Бизнес идея кружок робототехники
О специфике развития бизнеса в регионах, сути франчайзинговой модели и первых ошибках Дмитрий Решетников рассказал в интервью Контур.Журналу.
Платформа для старта
Бизнесом я занимаюсь, можно сказать, с детства. С 12 до 18 лет моя деятельность была связана с картингом, но из-за недостатка финансирования пришлось оставить этот бизнес и переключиться на другое направление — программирование.
До открытия первой школы робототехники наши с партнером бизнес-интересы были направлены на разработку сайтов и автоматизацию различных процессов. Тяга к программированию и робототехнике была у меня изначально, правда, высшее образование я так и не получил. После школы учился в техникуме, но не закончил его. Учеба меня не увлекла. В один момент интерес к робототехнике и желание создать «идеальный» учебный процесс оформились в новую и интересную бизнес-идею — обучение детей робототехнике и моделизму, в котором 80% процесса отведено практике и 20% – теории. Так, 1 марта 2015 года мы с другом открыли первую школу Start Junior в Набережных Челнах, в которую вложили порядка 2 млн руб. А в середине мая 2015-го уже появилась вторая школа в Казани.
Система обучения
В нашей школе установлены три дисциплины. Первая — это моделизм, изучение радиоуправляемых автомобилей на бензине и электричестве, дронов, летной техники. Это аналог советского техника: дети учатся паять, изучают схемотехнику. Вторая дисциплина — робототехника, в рамках которой дети создают, изобретают и программируют роботов. Третье направление — программирование.
Выбор нескольких направлений в рамках одной школы был сделан неслучайно. Дело в том, что основная проблема, связанная с обучением детей, заключается в нестабильности их интересов. Дети быстро перегорают. Как правило, в течение года один ребенок посещает около пяти кружков. Первые полтора месяца он ходит на карате, потом столько же на футбол, потом переключается на кружок рисования и т.д. И вот наступает лето, и за три месяца его интересы полностью меняются. Поэтому, чтобы ребенок задержался у нас подольше и не терял интереса к школе, мы даем ему возможность познать азы разных направлений.
Все обучение в школе проводится в игровом формате. На базе лего-роботов, программного обеспечения дети создают робота-игрушку, но применяя те знания, которые можно в будущем использовать в обычной жизни. По таким же алгоритмам работают автоматизированные заводы, механизмы, конвейеры.
По окончании школы мы выдаем ученикам внутренний диплом Star Junior, подтверждающий, что ребенок окончил нашу школу, но это не юридический документ, поскольку мы работаем в сегменте дополнительного образования.
Секреты успеха
Успех нашего бизнеса — это совокупность различных факторов, начиная с новизны самой идеи и заканчивая правильным выбором модели масштабирования. Ведь дополнительное образование в таком формате уже давно существовало: кружки карате, чтения, английского языка. Мы выбрали более инновационный, свежий проект. К тому же нужно учитывать КПД нашей работы — просто на интересной идее оно расти не будет.
Если полтора года назад, открывая свою первую школу Start Junior, мы еще практически не видели подобных проектов на рынке, то сейчас их появилось довольно много. Благодаря активности разных компаний это направление стремительно развивается. Например, компания «Лего» имеет очень хорошую образовательную линейку.
Наша модель масштабирования основана на франчайзинге. На сегодняшний день мы на 100% работаем на входящем трафике.
Нам не приходится искать клиентов. Как правило, франчайзи сами нас находят. И если в школе мы работаем с В2С-сегментом, то в случае с франшизой мы нащупали портрет целевого клиента, поняли, кто нам интересен, кто хочет открывать школу и имеет на это бюджет. Проделав большую работу, мы вложились в рекламу этого перспективного направления.
Первые ошибки
В некотором смысле мы являемся первооткрывателями в сфере обучения детей робототехнике и моделизму. Поэтому мы совершили абсолютно все возможные ошибки — начиная с бухгалтерии и заканчивая системой обучения.
С течением времени нам пришлось полностью переделывать учебную программу. В первой школе Start Junior был только один класс. Сейчас в наших школах два класса: один — моделизма, второй — робототехники. Мы также столкнулись с дефицитом преподавателей. Готовых педагогов по робототехнике или моделизму в нашей стране очень мало. Поэтому нам приходится доучивать и переучивать людей, у которых есть определенные способности и интерес к образовательной деятельности.
С первым несезоном мы столкнулись буквально через три месяца после открытия. Накануне лета нам пришлось быстро переквалифицироваться в летний городской лагерь.
Оказалось, что с экономической точки зрения летом даже выгоднее работать, чем в учебном году. Просто дети, которые посещают школу в течение учебного года, летом плавно поступают в наш городской лагерь, где находятся с восьми утра до вечера, занимаясь робототехникой и моделизмом, купаясь в бассейне, играя в спортивные игры и вовлекаясь в другие интересные и полезные дела.
Мы адаптировались под такой формат и довольно успешно закрыли свое первое лето. В первое лето у нас вошли две школы в Набережных Челнах и Казани, этим летом наш лагерь прошел уже в 15 школах.
С продвижением бизнеса тоже возникало немало ошибок, которые впоследствии пришлось исправлять. Портрет нашего целевого клиента не такой простой, как кажется на первый взгляд. С одной стороны, у нас есть ребенок в возрасте от 3 до 16 лет, которому может быть интересно то, что мы предлагаем. С другой стороны — родители, которые платят за ребенка. Сложно сразу определиться, кого нужно привлекать, ведь эмоции и желания проявляет ребенок, а решение принимает родитель. Мы не сразу это поняли, поэтому первое время неправильно выстраивали стратегию продвижения.
Главное осознать, что нужно заинтересовывать родителей и детей в тандеме: ребенку надо показать, что это интересно, а родителям — что это полезно.
Что касается специфики работы в регионах, то ключевые ошибки, которые здесь допускаются, связаны с выбором локации школы. Конечно, возникают проблемы и в отдельно взятых школах, но проблемных регионов, где мы не могли бы работать, нет.
В процессе работы проблемы могут всплывать любые, ведь наша школа относится к сфере услуг, а услуги оказывает человек. От его компетенций, желания работать и эффективности многое зависит. Поэтому очень важно, чтобы в школе работал персонал, которому мы можем доверить ребенка.
Привлечение клиентов
У нас есть формат бесплатных занятий, которые могут посетить дети с родителями. На них мы презентуем школу и демонстрируем, чем в ней могут заниматься дети. Финансово такие занятия не обременяют родителей, а у ребенка появляется возможность попробовать себя, собрать первого робота. В этот момент, как правило, он определяет, интересно ему это или нет.
На текущий момент из каналов привлечения в процентном соотношении наиболее эффективен интернет (совокупность контекстной рекламы, социальных сетей, каких-то тематических платформ) – примерно 70%. На офлайн-каналы приходится порядка 30%, но в зависимости от региона этот процент больше или меньше. К офлайн-инструментам я отношу промоушн, презентации в среднеобразовательных учреждениях, детских садах и других местах, где присутствует наша целевая аудитория.
Мы руководствуемся логикой: если ребенка водят в среднеобразовательную школу, значит, будут водить и к нам. Поэтому мы стараемся появиться в тех местах, где недалеко от нас есть средняя школа. Как правило, нужен именно спальный район.
В первую очередь мы боремся за внимание ребенка и родителей, поэтому наши конкуренты — практически любые кружки. Если ребенок выбирает между нами и кружком английского языка, значит, в чем-то они убедительнее и интереснее.
Первостепенные задачи
На ближайшее время перед нами стоит много задач: мы будем улучшать продукт, масштабироваться и популяризировать робототехнику. Для этого мы записываем ролики на YouTube, благодаря чему можем объяснить каждому ребенку из любого города, что такое роботы и для чего они нужны. Интернет нам очень помогает в развитии бизнеса, большую роль в продвижении играют и социальные сети.
На данный момент в Москве у нас действует одна из самых успешных школ, потому что здесь тема робототехники для многих понятна. Кроме того, на успешность бизнеса влияет плотность населенность и материальный уровень людей. Если в регионах наши услуги стоят от 1500 до 4000 руб. в месяц, в зависимости от количества занятий и временных промежутков, в которые они проводятся, то в Москве цена достигает от 3000 до 6000 руб.
Почему мы ставим задачу по доработке программы на первое место? Потому что мы свято верим, что от качества продукта зависит будущее индустрии. Если мы сегодня станем оказывать хорошие услуги в сфере обучения, сможем заинтересовать ребенка, то в будущем у нас будет много Илонов Масков.
Наши цели вполне понятные и достижимые: по России в ближайший год мы планируем открыть еще 150 филиалов к тем 30, что у нас уже есть. В центральном офисе у нас сейчас работает 15 человек, есть также люди, занимающиеся исключительно продажами франшиз. Но мы стараемся не зацикливаться на бизнес-модели как таковой, а хотим развивать сам продукт и идею.
Во франчайзинге многие сегодня оперируют цифрами: вложите 100 000 руб. – и с первого месяца зарабатывайте 1 млн. При этом мало кто говорит о продукте, перспективах, рынке вообще. Речь идет только о деньгах. Это ключевая ошибка, так как весь бизнес все равно держится на продукте: не будет его — не будет и денег. У нас же нет миллиардных бюджетов на рекламные кампании, поэтому мы заходим на рынок, заинтересовывая продуктом.
Год назад в городе Кореновск с населением 40 тысяч человек открылся первый кружок робототехники. Он оказался успешным и прибыльным, поэтому новые кружки от компании «Робокор» начали появляться в других малых городах. Следующей покоренной ступенькой стал запуск франшизы и выход в города-миллионники.
Как работают кружки робототехники в маленьких городах и как выдержать конкуренцию в больших, Robohunter выяснил у генерального директора «Робокор» Максима Иванкова.
Интервьюер – Анна Ангелова
Респондент – Максим Иванков
Расскажите, где и как вы открывали первый кружок.
Первый кружок мы открыли в городе Кореновске Краснодарского края. Это был август 2017 года. Я тогда закончил университет, и передо мной встал вопрос – чем заниматься дальше. Меня давно тянуло в сторону бизнеса, и в сфере детской робототехники у меня были определенные компетенции. Мы посмотрели варианты франшиз, но они были дорогими и не были рассчитаны на открытие в маленьких городах. А в Кореновске население всего 40 тысяч человек. Поэтому мы решили сделать все сами.
Чтобы начать преподавать, мы с командой за две недели написали учебную программу на 2 месяца вперед (дальнейшую программу потом составляли по ходу) плюс начали закупать первичное оборудование. Много списанного оборудования брали в школах – чинили его, перекрашивали и ставили у себя в помещении. Параллельно запускали рекламу с минимумом средств: сами выходили на улицы, раздавали листовки, ходили в молодежный совет и просили содействия. В общей сложности на подготовку ушел месяц. Я занимался бизнес-процессами, плюс я по образованию инженер, поэтому также взял на себя методические программы, подборку комплектующих и электроники. Еще в команде были дизайнер и методист – всего три человека.
В каких городах сегодня есть кружки «Робокор»?
В Кореновске, станице Динской (Краснодарский край), два кружка в Новочеркасске (Ростовская область) и в Ростове-на-Дону.
Фото предоставлены «Робокор»
В чем особенности функционирования кружков робототехники в маленьких городах?
Самая главная особенность – там крайне сложно найти преподавателей. В средних и крупных городах преподаватели хоть немного компетентны изначально: это инженеры, которые работали с какой-либо техникой, электроникой, и их нужно обучить работать с детьми по нашей образовательной программе. В маленьких городах на наши вакансии, размещенные на Avito и HeadHunter, откликались бывшие продавцы, учителя физической культуры, математики – если повезет. Иными словами, у людей абсолютно нет первичных знаний, и вначале их приходится интенсивно обучать.
Как именно проходит обучение преподавателей?
После успешного прохождения собеседования кандидат допускается к подготовке. Будущему преподавателю направляется множество структурированных документов по педагогике, алгоритмам проведения занятий, электронике и т.д. Также прилагается подробный план проведения первых двух занятий в кружке. После изучения материала и получения ответов на все возникшие по ходу вопросы, после множественных консультаций с методическим отделом кандидат допускается к занятиям в роли слушателя. Он внимательно следит за проведением занятий опытными педагогами, отмечает для себя вопросы. После дополнительных консультаций кандидат допускается к проведению занятий вместе с действующим педагогом, периодически вовлекаясь в процесс преподавания. В процессе занятий педагог предоставляет кандидату все большую свободу действий и в конечном счете позволяет полностью самому провести занятие под присмотром. После получения достаточного количества опыта и корректировки методов преподавания кандидат может приступить к самостоятельной работе. Весь указанный процесс по времени сильно зависит от первоначального уровня кандидата и занимает от двух недель до двух месяцев.
Расскажите об оборудовании для занятий.
Оборудование включает две составляющих. Первая – электроника на основе Arduino: датчики, модули, которые мы закупаем либо у местных поставщиков, либо в Китае. Вторая составляющая – это различные конструкторы, которые мы делаем самостоятельно на своем производстве в Краснодарском крае.
Какие возрастные группы есть в ваших кружках?
У нас три возрастные группы: дети от 7 до 9 лет, от 9 до 14 и старшая группа. В самом начале мы делали эксперименты и пытались помещать в одну группу детей из начальной школы и старшеклассников. В этом были свои плюсы, потому что старшие помогали младшим, а младшие тянулись к старшим, но по большей части эта система показала себя с негативной стороны, поэтому мы начали делить детей по возрасту. В ближайшее время мы будем запускать еще одну группу – для детей от 5 до 7 лет. Сейчас готовим учебные программы.
Когда вам пришла идея об открытии франшизы?
Нам в этом сильно помог «Хабр». Я начал писать статьи о нашем развитии, инсайтах, и мне стали писать люди, говорить, что они тоже живут в небольшом городе и было бы здорово открыть кружок у них – они готовы в этом посодействовать. Большую роль сыграл завод «Промсвязь» в городе Юрьев-Польский во Владимирской области. Всего через пару встреч с представителями завода они предложили подписать документы на открытие у них кружка. Это был март 2018 года. На тот момент никакой франшизы у нас не было, и открывать кружок по франшизе в конце учебного года, особенно если прибавить время на подготовку, неэффективно. Поэтому мы предложили к лету запаковать франшизу и открыть кружок с сентября, что и было сделано. Несколько занятий в кружке от завода «Промсвязь» уже прошло.
Зачем заводу кружок робототехники?
Юрьев-Польский – небольшой город с населением 18 тысяч человек, и с кадрами там все достаточно печально. Руководство завода хочет готовить себе сотрудников на работу практически со школьной скамьи.
Помимо этого, есть ли уже заключенные контракты с франчайзи?
По нашей франшизе открыл кружок индивидуальный предприниматель в Питере – он уже неделю ведет занятия. Буквально сегодня-завтра мы заключаем договор на открытие кружка в Шахтах (Ростовская область) и второго кружка в Ростове-на-Дону.
То есть вы не планируете оставаться исключительно в малых городах – решение успешно масштабируется и для больших городов?
Конечно. Вдобавок мы нащупали для себя новую бизнес-модель. Стандартная модель франшизы предусматривает оплату паушального взноса и предоставление инструкций к открытию кружка робототехники. Мы подумали: что, если у человека есть деньги, но он не хочет сам открывать кружок и заниматься его операционным управлением? Тогда этот человек может заплатить нам определенную сумму денег, и за это мы сами открываем кружок робототехники в выбранном городе, занимаемся его операционным управлением, обучаем преподавателей, а инвестор получает долю прибыли от этого кружка. Сейчас на этот пакет у нас есть порядка десяти заявок с России и одна с Украины (Киев).
Вы чувствуете конкуренцию в больших городах?
По франшизе мы открыли кружки в Питере и Ростове-на-Дону, городах-миллионниках. Там мы работаем исключительно в спальных районах – на группу примерно из пяти домов в 15-20 этажей. Дети с этого спального района ходят к нам в кружок. Им это удобно: не надо далеко ходить. Благодаря этому конкуренции мы не чувствуем. Основной параметр, по которому клиенты выбирают кружок в больших городах – близость к их месту жительства.
Какие нужны стартовые вложения и за какое время реально выйти на прибыль?
Если открываться по франшизе, базовый пакет предусматривает паушальный взнос 200 тысяч рублей. Кроме этого, нужны минимум 150 тысяч первоначальных вложений. Но половина из этих 150 тысяч уйдут на покупку компьютеров и ноутбуков, а они нужны только через три месяца. Соответственно, вначале кружок можно открыть где-то за 70-80 тысяч. А ноутбуки оплатить с первой прибыли.
Обычно кружок выходит на ощутимую прибыль со второго месяца. В первый месяц мы начинаем работу с двух групп по 8 человек, к концу месяца их становится четыре, через три месяца мы выходим на 8-10 групп.
Как привлекать клиентов в маленьких городах?
Реклама здесь ведет себя непредсказуемо. Если в больших городах интернет-реклама показывает себя с самой лучшей стороны, то в маленьких городах это не работает от слова «совсем» до слова «совсем немного». Под небольшими я сейчас имею в виду города до 80 тысяч человек. Контекстная реклама здесь не работает вообще, социальные сети работают плохо. Главным источником привлечения клиентов становится сарафанное радио. Много средств, сил и времени уходит на то, чтобы привлечь первые 20 человек, а потом эти 20 человек привлекают остальных 60.
В каких-то городах мы напрямую идем в школы, проводим бесплатные мастер-классы и за это просим допуск к родительским собраниям. Достаточно пройтись по всем родительским собраниям в школе, и у нас в течение недели будет 30-40 заявок на обучение.
В некоторых городах в школы категорически не допускают. Требуют разрешения от управления образованием, а с ним по поводу посещений школ договориться практически невозможно. В таком случае приходится проводить малоэффективные акции, выходить промоутерам с листовками, и стоимость привлечения клиентов вначале сильно возрастает. Но потом тоже включается сарафанка, и стоимость привлечения клиента падает практически до нуля.
Сколько в среднем нужно времени, чтобы в городе о вас узнали и заговорили?
Это зависит от того, насколько охотно нас пускают в школы. Лучший вариант развития событий был в Кореновске. Молодежный совет города пошел нам навстречу, мы сразу начали проводить мероприятия, акции. Мы ходили на встречу с главой города, главой района, нам предлагали помощь. В результате о нас узнали уже в первый месяц.
А в станице Динская, поскольку доступа на родительские собрания мы не получили, запускаться было крайне неудобно и крайне дорого, о нас там более-менее узнали и заговорили через 4-5 месяцев.
Как вы планируете развивать «Робокор»?
Мы собираемся заложить фундамент для дальнейшего развития в виде продажи франшиз – доработаем эту систему до максимальной эффективности. Потом мы намерены пойти в онлайн-образование, чтобы дети могли проходить онлайн-курсы с нашими наборами. Планируем выходить на школы: сейчас с ними работает только фонд «Вольное Дело» и только на лего-робототехнике. Мы собираемся внедрить туда электронику и Arduino, которые дают больше технических знаний.
Смотрите также:
- Робототехника для детей: кружки по всей России
- RoboBUS: передвижные школы робототехники приедут в самые отдаленные уголки Украины
- О первой в России программе по soft-робототехнике – профессор КФУ Евгений Магид