Бизнес идея создание настольной игры
Продажа настольных игр в России увеличилась в 2017 году на 3 млрд руб. При покрытии рынка предложением на 25-30% такой вариант деятельности позволяет хорошо заработать. Окупаемость бизнеса может быть достигнута в течение 3-6 месяцев. Игры можно писать самому, заключать контракты с авторами, адаптировать западные аналоги. Актуален вариант приобретения франшизы. При инвестировании от 300 тыс. руб. можно рассчитывать на рентабельность до 200%. «Hobby World» и «Игровед» — яркие примеры организации аналогичного бизнеса в России, которые сумели выйти на многомиллионные обороты и покорить западный рынок.
Настольные игры – прибыльная ниша для бизнеса?
В последние годы в России активно набирают популярность настольные игры. Только за 2016 год оборот этого рынка составил 10 млрд руб. Как такое возможно в век информационных технологий, насыщенный мобильными приложениями и компьютерными программами для геймеров?
В качестве причин активного распространения настольных развлечений чаще всего называют:
- стремление людей отдохнуть от гаджетов, которые стали неотъемлемой частью современной жизни;
- возможность живого общения с близкими людьми в кругу семьи или друзей.
Справка! В мире на сегодняшний день создано и распространено более 50 тыс. разновидностей настольных игр.
Источник: РБК
В России 10 лет назад на рынке можно было встретить только детские игры с фишками и кубиками из советского прошлого, шашки, шахматы, лото, домино и несколько мировых бестселлеров – «Монополия», «Каркассон» и «Скрабл».
Рисунок 1. Каркассон – забава для любителей Средневековья. Источник: сайт Тесера.
Ситуация начала меняться с 2010-2011 гг., когда появились первые компании, которые начали производить западные образцы по франшизе и разрабатывать собственные варианты забав подобного рода.
В настоящее время покрыто всего 25-30% рынка настольных игр, значит на этом можно неплохо заработать. Важно учесть особенности этого сегмента российской экономики:
- Конкуренция между продавцами активна в Москве и Санкт-Петербурге. В остальных регионах России она ощущается слабо.
- Игры чаще всего – это незапланированная покупка. Поэтому важно знать, сколько жители того или иного региона готовы потратить на товары вне списка. В Москве – это 1 000 руб., в Санкт-Петербурге – 700 руб., в небольших городах – 300-500 руб.
- В крупных городах такие развлечения продаются эффективнее в специализированных магазинах настольных игр, а в средних и небольших городах – в отделах игрушек, товаров для отдыха, подарков.
- Минимальный тираж одной игры составляет 500-600 шт. – в меньшем количестве выпускать такой товар нерентабельно.
Интересный факт! Сегменту характерен феномен «цепной рекламы»: из 10 игроков, прошедших несколько раундов в «Скрабл», «Уно» или другую настольную забаву, 2-3 человека приобретут отдельный экземпляр для себя.
Источник: Ведомости
Бизнес-модель: настольные игры как способ заработка
Почему идею производства и продажи настольных игр можно рассматривать как прибыльный вариант бизнеса в России?
- Во-первых, по статистике даже в кризисные 2014-2016 годы продажи компьютерных развлечений упали на 150 млн долл., рынок настольных игр продолжил свой рост.
- Во-вторых, при самостоятельной разработке и продаже их издателю рентабельность может достигать 200-300%.
- В-третьих, задаваться вопросом, где найти стартовый капитал, не придется – начать можно и с 5-10 тыс. руб.
- В-четвертых, важно понимать, что наибольшим спросом пользуются игры с простыми правилами.
Рисунок 2. Элиас – игра с простыми правилами для неограниченного числа игроков. Источник: сайт «Единорог»
Справка! Более высоким спросом на российском рынке пользуются игры средней сложности для детей и подростков в ценовом сегменте 100-500 руб. Дорогостоящие и сложные настольные забавы для взрослых (500-3 000 руб.) менее популярны.
Источник: РБК
Варианты организации бизнеса
Существует несколько вариантов организации бизнеса на базе настольных игр:
- Покупка франшизы. Способ для новичков, позволяющий быстро найти своих клиентов и добиться окупаемости за несколько месяцев.
- Самостоятельная разработка игр и их продажа при сохранении авторства специализированному издательству. Первоначально автор отправляет издателю прототип игры. В случае заинтересованности последнего заключается договор. Издание берет на себя все расходы по изготовлению и продаже игры и присваивает выручку, выплачивая автору 3-10% с каждой выпущенной коробки.
- Самостоятельная разработка, производство и продажа настольных развлечений. Такую рискованную и смелую идею можно в дальнейшем разнообразить печатью по прототипам сторонних авторов.
Примечание! Открыть торговую точку можно, зарегистрировав ИП. Также стоит рассмотреть возможности использования упрощенной системы налогообложения (УСН).
№ | Вариант | Инвестиции | Окупаемость |
---|---|---|---|
1 | Покупка франшизы на продажу продукта с мировым именем в России | От 50 тыс. руб. | 3-12 мес. |
2 | Самостоятельная разработка и продажа при сохранении авторства специализированному издательству | От 10 тыс. руб. | 1-2 мес. |
3 | Самостоятельная разработка, производство и продажа | От 100 тыс. руб. | 3-7 мес. |
Характеристика продукта – первые шаги в деле
Прежде чем начать бизнес на базе настольных игр, важно детально проработать ряд важных нюансов:
- Целевая аудитория. Важно понимать, на кого рассчитан продукт: на мальчиков 15 лет или на молодежь 25.
- Тематика. Любая настольная игра отличается тематикой – рыцари, войны, динозавры, кино и др. От этого зависит, на какую полку в магазине она попадет.
Важный момент! Тематика и целевая аудитория должны находиться в строгом соответствии друг с другом. Любой покупатель, рассматривая игру, всегда задаст себе вопрос: «Для меня ли она?» и «Почему я должен ее купить?».
Перед тем как начать продажу своей игры или продукта по франшизе, важно провести тест на «когнитивную сопротивляемость». Для этого необходимо собрать одну или несколько групп по 6-8 человек и по итогам игры ответить на такие вопросы:
- Понятны ли правила игры?
- Интересен ли сюжет?
- Есть ли недочеты и ошибки?
Если результаты теста окажутся неутешительными, то на базе выбранного варианта игры бизнес строить не имеет смысла.
Рисунок 3. Для теста на «когнитивную сопротивляемость» можно привлечь друзей и родственников. Источник: сайт «Словари и энциклопедии на Академке»
Важный момент! Технические вопросы имеют значение. Следует контролировать качество печати изображений, наличие составных элементов в пачках (фишки, кубики карточки и др.). Коробка с настольной игрой должна быть нарядной, аккуратной, устойчивой и иметь яркий и запоминающийся дизайн.
Техническая сторона
Закупка оборудования для печати, ламинации, упаковки игр требует колоссальных затрат. Именно поэтому можно воспользоваться услугами сторонних организаций.
№ | Страна | Качество | Минимальное число экземпляров | Цена | Примечание |
---|---|---|---|---|---|
1 | Россия | Среднее | От 100 шт. | Средняя | Важно попросить выпустить пробный образец для проверки качества печати |
2 | Китай | Среднее | От 1 000 шт. | Низкая | Необходим человек для контроля процесса на месте |
3 | Финляндия | Высокое | От 1 000 шт. | Высокая | Заказ комплексных услуг обойдется дешевле (печать, ламинация, упаковка) |
Источник: сайт Хабрахабр
Как организовать продажи?
Открывая магазин настольных игр, можно выбрать один из 3-х вариантов:
- Комбинированная торговая точка. Наряду с основным продуктом тут продаются игрушки, товары для отдыха, хобби, досуга.
- Клуб досуга с точкой продажи. В этом случае плата взимается за партию в игре. К тому же игроки могут купить настольное развлечение домой, сделать ставки, получить приз, купить гамбургер и колу и др.
- Интернет-магазин. Самый надежный вариант, сокращающий риск вложений. Начать продажи можно с ходовых игр, а после – расширить ассортимент.
Совет! Первые партии игр можно продать и на базе договоренностей с отделами игрушек и товаров для отдыха в крупных супермаркетах.
Рисунок 4. Магазин с игровым залом. Источник: сайт «Хабрахабр».
Реклама – двигатель продаж
Важную роль в продажах играет реклама, основой которой выступают «сарафанное радио» и социальные сети. Листовки (POS-материалы) лучше всего распространять в торгово-развлекательных зонах. Реклама партнеров, состоящая в обмене литовками с магазинами игрушек и товаров для отдыха, также действует эффективно. Менее действенный вариант – реклама на билборде, транспорте, а также объявления в сети.
Рисунок 5. Формы рекламы бизнеса настольных игр. Источник: РБК
Основной сегмент покупателей – молодежь в возрасте 25-35 лет. В связи с этим представляется эффективной реклама близ кафе, образовательных учреждений, фитнес-клубов.
Персонал имеет значение
Продавец-консультант стола специфического товара должен отвечать ряду требований:
- детально знать не только состав коробок и прописанные правила игры, но и понимать ее с позиции игрока;
- понимать, что можно посоветовать покупателю, исходя из его возраста и интересов;
- уметь заинтересовать в игре, разъяснить ее суть и порядок.
Сколько можно заработать на продаже настольных игр?
Если автор передает игру издательству и рассчитывает на получение авторского гонорара, то его затраты составят порядка 5-10 тыс. руб. на создание прототипа игры. Обычно авторский гонорар платится с числа изданных, а не с числа проданных экземпляров. Если минимальная партия составляет 500 шт., то можно рассчитывать на выручку в 25 тыс. руб., поскольку:
- средняя стоимость игры составляет 1 000 руб.;
- средний процент авторского гонорара – 5% от стоимости.
В этом случае окупаемости можно достигнуть уже в первый месяц деятельности. С другими вариантами организации бизнеса дело обстоит иначе.
Статья затрат | Бизнес по франшизе | Самостоятельный бизнес |
---|---|---|
Аренда и ремонт помещения | 50 тыс. | 50 тыс. |
Закупка торгового оборудования | 50 тыс. | 50 тыс. |
Регистрация бизнеса | 1 тыс. | 1 тыс. |
Паушальный взнос по франшизе | 30 тыс. | -* |
Роялти по франшизе | 50 тыс. | -* |
Зарплата персоналу | 30 тыс. | 30 тыс. |
Рекламные мероприятия | -** | 15 тыс. |
Затраты на закупку или печать первой партии товара | 70 тыс. | 120 тыс. |
Создание собственного сайта | 30 тыс. | 30 тыс. |
ИТОГО | 284 тыс. | 296 тыс. |
* — Самостоятельный бизнес не требует уплаты роялти и паушального взноса
** — Франчайзер может обеспечить покупателя рекламными материалами и разместить объявления на сайте и в социальных сетях; затраты на дизайн и печать продукции он также отчасти берет на себя.
Справка! По статистике, в месяц можно продать в среднем 50-100 комплектов игры. Средняя выручка при этом составит 50-100 тыс. руб. При таком раскладе можно рассчитывать на окупаемость в течение 3-6 месяцев.
Источник: РБК
Примеры российского бизнеса по производству и продаже компьютерных игр
Издательство настольных игр Hobby World
Еще в начале 2000-х годов две компании – «Смарт» Михаила Акулова и «Мир фэнтези» Ивана Попова — пытались освоить рынок настольных игр. Однако бизнес развивался крайне медленно и нестабильно ввиду нехватки финансирования. В 2010 году владельцы двух конкурирующих фирм решили объединить свои активы и перейти к серьезному наступлению.
Рисунок 6. Иван Попов и Михаил Акулов. Источник: РБК
Первоначально Акулов и Попов разработали стратегию развития, которая предусматривала три направления деятельности:
- покупка лицензий у западных фирм и их адаптация к российскому рынку;
- доработка и издание игр российских авторов;
- продажа лицензий на выпуск российских игр за рубежом.
2011-2012 годы стали периодом становления новой компании Hobby World на российском рынке. В 2013 году фирма начала освоение рынков Запада. Активная деятельность партнеров принесла свои плоды – в 2015 году прибыль компании преодолела отметку в 1 млрд руб.
Справка! Стоимость одной коробки с игрой в компании Hobby World варьируется от 300 руб. до 10 тыс. руб. За 2016 год фирмой было продано свыше 1,5 млн российских и зарубежных разработок. Роялти автора составляет 4% от одного выпущенного экземпляра.
Источник: РБК
Сеть магазинов «Игровед»
Партнеры по танцам Александр Пешков и Екатерина Плужникова в 2006 году поехали с друзьями в Словакию, где им довелось познакомиться с увлекательной игрой «Уно». По приезду в Россию ребята приняли смелое решение – открыть на родине магазин настольных развлечений.
Они обратились к официальному дистрибьютеру фирмы «Mattel» в РФ и договорились о поставках игры «Уно». Так появился первый магазин «Play-Uno», в котором всю работу пришлось делать самим создателям бизнеса: организовывать поставки, отвечать на звонки и др. Складом была квартира Александра, а первый сайт он сделал самостоятельно.
Рисунок 7. Екатерина Плужникова и Александр Пешков. Источник: Ведомости.
- 2007 – на вырученные средства Екатерина и Александр открывают компанию «Игровед» и начинают заключать договоры на поставку других западных настольных развлечений, а также искать российских авторов настольных развлечений.
- 2008 – свет увидела разработанная Пешковым и Плужниковой игра «Корова 006».
- 2009 – начинается создание сети магазинов «Игровед».
Справка! В 2016 году выручка бизнеса составила 374 млн руб., а чистая прибыль – 29 млн руб.
Источник: РБК
Александр Ушан и его Spyfall
Уроженец Одессы Александр Ушан с детских лет интересовался настольными играми. Весной 2013 года на выставке «Игросфера» была презентована его собственная разработка – «Находка шпиона (Spyfall)». Прототип заинтересовал издательство Hobby World, которое предложило автору выгодный контракт.
Рисунок 8. Александр Ушан со своим детищем. Источник: GeekSter
- 2014 – пробная партия (2 тыс. экземпляров) была раскуплена в России за несколько месяцев.
- 2015 – 80 тыс. коробок продано в США.
- 2016 – 200 тыс. экземпляров выпустили только по предварительным заказам.
В настоящее время настольная забава переведена на 26 языков мира. Роялти автора составляет не менее 30 тыс. долл. в год.
Обзор популярных франшиз
Для того чтобы не просчитаться на запуске производства или продаже настольных игр, имеет смысл воспользоваться франшизой известной компании: таким способом начинали практически все нынешние крупные игроки рынка.
№ | Наименование франчайзера | Паушальный взнос, тыс. руб. | Инвестиции, тыс. руб. | Окупаемость, мес. |
---|---|---|---|---|
1 | Мосигра | 100-150 | От 1 500 | 12-18 |
2 | Активити.Рф | 80 | От 300 | 6-12 |
3 | GaGaGames | 100 | От 600 | 3-12 |
4 | Республика Игр | 120 | От 1 500 | 12-24 |
Список популярных настольных игр
Начиная бизнес, среди многообразия забав и развлечений стоит выбрать те, которые уже сумели снискать популярность и благоприятную оценку покупателей.
№ | Наименование | Число игроков | Возраст игроков | Уровень сложности (1-5) |
---|---|---|---|---|
1 | Каркассон | 3-6 | От 8 лет | 2 |
2 | Манчкин | 3-6 | От 10 лет | 4 |
3 | Монополия | 2-8 | От 8 лет | 3 |
4 | Элиас | Не ограничено | От 6 лет | 2 |
5 | Марракеш | 2-4 | От 6 лет | 2 |
6 | Дженга | Не ограничено | От 6 лет | 2 |
7 | Скрэббл | 2-4 | От 8 лет | 3 |
8 | Скотлэнд-ярд | 3-6 | От 10 лет | 3 |
9 | Уно | 2-10 | От 7 лет | 3 |
10 | Коллонизаторы | 3-4 | От 12 лет | 5 |
До недавних пор нам сложно было представить, что настольные игры – привычное и даже, как казалось несколько лет назад, начинающее устаревать развлечение – могут оказаться выгодным капиталовложением.
Сложность прогнозирования развития индустрии по созданию настольных игр заключается в том, что рынок «настолок» (как их называют любители такого способа времяпрепровождения) включает в себя слишком много разнообразных товаров – от обычных простейших «ходилок» (бросить кубик и передвинуть фишки) до сложных тематических и стратегических игр, где нужно просчитывать варианты на несколько ходов вперед. По предварительным оценкам, ежегодный объем продаж настольных игр составляет $100 млн.
Единого определения настольных игр пока не существует. Обычно под настольными понимаются игры, в которые можно играть в помещении с помощью специально разработанного инвентаря – игрового поля, фишек, кубиков, карточек, жетонов и т. д.
Как правило, небольшое количество необходимых для игры предметов позволяет разместить их на одном столе и/или в руках игроков. Количество участников начинается от двух и более игроков. В некоторых случаях игрок может быть даже один, но таких игр меньшинство.
Процесс производства настольных игр
Производство настольной игры состоит из нескольких этапов. Первый – один из самых главных – это продумывание и разработка идеи игры, определение ее вида, сюжетной линии, целей и степени развлекательности, создание предварительного образца («черновой» вариант) и тестирование.
На втором этапе проектируется окончательное внешнее оформление всех игровых элементов – карт, поля, фишек и т. д. вплоть до упаковки. Затем составляется смета для запуска набора в производство, рассчитывается тираж, при котором выпуск игры становится рентабельным (чем меньше тираж, тем более «золотыми» получатся ваши игровые наборы), выбираются подрядчики для выполнения всей работы.
Средний тираж одной настольной игры, выпущенной в нашей стране, составляет 5-6 тыс. экз. Если у вас достаточно сложная игра, требующая использования дополнительного инвентаря (например, кубика, фишек, жетонов и т.д.), то иногда оказывается целесообразным разделить производство, вплоть до поиска партнеров за рубежом.
Обратите внимание на качество вашей продукции. К примеру, если ваша настольная игра предполагает использование карточек и/или игрового поля, не стоит экономить на полиграфии.
На этапе запуска серийного производства настольной игры пора приступать к организации сбыта вашей продукции.
Обычно новые игры предлагаются небольшим магазинам (универсальным, книжным, магазинам игрушек, магазинам подарков и т. д., в зависимости от тематики и целевой аудитории вашего продукта).
Супермаркеты предъявляют достаточно высокие требования, которые могут оказаться молодой компании не по плечу. Еще один распространенный и эффективный вариант – создать собственный интернет-магазин, где любой желающих сможет почитать описание игры и правила, посмотреть фотографии и оформить заказ напрямую, минуя посредников.
Индустрия настольных игр привлекает все больше внимания как разработчиков, так и инвесторов. В самом деле, на разработку настольной игры требуется в несколько десятков раз меньше денег, чем на создание компьютерной. Рентабельность некоторых проектов доходит до 300-350%.
Даже во время экономического кризиса, когда продажи компьютерных игр в нашей стране снизились на $150 млн., спрос на «настолки» продолжал неуклонно расти.
Впрочем, на практике, скорее всего, окажется, что перспективы такого бизнеса не столь радужны и оптимистичны, как хотелось бы. Конкуренция в этом сегменте уже достаточно высока. И это притом, что несмотря на все усилия продавцов настольных игр, которые не просто предлагают свой товар, а пытаются создать на него спрос, такой вид развлечений в нашей стране пока еще не так популярен, как на Западе.
Например, в России наибольшим спросом пользуются настольные игры, ориентированные на детей, низкой и средней ценовой категории (от 100 до 500 р.). Игры для более взрослых игроков стоимостью от 500 до 3500 рублей раскупаются не столь активно.
Затраты на разработку одной настольной игры составляют, в зависимости от идеи и сложности, от нескольких десятков тысяч рублей до сотен. Однако основная проблема не в создании настольной игры, а в ее продаже.
В наши дни, когда на отечественном рынке настольных игр действует слишком много игроков (включая западных), новые компании стараются занять собственную узкую нишу, предлагая недорогие, но тематические игры, которые, как правило, помимо развлекательной имеют и дополнительные функции (например, игры на развитие воображения, стратегического мышления, для изучения иностранных языков или даже обучения некоторым навыкам).
Лилия Сысоева
(c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
Смотрите также:
Обзоры рынка настольных игр в России