди них «Находка для шпиона», «Наместник», World of Tanks: Rush по лицензии компании Wargaming. В 2015 году на западных рынках компания выпустила порядка 150 тыс. копий своих игр (в России — 1 млн), в 2016 году рассчитывает продать более 300 тыс. Если в России Hobby World большинству своих партнеров поставляет игры со скидкой 35–40% от розничной цены, то в случае с западными оптовыми компаниями скидка на игру может доходить до 60%.
Фото: Владислав Шатило / РБК
Производство
При покупке лицензии на западные игры Акулов и Попов производят большую часть компонентов в России, кроме пластиковых, — их, как правило, закупают на Западе. «Производство пластика довольно дорогое, и выгоднее его использовать, когда западные компании собирают мировой тираж на все территории. Это же индивидуальные фигурки, и производство каждой из них отдельно обойдется достаточно дорого», — говорит Акулов.
Первые элементы собственного производства появились у Hobby World еще в 2010 году: подрядчики не обеспечивали нужного качества работы, вспоминает Акулов. «Сначала мы оставили себе сборку элементов, потом начали больше делать самостоятельно. Весь миллион игр мы печатаем самостоятельно, лишь отдельные элементы заказываем у подрядчиков», — говорит Акулов. Со временем стали самостоятельно производить все больше, и сейчас компания организует полный цикл производства настольных игр, не считая производства картона и печати картинок, на фабрике в Твери.
От идеи игры до момента, когда коробка с готовой настольной игрой появится на полке магазина, может пройти от нескольких месяцев до года, а стоимость разработки одной игры может обойтись в $10–15 тыс., говорит Акулов. При этом рентабельность успешных игр может доходить до 100%, говорит он. У отдельных игр рентабельности может достичь и 300%, говорит основатель «Мосигры» Дмитрий Кибкало. «Если взять прямую себестоимость бумажных работ, включая роялти автору, то от цены на полке она составляет 26%. Но нужно понимать, что товар произвели — потом его нужно хранить, доставить, дистрибутировать и пр. У магазина средняя наценка 100%, и огромная ее часть теряется на логистике. Итоговая себестоимость продукта получается намного выше», — объясняет Кибкало.
Помимо Hobby World всего два российских издательства настольных игр — «Мосигра» и «Звезда» — содержат полный цикл производства игр, включая постпечатную обработку, вырубку карт и пр., говорит Кибкало. «Это специфический вид производства, который должен быть нагруженным. Бизнес достаточно сезонный, и если вне сезона нет нагрузки, более мелким издательствам это не по карману», — говорит он. По его словам, «Мосигра» в 2015 году продала в розницу игр на 525 млн руб. По словам Михаила Акулова, оборот Hobby World за 2015 год составил 1 млрд руб., включая зарубежные продажи (прибыль он не разглашает).
Распространение
Поначалу Акулов и партнеры продавали свою продукцию через книжные магазины и маленькие специализированные магазины настольных игр и не хотели строить собственную сеть. «Мы развились как издательство и изначально работали с небольшими специализированными магазинами, которые продавали настольные игры, потому что такие магазины развивают рынок больше всего», — вспоминает Акулов. В результате акционеры Hobby World заключили партнерское соглашение с сетью Hobby Games (ООО «Лавка чудес»), которая насчитает 12 собственных магазинов (шесть в Москве, два в Санкт-Петербурге, остальные в российских регионах, а также в Киеве и Минске) и восемь франшизных. Сеть занимается розничными продажами игр издательства, а также обслуживает другие розничные проекты, например магазин мерчендайза для компании Wargaming и сайт HobbyWorld.ru. Согласно СПАРК, Hobby Games на 99,9% принадлежит «Хоббиворлд лимитед».
«Изначально Hobby World было единственным издательством, с которым мы сотрудничали, но мы почти сразу же расширились на еще три-четыре зарубежных издательства. Сейчас уже более 20 брендов поставляют нам товар», — рассказал РБК заместитель директора Hobby Games Андрей Кулешов. При этом доля продуктов Hobby World в продажах сети Hobby Games составляет около 40%, говорит Кулешов.
По словам Кулешова, Hobby Games закупает товар у издательства Hobby World со скидкой 35–50% (скидка варьируется на разные виды игр) и продает по рекомендованной издательством цене. Все магазины Hobby Games, как собственные, так и франшизные, работают по единым расценкам. Помимо настольных игр они торгуют аксессуарами для них, комиксами, литературой в стиле фэнтези, связанной со вселенными, в которых развиваются игры. По словам Кулешова, один магазин приносит в среднем 1 млн руб. выручки в месяц, и в нем совершается порядка 50 покупок в день со средним чеком около 600 руб. Около 60% продаж совершаются онлайн, тем не менее большая часть людей приезжает забирать игры самостоятельно, чтобы успеть в них поиграть перед покупкой, говорит Кулешов. По данным СПАРК, выручка ООО «Лавка чудес» в 2014 году составила 76,5 млн руб., а чистая прибыль — 1,5 млн руб.
Сейчас через сеть Hobby Games продается около 20% всей российской продукции Hobby World. Остальное отправляется клиентам напрямую, в книжные магазины Москвы, а также в другие сети, в том числе Metro, Media Markt, «О’Кей», «Республику», «Семь пядей», «Игры роста», «Правильные игрушки IQ Toy» и др. При работе с небольшими магазинами Hobby World старается идти навстречу и отгружать небольшие партии товара на минимальную сумму от 15 тыс. руб., говорит Михаил Акулов. «Мы формируем индивидуальные заказы под магазины. Если магазин хочет два «Манчкина», один «Каркассон» и три «Соображария», мы формируем заказ», — рассказывает он. По словам Андрея Кулешова, это ценное качество при работе с издательством: «Если взять слишком много игр, то мы будем ограничены в количестве, и на наших полках следующая игра может появиться позже, чем у конкурентов в других магазинах. К тому же нельзя предугадать, какая из купленных игр станет хитом, а какая долго будет лежать на полках».
В 2011 году Hobby World запустил программу франчайзинга для магазинов, желающих работать под торговой маркой Hobby Games, и открыл первый франшизный магазин в Калининграде. Чтобы расширить сеть, основатели компании до конца 2016 года не взимают с франчайзи паушальный взнос и роялти и рассчитывают за это время открыть еще два собственных и 15 франшизных магазинов.
Будущее
По оценке компании Discovery Research Group, объем рынка настольных игр в России в 2015 году составил порядка 7,5 млрд руб. — почти на 30% больше, чем в 2014-м. Кризис почти не повлиял на востребованность настольных игр, во многом потому, что хотя по стоимости они сравнимы с походом в кафе или кино, в них можно играть многократно, уверен Михаил Акулов. Цены на игры от Hobby World варьируются от 290 руб. до 9 тыс. руб. за коробку. Правда, продажи игр верхней ценовой категории все-таки просели почти на 50%. «Игры с большим количеством пластиковых компонентов стали продаваться сложнее, потому что они производятся на Западе и их цена росла соответственно с курсом. Потребителю стало сложнее потратить 9 тыс. руб. на настольную игру, несмотря на то что она многократно реиграбельна», — говорит Акулов.
По словам Акулова, потенциально российский рынок настольных игр уже после кризиса может составить до $100 млн. «Это потенциал, на который можно продавать в России, и мы хотим занять весь этот рынок», — убежден он.
Доброго времени суток друзья бизнесмены, сегодня речь пойдет об интересной бизнес-идее, которая манит своей простотой и окупаемостью — прокат различных настольных игр. Начать зарабатывать можно с небольших вложений.
Настольная игра «Монополия»
Итак, что нам потребуется?
Для того чтобы начать арендный бизнес на играх, для начала следует купить сами игры для того чтобы потом их сдавать, но и купить не просто так бездумно, а нужно проанализировать спрос — в какие игры чаще всего играют ваша целевая аудитория, иначе можно купить несколько игр, которые просто будут лежать без дела.
В этом бизнесе, для нас будут интересны люди возраст которых в среднем от 18 до 30 лет, которым на вечеринке или просто собравшись вместе интересно будет поиграть в игры, пообщаться и хорошо провести время.
Какие игры понадобятся:
Из настольных игр, можно будет прикупить следующий список наиболее популярных игр среди молодежи в которые можно играть большой компанией:
1. Монополия
2. Манчкин;
3. Скинтус;
4. Рыбанда;
5. Мафия;
6. Криминалист;
7. Твистер
Так же кроме этих игр могут пользоваться популярностью игры для небольшого количества игроков одновременно, но по очереди могут устраиваться турниры.
1. Хоккей
2. Футбол
3. Баскетбол
4. Аэрохоккей и аэрофутбол
Затраты на запуск:
Чтобы начать сдавать в аренду игры, необходимо купить популярные хотя бы несколько штук, чтобы был хоть какой-то выбор, можно выбрать из списка выше.
В среднем настольная игра из 1-го списка с 1 по 7 позицию стоят в районе 1500 рублей за 1 игру.
Игры со второго списка с 1 по 4 игру в среднем стоят около 2500 тыс. руб, баскетбол в районе 1000 рублей, аэро игры в пределах 4-5 тыс. руб.
Поэтому перед запуском нужно точно понимать какие игры нужны. Например при бюджете на начало бизнеса в 10 тыс. руб не стоит покупать 1 аэрохоккей, стоит подобрать 3-5 из первого списка и 1-2 игры из второго.
Итого затраты:
5 игр по 1500 руб. = 7500 рублей
1 игра из списка 2 по 2500 = 2500 рублей
Всего — 10 тыс. рублей
Этой суммы достаточно для начала, далее по спросу вы определите каких игр не хватает, возможно постоянно нужна монополия, а она у вас всего 1, тогда можно взять 2 игры монополии и 3 другие.
Важно:
Накупить сотню игр, которые будут не востребованы это не очень удачные вариант, поэтому если даже вы можете позволить купить много игр делать этого не следует.
Какую прибыль ждать?
Стоит сразу сказать, что это не завод и соответственно миллионы мы не заработаем, а вот хороший бонус в свой месячный доход мы получим, ведь на сам бизнес у нас уйдет времени не более пары часов в месяц.
Стоимость аренды:
За 1 сутки за настольную игру можно получить — 150 — 200 рублей.
За 1 сутки за игру из второго списка — 250 — 300 рублей.
Итак, считаем как правило игры будут арендовать на выходные, если например с понедельника по пятницу не брать, на пятницу и субботу могут выкупить все, например 5 штук и так 2 дня итого 10 раз сдадим в аренду, 4 недели в месяце — итого 40 раз сдадим игры.
Доход: 40 * 150= 6 000 рублей
Получается, что при затратах в 10 тыс. рублей, данный бизнес окупается уже на 2-ой месяц, далее приносит чистую прибыль, если не развиваться то в год доход может составить 72 000 рублей.
Важно:
В большинстве случаев, когда арендуют игры для вечеринки, то берут сразу 2-3 игры, чтобы не было утомительно играть, поэтому в любом случае игр может первый месяц не хватать, поэтому в последующие месяцы сумма заработка может быть выше.
1 игру в среднем можно сдать 8 раз в месяц по 150 рублей, итого на 1 игре получаем доход 1200 рублей.
Как развивать бизнес?
Во время первого месяца после запуска бизнеса будет видно каких игр можно еще купить, возможно пользуются большим спросом.
С первой прибыли купите еще несколько игр, 1-2 для расширения ассортимента, 2-3 игры которых не хватает.
С первой прибыли приобретаем еще 5 игр и в нашей коллекции уже 10 и сдаем их в аренду, теперь считаем 1 игра в месяц к ваше сказано 1200 рублей, тогда за 10 мы получим 12 000 рублей, так можно докупать игры и дальше, главное не забывать про рекламу.
Для того чтобы были клиенты,
1. Создаем группу ВКонтакте по теме проката игр, например «Настольные игры прокат/аренда в Самаре», далее раскручиваем ее.
2. Так же добавляем объявления на авито, юлу и различные группы объявлений.
3. Пишем на стенах студенческих групп, вузов, общежитий, клубов.
Используем и другие способы, экспериментируем с рекламой.
Ну вот пожалуй и все, постарался подробно расписать эту бизнес-идею, которую сможет начать любой студент с небольшими деньгами в кармане.
—
Канал «Домашний бизнес» желает успехов в бизнесе и постоянного роста вашего дохода, а описанная нами бизнес-идея поможет вам в этом!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк — а завтра вас ждет еще одна свежая и рабочая бизнес-идея!
Ваша оценка лучшая награда! Спасибо, что читаете нас!