Бизнес идея на мультфильмах

Бизнес идея на мультфильмах thumbnail

Как устроено мультипликационное производство в российской глубинке

IT-инструменты, которые используются в проекте Рисовашки

  • Python
  • Trello
  • Django
  • YouTube

У томских предпринимателей Олега Колмакова, Сергея Бородина и Дмитрия Литосова за плечами многолетний опыт в разных бизнесах. Год назад они добавили в своё бизнес-портфолио ещё один необычный проект — запустили собственный мультсериал «Рисовашки». Его отличает тесная связь с офлайном: детям предлагается не только посмотреть мультфильм, но и выполнять после него задания – рисовать на бумаге на заданную тему. О том, сможет ли томский мультик побороться за зрителя со «Смешариками», создатели «Рисовашек» рассказали порталу Biz360.

Досье

Дмитрий Литосов, 39 лет, Сергей Бородин, 40 лет, Олег Колмаков, 44 года, серийные предприниматели из Томска, основатели продюсерского центра «Блик» и проекта 
«Рисовашки»
. Центр «Блик» был запущен в 2017 году. Проект «Рисовашки» в 2018 году стал членом Российской ассоциации анимационного кино (45-м по счёту в целом и вторым из регионов), куда входят «Союзмультфильм», «Смешарики», «Лунтик» и другие известные компании и проекты.

Кооперация отцов

Все трое отцов-основателей к моменту создания продюсерского центра «Блик» имели существенный бизнес-опыт. Олег Колмаков развивает торговую сеть бытовой техники «Эксперт», Сергей Бородин – ряд интернет-проектов, Дмитрий Литосов раньше занимался производством мебели, но потом продал его и вложился в недвижимость. Зачем они решили объединиться и создать мультсериал для дошкольников?

«Как-то раз на одном из заседаний томского клуба предпринимателей «Люди дела» мы обратили внимание на то, что в интернете становятся очень популярными анимационные ролики без особого смысла: они набирают миллионные просмотры и получают тысячи лайков, — рассказывает Олег Колмаков. — Например, «Распаковщики», или непонятные мультфильмы с отталкивающими героями. Мало того: сегодня у детей есть доступ к так называемым вирусным мультфильмам, которые поднимаются на хайпе, имея в содержании негатив и мало общего с детским воспитанием. И под конец собрания мы решили, что легко сможем сделать мультик и сами – но при этом постараемся заложить в него смысл и полезную идею. Ведь недаром у нас на троих девять детей».

Анимация – специфичная сфера, однако такие российские проекты, как «Смешарики» или «Маша и Медведь» в последние годы убедительно доказали, что здесь можно добиться большого успеха. Предприниматели из «Людей дела» решили, что и они смогут создать мультсериал, сделав его коммерческим, а не только социальным или благотворительным проектом.

Так и возник продюсерский центр «Блик», на который «лёг» продакшн томского мультфильма «Рисовашки». Его запустили в марте прошлого года на
канале YouTube.

Сообщество начинающих художников

Сейчас «Рисовашки» – это комплексный проект, состоящий из нескольких подпроектов:

  • Мультипликационный развивающий сериал «Рисовашки».
  • Сайт с конкурсами детского рисунка Risovashki.tv.
  • Мобильное приложение «Рисовашки».
  • Детские мастер-классы и клубы по рисованию в городах.

Главной особенностью проекта «Рисовашки» является интерактив. Ребёнок смотрит серию, в сюжете которой ему ставится задача что-то изобразить после просмотра – на бумаге. Для «Рисовашек» запустили отдельную интернет-площадку
Risovashki.tv, куда загружаются все эти рисунки. Родители могут регистрировать там своих детей поимённо, создавая им авторские галереи.

Каждую работу на сайте можно комментировать и ставить ей лайк. Создатели проекта привлекли нескольких художников и преподавателей рисования, которые также изучают все картинки и дают свои рекомендации авторам. В итоге получилось нечто вроде небольшой тематической соцсети, посвященной детскому рисованию.

«Например, во второй серии, которая называется «Верный слоник», речь идёт о принцессе, — рассказывает Олег Колмаков. — По сюжету она спасает принца от чар колдуна. После просмотра зрителям предлагается нарисовать путешествие принцессы. А в третьей серии по заданию надо нарисовать волшебные сны для родителей. Здесь, как можно догадаться, есть в том числе педагогический посыл: дети могут перенести на бумагу то, чего они бы желали своим маме и папе».

Целевая аудитория «Рисовашек» – дети 3-7 лет из разных городов страны (наиболее активные — из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ижевска, Краснодара, Перми и т.д.). При этом сайт «Рисовашек» больше ориентирован на ребят постарше. За полгода работы туда загрузили 6 тысяч рисунков. 3,7 тысяч детей зарегистрировались на ресурсе как художники, а 150 тысяч уникальных пользователей заходят на сайт каждый месяц.

«Таким образом, наш сериал решает две глобальные задачи. Во-первых, это развитие детского творчества через рисование. Во-вторых — укрепление внутрисемейных связей через совместную работу с родителями. И всё это подается через призму традиционных общечеловеческих ценностей», — заключил Олег.

Рисовашкина изнанка

В реализации идея производства мультика, конечно, оказалась гораздо сложнее, чем показалась предпринимателям в начале. Но большой опыт в предпринимательстве говорил о том, что любая задача – это просто проект. Его можно разбить на шаги и последовательно их выполнять, корректируя в процессе. Этим и занялись основатели «Блика».

«Когда мы начали думать над мультфильмом, то полагали, что найти специалистов в нашем городе будет непросто. Но в итоге все, кто задействован, — томичи, — констатирует Олег Колмаков. —  Сам мультфильм рисуют в городской студии анимации «Хрустальная гора». Сценаристом, композитором и автором песен в мультфильмах является Юлий Буркин. Художник персонажей — Вера Николаева. Её мы нашли на сайте фрилансеров и уже потом выяснили, что она тоже томичка. А когда мы объявили конкурс на логотип для нашего продюсерского центра «Блик», то его тоже выиграла девушка из Томска».

Одна серия «Рисовашек» снимается три месяца. Сам процесс анимирования занимает шесть недель. До него надо написать сценарий, согласовать его, написать режиссерский сценарий, сделать раскадровку. После идёт анимация в черновом варианте, и только потом – чистовой вариант мультфильма. Далее на канале YouTube запускают премьеру и продвижение серии.

Создание одной серии обходится примерно в 500 тысяч рублей, продвижение стоит ещё десятки, а то и сотни тысяч рублей. Вначале мультфильм продвигали через «Яндекс.Директ». Потом вышли на детские YouTube-каналы («Теремок ТВ», «Кукутики» и т.д.). Это стало давать быстрый и стабильный трафик.

В итоге каждая серия «Рисовашек» получает в среднем 300 тысяч просмотров.

Привлечь Нюшу и Бараша

Пока «Рисовашки» не приносят прибыли. По расчётам создателей, окупаемость должна прийти через год. Для этого мультфильму надо стать популярным на федеральном уровне – и тогда он будет привлекательным для рекламодателей. Сейчас трое предпринимателей финансируют проект в равной степени за счёт других своих бизнесов.

«Сейчас наша главная задача – сделать больше контента, от этого зависит скорость окупаемости, — поясняет Олег. — Пока у нас выпущено четыре серии, каждая идёт около 7 минут. Такой формат необходим, чтобы потом продать права на прокат мультфильма на телевизионные каналы. Однако, чтобы это сделать, нужно снять больше серий — минимум 12. Права на такой продукт в России, впрочем, стоят очень немного. Цена прав на показ сериала из 12 серий может стоить от 10 тысяч рублей до 10 тысяч долларов в зависимости от канала. Гораздо выше стоимость прав за рубежом, поэтому уже сейчас мы начали перевод серий на немецкий и английский».

Чтобы ускорить процесс, есть два пути. Первый – открыть вторую студию с аналогичным штатом (сегодня в команде проекта задействованы 32 человека). Второй способ ускорения – привлечение в проект в качестве долевого собственника крупного действующего игрока рынка.

Олег Колмаков указывает, что мультфильм «Маша и Медведь», к примеру, стал популярен не только благодаря веселой героине — владельцы вложили значительные средства в продвижение проекта. 

«Сегодня мы ведём переговоры со «Смешариками» (на анимационном рынке они представлены компанией «Рики», которая берёт в свой портфель начинающие мультсериалы, если сочтёт их подходящими) и «Союзмультфильмом», — говорит Олег. — Такой партнёр для нас имеет первоочередную значимость, поэтому ему даже необязательно покупать у нас долю. Мы согласны сотрудничать в обмен на его медийные площадки, специалистов и опыт. Думаем, что к лету мы уже придём к чему-то в наших переговорах».

Кроме того, продюсеры «Блика» готовят заявки на грант в Фонд кино, министерство культуры и фонд «Сколково». В 2017 году правительство признало отечественную мультипликацию стратегически важной отраслью наравне со сферой IT. Поэтому грант – ещё один шанс на развитие для «Рисовашек».

Курсы и конкурсы

«Наша «фишка» в том, что мы не только производим мультфильм, но и одновременно развиваем платформу для рисования risovashki.tv. В перспективе такая модель более устойчива, — уверен Олег Колмаков. – Например, наш веб-сайт уже используем не только мы. Некоторые наши партнёры, не связанные с мультфильмом, запускают на базе нашего ресурса свои конкурсы детского рисунка – это удобно, ведь у нас технически всё под это «заточено».

Помимо сайта, команда «Блика» разработала также и мобильное приложение. С его помощью ребёнок может сфотографировать свой рисунок и автоматически загрузить его в своё портфолио.


Автор рисунка: Алина Старокожева, 13 лет, село Троицкое.

В планах у авторов проекта — развитие коммерческих офлайновых и онлайновых курсов по рисованию. После того, как мультфильм станет популярным, их можно будет продавать по франшизе. Правда, для этого нужно уже не только снять побольше мультфильмов, но и разработать обучающую методику.

Также на сайте есть раздел «Школы и студии». Сегодня заведения, обучающие рисованию по всей стране, могут разместить там информацию о себе. А в дальнейшем им можно будет предложить франшизу курсов «Рисовашек».

Что дальше

«В марте мы побывали на выставке Kids Russia в Москве и посмотрели на то, как выглядят другие российские и зарубежные мультфильмы при ближайшем рассмотрении, как говорится, «изнутри». В итоге мы решили немного изменить формат наших «Рисовашек», — говорит Олег Колмаков. — Сделать героев более современными и, соответственно, немного поправить всю концепцию сериала. Концепция – это нечто вроде бренд-бука мультфильма, где описан каждый персонаж, миры и особенности их взаимодействия друг с другом. На её правки мы выделили себе месяц».

Предприниматели не сомневаются, что у их мультфильма с опорой на интернет есть все шансы стать известным в России. Задачи выдавить с рынка «Лунтика» или «Смешариков», конечно, нет – но не исключено, что своими зрителями им придётся поделиться.

Что такое «Мультикубик» и как на нём заработать.
Ну очень смешной бизнес: как заработать на оригинальных рисунках.
«Взлёт разрешён!»: как капитан авиалайнера придумал настольную игру.

20 апреля 2018

Источник

Продажи товаров под анимационными брендами в мире приносят их создателям миллиарды долларов. В нашей статье мы пытаемся рассказать, что мультипликация и анимационное кино — это огромный бизнес! И если в него грамотно вкладывать, то рано или поздно продукция под своим, оригинальным брендом, будет приносить прибыль создателям и его вкладчикам. Примеры, приведены ниже…

Мультипликация стоимость в миллиарды! | «Свинка Пеппа» | «Тачки» | «Маши и Медведь» | «Лунтик» | «Смешарики»

Илья Попов из продюсерского центра «Рики» первым в России решился создавать не только мультипликационный сериал, но и целый мир товаров вокруг него!

Продажи товаров под брендом «Свинка Пеппа» (героиня мультсериала для малышей) в 2014 финансовом году превысили $1 млрд. Диснеевские принцессы, Микки-Маус, Человек-паук, Винни-Пух, герои «Тачек» приносят производителям продуктов под этими брендами больше $1 млрд каждый год.

Российская анимационная индустрия тоже производит суперпопулярные мультфильмы: «Маша и Медведь» и «Лунтик» входят в пятерку самых популярных русскоязычных каналов на YouTube — каждый из них посмотрели больше 3 млрд раз. На мультипликационные бренды в 2014-м в России пришлось 95% от 150–170-миллиардного оборота в рознице всех лицензионных товаров, свидетельствуют расчеты отраслевого издания «Вестник лицензионного рынка». С оценкой в 150 млрд руб. согласен и генеральный директор одного из ведущих лицензионных агентств в России Megalicense Захар Назаренко. Журнал РБК встретился с владельцами трех главных отечественных анимационных франшиз и разобрался, удается ли им заработать на игрушках, творожках, фломастерах и других детских товарах.

«Маша и Медведь»

Мультипликация стоимость в миллиарды! | «Свинка Пеппа» | «Тачки» | «Маши и Медведь» | «Лунтик» | «Смешарики»

Дмитрий Ловейко из студии «Анимаккорд» не сразу решился строить вокруг «Маши и Медведя» товарный бренд!

Небольшое двухэтажное здание студии «Анимаккорд» находится в Мурманском проезде, неподалеку от московской станции метро «Алексеевская». О том, что именно здесь создается один из самых известных в России мульт-сериалов «Маша и Медведь», догадаться сможет разве что внимательный прохожий: со второго этажа на улицу выглядывает главная героиня сериала Маша — наклейка на оконном стекле.

Из современных российских мульт-блокбастеров «Маша и Медведь» вышел на рынок последним. Сериал начал транслироваться в 2009 году, и проказница Маша быстро полюбилась российской аудитории. С тех пор вышла 51 серия, сейчас у официального канала MashaMedvedTV на YouTube 3,2 млн постоянных подписчиков. По количеству просмотров — это больше 3 млрд раз — он в пятерке лидеров русскоязычных каналов на YouTube.

«Изначально мы делали анимационный проект», — рассказывает управляющий директор студии «Анимаккорд», сопродюсер сериала Дмитрий Ловейко. Заранее предугадать, получится ли сделать из мультфильма бренд — выстроить вокруг него мир героев и товаров, сложно, объясняет он: кроме качества самого контента на возможность влияют и способ его распространения, и лояльность аудитории к персонажам, и главное — конкуренция.

Дудл для Google 2015 Мастеркласс: Основы анимации от «Маша и Медведь»

Но когда стало ясно, что контент будет пользоваться популярностью, в «Анимаккорде» поняли: «Маша и Медведь» может стать брендом, который в дальнейшем, вероятно, можно будет продавать. Изучили опыт российских и зарубежных проектов, юридическую практику, элементы лицензионной стратегии ведущих игроков. Но в первую очередь ориентировались на успешные истории «Смешариков» и «Лунтика», которые к тому времени уже были хорошо известны в России, признает Ловейко.

Продажа лицензий на право выпустить товары под именем их героев — главная статья доходов производителей мультиков, рассказывает Ловейко. На товарное лицензирование в 2014-м пришлось 60% выручки от продажи бренда «Маша и Медведь» (остальное — доходы от рекламы и платных подписок на YouTube). Самые популярные товары для брендирования — игрушки и продукты питания. Основатель сети гипермаркетов «Бегемот», гендиректор производителя игрушек «Гранд Тойз» Сергей Киселев называет «Машу и Медведя» безусловным лидером среди лицензионных товаров в своей сети.

Мультипликация стоимость в миллиарды! | «Свинка Пеппа» | «Тачки» | «Маши и Медведь» | «Лунтик» | «Смешарики»

Лицензиаты выбирают, с какими брендами работать, скорее по наитию, признается директор по маркетингу производителя пазлов Step Puzzle Виктория Степанова: «Это должен быть интересный, качественный продукт, который прививает «вечные ценности» и у которого есть потенциал стать «вечнозеленой франшизой». Для розницы же интерес ставить на полку мультипликационные бренды — в том, что на пике популярности их можно продать в разы больше, чем аналогичных «неименных» товаров, объясняет гендиректор компании — поставщика игрушек «Алиса» Михаил Зыков.

Согласно базе данных СПАРК-интерфакс, владельцем ООО «Маша и Медведь» является ООО «РВТ «Инвест». Этой компанией владеет «Ай-Эс-Би Эдванс Корп». Управляющие «Ай-Эс-Би Эдванс Корп» — Дмитрий и Елена Кузьмины, следует из данных американского регистра. 80% в ООО «Студия Анимаккорд» принадлежат Сергею Кузьмину, 20% — Дмитрию Ловейко.

Лицензии на право выпускать товары под брендом «Маша и Медведь» с 2009 года приобрели больше 150 компаний по всему миру. Среди них Ловейко перечисляет крупнейших международных игроков потребительского рынка: производителей продуктов питания Danone, Ferrero, Perfetti van Melle, игрушек Simba Dickie Group и Ravensburger, канцтоваров Crayola. В 2013 году совокупная выручка лицензиатов от продажи товаров «Маши и Медведя» составила 3 млрд руб. в оптовых ценах. В 2015 -м она достигнет 3,5–4 млрд руб., ожидает Ловейко: «Если бы не кризис, было бы больше».

Доход самих хозяев «Маши и Медведя» — роялти от продаж: 10% для непродовольственных товаров и 5% — для продуктов питания от оптовых продаж лицензиатов. Продажей лицензий занимается ООО «Маша и Медведь». Эта компания получила в 2013 году 292,2 млн руб. выручки и 139,5 млн руб. чистой прибыли, свидетельствуют данные СПАРК-Интерфакс. В прошлом году выручка, по словам Ловейко, выросла на треть.

«Лунтик и его друзья»

Мультипликация стоимость в миллиарды! | «Свинка Пеппа» | «Тачки» | «Маши и Медведь» | «Лунтик» | «Смешарики»

Примерно половину доходов от сериала «Лунтик и его друзья» (на фото совладельцы производящей его студии «Мельница» Сергей Сельянов (справа) и Александр Боярский) приносит товарное лицензирование.

Совладелец студии анимационного кино «Мельница» Сергей Сельянов — ветеран российской киноиндустрии. Он продюсировал «Особенности национальной рыбалки», «Брат» и «Брат 2», «Бумер 2», «Антон тут рядом» и еще несколько десятков популярных российских фильмов последних десятилетий. В 1999 году из подконтрольной Сельянову кинокомпании СТВ выделилась студия «Мельница», которая занялась созданием анимационных сериалов и полнометражных мультфильмов.

Сергей Сельянов: Как продать фильм

В 2006 году «Мельница» совместно с каналом «Россия» запустила в производство анимационный сериал «Лунтик и его друзья», который стали транслировать в программе «Спокойной ночи, малыши». 440 серий уже вышло, еще 50 находятся в производстве. Число просмотров «Лунтика» на YouTube перевалило за 3 млрд — он тоже в пятерке лидирующих русскоязычных каналов на YouTube, свидетельствуют данные Google.

По словам Сельянова, доходы от продажи контента и товарного лицензирования у «Лунтика» составляют примерно равные доли. Выручку «Мельницы» по «Лунтику» он не раскрывает, но говорит, что выручка от продаж лицензионных товаров под брендами «Лунтик и его друзья», «Барбоскины» и «Три богатыря» с мая 2014 по май 2015 года составила 3,5 млрд руб. в оптовых ценах.

Сергей Сельянов: какие фильмы всегда будут интересовать зрителя

50% ООО «Студия анимационного кино «Мельница» принадлежит ООО «Кинокомпания СТВ», по 25% — у сооснователя и генерального директора анимационной студии «Мельница» Александра Боярского и бывшего руководителя студии Валентина Васенкова. Контролирующий акционер СТВ — Сергей Сельянов (58,67%), 27,89% — у Надежды Васильевой, 13,44% принадлежат режиссеру, теле- и кинопродюсеру, главному продюсеру телеканала «Россия» с 2003 по 2006 год Василию Григорьеву (все данные — СПАРК-Интерфакс).

Первые лицензиаты появились у «Лунтика» в 2006-м — издательство Egmont и поставщик игрушек «Симбат Тойз». «Мы не продаем лицензии всем, кто хочет их купить», — говорит коммерческий директор «Мельницы» Людмила Цой. С каждым лицензиатом студия работает на эксклюзивных правах, поэтому выбирает производителей, хорошо представленных в федеральных и региональных сетях, с большими объемами производства и оборотными средствами. Это, по словам Цой, помогает избежать ощущения «повсеместного присутствия» бренда и не провоцировать у покупателей пресыщение. Сейчас у «Лунтика» 60 лицензиатов, в их числе производители игрушек Grand Toys и «Симбат Тойз», кондитерских изделий Ferrero и «Сладкая сказка», а также производитель пазлов Step Puzzle.

«Смешарики»

Продюсер Илья Попов о проекте «Смешарики. Начало»

В августе 2014 года по Неве курсировал теплоход с изображением голубого кролика Кроша. Таким образом героя «Смешариков» использовал в продвижении одного из своих продуктов Промсвязьбанк.

Основатель и владелец продюсерского центра «Рики», производящего «Смешариков», Илья Попов совсем не похож на типичного бизнесмена: только яркие цвета, вместо пиджака — футболка. К сегодняшнему дню вышло уже 453 серии «Смешариков». В 2014 году на российском рынке, по данным «Вестника лицензионного рынка», было 130 лицензий анимационных и игровых фильмов. А в 2004 году именно Попов первым решился не просто вывести на рынок российский мультфильм, а сразу строить вокруг него целый лицензионный мир.

«У нас не было задачи просто снять сериал, — вспоминает Попов. — Мы создавали мир героев, одновременно запускали линию книг, развивали лицензионное направление». Пик популярности пришелся на 2005–2007 годы, когда у «Смешариков» сформировался пул лицензиатов, который в дальнейшем практически не менялся. После этого проект «вышел на плато», говорит Попов. Кроме «Смешариков», Попов с партнерами производит еще и «Фиксиков», «Малышариков» и еще несколько анимационных проектов и представляет в России интересы владельцев прав на героев иностранных мультиков («Губка Боб Квадратные Штаны», «Южный парк», «Черепашки ниндзя» и др). Но все же главным источником доходов остаются «Смешарики». Поэтому сейчас Попов называет главной задачей компании добиться долгосрочного присутствия проекта в медийном пространстве.

СМЕШАРИКИ [студия производства]

В прошлом году от продажи лицензий на «Смешариков» «Рики» получила 310 млн руб. — 75% всей выручки от мультсериала. Выручка компаний-лицензиатов от «Смешариков» в 2014 году составила 4,5–5 млрд руб. в оптовых ценах.

У бренда «Смешарики», по данным сайта компании, 60 с лишним лицензиатов, которые производят больше 4200 товаров. Большую часть из них можно найти на прилавках продовольственных магазинов: две трети лицензий приходятся на продукты питания, треть — на промтовары, говорит Попов. В первых рядах лицензиатов — все те же крупнейшие производители продуктов питания и детских товаров.

Бренд в бутылке

Самая успешная, если судить по объемам продаж, лицензия на отечественном рынке — бренд «Простоквашино», который принадлежит французской Danone. По данным Nielsen, на молочные продукты под этой маркой за февраль—март 2015 года пришлось 10% всего российского рынка.

Компания «Юнимилк» (Danone купил ее в 2010 году) заключила соглашение на право использования персонажей книги «Дядя Федор, пес и кот» в дизайне упаковки с писателем Эдуардом Успенским в 2002-м. «Успех нового бренда был ошеломляющим», — говорит представитель Danone Валерия Трифонова. В 2008 году символом бренда «Простоквашино» стал кот Матроскин — на пачках молока он похож на кота из мультфильма. Решение, по словам Трифоновой, оказалось «необычайно верным»: выросли продажи, увеличилась доля рынка и узнаваемость бренда не только в России, но и в странах СНГ. Сейчас одного только молока с Матроскиным на этикетке продается 27 млн бутылок в месяц. В 2014 году «Простоквашино» было самым быстрорастущим брендом среди всех продуктов Danone в мире.

Но если «Маша и Медведь» и «Лунтик» помогают продавать в первую очередь товары для детей, то в «Рики» решили пойти дальше: в марте 2014 года Попов объявил, что хочет перевести «Смешариков» в категорию lifestyle-брендов. На «Смешариках», объяснял он, выросло не одно поколение детей, некоторые из которых и сами уже стали родителями, и теперь авторы мультсериала хотят удовлетворить их запросы и расширить возрастные рамки целевой аудитории. Для этого «Рики» подготовила четыре новых стайл-бука. Один из них, например, содержит принты со Смешариками в стилистике великих художников. Предполагалось, что их станут использовать лицензиаты из индустрии моды — для одежды, аксессуаров и даже предметов интерьера.

Пока лицензиаты по lifestyle-брендам у Смешариков не появились, признается Попов: переговоры, по его словам, продолжаются. В ожидании лицензиатов «Рики» запустил собственное производство товаров со «взрослыми» принтами — планируется, что на полках они появятся в январе 2016 года. Завершить же создание lifestyle-бренда Попов рассчитывает за пять лет.

Представитель Промсвязьбанка не смог прокомментировать РБК результаты акции со «Смешариками».

Рынок российских мультипликационных брендов в цифрах:

150–170 млрд руб. составили розничные продажи всех лицензионных продуктов в 2014 году, по оценке «Вестника лицензионного рынка». Подавляющее большинство этой суммы — 95% — поделили продавцы товаров под мультипликационными брендами. Около 5,5 млрд руб. могли заработать владельцы прав на мультгероев в России на продаже своих лицензий, подсчитал Захар Назаренко из Megalicense. В 2004 году «Смешарики» были первым отечественным мультипликационным сериалом, владельцы которого одновременно занялись развитием лицензионного направления.75% всех доходов — 310 млн руб. — студия «Рики» получила от продажи лицензий на «Смешариков» в прошлом году. Право выпускать товары под этим брендом приобрели  больше 60 лицензиатов, они выпускают около 4200 наименований товаров. 6000 товаров продают в России больше 300 лицензиатов, работающих с Walt Disney по глобальным и локальным контрактам. На продукцию под принадлежащими студиибрендами может приходиться до половины всего лицензионного рынка в России.

В планах Попова ни много ни мало стать крупнейшим игроком на рынке российской анимации. «Если бы в России появилась компания, которой принадлежали бы все успешные бренды, она могла бы влиять на этот рынок <…> Если компании [не объединятся], они останутся ларьками у метро, которые в дальнейшем будутснесены гипермаркетами», — убежден он.

Выдерживать конкуренцию на рынке детской анимации действительно с каждым годом сложнее, а лицензиаты становятся все разборчивее — требования к самому бренду ужесточаются, говорит Дмитрий Ловейко. Если в 2011 году на полках магазинов можно было найти товары под 87 анимационными брендами, то в 2015-м — уже под 152 брендами, свидетельствуют расчеты «Вестника лицензионного рынка». Это отраслевое издание ежегодно проводит мониторинг полок крупнейших ретейлеров (всего в последнем мониторинге было 32 сети), чтобы выяснить, какие лицензионные бренды больше всего представлены в рознице. В мониторинге 2014–2015 года лидерами по представленности и широте ассортимента оказались товары под брендами Walt Disney — «Диснеевские принцессы», «Тачки» и «Микки-Маус». «Маша и Медведь» заняли восьмую строчку, «Лунтик» и «Смешарики» в первую десятку не попали. В 2011 году картина была иной: «Смешарики» занимали восьмое место, «Лунтик» — десятое, а «Маша» в топ-10 еще не входила.

И битва с «гипермаркетом» уже началась: крупнейший в мире производитель мультфильмов Walt Disney сотрудничает в России с 300 лицензиатами, которые продают здесь больше 6 тыс. товаров, брендированных героями Disney, MARVEL и «Звездных войн». Обе цифры — в разы больше, чем у отечественных конкурентов.

«Винни-Пух и все-все-все»

Мультипликация стоимость в миллиарды! | «Свинка Пеппа» | «Тачки» | «Маши и Медведь» | «Лунтик» | «Смешарики»

Walt Disney начала развивать лицензионное направление в России с 2006 года. Сейчас студия, по разным оценкам, занимает от 40 до 50% лицензионного рынка в России, говорит Захар Назаренко. Среди партнеров Disney в России есть и крупные международные компании, и небольшие местные производители, передала РБК через представителя гендиректор компании в России Марина Жигалова-Озкан. Какие доходы студия получает в России, представитель компании не говорит. Глобальная выручка подразделения компании, отвечающего за лицензирование потребительских товаров, составила в прошлом году $3,98 млрд. В чем секрет такого преимущества Disney?

Во-первых, это портфель франшиз, который позволяет создавать широкий ассортимент товаров для самой разной аудитории и регулярно обновлять его, объясняет Жигалова-Озкан. Традиционно высоким спросом пользуются так называемые вечнозеленые франшизы — классические герои Disney: принцессы, медвежонок Винни, герои фильма «Тачки», Микки-Маус, Мстители, Человек-паук, а также герои «Звездных войн».

Tigger And Eeyore | The Mini Adventures of Winnie The Pooh | Disney

Сыграло свою роль и то, что Disney первой из международных лицензиаров открыла офис в России и начала работать без посредников. Разработка и утверждение продуктов стали занимать меньше времени, а самой Disney стало проще контролировать их качество. Наконец, в российском офисе компании функционирует центр разработок, специалисты которого отслеживают тренды и помогают лицензиатам создавать привлекательные товары, рассказывает Жигалова-Озкан.

Мимо кассы

В некоторых категориях объем пиратской продукции под мультипликационными брендами может доходить до 90%, считает кинопродюсер Сергей Сельянов. Чаще всего, по его словам, подделывают игрушки, одежду и другой текстиль. В канцелярских и школьных товарах, а также в некоторых видах игрушек объемы контрафакта и легальной лицензионной продукции, по наблюдениям директора студии «Анимаккорд» Дмитрия Ловейко, сопоставимы. Владелец продюсерского центра «Рики» Илья Попов оценивает долю контрафакта под брендом «Смешарики» примерно в четверть, а то и треть всей продукции на прилавках: «Случаи выявления исчисляются сотнями».

«Есть два вида пиратства, — объясняет коммерческий директор студии анимационного кино «Мельницы» Людмила Цой. — Первый — когда компания, не являясь нашим лицензиатом, выпускает продукцию под нашим брендом. Второй — когда некоторые лицензиаты пытаются занизить в отчетах объемы продаж, чтобы сократить выплаты роялти». У «Мельницы» в 2014 году было 20 случаев судебных разбирательств, больше 50 разрешились до суда.

«Маша и Медведь» в прошлом году подала около 3 тыс. исков к торговцам контрафактом. «Наши представители, как правило, сначала предлагают магазинам убрать контрафакт, затем делают контрольную закупку и обращаются с иском в суд, — объясняет Ловейко. — Мы обычно просим наложить штраф в 50 тыс. руб. на магазин». Но «отлавливает» правообладатель 15–20% от всего объема нелегальной продукции, полагает он.

«Конкурировать с Disney российским производителям анимации очень сложно, — утверждает Назаренко. — Дело в том, что Disney активно пользуется своими глобальными возможностями. Взять, например, самый большой для них рынок игрушек: основные роялти, которые они получают от Lego, Hasbro и Mattel, — это не новые разработанные в России и для России игрушки, а импорт уже готовых для всего мира кукол и конструкторов».

Российскому правообладателю сложнее: перед ним стоит задача или найти российского производителя, который инвестирует несколько миллионов долларов в пресс формы, или убедить зарубежного крупного игрока, что бренд имеет потенциал за пределами России, говорит Назаренко. «Пока это успешно получается только у «Анимаккорда» — контракты с Simba Dickie и Spin Master — это очень круто», — уверен он.

Фото: Михаил Голоденков для РБК

Источник: rbc.ru

{fcomment}

Источник

Adblock
detector